Какие дела подсудны суду присяжных. Как работает суд присяжных заседателей в России

  • 20. Права и обязанности защитника.
  • 21. Потерпевший, его участие в уголовном судопроизводстве.
  • 22. Гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
  • 23. Лица, допрашиваемые в качестве свидетелей. Порядок вызова свидетеля для допроса
  • 24. Участие специалиста в собирании доказательств.
  • 25. Основания и порядок отвода лиц, ведущих уголовный процесс.
  • 26. Понятие доказательств.
  • 27. Средства фиксации доказательств.
  • 28. Классификация доказательств.
  • 29. Первоначальные и производные доказательства. Правила работы с производными доказательствами.
  • 30. Вещественные доказательства и документы. Различия, правила работы.
  • 31. Прямые и косвенные доказательства. Правила работы с косвенными доказательствами.
  • 32. 0Тносимость доказательств.
  • 33. Допустимость доказательств.
  • 34.Предмет доказывания
  • 35. Пределы доказывания
  • 36. Понятие процесса доказывания
  • 37. Понятие собирания доказательств.
  • 38. Проверка доказательств, понятие и способы.
  • 39. Оценка доказательств, понятие, метод.
  • 40.Понятие, назначение, виды мер уголовного принуждения.
  • 41.Задержание подозреваемого.
  • 42.Понятие и виды мер пресечения.
  • 43.Основания и условия избрания мер пресечения.
  • 44.Особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних.
  • 45.Заключение под стражу. Порядок, сроки.
  • 46.Залог как мера пресечения.
  • 47Личное поручительство.
  • 48.Обжалование решений, действий (бездействия) следователя в суд.
  • 49. Реабилитация.
  • 50.Порядок принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении.
  • 51.Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
  • 52.Проверка наличия основания к возбуждению уголовного дела.
  • 53.Органы возбуждения уголовного дела.
  • 54. Возбуждение уголовных дел частного обвинения у мирового судьи.
  • 55.Понятие и виды уголовного преследования.
  • 56.Подследственность уголовных дел.
  • 57.Взаимодействие следователя с opraнами дознания.
  • 58.Дознание.
  • 59.Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
  • 60.Сроки предварительного расследования. Порядок продления сроков.
  • 61.Осмотр места происшествия: значение, порядок производства.
  • 62.0Смотр трупа.
  • 63.Особенности осмотра и выемки почтово- телеграфной корреспонденции.
  • 64. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию.
  • 65.Обыск и выемка: общее и различия в основаниях и процессуальном порядке производства.
  • 66.Особенности производства личного обыска.
  • 67.0Свидетельствование.
  • 68.Проверка показаний на месте.
  • 69.0Чная ставка.
  • 70.Экспертиза, понятие, виды.
  • 71.Порядок назначения экспертизы.
  • 72. Обязательное проведение экспертизы.
  • 73.Порядок допроса свидетеля и составления протокола допроса.
  • 1.Допрос (ст.187-192 упк)
  • 74. Особенности вызова и допроса несовершеннолетних свидетелей.
  • 75.Контроль и запись переговоров.
  • 76.Предъявление для опознания.
  • 77.Следственный эксперимент.
  • 78.Порядок предъявления обвинения. Допрос обвиняемого.
  • 79.Ознакомление с материалами дела обвиняемого и его защитника.
  • 80.Основания, условия и порядок приостановления предварительного расследования.
  • 81. Розыск скрывшегося обвиняемого.
  • 82.0Кончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения.
  • 83.Обвинительное заключение и обвинительный акт.
  • 84.Основания и порядок прекращения уголовных дел и уголовного преследования.
  • 86. Прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.
  • 87. Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 89. Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого.
  • 90. Пределы судебного разбирательства. Изменение обвинения в суде. Отказ от обвинения.
  • 91. Предварительное слушание.
  • 92. Стадия подготовки судебного разбирательства
  • 93.Значение и задачи стадии судебного разбирательства.
  • 94.Порядок судебного разбирательства.
  • 95.Судебное следствие.
  • 96.Судебные прения и последнее слово подсудимого.
  • 97.Виды приговоров. Содержание и cтруктура приговора.
  • 98.Частное определение /постановление / суда
  • 99.Вердикт присяжных.
  • 100.Порядок обжалования приговоров и определений суда, не вступивших в законную силу.
  • 101.Апелляционное производство.
  • 102.Порядок постановления приговора.
  • 10З. Сущность и задачи кассации.
  • 104.Кассационные основания.
  • 105. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению
  • 106.Возобновление дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Порядок производства по делам в связи с установлением новых или вновь открывшихся обстоятельств
  • 107.Пределы прав кассационной инстанции.
  • 108.Вопросы, разрешаемые в стадии исполнения приговора.
  • 109.Пределы прав суда надзорной инстанции
  • 110.Проверка приговоров в порядке судебного надзора.
  • Принесение надзорных жалоб и представлений
  • 111.Особенности производства у мирового судьи
  • 112. 0Собый (сокращенный) порядок судебного разбирательства.
  • 113. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
  • 114.0Собенности рассмотрения дела судом присяжных.
  • 115. Особенности производства по применении принудительных мер медицинского характера
  • 116.Особенности производства по делам несовершеннолетних.
  • 117. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
  • 114.0Собенности рассмотрения дела судом присяжных.

    Правовой основой производства в суде присяжных является УПК, раздел 12, а также Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 г.

    Согласно ст. 30 УПК они рассматривают уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, т.е. им подсудны дела, разрешаемые судами субъекта федерации. Суд присяжных может разрешать по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, подсудных Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. Им подсудны:

    1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 ч. 2, ст. 126 ч. 3, ст. 131 ч. 3, ст. 205, ст. 208 ч. 1, ст. ст. 209-211;

    2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со ст. ст. 34 и 35 УПК;

    3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

    Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах субъектов.

    Обязательным условием рассмотрения дела с участием присяжных является волеизъявление обвиняемого. Заявить об этом ходатайство обвиняемый имеет право по окончании предварительного следствия. Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (ч. 5 ст. 217 УПК РФ), так и до назначения судебного заседания (п. 1 ч. 5 ст. 231 УПК РФ).

    Вопрос о назначении судебного заседания может решаться лишь по истечении 3-х суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения.

    Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании, о проведении которого заявлено ходатайство им или другими участниками процесса по иным основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 229 УПК РФ.

    Если по делу обвиняется несколько лиц, необходимо ходатайство всех либо одного при отсутствии возражения остальных. При наличии возражения решается вопрос о выделении дела в отдельное производство, при невозможности выделения уголовное дело в целом рассматривается с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 217 УПК).

    Указанное производство осуществляется федеральным судом и коллегией присяжных заседателей.

    Коллегия присяжных формируется из 12 человек, которые, по мнению председательствующего и сторон, способны независимо и объективно решать отнесенные к их компетенции вопросы:

    доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

    доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

    виновен ли подсудимый в совершении деяния.

    Формирование коллегии присяжных заседателей осуществляется на закрытом судебном заседании. При этом стороны наделены равными правами по заявлению мотивированного отвода того или иного кандидата в присяжные заседатели.

    Присяжные заседатели вправе через председательствующего после допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы, которые излагаются в письменном виде и передаются судье через старшину.

    Для суда с участием присяжных заседателей предмет исследования специфичен: рассматриваются только обстоятельства совершения преступления.

    В суде присяжных прения распадаются на две части. Вначале участники выступают в прениях до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату, затем, после обсуждения вердикта сторонами, состоятся завершающие прения.

    Свое решение по поставленным вопросам присяжные заседатели принимают в форме вердикта. Вердикт может быть обвинительным или оправдательным.

    Решение о применении к подсудимому конкретной меры уголовного наказания выносит не коллегия присяжных заседателей, а председательствующий судья.

    Структура производства в суде с участием присяжных заседателей состоит из трех самостоятельных частей:

    1) предварительное слушание дела;

    2) судебное разбирательство с участием присяжные заседателей;

    3) судебное разбирательство без участия присяжных заседателей.

    Особенности подготовки к судебному заседанию

    При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом присяжных дело назначается к судебному разбирательству в порядке предварительного слушания, которое проводится единолично судьей в закрытом судебном заседании.

    Уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено не позднее, чем за 3 суток до начала предварительного слушания. По ходатайству подсудимого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Неявка других своевременно извещенных участников не препятствует слушанию.

    Процессуальный порядок предварительного слушания представляет собой совокупность действий:

    2) подтверждение обвиняемым ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных;

    3) заявление сторонами ходатайств и их разрешение;

    4) проверка допустимости доказательств;

    5) рассмотрение возможного отказа прокурора от обвинения или изменения им обвинения;

    6) заслушивание мнений сторон;

    7) принятие судьей решения;

    8) подготовка разбирательства дела с участием присяжных заседателей.

    В начале заседания судья:

    объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;

    представляется явившимся в судебное заседание лицам;

    сообщает, кто является государственным обвинителем, защитником, секретарем;

    выясняет личность подсудимого;

    разрешает заявленные отводы.

    Далее судья спрашивает обвиняемого, подтверждает ли он свое ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Ему разъясняется также положение закона о том, что последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей не принимается.

    Если обвиняемый не подтвердил ходатайства, то данное уголовное дело рассматривается коллегией из трех судей федерального суда, при подтверждении - судья удовлетворяет ходатайство и продолжает предварительное слушание.

    В случае необходимости на предварительном слушании могут быть оглашены документы, приобщенные к делу, для проверки допустимости имеющихся в деле доказательств.

    В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию с участием присяжных заседателей должно быть определено их количество (не менее 20), а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание.

    После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. При этом выясняется наличие обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей.

    После этого составляется предварительный список кандидатов в присяжные заседатели с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов. Фамилии кандидатов заносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. Не позднее, чем за 7 суток до судебного разбирательства им вручается извещение с указанием даты и времени прибытия в суд.

    Особенности судебного разбирательства

    Судебное разбирательство с участием присяжных

    Основная особенность системы судебного разбирательства с участием присяжных состоит в разделении полномочий по разрешению уголовного дела:

    1) разрешение вопроса о виновности;

    2) вынесение итогового решения и разрешения вопроса о наказании.

    Эта особенность обуславливает особенности судебного разбирательства, которое разделяется соответственно на две части: с участием присяжных заседателей и без их участия. Каждая эта часть имеет структуру судебного заседания:

    1) подготовительная часть;

    2) судебное следствие;

    3) прения сторон;

    4) последнее слово подсудимого;

    5) принятие решения.

    В подготовительной части судебного разбирательства предусматривается совершение следующих процессуальных действий:

    1) открытие судебного заседания;

    2) доклад о явке в суд сторон и кандидатов в присяжные заседатели;

    3) вручение списков кандидатов сторонам;

    4) установление личности подсудимого;

    5) объявление состава суда, других участников судебного заседания и разъяснение права на отвод;

    6) разъяснение прав сторонам;

    7) формирование коллегии присяжных.

    В назначенное время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству.

    После доклада о явке сторон и других участников судебного разбирательства секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели. Если явилось менее 20 кандидатов, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных заседателей.

    Списки кандидатов в присяжные заседатели вручается сторонам.

    После этого устанавливается личность подсудимого, выясняется своевременность вручения ему копии обвинительного заключения (не менее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства), объявляется состав суда и других участников, а также право сторон заявить отвод судье, прокурору, секретарю судебного заседания, переводчику, эксперту, специалисту, защитнику. В заключение сторонам разъясняются их права, в том числе право заявить как мотивированный, так и немотивированный отвод присяжным.

    Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. После рассмотрения вопросов подготовительной части кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания. Процесс формирования коллегии присяжных заседателей следующий:

    1) вступительное слово председательствующего;

    2) опрос им присяжных заседателей и разрешение самоотводов;

    3) разрешение отводов, заявленных кандидатам в присяжные заседатели сторонами;

    4) составление списка присяжных заседателей;

    5) выбор старшины;

    6) принятие присяжными заседателями присяги;

    7) разъяснение присяжным их прав и обязанностей.

    Обращаясь к присяжным заседателям, председательствующий представляется сам, представляет стороны, ставит присяжных в известность о том, какое дело подлежит рассмотрению и предполагаемой продолжительности судебного разбирательства, а также о задачах и условиях их участия в деле. Подчеркивает обязанность правдиво ответить на задаваемые им вопросы, подчиняться законным распоряжениям председательствующего.

    В частности, председательствующий судья должен разъяснить сторонам права:

    1) право заявить мотивированный отвод кандидату в присяжные заседатели;

    2) право подсудимого или его защитника, государственного обвинителя на немотивированный отвод присяжного заседателя, который может быть заявлен каждым из участников дважды;

    3) право на возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела (ч. 8 ст. 328 УПК РФ);

    4) право делать заявления о роспуске коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава (ст. 330 УПК РФ);

    5) право высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов, внести предложения о постановке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями (ст. 338 УПК РФ);

    6) право заявлять возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности (ч. 6 ст. 340 УПК РФ);

    7) право выступать в прениях при окончании судебного следствия и при обсуждении последствий вердикта (ст. 347 УПК РФ) и др.

    После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

    Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

    Председательствующий оглашает фамилии, имена, отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания.

    Присяжным заседателям, составившим коллегию, предлагается занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, рядом с ними располагаются запасные заседатели.

    Закон предусматривает также отвод всей коллегии присяжных заседателей (ст. 330 УПК). Основание: тенденциозность состава коллегии, т.е. вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт (например, по делу об изнасиловании, сопряженном с убийством, большинство присяжных - женщины).

    Выбор старшины производится всем составом из числа комплектных заседателей. Процедура предусматривает голосование в совещательной комнате в отсутствие посторонних лиц и какого-либо воздействия. Избранным старшиной считается присяжный, получивший большинство голосов (ст. 331 УПК).

    Старшина имеет равные с другими присяжными права. Кроме того, он руководит ходом совещаний присяжных, по их поручению обращается к председательствующему с просьбами, оглашает в совещательной комнате вопросы судьи, записывает их ответы, заполняет вопросный лист и оглашает его в судебном заседании.

    После выбора старшины присяжные возвращаются в зал судебного заседания. Секретарь предлагает всем встать, и председательствующий обращается к присяжным с предложением принять присягу.

    Присяжные имеют право:

    1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

    2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

    3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Присяжные заседатели не вправе:

    1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

    2) высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

    3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

    4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

    Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника.

    Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств.

    Очередность исследования доказательств определяется стороной, представившей доказательства. Первой представляет доказательства сторона обвинения, затем - защиты.

    Присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными в письменном виде и передаются председательствующему через старшину.

    Специфична процедура исследования письменных доказательств: оглашать протоколы следственных действий, заключения экспертов, приобщенные к делу документы должны стороны, заявившие об этом ходатайство. В соответствии с требованиями закона о сохранении судом объективности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства протоколы следственных действий, заключения экспертов, протоколы показаний потерпевших, свидетелей и другие приобщенные к делу документы оглашаются, как правило, стороной, заявившей ходатайство об этом, либо судом.

    Проверка допустимости доказательств осуществляется как по инициативе председательствующего, так и по ходатайству сторон. Этот вопрос разрешается в отсутствие присяжных заседателей. Выслушав мнения сторон, судья принимает решение об исключении доказательства, признанного недопустимым.

    Есть особенности в исследовании личности подсудимого. Данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той мере, в какой они необходимы для установления признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. Запрещается исследовать факты прежних судимостей, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого (ч. 7, 8 ст. 335 УПК).

    В присутствии присяжных заседателей не подлежат исследованию следующие процессуальные решения:

    постановление о возбуждении уголовного дела;

    постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

    вопросы и ходатайства, направленные на обеспечение условий судебного разбирательства, такие как принудительный привод потерпевших, свидетелей, отводы участникам процесса, вопросы, касающиеся меры пресечения, и другие вопросы права, не входящие в компетенцию присяжных заседателей и способные вызвать их предубеждение в отношении подсудимого и других участников процесса.

    Прения сторон состоят из речей государственного обвинителя, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника и подсудимого.

    Особенности прений: во время выступлений участники обращаются к присяжным заседателям; в выступлениях нельзя упоминать обстоятельства, не подлежащие рассмотрению с участием присяжных (судимость подсудимого, данные, характеризующие личность); стороны не могут ссылаться на доказательства, исключенные из разбирательства.

    После произнесения речей участниками судебных прений подсудимому предоставляется последнее слово. Уголовно-процессуальный закон (ст. ст. 337, 293 УПК) не устанавливает ни формы, ни содержания последнего слова подсудимого. Однако вопросы к нему в это время не допускаются. Суд не может также ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем, но председательствующий вправе останавливать подсудимого в тех случаях, когда он касается обстоятельств, явно не имеющих отношения к делу.

    Формулирование вопросов присяжным заседателям. По каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, на разрешение присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

    1) доказано ли, что деяние имело место;

    2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

    3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

    На случай признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

    Законодателем допускается возможность постановки одного основного вопроса при условии, что такой вопрос является соединением всех трех вопросов, указанных в ч. 1 ст. 339 УПК РФ.

    При идеальной совокупности преступлений, когда одно действие (бездействие) содержит признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями Уголовного кодекса РФ, перед присяжными заседателями ставится один вопрос, поскольку они в соответствии с полномочиями, определенными ст. 334 УПК РФ, устанавливают лишь фактическую сторону деяния, юридическая оценка которого дается судьей в приговоре.

    В соответствии с ч. 5 ст. 339 УПК РФ не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (его судимость), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.

    Исходя из этого, недопустима постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, с использованием таких юридических терминов, как убийство, убийство с особой жестокостью, убийство из хулиганских или корыстных побуждений, убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, убийство при превышении пределов необходимой обороны, изнасилование, разбой и т.п.

    Принимая во внимание, что в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 340 УПК РФ выводы присяжных заседателей не могут основываться на предположениях, перед ними не должны ставиться вопросы о вероятности доказанности и виновности подсудимого в совершении деяния.

    В случае обвинения подсудимого в совершении неоконченного преступления (покушения) председательствующий судья должен в понятной формулировке поставить перед присяжными заседателями вопросы, предусмотренные ст. 339 УПК РФ, в том числе о доказанности причин, в силу которых деяние не было доведено до конца. При этом данный вопрос должен содержать описание фактической причины, лишившей подсудимого возможности осуществить свои намерения (сломалось лезвие ножа при нанесении удара, потерпевшему удалось выбить из рук подсудимого оружие, потерпевшему была своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь и т.д.), а не просто ссылку на таковую.

    При постановке частных вопросов об обстоятельствах, которые уменьшают степень виновности либо влекут освобождение подсудимого от ответственности, в вопросном листе недопустима постановка вопросов о виновности других лиц, не привлеченных к уголовной ответственности.

    Кроме того, формулировки вопросов не должны допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, по которому обвинение ему не предъявлялось либо не было поддержано государственным обвинителем.

    Процедура постановки вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей, такова. После окончания прений сторон председательствующий судья формулирует эти вопросы. Они излагаются письменно, зачитываются и ставятся на обсуждение сторон, которые могут предложить поправки либо просить о постановке других вопросов. Затем председательствующий в совещательной комнате окончательно формулирует вопросы и вносит их в вопросный лист, который подписывается им (ст. 338 УПК).

    Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных

    Напутственное слово председательствующего. Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий обращается к присяжным с напутственным словом (ст. 340 УПК). При этом председательствующему запрещается в какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.

    В напутственном слове председательствующий:

    напоминает об исследованных в суде доказательствах - как уличающих, так и оправдывающих подсудимого;

    излагает позиции государственного обвинителя и защиты;

    разъясняет основные правила оценки доказательств в их совокупности, а также сущность презумпции невиновности, положение о толковании неустранимых сомнений в пользу подсудимого, положение о том, что их вердикт может быть основан лишь на тех доказательствах, которые непосредственно исследованы в судебном заседании;

    обращает внимание на то, что отказ подсудимого от дачи показаний или его молчание в суде не имеют юридического значения;

    разъясняет присяжным порядок их совещания и вынесения вердикта;

    обращает внимание на то, что при признании подсудимого виновным они могут признать его заслуживающим снисхождения.

    После напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.

    Вынесение вердикта присяжными заседателями. Совещанием присяжных руководит старшина. Он ставит вопросы на обсуждение, проводит голосования по ответам, ведет подсчет голосов.

    Никто, кроме коллегии присяжных заседателей, во время обсуждения ими вопросов не может присутствовать в совещательной комнате (ст. 341 УПК).

    Совещание проводится непрерывно до принятия вердикта, однако с наступлением ночного времени, а с разрешения председательствующего - также по окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ст. 341 УПК). Заседателям запрещено разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

    Совещанием присяжных руководит старшина. Он ставит вопросы на обсуждение, проводит голосование по ответам, ведет подсчет голосов. Голосование проводится открыто.

    Закон предписывает присяжным стремиться к принятию единодушных решений (ст. 343 УПК). Однако если в течение трех часов после удаления в совещательную комнату единодушного решения не принято, решение принимается голосованием.

    2) никто из присяжных не вправе воздержаться при голосовании;

    Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительный ответ на каждый из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей.

    Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

    Ответы на вопросы, поставленные перед присяжными заседателями, должны представлять собой утверждение или отрицание с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа («да, виновен», «нет, не виновен» и т.д.).Ответы на вопросы вносятся старшиной присяжных заседателей в вопросный лист непосредственно после каждого вопроса. Если ответ принимается голосованием, после ответа указывается результат подсчета голосов.

    После подписания вопросного листа присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания, и старшина присяжных провозглашает вердикт, зачитывая по вопросному листу поставленные судом вопросы и ответы присяжных заседателей на них.

    Все находящиеся в зале судебного заседания выслушивают вердикт стоя. Провозглашенный вердикт приобщается к материалам дела.

    После провозглашения вердикта председательствующий благодарит присяжных заседателей и объявляет об окончании их участия в судебном заседании. В дальнейшем разбирательство продолжается без присяжных. Но они вправе остаться до окончания рассмотрения дела в зале судебного заседания на местах, отведенных для публики.

    Судебное разбирательство без участия присяжных

    Судебное разбирательство без участия присяжных раскрывается в ст. 347 УПК РФ «Обсуждение последствий вердикта». Хотя из названия статьи представляется, что это лишь этап судебного заседания, по содержанию это почти самостоятельное судебное разбирательство, что будет видно из нижеследующего.

    Разбирательство, продолжаемое без участия присяжных, не имеет подготовительной части, и различается в зависимости от вида вердикта (оправдательный или обвинительный).

    При вынесении присяжными заседателями оправдательного вердикта исследуются и обсуждаются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными доказательствами.

    В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств дела. Председательствующий предоставляет государственному обвинителю, а также потерпевшему, гражданскому истцу, ответчику или их представителям, подсудимому и его защитнику возможность исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных.

    В этой связи возникает вопрос, к какой части судебного разбирательства отнести дополнительное исследование доказательств? При его решении следует исходить из общих начал уголовного судопроизводства: исследование любых доказательств возможно только в судебном следствии.

    Какие доказательства исследуются при этом? Как указано в ч. 3 ст. 347 УПК, исследуются доказательства, связанные с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора. Это также доказательства, касающиеся юридического статуса подсудимого: его судимости, признания особо опасным рецидивистом, совершения преступления с использованием должностного положения. Кроме того, оглашаются документы, содержащие информацию о личности подсудимого, характеристики, справки о состоянии здоровья, составе семьи и т.д.

    После судебного следствия проходят завершающие прения сторон. Необходимость дополнительных судебных прений обусловлена, во-первых, исследованием доказательств, характеризующих личность подсудимого; во-вторых, принятием присяжными вердикта. При этом стороны могут затрагивать разные вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом приговора (ст. 458 УПК).

    Следовательно, предметом завершающих прений могут быть любые юридически значимые вопросы, касающиеся, например:

    квалификации содеянного;

    личности подсудимого;

    смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств;

    вида и размера наказания;

    разрешения гражданского иска.

    Сторонам запрещается ставить в своих выступлениях под сомнение правильность вынесенного коллегией присяжных заседателей вердикта.

    По окончании прений сторон в случае вынесения обвинительного вердикта подсудимому предоставляется последнее слово, после чего судья удаляется для вынесения решения по уголовному делу.

    Принятие председательствующим судьей решения. После окончания завершающих прений сторон председательствующий удаляется в совещательную комнату. Порядок принятия им решения общий для всех судов. По результатам рассмотрения дела с участием присяжных заседателей председательствующий может принять одно из следующих решений:

    1) постановление о прекращении уголовного дела;

    2) оправдательный приговор;

    3) обвинительный приговор с назначением наказания, без назначения наказания, с назначением наказания и освобождением от него;

    4) постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении дела на новое рассмотрение иным составом суда.

    Покажем особенности принятия каждого из названных решений.

    Прекращение уголовного дела. Согласно ст. 254 УПК председательствующий вправе прекратить дело только в случае, если будут установлены обстоятельства, предусмотренные п. 3-6 ст. 24 УПК (истечение сроков давности, смерть обвиняемого, отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела либо привлечения в качестве обвиняемого), а также по основаниям, указанным в п. 3-8 ст. 27 УПК.

    Специальным основанием для прекращения дела, как отмечалось, является отказ прокурора от обвинения. В судебном разбирательстве такой отказ влечет прекращение дела полностью или в соответствующей части за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления либо непричастностью обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ст. 350 УПК).

    Оправдательный приговор выносится в двух случаях:

    1) когда коллегия присяжных заседателей дала отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов;

    2) когда председательствующий судья признал отсутствие в деянии признаков преступления.

    Вердикт коллегии присяжных о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего и влечет постановление им оправдательного приговора. При этом подсудимый, находящийся под стражей, немедленно освобождается из-под нее в зале судебного заседания (ч. 1 ст. 346 УПК).

    Возможен также оправдательный приговор при обвинительном вердикте присяжных. Согласно п. 2 ст. 350 УПК обвинительный вердикт не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признал отсутствие в деянии признаков преступления.

    Обвинительный приговор с назначением наказания, без назначения наказания, с назначением наказания и освобождением от него (п. 3 ст. 350 УПК).

    Обвинительный приговор с назначением наказания выносится в случаях, когда подсудимый признан виновным в совершении преступления вердиктом коллегии присяжных заседателей и отсутствуют основания для постановления других решений.

    Приговор мотивируется председательствующим ссылками на вердикт. Во вводной части приговора не указываются фамилии присяжных заседателей. В описательно-мотивировочной части обвинительного приговора должны содержаться:

    описание преступного деяния, в совершении которого подсудимый признан виновным;

    квалификация содеянного;

    мотивы назначения наказания; обоснование решения в отношении гражданского иска.

    В резолютивной части приговора должны содержаться разъяснения о кассационном порядке его обжалования.

    Важное юридическое значение имеет признание подсудимого заслуживающим снисхождения: указание в вердикте коллегии присяжных заседателей на то, что подсудимый, признанный виновным, заслуживает снисхождения, обязательно для председательствующего при назначении наказания. В таком случае председательствующий назначает ему более мягкое наказание, чем предусмотрено за это преступление, либо не более двух третей максимального срока или размера более строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (ст. 349 УПК).

    Обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания постановляется:

    1) в случае истечения сроков давности уголовного преследования;

    2) вследствие акта об амнистии;

    3) когда время нахождения подсудимого под стражей с учетом правил зачета наказания поглощает наказание, назначенное подсудимому (ст. 302 УПК).

    Роспуск коллегии присяжных. Такое решение принимается в случае вынесения присяжными заседателями обвинительного вердикта, в то время как, по мнению председательствующего, обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что:

    1) не установлено событие преступления;

    2) не доказано участие подсудимого в совершении преступления (ч. 5 ст. 348 УПК).

    Председательствующий выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

    В заключение еще об одном решении, которое может быть принято в суде присяжных. Если в ходе разбирательства дела выявлены обстоятельства, свидетельствующие о невменяемости подсудимого при совершении преступления, в котором он обвиняется, или о том, что после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, которые подтверждены результатами судебно-психиатрической экспертизы, то председательствующий выносит постановление о прекращении рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей и направляет его для рассмотрения в порядке, установленном гл. 51 Уголовно-процессуального кодекса (ст. 352 УПК). Постановление председательствующего обжалованию не подлежит.

    ТАСС-ДОСЬЕ. 3 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил при возможном сокращении их числа в суде до 5-7 человек.

    Суд присяжных - это форма уголовного судопроизводства, при которой коллегия присяжных (граждане без юридического образования, отобранные по случайной методике) решает вопросы факта преступления (было ли оно совершено), виновности подсудимого и возможности снисхождения для него. На основе принятого ими вердикта судьи определяют степень вины подсудимого и назначают наказание. С помощью суда присяжных рассматриваются уголовные дела по обвинениям в тяжких преступлениях в первой инстанции.

    История

    В Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 годов и просуществовал как форма судопроизводства более 50 лет. Он был упразднен 24 ноября 1917 года с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета номер 1 "О суде". Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.

    Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 1990-х годов. 24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление "О концепции судебной реформы в РСФСР", в котором, в частности, одобрил "признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом".

    Институт присяжных вводился в России поэтапно. 16 июля 1993 года было принято постановление, вносящее изменения в закон "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный (УПК) и Уголовный кодексы РСФСР, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Этим документом были введены суды с участием коллегии присяжных заседателей. С 1 ноября 1993 года такие суды "в порядке эксперимента" начали действовать в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае, с 1 января 1994 года - в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.

    18 декабря 2001 года был принят федеральный закон о введении в действие нового УПК РФ. Документ предусматривал создание судов присяжных с 1 января 2003 года в большинстве субъектов Федерации, за исключением 20-ти регионов, в которых положения закона вводились в действие в другие сроки. В частности, в Чеченской Республике подобная форма судопроизводства должна была начать действовать с 1 января 2007 года Однако 27 декабря 2006 года в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми суд присяжных ввели в Чечне с 1 января 2010 года С этого времени институт присяжных начал действовать на всей территории России.

    Суды присяжных в России

    В современной России право граждан "в отправлении правосудия" закреплено частью 5 статьи 32 Конституции РФ. Свою деятельность суды присяжных осуществляют на основе Уголовно-процессуального кодекса и федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20 августа 2004 года. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных проводятся в Верховном суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных, окружных судах, судах городов федерального значения, окружных (флотских) военных судах.

    Состав суда присяжных

    Суд присяжных состоит из коллегии в составе 12-ти заседателей и одного профессионального судьи. Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не был судим, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кандидатом в присяжные не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

    Коллегиями присяжных рассматриваются дела о совершении тяжких преступлений. Однако в течение 2008-2013 годов из под их компетенции были исключены такие статьи, как терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, шпионаж, организация преступного сообщества, убийства, производство и сбыт наркотиков в крупном размере, изнасилование и сексуальные преступления против детей, покушение на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов и др.

    Порядок вынесения решения

    В ходе процесса задача присяжных сводится к тому, чтобы ответить на три вопроса: доказан ли факт преступления, доказано ли, что его совершил подсудимый, и виновен ли он в совершенном преступлении. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

    Присяжные "должны стремиться к принятию единодушных решений", но если этого не удалось достичь в течение трех часов, то вердикт принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если большинство присяжных проголосовали за каждый из трех ключевых вопросов. Оправдательным считается вердикт, если не менее шести заседателей дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех вопросов. Если при вынесении решения голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ по каждому вопросу.

    Оправдательный вердикт обязателен для председательствующего судьи, в этом случае суд оправдывает подсудимого. Обвинительный же вердикт присяжных не является обязательным для исполнения судом. Если судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, то принимается постановление о роспуске коллегии присяжных и уголовное дело направляется на новое рассмотрение другим составом суда. Это решение не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

    Статистика рассмотрения дел

    По данным судебного департамента Верховного суда РФ, в 2014 году присяжными было окончательно рассмотрено 348 уголовных дел, приговоры вынесены по 308.

    На конец 2014 года в судах находилось 492 дела с участием присяжных, что на 41% меньше, чем в 2013 года (833 дела). При этом доля решений присяжных в общем объеме уголовных дел также снизилась: в 2014 года - 11,4%, в 2013-м - 15%. Процент оправданий присяжными колебался от 13,6% в 2014 года до 20,79% в 2008 года.

    • Строгое разграничение полномочий присяжных заседателей и председательствующего судьи;
    • Формирование и роспуск коллегии присяжных заседателей;
    • Законодательный запрет исследования в присутствии присяжных заседателей вопросов права;
    • Формулировка вопросного листа;
    • Напутственное слово председательствующего;
    • Постановление приговора.

    Определенную особенность производства по уголовным делам с участием присяжных заседателей законодатель предусмотрел уже на стадии досудебного производства. Эта специфика связана с действием следователя при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела по окончанию предварительного следствия. На этом этапе следователь обязан обеспечить реализацию конституционного права обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.

    В соответствии с ч.5 ст.217 УПК при предъявлении материалов уголовного дела для ознакомления, следователь должен разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, следователь должен разъяснить особенности рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, включая процедуру и порядок обжалования. Сам факт разъяснения обвиняемому его права и последствия реализации права отражаются в протоколе ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела. Если одни или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, в этом случае следователь при наличие хотя бы одного ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных, должен решить вопрос о выделении в отдельное производство и в случае, если это невозможно, разъяснить обвиняемым, что их дело будет рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.

    Присяжный заседатель согласно п.30 ст.5 УПК - это лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесении вердикта.

    Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является правом граждан Российской Федерации. Обстоятельства, исключающие участие в качестве присяжного заседателя закреплены и перечислены в ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».
    Особенности производства предварительного слушания.

    Производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей производится в Верховном Суде РФ и в территориальных федеральных судах субъектов РФ.

    В постановлении, которое выносится по итогам предварительного слушания определяется не менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, если же в судебное заседание явилось менее 20 кандидатов, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове кандидатов в присяжные заседатели.

    Постановление судьи, вынесенное в ходе предварительного слушания, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, является окончательным и последующий отказ подсудимого от рассмотрения его дела с участием присяжных заседателей не принимается.

    Рассмотрение уголовного дела, поступившего в суд с ходатайством, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей осуществляется в ходе предварительного слушания, которое происходит по правилам ст. 325 УПК в закрытом судебном заседании. В ходе предварительного слушания председательствующий судья выясняет подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство, понятны ли ему особенности рассмотрения дела судом присяжных, в том числе заключающийся в порядке производства самого судебного следствия, в порядке исследования доказательств, в порядке вынесения вердикта присяжными заседателями и приговора по уголовному делу.

    Имеет свои особенности и подготовительная часть судебного заседания. Этот этап судебного заседания осуществляется в порядке, предусмотренном главой 36, с учетом требований ст. 327 УПК. Наряду с общими правилами определяющими порядок проведения подготовительной части судебного заседания, секретарь судебного заседания докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели, если явилось менее 20 кандидатов в присяжные, то в этом случае, председательствующий дает распоряжение о вызове дополнительных присяжных заседателей. В случае явки 20 и более кандидатов в присяжные, списки кандидатов в присяжные заседатели вручаются сторонам, председательствующий разъясняет сторонам их право помимо общих требований УПК так же заявить мотивированные и немотивированные отводы кандидатам в присяжные заседатели, а так же право принимать участие в формировании вопросного листа. Ходатайства или заявления о мотивированном отводе предоставляется в письменном виде, немотивированный отвод может быть заявлен устно (это право тоже разъясняется председательствующим). Председательствующий разъясняет сторонам их право делать замечания по поводу тенденциозности состава присяжных заседателей, разъясняет право сторонам на заявление ходатайств, разъясняет, что в присутствии присяжных заседателей не исследуются вопросы права, в частности вопросы, связанные с недопустимостью доказательств. Председательствующий обязан разъяснить последствия такого порядка судебного разбирательства и последствия нарушения этого порядка.

    Формирование коллегии присяжных заседателей

    Порядок регламентирован ст. 328 УПК. После выполнения председательствующим требований УПК касающихся проведения подготовительной части судебного заседания, в зал приглашаются кандидаты в присяжные заседатели.

    На этом этапе председательствующий обращается к кандидатам в присяжные с кратким вступительным словом, в котором он представляется сам, представляет стороны, сообщает какое дело подлежит рассмотрению, сообщает какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства. Судья разъясняет кандидатам в присяжные задачи, которые стоят перед ними, условия их участия в рассмотрении дела. Судья разъясняет кандидатам обязанность правдиво отвечать на поставленные вопросы, давать информацию о себе и об отношениях с участниками уголовного судопроизводства, разъясняет последствия несоблюдения этих обязанностей.

    Невыполнение кандидатами в присяжные этих требований приводит к отмене судебного решения и лишает стороны возможности воспользоваться правом на мотивированный или немотивированный отвод соответствующего кандидата.

    В процессе формирования коллегии присяжных председательствующий с учетом мнения сторон решает вопросы самоотводов, отводов, заявленных кандидатами в присяжные. Для того, чтобы были заявлены мотивированные и немотивированные отводы председательствующий представляет сторонам возможность задать каждому из кандидатов вопросы, которые по мнению участников процесса связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих к участию в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.

    Первого кандидата в присяжные заседатели опрашивает сторона защиты, если сторону защиты представляет несколько участников, то очередность устанавливается по договоренности между ними. Процедура отводов кандидатов предполагает обсуждение после опроса в последовательности, которая определяется списком кандидатов. Мотивированные ходатайства об отводах стороны не оглашают, а передают председательствующему в письменном виде. Эти ходатайства председательствующий разрешает без удаления в совещательную комнату. Решение председательствующего по мотивированному отводу доводится до сведения сторон.

    Немотивированные отводы присяжных в отличие от мотивированных первыми заявляет сторона обвинения. При этом государственный обвинитель перед тем как заявить ходатайство о немотивированном отводе обязан согласовать свою позицию в этой части с другими участниками со стороны обвинения. Стороны реализуют свое право на немотивированный отвод путем вычеркивания фамилий из полученного предварительного списка. Эти списки передаются председательствующему и приобщаются к материалам уголовного дела. После обсуждения всех этих вопросов секретарь судебного заседания по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. В том случае, если число неотведенных кандидатов в присяжные превышает 14 человек, то по указанию председательствующего в протокол судебного заседания включаются 14 кандидатов, 12 из которых образуют коллегию присяжных, а 2 являются запасными. С учетом сложности дела может быть избрано более 2-х запасных присяжных заседателей. Результаты отбора председательствующий судья объявляет не указывая основания исключения из списка кандидатов в присяжные заседателей.

    Избранная коллегия в соответствии со ст. 330 УПК до приведения присяжных заседателей к присяге может быть распущена с учетом особенностей дела, если она будет признана неспособной вынести объективный вердикт. Коллегия присяжных заседателей без участия запасных присяжных заседателей избирает в совещательной комнате старшину, на которого возлагаются обязанности руководства деятельностью присяжных заседателей и решение вопросов, которые перечислены в ст. 331 УПК.

    После избрания старшины коллегия присяжных заседателей принимает присягу.

    Особенности судебного следствия

    Присяжные заседатели извещаются, что они не должны покидать зал судебного заседания в ходе судебного разбирательства. Присяжные заседатели не должны общаться с лицами, не входящими в состав суда. Присяжные заседатели не должны высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу. Не должны собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Не должны нарушать тайну совещания и голосования по поставленным вопросам. Все эти нарушения влекут за собой отмену приговора. А сам присяжный заседатель отстраняется от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

    Особенностью разбирательства дела в суде присяжных разграничение компетенции профессионального судьи и присяжного заседателя. Присяжные заседатели разрешают вопросы факта. В процессе судебного следствия присяжные могут участвовать в исследовании доказательств по делу, но не непосредственно, а через председательствующего. Они могут задавать допрашиваемым лицам вопросы через председательствующего судью. Вопросы председательствующему задаются присяжными в письменном виде через старшину. При этом председательствующий может отвести вопросы как не относящиеся к обвинению либо не этично сформулированные вопросы, однако эти вопросы должны быть приобщены к протоколу судебного заседания. Вопросы, связанные с применением права разрешаются председательствующим судьей, исключительной компетенции председательствующего являются вопросы исключения доказательств, полученных с нарушением закона. Вопросы об исключении доказательств разрешаются в отсутствии присяжных заседателей. Стороны не вправе упоминать в суде присяжных о доказательствах, исключенных из числа допустимых.

    Особенностью рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей является запрет исследования с участием присяжных данных о личности подсудимого. По общему правилу, в присутствии присяжных, исследуются только те фактические обстоятельства дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями.

    С участием присяжных запрещается исследовать факты прежней судимости подсудимого, факты признания подсудимого хроническим алкоголиком, наркоманом, а так же запрещается исследовать данные, которые способны вызвать у присяжных предубеждение в отношении подсудимого.

    Данные о личности с участием присяжных заседателей исследуются только в той части и в той мере, в какой это необходимо для установления признаков состава преступления, в совершении которого подсудимый обвиняется.

    В судебном заседании, в том числе и в прениях сторон, стороны не вправе ссылаться в обосновании своей позиции на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

    Особенностью производства с участием присяжных заседателей является то, что при этой форме судопроизводства прения и последнее слово подсудимого произносится дважды. Первый раз после исследования материалов уголовного дела и второй раз на этапе обсуждения последствий вердикта коллегией присяжных.

    Особенностью рассмотрения является этап формулирования вопросного листа

    Исходя из норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, для квалификации преступлений имеющих значение для присяжных: наличие нормы закона, запрещающей под угрозой наказания, наличие конкретных фактических обстоятельств, свидетельствующих о совершении конкретным лицом общественно опасных действий, виновность лица в совершении определенного деяния. Присяжные рассматривают два последних вопроса.

    Обсуждение и формулирование вопросного листа осуществляется в отсутствие присяжных заседателей. Вопросы, которые подлежат разрешению судья ставит с учетом судебного следствия и прений сторон, при этом учитывается как позиция обвинения так и позиция защиты. Стороны вправе делать замечания по содержанию и формулировки вопросов. При этом судья не имеет право отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличие фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого или влекущих за собой ответственность за менее тяжкое преступление. Окончательно вопросный лист формируется в совещательной комнате. После чего оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных.

    Председательствующий разъясняет суть поставленных перед ними вопросов. По каждому деянию в обязательном порядке перед присяжными в вопросном листе ставиться 4 вопроса:

    1. Доказано ли, что деяние имело место;
    2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
    3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния;
    4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения в случае признания его вины.

    Исходя из обстоятельств дела могут быть поставлены и ставятся другие вопросы, количество которых не ограничивается.

    Перед удалением коллегии присяжных в совещательную комнату для вынесения вердикта. Председательствующий судья обращается к присяжным заседателям с напутственным словом. Порядок произнесения напутственного слова закреплен и регламентирован ст. 340 УПК. Несоблюдения процессуальных требований влечет за собой отмену приговора. Судья запрещено в напутственном слове в какой-либо форме высказывать свое отношение по вопросам, которые ставятся перед присяжными заседателями. Разъяснение порядка совещания и голосования осуществляет судья и разъясняет порядок устранения неясностей, которые обнаружат присяжные в ходе совещания. Руководит совещанием в совещательной комнате старшина, который ставит перед присяжными вопросы в той последовательности, в которой они даны в вопросном листе. Совещаться присяжные должны не менее 3-х часов. В том случае, если коллегия присяжных в течение 3-х часов не приходит к единодушному решению по поставленным вопросам присяжные в этом случае формулируют в вопросном листе ответы, принятые большинством голосов. Голосование происходит открыто, никто не вправе воздерживаться. В том случае, если коллегия присяжных не достигла единодушия, то обвинительный вердикт считается принятым при условии, что за утвердительные ответы на каждый из поставленных трех основных вопросов проголосовало квалифицированное большинство присяжных заседателей, а по остальным вопросам - простое большинство. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный ответ для подсудимого.

    Вопросный лист подписывается старшиной, если во время совещания возникают вопросы, которые требуют дополнительного исследования доказательств. В этом случае старшина обращается к председательствующему и председательствующий возобновляет судебное следствие после чего могут быть откорректированы вопросы в вопросном листе или могут быть заданы дополнительные вопросы.

    По окончанию вопросный лист передается председательствующему. Председательствующий оглашает вердикт. При этом обвинительный вердикт обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление обвинительного приговора. Исключением из этого правила является обвинительный вердикт, если председательствующий сочтет, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. В этом случае председательствующий принимает решение о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении уголовного дела для нового рассмотрения со стадии предварительного слушания (это решение нельзя обжаловать в кассационном порядке). Оправдательный вердикт является обязательным для председательствующего во всех случаях и влечет за собой постановление оправдательного приговора. При вынесении вердикта о невиновности судья освобождает подсудимого из под стражи.

    После этого судебное разбирательство продолжается с участием сторон. Происходит исследование доказательств, связанных с квалификацией действий подсудимого, назначение ему наказания, разрешение гражданского иска, далее проводятся вторые прения, в которых могут озвучиваться любые вопросы, кроме высказывания сомнений относительно вердикта, вынесенного присяжными заседателями. В прениях в обязательном порядке выступают последними подсудимый и его защитник. После этого подсудимого предоставляется последнее слово.

    В случаях если выносится оправдательный вердикт, то на этом этапе исследуются вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, с распределением судебных издержек и с определением судьбы вещественных доказательств.

    Присяжные заседатели — это выбранная случайным образом коллегия, призванная решать те или иные судебные вопросы. В России такая система появилась ещё в 1860-ых годах с приходом буржуазных идей. С 2004 года вступил в силу ФЗ о присяжных заседателях, на основе которого судьба порядка 20% тяжких преступлений решается таким видом правосудия.

    Что представляет собой суд присяжных

    По официальному определению, суд присяжных – это одна из разновидностей институтов законодательной системы, состоящая из присяжных заседателей и судьи. Коллегия состоит из 12 граждан, которые отбираются случайным образом для вынесения вердикта по одному конкретному делу.

    Обратите внимание: если вам поступило предложение выступить в качестве присяжного, вы можете отказаться, так как эта функция сугубо добровольная.

    В компетенцию коллегии входит лишь совместное решение вопросов и оглашение итогового вердикта (проводится голосование каждым из участников). Урегулирование юридических вопросов и вынесение приговора возлагаются на плечи судьи (простые люди едва ли могут апеллировать разными статьями УК РФ). Итого – присяжные решают, виновен подсудимый или нет, а судья определяет какую меру наказания ему применить (если установлена его вина).

    Помимо вышеописанных лиц, на суде должны присутствовать следующие участники:

    • Государственный обвинитель (то есть прокурор).
    • Подсудимый (лицо, обвиняемое в преступлении).
    • Адвокат, защищающий подсудимого. Обвиняемый имеет право отказаться от адвоката.
    • Потерпевший (либо его представитель, если он не имеет возможности придти в суд).
    • Председатель суда.
    • Государственный секретарь. В его обязанности входит записывать все диалоги и прения на судебном процессе.

    Какие дела могут рассматриваться по такой системе

    В нашей стране судом присяжных могут быть рассмотрены только уголовные дела. Это во многом связано с тем, что для решений по административным и гражданским делам необходимо четко знать кодекс, и лишь на его основе выносить вердикт.

    Список статей УК РФ, по которым может быть назначены присяжные, велик, поэтому представим только часть из них:

    • убийство;
    • изнасилование;
    • похищение;
    • угон;
    • взяточничество;
    • посягательство на жизнь работника правоохранительных органов или государственных служб;
    • бандитизм.

    Как производится отбор кандидатов

    Список кандидатов в заседатели разрабатывается раз в 4 года местными исполнительными органами. Случайная выборка происходит по средствам специальной компьютерной программы, в которую изначально заносят всех жителей, которые подпадают под требования:

    • возраст от 25 лет (включительно);
    • отсутствие судимости (в том числе и погашенной);
    • не было привлечений к уголовной или административной ответственности;
    • владение русским языком.

    Сначала проводится заседание, на котором формируется начальный список присяжных (на основе описанных выше требований). Из него случайным образом образуется основной и запасной список, каждый из которых должен проверить губернатор или доверенное им лицо. Если на момент заседания кто-то из выбранных кандидатов утратил право быть таковым (например, привлекся к уголовной ответственности), он исключается, и на его место случайным образом выбирается другой человек.

    Допустимы случаи, когда председатель суда может отстранить кандидата от участия по его согласию. Причины отказа могут быть следующие:

    • возраст на момент заседания более 60 лет;
    • кандидат — мать 3 и более детей;
    • в силу религиозных соображений человек не может принимать участия в следствии;
    • отстранение от работы может повлечь за собой ущерб общественным интересам;
    • любые другие уважительные причины.

    Человек, по сути, не обязан объяснять причину отказа от участия, ибо коллегия назначается на добровольных началах. Судья имеет право по собственному усмотрению отстранить от участия любого кандидата, если по его мнению у того будет скрытый интерес.

    В начале отбора судья знакомит всех кандидатов с рассматриваемым делом и даёт общие сведения. Затем лично беседует с каждым из них. Участники процесса (обвиняемый и прокурор) имеют право задавать любые вопросы кандидатам (даже личные). На основе полученных ответов выбирается главный список присяжных из 12 человек. Из них выбирается 1 старшина методом голосования. Также суд формирует 1 или несколько (в зависимости от сложности дела) запасных списков присяжных. Они примут участие в деле, если кто-то из первого списка не сможет явиться в суд.

    Правила поведения присяжных на судебном заседании

    Коллегия имеет право:

    1. Просить у председателя суда разъяснения по любым непонятным вопросам (объяснить нормы закона, термины и т.д.). Присяжные обычно не имеют юридического образования, поэтому помощь председателя зачастую необходима.
    2. Принимать активное участие в выяснении обстоятельств дела, спрашивать свидетелей и других участников процесса о чем-либо.
    3. Осматривать вещественные доказательства, прикрепленные к материалам дела.
    4. Делать личные записи и использовать их при ответах.

    Присяжным запрещается:

    1. Нарушать тайну голосования.
    2. Своими силами производить сбор данных.
    3. Высказывать личное мнение о деле до момента вынесения вердикта. Это нужно, чтобы не повлиять на мнение других участников, не вносить смуту.
    4. Общаться на темы связанные с делом с лицами, не входящими в состав участников.
    5. Выходить из зала в момент слушания дела. В исключительных ситуациях это возможно (например, при ухудшении самочувствия), но с сопровождением государственного представителя и с разрешения судьи.

    При нарушении одного из запретов судья вправе отстранить присяжного, и на его место будет назначен кто-то из запасного списка.

    Особенности судебного процесса

    Судебное следствие при участии коллегии присяжных проходит по следующему сценарию:

    • Вступительные заявления сторон (прокурор и подсудимый вместе с адвокатом). На данном этапе они объясняют суду свою позицию и предлагают порядок ознакомления имеющихся у следствия доказательств. Данные заявления носят формальный характер, они служат для того чтобы четко разъяснить составу участников суть процесса.
    • Допрос свидетелей и обеих сторон процесса. В каком порядке вызывать участников решает судья.
    • Одновременно с этим происходит ознакомление с имеющимися доказательствами.
    • В момент допроса присяжные имеют право задавать участникам вопросы в письменной форме через председателя.
    • Финальным этапом следствия являются судебные прения. На них прокурор и сторона защиты высказывают своё мнение по поводу текущего дела. Так они пытаются собрать воедино всё происходящее, чтобы убедить суд в собственной правоте. Нередко такие реплики далеки от истины. В конце последнее слово предоставляется подсудимому.

    Финальные действия присяжных

    Когда сказано последнее слово, коллегия удаляется из зала в специальное помещение для принятия итогового решения. Перед началом прений присяжных, председатель коллегии оглашает вопросы, на которые они должны ответить. В большинстве случаев это 3 ключевых вопроса:

    1. Доказано ли, что противоправное действие имело место?
    2. Доказано ли, что это преступление совершило обвиняемое лицо?
    3. Виновен ли он в содеянном?

    Дополнительные вопросы для присяжных могут быть добавлены, но это происходит крайне редко.

    После оглашения вопросного листа, судья произносит напутствующую речь. Он ещё раз озвучивает текст обвинения, кратко напоминает о материалах дела и рассказывает порядок совещания, напоминая присяжным об их правах и обязанностях. Затем коллегия направляется в совещательную комнату для совместного принятия решений. В случае необходимости, заседатели могут вернуться в зал заседаний для каких-либо разъяснений.

    Совещание проходит в условиях строжайшей тайны, на него не допускаются никакие посторонние лица. Если единогласного мнения добиться не удалось, старшина сигнализирует о начале голосования. Никто не имеет права отказаться от ответа. Все полученные голоса старшина записывает в вопросный лист, затем производит подсчет. В завершении он передает результаты председателю суда. Итоговый вердикт произносит старшина в зале суда. На его основе судья выносит приговор.

    На видео о присяжных заседателях

    Главная цель системы присяжных заседателей заключается в том, чтобы свести риск подкупа или субъективной оценки. 12 случайно выбранных людей с большой долей вероятности вынесут объективное решение. Однако данная система несет в себе 1 недостаток: присяжные – это простые люди без юридического образования, которым свойственно проявление эмоций. Нередко они действуют по зову сердца, а не разума (если подсудимый вызывает у них жалость, либо они видят его раскаяние).

    В озможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия. Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ« О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации(далее — УПК РФ). Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ« О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .

    Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве. Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек. Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.

    Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации(далее — УК РФ): ст. 105(убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111(умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277(посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295(посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317(посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357(геноцид). Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

    Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого. Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

    Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов. Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям. Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс. приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано. А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных . . Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

    Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

    С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей. В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ(In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей. Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 голосов, а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах. Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора. Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость. Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков. К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов(со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

    В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины. В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д. См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

    Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием. Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.

    Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.

    Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало. В 2013 году(примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц. Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан» См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/ . . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.

    По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.

    Федеральная палата адвокатов Российской Федерации(далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных. Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции« Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы. Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране». Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно« обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.

    Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.