Обрушение собора святого петра. Архитектор собора Св

Собор святого Петра - один из величайших христианских храмов в Мире. Это место по праву считается священным, ведь в Ватикане находится множество священных реликвий и памятных сооружений.

О Соборе

Рим - один из самых древних городов мира с богатой историей и удивительной архитектурой. Каждый год в столицу Италии приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть достопримечательности города. Одно из самых известных мест - собор Святого Петра в Риме.

Архитектура этого сооружения поражает с первого взгляда: огромный просторный купол, колонны и высокий обелиск посреди площади… Всё это выглядит величественно и впечатляюще. Закрытое, священное для всех христиан место - Ватикан - приоткрывает завесу тайны, позволяя оказаться в одной из многих частей храма.

Кто архитектор Собора Св. Петра? Он был не один, они часто менялись, однако это не помешало создать прекрасное сооружение, которое считается предметом мирового культурного наследия. Место, где живёт Папа Римский - главное лицо мировой христианской религии, - всегда будет оставаться одним из самых великих и популярных среди путешественников. Святость и значимость этого храма для человечества невозможно переоценить.

Собор Святого Петра снаружи

То здание, которое можно увидеть сегодня, полностью продумал архитектор Собора Св.
Петра - Микеланжело.

Скульптурные группы на фасаде храма - величайшее творение лучших мастеров Италии. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что эти высокие статуи изображают Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и апостолов. Обелиск возле храма тоже имеет свой смысл. По-другому его называют «игла», и считается, что у его основания покоится прах Юлия Цезаря.

Колоннада, смыкающаяся с двух сторон собора - тоже важная часть архитектурного комплекса. Она была воздвигнута по проекту одного из архитекторов Собора Св. Петра - Бернини. Наверху колоннады расположена череда статуй ста сорока святых. Среди них - значительное количество женщин. Все они смотрят на с высоты колоннад.

Перед входом возвышается статуя апостола Павла - символический ход скульпторов, проводящий параллель между входом в Рай и входом в Собор.

Собор Святого Петра: история, описание

История создания сооружения полна загадок и тайн. К сожалению, собор Святого Петра - относительно новый храм по сравнению с другими святынями Европы. Тот, который существует сегодня, в значительной мере отличается от того собора, над которым работали великие архитекторы и скульпторы.

В храме проходили многие исторические события. Фундамент храма и первая базилика были построены при а в 800 году происходила коронация короля франков и лангобардов Карла Великого, который впервые объединил французские земли.

За время своего существования конструкция здания несколько раз горела и снова восстанавливалась зодчими. Много усилий было приложено, чтобы восстановить собор Святого Петра. Святые места Рима, к которым ежегодно верующие совершают паломничества - почти все они находятся здесь.

Это место особенно важно для всего христианского мира: здесь можно посетить комнату, где хранятся мощи апостола Петра.

Микеланжело

История храма настолько велика, что трудно ответить на вопрос: "Какие великие архитекторы были главными строителями собора Святого Петра?" Это здание видело разных художников, скульпторов и зодчих, однако сделали по-настоящему важные вещи лишь единицы.

Много людей приложили усилия для создания такого проекта, как собор Святого Петра в Риме. Микеланжело Буонарроти - главный архитектор храма, вклад которого в его строительство был очень значимым. Он был нанят одной из влиятельнейших семей Флоренции - Медичи. Архитектор собора Св. Петра, который был раньше, планировал сделать купол в форме удлинённого креста. Но именно благодаря замыслу Микеланжело купол собора имеет сферическую форму. Как главный архитектор Собора Св. Петра, художник создавал росписи и скульптуры для храма. Вскоре один из представителей семьи Медичи был избран Папой Римским. Новоизбранный Лев X назначил Микеланжело, теперь уже официально, главным архитектором Собора.

Интересен тот факт, что великий скульптор и художник Буонарроти долгое время отказывался от работы над архитектурой такого проекта, как Собор Св. Петра. Микеланджело, однако, потом все же согласился и кардинально изменил идею постройки.

Скульптура и останки апостола Петра

Статуя апостола Петра - главная достопримечательность Собора. Скульптура кажется одновременно суровой и приветливой. Кроме того, она считается святой. Существует традиция: посетив собор, необходимо обязательно дотронуться до ноги этой фигуры. Считается, что после этого дух отпускает человеку все его грехи. Сердце того, кто дотрагивается до ноги, должно быть чистым, даже если человек совершил много плохого. Каждый день желающих дотронуться до мраморной ноги святого так много, что смотрителям музея приходится время от времени полировать её поверхность.

Однако самым священным считается другое место. Оно находится под землёй. Это склеп, где хранятся мощи святых. Колонна с останками апостола Петра, в честь которого назван Собор - важнейшая часть всего храма-музея. Главный архитектор собора Св. Петра создал спуск в склеп. Он напоминает лестницу в преисподнюю, однако, спустившись, все обращают внимание на останки - скелеты святых. В склепе довольно темно, что создаёт ощущение потустороннего мира.

Купол Собора

Купол Собора Святого Петра - один из самых больших в Европе. Он опирается на четыре массивных столба, украшенных лепниной и скульптурами.

Над столбами расположены лоджии, где раньше хранились реликвии. Под каждой из реликвий сооружена соответствующая статуя святого.

Скульптура апостола Андрея Первозванного - мужчина, который держит брус дерева и взывает к Небу. На его лице - выражение муки и страдания.

Другая статуя - Святая Равноапостольная царица Елена. Она придерживает огромный крест - символ Веры. Её вторая рука направлена к зрителю, лицо спокойное и умиротворённое.

Совсем другое настроение передаёт скульптура Святой Вероники. В её позе - динамика, движение. Святая Вероника держит в руках плат, который подала Иисусу, чтобы он вытер своё лицо. Она будто бы вручает его, а в выражении её лица - решимость и уверенность. Четвёртую колону украшает статуя святого Лонгина. Святой выглядит угрожающе сурово, в одной его руке - копьё. Другая рука простирается в сторону. В его позе можно прочитать гнев и жажду правосудия.

Пол из надгробий. Скульптура «Моисей»

Собор Святого Петра в Риме и его надгробия - самое захватывающее во всём храме. Его особенность заключается в том, что в одном из залов Собора пол представляет собой череду надгробий.

Когда ступаешь по нему, чувствуешь невероятное волнение, ощущение святости и связи с Всевышним.

Внутри храма - множество фресок, на полах, потолках, стенах… Всюду окружает высокое искусство - изображения библейских сюжетов.

Скульптура Моисея - одно из любимых мест для туристов. Эта статуя изображает героя Ветхого Завета, который вывел свой народ из пустыни и стал великим спасителем для христиан. В складках его мантии, выражении лица, напряжённых мышцах рук чувствуется волнение, ответственность за всё человечество. В его позе - готовность к ударам судьбы, желание противостоять року. Густая борода вылеплена так реалистично, что кажется, будто это настоящие волосы. Она придаёт Моисею суровый вид, который на мгновение заставляет даже испугаться его.

Скульптуры Правого Нефа

Знаменитая мраморная Пьета, созданная руками Микеланжело - мировой шедевр искусства. Скульптура будто бы живая, заставляет проникнуться чувством скорби, тихого горя по умирающему Христу. Складки ткани, гладкое лицо Девы Марии - все это выглядит так реалистично, что кажется, будто бы они, преодолев множество веков, вмиг оказались в зале, и мы только что стали невольными зрителями произошедшей трагедии. Веки Девы Марии опущены, она прикрыла глаза от горя. В позе Христа - поражающая беспомощность. Эта скульптура - очень сильная психологически и эмоционально, - создавалась годами, и малейшая ошибка могла привести к потере формы и всей идеи. Однако мастер Микеланжело создал её такой нежной и грустной, что она выглядит по-настоящему живой.

Недалеко от Пьеты расположена Гробница Матильды Тосканской, украшенная скульптурой женщины-воительницы и нескольких купидонов у её ног. Это было выполнено скульптором Бернини.

Сикстинская капелла

Одна из известнейших фресок мирового искусства - созданная Микеланжело Крупнейшая на то время по масштабам картина украсила самый большой собор в мире - Собор Св Петра. На то время Папой Римским был Юлий II. Он пригласил юного Микеланжело для выполнения этой работы. Тот ещё не имел достаточных навыков в живописи, но согласился и приступил к работе. Сегодня для того, чтобы детально изучить эту фреску, понадобится более пяти часов. Многообразие линий, складок ткани на фигурах и сюжетов Библии захватывает и не даёт отвести взгляд. Можно разглядеть и Христа, распятого на кресте, и сцены из Ветхого Завета… Например, сотворение Мира, создание Адама и Евы, отделение воды от суши, изгнание людей из Рая, приносящего жертву Ноя, испуганную Дельфийскую сивиллу, пророков…

По углам капеллы расположены древнейшие отрывки из Библии: Медный змей, Юдифь и Олоферн, Наказание Амана.

Капелла несколько раз реставрировалась, однако не утратила своей красоты и целостности композиции.

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…


Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.


Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.


Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.


Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.


Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.



Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.


Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.


Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.


В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.


Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

January 3rd, 2014

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

Вид с Купола Собора Святого Петра — лучший вид на Рим

Как многим моим друзьям известно, Рим я люблю. И чувствую себя в этом городе, как дома. В этом году была моя третья встреча с Римом. Короткая (всего пару дней), но очень насыщенная.

Каждый раз в этом городе я стараюсь открывать для себя хотя бы одно новое место. И каждый раз посещать хотя бы одну , откуда открывается вид на весь город. В этот раз самым ярким моментом стало посещение купола Собора Святого Петра в Риме. Да-да, я в курсе, что Собор Святого Петра находится в Ватикане, но когда стоишь там, наверху, на высоте более 100 метров, то кажется, что весь Рим у твоих ног…

Итак, по порядку. Запланирован подъем под купол был заранее, хотели прийти пораньше, к самому открытию, но не получилось. В Ватикан мы приехали около 10 утра, пожалуй, это крайний срок, когда стоит приходить, чтобы осмотреть Собор и взобраться под Купол, позже туристов будет еще больше. Если Вы планируете прийти к открытию, уточняйте время открытия Собора и Купола на официальном сайте.

В Соборе Святого Петра можно бесконечно рассматривать скульптуры, стены, и, конечно, купол

На данный момент открывается Собор в 7 утра (Часы работы уточнять здесь http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/it/basilica/orari.htm), а купол – в 8.00 (уточнить время можно по ссылке http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/it/cupola/orari.htm) .

Балдахин работы Бернини, а также купол Собора Святого Петра — наша цель.

Отстояв в очереди на досмотр (да, чтобы войти в Собор, необходимо пройти процедуру досмотра – как в аэропорту) около получаса (а солнце уже начало припекать весьма активно), проходим в Собор. Вход в сам Собор бесплатный, поэтому войти туда может любой желающий. Собор поражает своими размерами (внутри Собора могут поместиться даже некоторые крупнейшие европейские соборы!), и богато украшенным интерьером – многочисленные статуи Христа, апостолов, святых, памятники известнейшим государственным деятелям, а также скульптура Микеланджело «Пьета» (или «Оплакивание Христа»).

Пьета Микеланджело — кажется, самая знаменитая скульптура в Соборе Св.Петра.

Обязательно поднимите голову кверху и посмотрите на купол – даже отсюда, снизу он кажется просто огромным, а роспись купола и мозаика – настоящее произведение искусства, которое было под силу только мастерам эпохи Средневековья и Ренессанса.

Вдоволь насладившись Величайшим Собором, отправляемся на его покорение. Чтобы попасть на Купол Собора Святого Петра в Риме, необходимо покинуть Собор и идти по указателями “Cupola” (если стоять лицом к Собору, то заходить необходимо справа). Проходим дальше по указателям (самый крайний правый проход), кассу Вы не пройдете, не переживайте, она будет чуть дальше. Даже если Вы не уверены, туда ли Вы идёте, просто спросите у служащих, они укажут Вам путь. Обратите внимание: купить билет на купол можно только наличными , никакие скидки не предоставляются, Roma Pass и Билеты в музеи Ватикана здесь не действуют !

Обратите внимание: купить билет на купол можно только наличными, никакие скидки не предоставляются, Roma Pass и Билеты в музеи Ватикана здесь не дейтсвуют!

А теперь – самое интересное. Есть 2 варианта подняться на Купол. Первый вариант – это пройти все 551 ступеньку самостоятельно (то есть ножками), или проделать половину пути на лифте. Пешком же всё равно придется преодолеть 320 ступенек. Начитавшись комментариев в Интернете, что пешком проделать весь путь будет тяжело, решили воспользоваться лифтом (стоимость подъема на купол с лифтом – 8 евро, без лифта – 6 евро), как потом оказалось, зря, подъем не такой и сложный, если Вы в самой нормальной, среднестатистической физической форме (обратно весь путь мы прошли пешком). Так что, можно сэкономить:) На двоих — уже 4 евро!

Площадка, на которую поднимает лифт

Купол Собора Святого Петра — кажется так близко

И вот, поднимаемся мы на лифте на первую площадку, уже здесь можно увидеть панораму Рима, и в то же время купол Собора Святого Петра, а также статуи, украшающие его фасад. На этом же уровне заходим в Собор и оказываемся там, куда мы десять минут назад с восхищением смотрели. Люди внизу кажутся такими маленькими, а мозаику и роспись купола, наоборот, можно разглядеть детально, и прикоснуться к многовековой истории.

Совсем недавно мы были там, внизу, и выглядели такими же маленькими человечками

До многовековой мозаики можно запросто дотронуться рукой

Вот он, купол, расписанный лучшими матсерами Ренессанса

Но нам пора еще выше – под самый купол! Лестничные проходы становятся всё уже и уже, лестницы всё круче и круче, стены искривлены настолько, что буквально «ложатся» на тебя, вначале из-за легкого головокружения не понимаешь, почему так, а потом соображаешь, что это – из-за формы купола.

Вот такие узкие и наклонные проходы приходится преодолеть, чтобы взобраться на самый купол

Ребятам с очень широкими плечами будет тяжеловато квтиснуться в узкие средневековые коридоры

Винтовая лестница в самом конце пути

И вот, последние, самые крутые ступеньки, толстенный канат вместо поручней, и мы наверху – на высоте птичьего полета, вот он, Рим, весь, как на ладони…

Первое, что ты видишь, попадая на самый верх! Вид на Рим и Ватиканскую железную дорогу

Единственная проблема – места очень мало, а народу – очень много, именно поэтому я советую приходить пораньше, но с другой стороны, когда такая красота вокруг, никого не замечаешь. Вот она, площадь Святого Петра, там, подальше Замок Святого Ангела, а вдали – Палаццо Венеция. Немного левее – сады Ватикана, герб Ватикана, а вот Ватиканская железная дорога – самая короткая железная дорога в мире. В общем, что тут говорить, смотрите сами.

Вид на здание Правительства Ватикана (Губернаторский дворец)

Последние изменения: Январь 6, 2019

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра расположен в историческом центре Рима, на территории Ватикана – одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая большая церковь в мире используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Константиновская базилика Святого Петра

Точная хронология строительства древней базилики неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.

Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 году н.э. был распят Апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.

На протяжении двенадцати столетий Константиновская базилика являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.

Интерьер Константиновской базилики на фреске Рафаэля «Пожертвование Рима» в зале Константина в Музеях Ватикана

Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452 году, проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.

Возможно Вас заинтересует:

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой базилики, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Строительство новой базилики Святого Петра было начато 18 апреля 1506 года по проекту Донато Брамантэ (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514) и закончилось более века спустя. По замыслу итальянского архитектора, будущий собор должен был представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вместить большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенной базилики, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на строительство новой базилики.

Базилика в плане, по проекту Брамантэ, представляла собой греческий крест, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен нового храма началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной в 1513 году папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

Проекты собора Святого Петра в плане

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 году, пост первого архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассарэ Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой проект, считая его лучшим. Строительство возобновили лишь в 1538 году, которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

Слева направо: Донато Брамантэ, Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци, Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерно

В 1546 году должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту базилики Брамантэ с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имеет более изящную форму, в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564 году, после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

Внутренний вид купола в Соборе Святого Петра

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире. Ее размеры до сих пор поражают – при длине 220 метров, высота базилики вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

Собор Святого Петра внутри: что посмотреть

Собор Святого Петра в Ватикане поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт сайт предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптура Пьета, выполненная Микеланджело Буонарроти – выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптурная композиция была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе базилики Святого Петра и защищена стеклом.

Капелла Святого Себастьяна в соборе Святого Петра

В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.

В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранским соглашениям, были определены границы государства Ватикан.

Балдахин Бернини — гордость Собора Святого Петра

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над сооружением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.

Соломоновы колонны

Колонны балдахина над главным алтарем собора Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой Константиновской базилике и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.

Кафедра Святого Петра

В центральной апсиде базилики, находящейся за главным алтарем, можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского – Святого Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.

Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Святого Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: Святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.

Бронзовая статуя Святого Апостола Петра

В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне святого, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие базилику, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться правой ноги Святого Петра и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.

В нашей короткой статье, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра и описать его великолепие. Наш сайт сайт предлагает читателям посмотреть фильм, где знаменитый итальянский писатель и телеведущий Альберто Анджело расскажет об истории базилики и покажет все уникальные достопримечательности храма крупным планом.


Часы работы собора Святого Петра и правила посещения

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора Святого Петра пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы Собора. Стоимость услуги – 10 евро.

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

Собор Святого Петра в Ватикане