Арбитражная система. Система арбитражных судовАрбитраж Нижний Новгород

Ст. 3 Закона об арбитражных судах устанавливается система арбитражных судов в РФ.

Система арбитражных судов - это внутреннее устройство, организация органов судебной власти, наделенных компетенцией по рассмотрению экономических споров. Система арбитражных судов РФ предполагает разделение компетенции между всеми арбитражными судами РФ, а также определенные отношения между этими судами, их взаимосвязь и порядок взаимодействия. Любое такое взаимодействие должно происходить на основании закона.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает в себя четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

Таким образом, очевидно, что система арбитражных судов не совпадает с системой судов общей юрисдикции. Прямо не связана она и с административно-территориальным устройством РФ.

Характерно, что первым звеном в этой системе являются арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Система арбитражных судов строится таким образом, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять и несколько арбитражных судов, хотя, как правило, в одном субъекте РФ действует только один арбитражный суд.

И со стороны ученых, и со стороны практиков в адрес такого правила не раз звучала критика, поскольку это во многом затрудняет обращения хозяйствующих субъектов в арбитражный суд, излишне обременяет их, делает процедуру арбитражного разбирательства еще дороже. К тому же во многом это ставит хозяйствующих субъектов в неравное положение и затрудняет доступ к правосудию. Не раз высказывались мнения о необходимости изменить эту систему, причем первым звеном должен стать городской или районный арбитражный суд, однако законодатель эту идею не воспринял. В пользу этого предложения говорит и то, что в настоящее время арбитражные суды перегружены. Однако ее воплощение влечет для государства существенные затраты и, по-видимому, ее воплощение - дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. В какой-то степени указанную проблему призвана решить возможность организации в структуре арбитражных судов субъектов РФ и апелляционных арбитражных судов постоянных судебных присутствий. Подробнее об этом см. комментарии к ст. 33.11 и 43.1 комментируемого ФКЗ. Формирование постоянных судебных присутствий является новеллой отечественного права.

Арбитражные суды субъектов РФ являются первой инстанцией в отношении подавляющего большинства дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, за исключением случаев, когда эти дела подведомственны ВАС РФ в силу специального указания Закона (такая норма содержится в ч. 2 ст. 34 АПК РФ). Это значит, что только ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ способны выступать в качестве судов первой инстанции, в то время как арбитражные апелляционные и арбитражные кассационные суды, как следует из их наименований, в качестве первой инстанции выступать не могут. В то же время арбитражные суды субъектов РФ полномочны в некоторых случаях пересматривать решения третейских судов.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Всего таких судов в России на сегодняшний день двадцать, т.е. по два в каждом федеральном округе.

Конкретное место пребывания таких судов определяется решением Пленума ВАС РФ, оформляемого в виде постановления (например, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 8 "Об определении места постоянного пребывания Шестого арбитражного апелляционного суда". Текст постановления официально опубликован не был), при этом учитываются ряд самых разнообразных факторов, способных повлиять на работу апелляционного арбитражного суда (например, наличие определенной материально-технической базы, квалифицированных кадров, коммуникаций и т.п.)

Арбитражные апелляционные суды являются судами второй инстанции и выступают в качестве судов второй инстанции по отношению к арбитражным судам субъектов РФ. Они рассматривают дела по правилам, предусмотренным гл. 34 АПК РФ "Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции".

Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Основное отличие апелляционного порядка обжалования от кассационного заключается в том, что в апелляционном порядке может быть обжаловано решение, не вступившее в законную силу, а в кассационном порядке - решение, вступившее в законную силу.

Поэтому второй инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов могут являться и федеральные арбитражные суды округов, например, в том случае, если лицо, по делу которого арбитражным судом субъекта РФ принято решение, не согласно с этим решением, пропустило срок подачи апелляции или по иным причинам не захотело обжаловать это решение в апелляционном порядке. Тем не менее во второй инстанции преимущественным является апелляционный порядок обжалования.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Таким образом, в федеральных арбитражных судах округов в кассационном порядке могут быть обжалованы как решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, так и постановления арбитражных апелляционных судов.

К федеральным арбитражным судам округов относятся федеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа.

Федеральные округа, представляющие собой административно-территориальные единицы, были образованы Указом Президента РФ от 13 марта 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изменениями от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля 2004 г., 5 октября 2004 г., 21 марта 2005 г.) (СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112) и существенно повлияли на структуру органов государственной власти.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В структуру ВАС РФ входит Пленум ВАС РФ (ст. 12 ФКЗ Об арбитражных судах), действующий в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ, и Президиум ВАС РФ (ст. 15 ФКЗ Об арбитражных судах). В ВАС РФ создаются судебные коллегии из числа судей ВАС РФ, которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ (ст. 18 ФКЗ «Об арбитражных судах»).

Таким образом, ВАС РФ:

  • - рассматривает в качестве суда первой инстанции отдельные категории дел (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, экономические споры между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами РФ);
  • - пересматривает судебные акты арбитражных судов РФ в порядке надзора, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности данных актов (гл. 36 АПК РФ).

При четкой иерархичности системы арбитражных судов в РФ не следует рассматривать арбитражные суды как бюрократическое образование или, по выражению И.Л. Петрухина, "централизованную "судебную вертикаль" с "начальством" во главе". Каждый арбитражный суд самостоятелен, а каждый судья арбитражного суда РФ независим, и его независимость обеспечивают гарантии, предусмотренные законодательством РФ. Иерархия - это обязательный признак любой системы, в том числе и системы арбитражных судов. Иное противоречило бы принципам организации судебной системы РФ, затрудняло бы возможность обжалования и надзора за законностью и принятых судебных актов.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются , Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

В каждом регионе России имеется арбитражный суд, юрисдикция которого распространяется на территорию этого региона. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, краёв, республик и т.д.) рассматривают в (разрешают по существу) подавляющее большинство дел. Эти суды не пересматривают решения, принятые в первой инстанции, в апелляционной, кассационной инстанциях и в порядке надзора, то есть это суды только первой инстанции.
Территориально, имеется несколько исключений из общих правил: например Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области распространяет свою юрисдикцию на два субъекта: город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. На рисунке границы субъектов выделены тонкими линиями.

2. Арбитражные апелляционные суды.

Судебные акты, принятые арбитражными судами регионов пересматриваются в апелляционными судами, юрисдикция которых распространяется на несколько близлежащих регионов. Исключение составляют Девятый и Десятый арбитражные апелляционные суды, которые пересматривают только судебные акты, вынесенные соответственно Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области. Вследствие охвата апелляционными судами нескольких регионов, решение, вынесенное арбитражным судом субъекта Российской Федерации в первой инстанции может пересматриваться апелляционным судом, который находится в другом регионе, но юрисдикция которого охватывает эту территорию. В России создан двадцать один арбитражный апелляционный суд. Эти суды пересматривают судебные акты только в апелляционной инстанции.


3. Арбитражные суды округов.

Третьим уровнем арбитражных судов являются суды округов, которых в России насчитывается десять. Каждый арбитражный суд округа охватывает своей юрисдикцией регионы, которые находятся в юрисдикции нескольких апелляционных судов.

Окружные суды в пересматривают судебные акты, вынесенные арбитражными судами регионов и апелляционными судами, расположенными в их ‘округе. Эти суды также рассматривают в первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Следует отметить, что споры, касающиеся интеллектуальной собственности, рассматриваются Судом по интеллектуальным правам , который расположен в г. Москве. Юрисдикция этого суда охватывает всю территорию России. Это означает, что каким бы арбитражным судом региона ни было вынесено решение по делу об интеллектуальной собственности, которое в последствии было рассмотрено также соответствующим апелляционным судом, в кассационной инстанции это дело будет рассматриваться не окружным судом, в юрисдикции которого находится апелляционный суд, а Судом по интеллектуальным правам в г. Москве. Этот суд рассматривает также некоторые дела в первой инстанции.
Окружные суды и Суд по интеллектуальным правам не пересматривают судебные акты в апелляционной инстанции и в порядке надзора.


4. Верховный Суд Российской Федерации пересматривает в и дела, которые были поочерёдно рассмотрены описанными выше судами, независимо от того, в каком регионе России возник спор.
Конституционный Суд Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург, Франция), а также иные суды не входят в систему арбитражных судов, поэтому высшим судебным органом по экономическим спорам является Верховный Суд Российской Федерации.

Таблица 1. Используйте сочетание клавиш «CTRL» и «F» для поиска суда по странице и таблице. Номера дел, по которым ведётся производство в конкретном суде начинаются с символов (буквы и цифры), которые заключены в скобках.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИИ

Первый уровень

(суды субъектов РФ)

Второй уровень

(апелляционные суды)

Третий уровень

(суды округов)

Четвёртый уровень

(высший судебный орган)

АС Нижегородской области (А43)

АС Владимирской области (А11)

АС Республики Марий Эл (А38)

АС Республики Мордовия (А39)

АС Чувашской республики (А79)

1ААС

г. Владимир

АС Волго-Вятского округа

г. Нижний Новгород

Верховный Суд

Российской Федерации

г. Москва

АС Ивановской области (А17)

АС Кировской области (А28)

АС Костромской области (А31)

АС Республики Коми (А29)

АС Ярославской области (А82)

2ААС
АС Красноярского края (А33)

АС Республики Тыва (А69)

АС Республики Хакасия (А74)

3ААС

г. Красноярск

АС Восточно-Сибирского округа

г. Иркутск

АС Забайкальского края (А78)

АС Иркутской области (А19)

АС Республики Бурятия (А10)

АС Республики Саха (Якутия) (А58)

4ААС
АС Камчатского края (А24)

АС Приморского края (А51)

АС Сахалинской области (А59)

5ААС

г. Владивосток

АС Дальневосточного округа

г. Хабаровск

АС Амурской области (А04)

АС Еврейской автономной области (А16)

АС Магаданской области (А37)

АС Хабаровского края (А73)

АС Чукотского АО (А80)

6ААС

г. Хабаровск

АС Алтайского края (А03)

АС Кемеровской области (А27)

АС Новосибирской области (А45)

АС Республики Алтай (А02)

АС Томской области (А67)

7ААС АС Западно-Сибирского округа

г. Тюмень

АС Омской области (А46)

АС Тюменской области (А70)

АС Ханты-Мансийского АО — Югры (А75)

АС Ямало-Ненецкого АО (А81)

8ААС
АС г. Москвы (А40) 9ААС

г. Москва

АС Московского округа

г. Москва

АС Московской области (А41) 10ААС

г. Москва

АС Пензенской области (А49)

АС Республики Татарстан (А65)

АС Самарской области (А55)

АС Ульяновской области (А72)

11ААС

г. Самара

АС Поволжского округа

г. Казань

АС Астраханской области (А06)

АС Волгоградской области (А12)

АС Саратовской области (А57)

12ААС

г. Саратов

АС г. Санкт-Петербурга

и Ленинградской области (А56)

АС Мурманской области (А42)

АС Калининградской области (А21)

АС Республики Карелия (А26)

13ААС

г. Санкт-Петербург

АС Северо-Западного округа

г. Санкт-Петербург

АС Архангельской области (А05)

АС Вологодской области (А13)

АС Новгородской области (А44)

АС Псковской области (А52)

АС Тверской области (А66)

14ААС

г. Вологда

АС Краснодарского края (А32)

АС Ростовской области (А53)

АС Республики Адыгея (А01)

15ААС

г. Ростов-на-Дону

АС Северо-Кавказского округа

г. Краснодар

АС Кабардино-Балкарской республики (А20)

АС Карачаево-Черкесской республики (А25)

АС Республики Дагестан (А15)

АС Республики Ингушетия (А18)

АС Республики Калмыкия (А22)

АС Республики Северная Осетия-Алания (А61)

АС Ставропольского края (А63)

АС Чеченской республики (А77)

16ААС

г. Ставрополь

АС Пермского края (А50)

АС Свердловской области (А60)

АС Удмуртской республики (А71)

17ААС АС Уральского округа

г. Екатеринбург

АС Курганской области (А34)

АС Оренбургской области (А47)

АС Республики Башкортостан (А07)

АС Челябинской области (А76)

18ААС

г. Челябинск

АС Белгородской области (А08)

АС Воронежской области (А14)

АС Курской области (А35)

АС Липецкой области (А36)

АС Орловской области (А48)

АС Тамбовской области (А64)

19ААС

г. Воронеж

АС Центрального округа

г. Калуга

АС Брянской области (А09)

АС Калужской области (А23)

АС Рязанской области (А54)

АС Смоленской области (А62)

АС Тульской области (А68)

20ААС
АС г. Севастополя (А84)

АС Республики Крым (А83)

21ААС

г. Севастополь

И т.д. Однако, судя по поступающим вопросам, зачастую, посетители сайта, а, иногда, это юристы по арбитражным спорам , не имеют представления о базовых понятиях: что такое арбитражные суды, какие из них являются вышестоящими по отношению к другим и какими полномочиями они наделены. В этой статье я постараюсь раскрыть основы, как это принято называть, теории арбитражного суда.

Арбитражные суды в РФ представляют из себя единую систему судов, определяемую Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации», а также ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно последнему, в России действует Высший Арбитражный Суд – ВАС РФ, десять федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов.

Система арбитражных судов

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.

Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.

Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ , например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.

Арбитражный суд. Устройство

Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:

  • Пленум ВАС РФ
  • Президиум ВАС РФ
  • Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
  • Судебная коллегия по административным спорам.

Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.

Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:

  1. рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
  2. изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.

Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.

Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:

  • обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
  • реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
  • соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.

Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.

Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.

Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.

Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.

Арбитражный процесс

Система арбитражных судов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

o арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - 3 инст

o арбитражные апелляционные суды; - 2 инст

o арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; - 1 инст

o специализированные арбитражные суды. – Суд по интеллектуальным правам г. Москва.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.
Второй уровень арбитражных судов Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Третий уровень арбитражных судов Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
Четвертый уровень арбитражных судов Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Задачи судопроизводства в арбитражных судах.

Задачи судопроизводства в арбитражных судах закреплены в Арбитражном процессуальном

кодексе 2002 г.:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации – ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Понятие арбитражного процессуального права, соотношение с другими отраслями права.

Арбитражный процесс есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов в России, направленная защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный процесс – система юридических действий арбитражного суда и других заинтересованных лиц, урегулированных нормами АПП, складывающиеся между арбитражным судом и иными субъектами по поводу разрешения дела, отнесенного к ведению арбитражных судов. – лекции Латынина О.А.

Вполне возможно представлять арбитражный процесс как определяемое нормами

Арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессеь экономической и иной предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из публичных правоотношений, включая административные.

Соотношение арбитражного процессуального права с иными от­раслями российского права.

Арбитражное процессуальное право взаимосвязано с различными отраслями российского права. Уяснение наличия таких взаимосвязей помогает решать вопросы правового регулирования и правоприменения. Так, связь арбитражного процессуального и конституционного права проявляется в том, что основные принципы организации и деятельности органов судебной власти устанавливаются в гл. 7 Конституции РФ.

Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом . Эти две отрасли, входящие в единую семью процессуального права (наряду с уголовно-процессуальным и кон­ституционно-процессуальным), объединяет то, что они регулируют осуществление правосудия в сфере гражданского оборота. Отсюда и ряд общих, так называемых межотраслевых принципов процессуаль­ных отраслей права. Главными субъектами как в арбитражном, так и гражданском процессах являются суды различных инстанций. Некоторые институты процессуальных отраслей права, например доказа­тельственное, имеют межотраслевой характер.

Главным признаком, отличающим уголовно-процессуальное от арбитражного процессуального права, можно считать различный предмет судебной деятельности (уголовное преступление либо граж­данско-правовой спор). Игнорирование этого различия, акцентиро­вание внимания на общих чертах уголовно-, арбитражного и гражданского процессуального права служит теоретическим обосновани­ем концепции судебного нрава как комплексной отрасли правосудия (М.С. Строгович, В.М. Савицкий).

Связи тесного характера существуют между гражданским процес­суальным и арбитражным процессуальным правом в силу значитель­ного сходства их основных принципов и институтов. Каждая реформа арбитражного процессуального законодательства делает арбитражное судопроизводство по своим функциональным характеристикам все более схожим с гражданским, что является вполне позитивной тен­денцией.

Наиболее тесная связь у арбитражного процессуального права су­ществует с гражданским (из отраслей материального права ). Данная отрасль права оказывает непосредственное воздействие на содержа­ние норм арбитражного процессуального права. Так, арбитражная процессуальная право- и дееспособность определяются право- и дее­способностью в гражданском праве. Существующие в гражданском законодательстве требования к форме сделок определяют содержание принципа допустимости средств доказывания в арбитражном процес­суальном праве. В свою очередь угроза отказа в судебной защите не оформленных надлежащим образом гражданских прав обеспечивает их удостоверение участниками гражданского оборота в порядке, ус­тановленном законом. Существует множество других проявлений вза­имосвязи материального и процессуального права.

Следует заметить, что в силу тесной взаимосвязи знание арбит­ражного процесса невозможно без предшествующего фундаменталь­ного изучения материального права. Кроме того, необходимо и глу­бокое знание гражданско-процессуального права как исторической ос­новы других процессуальных отраслей. Арбитражный процесс, тре­тейское разбирательство, конституционное правосудие строятся на тех же началах, что и гражданский процесс, генетически восприняв из него основные принципы и институты.

Подготовка дела к рассмотрению.

Принцип состязательности

Принцип состязательности представляет в настоящее время конституционный принцип арбитражного процессуального права, зафиксированный в ст. 123 Конституции РФ, в ст. 9, 65, 66 и др. АПК РФ.

Данный принцип представляет собой правило, по которому в заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем:

1. представления доказательств,

2. участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами,

3. высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.

Суть данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед арбитражным судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Принцип состязательности отражает один из объективных законов природы, общества и познания - закон единства и борьбы противоположностей. Это тот самый случай, когда в споре должна родиться истина. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие, по общему правилу, с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств.

Принцип юридической истины

Принцип юридической истины в арбитражном процессуальном праве выражен в содержании ст. 65-66 и др. АПК РФ и представляет собой правило, согласно которому арбитражный суд разрешает подведомственные ему дела в пределах предоставленных сторонами доказательств.

Иногда данный принцип называют принципом формальной истины, имея в виду, что арбитражный суд не должен стремиться выяснить подлинные взаимоотношения сторон.

Из принципа юридической истины вытекают следующие требования:

· арбитражный суд исследует обстоятельства дела в пределах доказательственной информации, представленной сторонами;

· арбитражный суд не собирает, по общему правилу, по своей инициативе доказательств;

· в отдельных случаях арбитражный суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5 ст. 66 АПК РФ);

· при отказе стороны от представления по требованию арбитражного суда письменного либо вещественного доказательства арбитражный суд вправе разрешить дело на основании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд исходит из тех доказательств, которые собраны самими сторонами, не вмешиваясь в процесс доказывания.

Родовая подсудность

· Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня.

· Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматривают (ст. 34 АПК РФ):

1. арбитражные суды субъектов РФ - по общему правилу, в первой инстанции, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.

2. арбитражные суды округов - в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение:

· права на судопроизводство в разумный срок;

· права на исполнение судебного акта в разумный срок.

· Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1. дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2. дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

3. дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).

Территориальная подсудность

· Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.

· Территориальная подсудность может быть:

2. альтернативной;

3. исключительной;

4. по связи дел;

5. договорной.

Общая подсудность

· В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Альтернативная подсудность

10. Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ:

· иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;

· иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;

· иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;

· иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;

· иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

  • Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Исключительная подсудность

  • Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ), например:

· иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;

· иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;

· иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;

· заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника, и т.д.

Подсудность по связи дел

  • Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.
  • Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
  • Договорная подсудность
  • В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

16. Субъекты арбитражного процессуального права.

Процессуальная деятельность субъектов арбитражного процесса происходит в рамках арбитражного процессуального отношения, возникающего по каждому делу, подведомственному арбитражному суду.

К участникам (субъектам) арбитражного процесса относятся :

1. арбитражные суды как органы, разрешающие споры;

2. лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе арбитражного процесса;

3. представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в арбитражном суде;

4. лица, содействующие деятельности арбитражного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).

Лица, участвующие в деле

Согласно ст. 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются:

1. стороны (истец и ответчик);

2. заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях;

3. третьи лица;

4. прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле, те субъекты, которые не участвовали в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых разрешил арбитражный суд (ст. 42 АПК РФ).

Критерии выделения лиц, участвующих в деле:

· наличие юридической заинтересованности в исходе дела;

· наличие права активно влиять на движение дела;

· наличие возможности защищать и аргументировать свою правовую позицию.

Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами может повлечь неблагоприятные последствия в соответствии с АПК РФ. Например, на такое лицо может быть возложена обязанность уплатить все судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела (ст. 111 АПК РФ).

Кроме того, на них возложен и ряд других процессуальных обязанностей в соответствии с АПК РФ, например, подчиняться распоряжениям председательствующего, обращаться к арбитражному суду и давать свои объяснения стоя и т.д.

Основными участниками арбитражного процесса являются стороны - истец и ответчик. В связи со спором между ними возникает арбитражный процесс, и перед арбитражным судом стоит задача по его разрешению. Стороны имеют равные возможности по правовой защите своих прав и законных интересов.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 53.1 АПК РФ).

Третьи лица вступают в уже начатый процесс и в зависимости от характера своей заинтересованности, связи со спорным материальным правоотношением и сторонами подразделяются на два вида:

1. третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора,

2. третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заявители и заинтересованные лица в делах особого производства участвуют при рассмотрении дел об установлении юридических фактов. В отдельную группу выделяются участники арбитражного процесса по делу о несостоятельности (банкротстве), где наряду с заявителями, заинтересованными лицами участвуют и другие лица.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Кроме того, прокурор вправе вступать в арбитражный процесс по ряду категорий дел в целях обеспечения законности. Участие данных субъектов характеризуется защитой не собственных, а интересов других лиц, а также одновременно государства и общества.

Судебное доказывание - это деятельность сторон, других лиц, участвующих в деле, и суда, направленная на установление обстоятельств, имеющих значение для дела, и обоснования выводов о данных обстоятельствах.

Особенность судебного доказывания состоит в следующем:

Ø - целью судебного доказывания является установление фактов и обоснование выводов о фактах и других обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства;

Ø - доказывание осуществляется в установленной законом процессуальной форме, т.е. процесс судебного доказывания урегулирован нормами права;

Ø - судебное доказывание осуществляется посредством судебных доказательств.

В юридической литературе распространенным понятием стадий доказывания является следующее.

Субъектами доказывания являются прежде всего суд, а также лица, участвующие в деле, их представители. Свидетели и эксперты, будучи участниками процесса доказывания, оказывают помощь в достижении цели доказывания, не неся обязанности доказать какие-либо обстоятельства по делу.

Объект или предмет доказывания представляет собой совокупность обстоятельств материально-правового характера, обосновывающих требования и возражения участвующих в деле лиц, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Стадии - это определенные последовательные процессуальные действия субъектов доказывания, взаимосвязанные со стадиями арбитражного процесса.

Основные стадии:

Ø определение предмета доказывания по делу;

Ø собирание доказательств (выявление доказательств, их собирание и представление в суд

Ø исследование доказательств в суде;

Ø оценка доказательств.

Предмет доказывания - совокупность фактов, имеющих значение для дела. Факты, имеющие значение для дела, - это юридические факты, влияющие на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Не требуют доказывания:

Общее правило обязанности доказывания гласит: «Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений».

Между тем обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Кроме того, законом обязанность доказывания может быть распределена иным образом.

Обязанность доказывания состоит в том, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.

При этом доказательства должны быть раскрыты до начала судебного заседания . Последствием нарушения данного правила является невозможность ссылаться на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, не были ознакомлены заблаговременно.

Заключение эксперта

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с его согласия назначает экспертизу (ч.1 ст.82 АПК). Во-первых, участвующие в деле лица вправе (но не обязаны) представить арбитражному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. При этом окончательно круг вопросов для экспертного исследования формирует суд.

Суд вправе:

мотивированно отклонить вопросы, предложенные сторонами;

Без каких-либо объяснений вносить редакционные уточнения, не изменяющие смысл вопросов участвующих в деле лиц;

самостоятельно поставить вопросы перед экспертом (ч.2 ст.82 АПК).

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны носить правового характера. Вопросы должны соответствовать предмету и характеру проводимой экспертизы, они должны касаться обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного рассмотрения и разрешения.

Так же отклонение вопросов, предложенных участвующими в деле лицами, должно быть мотивировано. Арбитражный суд вправе поставить новые вопросы, откорректировать вопросы, предложенные участвующими в деле лицами.

Во-вторых, лица, участвующие в деле, наделяются комплексом прав по дальнейшему участию в назначении экспертизы.

Они вправе:

✓ ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

заявлять отвод эксперту;

ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов перед экспертом;

давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;

ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы (ч.З ст.82 АПК).

В-третьих, о назначении экспертизы суд выносит определение (ч.4 ст.82 АПК). Определение может быть вынесено как в виде отдельного акта , так и совместно с актами о совершении иных процессуальных действий (о приостановлении производства по делу и проч.).

Определение о назначении экспертизы должно содержать определенные реквизиты:

основание назначения экспертизы;

▪ фамилию, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

вопросы, поставленные перед экспертом; материалы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта;

▪ срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и должно быть представлено заключение в арбитражный суд.

АПК выделяет в отдельную статью комиссионную экспертизу. Данный вид экспертизы давно существует на практике и является общепринятой практикой. Основополагающая черта комиссионной экспертизы заключается в том, что она проводится несколькими (не менее чем двумя) экспертами одной специальности. Именно эти аспекты определяют суть комиссионной экспертизы: несколько экспертов, но все они специалисты в одной сфере. Основное отличие комплексной экспертизы заключается в том, что в ней принимают участие специалисты разных областей (ч.1 ст.85 АПК). Сходство с комиссионной экспертизой лишь в том, что экспертиза проводится несколькими (не менее чем двумя) экспертами. АПК не определяет порядок назначения дополнительной и повторной экспертизы, следовательно, следует руководствоваться общими правилами о вынесении арбитражным судом определения о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Заключение эксперта состоит из вводной, мотивировочной и заключительной частей. В соответствии с законом заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы. Если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч.2 ст.86 АПК).

Если эксперт отсутствует при судебном разбирательстве, то исследованию подвергается только его письменное заключение. При наличии эксперта в зале суда ему могут быть заданы вопросы в рамках проведенного им исследования. Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях арбитражного суда, задавать вопросы, просить суд о представлении дополнительных материалов.

Статья 116

1. Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу.

2. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.

1. Приостановление течения процессуальных сроков возможно при наличии в совокупности двух обстоятельств:

Процессуальный срок по делу не истек,

Суд вынес определение о приостановлении производства по делу.

Если же суд вынес определение о приостановлении производства по делу после истечения срока на его рассмотрение, то после приостановления

производства по делу сроки не могут продолжаться.

Одним из последствий приостановления производства по делу является приостановление течения всех неистекших процессуальных сроков. При наличии оснований, перечисленных в ст. ст.143, 144 АПК РФ, арбитражный суд приостанавливает производство по делу, о чем выносит определение, которое может быть обжаловано.

Элементы иска

Элементы иска – это его внутренние структурные части.
Общепризнано выделение двух элементов иска: предмета и основания иска.

Под предметом иска понимается определенное требование истца к ответчику, например о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите чести, достоинства и деловой репутации, о признании полностью недействительным правового акта государственного органа и т.д.

Как подчеркнуто в п.4 ч.2 ст.125 АПК, истец должен указать в исковом заявлении свое требование.

Предмет иска не следует смешивать с определенным вещественным предметом спора, например конкретным объектом недвижимости, денежными средствами и т.д.

В отношении одного вещественного предмета могут предъявляться иски самого разного характера. Например, в связи с вещественным предметом – нежилым помещением могут быть предъявлены иски о признании права собственности на данный объект недвижимости, о его разделе, об устранении нарушений прав собственника и т.д.

Под основанием иска рассматриваются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает. На такое понимание основания иска прямо указывает п.5 ч.2 ст.125 АПК. Следует подчеркнуть, что истец должен указывать в исковом заявлении только определенные фактические обстоятельства, отвечающие требованиям относимости. При этом не любые факты могут быть приведены истцом в основании иска, а истец должен привести юридические факты – т.е. такие обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений либо иные правовые последствия. При необходимости истец должен произвести и указать расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы (п.7 ч.2 ст.125 АПК). Все указанные фактические обстоятельства в дальнейшем подлежат доказыванию истцом в арбитражном процессе.

Факты, входящие в основание иска, традиционно в процессуальном праве подразделяются на следующие 3 группы:

Факты, непосредственно правопроизводящие, из которых непосредственно вытекает требование истца. Например, по иску об обращении взыскания на заложенное имущество в указанном качестве выступают такие факты, как наличие основного (кредитного) обязательства, наличие залогового обязательства, исполнение кредитором своих обязательств перед заемщиком, надлежащее содержание и оформление указанных договоров, иные фактические обстоятельства, отражающие наличие существенных условий кредитного и залогового обязательств и их исполнения.

Факты активной и пассивной легитимации, посредством установления которых определяется надлежащий характер сторон в арбитражном процессе. Различаются факты, указывающие на связь требования с определенным субъектом, заявившим это требование, т.е. с истцом (факты активной легитимации), и факты, указывающие на связь определенной обязанности с ответчиком (факты пассивной легитимации). Отсюда вытекает институт замены ненадлежащего истца надлежащим, равно как и замена ненадлежащего ответчика.