Право социального обеспечения. Права социального обеспечения

Экономическое положение государства в различные периоды исторически было неоднозначным, но тем не менее тяжелое материальное положение граждан вынуждало государство на выполнение функций, касающихся поддержки обездоленных людей. Часто это носило несистемный характер. Причиной неблагополучного материального состояния граждан были и стихийные бедствия, войны, болезни. Прежде всего нуждающимися были престарелые, нетрудоспособные граждане. Привилегиями в России пользовались чиновники и военнослужащие. Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось за счет казны государства и зависело от персональных заслуг перед государством на основании действующего законодательства России. Р.И. Иванова утверждает, что в XIX в. в обществе присутствовали благотворительность, опека и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений, государственное признание для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и др.

В конце XIX - начале XX в. в России насчитывалось более 14 тыс. государственных и частных учреждений общественного призрения .

Реформы докапиталистического периода были направлены еще и на профилактику предупреждения бедности. Пожертвования более обеспеченного класса населения были весьма традиционными для поддержания специальных учреждений, в которых находились бедные люди, дети, не имеющие родителей, и др.

Развитие законодательства о социальном обеспечении в большей степени относится к периоду капитализма. Наемные рабочие нуждались в особой защите.

Несчастные случаи на производстве, частичная или полная утрата трудоспособности, дети, оставшиеся без обеспечения, иные иждивенцы являлись снованием для выплаты пособий. В первой половине XIX в. были приняты законы «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и др.

Важным оставалось государственное страхование рабочих и всех лиц наемного труда и их семейств во всех случаях утраты ими трудоспособности и организация страховых организаций.

В первой половине XIX в. молодое Российское государство уделяло особое внимание охране материнства и детства: открывались специальные учреждения, менялась законодательная база, предусматривалось пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности и др.

Но не все категории граждан имели право на указанные виды пособий. Например, социальное обеспечение крестьян не входило в систему государственного социального обеспечения. Бывшие помещики, фабриканты, жандармы, полицейские и др. также не входили в систему государственного страхования . И это решение было оправдано для того времени.

Страна находилась в сложной ситуации. Тем не менее Россия с 1917 г. установила страхование на случай безработицы, пенсионное обеспечение по инвалидности солдат, членов их семей (пособие по случаю потери кормильца). Государство проявляло заботу о детях, лишенных родителей (открытие специальных учреждений для детей, детских домов).

Медицинское обслуживание ряда категорий граждан включало и санаторно-курортное лечение . Платные медицинские услуги не были популярной мерой и являлись исключением в сложный экономический период для молодого государства. Государство было ориентировано на оказание бесплатной медицинской помощи всем гражданам независимо от их социального положения.

Пенсионное обеспечение по старости в 1930 г. устанавливало пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; общий трудовой стаж для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет.

Конституция СССР 1936 г. установила следующие права: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкий сети курортов».

Война 1941-1945 г. затормозила развитие законодательства о социальном обеспечении, но в 1950-е годы СССР был принят ряд важнейших законов, постановлений:

  • Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»;
  • постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»;
  • Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхоза»;
  • постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа».

К 1977 г. в СССР была создана единая система норм о пенсионном обеспечении.

Конституция СССР 1977 г. закрепила ряд важнейших прав, в том числе право на материальное обеспечение, равенство между мужчинами и женщинами, право граждан СССР на охрану здоровья и право на заботу государства о семье.

В 1990 г. был принят новый Закон РСФСР № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Важным критерием по данному закону была продолжительность трудового стажа, уровень среднего заработка, из которого осуществлялся перерасчет, индексация. Понятие трудового стажа, включение в трудовой стаж периодов, когда жены военнослужащих не могли трудиться в местностях, где их мужья проходили сверхсрочную службу, учеба в вузах, аспирантуре и др. значительно изменили пенсионное законодательство к лучшему.

Реализация прав Конституции РФ 1993 г. впоследствии привела к реформе, в соответствии с которой постановлением от 20 мая 1998 г. № 463 была принята Программа пенсионной реформы о трехуровневой пенсионной системе.

Первый уровень - базовая пенсия. Второй - страховая пенсия. Страховая часть пенсии зависит от продолжительности участия в страховании. Негосударственное пенсионное обеспечение - это третий уровень пенсионной системы. Были приняты законы от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Основы законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г., Закон о медицинском страховании, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о трудовых пенсиях и др.

Тем не менее, несмотря на некоторые достижения в этой области, можно смело утверждать, что реформа 2001 г. не предоставила пенсионерам достойной жизни. Ряд проблем еще предстоит решить, и прежде всего в правовом аспекте.

Предмет самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Вопрос о самостоятельности отрасли права социального обеспечения впервые возник на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Помимо чешских ученых-правоведов (В. Вергайнер, К. Пинц, И. Томеш) мысль о самостоятельности отрасли права социального обеспечения была поддержана выдающимся русским ученым В.С. Андреевым, В.В. Караваевым и др. Именно В.С. Андреев разработал учение, принципы и методе отрасли права социального обеспечения. Особый вклад внесли в развитие науки М.М. Захаров, Р.И. Иванова, К.С. Батыгин, А.Е. Пашерстник, А.Д. Зайкин и др.

Предмет правового регулирования права социального обеспечения до сих пор остается дискуссионным. В.С. Андреев включал в предмет права обеспечения особый субъектный состав, алиментарный характер отношений, особые источники финансирования, процессуальные отношения.

Термин «алиментарность» использовался в разных значениях. Один из выдающихся ученых советского периода - М.Л. Захаров понимал под этим термином «признанную социалистическим государством обязанность общества содержать своих престарелых и нетрудоспособных членов» . По представлению Р.И. Ивановой, этот термин означает «способ предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе в объеме нормального уровня жизненного стандарта, сложившегося на данном этапе развития советского общества, бесплатно, безэквивалентно, а не в порядке ответных действий за новый встречный труд, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения . В.Ш. Шайхатдинов утверждал, что особенность предмета регулирования состоит не в алиментарности общественных отношений, а в том, что посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет общественных фондов потребления . Выдающийся ученый

Е.Е. Мачульская утверждает, что в условиях рыночных отношений, экономики, с учетом изменения механизмов финансирования, появления новых социальных рисков и других факторов отдельные признаки отношений по социальному обеспечению, выявленные В.С. Андреевым, утратили актуальность. Другие в несколько преобразованном виде могут и должны служить ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения» .

С этим можно отчасти согласиться. Но, по мнению автора, именно в условиях рыночной экономики необходимо термин «али- ментарность» понимать как принцип материального содержания лиц, попавших в любые сложные материальные обстоятельства, даже если эти лица не внесли вклада в общество, но нуждаются на определенный период в поддержании нормального уровня жизни.

Так, В.С. Аракчеев не сомневался, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или групповой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению» .

Впервые разработанное В.С. Андреевым учение о предмете и методе права социального обеспечения актуально и в настоящее время.

Понятие предмета права социального обеспечения связано с сущностью понятия социального обеспечения. Тем не менее содержание предмета права социального обеспечения, группы общественных отношений, составляющих предмет отрасли права, излагается у ряда авторов по-разному.

Так, К.Н. Гусов предлагает следующие группы общественных отношений.

  • 1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты).
  • 2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение).
  • 3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в первые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают их них (процессуальные) .

Е.Е. Мачульская относит общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, к двум группам.

  • 1. К первой группе следует отнести те из них, в которых выделяется экономическая сущность рассматриваемых отношений. При этом основным признаком является наличие прямой или косвенной связи между уплатой страховых взносов и возникновением права на трудовую пенсию, страховое пособие или медицинскую помощь. Причем плательщиками взносов могут быть как сами получатели трудовых пенсий, пособий или медицинских услуг (например, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица), так и страхователи (работодатели, заказчики работ или услуг по гражданско-правовым договорам и т.п.).
  • 2. Вторую группу образуют позиции тех ученых, которые подчеркивают юридический аспект этих отношений - отсутствие встречных обязанностей у обеспечиваемого лица.

Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, Российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства, необходимые для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты ЕСН или страховых взносов (например, социальная пенсия ребенку- инвалиду).

Отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, имеют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точки зрения. Их экономическая сторона характеризуется полной бесплатностью для получателя, поскольку источником финансирования социальных выплат и услуг служат средства бюджетов различных уровней (преимущественно регионального и муниципального), а не страховые взносы, уплаченные самим получателем или за него страхователем .

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случае потери кормильца .

Для предмета права социального обеспечения свойственны правовая и экономическая составляющие части отношений. Трудовые пенсии имеют экономическую составляющую часть, поскольку являются возмездными. Важным моментом является уплата страховых взносов. И таких отношений в праве социального обеспечения подавляющее большинство.

Есть еще и иные виды пенсии, основания получения которых различны. Например, пенсии за выслугу лет - важен период прохождения службы; общий трудовой стаж важен и для получения пенсий лицами, пострадавшими в результате радиационных и техногенных катастроф. Но элемент экономической возмездности тоже в этих отношениях присутствует.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены социальные пенсии. В отношениях по их выплате также присутствует заинтересованность государства обеспечить лиц, которые не смогли по каким-то причинам трудиться, поддержать их материально.

В системе отношений, касающихся материального обеспечения граждан, относятся пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице и др.).

К системе отношений, имеющих целью материальную помощь компенсационного характера, относятся, например, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, и др.

Особую систему отношений составляют услуги социального характера.

В.С. Андреев считал, что в предмет права социального обеспечения включаются отношения по бесплатному лечению граждан . И с этим трудно не согласиться, так как оказание бесплатной медицинской помощи предусмотрено Конституцией РФ.

К системе социальных отношений следует отнести отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, обеспечению бесплатными лекарствами некоторых категорий граждан.

К системе отношений можно отнести социальные услуги, материальную помощь государства, оказываемую детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

В предмет права социального обеспечения включаются отношения процедурного и процессуального характера. Некоторые авторы считают это утверждение спорным. С точки зрения автора, такое мнение не имеет достаточного основания, так как право защищать нарушенное право предусмотрено Конституцией РФ.

Заявительный характер отношений социального обеспечения требует установления ряда юридических фактов (например, факт участия в ликвидации аварии на Чернобольской АЭС, факт инвалидности, право на получение пособий, социальных услуг, медицинской помощи и т.п.).

К процедурным отношениях можно отнести установление факта нуждаемости лиц, обратившихся за помощью (Федеральный закон о государственной социальной помощи).

Процессуальные отношения предусматривают рассмотрение спорных вопросов уполномоченными вышестоящими органами. Но с точки зрения автора, значение общегражданских судов не вызывает никаких сомнений в рассмотрении спорных ситуаций. Но хотелось бы высказать мнение, что в структуре общегражданских судов должно быть отдельное подразделение по рассмотрению споров о восстановлении нарушенных прав человека в области социального обеспечения.

Эти споры весьма специфичны, но к тому же лица, обращающиеся в суд, материально нуждаются, не могут находиться длительно в процессе, и поэтому следует установить иные процессуальные сроки рассмотрения подобных споров.

Предмет науки права социального обеспечения шире предмета отрасти, поскольку наука обобщает накопленный опыт о предмете, изучает исторический аспект развития отрасли, использует специфические методы для получения объективных знаний о предмете, методе, правоотношениях, принципах отрасли, которые затем используются в учебной дисциплине.

В учебной дисциплине права социального обеспечения используются полученные научные знания, но и авторское субъективное мнение может быть предусмотрено учебной дисциплиной.

  • Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): Автореф, дис. ...докт. юрид. наук. 1987. С. 20.
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», текст с изменениями идополнениями на 2012 г. М.: Эксмо, 2012. Ст. 5.
  • Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М.: Юрид,лит., 1980. С. 34.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1

В чем проявляются единство и дифференциация источников права социального обеспечения?

Ответ:

Право социального обеспечения - это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Источники права социального обеспечения - акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников - совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

* Всеобщая декларация прав человека;

* Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

* Европейская конвенция о социальном обеспечении; * Конвенция «О правах ребенка»;

* Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

* «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

* «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

* «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ;

* «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2. Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3. Иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Законодательство о социальном обеспечении исходит из единства требов аний ко всем гражданам при возникновении у них субъективного права на соответствующие виды социального обеспечения. Это единство определено природой социального обеспечения, экономической основой системы социального обеспечения. Нормы законодательства о социальном обеспечении имеют тенденцию к усилению единства регулирования общественных отношений в области социального обеспечения. Это проявляется в том, что уже в настоящее время многие виды социального обеспечения предоставляются гражданам независимо от их правового положения и рода общественно-полезной деятельности. Бесплатные медицинское лечение и обслуживание предоставляются гражданам в равной мере, причем законодательство исходит из необходимости полного удовлетворения потребностей граждан в медицинском лечении и обслуживании. Единые условия установлены законодательством для получения пособий многодетными и одинокими матерями. Размер этих пособий равен для всех независимо от правового положения.

Требования к продолжительности общественно-полезной деятельности для получения права на пенсии по возрасту, инвалидности, а также по случаю потери кормильца во многом одинаковы для рабочих, служащих и колхозников.

Пособия по беременности и родам женщинам назначаются независимо от продолжительности трудового стажа, их размер равен 100 % заработка. Такое же требование содержат и законодательные нормы для получения пособий на детей в малообеспеченных семьях.

Одинаковые требования установлены и для назначения рабочим, служащим и членам колхозов пособий по случаю рождения ребенка и на погребение.

Протезно-ортопедические изделия предоставляются всем нуждающимся гражданам на равных условиях и в равных размерах.

Однако по многим видам социального обеспечения через законодательные нормы государство проводит дифференциацию условий, определяющих право на их получение. Наиболее четкая дифференциация установлена для условий, определяющих право граждан на соответствующие виды пенсионного обеспечения. Она устанавливается пенсионным законодательством в зависимости от вида и характера общественно-полезной деятельности, пола и состояния здоровья, группы инвалидности и причин ее наступления. Так, женщинам для пенсии по возрасту требуется на пять лет меньше трудового стажа, чем мужчинам; для женщин возраст, по достижении которого назначается пенсия, также снижен на пять лет.

Пенсионное законодательство предусматривает также снижение возраста и трудового стажа для назначения пенсии по возрасту слепым, инвалидам Великой Отечественной войны. Гражданам, которые работали определенное время в качестве рабочих и служащих по Спискам профессий и должностей № 1 и № 2, установлены меньшие требования к возрасту и трудовому стажу для получения права на пенсию по возрасту.

Задача 2

Москвичка Фролкина отказалась от бесплатных услуг предприятия «Ритуал» и похоронила мужа за свой счет. По истечении 2-х месяцев после похорон она обратилась за пособием на погребение в органы социальной защиты. Каким нормативным актом следует руководствоваться при определении размера пособия?

Ответ:

Порядок назначения и выплаты пособия на похороны регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». C 1 января 2015 года размер пособия на погребение составляет 5277 рубля 28 коп., в местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, социальное пособие на погребение выплачивается с учетом этих коэффициентов.

В некоторых регионах РФ назначается дополнительная выплата к социальному пособию на погребение (например, для г. Москва выплата составляет 11 000 р) в случае смерти инвалида или участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.11.2011 №514-ПП с 1 января 2012 г. вводится новая городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации 38400 руб.

Задача 3

Трунова, мать двоих детей, работала воспитателем в детском саду, являющимся структурным подразделением казенного предприятия «Завод «Прогресс» с 1 марта 1988 года.

В период с 01 января 1992 года по 01 января 1993 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

1 июня 2002 г. она обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно как педагогическому работнику. Однако в назначении пенсии Труновой отказали, указав, что период с 01.06.1994 г. по 01.06.2002 г. не включается в стаж, т.к. «Завод «Прогресс» работал в режиме неполной рабочей недели, что подтверждается приказами по заводу и записями в табеле учета рабочего времени Труновой.

Определите продолжительность страхового и специального стажа Труновой.

Ответ:

Страховой стаж Труновой - 14 лет 3 месяца

Неполное рабочее время работы засчитывается в страховой стаж как полное рабочее время; также в страховой стаж включается отпуск по уходу за ребенком.

Специальный стаж Труновой - 14 лет 3 месяца.

Отпуск по уходу за ребенком (с 01.01. 1992 г.) включается в специальный страховой стаж, так как он имел место до 6 октября 1992 г. (т.е. до времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный отпуск перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Идентичное разъяснение дал Верховный суд РФ в п. 15 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (Российская газета. 2005. № 294. 29 дек.) и в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. № 30. Если это условие соблюдается, то отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии, независимо от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, а также независимо от момента окончания отпуска, если он начался раньше 6 октября 1992 г.

В соответствии п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 сотрудник, занятый неполный рабочий день, не потеряет в специальном трудовом стаже при условии, что трудился на условиях неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

В данном случае Трунова трудилась на условиях неполной рабочей неделе не по своей воле, а по приказам завода, которому принадлежал садик.

Задача 4

Военнослужащий Грачев, проходивший военную службу по призыву, пропал без вести. Его мать в возрасте 50 лет, отец в возрасте 55 лет и жена обратились за назначением пенсии по случаю потери кормильца. Жена работает и воспитывает ребёнка в возрасте 4-х лет.

Кто из членов семьи Грачева имеет право на пенсию?

Изменится ли решение о пенсионном обеспечении семьи, если будет установлено, что военнослужащий находится в плену?

В соответствии ФЗ 173-ФЗ ст.9 пенсию может оформить только человек не имеющий собственного источника дохода, либо состоящего на бирже труда. То есть жена не может получать, так как работает. Выход на пенсию (достижение пенсионного возраста родителей) так же считается фактом утраты трудоспособности. При условии, что родители не на пенсии и не состоят на бирже труда, то в оформлении пенсии по потере кормильца им откажут. А если на пенсии по потере кормильца, то право имеет и отец, и мать военнослужащего.

В случае если будет установлено, что военнослужащий находится в плену, они также будут иметь право на пенсию по потере кормильца (ст. 28. Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Задача 5

В управление социальной защиты и социального обслуживания населения по месту жительства обратилась внучка 85-ти летнего Попова с просьбой поместить её деда в дом-интернат для инвалидов и указала в заявлении, что Попов получает пенсию по старости 6 000 рублей, проживает вместе с внучкой и её семьей в однокомнатной квартире, последние 5 месяцев находился на излечении в психиатрической больнице, после чего был признан инвалидом II степени.

Какое решение должно принять управление социальной защиты и социального обслуживания населения?

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

В данному случае помещение Попова в дом-интернат возможно в двух случаях:

1. по собственному желанию инвалид (социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия гражданина пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг;

2. по заявлению его внучки в случае признания Попова недееспособным и назначением ее опекуном.

В случае определения в дом-интернат гражданину или его законному представителю необходимо обратиться в управление социальной поддержки населения по месту регистрации, где будут даны разъяснения по оформлению документов (заявления и медицинской карты). При поступлении полного пакета документов в уполномоченный орган гражданину в соответствии с заключением врачей специалистов и при наличии свободных мест будет выписана путевка на определение их в один из домов-интернатов.

Использованная литература

общественный право инвалидность

1. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. - М.: АСТ, 2009

2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие - М.: Академия, 2013

3. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: Краткий курс лекций - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012

4. Ершов В. А., Толмачев И. А.. Право социального обеспечения: Учеб. пособие - М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009

5. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями), (http://base.garant.ru)

6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Издательство БЕК, 2010

7. Иванов А.Л. Право социального обеспечения. Учебник. - М.: А - Приор, 2011

8. Как получить пособия и другие выплаты при рождении ребенка //, Электронный журнал «Азбука права», 08.08.2014 [Электронный источник] (http://azbuka.consultant.ru)

9. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Книжный мир, 2011

10. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. - М.: Городец, 2013

11. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. - М.: Норма, 2013

12. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2006

13. Рождествина А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013

14. Романова Е.В. Право социального обеспечения. - СПБ: Питер, 2005

15. Сулейманова Г.А. Право социального обеспечения. Учебник. - М.: Юрайт, 2013

16. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), ((http://www.consultant.ru)

17. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (http://www.consultant.ru)

18. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями), (http://base.garant.ru)

19. Шайхатдиной В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2012

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Понятие и общая характеристика социального обеспечения, его формы и разновидности. Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых соответствующим правом. Принципы формирования основ социального права в законодательстве зарубежных стран и России.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Анализ общественных отношений, возникающих в процессе нормотворчества в области социального обеспечения в связи с предоставлением пенсий, дополнительного материального обеспечения, пособий. Анализ законов в системе источников права соцобеспечения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2016

    Понятие пособий по праву социального обеспечения. Порядок назначения и выплаты отдельных их видов. Методика начисления и выплаты. Основания выдачи и размер пособия по временной нетрудоспособности. Пособия гражданам, имеющим детей. Пособие по безработице.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Виды социального обеспечения. Пособие по временной нетрудоспособности: условия возникновения, отличительные признаки. Особенности исчисления пособия по временной нетрудоспособности: необходимые для получения документы, сроки назначения и порядок выплаты.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Правотворчество - источник права. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения: общие положения. Единый социальный налог.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Понятие, сущность и классификация источников права социального обеспечения. Федеральная система источников права социального обеспечения. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Оренбургской области.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Источники права социального обеспечения. Конституционные принципиальные положения для всего социального обеспечения в Российской Федерации, которые являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных органов страны.

    реферат , добавлен 25.01.2013

    Источники права как одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке. Обновление законодательства в области социального обеспечения. Анализ основных источников права социального обеспечения России, их изменений на период 2010-2014 гг.

Название: Право социального обеспечения - конспект лекций.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Право социального обеспечения».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам ВУЗов.

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.
Таким образом, право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения 6
Тема 1. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права 7
1.1. Понятие права социального обеспечения 7
1.2. Понятие социального страхования
1.3. Предмет права социального обеспечения 12
1.4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права 15
1.5. Метод права социального обеспечения 16
1.6. Система права социального обеспечения 17
Тема 2. Основные принципы и источники права социального обеспечения 21
2.1. Понятие и классификация принципов права социального обеспечения 21
2.2. Общая характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения 24
2.3. Общая характеристика внутриотраслевых принципов права социального обеспечения 27
2.4. Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения 28
2.5. Конституция как основной источник права социального обеспечения 30
2.6. Федеральные законы как источники права социального обеспечения 31
Тема 3. Правоотношения в сфере социального обеспечения 33
3.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению, их классификация 33
3.2. Элементы правоотношений по социальному обеспечению, их содержание. Юридические факты 37
Тема 4. Основные этапы развития отечественного законодательства о социальном обеспечении 40
4.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России 40
4.2. Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 г 42
4.3. Социальное обеспечение в России после Великой Отечественной войны
4.4. Реформирование системы социального обеспечения на современном этапе 45
4.5. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе 47
Тема 5. Общая характеристика страхового и трудового стажа работы 51
5.1. Понятие страхового и трудового стажа 51
5.2. Виды стажа, установленные действующим законодательством, их юридическое значение 54
5.3. Общая характеристика видов стажа в социальном обеспечении 56
5.4. Порядок подтверждения трудового стажа 62
Тема 6. Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения 67
6.1. Понятие и виды пенсий в праве социального обеспечения 67
6.2. Трудовые пенсии по старости 71
6.3. Трудовые пенсии по инвалидности 74
6.4. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 76
Тема 7. Назначение, определение, перерасчет, индексация, корректировка, выплата и доставка трудовых пенсий 82
7.1. Понятие размера трудовой пенсии, перерасчета и индексации 82
7.2. Порядок и сроки назначения и перерасчета трудовых пенсий. Выплата и доставка трудовых пенсий 85
7.3. Приостановление и возобновление выплаты трудовых пенсий. Прекращение и восстановление выплаты трудовых пенсий 89
7.4. Удержания из трудовых пенсий 91
Тема 8. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению 94
8.1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 94
8.2. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению 97
8.3. Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению 101
8.4. Общая характеристика социальных пенсий 103
Тема 9. Обязательное пенсионное страхование 107
9.1. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования 107
9.2. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности 109
9.3. Финансовая система обязательного пенсионного страхования и уплата страховых взносов 115
Тема 10. Государственные пособия как составная часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан 120
10.1. Понятие и виды государственных пособий 120
10.2. Порядок предоставления и размер государственных пособий по временной нетрудоспособности 123
10.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей 127
10.4. Общая характеристика государственных пособии по безработице 132
10.5. Иные виды государственных пособий 137
Тема 11. Компенсационные выплаты и иные виды социального обеспечения 143
11.1. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат. 143
11.2. Понятие, виды и общая характеристика социального обслуживания 154
11.3. Понятие, виды и общая характеристика медико-социальной помощи 160
11.4. Медицинское страхование 165
11.5. Понятие и система льгот по социальному обслуживанию 169
Тема 12. Международно-правовое регулирование социального обеспечения 180
12.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения 180
12.2. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения 184
12.3. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения 191
12.4. Минимальные нормы социального обеспечения 195
Нормативные правовые акты 199
Литература 201

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Право социального обеспечения - конспект лекций - Долженкова Г.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. - 5 60 с.

Настоящий учебник - первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990-2001 гг.

В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения» и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы - известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.

Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций.

Формат: doc / zip

Размер: 660 Кб

Скачать / Download файл 08 .02.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

Содержание
Предисловие……………………………………………………………..3
Указатель сокращений ………………………………………16
Общая часть
Глава I. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы……………………………………...18
§ 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения………………………………………………...18
§ 2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения
§ 3. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………….27
§ 4. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения…………………………………………………37
§ 5. Формы социального обеспечения……………………………………43
Контрольные вопросы……………………………………………………..53
Глава 2. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения………………………………………………..65
§ 1. Понятие права социального обеспечения как отрасли права…………………………………………………………..65
§ 2. Предмет права социального обеспечения…………………………...70
§ 3. Метод права социального обеспечения……………………………...77
§ 4. Система права социального обеспечения……………………………90
§ 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина …………………………….98
Контрольные вопросы ……………………………102
Глава 3. Принципы права социального обеспечения……………….103
§ 1. Понятие принципов права и их классификация…………………….103
§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения ……………………………..106
Контрольные вопросы ……………………………..114
Глава 4. Источники права социального обеспечения………………..115
§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация ……………………………..115
§ 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения ……………………………..120
Контрольные вопросы ……………………………..128
Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению…………...129
§ 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..129
§ 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..133
§ 3. Пенсионные правоотношения ……………………………..139
§ 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций.……………..147
§ 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей……………………………..151
§ 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения.154
§ 7. Правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан…………………………………..158
Контрольные вопросы …………………………….161
Основной нормативный материал к Общей части………………….162
Особенная часть
Раздел I. Трудовой стаж …………………………….165
Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды …………………………165
§ 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация ……………………………..165
§ 2. Общий трудовой стаж ……………………………..167
§ 3. Специальный трудовой стаж ……………………………..172
§ 4. Страховой трудовой стаж ……………………………..174
§ 5. Непрерывный трудовой стаж ……………………………..175
Контрольные вопросы…………………………………………………… 179
Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа ……………180
§ 1. Исчисление трудового стажа ……………………………..180
§ 2. Подтверждение трудового стажа ……………………………..182
Контрольные вопросы ……………………………..192
Основной нормативный материал к разделу I Особенной части…..192
Раздел II. Пенсионное обеспечение …………………………….195
Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России…….195
§ 1. Пенсионная система России, ее современное состояние ……………………………..195
§ 2. Понятие пенсий и их классификация.
Право выбора пенсии ……………………………..200
Контрольные вопросы ……………………………..205
Глава 9. Пенсия по старости ……………………………..206
§ 1. Понятие пенсии по старости ……………………………..206
§ 2. Пенсия по старости на общих основаниях ………………………. 207
§ 3. Пенсия по старости на льготных основаниях……………………….211
§ 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда ……………………………..216
§ 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере ……………………………..226
§ 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже ……………………………..229
§ 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии…………………….230
Контрольные вопросы ……………………………..237
Глава 10. Пенсия по инвалидности ……………………………..239
§ 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение 239
§ 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях…………………….246
§ 3. Пенсия по инвалидности на основаниях предусмотренных для военнослужащих ……………………………..248
§ 4. Размер пенсии по инвалидности.
Надбавки к пенсии ……………………………..250
Контрольные вопросы ……………………………..254
Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца……………………...255
§ 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество.255
§ 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях ……………………………..260
§ 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих………………………….261
§ 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии …………………………….263
Контрольные вопросы …………………………….266
Глава 12. Пенсия за выслугу лет …………………………….267
§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет …………………………….267
§ 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения …………………………….268
§ 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии…………………276
Контрольные вопросы ……………………………..279
Глава 13. Социальная пенсия ……………………………..280
§ 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления ……………………………..280
§ 2. Размеры социальных пенсий ……………………………..281
Контрольные вопросы ……………………………..282
Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда……………………………283
§ 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются ……………………………..283
§ 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения ……………………………..287
§ 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий ……………………………..291
§ 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии ……………………………..294
§ 5. Адаптация пенсионных выплат ……………………………..296
Контрольные вопросы ……………………………. 300
Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет …………………………….301
§ 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение……………….301
§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения ……………………………..302
§ 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия ……………………………..305
Контрольные вопросы ……………………………..309
Глава 16. Выплата пенсии ……………………………..310
§ 1. Общие правила выплаты государственной пенсии…………………310
§ 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам…………………………314
§ 3. Удержания из пенсии ……………………………..318
Контрольные вопросы ……………………………..319
Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан ……………………………..321
§ 1. Формирование привилегированной пенсионной системы ……………………………..321
§ 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих …………………..323
§ 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей 329
Контрольные вопросы ……………………………..334
Основной нормативный материал к разделу II Особенной части…334
Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей 343
Глава 18. Социальные пособия ……………………………..343
§ 1. Понятие пособий и их виды ……………………………..343
§ 2. Классификация пособий и методы определения их размеров ……………………………..344
Контрольные вопросы ……………………………..347
Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности………………348
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности ……………………………..348
§ 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности ……………………………..350
§ 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия 354
§ 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности 359
Контрольные вопросы ……………………………..361
Глава 20. Пособие по безработице ……………………………362
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице ……………………………362
§ 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления ……………………………363
Контрольные вопросы ……………………………366
Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством………………………………………………….368
§ 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения ……………………………368
§ 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности ……………………………370
§ 3. Единовременное пособие при рождении ребенка …………………374
§ 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ……………………………375
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка ……………………………379
Контрольные вопросы ……………………………382
Глава 22. Иные социальные пособия …………………………….384
§ 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту…………………………….384
§ 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений …386
§ 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека …………………………….387
§ 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам …………………………….390
§ 5. Единовременные пособия беженцам …………………………….392
§ 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы.395
§ 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом …………………………….396
§ 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот …………………………….398
§ 9. Пособие на погребение …………………………….398
Контрольные вопросы …………………………….400
Глава 23. Компенсационные выплаты …………………………….402
§ 1. Понятие и виды компенсационных выплат…………………………402
§ 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел 403
§ 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход ………406
§ 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание 409
Контрольные вопросы …………………………….411
Глава 24. Государственная социальная помощь…………………….412
§ 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью …………………………….412
§ 2. Виды (формы) государственной социальной помощи …………………………….413
Контрольные вопросы …………………………….415
Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей. …………………………….416
§ 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 416
§ 2. Основные виды обеспечения по страхованию………………………420
§ 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения ……………………………..427
Контрольные вопросы ……………………………..432
Основной нормативный материал к разделу III Особенной части 433
Раздел IV. Охрана здоровья граждан Медицинская и лекарственная помощь……………………………….438
Глава 26. Медицинская помощь и лечение……………………………438
§ 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды ……………………………..438
§ 2. Санаторно-курортное лечение ……………………………..443
Контрольные вопросы ……………………………..445
Глава 27. Лекарственная помощь ……………………………..446
§ 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью ……………………………..446
§ 2. Бесплатная лекарственная помощь ……………………………..447
§ 3. Лекарственная помощь со скидкой ……………………………..449
Контрольные вопросы ……………………………..450
Основной нормативный материал к разделу IV Особенной части 451
Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения………………………454
Глава 28. Социальное обслуживание ……………………………..454
§ 1. Понятие социального обслуживания ……………………………..454
§ 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов ……………………………..458
§ 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами ………465
§ 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях ……………………………467
§ 5. Социальное обслуживание детей ……………………………471
Контрольные вопросы ……………………………473
Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения…………....475
§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания …………………………….475
§ 2. Дифференциация социальных льгот, их виды……………………...476
Контрольные вопросы …………………………….482
Основной нормативный материал к разделу V Особенной части…482
Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении …………………………….488
Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения …………………………….488
§ 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт……………488
§ 2. Источники международного права, их основное содержание ……………………………..490
Контрольные вопросы ……………………………..499
Список рекомендованной литературы ……………………………..499

Метод правового регулирования с 40–50-х гг. XX в. признается отечественной наукой вторым после предмета необходимым критерием для разграничения отраслей права.

Причем предмету, имеющему объективное содержание, придается основное значение, а метод рассматривается в качестве дополнительного критерия. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулируется правом, то метод – как регулируется.

Но далеко не все ученые разделяли и разделяют эту точку зрения. По мнению многих известных правоведов, таких, например, как Р. 3. Лившиц, проблема деления нрава на отрасли была излишне усложнена нашей юридической наукой за счет использования "совершенно непригодного для этой цели внутреннего критерия, коим является метод правового регулирования. На самом деле отрасли права, равно как и отрасли законодательства, нужно выделять исключительно по предмету правового регулирования, т.е. по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм" . Аналогичной позиции придерживается С. П. Маврин .

Вместе с тем многие специалисты полагают, что "на современном этапе предмет и метод являются равноправными, равнозначными взаимообусловленными критериями разграничения отраслей российского права" .

На протяжении десятилетий в научной среде не прекращается дискуссия но вопросу о том, каждая ли отрасль имеет свой собственный специфический метод или существует некий единый метод, общий для всех отраслей права. Позиции "единого метода" придерживался В. Д. Сорокин. Суть его концепции заключается в том, что в любой отрасли права используются сочетания таких приемов правового регулирования, как дозволение, обязывание и запрет .

Однако большинство правоведов пытались доказать, что каждая отрасль права обладает самостоятельным методом .

Причем это вовсе не означает, что метод отрасли должен быть настолько уникальным, чтобы иметь особое название. Такой метод присущ лишь фундаментальным отраслям права (гражданскому, уголовному, административному). В других отраслях права специфика метода не столь безусловна, поскольку применяются различные комбинации дозволения, предписания (обязывания) и запрета.

Метод любой отрасли права представляет собой совокупность приемов и способов "нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями" .

Особенности метода определяются природой регулируемых отношений, поэтому в отраслях публичного права (административном, уголовном) преобладает императивное регулирование, а в частных отраслях (например, гражданском, семейном) – диспозитивное. В соответствии с аналогичным разделением, но выраженным в других терминах с учетом правового положения субъектов правоотношений, в первом случае применяется метод субординации, а во втором – метод координации. Существует и третий вариант терминологических обозначений метода. В литературе по теории права его называют автономно-авторитарным.

Императивный метод относится к сфере государственнонормативного регулирования, а диспозитивный – к области договорного регулирования .

С помощью императивного метода сторонам правоотношения предписывается строго обязательный образец поведения, при несоблюдении которого наступают отрицательные последствия, т.е. применяются санкции. При этом воля законодателя облекается в обязывающие и запрещающие нормы. В противоположность этому диспозитивный метод дает сторонам сравнительно широкие возможности действовать по своему усмотрению, но в установленных пределах. В этих случаях воля законодателя выражается с помощью дозволяющих норм.

По мнению С. С. Алексеева, решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

Особенности метода проявляются в совокупности определенных признаков, к которым Л. С. Явич относил:

  • – порядок установления прав и обязанностей субъектов;
  • – степень определенности предоставленных прав и "автономности" действий субъектов;
  • – взаимоположение субъектов правоотношений;
  • – наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей;
  • – пути и средства обеспечения установленных субъективных прав .

Все ученые, исследовавшие советское право социального обеспечения, отмечали наличие особого метода правового регулирования. Однако по вопросу о его признаках высказывались различные суждения. При характеристике метода В. С. Андреев, К. С. Батыгин, А. Д. Зайкин, Р. И. Иванова, В. А. Тарасова подчеркивали его обусловленность характером обязательств.

М. И. Полупанов называл общим методом правового регулирования отношений в области социального обеспечения "метод государственных предоставлений", главной отличительной чертой которого являлось "предоставление одному из субъектов правоотношения (гражданину) материальных благ алиментарного характера на безэквивалент- ных началах" .

Р. И. Иванова предложила называть совокупность приемов правового регулирования, используемых в целях упорядочения отношений по социальному обеспечению, "методом социально-алиментарных притязаний (требований) и предоставлений". Притязание гражданина на получение конкретного вида социального обеспечения и предоставление его государственным органом на условиях, установленных законом, – это основная схема поведения участников социально-обеспечительных отношений .

М. Л. Захаров считал методом права социального обеспечения "предоставление содержания или обслуживания без каких-либо взаимных обязательств материального характера со стороны граждан, которым оно предоставляется" .

И. В. Гущин отмечал, что государство устанавливает для граждан "границы возможного поведения", а для органов социального обеспечения – "границы должного поведения, от которого эти органы при наличии у граждан предусмотренных нормами права о социальном обеспечении условий и обстоятельств (юридического факта, юридического состава) уклониться не могут" .

В. Ш. Шайхатдинов связывал специфику метода правового регулирования с выполняемыми отраслью права функциями – регулятивной и охранительной. Поскольку социалистическое государство гарантировало гражданам реализацию их конституционных прав на материальное обеспечение из общественных фондов потребления, то в отношении граждан в методе преобладает диспозитивное регулирование над императивным, дозволение над запретами и предписаниями, применяется ограниченная юридическая ответственность граждан и т.п.

До сих пор не достигнуто единство мнений по вопросу о соотношении императивного и диспозитивного регулирования в сфере социального обеспечения. Так, М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова, Д. И. Рогачев, признавая использование дозволений, утверждают, что преобладает императивный метод, а подавляющее большинство норм носят обязывающий, предписывающий характер . Эта позиция основана на том, что средства социального обеспечения ограничены и распределяются государством. Поэтому все условия приобретения нрава на денежные выплаты и услуги строго регламентированы и не могут быть изменены по соглашению сторон.

Не отрицая ведущей роли предписаний, многие ученые высказывают не столь однозначные суждения. В частности, К. С. Батыгин считает, что в праве социального обеспечения существенную роль играет дозволение . Эту точку зрения разделяют Р. И. Иванова, В. А. Тарасова, М. Ю. Федорова и др. В качестве аргументов в их работах указывается, что поведение физического лица в правоотношениях по социальному обеспечению регулируется диспозитивными нормами.

С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в сфере социального обеспечения. В праве социального обеспечения имеет место дозволение особого рода, при котором субъективное право лица сводится только к одному праву требования. Однако при осуществлении своих прав физические лица должны выполнять и определенные обязанности. В частности, пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Аналогичные нормы содержатся и в других законах, определяющих права на различные виды социального обеспечения. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и предписания (обязывания).

В связи с развитием государственной социальной помощи как самостоятельной организационной формы социального обеспечения особенности метода приобретают новые черты. Адресное оказание социальной помощи подразумевает, что малоимущее лицо может лишь направить государственному органу свою просьбу, но не требовать получения конкретного вида социальной помощи. Орган социальной защиты производит проверку уровня доходов и имущественного положения обратившегося и принимает решение о видах и размерах помощи по своему усмотрению с учетом финансовых возможностей субъекта РФ. Отношения по предоставлению адресной социальной помощи регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими пределы дозволенной меры усмотрения органов социальной защиты.

В большинстве случаев диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц. Поведение второго субъекта (государственного органа или учреждения) регулируется при помощи позитивного обязывания (предписания). Государственному органу или учреждению предписывается активное поведение по рассмотрению обращений физических лиц, проверке юридических фактов, своевременному оказанию медицинских и социальных услуг и т.п. Обязанности государственных органов или учреждений закрепляются как в материальных, так и в процедурных нормах.

Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические рамки о равенстве или подчиненности сторон, хотя одной из них выступает государственный орган (или учреждение). Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга субъектами. Р. И. Иванова и В. А. Тарасова назвали такое положение "автономным равенством, основанном на законе" .

Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Такая специфика отношений требует вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, предписания).

Право социального обеспечения не предусматривает автоматического назначения денежных выплат или оказания услуг. Физическому лицу предоставляется возможность оценить свое положение и потребность в социальной защите со стороны государства, выбрать наиболее выгодный для себя вид социального обеспечения (например, при наличии права на трудовую пенсию по старости и по инвалидности). Без волеизъявления физического лица субъективное право не будет реализовано и останется в потенциальном состоянии.

Свобода выбора физического лица отражена и в нормах о сроках обращения за конкретным видом социального обеспечения. Так, воспользоваться правом на пожизненные и долгосрочные выплаты (пенсии по старости, по случаю потери кормильца) физическое лицо может в любое время, когда сочтет нужным, а правом на единовременные и периодические выплаты (пособие по беременности и родам, пособие на погребение и др.) – в установленные законом сроки. Для обращения за услугами никаких временны́х рамок не существует.

Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил универсальность, хотя большинство отношений по социальному обеспечению сохранили недоговорную основу.

Примером договорного возникновения правоотношений может служить оказание бесплатной медицинской помощи на основании договора обязательного медицинского страхования или предоставление социальных услуг на основании договора социального обслуживания. Однако это особые договоры, поскольку свобода волеизъявления сторон при их заключении ограничена типовой формой, утвержденной Правительством РФ. Стороны не могут по своему соглашению изменить содержание типовой формы: сократить или увеличить перечень услуг, установить размеры их оплаты, ответственность в случае нарушения условий договора. В договорах по социальному обслуживанию стороны определяют размер оплаты с учетом материального и имущественного положения лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, и его родственников, обязанных по закону его содержать.

Таким образом, договор является лишь необходимым юридическим фактом в сложном составе, порождающем правоотношения по оказанию медицинских и социальных услуг. При заключении договора стороны не могут включить в него условия, не предусмотренные нормативными правовыми актами.

Представляется ошибочной точка зрения ряда авторов, приводящих в качестве примера договорного метода правового регулирования в сфере социального обеспечения возможность установления более льготных условий пенсионного обеспечения по сравнению с действующим законодательством в коллективном или индивидуальном трудовом договоре .

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова также отмечают, что "нередко стороны трудового правоотношения своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (право на получение особой выплаты в случае ухода работника на пенсию, в случае его длительной болезни, при рождении ребенка; предоставление бесплатной путевки на санаторно- курортное лечение; оплата лекарств по рецептам врачей и т.д.) .

Аналогичной позиции придерживается Д. И. Рогачев. Он считает, что если не включить указанные отношения в предмет права социального обеспечения, то они окажутся "в правовом “вакууме”, не относясь ни к одной из отраслей российского права" .

Очевидно, что условия трудового договора о предоставлении работникам дополнительных выплат при наступлении социальных рисков носят частный, а не публичный характер, являются обязательствами, которые работодатель принимает на себя добровольно, а не по поручению государства. Такие выплаты производятся исключительно за счет средств работодателя без участия государства. Поэтому данные отношения выходят за рамки государственной системы социального обеспечения.

Положения об ответственности чаще всего концентрируются в специальных главах или статьях федеральных законов, регулирующих условия предоставления конкретных видов пенсий, пособий или услуг, либо указываются с помощью отсылочных норм.

При этом существенным недостатком и пробелом правового регулирования является отсутствие норм об ответственности государственных органов (или учреждений) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Так, периодически имеет место несвоевременная выплата пенсий; необоснованно задерживается назначение пенсий. Однако ни ПФР, ни органы государственной власти никакой ответственности за совершение указанных правонарушений не несут. Более того, до недавнего времени даже решения суда в пользу физических лиц не исполнялись органами государственной власти в течение длительного времени. В последние годы ситуация стала меняться под влиянием решений Европейского Суда по правам человека. Так, гражданка Российской Федерации Брагина Т. И. обратилась в суд с иском к Главному финансовому управлению администрации Воронежской области о взыскании задолженности по государственному ежемесячному пособию на детей с учетом индексации. 9 июня 2000 г. Железнодорожный районный суд Воронежа удовлетворил требования заявительницы и взыскал с ответчика в ее пользу 2040 руб. 02 коп. Судебное решение вступило в законную силу 20 июня 2000 г.

26 июля 2001 г. исполнительный лист был возвращен заявительнице службой судебных приставов без исполнения в связи с отсутствием на счете должника денежных средств.

Заявительница направила исполнительный лист в банк, где был открыт счет должника, и потребовала списать присужденные ей денежные средства со счета должника. Но банк также отказал в удовлетворении ее требования.

В феврале 2004 г. во исполнение решения Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 9 июня 2000 г. заявительнице была выплачена сумма в размере 1110 руб. 36 коп., а оставшуюся часть задолженности в размере 929 руб. 66 коп. она получила только 13 декабря 2005 г. Таким образом, судебное решение оставалось без исполнения более пяти лет.

Ссылаясь на ст. 6 Конвенции 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, заявительница пожаловалась в Европейский Суд по правам человека на длительное неисполнение судебного решения, вынесенного в ее пользу. Европейский Суд пришел к выводу о том, что, не исполняя на протяжении многих лет судебное решение, вынесенное в пользу заявительницы, власти Российской Федерации лишили положения п. 1 ст. 6 Конвенции полезного смысла и воспрепятствовали в получении денежных средств, которые заявительница разумно ожидала получить.

Заявительница просила Европейский Суд проиндексировать сумму, присужденную национальным судебным решением, с учетом инфляции в размере 150% плюс 450 руб. Она представила справку Воронежского областного комитета государственной статистики, в которой указывался уровень инфляции в период с января 1997 г. по январь 2006 г. Брагина Т. И. также утверждала, что ей был причинен моральный вред вследствие допущенных нарушений. Однако она не указала точную сумму компенсации морального вреда.

Власти России заявили, что с учетом справки, представленной заявительницей, максимальная сумма в возмещение материального ущерба, которая была бы ей присуждена в случае обращения в суды РФ, составила бы 1894 руб. 61 коп. Кроме того, заявительница не обращалась в суды РФ с требованием об индексации и, следовательно, не воспользовалась имевшимися в ее распоряжении средствами внутригосударственной правовой защиты.

Учитывая имеющиеся материалы дела, Европейский Суд присудил заявительнице 70 евро в качестве возмещения материального ущерба и 3 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда в переводе на российские рубли по курсу, который будет установлен на день выплаты, плюс любые налоги, которые могут быть взысканы с названной суммы .

Подавляющее большинство граждан добросовестно пользуются правом на социальное обеспечение. Однако отдельные граждане добиваются получения незаконных выплат или услуг путем представления подложных документов о трудовом стаже, профессии, об условиях труда, о заработке и других фактах, имеющих юридическое значение. Совершение правонарушения влечет за собой обязанность возместить причиненный ущерб и привлечение к ответственности.

Поскольку предмет права социального обеспечения составляют имущественные отношения публично-правового характера, ответственность также имеет имущественный характер. До пенсионной реформы 2001 г. к правонарушителям – физическим лицам применялись правоограничительные санкции, которые направлены на уменьшение объема правомочий физического лица, не соблюдающего требования закона. В частности, не выплачивается пособие по временной нетрудоспособности лицу, продолжавшему работать в период болезни и получавшему заработную плату, снижается размер пособия при нарушении режима, предписанного врачом, или при неявке в назначенный срок на медицинское освидетельствование без уважительных причин, и т.п. Лишаются пособия также лица, умышленно причинившие вред своему здоровью.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена в случае его получения обманным путем; приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа от двух вариантов подходящей работы, нарушения условий и сроков перерегистрации без уведомления органов занятости; сокращена на 25% на срок до одного месяца при неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня получения направления органов занятости.

Лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка стационарного учреждения (например, интерната), могут быть выписаны из него. При нарушении правил пользования протезно-ортопедическими изделиями не производится их досрочная замена.

В результате пенсионной реформы 2001 г. в праве социального обеспечения появились штрафные санкции. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, наказываются штрафом в размере 5 тыс. руб.

Суммы, излишне выплаченные пенсионеру вследствие несвоевременного извещения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, удерживаются из пенсии по решению территориального органа ПФР. Формулировка статьи не предполагает согласия пенсионера на взыскание излишне выплаченной пенсии.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Санкции, содержащиеся в федеральном законодательстве о социальном обеспечении, не следует путать с привлечением правонарушителей к уголовной или финансовой ответственности. В частности, незаконное получение государственной пенсии путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) является хищением, за которое установлена уголовная ответственность. Кроме того, незаконно выплаченная вследствие злоупотреблений со стороны получателя пенсия подлежит взысканию с него в доход государства.

Действия должностных лиц, виновных в выдаче документов, содержащих заведомо ложные сведения, которые привели к излишним выплатам по социальному обеспечению, могут квалифицироваться по-разному в зависимости от обстоятельств дела и образовывать составы различных уголовных преступлений. В этих случаях применяются уголовные санкции, которые не относятся к праву социального обеспечения.

Штрафные санкции в отношении страхователей (работодателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды также выходят за рамки права социального обеспечения, поскольку связаны с формированием, а не с распределением указанных фондов.