Полномочия местной администрации муниципальное право. Правовая характеристика местной администрации

Термин "местная администрация" равнозначен термину "исполнительно-распорядительный орган муниципального образования". Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации Бабун Р.В. Учебное пособие "Организация местного самоуправления". Выпущено 5 изданий, в т. ч.2 в центральных издательствах. Последнее издание - М.: КНОРУС, 2008. С.62.

Местная администрация осуществляет организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение местных нормативных актов, и наделена в связи с этим уставом муниципального образования собственной компетенцией.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В зависимости от выбранной в муниципальном образовании схемы управления он может являться главой муниципального образования, либо назначаться на должность по результатам конкурса.

Глава местной администрации занимает особое место в системе должностных лиц местного самоуправления, поскольку именно в его руках находится управление местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, повседневно осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий и иных полномочий местного самоуправления.

Должность главы местной администрации может занимать избранный населением глава муниципального образования. В этом случае он осуществляет две функции - представительскую (представляет муниципальное образование в отношениях с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями) и управленческую (руководит местной администрацией) Широков А.Н., Юркова С.Н.. Территориальные и организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2011. С.78.

Более сложен статус главы муниципального района, избранного из глав поселений, входящих в состав данного района. По такой конструкции глава муниципального района является одновременно главой двух муниципальных образований, членом представительного органа поселения, членом представительного органа муниципального района.

Представительскую функцию глава муниципального образования осуществляет посредством следующих полномочий Там же, С.78:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по реализации управленческой функции подразделяются на два вида:

полномочия по решению вопросов местного значения;

полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия по решению вопросов местного значения определяются, прежде всего, уставом муниципального образования, а также положением об администрации, принимаемым представительным органом на основе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в зависимости от типа муниципального образования.

Полномочия главы местной администрации образуют два блока вопросов: по руководству администрацией; по управлению муниципальным хозяйством Горный М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть II. Местное самоуправление. Учебное пособие. - СПб, Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. с.54.

1. Глава разрабатывает структуру администрации, определяет ее штаты, представляет их на согласование в представительный орган. Он назначает на должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений администрации (по согласованию с думой или же без такового в зависимости от устава муниципального образования). При необходимости глава администрации отменяет приказы руководителей структурных подразделений. Он представляет в представительный орган ежегодный отчет о деятельности администрации. Федеральное законодательство указывает, что глава руководит администрацией на принципе единоначалия, который выражается вправе принимать юридически обязательные решения. Причем это акты главы, а не местной администрации. Единоначалие создает возможность действовать более оперативно, повышает персональную ответственность за состояние дел в муниципальном образовании. Единоначалие не исключает другого способа организации управления -- коллегиального обсуждения и выработки решений по важнейшим проблемам жизнедеятельности территории. В этих целях во многих местных администрациях созданы постоянно действующие орга­ны -- коллегии.

2. В сфере управления муниципальным хозяйством глава осуществляет руководство по разработке местного бюджета, проектов планов и программ экономического и социального развития муниципального образования. Он организует исполнение бюджета, управляет его счетами, разрабатывает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, осуществляет муниципальное заимствование и управляет муниципальным долгом и т. д.

В соответствии с уставами муниципальных образований, глава местной администрации на принципах единоначалия самостоятельно решает следующие вопросы Горный М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть II. Местное самоуправление. Учебное пособие. - СПб, Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011 . С.55:

непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, либо назначает руководителей данных подразделений, которые подотчетны ему и ответственны перед ним;

издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом; утверждает положения о структурных подразделениях администрации города, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, определяет их полномочия;

определяет штатное расписание и численность работников местной администрации;

назначает на должности муниципальной службы и увольняет с должности муниципальных служащих в соответствии с законодательством;

несет персональную ответственность за деятельность администрации.

Глава местной администрации:

представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации;

вносит на рассмотрение в представительный орган муниципального образования проекты решений, проект местного бюджета муниципального образования, планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, а также отчеты об их исполнении;

исполняет местный бюджет, программы и планы социально-экономического развития муниципального образования;

управляет и распоряжается имуществом, средствами местного бюджета, а также имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности в порядке, определяемом представительным органом;

создает муниципальные предприятия и учреждения;

формирует и размещает муниципальные заказы;

руководит гражданской обороной и осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

получает от организаций, расположенных на территории муниципального образования, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития муниципального образования;

ежегодно отчитывается перед представительным органом о результатах своей деятельности и деятельности возглавляемой им администрации;

назначает в соответствии с уставом муниципального образования публичные слушания, проводимые по его инициативе, собрания граждан;

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие полномочия главы, например:

заключать от имени администрации муниципального образования договоры в пределах своей компетенции;

от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности;

участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования с правом совещательного голоса, вносить предложения и замечания по повестке дня, пользоваться правом внеочередного выступления;

назначать своих постоянных полномочных представителей в представительный орган местного самоуправления;

вести прием граждан, рассматривать их предложения, просьбы и жалобы, принимать по ним решения;

создавать при администрации коллегиальные, консультативные, контрольные и иные органы (комиссии, коллегии, советы, комитеты, штабы, инспекции и др.).

Перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен и в уставах он остается открытым - там всегда содержится положение «решает иные вопросы, возложенные на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в том числе на главу местной администрации, федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями представительного органа, настоящим Уставом».

Глава местной администрации, если это предусмотрено уставом муниципального образования, вправе делегировать свои полномочия (кроме полномочий, отнесенных к его исключительной компетенции как главы муниципального образования) заместителям либо иным лицам из числа муниципальных служащих.

Полномочия главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, определяются соответственно федеральными и региональными законами, а также муниципальными нормативными актами, принятыми в целях исполнения таких полномочий. Как правило, отдельные государственные полномочия реализуют администрации муниципальных районов и городских округов. К правам главы администрации отнесено определение структурных подразделений и должностных лиц администрации, на которые возлагается осуществление отдельных государственных полномочий; использование субвенций, предоставленных местному бюджету и переданных материальных средств и др.

Обязанности главы администрации включают предоставление отчетов об исполнении отдельных государственных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, об использовании переданных материальных средств; принятие правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и т.д.

Под местной администрацией понимается исполнительно- распорядительный орган муниципального образования. Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и правами для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в порядке наделения федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Местная администрация образуется для реализации полномочий местного самоуправления. Она, как правило, является органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и наделяется правами юридического лица.

Глава местной администрации . Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Он своими актами вводит в действие решения администрации.

Предусмотрено две модели наделения полномочиями главы местной администрации.

Главой местной администрации в первой модели является глава муниципального образования по должности; во второй - лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава местной администрации во второй модели обычно именуется управляющим. В рамках этой модели условия контракта для главы администрации поселения утверждаются представительным органом поселения; для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а еще треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Он может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

  1. представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
  2. высшего должностного лица субъекта федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов федерации;
  3. главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта федерации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

  • его смерти;
  • отставки по собственному желанию;
  • расторжения контракта; отрешения от должности;
  • признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
  • прекращения российского гражданства, гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;
  • утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Полномочия местной администрации . Местная администрация разрабатывает проекты бюджета, смет внебюджетных фондов, планов и программ социально-экономического развития города и представляет их на утверждение представительному органу местного самоуправления.

Кроме того, администрация:

  • исполняет бюджет и представляет на утверждение представительному органу местного самоуправления отчет о его исполнении;
  • обеспечивай функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;
  • распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления;
  • ведет территориальный кадастр, техническую инвентаризацию движимого и недвижимого имущества;
  • разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
  • утверждает уставы муниципальных предприятий, организаций, учреждений;
  • осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города;
  • выполняет в случаях и порядке, установленных представительным органом местного самоуправления, функции заказчика по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд муниципального образования города;
  • в случаях, установленных представительным органом местного самоуправления, готовит и представляет на его рассмотрение проекты правовых актов; разрабатывает и представляет на утверждение городскому Совету штатное расписание должностей муниципальной службы, а также практические рекомендации по предметам своего ведения;
  • создает в установленном порядке рабочие группы и коллегии, консультативные общественные и экспертные советы, привлекает на договорной основе научные организации, ученых и специалистов к решению проблем по вопросам местного значения;
  • взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами по предметам своего ведения;
  • участвует в разработке проектов соглашений, договоров муниципального образования города с другими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти РФ, Санкт- Петербурга по вопросам местного значения;
  • запрашивает и получает от отраслевых и территориальных органов, иных государственных органов, учреждений, предприятий, организаций информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на нее, передает в установленном порядке информацию указанным органам, предприятиям, учреждениям, организациям;
  • представляет интересы муниципального образования в судах общей юрисдикции и арбитражном суде по вопросам ведения;
  • выдаст разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по основаниям, предусмотренным Семейным кодексом РФ;
  • организует работу по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, и иными гражданами, в соответствии с ГК РФ и Семейным кодексом, иными нормативными правовыми актами;
  • организует работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и призыв граждан на военную службу;
  • участвует в пределах ведения в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
  • рассматривает обращения граждан и юридических лиц, принимает по ним необходимые меры, ведет прием граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к ее ведению;
  • осуществляет в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.

По решению представительного органа местного самоуправления администрация может осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления.

Работа местных администраций ведется на плановой основе: на основе текущих и перспективных планов и программ. Администрация планирует проведение своих совещаний, заседаний, правотворческую деятельность и проведение мероприятий контрольного характера, связанных с исполнением органами местного самоуправления действующего законодательства. Перспективное планирование предусматривает разработку программ, мероприятий и иных видов деятельности на год, текущее - на квартал. Вопросы для внесения в проект плана определяются исходя из полномочий структурного подразделения.

Контроль за выполнением перспективных и квартальных планов работы администрации осуществляют заместители главы администрации города (в соответствии с распределением обязанностей) и управление делами. В целях оперативного руководства и контроля за деятельностью структурных подразделений, обеспечения своевременного и обоснованного принятия решений по основным направлениям развития городского хозяйства в администрации проводятся совещания и заседания консультативных и координационных органов, другие организационные мероприятия.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы местной администрации. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации. Его структура определяется либо представительным органом по представлению главы администрации, либо главой администрации единолично. Деятельность аппарата строится в соответствии с положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Аппарат местной администрации представляет совокупность подразделений, основное назначение которых заключается в оказании содействия работе руководящих органов администрации. При этом участие аппарата в осуществлении полномочий администрации носит функциональный характер.

Глава местной администрации осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих заместителей и аппарата. Руководство администрацией осуществляется на принципе единоначалия. Однако единоначалие не исключает коллегиального обсуждения и выработки решений по важнейшим проблемам жизнедеятельности муниципального образования. В этих целях в структуре многих администраций образованы постоянные органы - коллегии администраций, которые действуют под руководством главы местной администрации.

В состав коллегии по должности входят заместители главы, начальники отдельных структурных подразделений: финансового и экономического управлений (отделов), юридического отдела и др. Полномочия коллегии, порядок ее работы определяются положением о коллегии администрации, утвержденным главой местной администрации.

Заместители главы местной администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Глава местной администрации определяет число своих заместителей, а в зависимости от их профессиональной подготовки - направления их работы. Таковыми могут быть вопросы жилищного и коммунального хозяйства; организации потребительского рынка; управления имуществом муниципального образования; капитального строительства; экономической и социальной сферы деятельности местной администрации и т.д.

Круг вопросов, которые приходится решать местным администрациям, различен в разных муниципальных образованиях. От этого зависит их структура и штаты, направления деятельности должностных лиц и соответствующих служб. Например, к основным направлениям деятельности и вопросам ведения первого заместителя главы администрации муниципального района могут быть отнесены архитектура, промышленно-гражданское строительство; дорожное хозяйство; топливно-энергетический комплекс; транспорт; электро- и почтовая связь; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство; охрана труда и противопожарная безопасность. Из бюджетных управлений (отделов) за ним могут быть закреплены отдел главного архитектора, отдел строительства, связи и жилищно-коммунального хозяйства, отдел по труду, технике безопасности и противопожарной охране. Он же может возглавлять комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подготовке объектов к работе в осенне-зимний период, безопасности дорожного движения и т.д.

Возможные основные вопросы ведения заместителя главы администрации по социальным вопросам: образование; здравоохранение; культура; молодежная политика; социальная защита населения; физкультура и спорт; взаимодействие с общественными организациями; средства массовой информации. Из числа бюджетных отделов за ним могут быть закреплены отдел по образованию, отдел по культуре, отдел по социальной защите населения, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам молодежи. Он может возглавлять комиссии: жилищную, по делам несовершеннолетних и т.д.

Заместитель главы администрации по экономике может заниматься экономической и инвестиционной политикой, торговлей. платными услугами, защитой прав потребителей, управлением муниципальным имуществом, статистической отчетностью, общественными фондами, материальными и природными ресурсами, кредитно-финансовой деятельностью, денежным обращением. Он может курировать комитет экономики, отдел финансов, отдел по торговле и платным услугам и т.д. На его попечении общественные фонды: медицинского, пенсионного, социального страхования, занятости населения и т.д.

Основные направления деятельности и вопросы ведения заместителя главы администрации по сельскому хозяйству: агропромышленный комплекс; использование земельных ресурсов; охрана окружающей среды и природных ресурсов и т.д. Он может курировать отделы и службы управления сельского хозяйства; комитет по земельной реформе и землеустройству; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов; научно-исследовательские учреждения; станцию защиты растений, ветеринарную станцию, ветбаклабораторию, госплемслужбу и т.д.

Заместитель главы администрации - руководитель аппарата координирует организационную деятельность органов местного самоуправления; контролирует исполнение решений. Он может курировать регистрацию актов гражданского состояния, архивное дело, нотариат, возглавлять административную комиссию и т.д. В его ведении общий, архивный, юридический отделы.

Кроме того, следует иметь в виду, что районная или городская администрация обеспечивает координацию работы на территории района или города не подчиненных ей предприятий, учреждений и организации для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории.

Аппарат администрации не имеет в своем подчинении каких-либо внешних по отношению к администрации органов, организаций, объектов, и руководители структурных подразделений аппарата не пользуются правом распоряжения кредитами. Служебные функции аппарата определяют его горизонтальное подчинение - руководящим органам администрации. Подразделения аппарата находятся на финансировании из местного бюджета. Наименования могут быть различными. Однако, как показывает практика, традиционно в аппарате местной администрации образуются организационный отдел или организационно-аналитический отдел, общий отдел, приемная поличным вопросам граждан, юридический отдел (служба), информационная служба или пресс-служба главы местной администрации, отделы (управления) кадровой службы, советники, консультанты и помощники руководства администрации. В составе аппарата имеются секретариат, машбюро и иные подразделения, осуществляю ши е материальное и техническое обслужившие местной администрации. В качестве примера охарактеризуем цели деятельности и функции некоторых подразделений местной администрации.

Юридическая служба (управление, отдел) . Правовое управление (юридический отдел) является структурным подразделением аппарата местной администрации. Юридическая служба осуществляет свою деятельность под руководством главы местной администрации и его заместителя - руководителя аппарата местной администрации (если такая должность предусмотрена). Руководит деятельностью юридической службы начальник (заведующий), назначаемый и освобождаемый от должности главой местной администрации. Начальник (заведующий) организует работу службы, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел (управление) функций. Положение о юридической службе утверждается главой местной администрации.

В функции юридической службы входит:

  • проверка соответствия правовых актов местной администрации законодательству РФ, т.е. проведение экспертизы документов;
  • ознакомление руководящих и иных работников аппарата местной администрации с поступающими нормативными актами, а также обозрение юридической практики;
  • правовая экспертиза и подготовка заключений на юридические документы:
  • подготовка проектов нормативных правовых актов;
  • представительство интересов администрации в судебных органах и др.

Организационный (организационно-аналитический) отдел . Перед ним стоят задачи организационного обеспечения деятельности местной администрации:

  • разработка проектов планов организационных мероприятий, текущих и перспективных планов работы местной администрации, подготовка совещаний, семинаров;
  • обобщение информационных материалов;
  • осуществление контроля за деятельностью других структурных подразделений администрации;
  • проведение анализа исполнительской дисциплины аппарата, отделов, управлений и иных служб администрации.

Важнейшими задачами организационных отделов являются оказание помощи избирательным комиссиям в подготовке и проведении избирательных кампаний; изучение, обобщение и распространение передовых форм и методов работы органов местного самоуправления; подготовка проектов правовых актов главы местной администрации по вопросам, входящим в компетенцию отдела. Организационный отдел участвует в подготовке вопросов, связанных с развитием территориального общественного самоуправления. Он осуществляет проверку по письмам, заявлениям и жалобам граждан, проводит общественно-политические мероприятия и т.д. Положение об отделе утверждает глава местной администрации.

Общий отдел . На него возложены функции по организационно-техническому обеспечению работы администрации. Основной задачей общего отдела является организация и ведение делопроизводства. Данное подразделение принимает и регистрирует поступающие в администрацию письма и документы, следит за их прохождением, осуществляет контроль за исполнением документов, организует отправку исходящей корреспонденции; осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в структурных подразделениях администрации, обеспечивает хранение документации. В некоторых местных администрациях в качестве структурного подразделения создается протокольная часть (служба), которая обеспечивает техническую обработку правовых актов главы местной администрации, доведение их до соответствующих исполнителей.

Приемная по личным вопросам граждан . Она создается с целью организации приема граждан руководством муниципальных образований. В каждой администрации предусмотрен график приема населения главой местной администрации и его заместителями. Приемные контролируют рассмотрение предложений, жалоб и заявлений граждан, сроков их разрешения и исполнения мероприятий по таким обращениям. Данные подразделения призваны систематически обобщать практику приема населения, анализировать работу администрации с письмами и обращениями граждан.

Помимо аппарата, задействованного на обеспечение деятельности руководства местной администрации, для управления отраслями и сферами местного хозяйства создаются специальные структуры управления. Они могут носить различные наименования: департаменты, отделы, управления, комитеты и иные службы. Решение данного вопроса находится в ведении главы местной администрации. Перечень органов местной администрации определяется либо главой местной администрации единолично, либо по согласованию с представительным органом местного самоуправления, в зависимости от того, какой порядок определен в уставе муниципального образования.

Деятельность создаваемых органов в системе местной исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемыми либо главой администрации, либо по представлению последнего представительным органом местного самоуправления.

Финансирование органов администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат. Охарактеризуем некоторые из них.

Комитет - это, как правило, самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе два и более структурных подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющее функции управления более чем в двух отраслях или сферах деятельности и наделенное полномочиями распорядительного характера по отношению к объекту управления. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции комитета, принимаются с учетом мнения коллегии, состоящей из руководителей подразделений и иных лиц, входящих в его состав. Комитет может являться юридическим лицом.

Управление - самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе отделы, секторы, группы и т.д. и выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере деятельности. Руководство управлением осуществляется на принципе единоначалия. Управление может быть наделено правом юридического лица.

Отдел - самостоятельное структурное подразделение, как правило, не имеющее в своем составе других служб, выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере. Отдел может быть наделен функциями распорядительного характера и правом юридического лица. Руководство деятельностью отдела осуществляется его руководителем по принципу единоначалия.

Отдел может быть образован и в составе комитета или управления. В этом случае данное структурное подразделение численностью, как правило, более трех человек, выполняет определенные функции по вопросам, отнесенным к компетенции комитета (управления) и не обладает распорядительными функциями и правом юридического лица.

Сектор (служба) - структурное подразделение, входящее в состав комитета (управление), численностью, как правило, не более трех человек, выполняющее определенные функции по вопросам, отнесенным к компетенции комитета (управления), не обладающее функцией распорядительного характера и правом юридического лица.

В зависимости от уровня муниципальной единицы, от особенностей ее экономики, численности жителей и других обстоятельств количество создаваемых органов, их состав, деятельность сильно различаются. В городских округах, например, действуют структурные подразделения администрации, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, потребительского рынка и услуг, финансов, управления муниципальным имуществом, охраны природы, антимонопольной политики, военнослужащих и военно-мобилизованной подготовки, чрезвычайных ситуаций, международных связей, прессы. В муниципальных районах созданы подразделения, занимающиеся организацией народного образования, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, культуры, физкультуры и спорта, сельского хозяйства, а также ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой, охраной природы и др. И хотя названия ряда подразделений в разных муниципальных образованиях почти одинаковы, их кадровое наполнение различно. В городских поселениях соответствующие управления, отделы, департаменты значительно превышают по численности районные. В сельских поселениях штатные подразделения малочисленны (от двух до пяти работников, занимающихся земельными проблемами, вопросами содержания муниципального жилья, актами гражданского состояния, военно-учетной работой т.п.).

В большинстве своем специализированные структурные подразделения наделены правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Такие структурные единицы местной администрации имеют печати, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. От своего имени они могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правовое и имущественное положение специализированных подразделений определяется главой местной администрации самостоятельно, исходя из особенностей муниципального образования и специфики муниципального хозяйства. Руководители этих структурных подразделений издают приказы и распоряжения, правом отмены которых наделен глава местной администрации.

Отделы, управления и комитеты подразделяются на отраслевые и функциональные. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства. Например, целевое назначение деятельности управления (отдела) здравоохранения муниципального района, города, городского округа заключается в создании условий по охране здоровья населения и обеспечению конституционных прав граждан на медицинскую помощь. Управление здравоохранения разрабатывает комплексные организационно-технические и медицинские мероприятия по снижению заболеваемости и инвалидности населения; осуществляет координацию и управление деятельностью лечебно-профилактических учреждений; взаимодействует с комитетами по санитарно- эпидемиологическому надзору, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими компаниями; контролирует работу учреждений любых форм собственности, осуществляющих медицинскую деятельность.

Управление (отдел) образования осуществляет проведение на территории города, района образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение качественного образования и удовлетворение образовательных потребностей населения. К задачам его деятельности относятся: участие в организации программ развития образования на территории муниципального образования; обеспечение прав граждан на получение образования, соответствующего государственным стандартам, в образовательных учреждениях дошкольного, общего, профессионального образования, в специальных образовательных учреждениях для детей-сирот, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; защита прав несовершеннолетних граждан - сирот и оставшихся без попечения родителей; координация деятельности предприятий, организаций и учреждений по вопросам развития образовательной системы; содействие развитию производственно-экономических структур поддержки образования, создание благотворительных и попечительских негосударственных структур.

Управление (отдел) благоустройства и служба муниципального заказчика создаются для выполнения функций заказчика по проектированию, строительству, капитальному ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленения территории муниципального образования. Они ответственны за разработку планов и программ развития и содержания улично-дорожной сети соответствующей территории. Данные подразделения могут быть наделены правами по организации муниципального заказа, координации деятельности муниципальных предприятий благоустройства: дорожно-эксплутационных участков, специализированных учреждений, осуществляющих дорожное строительство, освещение и озеленение территории и др.

Управление (отдел) архитектуры призван, в частности, осуществлять регулирование земельных отношений, возникающих в результате архитектурной или градостроительной деятельности юридических и физических лиц. Ему предоставлено право оформления землеотводных документов субъектам архитектурной и градостроительной деятельности. Управление архитектуры осуществляет контроль за поступлением земельных платежей.

Жилищно-коммунальное управление (отдел) осуществляет учет нуждающихся в предоставлении жилья: очередников, состоящих на учете в администрации; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны; воинов-интернационалистов; военнослужащих, уволенных в запас, и т.д.; распределение вводимой жилой площади юридическим и физическим лицам, принимающим участие в долевом строительстве жилья; контроль за своевременным заселением квартир; расчет стоимости жилых помещений муниципального жилищного фонда, подлежащих отчуждению, перевод жилых помещений в нежилые; приватизацию муниципального жилья.

В свою очередь функциональные подразделения местной администрации (комитеты по экономике, финансовые отделы (управления), комитеты по землепользованию и экологии, комиссии местных администраций) организуют свою деятельность во всех сферах муниципального хозяйства, поскольку вопросы планирования, финансирования свойственны всем отраслям. В этой связи функциональные подразделения местной администрации могут координировать и контролировать работу отраслевых отделов и подразделений.

Комитет по экономике (экономической политике). Его основными функциями являются: организация и координация деятельности подразделений администрации в проведении экономической реформы на территории муниципального образования; участие в разработке предложений по формированию местного бюджета, планов и программ экономического и социального развития соответствующей территории; анализ формирования трудовых ресурсов; развитие предпринимательской деятельности; координация развития малого и среднего бизнеса; участие в разработке рыночных механизмов, использовании займов, векселей, взаимозачетов, натурального покрытия платежей в местный бюджет и т.д.

Финансовый отдел (управление). Он организует бюджетно-финансовую политику муниципальных образований, вносит предложения о разграничении доходной и расходной частей местных бюджетов, осуществляет мероприятия по укреплению доходной базы местных бюджетов, рассматривает сметы структурных подразделений местной администрации, организует исполнение бюджетов и т.д.

Комитет по землепользованию и экологии. Его целевое назначение связано с формированием и реализацией земельной и экологической политики в границах муниципального образования. Комитет может осуществлять управление и контроль в области использования и охраны земель, природных ресурсов (недра, вода, атмосферный воздух, растительный мир и др.); проведение мероприятий по охране окружающей среды: координацию деятельности предприятий, учреждений и организаций в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов независимо от их форм собственности и подчиненности; формирование и расходование внебюджетных экологических фондов; учет, оценку и прогноз состояния окружающей среды и природных ресурсов, организацию финансирования и материально-технического обеспечения природоохранных мероприятий.

В данном разделе не ставится задача подробно рассмотреть деятельность всех структурных подразделений. Следует лишь напомнить, что структура администрации муниципального образования представляет собой динамическую систему, подвижный организм, подверженный изменениям и различного рода новациям.

Комиссии местных администраций. Демократические начала в деятельности исполнительных органов местного самоуправления обусловливают привлечение населения к их работе. Поэтому наряду с отделами, управлениями и комитетами в составе администраций действуют временные и постоянные комиссии (по назначению пенсий; гражданским обрядам; организации летнего отдыха детей; содействию охране памятников истории и культуры; административные; по делам несовершеннолетних; наблюдательные и др.).

Одни из них создаются по решению администраций, другие действуют на основании актов, утверждаемых органами государственной власти. Административные комиссии специально создаются для рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложении на виновных лиц взысканий в административном порядке. Главная задача комиссий по делам несовершеннолетних состоит в организации работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, координации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций по указанным вопросам.

Комиссии организационно связаны с местными администрациями. Председатели комиссий могут иметь статус заместителей глав муниципальных образований. Комиссии - это коллегиальные органы, и в их составе широко представлены общественность, работники правоохранительных органов, депутаты. Например, в состав комиссии по делам несовершеннолетних входят работники народного образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел.

Комиссии образуются представительными органами местного самоуправления и функционируют в составе председателя, заместителя председателя, а также членов комиссии. Председатель комиссии планирует, организует и руководит деятельностью комиссии, председательствует на заседании комиссии, подписывает протоколы заседаний, постановления, выносимые комиссией. Заместитель председателя комиссии ведет работу по подготовке к заседанию комиссии, выполняет поручения председателя, в отсутствие председателя осуществляет его полномочия, принимает меры для обращения к исполнению вынесенных постановлений о назначении административных наказаний. В составе административных комиссий имеется должность ответственного секретаря комиссии. Он обеспечивает подготовку материалов дел об административных правонарушениях к рассмотрению на заседаниях комиссии; извещает членов комиссии и лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, ведет и оформляет в соответствии с требованиями, установленными КоАП РФ, протокол заседания и подписывает ею; обеспечивает подготовку и оформление решений, вынесенных комиссией, рассылку решений комиссии лицам, в отношении которых они вынесены, их представителям и потерпевшим; осуществляет свою деятельность под руководством председателя и заместителя председателя комиссии.

Комиссии местных администраций рассматривают дела в открытом заседании, если законодательством не установлено иное. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении комиссия принимает решение, которое оформляется решением (постановлением). Решение комиссии может носить обязательный характер. Так, решение административной комиссии по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Решение комиссии может быть обжаловано главе местной администрации или в суд.

Финансирование комиссий при местных администрациях осуществляется за счет средств местного бюджета. Обеспечивает работу комиссий аппарат местной администрации.

Под компетенцией местной администрации понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей органа местной (муниципальной) власти. Она определяется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия местной администрации формируются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также на основании законодательных актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Полномочия местной администрации можно рассматривать в двух аспектах.

В первом случае анализируются полномочия местной администрации, которыми она наделяется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами по управлению муниципальным образованием в целом, и его муниципальным хозяйством, в частности. Речь идет о полномочиях, связанных с управлением муниципальной собственностью, местными финансами и налогами, жилищно-коммунальной и социально-культурной сферой, с обеспечением безопасности граждан и др.

Вместе с тем существенное значение при изучении вопроса о полномочиях местной администрации как муниципальной организации имеет анализ ее управленческих функций, которыми она наделяется в соответствии со своим целевым назначением и статусом в организационной структуре муниципальной власти.

Основу первой группы полномочий местной администрации составляет функция планирования . На нее возлагается разработка стратегических и краткосрочных планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, генерального плана городского поселения, обоснование схемы управления муниципальным хозяйством и его отдельными отраслями решение других вопросов, включая планирование работы местной администрации и перспектив ее развития как муниципальной организации.

Вторая группа полномочий связана с осуществлением местной администрацией функции организации управления муниципальным хозяйством и организации собственной управленческой деятельности как муниципальной организации. Как показывает опыт и практика муниципального управления, речь идет о реализации функции оперативного управления муниципальным хозяйством , муниципальных предприятий и учреждений, решения повседневных и текущих вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Причем нередко это осуществляется в ущерб функции стратегического планирования, так как организационная структура местной администрации выстраивается под выполнение функции оперативного управления муниципальным хозяйством и муниципальным образованием.

Третья группа полномочий местной администрации обуславливается необходимостью реализации коммуникативной функции . К их числу можно отнести полномочия в области взаимодействия с местным сообществом, с его различными социальными группами, с органами местного самоуправления и органами государственной власти, с другими организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности; полномочия по информационному обеспечению органов муниципальной власти, муниципальных организаций и т.п.

Четвертая группа полномочий связана с осуществлением местной администрации контрольной функции, которая возлагается на нее как на орган муниципального управления и которую она призвана исполнять в процессе собственной управленческой деятельности.

Права местной администрации. Представительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделяет местную администрацию как орган местного самоуправления правом управления муниципальной собственностью, как муниципальная организация (муниципальное учреждение по ГК РФ) владения, пользования, распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Местная администрация как орган муниципального управления и юридическое лицо имеет право вступать в договорные отношения с российскими и зарубежными органами государственной власти и местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями, с физическими лицами.

Местная администрация по предмету своей муниципальной управленческой деятельности издает муниципальные правовые акты. Субъектами этого права выступают глава администрации, его заместители, руководители структурных органов местной администрации.

Местная администрация как юридическое лицо наделяется правами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обязанности местной администрации .В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «обязанность» рассматривается как определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для исполнения (5).

Термин «обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления» в нормативных правовых актах отсутствует. В них, как правило, речь используется понятие «ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Она наступает в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, уставом муниципального образования.

На наш взгляд, термины «ответственность» и «обязанность» вряд ли можно рассматривать как синонимы, хотя взаимосвязь между ними очевидна. Ответственность местной администрации как органа муниципального управления наступает в случаях неисполнения возложенных на нее непосредственных обязанностей перед местным сообществом и государством. В практике муниципального права и муниципального управления понятие «обязанности местной администрации» заменено термином «полномочия местной администрации», что, по нашему мнению, не совсем правильно.

Под компетенцией местной администрации понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей органа местной (муниципальной) власти. Она определяется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия местной администрации формируются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также на основании законодательных актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Полномочия местной администрации можно рассматривать в двух аспектах.

В первом случае анализируются полномочия местной администрации, которыми она наделяется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами по управлению муниципальным образованием в целом, и его муниципальным хозяйством, в частности. Речь идет о полномочиях, связанных с управлением муниципальной собственностью, местными финансами и налогами, жилищно-коммунальной и социально-культурной сферой, с обеспечением безопасности граждан и др.

Вместе с тем существенное значение при изучении вопроса о полномочиях местной администрации как муниципальной организации имеет анализ ее управленческих функций, которыми она наделяется в соответствии со своим целевым назначением и статусом в организационной структуре муниципальной власти.

Основу первойгруппы полномочийместной администрации составляет функция планирования . На нее возлагается разработка стратегических и краткосрочных планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, генерального плана городского поселения, обоснование схемы управления муниципальным хозяйством и его отдельными отраслями решение других вопросов, включая планирование работы местной администрации и перспектив ее развития как муниципальной организации.

Вторая группа полномочийсвязана с осуществлением местной администрацией функции организации управления муниципальным хозяйством и организации собственной управленческой деятельности как муниципальной организации. Как показывает опыт и практика муниципального управления, речь идет о реализации функции оперативного управления муниципальным хозяйством , муниципальных предприятий и учреждений, решения повседневных и текущих вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Причем нередко это осуществляется в ущерб функции стратегического планирования, так как организационная структура местной администрации выстраивается под выполнение функции оперативного управления муниципальным хозяйством и муниципальным образованием.

Третья группа полномочий местной администрации обуславливается необходимостью реализации коммуникативной функции . К их числу можно отнести полномочия в области взаимодействия с местным сообществом, с его различными социальными группами, с органами местного самоуправления и органами государственной власти, с другими организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности; полномочия по информационному обеспечению органов муниципальной власти, муниципальных организаций и т.п.



Четвертая группа полномочий связана с осуществлением местной администрации контрольной функции, которая возлагается на нее как на орган муниципального управления и которую она призвана исполнять в процессе собственной управленческой деятельности.

Права местной администрации. Представительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделяет местную администрацию как орган местного самоуправления правом управления муниципальной собственностью, как муниципальная организация (муниципальное учреждение по ГК РФ) владения, пользования, распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Местная администрация как орган муниципального управления и юридическое лицо имеет право вступать в договорные отношения с российскими и зарубежными органами государственной власти и местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями, с физическими лицами.

Местная администрация по предмету своей муниципальной управленческой деятельности издает муниципальные правовые акты. Субъектами этого права выступают глава администрации, его заместители, руководители структурных органов местной администрации.

Местная администрация как юридическое лицо наделяется правами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обязанности местной администрации .В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «обязанность» рассматривается как определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для исполнения (5).

Термин «обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления» в нормативных правовых актах отсутствует. В них, как правило, речь используется понятие «ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Она наступает в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, уставом муниципального образования.

На наш взгляд, термины «ответственность» и «обязанность» вряд ли можно рассматривать как синонимы, хотя взаимосвязь между ними очевидна. Ответственность местной администрации как органа муниципального управления наступает в случаях неисполнения возложенных на нее непосредственных обязанностей перед местным сообществом и государством. В практике муниципального права и муниципального управления понятие «обязанности местной администрации» заменено термином «полномочия местной администрации», что, по нашему мнению, не совсем правильно.

Тема 1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций

1. Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

2. Компетенция местной администрации.

Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает наличие в структуре органов местного самоуправления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также определяет его наименование – местная администрация. Достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа.

Таким образом, местная администрация – это обладающий правами юридического лица исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Местная администрация обеспечивает на соответствующей территории исполнение законов правовых актов представительного органа и главы муниципального образования. С другой стороны, администрация обладает властными полномочиями.

Местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для данной организации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Основанием для государственной регистрации местной администрации в качестве юридического лица является Устав муниципального образования и решение об учреждении местной администрации с правами юридического лица. В случае отсутствия Устава муниципального образования основанием для государственной регистрации является решение представительного органа об учреждении местной администрации с правами юридического лица. Местная администрация наделяется в установленном порядке на праве оперативного управления необходимым имуществом и финансируется за счет средств местного бюджета. Администрация имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, смету доходов и расходов, печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также счета в банковских учреждениях. Местная администрация самостоятельно или через свои органы вправе приобретать или осуществлять имущественные или неимущественные права и обязанности, также выступать в суде.



Местной организацией руководит глава администрации на принципе единоначалия. Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает:

1) непосредственное руководство органами и структурными подразделениями местной администрации, а также назначение руководителей данных подразделений;

2) издание распоряжения по вопросам работы организации местной администрации;

3) определение структуры местной администрации.

Администрация ответственна перед населением муниципального образования и законодательным органом за решение социально-экономических и иных вопросов.

Общие принципы деятельности местной администрации:

1. местная администрация не входит в систему органов государственной власти;

2. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3. законность в деятельности местной администрации;

4. гласность;

5. государственная гарантия деятельности местной администрации;

6. самостоятельность в решении местных вопросов;

7. соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям местной администрации.

Основные нормативные источники, регламентирующие деятельность местной администрации:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

3) Устав муниципального образования;

4) Регламент администрации;

5) различные нормативные правовые акты федерального, регионального и местного значения в сфере местного самоуправления.

Компетенция местной администрации.

Местная администрация наделяется Уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных полномочий государственного значения:

1. Полномочия местной администрации в области управления муниципальной собственностью:

Разработка проектов программы приватизации объектов муниципальной собственности;

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, решение вопросов их реорганизации и ликвидации;

Управление муниципальными паями, долями, пакетами акций, хозяйственных товариществ и обществ;

Управление муниципальной собственностью города, принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности;

Иные исполнительно-распорядительные полномочия.

2. Полномочия в области использования земли и природных объектов:

Организация и ведение документов о правах физических и юридических лиц на земельные участки;

Планирование использования городских земель;

Осуществление контроля за использованием и охраной земель;

Рассмотрение в пределах компетенции земельных вопросов;

Организация использования и охрана городских лесов;

Организация работ по землеустройству, выдача заключений по плану землеустроительных работ;

Предоставление на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное и срочное пользование земельным участком, предоставление их в собственность и сдача в аренду.

3.Полномочия в строительстве:

Организация подготовки генерального плана города (проекта планировки пригородной зоны);

Осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры;

Выдача разрешений на строительство объектов производственного и жилищно-гражданского назначения;

Приостановление строительства, которое ведется с нарушением утвержденных правил и планов застройки;

Назначение муниципальных приемочных комиссий, утверждение актов о приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения.

4. Полномочия в экологической сфере:

Учет экологически вредных объектов на территории муниципального образования;

Учет и оценка доходов на объектах, расположенных в пределах муниципального образования;

Обеспечение проведения на территории муниципального образования мероприятий по охране окружающей среды;

Информирование населения об экологической обстановке

Кроме указанных исполнительно-распорядительных полномочий к компетенции местной администрации относятся:

1. организация исполнения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативно- правовых актов;

2. решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

Кроме того, решением законодательного органа к компетенции местной администрации могут быть отнесены иные вопросы местного значения, решение которых требует осуществления исполнительно-распорядительных функций.