Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения. Концессионные соглашения: юридическое сопровождение

Концессионного соглашения на модернизацию коммунальной инфраструктуры, разработанная совместно со Сбербанком России. Коробочное кредитное решение может использоваться регионами и инвесторами для подготовки, финансирования и сопровождения региональных и муниципальных проектов государственно-частного партнерства.

Регионам стал доступен набор шаблонов документов для подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов в отрасли ЖКХ. Решение о разработке типового отраслевого решения, которое позволит реализовать схожие региональные проекты, было принято исходя из потребностей рынка. В настоящее время на правильную подготовку и сопровождение проекта, с учетом требований финансовых институтов, зачастую требуются суммы, соизмеримых с инвестиционным бюджетом проекта.

Коробочные решения предполагают, что, если концессия будет разработана согласно предложенной форме, банк рассматривает возможность проектного финансирования до 15 лет под 11-14 % годовых. Залогом будут являться исключительно права по концессионному соглашению. Параметры, указанные в форме, могут быть откорректированы в зависимости от региона, инвестора и самого объекта концессионного соглашения. Само концессионное соглашение уже включает прямое соглашение, где банк выступает четвертой стороной.

Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.

В основе коробочного решения - сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно.

Р.Р. Искендеров , руководитель Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения


С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса.

Новый механизм направлен на ускорение порядка заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с небольшим количеством жителей. Конкурсы на право заключения концессионных соглашений, проводимые в таких поселениях, зачастую оказывались безрезультатными в связи с отсутствием заинтересованных участников. При этом муниципальные бюджеты несли затраты на организацию и проведение конкурсов. Новый механизм заключения концессионных соглашений позволяет муниципалитетам минимизировать свои расходы на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в концессию.

Журнал «Наилучшие Доступные Технологии водоснабжения и водоотведения» в 2015 г. публикует серию материалов, посвященную данной тематике. Предлагаем вниманию читателей разобраться в возможностях и рисках инициатора концессии.


С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса  1 .
Закон предусматривает несколько вариантов заключения концессионного соглашения без конкурса. Одним из таких вариантов является заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения по инициативе частного партнера (далее - инициативная концессия).
В отличие от конкурсной процедуры заключения концессионного соглашения при инициативной концессии еще до подачи предложения лицо, которое выступает с инициативой заключения концессионного соглашения, может проводить предварительные переговоры по поводу подготовки проекта с собственником объектов водоснабжения и водоотведения.

Порядок проведения

Для инициирования заключения соглашения частный партнер направляет в орган, уполномоченный публично-правовым образованием, которому принадлежит право собственности на объекты водоснабжения и водоотведения предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения, включающий все существенные условия, предусмотренные Законом.

Законом на уполномоченный орган возложены следующие обязательства:

  • предоставить в течение 30 дней по запросу инициатора документы и материалы, в том числе: минимально допустимые плановые значения показателей и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера; информацию о ценах на энергетические ресурсы; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в течение 7 дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направить такое предложение в региональный тарифный орган для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов;
  • предоставить сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.

Рис. 1. Порядок заключения концессионного соглашения (КС) по инициативе инвестора.

После получения предложения от частного партнера у уполномоченного органа есть 30 дней на то, чтобы принять одно из трех решений: о невозможности заключения концессионного соглашения, о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях и возможности заключения соглашения на иных условиях после его доработки инициатором.

Перечень оснований для отказа заявителю не является закрытым. Среди оснований для отказа возможны следующие:

  • отсутствие у публично-правового образования прав собственности на объект концессионного соглашения;
  • отсутствие у публично-правового образования ресурсного обеспечения для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;
  • объект концессионного соглашения не требует реконструкции;
  • не требуется создание объекта концессионного соглашения;
  • инициатор заключения концессионного соглашения отказался отведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;
  • несоответствие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем утвержденным схемам водоснабжения и водоотведения.


Рис. 2. Дорожная карта по заключению концессионного соглашения по инициативе инвестора.

Если принимается решение о возможности реализации соглашения на других условиях, то уполномоченный орган отправляет инициаторам предложение на доработку, после чего частный партнер направляет публичному партнеру новое предложение.

В случае принятия уполномоченным органом положительного решения по предложению частного партнера, в течение 10 дней на официальном сайте в сети Интернет 2 выкладывается сообщение о наличии такого предложения со стороны частного партнера. При этом законом не определен состав и объем информации, размещаемой на официальном сайте.

В случае, если в течение 45 дней не поступит ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то уполномоченный орган должен в срок до 30 дней принять решение о заключении концессионного соглашения с инициатором.

В течение 5 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц.

В том случае, если в течение 45 дней поступит заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то собственник объектов водоснабжения и водоотведения проводит конкурс в соответствии с положениями Закона.

Возможности и риски инициатора концессии

Частным партнерам использование инициативной концессии позволяет проводить с муниципалитетами переговоры до подписания концессионного соглашения, предлагая свои условия.

Однако частный партнер несет определенный риск того, что в дальнейшем может появиться иное лицо, заинтересованное в заключении концессионного соглашения, и муниципалитетом будет объявлен конкурс. При этом для инициатора концессии законодательством не установлены ни преференции, ни порядок компенсации затрат на подготовку инвестиционного предложения.

Инициативная концессия - новация, вступившая в силу с 01.05.2015, на момент публикации данной статьи авторам не известно ни одного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного на основе данного механизма. Однако процесс его освоения уже начался, и на официальном сайте в сети Интернет опубликованы два предложения инвестора в отношении объектов водоснабжения и водоотведения  3 .

Выводы

Механизм заключения концессионных соглашений в рамках частной инициативы представляет интерес как для частных партнеров, так и для органов муниципальной власти.

С введением данной нормы Центр ГЧП РАВВ зафиксировал значительный интерес к данной форме концессии со стороны предприятий ВКХ, муниципалитетов, инвесторов. Специалисты Центра совместно с ведущей консалтинговой компанией в сфере ВКХ «Водоканал Эксперт» помогают инвесторам качественно и в соответствии с действующим законодательством разработать инвестиционные предложения, а представители органов власти имеют возможность получить содействие в оценке поступивших предложений.

Примечания:

1 Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» внесены Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ, вступили в силу с 1 мая 2015 г.

2 Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

3 Тверская область, общая сумма инвестиций - 1,2 млн руб.

Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения

Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.

Фабула дела:

ООО «Тепло» (далее - истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.

В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее - ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.

В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.

Судебный акт : решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018

Выводы суда:

1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.

2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.

3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.

4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.

5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.

Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.

Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.

2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.

3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания .

4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях ») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.

В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:

  1. Определение состава сторон концессионного соглашения

По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов - прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион - третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий .

Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть .

  1. Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения

Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом - в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.

  1. Техническое обследование имущества

Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию . Цель обследования - выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.

  1. Оценка правового статуса имущества

По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки - к нему применяются особые правила включения в состав объекта.

  1. Подготовка задания

Задание концедента - основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.

Об аспектах подготовки задания см. .

  1. Принятие решения о судьбе текущего оператора

Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).

Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора - Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату .

  1. Получение тарифной и иной информации

Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:

  • расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);
  • оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);
  • анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).

Такая информация включается в конкурсную документацию .

  1. Подготовка проекта концессионного соглашения

При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения) , так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся