Чем отличается строительный контроль и технический надзор? Понятие контроля и надзора.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

Гусейнова Сания Фархад- кызы

кандидат юридических наук

ЮРИДИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА, ИХ ФУНКЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы относительно понятий государственного контроля и надзора. Выявлены признаки, характеризующие контроль и надзор, проведен юридический анализ данных категорий.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, проверка

Правовые аспекты государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов устанавливается статьями 353-369 ТК РФ.

Л.Ю. Акимов в своей статье «О государственном контроле и надзоре» отмечает то, что при исследовании современных правовых актов и научной литературы, необходимо отметить, что единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы деятельности государства по надзору и контролю в России, нет, а термины «контроль» и «надзор», часто употребляющиеся вместе в различном сочетании, до сих пор не стали научными терминами, исчерпывающее и единообразно отражающими правовое, экономическое и управленческое содержание этих понятий. Это наглядно проявляется в первую очередь при анализе действующего законодательства о правовом статусе государственных органов, осуществляющих проверочную деятельность. Существующие нормативные правовые акты регулируют различные виды надзора и контроля, отдельные сферы и аспекты этой деятельности. Нередко в нормативных актах такого рода либо одна и та же деятельность именуется по-разному, либо же одним термином обозначаются различные по своему содержанию виды деятельности .

Для того, чтобы выяснить какие органы относятся к контролирующим, а какие к надзорным необходимо выяснить, чем отличается контроль от надзора.

Контроль представляет собой определенную систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров .

Государственный контроль как таковой характеризуется определенными признаками.

1. Отношения между контролирующим объектом и субъектом находятся в подчиненности (в ряде случаев подконтрольности);

2. Объектом государственного контроля как правило, выступает законность, а также целесообразность действий контролируемого;

3. Органы контроля зачастую наделены особым правом отменять решения контролируемого;

4. В случаях, предусмотренных законом к контролируемому объекту могут применяться меры административного воздействия .

От термина «контроль» необходимо отличать термин «надзор». По своей управленческой сути надзор - разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции .

В отличие от контроля государственный надзор заключается в проверке реализации действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил.

Надзор характеризуют следующие признаки:

1. Осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами;

международный научный журнал «символ науки»

2. Область надзора является значительно уже в отличие от государственного контроля;

3. Для органов, осуществляющих государственный надзор отличительной чертой является предоставление им особых властных полномочий, которые не свойственны субъектам контроля, в частности, надзорные органы имеют право предупреждать и пресекать правонарушения, а также привлекать к ответственности виновных лиц.

Резюмируя вышеназванные функции, необходимо констатировать, что государственный надзор -представляет собой особый вид государственной управленческой деятельности, которая осуществляется специальными органами власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Список использованной литературы:

1. Акимов Л.Ю. О государственном контроле и надзоре // Законы России. 2010. № 10. С. 89.

2. Хохлова, Е. Б., Сафонова В. А., Трудовое право России. М., 2013. с. 258.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2006. С. 437-438.

4. Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. 6 е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

© С.Ф,Гусейнова, С. А. Лубенникова, 2015

Гусейнова Сания Фархад- кызы

магистрант 1 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. МЮ-141

Научный руководитель С. А. Лубенникова

доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,

кандидат юридических наук

ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования действующего законодательства в контрольно-надзорной деятельности государства в сфере труда. Проведен сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством.

Ключевые слова

Контроль, надзор, защита, трудовые права

За последние годы в РФ были приняты некоторые нормативные акты, которые призваны увеличить действенность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства К числу таких актов следует отнести ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального

Каково соотношение понятий "Контроль" и "Надзор", в чем их отличие?

Контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

В системах социального управления контроль - это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

  • 1. Наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.
  • 2. Анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов.
  • 3. Принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений.
  • 4. Учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
  • 5. Выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия.

Надзор - это ограниченный, суженный контроль, он ограничивается только проверкой законности. В России существует три типа надзора:

  • 1. Прокурорский надзор - специфический вид государственной деятельности, распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
  • 2. Административный надзор - это надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Административный надзор с одной стороны является средством административного воздействия, видом исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой стороны является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия - надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Таким образом, получается, что в процессе контроля проверяется законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. То есть надзор - это суженный контроль.

контроль надзор проверка законность

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган -- прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора.

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

  • 1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.
  • 2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.
  • 3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:
    • а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;
    • б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
    • в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
  • 4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
    • -- субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;
    • -- основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского -- обеспечение законности в стране);
    • -- специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
    • -- проводится систематически за конкретным объектом;
    • -- осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
    • -- связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор -- это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

адвокатура надзор контроль судебный

Участники строительного процесса проводят регулярные проверки объекта на предмет соответствия авторскому замыслу, техническим нормам, экологической безопасности, соблюдения техники безопасности и тд. Общероссийский официальный сайт размещает информацию о выборе поставщика, который окажет услуги по строительному контролю и технадзору объекта. Авторский надзор, строительный контроль и технический надзор – в чем разница?

Что входит в технический надзор

Генподрядчики при проведении строительных работ проводят проверки контроля качества, обращаясь к независимым экспертам. Независимая экспертиза – это распространенная практика получения объективных данных о работах на строительном участке. Компания «Экспертсистема» обладает навыками проведения технического надзора и поможет решить задачи, с которыми сталкивается Заказчик при строительстве.

Какие задачи решает технадзор

  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • соответствие проектной документации, соблюдение сметы;
  • гарантия соблюдения сроков сдачи проекта;
  • контроль применяемых в строительстве материалов.

Специалисты по строительному контролю «Экспертсистемы» имеют образование, позволяющее делать расчеты и давать экспертные заключения отдельных видов работ. Качество теплоизоляции, подключение к канализации, вентиляционные системы, отопление, электричество – правильное функционирование систем зависит от добротной работы строителей и своевременного выявления недочетов. На практике нередко работы проводятся с нарушением технологии, к сдаче готовится откровенный брак. Технический надзор или строительный контроль выявляет нарушения, дает предписания для устранения.

Выполняемые работы специалистами технадзора:

  • контроль качества работ (соблюдение технологий, стандартов);
  • контроль выполнения работ, утвержденных проектом;
  • выявление нарушений в плане хранения, складирования строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ предоставленных смет;
  • проверка наличия сертификатов, документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • участие в государственной приемочной комиссии;
  • взаимодействие с организацией-проектировщиком;
  • проверка устранений выявленных нарушений;
  • контроль ведения всей документации, изменений к ней.

Технический контроль и строительный надзор проводится с применением технических средств, визуального, документального, лабораторного анализа для успешной сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Что говорит закон о техническом надзоре

Согласно Градостроительному кодексу, организации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта должны проводить строительный контроль с целью проверки качества, соответствие проекту, регламентов технических работ, а про «технадзор» в кодексе не упоминается. Законодательство не дает отдельного определения технического надзора и технического контроля, все экспертизы на строительном участке объединены понятием «строительный контроль», в чем разница между этими понятиями?

В одном из пояснений Ростехнадзора говорилось, что надзор может быть только государственным, а контроль обеспечивает Заказчик строительства. Хотя с точки зрения семантики это слова-синонимы, надзорными органами считались государственные структуры, а контролирующими – коммерческие. Заявление долго обсуждалось специалистами, но к 2014 году понятия технический надзор и строительный контроль стали замещать друг друга.

До 2007 года организации проводили экспертизы, используя руководства от Ростехнадзора, с 2010 года вступили в силу новые нормативы, в которых понятие технадзора нет. В настоящее время технадзор является частью строительного контроля, проводится Заказчиком строительства самостоятельно, либо с помощью привлечения сторонних организаций (если у Заказчика нет необходимых знаний и навыков, либо он желает получить независимую оценку).

Виды строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс мероприятий с привлечением экспертов для точного соблюдения условий проекта. В зависимости от уровня привлеченных специалистов, порядка и целей экспертизы, надзор бывает внешним и внутренним.

Способ контроля Вид
1 Внешний контроль Авторский контроль осуществляет главный архитектор проекта.
Технический – проводится Заказчиком или Инвестором с целью контроля всех этапов строительства.
Государственный – проводят государственные органы:
  • федеральные органы исполнительной власти (управление Ростехнадзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (службы строительного надзора).
2 Внутренний контроль Входной – проверка соответствия поступающих на стройку материалов и изделий (ТУ, ГОСТ, сертификат и тд). Эта проверка проводится заказчиком или подрядчиком. Все зависит от того, кто отвечает за поставку на объект.
Операционный – соблюдение ППР, технологии выполнения, нормы.
Приемочный – проверка и оценка проведенных работ. На этом этапе проверяются все законченные работы, в том числе скрытые (например, фундамент). Все скрытые работы принимаются представителями технического надзора со стороны Заказчика, а также авторами проекта. По итогам принятия подписывается акт выполненных работ.

Чтобы провести технический контроль или строительный надзор, Заказчик (Инвестор), обращается к независимым экспертам, которые дадут заключение о соответствии объекта утвержденным ПСД и ПОС.

При приеме работ у Генерального подрядчика, Заказчик проверяет содержание, корректность всех заполненных документов (отчеты, журналы, ведомости и проч.). С момента приема работ всю ответственность будет нести Заказчик. Строительный контроль и технадзор проводят организации, которые не зависят, ни от подрядчика, ни от Заказчика.

Чем отличается от ? Формально можно сказать, что строительный контроль – это комплекс мероприятий, проводимых на всем этапе строительства специалистами подрядчика, Заказчика, а также независимыми экспертами (коммерческие структуры, СРО, государственные органы, авторы проекта). Следовательно, технический надзор – это мероприятия, которые проводятся Заказчиком или Инвестором с целью проверки соответствия работ (материалов, конструкций, изделий), утвержденных проектом.

В специализированной литературе часто обсуждается вопрос, чем отличаются строительный контроль и технический надзор. Согласно публикациям, технический надзор проводится Заказчиком, а строительный контроль упоминается в контексте проверок, проводимых госорганами. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс назвал все контрольные процедуры «строительным надзором», специалисты строительной сферы под «техническим надзором» подразумевают независимую экспертизу, проводимую Заказчиком, а «строительным контролем» – комплекс проверок на всем этапе строительства (авторский, технический, государственный, входной).

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).
Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

TheDifference.ru определил, что разница между контролем и надзором заключается в следующем:

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.