Что такое государственные полномочия. Формы передачи органам местного самоуправления государственных полномочий

- часть государственных (т.е. находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов РФ) прав и обязанностей, к-рыми в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации наделяются органы местного самоуправления сверх полномочий, обеспечивающих решение вопросов местного значения.

Выполнение муниципальными образованиями отд. государственных полномочий является отражением взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Подобное взаимодействие очень важно и государственным, и муниципальным органам, т.к. позволяет, с одной стороны, с наибольшей эффективностью решать вопросы лучшего обслуживания населения, а с другой-демократизирует процесс осуществления государственных функций.


Передача государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется только в отношении нек-рых государственных полномочий, а потому имеет свои пределы, ограниченные той ролью, к-рую могут играть органы местного самоуправления в эффективном выполнении этих полномочий.


По своему содержанию государственные полномочия , передаваемые органам местного самоуправления подразделяются на след. группы: полномочия, связанные с реализацией государственных социальных стандартов в части образования, медицинского обслуживания, получения бесплатной медицинской помощи и т.п.; полномочия, обусловленные гос. регистрацией вновь организуемых и преобразуемых предприятий, общественных объединений и т.п.; лицензированием отд. видов дея тельности; осуществлением нотариальных действий и т.д.; полномочия в области осуществления государственного контроля и учета использования земли и других природных ресурсов, а также охраны окружающей среды; полномочия по участию муниципальных образовваний в организации гражданской обороны и деятельности местных органов Министерства обороны РФ (деятельность военных комиссариатов, учетно-призывная работа, военно-мобилизационные мероприятия и др.; полномочия по участию в государственном контроле за соблюдением законодательства на подведомственной территории; некоторые др. полномочия.


Наделение органов местного самоуправления отд. государственными полномочиями может осуществлять ся либо применительно ко всей системе органов местного самоуправления, либо только по отношению к конкретным муниципальным образованиям.


Но в обоих случаях передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна производиться лишь при обязательном соблюдении 3-х условий ; а) передача государственных полномочий оформляется законодательным актом, принимаемым либо Федеральным Собранием Российской Федерации, либо соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ; б) любой акт передачи органам местного самоуправления государственных полномочий должен сопровождаться также и передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, для чего вопрос о финансовом обеспечении должен решаться одновременно с принятием законодательного акта о передаче полномочий; в) переданные полномочия должны оставаться подконтрольными государству, однако при осуществлении государственного контроля должно соблюдаться требование, содержащееся в Европейской хартии о местном самоуправлении, состоящее в том, что вмешательство контролирующего органа в деятельность муниципального образования должно быть соразмерным значимости интересов, к-рые призвано защищать это вмешательство.

  • Вопросы наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями регламентированы главой 4 Федерального закона № 131-ФЗ.

    Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

    Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

    1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

    2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

    3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочии, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

    4) перечень подлежащих передаче в пользование и (пли) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

    5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

    6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

    7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

    По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

    Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

    В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Н. ПОЛИЧКА
    ДИРЕКТОР ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
    НАУЧНОГО ЦЕНТРА
    МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
    ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

    ВВЕДЕНИЕ

    Конституция РФ определила Россию, как демократическое, федеративное, правовое государство. Впервые в истории Российского государства на конституционном уровне осуществилось разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением самостоятельности органов каждой из них (ст. 10). Согласно концепции конституционного развития Российской государственности система государственной власти подкрепляется местным самоуправлением, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

    Вместе с тем федеративное устройство предполагает единство системы власти, способной обеспечить государственную целостность на основе разграничения предметов ведения и полномочий между ее уровнями (ст. 5). Это, в свою очередь, ставит задачу организации эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по реализации полномочий установленных федеральным и региональным законодательством. Основными направлениями взаимодействия государства и местного самоуправления сегодня являются:

    Обеспечение гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления;

    Правовое регулирование организации и деятельности его органов и контроль за исполнением законности;

    Государственная поддержка местного самоуправления;

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    Последнее, как показывает анализ практики, является наиболее конфликтным полем. Это приводит к большим проблемам в деятельности органов местного самоуправления. В подтверждение сказанному приведем слова В.В.Путина из его Послания Федеральному собранию: «Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также - неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления.

    В этой связи надо законодательно уточнить само понятие и перечень вопросов "местного значения". Часть из них пересекается с задачами, которые выполняются федеральными и региональными органами государственной власти. Другие - требуют колоссальной материальной поддержки и могут быть успешно реализованы только при содействии субъектов, а иногда - и при прямой поддержке Федерации».

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЛЕНИЯ
    ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

    Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской государственности. Это затронуло и основные направления формирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые, в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления российского общества. Анализ проблем становления новой российской государственности ведется на разных уровнях государственными и муниципальными органами власти, научными центрами, общественными организациями. Положено начало научному осмыслению характера и специфики формирования современной концепции конституционного развития Российской государственности.

    Вместе с тем, ряд проблем построения новой системы публичной власти в России не нашли пока должного отражения в науке. К их числу относится и проблема организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в условиях разделения властей и отделения местного самоуправления от государства. Это, в свою очередь, негативно сказывается на функционировании властных институтов всех уровней, что констатировал Президент РФ В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 3 апреля 2001г.:

    +.обязательным условием успеха стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям.

    В связи с этим, там же в Послании, наряду с задачами совершенствования экономики и социальной сферы Президент РФ поставил ряд задач, направленных на совершенствование государства и местного самоуправления, в том числе:

    Наведения порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти,

    Наведение порядка в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти,

    Наведение порядка в межбюджетных отношениях, в том числе в отношениях между бюджетами муниципальных образованиях и регионов по поводу исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Для решения данных задач Президент РФ Указом №741 от 26 июня 2001г. создал Комиссию по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Комиссия должна проанализировать существующее федеральное законодательство и внести предложения по совершенствованию действующего в настоящее время распределения предметов ведения и полномочий между всеми институтами публичной власти.

    Очевидно, что новое распределение предметов ведения и полномочий задаст новые правовые основы для взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, которое в самом общем виде можно изобразить следующей схемой

    Конституция РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставили федеральным органам государственной власти право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть передавать на исполнение в органы местного самоуправления часть своих функций. Анализ норм федерального законодательства, осуществляющих правовое регулирование отношений, возникающих при этом, позволяет сформулировать основные принципы такого наделения:

    Осуществление данной процедуры только посредством закона;

    Соразмерность передаваемых или делегируемых полномочий возможностям муниципальных образований;

    Их ресурсная обеспеченность;

    Контроль за реализацией со стороны государства и др.

    Этот перечень может быть дополнен также следующими принципами, сформулированными в проекте ФЗ «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»:

    Органы местного самоуправления обязаны исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном настоящим законом порядке;

    Не допускается наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями органов государственной власти и должностных лиц государственной власти Российской Федерации, отнесенными к их ведению Конституцией Российской Федерации, а также полномочиями органов государственной власти и должностных лиц государственной власти субъектов Российской Федерации отнесенными к их исключительному ведению конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

    Не допускается наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями по правовому регулированию порядка обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленных в Конституции Российской Федерации;

    Не допускается наделение органов местного самоуправления полномочиями судебной власти и прокуратуры.

    Сформулированные выше принципы, очевидно, нуждаются в соответствующих механизмах реализации, однако их пока нет. Уже несколько лет Государственная Дума не может принять федеральный закон «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Вместе с тем, зарубежный опыт показывает, что, вряд ли можно решить возникшие многочисленные проблемы без правовых механизмов реализации данных принципов. В связи с этим представляется целесообразным для организации процедуры передачи полномочий принятие Федеральный Административно-процессуальный закон и аналогичные законы субъектов федерации.

    Ещё более сложные проблемы возникают с реализацией второго принципа «соразмерность передаваемых или делегируемых полномочий возможностям муниципальных образований». Анализ федерального законодательства показал, что в стране происходит нерегулируемый процесс передачи вниз различных государственных полномочий, в итоге чего ни один орган власти сегодня четко не знает своих полномочий и функций.

    Проведенные в 1999 году исследования показали, что по состоянию на 1.07.1999 г. в России существовал 201 федеральный закон, в которых органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями в различных областях жизнедеятельности территорий. Проведение повторного анализа федерального законодательства в 2001 году позволило выявить уже 243 федеральных закона, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Классификация данных федеральных законов по тематикам, принятым в отечественной юриспруденции дает следующий результат


    Название тематики

    Кол-во закон. актов

    Законодательство о финансах и кредите

    Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности. Законодательство по общим вопросам хозяйственной деятельности

    Внешняя политика и международные отношения. Международное право и процесс. Внешнеэкономические отношения. Таможенное законодательство

    Основы конституционного строя

    Гражданское законодательство. Законодательство о браке и семье. Гражданско-процессуальное законодательство. Арбитражно-процессуальное законодательство

    Законодательство о трудоустройстве и занятости. Законодательство о труде

    Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении

    Законодательство о промышленности

    Законодательство о строительстве, градостроительстве и архитектуре

    Законодательство о земле и сельском хозяйстве

    Законодательство о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании

    Жилищное законодательство и законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве

    Законодательство о транспорте и связи

    Законодательство об образовании, науке и культуре

    Законодательство об охране здоровья граждан

    Законодательство по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

    Законодательство об охране общественного порядка, безопасности, обороне

    Суд. Юстиция. Прокуратура

    Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Законодательство об административных правонарушениях

    Описание соответствующих норм из данных законов с разграничением их на полномочия представительного органа местного самоуправления и администрации представляет собой таблицу общим объемом более 700 страниц, в котором всего лишь излагаются формулировки переданных полномочий для органов местного самоуправления.

    При этом, анализ практики показывает, что никто из специалистов местных администраций даже не испытывают потребности в составлении такого перечня, не подозревают о его объеме. Никто не знает и не считает стоимость переданных полномочий, а также не отражает их в муниципальных бюджетах. В частности, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

    Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых материальных и финансовых средств,

    В доходной и расходной частях местных бюджетов осуществление государственных полномочий должно отражаться отдельными строками.

    Несмотря на наличие этих норм, ни одна из них не исполняется ни в одном муниципальном образовании Дальневосточного федерального округа. Это, в свою очередь, приводит к тому, что размеры

    Долей федеральных и краевых налогов,

    Трансфертов,

    Субсидий и субвенций,

    оставляемых в муниципальных образованиях и передаваемых из федерального и регионального бюджета в местные бюджеты, не имеют ничего общего с реальной стоимостью государственных полномочий, исполнение которых передано в органы местного самоуправления. Таким образом, повсеместно нарушается и принцип «ресурсной обеспеченности» переданных полномочий.

    Кроме того, в результате отсутствия необходимых ресурсов, огромная часть функций государственного управления, переданных на исполнение в органы местного самоуправления, не исполняется вообще , что в свою очередь порождает невиданный доселе хаос во властных институтах всех уровней.

    Анализ содержания, технологий и организационных механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по исполнению переданных полномочий выявил ещё одну проблему, которая служит источником постоянных конфликтов. А именно, часть вопросов местного значения, установленных ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», весьма схожи по формулировке с государственными полномочиями или пересекаются с ними по ряду параметров. К таким вопросам относятся:

    6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

    7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

    11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

    12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

    13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго -, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации

    27) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

    28) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

    29) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

    На практике неопределенность подобного рода создает значительные трудности в деятельности органов местного самоуправления, порождает коллизии с органами государственной власти в силу того, что зачастую бывает сложно определить, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос, а, следовательно, и наметить пути разрешения.

    В соответствии со ст. 6 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ1) в ведении муниципальных образований находятся

    1) вопросы местного значения,

    2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    Заметим, что методология реализации этих предметов ведения существенно отлична, а потому их очень четко надо отделять друг от друга. В частности:

    -вопросы местного значения решаются муниципальными образованиями самостоятельно и за счет собственных доходов, перечень которых определен ст.7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления»,

    -переданные на исполнение государственные полномочия осуществляются за счет государственных средств, то есть должны финансироваться из областного или федерального бюджетов и реализация данных полномочий подконтрольна государству в лице территориальных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.

    Поэтому в сознании депутатов и специалистов администраций, в документах (в Уставах, бюджетах, Положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях), в практической деятельности должно быть четкое разграничение между этими различными предметами ведения.

    В частности, в Уставах муниципальных образований должны фиксироваться только вопросы местного значения (см. ст.8 ФЗ 1), а вот в местных бюджетах должны отражаться финансовые средства, необходимые для реализации, как тех, так и других предметов ведения. Однако они должны четко разграничиваться, как того требует п.4 ст.36 ФЗ 1. В этом случае структура бюджета, вообще говоря, должна иметь следующий вид:

    Очевидно, для составления такого бюджета, необходимо знать:

    Перечень вопросов местного значения и стоимость их решения;

    Перечень переданных на исполнение государственных полномочий и стоимость их осуществления в данном муниципальном образовании.

    В контексте задачи об организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления и в свете выявленных проблем (см. параграф 1 п. данной работы) необходимо очень четко отделять данные перечни друг от друга. Поэтому остановимся более подробно на их составлении.

    Вопросы местного значения. Вопросы местного значения определены в п.2 ст.6 ФЗ 1. Но для того, чтобы они решались в муниципальном образовании и под их реализацию планировались средства в местных бюджетах, данный или скорректированный перечень вопросов местного значения должен быть зафиксирован в Уставе муниципального образования. Анализ практики показывает, что, как правило, именно перечень п.2 ст.6 ФЗ 1 переносится в том же виде в Уставы муниципальных образований. Однако есть и исключения. Например, в Уставе муниципального образования г. Холмска список вопросов местного значения расширен. Это, вообще говоря, допустимо, поскольку п.2 ст. 6 содержится норма

    «Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти».

    Последнее должно соблюдаться неукоснительно. Поэтому нельзя включать в перечень вопросов местного значения такие, например, полномочия как «обеспечение исполнения законодательства о всеобщей воинской обязанности», даже если это пишется с оговоркой «в соответствии с действующим законодательством», поскольку «обеспечение законности» является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

    Аналогично, нельзя относить к вопросам местного значения такие полномочия как «решение вопросов чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны», «руководство вопросами опеки и попечительства+.» и т.д., поскольку все эти вопросы являются полномочия государства.

    Государственные полномочий, переданные на исполнения в органы местного самоуправления. Определить перечень государственных полномочий, переданных на исполнение в органы местного самоуправления достаточно сложная задача. Для её решения требуется серьезная аналитическая работа с федеральным и региональным законодательством, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Очевидно, что в первую очередь составлением перечня переданных на исполнение полномочий должны заниматься органы государственной власти, поскольку именно они передают данные полномочия и несут за них полную ответственность. Кроме того, качество исполнения переданных полномочий должно контролироваться со стороны органов государственной власти, а, следовательно, для осуществления данного контроля должны строиться и функционировать соответствующие контролирующие структуры.

    В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ 1 наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов РФ. Отсюда следует, что если в каком-либо федеральном или областном законе есть фразы:

    -«органам местного самоуправления»,

    -«должностным лицам органов местного самоуправления»,

    -«регулируется нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления»

    или еще какая-либо формулировка аналогичного содержания, то данные нормы необходимо трактовать как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    В настоящее время таких законов огромное множество. По состоянию на июнь 2001г. существовало 243 федеральных закона, содержащих нормы по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и количество их постоянно увеличивается. Однако по нашему глубокому убеждению исполнить все эти полномочия в принципе невозможно. Поэтому на уровне государства должна быть проведена ревизия, с целью упорядочить и существенно сократить данный перечень. Представляется, что данная задача будет решена в ходе реализации Указа №741 Президента РФ от 26 июля 2001г., в соответствии, с которым проводится инвентаризация всех государственных полномочий на всех уровнях власти. Кроме того, учитывая тенденции реформирования существующей в России модели публичной власти на принципах субсидиарности, при построении новой модели разграничения предметов ведения и полномочий, будет

    Во-первых, продолжаться процесс «разгосударствления публичной власти», то есть сокращаться количество предметов ведения и полномочий властных институтов,

    Во-вторых, будет сокращаться количество предметов совместного ведения разных уровней власти, дабы максимально упростить процесс управления предметами ведения власти,

    В третьих, оставшиеся предметы ведения будут закрепляться за конкретными уровнями власти с необходимыми бюджетными источниками для их реализации.

    В итоге анализа федерального и регионального законодательства необходимо иметь не только полное и исчерпывающее определение соответствующих отдельных государственных полномочий, но и определить категории, группы муниципальных образований или перечень муниципальных образований, которые могут исполнить данные полномочия. Кроме того, для каждого передаваемого полномочия должны быть определены их «граничные» параметры, а именно:

    1) временной период, на который органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями;

    2) дату начала осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;

    3) перечень необходимых для осуществления государственных полномочий материальных средств и сроки их передачи органам местного самоуправления;

    4) нормативы или порядок определения нормативов для расчета финансовых средств, ежегодно необходимых для осуществления государственных полномочий;

    5) объем ежегодно необходимых для осуществления государственных полномочий финансовых средств и сроки их поступления.

    Правовое обеспечение исполнения переданных госполномочий. Не менее важным является регламентация всех процедур наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В частности в обязательном порядке должны быть определены

    q порядок передачи органам местного самоуправления необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий материальных и финансовых средств;

    q сроки поступления финансовых средств, необходимых для исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

    q размер или порядок определения пени, исчисляемой за задержку поступления указанных финансовых средств.

    В целом, правовой основой осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, может служить соответствующий нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления муниципального образования, который может устанавливать следующие нормы:

    1) исчерпывающий перечень и сроки исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления данного муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

    2) полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по осуществлению соответствующих государственных полномочий, перечень мероприятий по подготовке и организации их выполнения, виды ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение;

    3) порядок использования материальных и финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий;

    4) порядок контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления;

    5) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования за неисполнение и ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления.

    Кадровое обеспечение исполнения переданных госполномочий. Для качественного исполнения переданных полномочий необходимы подготовленные и компетентные кадры. Таким образом, органы государственной власти должны планировать и осуществлять деятельность по подготовке и повышению квалификации таких кадров, обеспечению их правовыми, информационными и методическими материалами.

    Деятельность специалистов и структурных подразделений местных администраций, осуществляющих отдельные государственные полномочия, требует соответствующего финансового и материального обеспечения. Однако, как правило, этот аспект вообще не рассматривается в контексте исполнения органами местного самоуправления переданных госполномочий. В результате, муниципальные образования вынуждены тратить собственные средства на содержание организационного механизма госполномочий. И сумма эта огромна, если учесть, что местные администрации сегодня более 90% своего рабочего времени занимаются исполнением госполномочий.

    Государственный контроль за исполнением переданных госполномочий. Поскольку осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий подконтрольно государству, то важным аспектом эффективного взаимодействия является контроль этой деятельности со стороны соответствующих государственных органов. В связи с этим необходимо, чтобы четко и однозначно были определены:

    1) перечень органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль;

    2) порядок контроля органами государственной власти осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, в том числе целевого использования материальных и финансовых средств, предназначенных для осуществления этих полномочий;

    3) критерии и нормативы определения качества и эффективности осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

    4) формы и периодичность отчетности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий;

    5) возможность осуществления выборочных проверок уполномоченными органами государственной власти, в том числе по жалобам населения, деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных им отдельных государственных полномочий.

    Всё сказанное выше является обязательным условием эффективного исполнения переданных в органы местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Поиск в тексте

    Действующий

    Название документа:
    Номер документа: 50
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 14 июля 2004
    Дата начала действия: 15 августа 2004
    Дата редакции: 20 сентября 2017

    О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)

    ГОРОДА МОСКВЫ

    О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских
    муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями
    города Москвы (государственными полномочиями)


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 55, 30.09.2008) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года);
    (Тверская, 13, N 54, 05.05.2011);
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 29.06.2012);
    Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
    Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.02.2016);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 03.10.2017).
    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________
    На основании Закона города Москвы от 28 сентября 2005 года N 47 действие части 5 статьи 7 настоящего Закона приостановлено.
    ____________________________________________________________________


    Настоящий Закон устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), порядок их реализации, осуществления государственного контроля за их реализацией, а также порядок отзыва указанных полномочий у органов местного самоуправления.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (далее - отдельные государственные полномочия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом города Москвы , законами города Москвы.

    Статья 2. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами города Москвы.

    2. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по предметам ведения города Москвы, по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы - субъекта Российской Федерации.

    3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется одновременно с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

    4. Органы местного самоуправления обязаны реализовывать отдельные государственные полномочия, которыми они наделяются в установленном настоящим Законом порядке.

    5. Реализация органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти города Москвы.

    6. Отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления одного, нескольких или всех внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования) (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    Глава 2. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Статья 3. Внесение законопроекта о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. С инициативой наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вправе выступать субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе.

    2. Проекты законов города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вносятся в Московскую городскую Думу в порядке, установленном законом города Москвы.

    3. В пояснительной записке к проекту закона города Москвы приводится обоснование необходимости (целесообразности) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и оценка возможности реализации ими указанных полномочий.

    4. К проекту закона города Москвы прилагается финансово-экономическое обоснование, содержащее расчеты материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для реализации органами местного самоуправления передаваемых им отдельных государственных полномочий.

    5. Обязательным условием рассмотрения Московской городской Думой проекта закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является наличие заключения Мэра Москвы.

    6. В случае непредставления Мэром Москвы заключения в тридцатидневный срок со дня получения им проекта закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Московская городская Дума вправе приступить к его рассмотрению в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы .

    7. Проект закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями направляется на рассмотрение в представительные органы внутригородских муниципальных образований в городе Москве (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    Статья 4. Срок, на который органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями

    1. Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на определенный срок или на неограниченный срок.

    2. Законом города Москвы может быть изменен срок, на который органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями.

    Статья 5. Содержание закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Закон города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен содержать:

    1) полное определение соответствующих государственных полномочий;

    2) наименования внутригородских муниципальных образований в городе Москве, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями;

    3) срок, на который органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

    4) перечень материальных ресурсов, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий;

    5) нормативы по штатам административно-управленческого и технического персонала, необходимым для реализации отдельных государственных полномочий;

    6) нормативы или способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Москвы для осуществления отдельных государственных полномочий;

    7) порядок передачи органам местного самоуправления необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

    8) порядок отчетности органов местного самоуправления по реализации ими отдельных государственных полномочий;

    9) порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены на определенный срок, порядок и сроки возврата неиспользованных материальных ресурсов и финансовых средств;

    10) перечень органов государственной власти города Москвы, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также контролирующих органов города Москвы;

    11) порядок контроля уполномоченными органами государственной власти города Москвы за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе целевого использования материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для реализации этих полномочий;

    12) нормы об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации отдельных государственных полномочий;

    13) другие положения, необходимые для регулирования вопросов передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их реализации.

    Глава 3. Порядок передачи материальных ресурсов и финансовых средств органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий

    Статья 6. Порядок передачи органам местного самоуправления материальных ресурсов для реализации отдельных государственных полномочий

    1. Передача органам местного самоуправления материальных средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

    2. Материальные ресурсы безвозмездно передаются органам местного самоуправления в пользование и (или) управление на срок осуществления ими отдельных государственных полномочий.

    Статья 7. Порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий

    1. Передача органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы.

    2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета города Москвы.

    3. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    4. Пункт утратил силу с 19 февраля 2016 года - Закон города Москвы от 27 января 2016 года N 2 ..

    5. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, если закон города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями принят не позднее чем за три месяца до внесения в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

    Глава 4. Порядок реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    Статья 8. Правовые основы реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы, уставом муниципального образования (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    2. Порядок реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может устанавливаться правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с настоящим Законом и иными законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    3. Часть утратила силу с 1 июля 2012 года - Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 ..

    4. По вопросам осуществления переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны исполнять нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, изданные в пределах их компетенции.

    5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять собственный контроль за реализацией переданных отдельных государственных полномочий и оказывать содействие в осуществлении государственного контроля за их реализацией органам государственной власти города Москвы. При невозможности надлежащей реализации переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению причин, препятствующих исполнению отдельных государственных полномочий, и своевременно известить органы государственной власти города Москвы о сложившемся положении.

    Статья 9. Порядок использования органами местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для реализации отдельных государственных полномочий

    1. Органы местного самоуправления не вправе использовать материальные ресурсы и финансовые средства, предназначенные для реализации переданных отдельных государственных полномочий, не по целевому назначению.

    2. Часть исключена с 11 октября 2008 года Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 40 ..

    3. Финансовые средства, предназначенные для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указываются отдельными строками в доходной и расходной частях бюджета соответствующего муниципального образования в соответствии с бюджетной классификацией.

    4. В случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на исполнение отдельных государственных полномочий по сравнению с ранее принятыми нормативами органы местного самоуправления вправе направить обоснованные предложения Правительству Москвы о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт города Москвы в части уточнения соответствующего норматива.

    5. Органы местного самоуправления или выборные должностные лица местного самоуправления представляют уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы ежегодный отчет о фактическом использовании материальных ресурсов и финансовых средств в порядке и сроки, установленные законом города Москвы.

    6. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета города Москвы в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 .

    6.1. В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход бюджета города Москвы, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета города Москвы в порядке, установленном финансовым органом города Москвы соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
    (Часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 ; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 .

    6.2. Часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 ; утратила силу с 19 мая 2014 года - Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 ..

    6.3. Остатки межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством города Москвы.
    (Часть дополнительно включена с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36)

    7. Субвенции в случае их нецелевого использования подлежат возврату в бюджет города Москвы (часть дополнительно включена с 11 октября 2008 года Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 40 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года).

    Статья 10. Содействие органов государственной власти органам местного самоуправления в реализации отдельных государственных полномочий

    Органы государственной власти города Москвы и их должностные лица содействуют органам местного самоуправления в реализации отдельных государственных полномочий посредством:

    1) координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований между собой, а также с органами государственной власти города Москвы;

    2) изучения, обобщения, распространения опыта работы органов местного самоуправления по реализации переданных отдельных государственных полномочий;

    3) методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    4) осуществления мер по подготовке кадров муниципальных служащих и повышению их квалификации;

    5) предоставления органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления по их запросам необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материалов и документов;

    6) оказания содействия в обеспечении занятости и социальных гарантий муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с завершением реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Статья 11. Порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Завершение реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется по истечении срока, на который они были наделены соответствующими отдельными государственными полномочиями, либо в результате их отзыва.

    2. Порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий устанавливается законом города Москвы, в котором определяются сроки возврата неиспользованных материальных ресурсов и перечисления в бюджет города Москвы неиспользованных финансовых средств.

    3. Органы местного самоуправления при содействии органов государственной власти обеспечивают трудоустройство и социальные гарантии муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с завершением реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Статья 12. Порядок возврата материальных ресурсов и финансовых средств при завершении реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    При завершении реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления в установленные законом города Москвы сроки возвращают по актам установленной формы неиспользованные материальные ресурсы и перечисляют в бюджет города Москвы неиспользованные финансовые средства, переданные им для реализации указанных полномочий.

    Статья 13. Отзыв отдельных государственных полномочий у органов местного самоуправления

    1. Отдельные государственные полномочия могут быть отозваны в случаях:

    1) неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, факт которого подтвержден по результатам проверки, проведенной уполномоченными органами;

    2) невозможности осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные и природные бедствия, общественные беспорядки, боевые действия в условиях чрезвычайного положения, военного положения или проведения контртеррористической операции);

    3) перераспределения полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления.

    2. Отдельные государственные полномочия могут быть отозваны у органов местного самоуправления одного, нескольких или всех муниципальных образований.

    3. Отзыв отдельных государственных полномочий осуществляется по инициативе Мэра Москвы или Совета муниципальных образований города Москвы законом города Москвы. В законе города Москвы об отзыве отдельных государственных полномочий указываются муниципальные образования, у органов местного самоуправления которых отзываются переданные им отдельные государственные полномочия, и перечень причин отзыва отдельных государственных полномочий по каждому муниципальному образованию соответственно. Законопроект об отзыве отдельных государственных полномочий рассматривается Московской городской Думой в первоочередном порядке.

    4. В случае если факты неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления по их вине отдельных государственных полномочий будут подтверждены решением суда, органы местного самоуправления обязаны в соответствии с федеральным законодательством возместить материальные и финансовые потери органам государственной власти города Москвы, юридическим и физическим лицам.

    5. В целях защиты законных прав и интересов населения муниципального образования Мэр Москвы вправе с момента внесения в Московскую городскую Думу законопроекта об отзыве отдельных государственных полномочий и до вступления закона города Москвы в силу поручить временное осуществление указанных полномочий Правительству Москвы либо соответствующему органу исполнительной власти города Москвы.

    6. Вступление в силу закона города Москвы об отзыве отдельных государственных полномочий влечет за собой прекращение передачи финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    Глава 5. Государственный контроль за реализацией органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

    Статья 14. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляют органы государственной власти города Москвы, определенные законом города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также контролирующие органы города Москвы.

    2. Органы государственной власти города Москвы осуществляют государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в следующих формах:

    1) проведения комплексных проверок и принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

    2) ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для реализации этих полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

    3) заслушивания информации, отчетов должностных лиц местного самоуправления о ходе реализации отдельных государственных полномочий;

    4) назначения уполномоченных должностных лиц для наблюдения за реализацией переданных государственных полномочий;

    5) запроса от органов местного самоуправления объяснений и необходимых сведений о реализации ими отдельных государственных полномочий;

    6) выдачи предписаний руководителям органов местного самоуправления об устранении выявленных нарушений. Руководители органов местного самоуправления обязаны в месячный срок или в срок, установленный в предписании, принять меры по устранению нарушений и о результатах сообщить в орган исполнительной власти города Москвы, выдавший предписание;

    7) правовой экспертизы и анализа решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых по вопросам реализации отдельных государственных полномочий;

    8) анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий и внесения предложений в установленном законодательством порядке по совершенствованию деятельности указанных органов или по отзыву отдельных государственных полномочий.

    3. Споры и разногласия, возникающие между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления в процессе реализации отдельных государственных полномочий, разрешаются посредством согласительных процедур путем создания согласительных комиссий или в судебном порядке.

    4. В состав согласительных комиссий включаются представители органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.

    Статья 15. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий

    1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий.

    2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за реализацию отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами.

    3. При обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления обязанностей по реализации переданных отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы вправе обратиться к главе муниципального образования, Председателю представительного органа муниципального образования, иным должностным лицам местного самоуправления с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

    4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45

    Статья 16. Ответственность органов государственной власти города Москвы и их должностных лиц

    Органы государственной власти города Москвы и их должностные лица несут установленную законодательством ответственность за ненадлежащее обеспечение органов местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Глава 6. Заключительные положения

    Статья 17. Вступление настоящего Закона в силу

    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

    Мэр Москвы
    Ю.М.Лужков

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (с изменениями на 20 сентября 2017 года)

    Название документа: О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (с изменениями на 20 сентября 2017 года)
    Номер документа: 50
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 04.08.04

    Ведомости Московской городской Думы, N 8, 24.08.2004

    Тверская, 13, N 114, 21.09.2004

    Дата принятия: 14 июля 2004
    Дата начала действия: 15 августа 2004
    Дата редакции: 20 сентября 2017

    В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления, помимо вопросов местного значения, могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством.

    На практике при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст. 14-16, которые устанавливают перечень вопросов местного значения. Если указанное полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, оно является муниципальным, в противном случае -государственным и требует отдельного финансирования.

    На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

    1) государственной регистрации актов гражданского состояния;

    2) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

    3) лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

    4) лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

    5) совершения нотариальных действий;

    6) назначения и выплаты компенсационных выплат;

    7) ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

    8) медико-социальной экспертизы;

    9) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

    10) порядка пользования отдельными природными ресурсами;

    11) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов РФ и т.д.

    Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года.

    3.Административное право: предмет, метод, источники.

    Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

    Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

    Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

    Административно-правовое регулирование производится посредством:

    а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

    б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

    в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;

    г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

    Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

    Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.