Кухарук В.В. Криминология Причины индивидуального преступного поведения

Не стоит осуждать тех, кто ступил на «кривую дорожку». Возможно, в определенный момент они не видели другого выхода из сложившейся ситуации, а может, просто хотели узнать, какое оно - криминальное поведение. Ощутить вкус свободы и авантюризма. В любом случае для таких действий у человека есть причины, именно о них сегодня поговорим.

Преступная деятельность

Криминальное поведение является не чем иным, как внешним проявлением преступной деятельности. Эта деятельность состоит из двух этапов:

  1. Мотивационный. Возникшие потребности становятся мотивами противоправного поведения. Здесь основную роль играют личностная характеристика субъекта и выбор объекта преступного действия. На этом этапе исследователи могут спрогнозировать возможные результаты преступного поведения.
  2. Реализация решения. Субъект выбирает способы, средства и орудия достижения поставленной цели, осуществляя тем самым преступные намерения.

В криминальном поведении результат действий и задуманные цели не всегда совпадают. Это может объясняться как объективными (не зависящими от человека), так и субъективными причинами. Поэтому можно сказать, что преступная деятельность - это совокупность субъективных и объективных сторон действий.

В каждой преступной ситуации всегда присутствуют ненаблюдаемые (то есть психологические) элементы, которые в значительной мере влияют на противоправные действия.

Не личность, а действия

Криминальное поведение всегда вызывало неугасающий интерес в различных научных направлениях. Усилия исследователей в основном были направлены на изучение преступной личности. Во многих психологических направлениях были предприняты попытки объяснить предпосылки криминального поведения. Единственное, в чем они были согласны друг с другом, - это тезис, что преступные действия появляются из-за болезненных исходов конфликтных в процессе индивидуализации (К. Юнг), социализации (Э. Эриксон), конструирования жизненного сценария (Э. Берн). Проще говоря, криминальная личность - это человек с неудачным процессом формирования индивидуальности и Правда, сегодня это направление многими исследователями признается неконструктивным по нескольким причинам:

  1. Понятие «преступная личность» является удобным, если приходится изучать уже сформировавшегося (состоявшегося) преступника, а не потенциального девианта.
  2. Определение «преступная личность» неконструктивное само по себе, так как предполагает существование непреступной личности, а это противоречит идее о том, что базис противоправного поведения (ложь, агрессия) присутствует в каждом человеке.
  3. Личность не может быть объектом познания. Конечно, человека можно изучать частично, но личность не должна являться экзистенциальным центром мира.

Поэтому логичнее всего изучать не личность преступника, а преступное поведение, которое изначально заложено в основе человеческого бытия.

Страх смерти

Часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.

То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.

Формирование и реализация преступных намерений

Основополагающим фактором криминального поведения является взаимодействие индивида со средой обитания. Отдельно следует рассматривать и психический статус человека. Психологи создали такую причинную цепочку:

  1. Отчуждение.
  2. Возрастающая тревожность.
  3. Формирование мотива.
  4. Преступное действие.

Под отчуждением понимался уход от межличностного взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, это может привести к отсутствию каких-либо представлений о том, как люди должны вести себя в той или иной обстановке.

В результате отчуждения возрастает внутренняя тревожность. Человек ощущает беспокойство, а окружающая среда представляется ему холодной и агрессивной. Такое состояние может вызвать ответные агрессивные реакции. Социальные нормы и правила начинают восприниматься как принадлежащие группе, к которой отчужденная личность себя не относит. Криминогенное значение имеет и отсутствие эмпатии, когда человек не способен эмоционально сопереживать.

Разновидности отчуждения

В психологии различают два вида отчуждения:

  • От социума и его ценностей. Как результат - индивид начинает перенимать негативные нравственные представления и примеры поведения родителей. Взрослый человек реагирует на любое произошедшее событие согласно паттерну, который усвоил в детстве, и, как правило, этот паттерн ребенок заимствует у взрослых, что его окружают.
  • Психологическая отчужденность. Причиной этого феномена является эмоциональное неприятие родителями своего ребенка.

Если в семье нет теплых эмоциональных отношений, это нередко становится причиной девиантного (криминального) поведения.

Отсутствие таких взаимоотношений порождает развитие тенденций, что лежат в основе противоправного поведения. Они, конечно, не влияют сами по себе, но, сталкиваясь с человеческой природой, усиливают фактор тревожности, формируя особое мировоззрение.

Тревога

Согласно недавним исследованиям все преступники страдают от высокой тревожности, которая заключается в беспокойстве, неуверенности в себе и ощущении надвигающейся опасности. Такие состояния являются стабильными, но время от времени они могут повышаться или понижаться. В любом случае мотивы преступления продиктованы именно этим качеством. Совершая преступления, человек пытается сохранить себя как личность и воссоздать свою целостность. Он просто пытается утвердить свое право на существование.

Уничтожить носителей угрозы

Обычно преступники утверждают это право за счет других. Если индивид ощущает, что находится в угрожающей ему среде, то снять свой бессознательный страх можно, отодвинув других людей от себя, а еще лучше - уничтожив носителей угрозы. Именно последний вариант в субъективном плане считается более выгодным, ведь, если не будет этих носителей, индивид сразу же решит все свои психологические проблемы и существование наконец приобретет смысл.

Также частой причиной преступлений выступает жажда власти, хотя глубинный смысл все тот же - управляя носителями угрозы, человек частично снимает с себя напряжение. Поэтому в целом можно сказать, что основная часть преступлений носит субъективный характер - человек защищает себя от, как ему кажется, угрожающих факторов.

Виды криминального поведения

Сегодня оно имеет достаточно большое количество разновидностей:

  • Профессиональное. Главной целью преступления является получение необходимых для существования средств. Преступник готовится к правонарушению заранее, и для него преступная карьера является основной жизненной целью.
  • Уголовное. Сюда относят опасные государственные преступления, подделку валюты, умышленные убийства, угон транспорта.
  • Хозяйственное. Обычно «хозяйственные преступники» уклоняются от уплаты налогов, подпольно продают сырье с предприятий, осуществляют крупные банковские аферы и т.д.

  • Корыстное. Основная цель преступника - обогатиться за счет чужого имущества.
  • Организованное. Преступления осуществляются группой людей, в этой группе есть своя иерархия, каждый участник отвечает за свою «зону действий».
  • Политическая преступность. Злоупотребление властью, устранение политических соперников, организация террористических актов и заказных убийств.

Форма деградации

Поведение в криминальных ситуациях может быть нескольких видов. В первом случае преступник относится с избыточной жестокостью к жертве, его насильственные действия невозможно предсказать, объекты и предметы нападения разбросаны, а мотив преступления сложно идентифицировать.

Во втором случае возникают из-за смещения агрессии в сторону фрустрации. К примеру, преступник был чем-то в жизни не удовлетворен, и у него наблюдалась склонность к суициду. Но это поведение трансформировалось в направленную на определенный объект агрессию, и тот, кто изначально не имел никакого отношения к недовольству преступника, превратился в «бич его жизни».

Еще одной формой криминального поведения является отсутствие мотивации или же безмотивное правонарушение, совершенное по неосторожности.

Таким образом, можно сказать, что склонность к правонарушению является частью человеческой природы. Просто кто-то способен подавлять свою тревожность интересными занятиями, новыми знакомствами, веселым времяпрепровождением, а кому-то кажется, что весь мир настроен против него.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления так как в итоге преступления совершаются конкретными представителя общества которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии. В самом общем виде причины преступления – это некая противоправна мотивация личности которая базируется на антиобщественной установке складывающаяся постепенно у лиц под влиянием неких условий всего их два: Первая причины формирующие потребности ценности...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


1) Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

Одна из составных частей причинного комплекса преступлений – это условия и причины преступного поведения.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления, так как в итоге, преступления совершаются конкретными представителя общества, которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии.

В самом общем виде, причины преступления – это некая противоправна мотивация личности, которая базируется на антиобщественной установке, складывающаяся постепенно у лиц, под влиянием неких условий, всего их два:

  • Первая (причины, формирующие потребности, ценности и интересы личности)
  • Вторая (причины, относящиеся к процессу совершения преступления непосредственно, они и порождают ситуацию криминогенного характера)

Таким образом, процесс совершения преступления это результат взаимодействующих между собой негативных условий, внешних обстоятельств, психологической и нравственной характеристики личности.

Проанализируем структуру преступного поведения, точнее цепочки причин, которые вследствие которых происходит противоправное деяние, нарушение закона.

Всему этому предшествует предвидение результат и постановка цели деяния.

Это возникает в сознании, базируясь на уже существующих элементах (на опыте, психологической характеристики личности, на взглядах и интересах).

При рассмотрении причинности совершенного преступления, важно рассмотреть результат взаимодействия внешней ситуации и самой личности.

Из этого следует, что взрослый человек, все значимые воздействия внешней среды пропускает через своё сознание и особенности личности, между средой и человеком есть многогранная и сложная следственно-причинная зависимость. 1

Особенность причинной связи заключается в образовании внутреннего содержания детерминации, выражая при этом её сущность.

Являясь одним из видов закономерной связи, в тоже время причинности свойственны уникальные черты, такие как непрерывность (временная и пространственная), необратимость, всеобщность и объективность. Причинная связь, по своей природе, генетична, так как вызывает за собой необратимое следствие.

Преступного поведения не существует, так же как его причины, если присутствуют лица с конкретной системой потребностей, установок и ценностных ориентаций, которые могут с подвигнуть его на совершение преступления, даже если такие люди находятся в среде, в которой поощряется нарушение норм закона, при этом, реализация намерений преступника невозможна.

Такие лица могут находиться под определённым контролем (например, в местах отбытия наказания, или данные объекты находятся под охраной. 2

2) Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

При анализе причин совершенного преступления, в криминологии нельзя забывать о роли в поведении личности социально-психологического механизма.

Под данным механизмом следует понимать совокупность психологических и социальных предпосылок в поведении личности, которые в свою очередь обуславливают продуманность и последовательность в выборе вариантов действия, выбирая из представленных наиболее предпочтительный.

Главным звеном в причинной последовательности является внутренне побуждение, т.е. мотив. В качестве первооснов, в процессе формирования потребности, выступают потребности, а по мере осознания потребностей, они переходят в интересы, а интерес уже перерастает в стремление.

Стремления, интересы и потребности в совокупности представляют собой ядро мотива, получая при этом некую эмоциональную окраску в форме раздражения, огорчения или радости (чувственные проявления).

Одним из главнейших элементов механизма выступает воля, под которой понимается регулирование человеком своих действий, в сознательном состоянии, которые требует преодоления внешних и внутренних препятствий.

Причинная цепочка заканчивается понятием реализации и принятия поведенческого решения, направленного на совершение преступления (противоправного деяния).

Стоит обратить внимание на то, что каждое из звеньев цепочки представляют собой некие возможности профилактического характера. 3

Прежде всего, это касается надлежащего нравственного формирования личности, выработка интересов и потребностей, оправданных социально, а так же оказание воздействия на определённое лицо, для целей формирования у него знаний по регулированию своих действий в полезном для социума направлении, и стараться согласовать свои интересы и интересы общественности.

Ситуация криминогенного характера, которая не является конкретной причиной совершения правонарушения, занимает в свою очередь место между преступлением, средой и личностью преступника. Предшествую преступлению. Преступление не совершается, если для его осуществления не существует подходящих условий.

Помимо постановки цели и определения мотивации, в поведение человека входит эмоциональная сфера, творчество и воля.

Для индивидуализации специфики реакции и поведения, важное значение отдаётся особенностям биологии человека — процессам, связанным с проявлением элементарных реакций и поведения. 4

3) Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

Преступность – это правовое и социальное явление, изучаемое разными науками, каждая из которых изучает отдельные стороны. Но только криминология способная охватить преступность как проблему целиком.

Криминология изучает преступность с точки зрения негативного явления, существующего в обществе, которое непосредственно связанно с другими явлениями со своими закономерностями, которые требуют специфических методов и форм борьбы.

Поэтому понятие преступности является исходным для криминологии положением.

Будучи основным элементом криминологии, термин преступности определял границы и объем научного поиска в сложном криминологическом комплексе много образных явлений и процессов социальной жизни.

Преступность — понятие собирательное, представляющее собой явление, которое включает в себя совокупность актов поведения (индивидуального) преступника.

Для преступника свойственно преодоление индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

Преступность в криминологии – это изменчивое (исторически) системное и массовое явление, которое проявляется как совокупность опасных и наказуемых деяний в обществе, а так же лиц, совершивших правонарушения, на конкретной территории и на конкретный момент времени.

Совокупность представляет собой структурно-системное образование, с наличием многообразных взаимосвязей преступников и преступлений, а так же видов преступлений и самой преступности. 5

Ситуация – это то, что влияет на поведение человека в конкретный момент времени, это некий комплекс обстоятельств, которые могут как препятствовать, так и способствовать совершению преступления, либо быть нейтральными.

Роль ситуации определенно зависит от группы факторов, определяющих «лицо» превалирующих в данной ситуации. В этой связи можно выделить две основные группы ситуаций, это криминогенные и не криминогенные.

Криминогенные – это ситуации, положительно влияющие на процесс складывания преступного замысла и цели правонарушения, а так же благоприятны для того, чтобы достичь результат преступного деяния.

Подобные ситуации содержат в себе моменты провокации.

Криминогенные ситуации можно разделить на:

· Непосредственно связанные с личностью и деятельностью субъекта

·Непосредственно связанные с предметом преступления

· Смешанные.

Ситуации в данной группе, часто бывают следствием целенаправленности поступков субъекта, которые являются наиболее благоприятными для того, чтобы осуществить задуманные преступные намерения. Они могут создаваться действиями, первоначально направленными на другое преступление или достижение иной цели, включая аморальное и антиобщественное поведение, исключая преступное.

Ситуация вот второй группе, чаще возникает вследствие недостатков и упущений в процессе функционирования органов государственной власти, а так же общественных и хозяйственных организаций. Ситуации криминогенного характера не существуют в чистом виде, а состоят из криминогенных факторов.

В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы. 6

4) Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

То, как действует преступник, нередко зависит от действий самого потерпевшего. Который своим поведением, поступками, может подтолкнуть человека на совершение преступления.

Цели изучение поведения потерпевших:

Понимание причины совершенного преступление, понимание того, что предшествовало этому

Определение ущерба, нанесенного преступлением

Профилактика преступлений

Криминологии потерпевший интересен в первую очередь, как субъект, или по-другому жертва преступления, которому был причинен вред. Уже потом как элемент поведения преступника, как часть ситуации, которая могла повлиять на поведение лица, совершившего преступление.

У потерпевшего всегда есть роль в преступлении, которая может быть:

Нейтральная (которая не способствует совершению противоправного действия)

Криминогенная (та, которая сама по себе способствует совершению правонарушения)

Некриминогенная (которая препятствует совершению правонарушения)

Такое явление как подверженность риску стать жертвой преступления, носит название Виктимность . Такая способность (стать жертвой) обуславливается одним из следующих факторов:

Криминогенная обстановка на территории проживания индивида (чем выше уровень преступности, тем сильнее страх стать жертвой преступления)

Особенности личности потерпевшего

Возраст (т.к. например жертвами насильников, чаще становятся дети)

Род занятий (например, таксисты)

Пол

Манера поведения потерпевшего

С позиции Виктимности, поведение потерпевшего может носить один из следующих характеров:

Нейтральный (манера поведения не способствует совершению преступления)

Положительный (манера потерпевшего противодействует преступлению)

Неосторожный (непринятие мер предосторожности, с цель избежать преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

Провоцирующий (непринятие определенных мер по предотвращению преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

В гражданском праве есть понятие вины потерпевшего, и оно имеет немаловажное значение, является правовой категорией.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Для криминологических выводов это чрезвычайно важно, ибо, например, не может быть однозначной оценка потерпевших в приведенном выше примере грабежей в районе Золотого кольца и потерпевшей от изнасилования, всем своим предшествующим поведением звавшей к определенным действиям. Безнравственность потерпевшего есть ключ и к проблеме причин преступности (конкретного преступления), и к уяснению механизма преступного поведения.

В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности. 7

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. Выделяются два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств. 8

Список литературы

1. Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

2. Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

4. Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

5. Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

6. Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

1 Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

2 Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

3 Криминология /В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

4 Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

5 Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

6 http://www.pslog.net/study-34-5.html

7 Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

8 Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14378. Роль жертвы в механизме преступного поведения 30.31 KB
Основной целью данной работы является выявление особенностей жертвы которые провоцируют предполагаемого преступника на совершение преступления. Определить вину жертвы в механизме преступления. Для повышения эффективности борьбы с преступностью в частности предупреждения преступлений наряду с изучением личности преступника причин и условий способствующих совершению преступлений необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего жертвы преступления и всех тех обстоятельств в силу которых эта личность стала таковой. В...
14372. Жертва и ее роль в механизме преступного поведения 31.38 KB
Основной целью данной работы является выявление особенностей жертвы которые провоцируют предполагаемого преступника на совершение преступления. Определить вину жертвы в механизме преступления.1 Для повышения эффективности борьбы с преступностью в частности предупреждения преступлений наряду с изучением личности преступника причин и условий способствующих совершению преступлений необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего жертвы преступления и всех тех обстоятельств в силу которых эта личность стала таковой. В...
16747. Влияние индивидуального поведения на соблюдение правил размещения государственных заказов 10.48 KB
Закупки продукции для государственных и муниципальных нужд становятся при этом инструментом стимулирующим развитие отечественных предприятий путем создания конкурентного механизма их доступа к общественным финансам что в свою очередь обеспечивает повышение производительности создание рабочих мест и расширение налоговой базы. Структурировать издержки трансакций таким образом чтобы выделить их поведенческую группу влияющих на осуществление социальных и хозяйственных связей. Мы будем исходить из того что издержки при осуществлении сделок...
4283. Решения (decision) – модели причин изменения поведения воздействий 12.9 KB
Отметим что если в какой-то производной сигнала появится возмущение в виде дельта-функции то в производной степени на единицу ниже появится ступенчатое слагаемое в то время как в производной степени на единицу выше появится возмущение в виде производной дельта-функции. Идеальная дельтаф-ункция это бесконечно короткий импульс бесконечной амплитуды созданный в нулевой момент времени и такой что площадь его равна единице...
20760. Понятие, цели и значение индивидуального (персонифицированного) учета 18.47 KB
Органом осуществляющим индивидуальныйперсонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования является Пенсионный Фонд Российской Федерации который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером в котором содержаться определенные сведения. Изучить права и обязанности застрахованного лица и страхователя а также права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации связанные с осуществлением индивидуального персонифицированного учета. Наряду с функцией...
3341. Создание и государственная регистрация туристской организации и индивидуального предпринимателя. Ликвидация юридического лица и индивидуального предпринимателя 14.94 KB
Хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной или с дополнительной ответственностью и в форме акционерного общества которое может быть открытым или закрытым. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости...
18453. Правомерное поведение: понятие, социальная природа. Мотивы правомерного поведения 81.37 KB
Значимость проблемы правового поведения обусловлена ​​прежде всего тем что это достигается конечная цель правового регулирования - воплощение правовых норм в жизни. Особую актуальность этого вопроса является период социальной трансформации охватившей наше общество когда целью является уничтожение многих институциональных и нормативных моделей целей изменения поведения ценностей приемлемых средств осуществления социальных потребностей в обществе создать новый правила правового сотрудничества. Границы разделяющие все правовые и...
6041. Классификация условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатации на срок службы электродвигателей 161.8 KB
Классификация условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатации на срок службы электродвигателей. Непрерывное диагностирование электрических машин. Классификация методов непрерывного диагностирования электрических машин.
19691. Профилактика преступного оборота наркотиков 95.22 KB
Отслеживается рост преступности в сфере нелегального цикла наркотиков; снижение возраста лиц употребляющих наркотические средства либо психотропные вещества; увеличение доли жестких наркотиков в всеобщем объеме наркотических средств и психотропных веществ находящихся в нелегальном цикле. Появляется иной вопрос с кем бороться в первую очередь с наркоманами либо наркоторговцами и изготовителями. Обстоятельный обзор составов правонарушений влекущих уголовную ответственность за нелегальные получение хранение перевозку пересылку...
15096. Уголовно-правовая характеристика преступного сообщества 34.66 KB
Более полное развитие этот институт получил в Уставе благочиния или Полицейском уставе... Устава Управа Благочиния в городе законом неутвержденное общество товарищество братство и иное подобное собрание под каким бы названием ни состояло не признает за действительное буде у таковых окажутся обязательства правила положения или постановления то ни во что не вменять: буде же такое общество товарищество братство или иное подобное собрание общему добру вред ущерб или убыток наносит либо бесполезно то подлежит уничтожению и...

При изучении данной главы обучающийся должен:

  • знать внутренние и внешние причины и условия преступного поведения, формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации;
  • уметь отличать механизм преступного поведения от его причинного механизма и применять теорию причинного механизма преступного поведения к его типам;
  • владеть социально-психологическим причинным механизмом преступного поведения.

Д. Абрахамсен

Важность этой лекции определяется тем, что практически вся особенная часть криминологии строится вокруг проблемы причинного механизма преступного поведения, поскольку большей частью представлена его типами, наполняя ее каждый раз новой, особенной спецификой и путями воздействия на них (на причины и условия типов преступного поведения). Иначе говоря, не разобравшись с общими проблемами, будешь всегда натыкаться на них, анализируя частные .

Причинный механизм преступного поведения

Под механизмом (др.-греч, μηχανική – искусство построения машин) преступного поведения в криминологической литературе традиционно понимается "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения" . В него включают три звена: "1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий" , т.е. фактически под механизмом преступления понимается психологический процесс принятия и осуществления решения.

Против подобного представления механизма преступного поведения могут свидетельствовать следующие аргументы:

  • 1) акцентуация на внутренних, психических процессах, свойствах и состояниях преступника, несмотря на присутствие в определении указания на взаимодействие внешних и внутренних факторов, приводит как бы к перекашиванию, однобокости механизма;
  • 2) судя по раскрытым звеньям механизма, внешними факторами являются лишь внешние условия, т.е. особенности микросреды, причем только такие, которые содействуют исполнению преступлений и наступлению последствий (сюда не включена микросреда формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации);
  • 3) подобное представление механизма преступного поведения практически исключает неосторожные, все непредумышленные, а также полностью или частично не осознаваемые умышленные преступления.

Механизм – это движение, динамика, изменение, а движение появляется там и тогда, где есть противоположные стороны. Это означает, что говоря о механизме преступного поведения мы должны всякий раз находить противостоящие причинам и условиям преступного поведения противоположные им по направленности причины и условия нормативного поведения, во всяком случае, непреступного. Взаимодействие между ними происходит фактически всегда, при совершении каждого преступления, даже если его исполняет и самый особо опасный, и профессиональный преступник.

Словосочетание "причинный механизм", введенное нами в научный оборот, отвечает на вопросы не только почему, но и как, каким образом осуществляется движение преступного поведения к его логическому результату – преступлению, ибо под преступным поведением, как говорилось выше, нами понимается личностно-микросредовая, отклоняющаяся, как правило, вредоносная деятельность лица, направленная к преступлению и им завершающаяся, если безуспешна профилактика.

Следует напомнить, что в криминологической литературе выделяется, по меньшей мере, два уровня причин и условий преступлений – общесоциальный и личностно-микросредовый, а также пять их видов:

  • 1) общесоциальные причины и условия преступности в целом;
  • 2) особенные общесоциальные причины и условия типов преступности, например, экономической, наказательной, бытовой и т.д.;
  • 3) личностно-микросредовые причины и условия преступного поведения в целом;
  • 4) особенные личностно-микросредовые причины и условия типов преступного поведения, например, массового, насильственного и т.п.;
  • 5) индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.

Рассмотрим вопрос о наиболее общих закономерностях причинного механизма преступного поведения.

В традиционной криминологической литературе существует деление причин и условий преступления на непосредственные и опосредованные, объективные и субъективные, полную причину и специфическую, внутренние и внешние и т.п.

Под непосредственной или субъективной, или внутренней причиной преступления понимались в разное время:

  • 1) антисоциальная и асоциальная установка (А. Б. Сахаров);
  • 2) дефекты правосознания (А. Р. Ратинов, И. И. Карпец) или нормативного сознания (А. Р. Ратинов);
  • 3) криминальная мотивация (В. В. Лунеев, Η. Ф. Кузнецова и др.).

Конкретную жизненную ситуацию называли или опосредованной причиной, или объективным условием, или поводом (А. Б. Сахаров).

При этом выделялись еще объективные условия, которые непосредственно способствуют совершению преступления и наступлению общественно-опасных последствий.

Мы полагаем, что деление на объективные и субъективные причины на личностно-микросредовом уровне несколько некорректно и приводит к необозначенным авторами парадоксам. Например, мотивация преступления – субъективная причина, но подчиняется ли она объективным закономерностям, устанавливаемым криминальной психологией? Да, именно законы, независимые от сознания человека, устанавливает любая наука. И таким образом получается, что мотивация – и субъективная, и объективная причина, т.е. субъективно-объективная. А если проанализировать ситуацию в ее традиционном определении, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых и оцениваемых? То получится, что жизненная ситуация – и объективная, и субъективная причина, т.е. объективно-субъективная и т.д.

По нашему мнению, причины и условия преступного поведения (рис. 6.1) следует делить на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В чем недостаток этого деления? А он есть и довольно серьезный. Дело в том, что внутренние условия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины – как бы содержат в себе внутренние условия и причины, а внеш-

Рис. 6.1.

ние условия охватывают собой все – и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние причины, хотя в действительности механизм их взаимодействия довольно сложен.

Рассмотрим их по порядку.

1. Внутренней причиной преступного поведения является криминогенная мотивация (лат. moveo – двигаю) "преступника", сущность которой заключается в побудительных элементах к совершению преступления. В содержание криминогенной мотивации входят: потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, эмоции, мотивы и цели, непосредственно побуждающие лицо совершить преступление. Поэтому функциональная роль внутренней причины состоит в том, что она непосредственно порождает преступление, постоянно ведет к преступлению в процессе преступного поведения. Таковы сущность и содержание первого элемента причинной структуры преступного поведения.

В чем же суть первого элемента причинного механизма преступного поведения?

Криминогенной мотивации внутри того же "преступника", где она действует, противостоит его же антикриминогенная, сущность которой – в побудительных элементах нормативного поведения, во всяком случае не преступного. Иначе... извращенным потребностям и интересам "преступника" противостоят его же нормальные потребности и интересы, негативным ценностям в его ценностной ориентации – позитивные, отрицательным эмоциям – положительные и т.п.

Процесс столкновения разнонаправленных побудительных сил "преступника" – это мотивационная борьба, являющаяся первым элементом причинного механизма преступного поведения.

Рассмотрим отдельные элементы криминогенной мотивации.

Потребности – это недостаток, лишение, нужда, испытываемые "преступником" и побуждающие его к деятельности.

Интерес (лат. interest – писали в счетных книгах напротив ожидаемых доходов) – это актуализированная потребность, т.е. оцененная "преступником" как существенная и подлежащая удовлетворению (А. Б. Сахаров). Потребности и интересы чаще всего, но далеко не всегда, извращенные, лежат в основе, в начале процесса криминогенной мотивации "преступника". Например, в условиях ограничения и лишения свободы у преступника действует естественная физиологическая потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение ограничено (предоставлением определенного количества длительных свиданий, изоляцией, однополовым составом и т.д.), то на базе примитивизма (сведение всего многообразия отношений между полами к половому акту), цинизма (пренебрежительное отношение к лицам противоположного пола), половой распущенности (вступление в частые и нерегулярные половые контакты с разными лицами), безнравственности – эта потребность может стать извращенной и породить половые эксцессы не только в условиях лишения и ограничения свободы, но и на свободе.

Ценностная ориентация (лат. oriens (orientis ) – восток) – это сознательное или бессознательное расположение "преступником" имеющихся у него ценностей в определенной шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении. Ценностная ориентация играет роль центрального звена мотивации и в некоторых криминологических работах то и дело называется главной, непосредственной, субъективной причиной преступления – и эта позиция не лишена оснований. Как будет видно дальше, именно ценностная ориентация очень тесно связана с концетрирующими объектами криминогенной ситуации, которые на практике дознаватели, следователи часто называют причиной преступления.

Установка – это относительно бессознательная готовность следовать определенным образом. Есть установка антиобщественная, или антисоциальная, т.е. готовность к совершению серии антисоциальных деяний, в том числе преступлений, и асоциальная – человек более не удерживается угрозой наказания.

Эмоции (лат. emoveo – потрясаю, волную) – это субъективные переживания лицом отношений в окружающей его среде и процессов, происходящих в его организме и психике. Эмоции бывают положительные (удовольствие, любовь и др.) и отрицательные (гнев, ярость, страх и др.), а также нейтральные (амбивалентные). Кроме того, эмоции имеют характер относительно длительного, затяжного действия (ненависть, любовь, неприязнь, равнодушие и т.п.) – они чаще всего осознаются лицом или временные, преходящие, весьма сильные (гнев, ярость, озлобленность и т.д.) – эти чаще всего действуют кратковременно и или полностью либо частично исключают осознание лицом совершаемых деяний, чаще всего называются аффектом. Эмоциональное отношение к "потерпевшему" (и наоборот) определяет поведение "преступника" по отношению к нему как к той или иной ценности и играет решающую роль при совершении насильственных преступлений в отношении лиц, с которыми он постоянно соприкасается; и есть возможность аккумуляции отрицательных эмоций от неудовольствия к равнодушию, а от него – к неприязни, ненависти, гневу, в порыве которых совершается большинство насильственных преступлений.

Мотивы как внутренние побуждения и цели (идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта) как финальный результат, к которому стремится "преступник", завершают процесс мотивации.

  • 2. Внутренние условия преступного поведения – это внутри- личностная анатомическая, психофизиологическая и психическая среда протекания криминогенной мотивации "преступника". Их содержание составляют:
    • а) относительно устойчивые элементы: рост, физическая сила, половая потенция, темперамент, возрастные и половые особенности "преступника", нейротизм (греч. neuron – жила, нерв или эмоциональная неустойчивость) либо эмоциональная стабильность, лидерство или ведомость, конформизм (приспособленчество) или нонконформизм (лат. поп – не, нет + conformis – подобный, сообразный), иные их психические свойства, психические аномалии и невротические заболевания и т.д.;
    • б) изменяющиеся (преходящие), варьирующие состояния лица: психические состояния (аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть, бурное и кратковременное протекание), стресс (англ. stress – напряжение), фрустрация (лат.frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение), состояния опьянения алкогольного, наркотического, токсического и др.

Иначе говоря, одни действуют на протяжении длительного периода времени, другие – кратковременны.

Основная функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на:

  • 1) темп и ритм протекания физиологических и психологических процессов, а через них – на скорость мотивации;
  • 2) адекватность (точность) восприятия как своих возможностей, так и особенностей ситуации;
  • 3) равноценность, соответствие отреагирования на ситуацию, реализацию мотивации, т.е. они играют роль своеобразного катализатора (греч. κατάλυσις

Взаимодействие между негативными условиями, способствующими преступлению, и позитивными, препятствующими ему в процессе совершения преступления, образует второй элемент причинного механизма преступного поведения.

Процесс взаимодействия внутренних условий можно проиллюстрировать следующим примером. Сравним поведение холерика и флегматика, при сформировавшейся у обоих агрессивной криминогенной мотивации, т.е. насильственного стереотипа отреагирования практически на любую ситуацию. Например, между двумя лицами произошло несколько конфликтов, возникла конфликтная ситуация, которая с каждой их встречей обострялась, т.е. криминализировалась, превратилась в криминогенную. Лицо с холерическим типом темперамента проходит мимо группы людей, где находится лицо, с которым он состоит в конфликтных отношениях. Вдруг из группы раздается громкая фраза оскорбительного содержания. Несмотря на то что эту фразу мог произнести любой другой человек, холерик бросается на того человека, с которым состоял в конфликтных отношениях (его как бы "ведет" именно к нему, к тому, с кем он состоял в обостряющихся напряженных отношениях) и подручными средствами причиняет ему тяжкий вред здоровью, повлекший смерть. В той же ситуации флегматик отреагирует иначе. Он пройдет мимо группы людей, будто бы не обратив внимания. А где-то через неделю-месяц с его обидчиком произойдет как бы несчастный случай, например, свалится кирпич на голову с пятого этажа, т.е. тщательно подготовленное убийство. В той же ситуации – холерик в сильной степени алкогольного опьянения не сможет просто отреагировать на эту ситуацию насилием, хотя и хотел бы. В последующем же он чаще всего забывает случившееся.

3. Внешней причиной преступного поведения является криминогенная ситуация (лат. situs – положение), понимаемая нами как относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям (собственности, человеку и др.).

Далеко не любая ситуация, складывающаяся до совершения преступления, является криминогенной, которая содержит в себе угрозу совершения преступления, опасность разрешиться в любой момент в виде преступления.

Криминогенная ситуация образуется:

  • 1) взаимодействием, по меньшей мере, двух сторон;
  • 2) складывается довольно длительное время;
  • 3) обретает специфические закономерности, толкающие к преступлению, максимально ограничивая свободу выбора;
  • 4) наблюдается возрастание причинения вреда каким-либо общественным отношениям (личности, собственности и др., например, от посягательств на честь и достоинство до покушений на физическую неприкосновенность человека);
  • 5) ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной, складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.

Функциональная роль криминогенной ситуации состоит в том, что она, существуя самостоятельно, как бы запускает в действие, вызывает к активности криминогенную мотивацию преступника.

С точки зрения структуры любая криминогенная ситуация имеет: субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.

Субъекты (лат. subjectum – подлежащее) криминогенной ситуации – это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных ситуаций, их перерастание в криминогенные и исход в преступлении.

Объекты (лат. objectum – предмет) криминогенной ситуации – это те или иные ценности, которые бывают трех видов:

  • а) общие или одноразовые – это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные, предкриминогенные ситуации;
  • б) концентрирующие (нов.-лат. concentration con – с + centrum – центр, средоточие) – это ценности, вокруг которых аккумулируется (лат. accumulatio – собирание в кучу, накопление), сосредоточивается криминогенная ситуация;
  • в) предельные – это ценности, из-за которых в конце концов совершаются преступления. Предельные объекты могут быть и концентрирующими, а могут быть и общими, преходящими, на первый взгляд крайне малозначительными, как капля переполняет чашу и вызывает поток жидкости.

На практике объекты чаще всего и называют причинами, хотя это лишь внешне видимые причины, выполняющие функцию повода. По существу же порождает преступление, ведет к нему (как показано в предшествующем примере) криминогенная ситуация.

Содержание криминогенной ситуации – это 1) характер, т.е. какие отношения складываются между субъектами (например, напряженные, управленческие, безнадзорные) и 2) тенденции, т.е. в какую сторону они между ними развиваются (циклически или резко обостряющиеся либо смягчающиеся, снимающие напряженность; или концентрирующиеся, консолидирующиеся вокруг какой-то группы либо, наоборот, разобщающие, разлучающие; или все более отклоняющиеся либо нормализующиеся, т.е. либо криминализирующиеся или декриминализирующиеся). Содержание ситуации, таким образом, складывается из двух моментов и в конечном счете определяет ее сущность и чаще всего название.

Методы ситуаций – это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом эти приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так и не осознаваться ими.

С точки зрения влияния на ход отношений в ситуации, на ее криминализацию или декриминализацию они могут быть:

  • 1) активно-негативные, например, насилие, шантаж, взятка, непрофессионализм, непоследовательность, эпизодичность воздействия со стороны органов уголовной юстиции, а со стороны "преступников" – различные приемы и уловки с целью избежать контроля – это и обман, и взятка, и насилие и др.;
  • 2) активно-позитивные, в частности, переговоры, борьба с агрессией, обращение за помощью, концентрация усилий в правоохранительной структуре, консолидация сил и др.;
  • 3) пассивные – это непринятие никаких мер обычно в развитии ситуации, поэтому, как правило, играющие роль негативную, например, халатность, безынициативность и т.д.

Стадии (др.-греч, στάδιον – период, определенная ступень в развитии чего-либо, фаза развития) ситуаций – это периоды, этапы развития отношений между субъектами.

По субъективному основанию можно выделить:

  • 1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;
  • 2) "выбор стратегии" поведения, метода, определяющего дальнейший ход развития отношений;
  • 3) выбор деяния в рамках общей "стратегии" взаимодействия .

По объективным основаниям также выделяются три стадии:

  • 1) образование жизненной ситуации или предкриминогенной, определяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых . Жизненная ситуация бывает следующих типов:
    • а) проблемная (др.-греч, πρόβλημα – задача, задание) – когда жизнь ставит перед человеком особо важный вопрос, задачу и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда при окончании школы; чаще – лицея, колледжа, вуза; как правило, перед впервые осужденными;
    • б) стрессовая (англ. stress – напряжение) – как совокупность факторов, внутренних и внешних, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние внутреннего нервного психического напряжения, стресса, требующего снятия, разрешения. Стрессовых ситуаций у каждого человека ежедневно возникает множество. Главное здесь – помочь найти адекватную и законноприемлемую разрядку;
    • в) фрустрационная (лат. frustratio – обман, неудача, крушение надежд) – возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно важных целей, приводящая чаще всего к дезорганизации его сознания и деятельности. В качестве фрустраторов могут выступать: смерть близкого человека; тяжкое оскорбление осужденного, на которое в соответствии с преступной субкультурой "нужно" ответить "кровью", т.е. причинением тяжкого вреда здоровью, смерти обидчику; развод и др.;
    • г) конфликтная (лат. conflictus – столкновение) – это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами, столкновениями;
    • д) стихийные (др.-греч, στοιχείον – элемент, первоначало, основание) бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и сели, и др.;
  • 2) перерастание жизненной или предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие образования такого типа отношений, которые угрожают в любой момент разрешиться преступлением, возникает опасность преступления, например, в результате усложнения проблемы, концентрации стрессоров, утяжеления фрустратора, обострения напряженности отношений, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.;
  • 3) исход криминогенной ситуации в совершении преступления.

Таким образом, элементом причинного механизма является взаимодействие субъектов криминогенной ситуации в процессе ее развития по стадиям.

Познание механизма развития криминогенных ситуаций поможет сотруднику практически любого звена правоохранительного органа или негосударственной структуры, например, службы безопасности банка, детективного агентства войти в криминогенную ситуацию разных типов, стать значимым субъектом и разрешить ее законно-приемлемым способом. Для этих целей и разрабатываются в науке методы воздействия людей друг на друга.

4. Внешние условия – это социальная микросреда , т.е. непосредственное окружение "преступника" или "преступной группы", субъектов ситуации. Их основная функциональная роль заключается в воздействии на скорость протекания социально-психологических процессов, на характер межличностных или межгрупповых отношений. Они также могут или способствовать, или препятствовать совершению преступлений и наступлению общественноопасных последствий, т.е. играют роль своеобразного катализатора внутренней и внешней причин, стимулируя их развитие.

  • 1) технические (др.-греч, τεχνικός – искусный, знающий
  • 2) организационно-правовые, т.е. недостатки в реализации права, заключающиеся в следующих звеньях:
    • а) в доведении норм права до адресата со стороны законодателя;
    • б) в обучении, как в первоначальном, так и с точки зрения повышения квалификации профессионалов, а также в начальном правовом образовании граждан;
    • в) в раскрытии и профилактике преступлений;
  • 3) организационно-управленческие недостатки в деятельности субъектов профилактики (социальная, финансовая, материальная незащищенность сотрудников органов уголовной юстиции; промахи в организации профессионального труда, в частности, уголовного розыска, следствия, надзора, судебного рассмотрения дел и др.);
  • 4) материально-вещная среда, т.е. жилищное, бытовое, материальное окружение "преступников", определяющее степень удовлетворения их потребностей.
  • См.: Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 321.
  • См., например: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973; и др.

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:

1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.

2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения преступления, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию

Изучение причин преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

16 Транзитивное поведение

Транзитивное поведение это оптимально обоснованный вид преступного поведения. Под механизмом транзитивного поведения понимаются последовательность и продуманность вариантов поведения личности, из которых (вариантов) личность выбирает наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен и затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в причинной цепочке является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности и интересы личности. Именно через призму потребностей и интересов воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности и интересы являются продуктом связи человека с внешним миром (средой).

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели как желаемого результата действий.

Цель выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение.

Существенным элементом механизма транзитивного поведения личности является ее воля. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при достижении цели.

Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка принятием решения о совершении преступления и его реализацией в конкретном преступном деянии. Таким образом, на последнем этапе преступления происходит как бы слияние мотива, цели, плана действий по достижению цели и воли при реализации плана.

Особую роль в механизме конкретного преступления играет криминогенная ситуация, т. е. событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

В зависимости от источников возникновения различают криминогенные ситуации: заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

При этом следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение имеет конкретный человек с его системой взглядов, наклонностями и стремлениями. Однако роль криминогенной ситуации может неоднозначно восприниматься лицом, как бы провоцируя его на совершение правонарушения. Поэтому очень важно исследовать условия совершения конкретного преступления.

Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений в обществе.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам, И вместе с тем они имеют общие черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению. Это также дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями.

Правовые нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения и преступления направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Не классические катаклизмы, не изменение генетической природы человека, не техническая революция, а социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с появлением классов, частной собственности и государства - вот основная причина появления преступности и других правонарушений.

Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть «кирпичик» социальной действительности; не может быть преступника вне общества. В этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и преступное.

В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах - в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или жизни.

Таким образом, преступность - это социальное и правовое явление. Она социальна потому, что слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества или основной его части. Преступность социальна по своему происхождению, содержанию и судьбе. Преступное поведение это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.

В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения субъективных элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности.

В правовой литературе признано, что в качестве непосредственной причины преступления выступает сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов и отдельных частей взаимодействующих явлений - личности и среды. Раскрытие причин преступлений непосредственно связано с проникновением в механизм нравственного формирования личности, ее деформации и социального отчуждения.

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления.

Под механизмом преступного преступления подразумевается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов, состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

В криминологической литературе понятие механизма преступного поведения раскрыто еще недостаточно. Отмечено, что механизм преступного поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Как видно, элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Из сказанного также вытекает, что следует различать уголовно-правовое понятие преступления и криминалистическое понятие преступного поведения.

Тем не менее, для действия механизма преступного поведения формирование личности - всего лишь предварительный этап. Как бы ни были искажены социальные установки или ценностные ориентации человека, нельзя рассматривать его как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершил. Криминологически значимое поведение, анализируемое с самых его истоков, приобретает юридическое значение лишь на последнем, третьем этапе - в процессе исполнения задуманного.

Процесс формирования личности, хотя и интересует право и криминологию, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке. Что же касается формирования и принятия решения о совершении преступления, то это уже предмет криминологического исследования.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы - процессы и состояния, и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным содержанием. В них, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение.

Анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновение и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.