Объекты и субъекты смежных прав. Исключительное смежное право вещательной организации

Являются :

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  2. фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
  4. базы данных (материалы, составляющие их содержание);
  5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Смежными правами законом наделяются не только исполнители и изготовители фонограмм, но и такие субъекты, как организации эфирного и кабельного вещания. Для начала выясним, кто к ним относится.

Итак, в соответствии со статьей 1329 Гражданского кодекса РФ под такой организацией понимается юридическое лицо, которое самостоятельно определяет содержание радио- и телепередач, представляющих собой совокупность изображений и звуковых сигналов. При этом сообщение должно передаваться именно этой организацией либо с помощью третьих лиц. Рассмотрим подробнее и приведем примеры.

В России существуют организации, которые на профессиональной основе занимаются тем, что создают радио- и телепередачи. Так, например, холдинг «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» является владельцем известного «Авторадио». Этот холдинг – яркий пример организации, о которой упоминается в ГК. Через такие радиостанции, как «Авторадио», «Проф-Медиа» и осуществляет свою вещательную деятельность. Обратите внимание, что в нашем примере транслируются только звуковые сигналы, т.к. это радиовещание. Транслируемые сигналы в законе именуются сообщением.

Рассмотрим телевизионное вещание, где объектом выступают уже визуальные сообщения (телепередачи). Субъектами смежных прав будут организации, которые владеют телеканалами. Так, ЗАО «Национальная Медиа Группа» является владельцем канала «РЕН-ТВ», через который и происходит вещание.

Следует разграничить организации эфирного и кабельного вещания. В первом случае организация доводит радио- или телепрограммы до сведения потребителей при помощи телевизионных вышек. Во втором случае – с помощью кабеля, проведенного в жилище пользователя.

Исключительное право

Организации, рассмотренные выше, наделяются возможностью использовать радио- и телепередачи любым образом, но в рамках закона. Об этом говорит статья 1330 ГК РФ. В частности, указано, что такой субъект может:

  1. С помощью технических средств записывать передачи;
  2. Распространять записи с ними;
  3. Воспроизводить теле- и радиопередачи;
  4. Проводить ретрансляцию;
  5. Осуществлять иные действия, указанные в статье 1330 ГК РФ.

Создание института смежных прав на сообщения в эфир или по кабелю позволило организациям вещания отстаивать свои права на них, пресекать правонарушения.

В подпункте 5 статьи 1330 указан важный момент: организации реализуют свое исключительное право при соблюдении иных прав (авторских, смежных). К примеру, создается телевизионная передача, где планируется использовать музыку некоторых авторов. Эта музыка – объект авторского права, и создатели телепередачи обязаны сначала получить согласие этих авторов (правообладателей).

Комментарий к статье 1329

1. Самостоятельные смежные права возникают у организаций эфирного и кабельного вещания по поводу осуществляемого ими сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (п.

1 ст. 1303 ГК). К числу субъектов этих прав относятся только юридические лица, осуществляющие сообщение радио- или телепередач в эфир или по кабелю. Определение ст. 1329 позволяет отграничить субъектов этих прав, с одной стороны, от организаций - изготовителей различных программ (например, сериалов, викторин, развлекательных шоу), не осуществляющих самостоятельного распространения таких программ, а с другой стороны - от операторов связи, задачи которых сводятся к техническому обеспечению доставки сигнала потребителям. В подпункте 6 п. 1 ст. 1225 ГК, а также в п. 1 ст. 1303 ГК наиболее точно отражено существо деятельности таких организаций - это вещание. Таким образом, § 4 гл. 71 ГК посвящен вопросам охраны прав организаций эфирного и кабельного вещания на осуществляемое ими вещание.

2. Под вещанием понимается процесс сообщения такими организациями радио- или телепередач. Однако необходимо подчеркнуть, что в отличие от Закона об авторском праве, в котором термин передача в разных случаях использовался как для обозначения процесса сообщения, так и для обозначения его результата (см., например, ст. 4 этого Закона), в Гражданском кодексе под передачей организации эфирного или кабельного вещания всегда понимается процесс. Такому пониманию способствует и введение понятия "вещание" как синонима "сообщения радио- и телепередач", и определение в ст. 1329 таких передач как совокупности звуков и (или) изображений или их отображений (термин, применяемый в отношении цифровой обработки звуков и изображений). Для большей наглядности можно сказать, что охраняется право организаций эфирного и кабельного вещания на весь тот поток информации, выраженный в звуках (для радиопередач) или в звуках и изображениях (для телепередач), который потребитель воспринимает, включив определенный частотный канал радио- или телеприемника. Для обозначения своих прав на вещание правообладатели размещают в углу изображения специальные символы, обозначающие данный телеканал, либо регулярно передают позывные радиостанции.

3. Следует отметить, что позиция, нашедшая отражение в § 4 гл. 71 ГК, соответствует положениям международных соглашений.

Согласно ст. 3 (f) Римской конвенции "передача в эфир" означает передачу беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой. Статья 2 (f) ДИФ с учетом технического прогресса определяет "эфирное вещание" как передачу средствами беспроволочной связи звуков или изображений и звуков (или их отображений) для приема публикой. И в Римской конвенции, и в ДИФ для обозначения эфирного вещания использован термин "broadcasting", связанный с радио и телевидением и часто переводимый как "трансляция", а в отношении передачи - термин "transmission", однозначно используемый для обозначения процесса передачи. Указание, что целью такого вещания является передача звуков и изображений, свидетельствует о том, что для охраны не имеет значения, является ли передаваемая передача самостоятельным объектом охраны авторских и смежных прав.

4. В определении ст. 1329 говорится об организациях эфирного и кабельного вещания. Такое деление возникло исторически. Первоначально охрана предоставлялась только организациям эфирного вещания (например, только эти организации упоминаются в Римской конвенции), поскольку кабельное вещание в этот период еще не было развито. К моменту создания Закона об авторском праве кабельное вещание приобрело широкое распространение, что и было в нем отражено. Однако, поскольку различия между этими двумя способами вещания носят чисто технический характер, две отдельные статьи этого Закона - ст. 40 (о правах организаций эфирного вещания) и ст. 41 (о правах организаций кабельного вещания) были точными копиями друг друга. Поэтому в § 4 гл. 71 ГК оба эти вида организаций вещания названы, но к ним применяется общее правовое регулирование.

Организации эфирного вещания осуществляют вещание с использованием радиочастот через наземные станции или через спутники связи. Таким образом могут передаваться как радио-, так и телесигналы. Организации кабельного вещания осуществляют вещание при помощи кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств - линий связи, соединяющих вещателя с пользователями. По таким линиям также могут передаваться и радио-, и телесигналы. Более того, в настоящее время комбинируется эфирное вещание (передача сигнала на общую антенну) с кабельным (доведение сигнала, принимаемого с такой антенны, до конкретных потребителей осуществляется при помощи кабельной сети).

Еще по теме § 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания:

  1. 2.2.9. Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации

Организации эфирного и кабельного вещания

эфирный вещание правовой охрана

Под организациями вещания понимаются юридическое лицо - радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и/или изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). отображений).

Как и производители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Помимо этого, организации вещания готовят и доводят до сведения публики разнообразные передачи, которые далеко не всегда обладают признаками произведений науки, литературы и искусства. Однако имущественные интересы их создателей нуждаются в правовой охране. С одной стороны, на создание радио- и телепередач, включение в них творческих произведений, исполнений, фонограмм и т.д. затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на их использование. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств и в последующем использоваться третьими лицами практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая им и предоставляется российским законодательством.

При этом выделение передач в качестве особых объектов правовой охраны имеет практический смысл лишь в том случае, если сами передачи не являются творческими произведениями. В противном случае их охрана обеспечивалась бы авторским правом и вопрос о необходимости признания за создателями передач еще каких-либо прав просто не возникал бы. В этой связи следует различать передачи организаций эфирного или кабельного вещания как объекты смежных прав и передаваемые в эфир или по кабелю произведения как объекты авторского права.

Передачи, предназначенные для выхода в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, представляют собой результат организационных, финансовых и технических усилий организаций вещания, направленных на создание относительно целостных и завершенных информационных блоков, адресованных определенной аудитории зрителей и/или слушателей. В состав передач могут входить и творческие произведения, права на использование которых организации вещания приобрели в установленном законом порядке.

Как правило, передачи создаются самими организациями вещания посредством деятельности их работников в рамках полученного от организации служебного задания. Однако нередко передачи готовятся лицами, являющимися самостоятельными субъектами гражданского права, которые действуют на основе получения заказов и за счет средств организаций-заказчиков. Не исключается и инициативная подготовка передач, права на использование которых в последующем переуступаются организациям вещания.

Хотя основная практическая надобность в особой правовой охране прав организаций вещания возникает с момента выпуска передач в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, сами передачи становятся объектами правовой охраны с момента их создания. С этим положением не согласен Э.П. Гаврилов, по мнению которого до реального выхода в эфир (сообщения для всеобщего сведения по кабелю) никаких смежных прав на передачи у организаций вещания не возникает, и на записи будущих передач распространяются фонограммные или авторские права как на звуко- и видеозаписи. С данными суждениями трудно согласиться по следующим основаниям.

  • 1. Если принять данную точку зрения, то стираются всякие грани между авторскими произведениями, фонограммами и передачами вещания. Нет никакого смысла выделять особые права организаций вещания, если они одновременно (кроме, пожалуй, случаев прямой трансляции) обладают авторскими или фонограммными правами на свои передачи. При этом ошибка Э.П. Гаврилова базируется на том, что он безосновательно отождествляет звуко- и видеозаписи, о которых упоминается в п. 2 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" как об объективных формах существования произведений, с самими произведениями как объектами авторского права.
  • 2. Если следовать логике Э.П. Гаврилова, то после выпуска передачи в эфир (сообщения для всеобщего сведения по кабелю) происходит изменение правового режима передачи, в результате которого круг прав организаций вещания существенно сужается по сравнению с теми правами, которыми они обладали до этого момента.
  • 3. Если исходя из Закона различать передачи организаций вещания, с одной стороны, и, объекты авторского права и фонограммы, с другой, то необходимость выделения передач как особых объектов правовой охраны еще до выхода их в свет является достаточно очевидной. Как уже отмечалось, такие передачи могут создаваться по заказам организаций вещания или в инициативном порядке другими лицами и передаваться организациям вещания для использования на договорной основе. Не возникает сомнений и относительно возможности нарушения прав на передачу еще до момента ее обнародования.
  • 4. Существование передач как особых объектов смежных прав до их обнародования подтверждает п. 5 постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"", в котором говорится о 50-летнем сроке их охраны, исчисляемом с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы.
  • 5. С мнением Э.П. Гаврилова о том, что смежные права у организаций вещания появляются лишь в момент выхода их передач в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, можно было бы согласиться в том случае, если бы Закон, с одной стороны, четко различал передачи как таковые и записи этих передач, а с другой, приравнивал бы записи передач к фонограммам или аудиовизуальным произведениям. Между тем из Закона следует обратное, а именно: передачи вещания и записи этих передач рассматриваются как нечто единое и, напротив, записи передач отграничиваются от фонограмм и аудиовизуальных произведений. Наглядным подтверждением первого положения служит, в частности, то обстоятельство, что права организаций вещания на их передачи никак не различаются в зависимости от того, о каких передачах идет речь -- о прямых трансляциях или передаваемых в эфир или по кабелю записях передач. О справедливости второго положения свидетельствует наделение организаций вещания правом на воспроизведение записей их передач (подл. 4 п. 2 ст. 40, подл. 4 п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), что было бы излишним, если бы записи передач приравнивались к фонограммам или аудиовизуальным произведениям.

Таким образом, передачами вещания должны считаться любые предназначенные для использования путем передачи в эфир и/или сообщения для всеобщего сведения по кабелю звуки и/или изображения, которые не являются в целом творческими произведениями, независимо от того, переданы ли они в эфир (по кабелю) или только еще подготовлены (записаны) для эфира (сообщения для всеобщего сведения по кабелю).

Наряду с передачами, как объектами смежных прав, организации вещания передают в эфир или по кабелю творческие произведения, права на использование которых приобретены ими в установленном законом порядке. Никаких особых смежных прав у организаций вещания при этом, как правило, не возникает, так как в данном случае отсутствует какой-либо дополнительный объект правовой охраны, кроме самого произведения. Однако в тех случаях, когда передача произведения в эфир или по кабелю сопровождается дополнительными сюжетами, комментариями, интервью и т.п., у организаций вещания могут возникнуть особые смежные права на саму передачу, одной из составных частей которой является творческое произведение.

За организациями эфирного или кабельного вещания закон закрепляет в отношении их передач исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на использование передач, включая право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Данная общая формула свидетельствует о том, что за исключениями, прямо указанными в законе, организации вещания обладают всей полнотой прав по использованию передач. Права, прямо перечисленные в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", представляет собой лишь наиболее значимые правовые возможности организаций вещания и не исчерпывают собой всех принадлежащих им прав.

Например, в названных статьях не указано такое право организаций вещания, как выдача другим организациям, осуществляющим тот же вид вещания, разрешений на передачу в эфир или по кабелю уже выходивших в эфир или передававшихся для всеобщего сведения по кабелю передач. Какие-либо сомнения в том, что такое право у организаций вещания имеется, едва ли могут возникнуть. Конечно, при желании соответствующую возможность организаций вещания можно обосновать другими их правами, в частности правом на запись передачи, поскольку повторно передать передачу в эфир или по кабелю можно, лишь предварительно ее записав. Однако подобный подход искусственного выведения одних прав из других отстоит от истинного смысла закона значительно дальше, чем прямо опирающийся на п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" вывод о неисчерпывающем перечне имущественных прав организаций вещания.

Среди прямо названных в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" прав организаций вещания прежде всего выделяется их право разрешать одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другими организациями эфирного или кабельного вещания. Иными словами, в данном случае речь идет о праве на ретрансляцию передач, которая осуществляется с помощью современных технических средств. Выделение указанной правовой возможности обусловлено наличием особого интереса именно в первом сообщении публике той или иной передачи. Ярким примером может служить передача в эфир или по кабелю спортивных состязаний. Однако ретрансляция возможна в отношении не только передачи в эфир или по кабелю "живых" событий, но и впервые обнародуемых записей ранее подготовленных и записанных передач.

К указанному праву близко примыкает право сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (право организаций эфирного вещания) и право передавать передачу в эфир (право организаций кабельного вещания). Закрепление данных прав за организациями вещания соответствующего вида вполне оправданно, так как ими регулируются хотя и близкие, но самостоятельные способы использования передач. Сообщение эфирной передачи по кабелю, равно как и выход в эфир передачи кабельного вещания, охватывает собой как ретрансляцию, так и последующее использование уже обнародованных передач. Естественно, в последнем случае используется запись передачи, осуществление которой регламентируется законом самостоятельно.

По смыслу закона под записью передачи подразумевается лишь первая фиксация звуков и (или) изображений, образующих передачу, с помощью технических средств в какой-либо материальной форме (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение и сообщение. В строгом смысле слова записать можно либо передачу, которая готовится для эфира или сообщения для всеобщего сведения по кабелю заранее, либо передачу, представляющую собой прямую трансляцию с места событий. Если же записывается передача, которая сама передается в эфир или по кабелю с использованием записи, эти действия должны квалифицироваться как воспроизведение записи.

По общему правилу, записывать передачи эфирного или кабельного вещания можно лишь с согласия их правообладателей (право на запись передач). Поэтому любая несанкционированная запись чужих передач, за исключением случаев, указанных в ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", представляет собой нарушение смежных прав организаций эфирного или кабельного вещания, хотя бы данная запись и не была предназначена для коммерческого использования.

Помимо права контроля над записью передачи организации эфирного или кабельного вещания обладают правом на воспроизведение записи передачи. Под воспроизведением записи передачи понимается изготовление одного или более экземпляров записи передачи или ее части на любом материальном носителе. Изготовленные путем воспроизведения экземпляры записи передачи могут в дальнейшем использоваться путем распространения, включая их продажу и сдачу в прокат; с их помощью эфирная передача может разойтись по кабельным сетям; на основе экземпляров записи различных передач могут составляться новые передачи и т.п.

Между тем, наделяя организации вещания правом на воспроизведение записи передачи, закон хранит молчание в отношении права на распространение экземпляров записи передачи, без которого воспроизведение (тиражирование) записи практически утрачивает смысл. Произошло это, видимо, в силу того, что такой способ использования передач, как распространение экземпляров их записи, для рассматриваемой сферы нехарактерен. Кроме того, по логике составителей проекта Закона, сделав запись передачи и размножив ее, организация вещания, в зависимости от вида записи, приобретает право контроля над распространением экземпляров записи передачи либо как производитель фонограммы (подп. 3 п. 2 ст. 38 Закона), либо как создатель аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 16 Закона). Хотя подобный подход в теоретическом плане не вполне корректен ввиду того, что одни и те же объекты охраны выступают одновременно в разных качествах, в практическом отношении он обеспечивает организациям вещания возможность осуществлять контроль за распространением экземпляров записи их передач.

В соответствии с п. 3 ст. 40 и п. 3 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" исключительное право организаций вещания на воспроизведение записи передачи не распространяется на случаи, когда: а) запись передачи была произведена с согласия организации вещания; б) воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями ст. 42 Закона (случаи свободного использования объектов смежных прав).

Указанные случаи представляют собой два самостоятельных ограничения из сферы рассматриваемого права. При этом особое упоминание о возможности воспроизведения записи передачи в целях, предусмотренных ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", является, во-первых, излишним, так как данные действия полностью покрываются указанной статьей, и, во-вторых, не вполне корректным, так как предусмотренные ст. 42 Закона случаи свободного использования передач организаций вещания затрагивают помимо права на воспроизведение записи передачи и другие права организаций вещания. Поэтому заслуживает краткого анализа лишь первое из предусмотренных Законом ограничений права организаций вещания на воспроизведение записи передачи.

В соответствии с буквальным смыслом абз. 2 п. 3 ст. 40 и абз. 2 п. 3 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" организации эфирного или кабельного вещания лишаются контроля над воспроизведением записи своих передач, как только выдают разрешения на их запись. В отличие от п. 3 ст. 37 Закона, посвященного аналогичному ограничению права исполнителя на воспроизведение записи исполнения (постановки), в рассматриваемых статьях не упоминается о том, что воспроизведение записи передачи может осуществляться лишь в тех же целях, для которых было получено согласие организаций вещания при записи передачи. Указанное обстоятельство является не более чем упущением законодателя и не должно расцениваться как его сознательное стремление придать данному исключению столь широкое значение, как это может показаться на первый взгляд.

В самом деле, не поддается никакому разумному объяснению такое толкование Закона, при котором дача согласия на запись передачи означает во всех случаях и согласие на воспроизведение данной записи независимо от целей, в которых это делается. Предположим, одна организация вещания разрешает другой организации вещания записать свою передачу для последующего повторного доведения ее до сведения публики. Разве это означает, что эта вторая организация получила возможность тиражировать экземпляры записи передачи и распространять их путем продажи или сдачи в прокат? Для совершения подобных действий должно быть получено специальное разрешение первой организации вещания.

Таким образом, по смыслу Закона возможность воспроизводить запись передачи появляется лишь у тех лиц, которые не только получили у правообладателей право на запись передачи, но и не выходят за рамки тех целей, для которых было получено согласие на запись передачи. Однако в связи с размытой позицией законодателя по данному вопросу при выдаче организациями вещания разрешений на запись передачи целесообразно прямо оговаривать цели, для которых будет использоваться, в том числе тиражироваться, запись передачи.

Наконец, в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" особо выделяется право организаций вещания сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Указанный вид использования передач распространяется на их использование в концертных залах, клубах, кинотеатрах, видеосалонах и иных заведениях, в которых со зрителей или слушателей взимается особая плата за просмотр или прослушивание передач организаций вещания. Напротив, на использование передач в ресторанах, кафе, гостиницах, домах отдыха, поездах и других местах, где указанные услуги входят в стандарт обслуживания и особой платой не облагаются, действие данного права не распространяется.

Наделение организаций вещания рассматриваемым правом вполне оправданно ввиду того, что за счет использования созданных ими передач извлекается доход лицами, которые сами никаких средств в создание или приобретение передач не вкладывали. Его действие распространяется как на случаи платного просмотра или прослушивания передач, которые транслируются прямо в эфир или передаются по кабелю, так и на случаи просмотра или прослушивания записи передачи, зафиксированной на материальном носителе. В последнем случае организаторы платного просмотра (прослушивания) должны дополнительно получить согласие организации вещания на запись передачи или приобрести экземпляр записи передачи, правомерно введенной в гражданский оборот.

Субъект сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания

Пунктом 6 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ закреплено, что сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) относится к охраняемому результату интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации.
Пункт 3 статьи 1304 ГК РФ относит сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией, к объектам смежных прав. Детальное правовое регулирование данного объекта смежных прав содержит параграф 4 главы 71 ГК РФ.
Изучение и освещение вопросов, посвященных смежным правам вещательных организаций, невозможно без учета положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
Первый вопрос, который требует освещения, - это определение субъекта данного исключительного права. Данным субъектом является организация эфирного или кабельного вещания, которой в соответствии со статьей 1329 ГК РФ признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.
В статье 2 Закона о СМИ понятию "организация эфирного или кабельного вещания" соответствует понятие "вещатель", которое определяется как юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Тождество данных понятий объясняется пунктом 6 статьи 1225 ГК РФ, где указано, что охраняется именно вещание, а не иные действия, связанные с оборотом радио- и телепередач, т.е. не могут быть признаны "организацией эфирного или кабельного вещания" ни редакция средства массовой информации (организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации), ни распространитель (лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях).
Необходимо учитывать, что действующий Закон о СМИ в статье 31 выделяет два типа вещателя: вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, и вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала. Поскольку пункт 3 статьи 1304 ГК РФ предусматривает охрану сообщений передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу и за счет ее средств другой организацией, то у вещателя, не являющегося редакцией СМИ, смежные права могут возникнуть, только если он будет финансировать создание программ, в случае получения права использования передач на основании лицензионного договора, например, когда телеканал вещает ранее сообщенные программы, созданные без его финансирования, смежные права у вещателя не возникают и он, соответственно, не может выступать в качестве правообладателя.
С другой стороны, организации вещания необходимо отличать от операторов связи, обеспечивающих доставку сигнала конкретным потребителям. Оператор связи отвечает за техническую сторону вопроса. Распространение радио- или телепрограмм по сравнению с распространением сигнала - более сложный процесс. Вещатель должен позаботиться не только о технической стороне дела, но и о параметрах своего "контента", о соответствии содержания радио- и телепередач предъявляемым к нему требованиям, в том числе требованиям законодательства .
Таким образом, организацией эфирного или кабельного вещания может являться исключительно юридическое лицо, имеющее лицензию на телевизионное вещание, радиовещание, создающее контент собственными силами или силами иной организации, но за счет собственных средств.
Следовательно, если юридическое лицо не имеет соответствующей лицензии, то оно не может быть признано субъектом исключительных прав на данные смежные права.
При этом действующая редакция Закона о СМИ предъявляет ряд существенных требований к организации, осуществляющей вещание. Так, согласно статье 19.1 Закона о СМИ международная организация, а также находящаяся под ее контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием не вправе выступать организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.
Необходимо отметить, что положения о необходимости получения вещательной организацией лицензии на телерадиовещание входят в противоречие с положениями пункта 2 статьи 1304 ГК РФ, согласно которому для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.
Пожалуй, трудно поспорить с тем, что процесс лицензирования телерадиовещания весьма сложный и формализованный и его нельзя назвать просто формальностью, кроме того, в большинстве случаев вещатель также является учредителем и/или редакцией СМИ, которое он вещает, то есть для осуществления вещания необходимо еще и регистрировать СМИ (статья 8 Закона о СМИ).
Вышеуказанная коллизия является одним из множества примеров противоречий положений четвертой части ГК РФ и Закона о СМИ в части правового регулирования деятельности вещательных организаций. В качестве еще одного такого примера можно назвать процедуру получения вещательной лицензии, при оформлении которой регистрирующий орган требует предоставления договора с редакцией СМИ , при этом предоставление лицензионного договора, который бы по своей правовой природе лучше бы отражал взаимоотношения сторон, считается невыполнением данного требования.
Между тем подобная формализация процесса возникновения смежных прав вещательных организаций может в значительной степени упростить процесс их защиты в части доказательств существования прав и их принадлежности конкретному лицу. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в связи с введением в действие Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 364-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" обществом с ограниченной ответственностью было подано заявление о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты смежных прав на сообщение передач телеканала "Наш Футбол", размещенное в Интернете. Суд удовлетворил указанное заявление .
Аналогичных выводов Мосгорсуд придерживается и в отношении радиоканалов. Так, Определением N 2и-0539/2015 от 18 декабря 2015 г. Мосгорсуд удовлетворил заявление о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты смежных прав на сообщение в эфир и по кабелю радиоканала "Ретро FM", размещенное на сайте информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Объект смежных прав вещательных организаций

Следующий вопрос, на который нужно ответить в контексте поставленной темы, что же является объектом смежного права вещательных организаций. В литературе встречаются позиции о том, что под объектами права организаций эфирного и кабельного вещания понимаются исключительно передачи указанных организаций.
Данный вывод строился на основании того, что в ранее действовавшем Законе об авторском праве предусматривалась охрана исключительных прав организаций эфирного вещания (ст. 40) и организаций кабельного вещания (ст. 41). Объектом охраны организаций эфирного или кабельного вещания согласно статье 4 Закона об авторском праве признавалась передача, созданная самой организацией, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией, т.е. результат организационно-технических действий организаций вещания (определенная программа).
Кроме того, в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" было указано, что передача организации эфирного или кабельного вещания в соответствии со статьями 4, 40 и 41 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" является объектом смежных прав таких организаций. В передачу могут входить объекты авторского права и другие объекты смежных прав.
При этом под телерадиопередачей ГК понимает совокупности звуков и (или) изображений или их отображений (статья 1329 ГК РФ), а Закон о СМИ уточняет данное понятие, указывая, что под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Однако с учетом действующей редакции части четвертой ГК РФ данный подход представляется неверным, поскольку под объектами права организаций эфирного и кабельного вещания понимается вещание передач указанных организаций (подп. 6 п. 1 ст. 1225 ГК).
Поскольку, как указывалось выше, под вещателем понимается лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение, то под вещанием следует понимать формирование и распространение телерадиоканала.
При этом под телерадиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или), соответственно, иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов (статья 2 Закона о СМИ).
Соответственно, формирование телерадиоканала осуществляется путем составления сетки вещания, в которой отражаются те передачи, которые должны выйти в эфир или сообщены по кабелю, т.е. формирование сетки вещания также является составной частью смежного права вещателей.
При таком подходе нельзя согласиться с мнением о том, что сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания как объект исключительного права нельзя отнести ни к результатам интеллектуальной деятельности, ни к средствам индивидуализации, поскольку формирование сетки вещания является процессом творческим, который в чем-то схож с формированием базы данных.
Таким образом, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания охраняют вещание телерадиоканала.
Данный подход подтверждается и судебной практикой, в частности в большинстве случаев, обращаясь за защитой своих прав, вещатель указывает на то, что нарушитель осуществляет незаконную трансляцию телерадиоканала, а не отдельных передач, при этом суды соглашаются с таким подходом, не требуя указывать конкретные программы, входящие в состав каналов .
Однако встречаются ситуации, когда вещатель указывает на нарушение его смежных прав, вызванных незаконным использованием отдельных передач. Подобные заявления не вызывают у судов отрицательной реакции .
С данным подходом трудно поспорить, поскольку данные программы являются составной частью соответствующего телерадиоканала. При таком подходе на практике может возникнуть вопрос: является ли незаконное использование нескольких передач одного телерадиоканала одним нарушением или незаконное использование каждой отдельной передачи является самостоятельным нарушением?
Проводя аналогию с практикой применения нормы авторского права, допускающей возможность нарушения авторского права на часть произведения как объекта охраняемых авторских прав и взыскание данной компенсации за каждый факт такого нарушения, при условии что такая часть может быть признана самостоятельным результатом творческого труда , можно сделать вывод, что незаконное использование каждой передачи как составной части телерадиоканала, имеющей самостоятельное значение, является отдельным нарушением.
Подобная позиция поддерживается немногочисленной практикой. Так, в одном из дел Суд по интеллектуальным правам согласился с суммой компенсации, рассчитанной исходя из количества незаконно использованных программ .
При этом, как указывалось выше, правовой охране в качестве объектов смежных прав подлежат только те программы, которые созданы вещателем самостоятельно или иной организацией по его заказу (пункт 3 части 1 статьи 1304 ГК РФ).
Соответственно, в заключение можно сделать окончательный вывод о том, что сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания охраняются как вещание телерадиоканала целиком, так и его отдельных передач, которые созданы вещателем самостоятельно или иной организацией по его заказу.

Соотношение смежных прав вещательных организаций с авторским правом

Как следует из части 3 статьи 1303 ГК РФ, смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав.
Кроме того, статьей 42 Закона о СМИ предусмотрено, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.
В настоящий момент практически у всех вещателей заключены лицензионные договоры с организациями, осуществляющими управление правами на коллективной основе, а также имеющими государственную аккредитацию, что позволяет вещателям использовать музыкальные произведения и их исполнения при сообщении в эфир или по кабелю в составе различных передач.
Однако возникает вопрос, требуется ли согласие авторов музыкальных произведений на их включение в состав передач, ведь, например, телепередача по своей правовой природе является сложным объектом (ст. 1240 ГК РФ), при создании которого требуется получение согласия правообладателя на включение его результата интеллектуальной деятельности в состав сложного объекта.
Одно из таких дел было рассмотрено Судом по интеллектуальным правам. В данном деле Суд указал, что само по себе включение музыкальных произведений в состав телепередач является не самостоятельным способом использования, а лишь техническим процессом, без которого невозможно собственно целевое использование телепередачи, то есть ее сообщение в эфир и по кабелю (в том числе с помощью сети Интернет). Установив факт публичного исполнения спорных произведений в вышеуказанных телепередачах, а также наличие у общества права на их использование, ввиду заключенного и не оспоренного договора с РАО, Суд пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска .
Исходя из данного решения можно сделать вывод, что вещателям при наличии лицензионного договора с организациями, осуществляющими управление правами на коллективной основе, не требуется получения согласия авторов на включение их музыкальных произведений в состав программ.
При этом, помимо данного вывода, указанный судебный акт еще интересен тем, что он указывает на то, что вещатель имеет право использовать музыкальное произведение в составе программы также при размещении программы в сети Интернет.
Представляется, что к данному выводу стоит отнестись критически, поскольку у вещателя на основании договора с ОКУПом возникает право использования музыкальных произведений при сообщении в эфир или по кабелю, то есть право вещания в Интернете такие организации предоставить не могут, соответственно вещателю, желающему разместить программу - сложный объект в сети Интернет, необходимо получить соответствующее соглашение у правообладателя.
Так, в недавнем Постановлении Суд по интеллектуальным правам поправил свою позицию, указав, что музыкальное произведение, использованное в телепередаче (сложном объекте в смысле статьи 1240 ГК РФ), фрагмент которой был размещен в сети Интернет, представляет собой самостоятельный объект права, в отношении которого ответчик не представил доказательств получения прав от правообладателя или иного уполномоченного лица на использование в сети Интернет .
Соответственно, для размещения в сети Интернет программы, содержащей в себе музыкальное произведение, необходимо получать согласие правообладателя.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Г.Е. Авилов, К.В. Всеволожский, В.О. Калятин и др.; Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. 715 с.
2. Пункт 28.4 Приказа Минкомсвязи России от 24.07.2013 N 186 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования телевизионного вещания, радиовещания".
3. Определение Московского городского суда от 1 июня 2015 г. N 2и-80/2015.
4. Еременко В.И. "О правовой охране смежных прав в Российской Федерации" // Законодательство и экономика. 2012. N 2.
5. Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 2и-481/2015.
6. Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 2и-480/2015.
7. Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 2и-0467/2015.
8. Пункт 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015).
9. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 08.10.2014 N С01-932/2014 по делу N А40-160673/2013.
10. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.04.2015 N С01-276/2015 по делу N А40-62316/2014.
11. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 25.01.2015 N С01-1184/2015 по делу N А40-217102/2014.