Техника безопасности с инфицированным материалом. Правила безопасности при работе с биологическим материалом Правильно организовать рабочее место для обеспечения максимальной безопасности при работе с использованными инструментами, пробами крови, отработа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский медицинский институт «РеаВиЗ»

Нормальная физиология с основами анатомии

Для студентов фармацевтического факультета

Лабораторный практикум

Самара


Все лабораторные (практические) работы выполняются по единой схеме, позволяющие сделать правильные выводы по проводимому исследованию.

План проведения конкретного исследования всегда включает одни и те же разделы:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования.

3. Материально-техническое обеспечения исследования (что необходимо).

4. Название работы.

5. Цель работы.

6. Что необходимо для проведения работы

7. Ход работы.

8. Результаты.

9. Обсуждение и выводы.

Организация и правила выполнения лабораторных (практических) занятий

Программа обучения студентов по курсу «Нормальная физиология с основами анатомии» требует от студентов выполнения определенных правил по технике безопасности при работе с животными, колюще-режущими инструментами, электрооборудования, химическими реактивами и биологическими жидкостями.

Чтобы проведение учебных занятий проходило безопасно необходимо выполнять следующие требования:

1. выполняются правила техники безопасности;

2. соблюдается дисциплина, тишина, порядок и чистота на рабочих местах;

3. все студенты имеют рабочую одежду (шапочки, халаты, резиновые перчатки);

4. каждая работа начинается с подробного объяснения методики ее выполнения и получения разрешения преподавателя;

5. назначается дежурный (из группы студентов), который следит за подготовкой необходимого материала и оборудования, для выполнения конкретной темы, при необходимости проветривает помещение, включает и выключает воду и электричество.

Работа с кровью или другими биологическими жидкостями

Для профилактики инфицирования студент должен соблюдать следующие правила:

1. Использование защитных средств и методик, острожное обращение с колюще-режущими инструментами.

2. Необходима специальная медицинская одежда (халат, шапочка, резиновые перчатки), которую при загрязнении кровью нужно менять незамедлительно.

3. Острые инструменты (иглы, скальпели, ножницы и др.) рассматриваются как потенциально инфицированные.

4. Студенты с травмами (ранами) на руках, экссудативным поражением кожи, мокнущими дерматитами отстраняются от контакта с кровью, а также с колюще-режущими инструментами.

5. При манипуляциях, предусматривающих контакт с кровью, тканями и биологическими жидкостями, обязательно использовать перчатки. После завершения работы руки следует вымыть. Не рекомендуется дважды использовать перчатки.

6. При возможном разбрызгивании крови или других биологических жидкостей следует использовать хирургические маски, очки или защитные экраны.

7. Весь медицинский инструментарий (а также посуда, белье, аппараты и др.), загрязненный кровью или другими биологическими жидкостями, а также соприкасающийся со слизистыми оболочками, сразу после использования подлежит дезинфекции в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ и другими нормативными документами. Применяемые для проведения работ материала (вата, бинты) обеззараживают согласно этим же приказам с последующей утилизацией.

Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией

медицинского персонала

В медицинской практике каждого врача и среднего медработника любого пациента и его биологические жидкости (кровь, лимфа, сперма, вагинальный секрет, экссудат) следует расценивать как потенциально инфицированные ВИЧ.

Наиболее подвержены профессиональному риску заражения процедурные и операционные медицинские сестры, оперирующие хирурги, акушеры-гинекологи, врачи скорой помощи, паталогоанатомы.

Не смотря на то, что риск заражения ВИЧ при проколе, порезах инструментами, загрязненными кровью ВИЧ-инфицированного пациента составляет не более 0,3%, всегда необходимо помнить

^ Правила безопасности при работе с биологическим материалом

1.Правильно организовать рабочее место для обеспечения максимальной безопасности при работе с использованными инструментами, пробами крови, отработанным мягким материалом.

2.Использовать безопасный, удобный медицинский инструментарий и устройства с защитными приспособлениями.

3.Работать в надежных резиновых перчатках без повреждений

4.При наличии на коже рук микротравм, проявлений экземы, атопического дерматита перед началом рабочего дня закрывать повреждения лейкопластырем, напальчниками.

5.Использовать средства индивидуальной защиты(спецодежду, маски, очки, защитные экраны).

6.Осторожно обращаться с острыми инструментами.

7.Сортировать загрязненное белье в перчатках, маске, халате в специально отведенной комнате.

Порядок действия в аварийной ситуации, опасной в отношении заражения


  • Инфицирующая жидкость попала в глаза. Сразу промыть глаза под проточной водой, закапать антисептик: 1% водный раствор борной кислоты по 10 мг промыть.

  • Инфицирующая жидкость попала в нос. Применить антисептик 1% раствор протаргола.

  • Инфицирующая жидкость попала в рот. Промыть рот проточной водой, прополоскать антисептиками: 70% этиловым спиртом.

  • ^ Инфицирующая жидкость попала на кожу, не имеющую ссадин, царапин. Немедленно, в течение 30 секунд обработать кожу тампоном с кожным антисептиком (хлоргексидин и др.) . вымыть их двукратно теплой проточной водой с мылом.

  • ^ Произошел прокол (разрез) через перчатки. Немедленно обработать перчатки дезинфицирующим раствором или кожным антисептиком, снять обе перчатки, обработать руки кожным антисептиком (хлоргексидин и др.), выдавить кровь из ранки или дать стечь каплям крови, тщательно вымыть руки водой с мылом. Обработать их кожным антисептиком, смазать рану 5% раствором йода.

  • Капли крови попали на халат, одежду, обувь. Халат замочить в дезинфицирующем растворе на 1 час, пятно крови с личной одежды, обуви снять тампоном, увлажненным дезинфицирующим раствором или 70% спиртом.

При наличии показаний начать прием антиретровирусных препаратов не позднее 72 часов с момента травмы (аварии)!

Береги свое здоровье!

I . Виды аварийных ситуаций.

Приказы, нормативные документы о профилактике ВИЧ-инфекции, безопасности работы

среднего медицинского персонала.

Медицинские работники должны иметь четкое представление о том, что такое аварийная ситуация, угрожающая их здоровью.

Аварийные ситуации могут быть двух видов:

1. Аварийные ситуации, связанные с контактом с кровью и другими биологическими жидкостями.

2. Аварийные ситуации, связанные с разливом и разбрызгиванием крови и других биологических жидкостей.

К аварийным ситуациям относят:

· повреждение кожных покровов мед. инструментарием во время манипуляции, при его обработке

· попадание потенциально инфицированного материала на кожу, слизистые

· разбрызгивание крови при центрифугировании

· разрывы и проколы перчаток при проведении манипуляций, при обработке использованного инструментария

Для профилактики возникновения аварийных ситуаций СМР в профессиональной деятельности должны руководствоваться следующими приказами, нормативными актами:

1) Приказом № 170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ инфекции в РФ»

2) Санитарными правилами о «Безопасности работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности»

3) Инструкциями по противоэпидемическому режиму в лабораториях диагностики СПИД

5) Руководствоваться положением по методике проведения дезинфекции, ПО, стерилизации изделий медицинского назначения согласно ОСТа

6) Все манипуляции выполнять согласно разработанным стандартам, знать методы и условия транспортировки инфицированного материала

правил универсальных мер безопасности медицинского персонала от инфекций

Пути заражения медперсонала


Естественный Искусственный

Наиболее остро стоит вопрос об опасности заражения медперсонала гемоконтактными инфекциями, т.е. вирусными гепатитами и ВИЧ-инфекцией. К сожалению, в настоящий момент мед. работники не придают должного значения личной защите во время работы, в основном фокусируя свои усилия на безопасности пациента. Тем не менее, медицинская сестра должна всегда относится к пациентам, как потенциально инфицированным, а любой биологический материал (кровь и ее компоненты) рассматривать как потенциально зараженные.

7 правил универсальных мер безопасности

медперсонала от инфекций.

1. Мыть руки до и после любого контакта с пациентом

2. Все манипуляции выполнять в резиновых перчатках

3. Сразу после применения использованные шприцы и катетеры помещать в специальные контейнеры «для утилизации острых предметов», никогда не снимать со шприцов использованных игл и не производить никаких манипуляций с ними.

4. Пользоваться средствами защиты глаз и масками для предотвращения возможного попадания брызг крови и жидких выделений в лицо

5. Использовать специальную влагонепроницаемую одежду для защиты тела от возможного попадания брызг крови или жидких выделений.

6. Рассматривать все белье, запачканное кровью или жидкими выделениями, как потенциально инфицированное

7. Рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные

Аптечка АНТИ-СПИД

Все рабочие места должны быть обеспечены дезинфицирующим раствором и аптечкой АНТИ-СПИД:

Данная аптечка должна быть укомплектована

1. Градуированным мерным стаканом до 200,0 мл – 2 шт

2. Спиртовой настойкой йода 5% - 50,0

3. 1% раствором борной кислоты 50,0 мл

4. 70 0 спиртом, в объеме 200,0

5. Бактерицидным пластырем – 1 шт

6. Стерильными марлевыми салфетками 10 шт

7. Бинтом марлевым стерильным -2шт

8. Пипетки глазные 2 шт

9. Ватой хирургической 50,0 гр

За наличием и укомплектованностью данной аптечки следит старшая медицинская сестра отделения.

3. Тактика действий медработников при возникновении различных видов аварийных ситуаций, статистические данные о степени возможного инфицирования в аварийных ситуациях

Вероятность заражения мед. работника
при попадании крови, биологических жидкостей пациента в глаза, на слизистую носа или полость рта
составляет 0,09%

1. При попадании крови, биологических жидкостей пациента на слизистую оболочку глаз необходимо:

1. Промыть глаза водой или 1% раствором борной кислоты

2. Раствор налить в 2 глазные ванночки, опустить в них глаза, и моргая, промыть их в течение 2 минут

3. Осушить глаза одноразовой салфеткой

4. Закапать в каждый глаз 1-2 капли 20% альбуцида (в случае раздражения глаз)

2. При попадании крови, биологических жидкостей пациента

на слизистую носа

1. Нос обильно промыть водой

2. Лицо вытереть чистой одноразовой салфеткой

3.При попадании крови, биологических жидкостей пациента на слизистую ротовой полости необходимо:

1. Набрать в рот 70% спирт, прополоскать в течение 2-х минут или 1% раствором борной кислоты

Вероятность заражения мед. работника при попадании крови, биологических жидкостей пациента на открытые неповрежденные участки тела составляет 0,05%

4. При попадании крови, биологических жидкостей пациента на неповрежденные участки кожи рук, других открытых участков тела, кроме лица необходимо:

1. Снять кровь с кожи тампоном смоченным 70% спиртом, либо 3% р-ром хлорамина.

2. Двукратно вымыть участки кожи теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем

3. Повторно обработать 70% спиртом

5.При попадании крови и других биологических

жидкостей на кожу лица

Одновременно обработать слизистые глаз, носа, ротовой полости по продемонстрированной методике

6.При загрязнении перчаток кровью

1. Обработать тампоном смоченным 70% спиртом.

2. Вымыть руки под проточной водой

3. Снять перчатки, замочив их в дез. растворе 3% хлорамине, 6% перекиси водорода, 0,2% сульфохлорантина на 60 минут

4. Осуществить гигиенический уровень обработки рук, обработать руки кожным антисептиком.

2 способ

1. Руки в перчатках опустить в дез раствор, подержать

2. Вынув руки снять аккуратно перчатки, замочив их дез. растворе

3. Осуществить гигиенический уровень обработки рук, обработать руки кожным антисептиком.

Вероятность заражения мед. работника ВИЧ-инфекцией при порезе, уколе загрязненными инструментами составляет 0,3%-0,5%, вирусным гепатитом – 6-30%



7.При повреждениях (уколах, порезах) кистей рук необходимо:

1. Немедленно снять перчатки (быстро, но аккуратно замочить в 3% р-ре хлорамина, 6% перекиси водорода, 0,2% сульфохлорантина на 60 минут)

2. Выдавить кровь из ранки

3. Снять ее тампоном, смоченным 70% спиртом

4. Если позволяет рана осуществить гигиенический уровень обработки рук (вымыть руки с мылом под проточной водой)

5. Оработать руки 70 % спиртом

6. Обработать ранку 5% р-ром йода, заклеить бактерицидным лейкопластырем

7. Одеть перчатки, продолжить работу

8.При загрязнении кровью и другими биологическими жидкостями одежды:

1. Аккуратно загрязненной стороной во внутрь снять халат

2. Замочить в дез. растворе 3% р-ре хлорамина, 0,2% р-ре сульфохлорантина на 2 часа

3. Кожу под халатом обработать тампоном, смоченным 70% спиртом

4. Осуществить гигиенический уровень обработки рук

5. Одеть чистый халат, перчатки, продолжить работу

6. Через 120 минут (2 часа) ополоснуть халат под проточной водой до исчезновения запаха, сдать его в прачечную

9.При попадании крови на мебель (кушетку, стул), обувь

1. Ветошью смоченной дез. раствором 3% хлорамином, 6% перекисью, 0,2% сульфохлорантином загрязненную поверхность протереть 2-х кратно с интервалом в 15 минут.

2. Ветошь после обработки замочить в дез р-ре

3. Ополоснуть под проточной водой до исчезновения запаха

4. Высушить

10.При попадании крови на пол (разбилась или опрокинута пробирка, носовое кровотечение) необходимо:

1. Надеть перчатки (если они не были одеты)

2. Ограничить место аварии

3. Залить дезинфицирующим раствором (концентрация по режиму, предусмотренному для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов) на время экспозиции

4. После экспозиции собрать разбитую емкость с помощью совка и щетки и поместить в отходы класса Б;

5. Снять перчатки, утилизировать в соответствии с требованиями безопасности.

11. В случае повреждения пробирки с кровью во время работы центрифуги:

1. Крышку открывать медленно, только через 40 минут после полной остановки

2. Все центрифужные стаканы и разбитое стекло поместить в дезинфицирующий раствор (концентрация по режиму, предусмотренному для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов) на время экспозиции.

3. Внутреннюю и наружную поверхность центрифуги и крышки обработать салфеткой с дезинфицирующим раствором двукратным протиранием с интервалом 15 мин.

Правила регистрации возникших аварийных ситуаций, в журнал «Учета и регистрации аварий с кровью или биожидкостями пациента», химиопрофилактика.

После проведенных профилактических мероприятий необходимо:

1. Поставить в известность руководителя подразделения, его заместителя или вышестоящего руководителя

2. Травмы, полученные медработниками, должны учитываться в каждом ЛПУ и актироваться, как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае.

3. Провести регистрацию аварии в журнале аварийных ситуаций, который хранится на рабочем месте

Форма журнала аварийных ситуаций

4. Провести клиническую оценку риска инфицирования ВИЧ

· Характер повреждения (тип иглы (полая, сплошная), глубина проникновения, оценка объема крови, введенной с иглой, степень разрыва тканей, контакт со слизистой оболочкой, контакт с поврежденным участком кожи;

· Источник инфекции: кровь, продукты крови, жидкости организма, околоплодные воды и т.д.

· Характеристика пациента источника: стадия ВИЧ-инфекции, вирусная нагрузка

5. Провести химиопрофилактику парентерального заражения ВИЧ немедленно.

6. Постановка на учет в ГБУЗ НСО «Центр СПИД», снимается с учета по получении отрицательных результатов обследования на ВИЧ в течении 3,6,12 месяцев.


Похожая информация.


    Рассматривать кровь и биологические жидкости пациента, все образцы лабораторных анализов, белье (загрязненное кровью и выделениями пациента) потенциально-инфицированными.

    Медработники при поступлении на работу проходят медицинский осмотр с обследованием на сифилис, вирусные гепатиты В, С и ВИЧ-инфекцию. Повторные медосмотр и обследование проводятся согласно нормативных документов.

    Медперсонал должен проходить инструктаж по технике безопасности.

    Медицинские работники, контактирующие с кровью и биологическими средами (жидкостями), должны быть привиты против вирусного гепатита В.

    Медицинские манипуляции, диагностические исследования следует проводить в отведенных для этих целей помещениях.

    В рабочих помещениях, где существует риск профессионального заражения, запрещается есть, пить, курить, пользоваться косметикой, брать в руки контактные линзы (в каждом лечебно-диагностическом отделении должны быть помещения для персонала).

    Необходимо правильно организовать рабочее место: безопасный, непрокалываемый контейнер необходимо установить на столе или другой поверхности на расстоянии вытянутой руки. Заполнять медицинскую документацию необходимо на чистом столе.

    В ходе проведения манипуляций пациенту, персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и т.п.

    В ходе выполнения манипуляции, не следует садиться на постель пациента.

    В кабинетах, где проводится инвазивные манипуляции необходимо иметь аварийную аптечку.

    При наличии на коже микротравм, экземы и дерматита перед началом рабочего дня необходимо закрывать поврежденные участки лейкопластырем, водонепроницаемыми повязками, напальчниками.

    При работе использовать защитную спецодежду (халат, шапочка, сменная обувь) и средства индивидуальной защиты (перчатки, очки, щитки (экраны), маски (респираторы), фартуки). Халат, шапочка должны максимально защищать открытые участки кожи и волосистую часть головы. Сменная обувь, легко моющаяся из нетканых материалов. Перчатки при работе с кровью, биологическими средами, при возможном контакте со слизистыми и поврежденными участками кожи, а также при парентеральных манипуляциях - должны быть из латекса или синтетических материалов, приравненных к латексу. Если при выполнении манипуляций есть вероятность разбрызгивания биологических жидкостей необходимо использовать защитные очки, щитки (экраны), маски, респираторы и фартуки. Средствами индивидуальной защиты персонал должен обеспечиваться в необходимом количестве и соответствующего размера.

    Строго соблюдать правила мытья рук и снятия перчаток. Перчатки снятые в процессе проведения манипуляции не использовать повторно.

    При загрязнении перчаток кровью и выделениями пациента без их разрыва, во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), снять видимые загрязнения, затем снять перчатки в дезраствор. После снятия перчаток руки обработать антисептиком.

    По возможности не прикасаться к инфицированному материалу.

    Использовать безопасный, удобный медицинский инструментарий (атравматический) и устройства с защитными приспособлениями (самоблокирующиеся шприцы, вакуумные системы для бесконтактного забора крови и др.).

    Осторожно обращаться с острым инструментарием, избегая случайных повреждений:

Осторожно открывать флаконы и ампулы;

Не передавать острые предметы из рук в руки, а через нейтральную зону (лоток);

Не следует надевать колпачок на иглу после инъекции;

Не следует вручную отсоединять иглу, а пользоваться деструктором, иглоотсекателем (пинцетом);

Не следует сгибать или ломать использованную иглу;

Убирать использованный колющий и режущий инструментарий в непрокалываемые контейнеры;

Проводить выемку инструментов после дезинфекции с помощью пинцета, корнцанга;

Упавшие иглы поднимать пинцетом или магнитом.

    Забор крови осуществлять иглой со шприцем или вакуумными системами для взятия венозной крови. Пробирки с кровью должны быть закрыты пробками. Перемешивать кровь только в пробирках, закрытых пробкой. Бланк направления в лабораторию не помещать на пробирки с кровью. Пробирки маркировать, а номер ставить в направлении, которое помещается в специальный контейнер отдельно от штатива с пробирками.

    Забор анализов мочи, рвотных масс, кала и других биологических сред организма осуществлять в ёмкости с крышками, используя спецодежду, средства индивидуальной защиты и соблюдая технику безопасности. Бланк направления помещать отдельно от ёмкостей с анализами, доставку анализов в лабораторию производить в специальном контейнере.

    Предстерилизационную обработку использованного инструментария многократного применения проводить в плотных латексных перчатках или синтетических перчатках приравненных к латексу после предварительной дезинфекции. Работа с медицинскими отходами класса Б и В производится в таких же перчатках.

    Смену и сортировку загрязненного белья кровью и биологическими средами, следует проводить в перчатках, маске, халате и шапочке; при сортировке дополнительно использовать фартук. Загрязненное кровью и биологическими жидкостями бельё замачивают в дезрастворе.

    При попадании крови или биологических жидкостей на халат (одежду) необходимо снять его и погрузить в дезраствор (халат однократного применения можно продезинфицировать физическими методами, например: паровым) в концентрации соответствующей режиму дезинфекции при вирусных гепатитах.

    При попадании крови и биологических жидкостей на поверхность проводят дезинфекцию препаратами, имеющими режимы обеззараживания крови согласно методическим рекомендациям (например: Виркон, Дензибак супер, Хлормикс, Септусин М).

    При аварийной ситуации проводить постконтактную профилактику, в том числе экстренную вакцинацию против вирусного гепатита В.

3.1. Соблюдение ТБ в биологической лаборатории.

3.1.1. Инструкция по охране труда для учителя.

3.1.1.1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

3.1.1.2. Учитель должен:

Знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;

Пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

Руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;

Режим его труда и отдыха определяется графиком работы.

3.1.1.3. Опасность возникновения травм:

При пользовании стеклянной лабораторной посудой;

При работе с колющими и режущими инструментами;

При работе с различными растворами;

При включении электроприборов, аппаратуры ТСО (технических средств обучения);

При работе с инсектицидами;

При наличии в кабинете ядовитых растений.

3.1.1.4. При санитарной обработке растений пользоваться только мыльным и табачным растворами.

3.1.1.5. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

3.1.1.6. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

3.1.1.7. При проведении лабораторно-практических занятий работать в спецодежде (халат, перчатки).

3.1.1.8. Не выращивать в кабинете ядовитые растения.

3.1.1.9. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по ОТ.

3.1.1.10. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам и различных внеурочных мероприятий.

Требования безопасности перед началом работы

3.1.1.11. Проверить готовность кабинета и безопасность рабочих мест к учебным занятиям.

3.1.1.12. Проверить наличие необходимого лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.13. Проверить исправность электроосвещения.

3.1.1.14. Проветрить кабинет.

Требования безопасности во время работы

3.1.1.15. Соблюдать личную гигиену и безопасность.

3.1.1.16. Следить за дисциплиной и порядком в кабинете.

3.1.1.17. Не допускать учащихся к включению и переноске аппаратуры ТСО.

3.1.1.18. Не допускать учащихся к переноске лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.19. Выдать учащимся рабочую одежду (халаты).

3.1.1.20. Не оставлять учащихся без присмотра во время практических занятий.

3.1.1.21. Осколки стеклянной, фаянсовой посуды убирать щёткой и совком.

3.1.1.22. Следить за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета и рабочих мест.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

3.1.1.23. В случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся.

3.1.1.24. Сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01.

3.1.1.25. При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.

Требования безопасности по окончании работы

3.1.1.26. Отключить от электросети аппаратуру ТСО.

3.1.1.27. Проверить уборку рабочих мест.

3.1.1.28. Принять от учащихся рабочую одежду.

3.1.1.29. Перенести в лаборантскую посуду, оборудование и препараты.

3.1.1.30. После экскурсии сверить численность присутствующих учащихся.

3.1.1.31. Проветрить кабинет.

3.1.1.32. Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

3.1.1.33. Обо всех недостатках, обнаруженных во время учебных занятий, сообщить администрации.

3.1.2. Инструкция по охране труда для учащихся.

Общие требования безопасности.

3.1.2.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.

3.1.2.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журнале инструктажа.

3.1.2.3. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии.

3.1.2.4. Тщательное соблюдение правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте.

3.1.2.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием или указанием учителя.

3.1.2.6. Надеть спецодежду, застегнуть её на все пуговицы, волосы спрятать под головной убор.

3.1.2.7. Освободить рабочее место от всех ненужных для проведения работы предметов и материалов.

3.1.2.8. Проверить наличие и надёжность посуды, приборов, инструментов, материалов, необходимых для выполнения задания.

3.1.2.9. Начинать выполнять задания только с разрешения учителя.

3.1.2.10. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель.

3.1.2.11. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром.

3.1.2.12. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, других людей, чтобы избежать ранений.

3.1.2.13. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской. Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя или на других людей.

3.1.2.14. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот.

3.1.2.15. При использовании порошкоподобных химических веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не металлической), не дотрагиваясь до порошка руками. Помните, что многие из этих веществ ядовиты. То же самое касается удобрений, которые используются для подкормки растений.

3.1.2.16. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

3.1.2.17. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок.

3.1.2.18. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.1.2.19. Уберите рабочее место.

3.1.2.20. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой, и её легко упустить и разбить.

3.1.2.21. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

3.1.2.22. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

3.1.2.23. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

3.1.2.24. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

3.1.3. Техника безопасности при проведении экскурсий и полевых работ.

3.1.3.1. На экскурсии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

3.1.3.2. Опасность возникновения травм:

При переходе улиц и перекрёстков;

При сборе ядовитых растений;

При сборе ядовитых и опасных насекомых и животных;

При нарушении инструкции по ТБ.

3.1.3.3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

3.1.3.4. Учебная экскурсия не должна превышать заявленного в документах времени.

3.1.3.5. Необходимо знать местные ядовитые растения и опасных ядовитых животных.

3.1.3.6. Иметь запас чистой питьевой воды.

3.1.3.7. Не пользоваться химическими растворами (серный эфир, хлороформ) для замаривания насекомых.

Требования безопасности перед началом занятий.

3.1.3.8. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, лопатки, булавки, коробки).

3.1.3.9. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.

3.1.3.10. Получить учебное задание у руководителя.

3.1.3.11. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.

3.1.3.12. Одеться соответственно погоде.

3.1.3.13. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

3.1.3.14. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.

Требования безопасности во время занятий.

3.1.3.15. Выполнять все действия только по указанию учителя.

3.1.3.16. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.

3.1.3.17. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

3.1.3.18. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

3.1.3.19. Соблюдать порядок и дисциплину, провести повторную перекличку на месте.

3.1.3.20. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

3.1.3.21. Двигаться компактной группой, не теряя никого из виду.

3.1.3.22. Не пить воду из открытых водоёмов.

3.1.3.23. Не пробовать на вкус собранные растения.

3.1.3.24. Не выкапывать растения незащищёнными руками, пользоваться лопатками.

3.1.3.25. Не ходить во время экскурсии босиком.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.3.26. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

3.1.3.27. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно пре­кратить занятия, группе вернуться в учебный кабинет.

3.1.3.28. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

3.1.3.29. Проверить присутствие всех своих товарищей.

3.1.3.30. Просмотреть свои записи в черновиках по результатам экскурсии. Аккуратно сложить собранный материал в папки, гербарии и т.п. в указанное учителем место.

3.1.3.31. Проверить безопасность рабочего места.

3.1.3.32. Вымыть лицо и руки с мылом.

3.1.4. ТБ при работе с микроорганизмами.

3.1.4.1. Учащиеся должны четко выполнять инструкции учителя к лабораторным занятиям. Учащимся, склонным к аллергическим реакциям или имеющим медицинские противопоказания, запрещается работать с биообъектами без разрешения врача.

3.1.4.2. В лаборатории запрещается принимать пищу, пить напитки.

3.1.4.3. Приступать к занятиям обязательно в хлопчатобумажном халате и одноразовых перчатках.

3.1.4.4. Работу с микроорганизмами проводят только на лабораторных столах с кафельным покрытием.

3.1.4.5. Работу с биологическим материалом проводить специальными инструментами, используя лабораторную посуду. Запрещается трогать культуры руками!

3.1.4.6. При случайном попадании биологического материала (особенно микроорганизмов) на стол или руки, обработать дезинфекцирующим раствором (например, хлорамином).

3.1.4.7. Строго соблюдать правила обращения с химическими реактивами и красителями.

3.1.4.8. Поскольку некоторые микроорганизмы, особенно споры грибов, являются аллергенами, не допускать их распыления: не оставлять открытыми чашки Петри, пробирки, колбы с культурами микроорганизмов. При работе со спорулирующими грибами следует защитить органы дыхания одноразовой защитной маской.

3.1.4.9. Суспензии микроорганизмов или реактивы набирать только с помощью пипетки с насадкой, в наконечник которой вложен ватный шарик для предотвращения засасывания суспензии из наконечника внутрь пипетки.

3.1.4.10. Все предметы, использованные при работе с живыми культурами, должны быть обеззаражены либо обжиганием в пламени горелки (петли, иглы), либо погружением в дезинфицирующий раствор (предметные и покровные стекла, пипетки, шпатели).

3.1.4.11. Все засеянные пробирки, чашки Петри сдаются учителю для помещения в термостат. Отработанный материал (пробирки, чашки Петри) помещается в определенные емкости по указанию учителя для их дальнейшего обеззараживания.

3.1.4.12. В лаборатории необходимо поддерживать порядок и чистоту. По окончании занятий учащиеся обязаны снять защитную одежду, привести в порядок рабочее место и сдать лаборанту или учителю, вымыть руки с использованием дезинфицирующих средств.

3.1.4.13. После окончания работ необходимо проветрить помещение.

3.1.5. Техника безопасности при проведении демонстрационных опытов по биологии.

Общие требования безопасности .

3.1.5.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

3.1.5.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3.1.5.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

Химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

Термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

Порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.

3.1.5.4. Лаборатория биологии должна быть укомплектована медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

3.1.5.5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Лаборатория биологии должна быть оснащена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

3.1.5.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

3.1.5.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

3.1.5.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.5.9. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

3.1.5.10. Тщательно проветрить помещение лаборатории биологии.

Требования безопасности во время работы.

3.1.5.11. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя или на других учащихся.

3.1.5.12. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев.

3.1.5.13. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.1.5.14. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.1.5.15. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.1.5.16. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать растения, грибы и колючие растения.

3.1.5.17. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.1.5.18. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

Требования безопасности по окончании работы.

3.1.5.19. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

3.1.5.20. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимость не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

3.1.5.21. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.5.22. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

3.1.5.23. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

3.1.5.24. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

3.1.6. Техника безопасности для учащихся при работе с микроскопом.

Общие требования.

3.1.6.1. Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в лаборатории биологии работ, связанных с использованием микроскопа.

3.1.6.2. При работе в лаборатории биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:

Уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

Порезы рук при небрежном обращении с предметными и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.6.3. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приёмы её выполнения.

3.1.6.4. Все работы выполняются только с разрешения и под контролем учителя.

3.1.6.5. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

3.1.6.6. Ученик повторяет с правила работы с микроскопом.

Требования безопасности во время работы.

3.1.6.7. Ученик должен точно соблюдать порядок действий.

3.1.6.8. Ученик должен соблюдать осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.

3.1.6.9. Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

3.1.6.10. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест.

3.1.6.11. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности по окончании работ.

3.1.6.12. По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого емкости. Затем сдаёт всё учителю на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния.

3.1.6.13. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок и сдает лаборанту или учителю.

3.1.6.14. После окончания работы обязательно тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.6.15. В случае выявления неисправностей в приборах и оборудовании следует немедленно остановить работу группы и при необходимости оповестить администрацию.

3.1.7. Памятка по работе с микроскопом с иммерсионным объективом.

Сухие и иммерсионные объективы.

3.1.7.1. Объективы малого увеличения (3 х, 5 х, 8 х, 9 х, 10 х) применяют главным образом для предварительного осмотра препарата. Объективы среднего увеличения (20 х, 40 х, 60 х) – для изучения крупных клеток микроорганизмов (например, грибов). Эти объективы называют сухими, поскольку при микроскопии между фронтальной линзой и препаратом находится воздух. Вследствие различия показателей преломления воздуха (n = 1) и стекла (n = 1,52) часть лучей, освещающих препарат, рассеивается и не попадает в объектив.

3.1.7.2. Объективы больших увеличений (85 х, 90 х) называются иммерсионными. Их применяют для изучения мелких форм микроорганизмов (например, бактерий). При работе с ними препарат должен быть максимально освещен. Светорассеивание, неизбежное при работе с объективами, в данном случае устраняется благодаря использованию иммерсионных жидкостей, показатель преломления которых близок к показателю преломления стекла. Чаще всего используют кедровое масло, у которого n=1,515. Каплю жидкости наносят на препарат и погружают в нее объектив. Короткое фокусное расстояние объективов большого увеличения ((1,9 - 2,1)мм) позволяет исследовать объект, не поднимая объектив из капли, вследствие чего создается однородная среда между линзой и препаратом.

Правила работы с иммерсионной системой микроскопа.

Начало работы.

3.1.7.3. Установить микроскоп на малое увеличение (х8).

3.1.7.4. Навести максимальную освещенность.

3.1.7.5. Установить исследуемый препарат на предметный столик и закрепить его зажимами.

3.1.7.6. Найти изображение предмета на малом увеличении (х8).

3.1.7.7. Нанести на препарат каплю иммерсионной жидкости.

3.1.7.8. Установить микроскоп на большое увеличение (х90) до щелчка.

3.1.7.9. Под контролем глаза микровинтом опустить объектив микроскопа максимально вниз, пока он не коснется иммерсионной жидкости.

3.1.7.10. Наблюдая в окуляр, поднимать макровинтом вверх тубус до тех пор, пока не появится изображение предмета.

3.1.7.11. Микровинтом установить более четкое изображение.

3.1.7.12. Провести микроскопию препарата-мазка.