Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях обж. Урок основ безопасности жизнедеятельности "правила безопасного поведения в условиях криминогенного характера"

План-конспект открытого урока

Тема урока: «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»

Тип урока: Урок практически-ориентированный.

Цели урока:

Обучающая - закреплять знания по правилам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правилам общения с незнакомым человеком по телефону. Закреплять знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Развивающая - развивать мышление, долговременную память, устную речь.

Воспитательная - воспитывать у учащихся умение безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Оборудование: плакат – «Криминогенные ситуации». Слайды компьютерной презентации.

План урока

Организационный момент.(1мин.)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(3мин.)

Формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях..(3 мин.)

Формирование дифференцированных обобщенных умений.(7мин)

Творческое применение обобщённых знаний, умений, навыков в условиях постоянно изменяющихся или приближенных к жизни.(21 мин.)

Подведение итогов.(3 мин.)

Постановка домашнего задания.(2 мин.)

Литература

ОБЖ,10 класс Учебник для общ.- обр Латчук

изд.-М: Изд-во Москва,2010 г. .- стр56.:

humanism / education/kurses/practical_thinking/practical_thinking_theme4/

Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем. Учитель объявляет тему урока: Тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях». В тему входят такие аспекты как:

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Мошенничество, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни мошенничества.

Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Целью нашего урока является закрепление, и отработка на практике правил безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правил общения с незнакомым человеком по телефону. Закрепить знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

При общении с незнакомым человеком:

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Незнакомый человек звонит в дверь:

Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.

Не вступай с незнакомцем ни в какие разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по тел.02. назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.

Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.

Незнакомый человек в подъезде дома:

Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.

Не подходи квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.

При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите»), постарайся выскочит на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.

Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.

Незнакомый человек в лифте:

Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину.

Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.

Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.

Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.

Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.

Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.

Безопасность на улице:

Постарайся возвращаться домой засветло.

Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.

Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.

Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.

При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.

Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвести тебя.

Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Как не стать жертвой мошенников:

Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.

Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.

При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.

Не доверяй свои вещи посторонним людям.

Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.

Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.

Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.

Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.

Предложим учащимся такую задачу: Найти действия неправильные в криминогенном отношении красной шапочки по известной сказке Шарля Перро:

    Одна без сопровождения пошла к бабушке через лес.

    Привлекала внимание одеждой, пирожками, пением и т.д.

    Разговаривала с незнакомым.

    Потеряла бдительность.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия в необходимой логической последовательности:

1. Ждать родителей на лестничной клетке.

2. Зайти к другу и позвонить родителям.

3. Попросить рабочих с соседней стройки открыть замок.

4. Подождать родителей у друга.

Ответ: 2;4.

Учитель даёт творческое задание: разделиться на пары по собственному желанию, придумать сценки, и обыграть на следующем занятии. Сценки на тему криминогенные ситуации.

Ученики делятся на произвольные группы по 3-4 человека. Идёт живое обсуждение поставленного задания. Ученики придумывают сценки.

К доске выходит первая группа: общение с незнакомым человеком. Один из учеников изображает ребенка, ещё двое играют незнакомых взрослых которые пытаются заманить его в машину. «Ребёнок» говорит что ему ничего не нужно, что он их не знает, не чего не хочет. «Ребёнок» начинает звать на помощь, и как можно быстрее направляется к родителям, и тут же обо всём им рассказывает.

К доске выходит вторая группа: ситуация- незнакомый человек звонит в дверь. Распределение ролей такое же. Незнакомые «взрослые» стучаться в квартиру. «Ребёнок» подходит к двери, смотрит в глазок, если глазка нет спрашивает: «Кто там». Взрослые под разными предлогами пытаются попасть в квартиру. «Ребёнок» звонит соседям и обо всём рассказывает. Если незнакомцы пытаются открыть дверь, срочно звонит в милицию по тел.02. называет причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зовёт на помощь знакомых или соседей.

К доске выходит третья группа: незнакомый человек в подъезде дома. Один из учеников изображает ребенка, другой играет незнакомого взрослого. Ученик который играет ребёнка заметив за собой незнакомого человека не заходит в подъезд своего дома делая вид что что-то забыл. «Ребёнок» не подходит к квартире и не открывает её если на площадке находится незнакомый, он выходит на улицу и дожидается ухода. Потом рассказывает родителям.

Четвёртая группа: незнакомый человек в лифте. Распределение как в третьем выступлении. Если в вызванном лифте находится незнакомый человек «ребёнок» не заходит.

Пятая группа: поведение на улице. Распределение: один ученик-ребенок; второй-родитель; третий-незнакомец. «Ребёнок» возвращаясь домой засветло задержался по какой то причине. Он(она) звонит одному из родителей с просьбой встретить. Он(она) двигается по освещённым улицам в группе людей избегая пустырей. Если он(она) замечает, что кто-то преследует, наблюдая за ним, переходит на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – бежит к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Подведение итогов, выставление оценок.

Постановка домашнего задания: дети вы должны узнать в какие криминогенные ситуации попадали ваши родители, или были свидетелями такой ситуации. Законспектировать рассказ родителей.



План-конспект

Проведения урока 10 класса

Тема: «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Тип Урока: комбинированный

Количество часов: 1 час

Цель урока:

    Обучающая:

    сформировать теоретические знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации (ЧС) криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних»;

    ознакомить с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.

    Воспитывающая:

    воспитывать у учащихся внимательность, осторожность, исполнительность и выдержку.

    Развивающая:

    развивать у учащихся аналитическое и логическое мышление;

    развивать умение предвидеть криминогенную ситуацию, избегать её и правильно и решительно действовать.

План урока

    Организационный момент – 3 мин.

    Вводный инструктаж – 5 мин.

    Текущий инструктаж – 25 мин.

Вопрос 1: Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Вопрос 2: Основы самозащиты.

Вопрос 3: Уголовная ответственность несовершеннолетних

    Заключительный инструктаж – 7 мин.

Вводный инструктаж:

Тема сегодняшнего урока «ЧС криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

На уроке вы должны:

    Ознакомиться с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.

    Закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних.

На уроке мы будем использовать презентацию «ЧС криминального характера», УК РФ, Федеральные законы.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока, вспомним или подумаем.

Вопрос: Какие ЧС криминального характера вы знаете?

Ответ: Мошенничество, хулиганство, грабёж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

Вопрос: Кто может дополнить?

Текущий инструктаж:

Вопрос 1: «Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».

Используя презентацию «Как уберечь себя», рассматриваем ЧС криминогенного характера. Знакомимся с уголовной ответственностью несовершеннолетних в соответствии с УК РФ.

Запишем ЧС криминогенного характера: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

Почему мы сегодня рассматриваем эти ситуации, да потому, что не меньшее зло чем эпидемии и стихийные бедствия приносит человечеству преступность.

Жизнь и опыт показывают, как важно соблюдать основные правила безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно. Это позволит уберечь себя от многих возможных опасностей, связанных с криминалом.

Используя презентацию. рассмотрим (раскроем) каждую ситуацию отдельно, приведем примеры.

    Мошенничество – открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;

    Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;

    Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);

    Кража – тайное хищение имущества;

    Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;

    Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;

    Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.

    Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;

    Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;

    Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;

    Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;

    Убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни человека;

    Работорговля – захват, покупка или продажа людей в рабство.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера:

при нападении

    помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны живыми родителям и близким;

    успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;

    создать спокойную обстановку;

    выполнять все требования нападающего (медленно);

    не ждать помощи от окружающих;

    не надо проявлять ненужного героизма;

    если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;

    постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;

    если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;

    постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

Вопрос 2: Основы самозащиты.

Мы говорили о том, что против нападающего на вас человека нельзя применять то, что нет у нападающего. В УК РФ в главе 8 раздел II в ст.37-41 четко прописано о вашей самообороне. Используя УК РФ часть 1 и 2, остановимся на понятии «самооборона», а также исключениях:

    при неожиданном нападении;

    при нападении профессионального спортсмена;

    в условиях крайней необходимости.

Вопрос 3: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (Раздел V УК РФ).

«Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Глав 14 ст.ст.87-96).

Вопрос: Какое лицо считается несовершеннолетним?

Ответ: несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ).

К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Дать под запись: «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним» (ст. 88, ч.1)

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

Статья 88 часть 2 Раскрывается случай наложения штрафа.

Статья 88 часть 3 Обязательные работы (40-160 час, по 2-3 часа)

Статья 88 часть 4 Исправительные работы (сроком до 1 года)

Статья 88 часть 5 Арест (после 16 лет сроком от 1 до 4 мес.)

Статья 88 часть 6 Лишение свободы на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии

Статья 89 Назначение наказания несовершеннолетнему (что учитывается).

Раскрыть понятие «Семья, находящаяся в социально-опасном положении». Привести примеры.

Рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колониях, достигших возраста 18 лет.

Заключительный инструктаж

Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминогенного характера, ознакомились с правилами поведения при нападении на вас. Эти правила не являются панацеей от всех бед, но соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.

Подведем итоги урока. Особенно активным учащимся выставлены оценки.

Задание на дом.

«Пора в путь дорогу»

Мы соберемся за , бокалы полные нальём,

И за его здоровье песенку споем:

Пора нам отметить,

И день этот встретить

Пускай тебе не двадцать и не тридцать, пускай!

Ты планку своей бодрости не опускай!

Следить будем строго,

От нас не скроешься, ты так и знай!

    Мы видим бравого, бравого, бравого,

Мужчину стройного, красивого и славного!

Пусть чередой идут года, но мы желаем, чтоб всегда

Николая душа оставалась молодой!

Пора нам отметить,

Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!

И день этот встретить

В большой компании родных, друзей!

Пускай, судьба порою к нам жестока, пускай!

В ответ ей свои шуточки ты отпускай!

Следит так же строго,

Вокруг уныния не допускай!

    Сегодня вечером, вечером, вечером.

Без Николая, скажем прямо, делать нечего.

Мы выпьем раз, мы выпьем два, за юбилей и за дела,

Но чтобы завтра не болела голова!

Пора нам отметить,

Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!

Песня на мотив «Идет солдат по городу»

1. Собрались сегодня мы, снова вся родня,

И уселись за , чувствуем не зря.

Собрались мы не спроста, радость не тая,

Отмечаем юбилей, Коля у тебя, Коля у тебя!

Припев: Сегодня день особенный,

Сегодня день рождения.

И от улыбок родственных вся улица светла.

Не обижайтесь, гостюшки.

Для нас сегодня главное,

Чтобы хозяин радостным

Счастливым был всегда!

2. Ну, а мы съедим салат, скажем тост другой,

За хороших, за друзей выпьем по одной.

Ну, а музыка звенит, манит в круг друзей,

Так пойдем же танцевать

Пойдем же поскорей, пойдем же поскорей!

Наш весёлый юбиляр

(на мотив «Жил отважный капитан» )

    Наш весёлый Николай

Всех друзей к себе позвал,

Веселиться непременно приказал.

Что же делать нам, друзьям?

Веселиться нам пора,

Значит, крикнем наше громкое «Ура!»

Припев: Николай, Николай, улыбнитесь,

Ведь улыбка – это символ добра.

Николай, Николай, подтянитесь,

Мы плясать и петь готовы до утра.

    Сколько песен мы споем

И вина здесь перепьём,

Твой карман мы, Николай потрясём.

Но тебе всё не почём,

Бьёт, как прежде, жизнь ключом,

Ведь вино мы за твоё здоровье пьём.

Ваше благородие, милый День рожденья!

Ты прекрасен, как всегда, всем на загляденье

Чтоб в душе как прежде пели соловьи

Пожелаем Коле счастья и любви.

Ваше благородие, мудрый День рожденья!

Опыт жизненный у Вас – всем на удивленье

Чтобы мысли умные Вас не подвели

Пожелаем Коле знаний и любви.

Ваше благородие, добрый День рожденья!

Не хватает нам порой сказок и везенья

Ты момент удачи на лету лови

Пожелаем Коле чуда и любви.

Ваше благородие, сытый День рожденья!

Всё, чем нас кормили тут, просто объеденье

Чтобы нас финансы вдруг не подвели

Пожелаем Коле денег и любви.

Ваше благородие, дружный День рожденья!

Будем неразлучны мы с Вами, без сомненья

Через год ты снова всех нас позови

Пожелаем Коле дружбы и любви.

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРУДА

Учителя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Человек всегда должны быть готов бороться за выживание в условиях автономии. Но для этого нужно знать, как действовать.

На основе жизненного опыта большого количества людей выведен такой алгоритм поведения:

Успокоиться и обдумать сложившуюся обстановку. Если не победить страх, он перерастёт в бессистемное поведение - панику. Необходимо помнить, что обстоятельства, в которых оказался конкретный человек, не отличаются от обстоятельств, в которых оказывались многие люди, выжившие, несмотря ни на что;

Оценить имеющееся снаряжение (есть ли аптечка, компас, продукты питания и др.). При необходимости принять меры к спасению снаряжения;

Оценить своё самочувствие. Если это необходимо, оказать себе или товарищу медицинскую помощь;

Оценить своё местонахождение, природные условия, возможные опасности. Здесь полезно вспомнить все знания и навыки ориентирования на местности;

Составить план действий, учитывая сложившуюся ситуацию, и приступить к его выполнению. При реализации своего плана не надо торопиться и экономить имеющиеся ресурсы и силы;

Попытаться подать сигналы бедствия.

Ни в коем случае нельзя паниковать. Нужно действовать по составленному плану. Однако для выживания в такой ситуации необходимо владеть навыками:

Построения временного укрытия;

Разжигания костра;

Добывания пищи и воды;

Навыками ориентирования и передвижения по незнакомой местности;

Знание способов подачи сигналов бедствия;

Знание правил поведения при встрече с дикими животными.

Все эти навыки изучаются в школьном курсе «Окружающего мира» и «Основ безопасности жизнедеятельности».

Советы туристам:

При выходе на маршрут нужно установить контакт с контрольно-спасательной службой (КСС) района, с местными туристскими организациями, а если это невозможно, то со школами и местными жителями. Уточните у них детальную характеристику выбранного маршрута, ведь на наших картах не всегда отмечены закрытые зоны, заражённые объекты, свалки, а также недавние изменения. Если не удалось получить заблаговременно информацию о возможных изменениях обстановки в данном районе, это можно сделать в последнем населённом пункте перед выходом на маршрут. Если в районе нет КСС, зайдите в отделение милиции или к участковому и дайте информацию о своих планах, маршруте и составе группы.

Не брать с собой дорогостоящую фото- и видеоаппаратуру. Как показывает практика, либо она ломается, либо её крадут. То же самое относится и к мобильным телефонам, и к ювелирным изделиям.

Навыки ориентирования имеют важное значение, особенно при прохождении по незнакомой местности и при плохой видимости.

Определение на местности начинается с определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам (солнцу, луне, звездам), карте (после ее ориентировки), местным признакам (кора деревьев, крупные камни и валуны, грибы, ягоды и растения и др.). Необходимо помнить, что ориентирование по местным признакам нужно производить в сочетании нескольких показателей.

Главное, в условиях вынужденной автономии в природных условиях – не знаешь – не трогай, не ешь, не пробуй. Это правило распространяется как на животный, так и на растительный мир.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Можно выделить две группы криминогенных опасностей:

Предполагают психическое воздействие на человека (шантаж, мошенничество, воровство).

Предполагают физическое насилие над человеком (разбой, бандитизм, убийства, изнасилования и т.д.).

Для обеспечения личной безопасности необходимо своевременно обнаружить наличие криминогенных опасностей и следовать правилам поведения, позволяющим оптимальным образом выйти из криминогенной ситуации.

· Необходимо постоянно прокручивать в мыслях опасные ситуации, находя достойный выход из них.

· Будьте разборчивы в знакомствах. Не оставайтесь в обществе малознакомых людей, особенно ночью, не распивайте с ними спиртные напитки.

· Проявляйте осторожность, когда заходите в подъезд своего дома, если рядом с ним или внутри него находятся незнакомые люди.

· Не садитесь в прицепные вагоны трамвая, в вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров.

· Старайтесь не оставаться в одиночестве на даче или в садовом домике, когда основная масса дачников находится в городе.

· Без необходимости не носите на себе ценных вещей.

· На всякий случай носите ключи, кошелек и кредитные карточки в кармане, а наличные деньги старайтесь раскладывать по разным (лучше - внутренним) карманам.

· Если группа людей останавливает вас и обращается с вопросом типа «Огонька не найдется?», «Который час?» или предложениями «Вытяни счастливый билет», «Угадай наперсток», продолжайте движение, на ходу отвечая, что не курите или что у вас нет того, о чем они спрашивают. Таким образом вы помешаете окружить вас, втянуть в какую-либо авантюру и дадите понять, что не испугались.

Передвижение в тёмное время суток

· Придерживайтесь середины тротуара или освещённой стороны улицы, избегайте тёмных переулков, якобы сокращающих ваш путь домой, отдалённых участков парков и скверов.

· Не держите руки в карманах.

· Сумку, рюкзак старайтесь держать максимально близко к себе.

· Избегайте «левых» машин.

· В электропоездах старайтесь садиться в первый вагон.

· Старайтесь не ходить по пустынным местам, держитесь подальше от строек, реконструируемых, заброшенных или поставленных под снос зданий, строительных бытовок, открытых подвалов, торговых палаток – от любых помещений, где может затаиться преступник.

· Проявляйте максимальную осторожность во дворе, в подъезде, при входе в лифт.

· Всегда идите навстречу движению, чтобы автомобиль не смог подъехать к вам сзади. Если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в противоположную движению сторону.

· Плейером лучше не пользоваться - музыка в наушниках не даст вам услышать шаги и другие настораживающие звуки.

Возникновение агрессии

Если в автобусе, трамвае, куда вы вошли, находится пьяная кампания, постарайтесь пройти в следующий вагон, не отвечайте и не реагируйте на дерзкие выкрики и обидные реплики, будьте внешне равнодушны.

Будьте готовы отдать принадлежащую вам вещь, чтобы избежать физического насилия, помните - купить можно все, но не жизнь.

Нападение в автомобиле

· Находясь за рулем в ночное время или когда вы в машине один, запирайте двери и закрывайте все окна.

· Следите за тем, чтобы ценные вещи (сумочка, кошелек, бумажник и т.п.) не лежали на виду и не привлекали возможных воров.

· Запирайте багажник, тем более если в нем находятся ценные вещи.

· Останавливайтесь на перекрестке или перед светофором так, чтобы впереди было достаточно свободного пространства для маневра (оптимальным расстоянием считается такое, при котором вы видите низ покрышек впереди стоящего автомобиля).

· Старайтесь парковать машину в хорошо освещенных местах, на платных стоянках - ближе к будке смотрителя.

· Бдительность не помешает и в тот момент, когда вы возвращаетесь к припаркованному автомобилю. Нельзя сбрасывать со счетов вероятность того, что преступник проник внутрь вашей машины и теперь прячется в ней, ожидая вашего появления. В ряде случаев злоумышленники забирались в пустые припаркованные автомобили и прятались на полу между передними и задними сиденьями. Когда ни о чем не подозревавшие люди возвращались, преступники набрасывались на них.

· Проявляйте осторожность и в тех случаях, когда вам сигналят с просьбой остановиться для помощи. В такой ситуации гораздо безопаснее (особенно женщине) сообщить о происшествии в ГАИ, нежели останавливаться.

· Если вы все-таки сами решили разобраться в происходящем, опустите стекло ровно настолько, чтобы переговорить с тем, кто вам сигналил, и объяснить, что собираетесь поехать за подмогой.

Нападение

Следует учитывать то, что нападающий, как правило, психологически готов к сопротивлению и это его ещё больше возбуждает, активизирует действия, повышает агрессивность. Поэтому необходимо сделать что-нибудь неординарное, чтобы сбить его с толку. Например, заговорить с ним, заявить, что вы больны, к примеру, какой-нибудь венерической болезнью, СПИДом или гепатитом.

Сделайте что-либо такое, что наверняка собьёт у него желание продолжить свои действия, – вызовите у себя рвоту, начните справлять свои естественные надобности и т.п.

Если вы владеете (основательно) каким-либо приёмом, то примените его; если нет, то бейте резко в пах, по глазам (и в глаза – растопыренными пальцами) и т.п. Но всегда, особенно в последнем случае, будьте крайне осмотрительны в оценке цели насильника, его личности, действий, т.к. иногда пассивность, наоборот, может спасти вашу честь и/или жизнь, а активность стоит здоровья.


Похожая информация.


К сожалению, в современном обществе жизнь и здоровье человека подвергаются различного рода опасностям, в том числе и криминогенным. К таковым относятся криминализация общества, военные конфликты, терроризм, и т.п. Специалисты считают, что гораздо проще предупредить опасность, нежели действовать в условиях реального риска. Поэтому для широкого ознакомления специалистами разработаны правила поведения в ситуациях криминогенного характера, соблюдение которых каждому позволит избежать беды. Всю опасность, которой может подвергаться человек, невозможно предвидеть. И все же соблюдение приведенных общих правил позволит ему намного обезопасить свое здоровье и жизнь.

Как не превратиться в жертву хулиганов, маньяков, грабителей

Чтобы избежать участи жертвы уличных преступников:

— следует не пребывать в одиночестве на улице в темное время суток;

— при выборе маршрута домой отдавать предпочтение людной дороге;

— не разговаривать на улице с незнакомцами;

— следует двигаться по тротуару лицом по направлению к движению транспорта. В случае, если вблизи приостанавливается подъехавшая машина, быстро переместиться на противоположную сторону тротуара

— нельзя соглашаться садиться в машину к незнакомцу, заходить в незнакомый дом даже под предлогом предоставления помощи;

— поздним вечером, заходя в свой подъезд, следует убедиться в отсутствии преследователей;

— ни в коем случае нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Нельзя стоять перед дверью лифта в ожидании: злоумышленник может туда втолкнуть. Ожидать нужно немного в стороне;

— при обнаружении преследования необходимо звонить в двери соседям и звать на помощь. Необходимо любым способом стараться обратить на себя внимание — можно разбить стекло или кричать: «Пожар!»;

— нельзя открывать дверь незнакомцу, если в этот момент больше в квартире никого нет;

— оказавшись в опасности, необходимо попытаться запомнить приметы преступника, по требованию сразу отдать деньги, не вступать в спор. В контакте с преступником следует не выказывать страха.

Как не стать жертвой давки в толпе

В случае пребывания в толпе в момент опасности есть риск оказаться раздавленным натиском поддавшихся панике людей. Чтобы этого избежать, необходимо:

— оценить ситуацию, составить план;

— если увлекла толпа, нужно застегнуть все пуговицы, спрятать или выбросить все мешающее движению. Следует пытаться не упасть, двигаться нужно, отклонив корпус назад, сцепив руки на груди и расставив локти;

— при падении следует попытаться подняться непременно (поджав ноги, рывком, по ходу движения), при невозможности — уткнуть голову в колени и закрыть ее руками.

О правилах поведения при террористическом акте

К сожалению, в современном обществе людям угрожает опасность особого масштаба – терроризм, жертвами которого становятся невинные люди. Эта агрессия способна посеять в обществе тотальную панику и ужас. Среди ее самых распространенных видов: взрывы в людных местах, отравления, пожары, угон самолетов, похищение и убийства, захват заложников.

Специалисты разработали для широкого применения правила поведения при угрозе террористического акта, а также рекомендации для обеспечения максимальной защиты людей в условиях его непосредственного проведения.

При угрозе взрыва

— каждый должен быть предельно осторожным. При обнаружении подозрительных личностей или предметов следует, не поддаваясь панике, звонить в спецслужбу;

— взрывоопасными и вызывающими подозрение могут оказаться незнакомые детали в машине или во дворе, также взрывные устройства цинично могут быть устроены в детских игрушках, в банках из-под пива, в пакетах с молоком, во всевозможных свертках;

— следует обратить внимание на натянутые провода, выглядывающий из-под автомобиля шнур, неизвестного происхождения грязные следы и т. п. Нельзя проходить мимо свежей кучи земли, должны быть подозрительными следы непредвиденного ремонта у дверей квартиры, незнакомая коробка (сумка) рядом смашиной, жильем и т. п.

При взрыве

— нужно успокоиться и оценить обстановку;

— передвигаться с осторожностью, не касаться поврежденных конструкций, электропроводов, не разжигать огонь, не включать свет — может взорваться просочившийся из поврежденных труб и скопившийся газ;

— в случае задымления следует прикрыть рот и нос смоченным в воде платком;

— необходимо проверить систему связи;

— при эвакуации следует взять одежду, документы, деньги, закрыть двери и окна, позвонить в спецслужбы или милицию, сообщить соседям, помочь выбраться наружу больным и инвалидам;

— если эвакуация невозможна, нужно с балкона или в окно звать на помощь.

При захвате в заложники

Чтобы не подвергаться лишнему риску, следует:

— избегать контакта с преступниками. Всем своим видом демонстрировать миролюбие и покладистость;

— не пытаться освободиться, если при захвате этого не получилось;

— не паниковать;

— использовать малейшую возможность дать знать о своем местонахождении родственникам и компетентным органам;

— не поддаваться на провокации, не смотреть в глаза захватчикам, на все спрашивать у них разрешения, стараться быть неприметным;

Исключить необдуманные действия – это черевато излишним риском для окружающих.

При силовом освобождении (штурме)

Следует укрыться за предметами, чтобы защититься от пуль;

— по возможности лечь на землю;

— удалиться от входных дверей, окон;

— выполнять все распоряжения командира спецподразделения;

— не касаться оружия террористов, чтобы не быть принятым за одного из них;

— следует постараться предотвратить попытки террористов выдать себя за заложников;

— помнить, что успех освобождения заложников в большой мере зависит от их умения держать себя в руках, ориентироваться в непростой обстановке

При перестрелке

Как обезопасить себя мирному жителю, оказавшись в перестрелке:

— удалиться от окон, даже если стрельба происходит на большом расстоянии от дома. Желательно, спрятаться в ванной, лечь там на пол;

— при пожаре и продолжении стрельбы следует ползком удалиться из горящей комнаты, закрыть за собой дверь, спрятаться в какой-нибудь нише;

— на улице можно укрыться за выступом здания, ступенями, памятником и п. К укрытию следует добираться ползком, ни в коем случае не перебежками, так как есть риск быть принятым за противника;

— автомобиль не может быть надежным укрытием из-за наличия бака с горючим и тонких стенок, но хоть какое-нибудь укрытие лучше его полного отсутствия.

О правилах поведения при землетрясении

Современный научно-технический прогресс, к сожалению, обеспечил возможность при проведении террористических актов использовать средства огромной разрушительной силы. Последствия их применения могут быть сравнимы с последствиями природных катаклизмов, таких, например, как землетрясение.

Для собственной защиты, для защиты жизни и здоровья окружающих нужно помнить о правилах безопасного поведения во время землетрясения:

— перекрыть газ, воду и свет;

— если землетрясение слабое, переждать его на месте, при сильном (свыше 5 баллов) следует встать в наиболее безопасное место (у дверного проема, в углу, у внутренней стены), или лечь на полу в ванной;

— держаться на расстоянии от массивной мебели, не использовать лифт, сторониться оборванных проводов, разрушенных зданий;

— при обрушении здания нужно как можно скорее, захватив все необходимое, покинуть его. При этом исключается использование лифта;

— следует пресекать панику, давку, подбадривать присутствующих;

— на улице нельзя находиться вблизи рушащихся зданий;

— необходимо укрыть собой детей;

— оказавшись заваленным, следует не паниковать, а, оказав себе медицинскую помощь, ждать спасателей. Необходимо осмотреться, поискать выход, а также предмет, которым можно было бы дать сигнал.

К сожалению, никто на земле не застрахован от бедствий. Безопасность и сохранность жизни и здоровья участников любой чрезвычайной ситуации, а тем более криминогенной, во многом зависит от их умения не поддаваться панике, вовремя сориентироваться и помочь себе и окружающим. В сложившейся политической обстановке в мире, а также в условиях повышенной криминализации общества иметь представление о правилах поведения в сложных жизненных обстоятельствах следует каждому.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Разделы: Информатика , ОБЖ

Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера

Наглядный комплекс:

  • Предметы: сумочка, зонтик, баллончик с лаком для волос, свисток.
  • Приложение: презентации PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К) .

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1 .

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2 .

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

  • Правила поведения в общественных местах (К). Презентация 3 .

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

  • Соседство в транспорте (К). Презентация 4 . Презентация 5 .

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6 .

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

Ответы.

Вопрос 1 2 3 4 5
Ответ Б В В Б Б

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности –10 класс», автор В. Н. Латчук и др., стр. 29-37. Задания 8-12 стр. 38-39.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе.

Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

    Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый.

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

    Подведение итогов урока.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

5. Домашнее задание: 1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».