Дисциплинарная ответственность – санкция, которая распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности. Статьей 192 Тр.К РФ установлены следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Возможно лишение премий и других материальных поощрений.
Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей.
Дисциплинарная ответственность не требует применения сложных процессуальных мер и налагается администрацией предприятия.
В ряде случаев возможна замена дисциплинарной ответственности на административную, однако такая процедура должна быть прямо предусмотрена в нормативных актах.
Материальная ответственность за экологические правонарушения – имущественная ответственность в соответствии с трудовым, а не гражданским законодательством работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Этот вид ответственности предусмотрен Тр.К РФ.
При наложении на работника материальных санкций соблюдаются следующие условия:
– материальная ответственность ограничивается лишь частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
– материальная ответственность работника согласно трудовому законодательству возможна лишь при наличии его вины;
– учитывается только прямой ущерб, причиненный работником, неполученные доходы не принимаются в расчет;
– работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности;
– для привлечения к материальной ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (она налагается не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);
при согласии виновного лица ущерб взыскивается администрацией, в противном случае – в судебном порядке;
– ущерб должен быть возмещен независимо от привлечения работника к другим видам ответственности.
Подгражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность граждан и юридических лиц за экологические правонарушения, устанавливаемая в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства.
Имущественная ответственность за противоправное причинение вреда состоит в полном возмещении ущерба. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» вред рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных ландшафтов и истощение природных ресурсов.
Ст. 77 Закона расширяет понятие вреда окружающей среде: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Данная статья (пункт 3), а также ст. 1064 ГК РФ называет вредом не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. В случае отсутствия таковых – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Возмещение ущерба производится добровольно, в противном случае – по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. На основании их решения вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Учитывая длительность многих природных процессов, иски о компенсации экологического вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Главная особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она предусматривает восстановительную функцию, а административно- или уголовно-правовая ответственность – функции карательные.
Административная ответственность за экологические правонарушения – ответственность, наступающая только за конкретные экологические правонарушения, указанные в Законе как административные, и применяемая судами, органами, должностными лицами, комиссиями, лицами, специально уполномоченными рассматривать дела об административных нарушениях (ст. 23.1-23.6 КоАП РФ).
К видам административных наказаний относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (например, управления транспортным средством, права охоты); 7) административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. За административные правонарушения в экологической области согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-6.
Принятие 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях принесло в область экологического законодательства глубокие изменения. В новом Кодексе перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включен в восьмую главу. Компетенция экологических органов существенно ограничена: в нее входит рассмотрение таких составов, как порча земель, нарушение правил обращения с отходами, правил охраны атмосферного воздуха, среды обитания и правил пользования объектами животного мира, правил охоты и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Исключены из компетенции экологических органов составы правонарушений в сфере рационального использования земель, охраны и использования недр, охраны и использования водных объектов, правил лесопользования, правил охраны рыбных запасов и мониторинга загрязнения окружающей среды.
Ст. 27.4. КоАП РФ сузила правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и свела почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Ответственность за экологические правонарушения может быть:
1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.
2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и предусматривается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.
3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.
4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.
Два вида уголовной ответственности:
1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.
2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.
При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
НОУ СПО Вологодский кооперативный колледж
на тему «Виды ответственности за экологические правонарушения»
по дисциплине «Основы экологического права»
Выполнил:
Духанина.М.
Группа: Ю-33
Проверил:
Климашевская С.Н.
Вологда, 2014
Введение
2.4 Материальная ответственность за экологические правнонарушения
Заключение
Список литературы
Введение
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.
В соответствии с российским экологическим законодательством, как должностные лица, так и граждане несут гражданско-правовую, материальную,дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления.
Целью данной работы является рассмотрение видов ответственности за экологические правонарушения.
1. Понятие ответственности за экологические правонарушения
2. Виды экологических правонарушений
экология ответственность правонарушение
1. Понятие ответственности за экологические правонарушения
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).
Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция - это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.
Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.
Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
а) противоправность поведения;
б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.
Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.
В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.
Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
2. Виды экологических правонарушений
2.1 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в невыполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования.
Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. К нарушителям могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами могут быть установлены иные дисциплинарные взыскания: перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности.
В качестве разновидности дисциплинарной меры ответственности рассматривается депремирование должностных лиц и иных работников, т.е. полное или частичное лишение премии по итогам года, например, за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды либо за нарушения природоохранительного законодательства. Основанием для решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и степени соблюдения экологического законодательства за соответствующий период.
Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. При наложении взыскания должны быть учтены тяжесть совершенного проступка, служебная характеристика и поведение работника. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно взыскание. До наложения взыскания от провинившегося должно быть истребовано объяснение. В приказе (распоряжении) о наложении дисциплинарного взыскания обязательно указывается, за какой проступок и какое наказание налагается. О приказе (распоряжении) работнику объявляется под расписку.
Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске).
Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований - административной, уголовной, гражданской.
2.2 Административная ответственность за экологические правонарушения
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством.
Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.
Установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.
Административная ответственность применяется за:
нарушение права государственной собственности на недра; на воды; на леса; на животный мир;
нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;
незаконное использование земель государственного лесного фонда;
нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
уничтожение или повреждение подроста в лесах;
повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;
засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;
уничтожение полезной для леса фауны;
нарушение требований пожарной безопасности в лесах;
выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов;
нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных;
нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу;
уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;
нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования и т.д.
Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.
2.3 Уголовная ответственность за экологические правонарушения
В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, но помещенные как в других разделах УК РФ (например, ст. 358 «Экоцид»), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде наряду с последствиями другого рода.
В Уголовном Кодексе предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:
1) нарушение правил экологической безопасности при производстве работ (ст. 246);
2) нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
3) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
4) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК);
5) загрязнение вод (ст. 250);
6) загрязнение атмосферы (ст. 251);
7) загрязнение моря (ст. 252);
8) нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253 УК);
9) порчу земли (ст. 254 УК);
10) нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК);
11) незаконную добычу воды, животных и растений (ст. 256 УК);
12) нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК);
13) незаконную охоту (ст. 258 УК);
14)незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 259 УК);
15) уничтожение или повреждение лесов (ст. 260 УК);
16) нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 261 УК)
2.4 Материальная ответственность
За экологические правонарушения - это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда.
Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.
Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно ТК, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры чаще всего лимитируются определенной частью заработка, тогда как имущественная ответственность по ГК РФ характеризуется возмещением обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду.
В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.
Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.
По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены одной из статей Трудового кодекса РФ:
Когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;
Когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;
Когда между работником и администрацией заключен договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;
Когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;
Заключение
Существуют административная, уголовная, дисциплинарная и материальная виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Каждый вид ответственности имеет свои меры наказания.
Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке; и др.
В настоящее время целями норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических преступлений, объявляется защита и обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды в целом и правил охраны отдельных ее компонентов, установленного нормативно-правового порядка деятельности, в той или иной степени связанной с использованием окружающей среды или оказанием на нее воздействия, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение правомерных видов пользования окружающей средой, сохранение ее качества, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы и т.п.
В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26).
Все поставленные мною цели и задачи выполнены.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»
2. Уголовный Кодекс РФ
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Изучение института ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Исследование понятия земельного правонарушения. Анализ дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения.
курсовая работа , добавлен 15.06.2012
Понятие административного экологического правонарушения. Развитие административной ответственности. Виды административных экологических правонарушений и взысканий. Эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.
курсовая работа , добавлен 21.08.2011
Приоритеты социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности. Общая характеристика ответственности за экологические правонарушения. Сущность уголовной ответственности в этой сфере. Характеристика составов экологических преступлений.
курсовая работа , добавлен 19.04.2015
Понятие ответственности за экологические правонарушения, ее виды, задачи и принципы. Основания уголовной ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве.
контрольная работа , добавлен 20.03.2013
Изучение экологических правонарушений и видов ответственности за их совершение (юридическая, уголовная). Суть административной ответственности, которую рассматривают как негативную реакцию государства на нарушение эколого-правовых административных норм.
реферат , добавлен 15.03.2011
Характеристика пяти видов юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, уголовной. Обстоятельства привлечения к административной ответственности, виды наказаний, сроки, возраст и особые обстоятельства.
курсовая работа , добавлен 04.04.2012
Понятия и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Состав административного правонарушения. Региональное законодательство субъектов РФ. Процессуальные основания административной ответственности.
дипломная работа , добавлен 26.12.2013
Определение понятия и признаков материальной и дисциплинарной ответственности работника и работодателя. Изучение видов и пределов ответственности сторон трудовых правоотношений. Порядок привлечения сторон к материальной и дисциплинарной ответственности.
дипломная работа , добавлен 22.06.2015
Черты юридической ответственности: государственное принуждение, осуждение правонарушения, его субъекта, наличие неблагоприятных последствий для правонарушителя. Особенности гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной, административной ответственности.
статья , добавлен 15.06.2010
Рассмотрение понятия и сущности административного правонарушения. Анализ юридического состава административного правонарушения как основания ответственности. Особенности ответственности отдельных категорий граждан, должностных и юридических лиц.
Законодательные проступки, которые могут быть действием или бездействием в природоохранном законодательстве и которые причиняют вред окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека, именуются как экологические правонарушения. Ответственность за них предусматривается в зависимости от тяжести последствий в виде административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.
Классификация экологических правонарушений
Всю их совокупность подразделяют на три вида:
- проступки в рассматриваемой сфере;
- экологические преступления общего характера относительно природной среды;
- деликты (незаконные действия).
Понятие о юридической ответственности
Через ее применение реализуется госпринуждение по исполнению рассматриваемых требований.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношения, складывающиеся между уполномоченными госорганами в сфере охраны природной среды, а также иными подобными субъектами и физическим или юридическим лицом, которое совершило экологическое правонарушение, по поводу наложения на последнего соответствующего взыскания. При этом для нарушителя наступают неблагоприятные последствия.
При применении юридической ответственности реализуется принцип госпринуждения к исполнению требований природоохранного законодательства.
Функции рассматриваемого вида ответственности
Среди основных можно выделить:
- Стимулирующая к тому, чтобы нарушитель соблюдал природоохранное законодательство.
- Превентивная, заключающаяся в том, чтобы он не нарушал в дальнейшем данные правовые акты.
- Карательная. Любое лицо, совершившее какой-либо проступок, должно за него отвечать. Не являются исключением и экологические правонарушения.
- Компенсационная — направлена на возмещение ущерба окружающей среде и здоровью человека.
Административная ответственность за экологические правонарушения
В сфере охраны природы наибольшее распространение получил именно данный вид ответственности. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливается в КоАП РФ на федеральном уровне и законах об административных правонарушениях субъектов Федерации на местном уровне.
Ответственным за совершение данного проступка может быть признано физическое лицо, начиная с 16-летнего возраста. Для юридического лица ответственность наступает в том случае, если будет доказано, что оно имело возможности для соблюдения административных правовых норм, но не соблюдало их.
Административная ответственность за экологические правонарушения может осуществляться в виде:
- штрафа;
- лишения спецправа;
- конфискации или возмездного изъятия продукции незаконного природопользования либо орудий совершения данных проступков;
- предупреждение;
- административный арест;
- исправительные работы.
При этом третий из рассматриваемых видов может быть как основным, так и дополнительным, остальные же взыскания применяются только как основные.
Виды экологических правонарушений, влекущие административную ответственность
Они определены в законе «Об охране окружающей среды». К ним относятся:
- несоблюдение нормативов ее качества;
- непроведение госэкологической экспертизы, невыполнение требований, которые были отражены в ее заключении или при предоставлении заведомо ложных экспертных заключений;
- нарушение требований в сфере экологии на разных стадиях проектирования и эксплуатации различных объектов;
- загрязнение окружающей среды, что приводит, как следствие, к ухудшению здоровья человека, наносит вред флоре и фауне, имуществу, принадлежащему физическим и юридическим лицам;
- порча или повреждение природных экосистем, а также иных природных объектов, включая памятники природы, заповедники;
- нарушение порядка и правил добычи, купли-продажи, обмена, импорта-экспорта объектов флоры и фауны, продуктов, созданных на их основе, минералогических и биологических коллекций;
- невыполнение мер, относящихся к обязательным, по восстановлению окружающей среды, подвергшейся нарушению, а также воспроизводству природных ресурсов;
- неподчинение госорганам, выдавшим предписание при осуществлении госэкологического контроля;
- нарушение требований по складированию, переработке, обеззараживанию, утилизации и захоронению различных отходов;
- то же по отношению к поллютантам, включая радиоактивные отходы;
- превышение предельно допустимых уровней воздействия ионизирующего излучения и другие.
Как уже отмечалось, административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается, в основном, КоАП РФ либо местными административными законами. В них устанавливается, что к ней могут привлекаться и физические, и юридические лица, а также что она может быть применена к должностным лицам последних. Одной из наиболее распространенных мер ответственности за подобные нарушения являются штрафы. Их размер зависит от следующих обстоятельств:
- вида правонарушения и его характера;
- степени вины нарушителя;
- уровня вреда, причиненного им;
- полномочий накладывающего штраф органа.
В соответствии с КоАП размер санкций для физических лиц может составлять 500-2500 руб., для юридических — от 10 тыс. до 300 тыс. руб. Последние, в основном, предпочитают, чтобы в случае, если не удается избежать штрафа, его накладывали на должностных лиц, поскольку его размер в данных обстоятельствах уменьшается до 1000-20000 руб.
Данные меры ответственности могут налагать ОВД, специально созданные комиссии при исполнительных властных органах, должностные лица конкретных контрольно-надзорных органов.
Меры административной ответственности за совершение экологических правонарушений могут налагаться по упрощенной процедуре без соответствующего обращения в судебные органы.
Суммы взысканных штрафов переводятся на счета соответствующих госэкологических фондов. Виновное лицо, уплатившее штраф, не освобождается от возмещения вреда, что обусловлено тем, что первый является мерой наказания, при этом суммы, полученные в результате ее наложения, поступают на спецсчета внебюджетных экофондов, а не направляются на возмещение вреда.
Помимо судов, административные дела рассматривают ОВД, органы Роспотребнадзора (в случае повреждения или уничтожения знаков различных санитарных зон, курортов, лечебно-оздоровительных местностей, непредоставления правдивой информации о состоянии атмосферного воздуха, радиационной обстановке, источниках питьевого водоснабжения), органы, осуществляющие госэкологическую экспертизу
Дисциплинарная ответственность
Она является одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения. Для нее характерны все признаки последней, а также имеются свои индивидуальные, к которым относятся:
- дисциплинарный проступок, совершенный виновным лицом;
- источником ее установления с правовой точки зрения являются законодательные и другие официальные акты;
- к ней могут быть привлечены работники, у которых с работодателем заключен трудовой контракт;
- наложение дисциплинарных взысканий к нарушителю трудовой дисциплины, таких как замечание, выговор, включая его строгую форму, а также увольнение;
- их могут налагать соответствующие субъекты, которым делегированы полномочия по использования дисциплинарной власти;
- последняя реализуется в виде дисциплинарного производства.
Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения может наступать по отношению к противоправным действиям, ненадлежащему исполнению или неисполнению работником тех трудовых обязанностей, которые соотносятся с экологическими правами по трудовому контракту или временному поручению топ-менеджмента организации. Здесь объектами правонарушений выступают как окружающая среда, так и правила распорядка, установленные внутри хозяйствующего субъекта.
Как разновидность дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения выделяется депремирование различных категорий нарушителей на основании справки соответствующих органов по охране природы.
Наложение подобных взысканий не освобождает виновное лицо от других видов ответственности.
Материальная ответственность
Она представляет собой комплекс юридических мер, которые призваны сохранить природу и подойти дифференцированно к оценке причиненного вреда и виновным в этом деянии.
Для материальной ответственности за совершение экологических правонарушений характерны следующие признаки:
- она лимитируется определенной частью дохода и должна быть сопоставима с размером ущерба, за исключением некоторых случаев, оговоренным законодательными актами;
- работник определенного хозяйствующего субъекта может нести данный вид ответственности только в случае наличия его доказанной вины;
- упущенная выгода вследствие причинения ущерба конкретным работником не подлежит возмещению;
- если он был причинен при нормальном производственном риске, то работники, его допустившие, не должны подвергаться материальной ответственности;
- последняя должна наступить не позднее 2 недель с момента нанесения ущерба;
- внесудебное взыскание может быть наложено администрацией хозяйствующего субъекта в том случае, если работник с этим согласен;
- ущерб возмещается вне зависимости от того, привлекается ли работник к иным видам ответственности за данный проступок.
Данная ответственность может быть применена в следующих случаях:
- несоблюдение ПДК выбросов в различные оболочки Земли, иные противоправные действия нарушителя;
- нанесенный ущерб природе, включая повреждения конкретного природного объекта, убытки из-за нарушений экологического законодательства, расходы на восстановление нарушенного объекта;
- установления причинной взаимосвязи между наступившим вредом и противоправным поведением нарушителя.
Этот вид может быть частичным (при неосторожной форме вины) или полным (в случае умышленного причинения ущерба).
Таким образом, понятие ответственности за экологическое правонарушение включает не только те виды из них, которые определяются одноименными кодексами, но и те, которые определяются нормами права.
Уголовная ответственность
Ее специфика в рассматриваемой сфере заключается в следующем:
- основание привлечения — правонарушение в области экологии со всеми признаками преступления в рассматриваемой области;
- объектом состава выступает комплекс общественных отношений, которые складываются в области охраны природы и экологии;
- к данному виду привлекаются лишь физические лица, осуществление функций которыми связано с определенными воздействиями, оказываемыми на природную среду;
- меры наказания при данном виде ответственности могут сводиться к штрафу, обязательным и исправительным работам, лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.
Цели уголовной ответственности за экологические преступления:
- обеспечение ;
- установленного порядка осуществления деятельности, связанной с определенным воздействием на природную среду;
- защита экологических интересов и прав физических лиц;
- обеспечение экологической безопасности по отношению к конкретным территориям и гражданам;
- предупреждение ухудшения качества природы и угроз гибели ее объектов.
Наиболее часто применяется такой вид уголовной ответственности, как лишение свободы.
Для разрешения некоторых вопросов, которые требуют спецзнаний в области охраны природы и экологии, в качестве экспертов могут быть привлечены различные биологи, включая экологов, а также санитарные врачи.
Предметом экологического преступления не являются кустарники, древесная растительность, произрастающие на садово-огородных участках, землях с/х назначения, кроме защитных лесополос, а также такие из них, которые были повреждены в результате стихийных сил природы.
Отличие уголовной ответственности за экологические правонарушения от административной нужно проводить по нескольким признакам:
- наличие крупного ущерба;
- использование самоходного плавающего или другого механического транспортного средства, различных химвеществ, средств массового уничтожения в рыболовстве;
- места совершения проступка или преступления.
Подследственность уголовных дел в экологическом отношении в основном относится к райсудам.
В 26 главе УК РФ установлены экологические преступления, за которые может наступить уголовная ответственность. К ним относятся:
- нарушение правил охраны природы при осуществлении работ или обращении отходов и экологически опасных веществ;
- загрязнение гидро-, атмо-, литосфер;
- нарушение правил охраны недр и рыбных запасов;
- незаконная охота;
- уничтожение ареалов организмов, занесенных в Красную Книгу РФ.
Специальные экологические составы встречаются и в иных УК РФ. К ним можно отнести сокрытие информации о тех обстоятельствах, которые создают опасность для здоровья или жизни людей, экоцид, нарушение требований по безопасности на объектах атомной энергетики.
Помимо этого, выделяют смежные составы преступлений. К ним относят те из них, которые выполняют соответствующие экологические функции только в определенных обстоятельствах. К ним могут относиться:
- регистрация незаконных сделок с землей;
- нарушение правил безопасности при проведении различных работ, а также некоторые другие.
Также выделяют составы, не относящиеся напрямую к экологическим, но которые в некоторых обстоятельствах могут быть использованы для целей защиты природы. К ним, в частности, можно отнести превышение служебных полномочий, служебный подлог и другие.
Гражданско-правовая ответственность
Она является одним из видов правовой ответственности за экологические правонарушения. Она может использоваться совокупно вместе с применением мер административного, уголовного и дисциплинарного воздействия.
В ГК РФ определено, что под экологическим вредом понимается какое-либо ухудшение состояния природы из-за нарушения экологических требований с умалением любых благ, включая имущество физических лиц и хозяйствующих субъектов, здоровье и жизнь человека.
В гражданских делах могут быть рассмотрены такие из них, которые связаны с ответственностью за экологические правонарушения из-за упущенной выгоды или возмещением морального вреда в случае, например, уничтожения зеленых насаждений.
Основания ответственности определены в ГК. К ним относятся:
- противоправность действия или бездействия;
- причинная взаимосвязь между ними и причинением вреда;
- вина нарушителя.
В большинстве случаев в том случае, если нарушитель докажет то, что ущерб был причинен не по его вине, он освобождается от возмещения вреда. Но если последний был причинен в результате применения источника повышенной опасности, то освобождение не наступает.
Такая ответственность за экологические правонарушения по-другому называется имущественной. Таким образом, она направлена на возмещение, прежде всего, соответствующего ущерба конкретному лицу.
В заключение
Выделяют различные виды рассматриваемой ответственности. К ним относятся и административная, и уголовная, и дисциплинарная, и материальная, и гражданско-правовая. Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена за совершение действий, которые причиняют ущерб природной среде, и, как следствие, жизни и здоровью человека. В зависимости от тяжести последствий, величины ущерба и некоторых других факторов может использоваться тот или иной вид ответственности или возможно их совокупное действие.
28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к их исполнению в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).
Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция -- это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
Стимулирующую к соблюдению норм экологического права;
Превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
Компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью человека;
Карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков отсутствует 1 .
Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть Предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
По требованию представительного органа работников к дисциплинарной ответственности может быть привлечен руководитель организации, его заместители. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности -- административной, уголовной, гражданской.
Административная ответственность за экологические правонарушения
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность 1 .
Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).
В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).
В области охраны окружающей природной среды и природопользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).
Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов:
Ответственность за нарушение правил охраны и использования земель предусмотрена за порчу земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
Ответственность за нарушение правил охраны и использования вод предусмотрена за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования (ст. 8.14), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
Ответственность за нарушение правил охраны и использования ресурсов природных комплексов предусмотрена за нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18), нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19), незаконную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);
Ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. (8.22), эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23);
Ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов предусмотрена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (ст, 8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);
Ответственность за нарушение правил охраны и использования животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);
Ответственность за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).
Экологическими характеристиками обладают также административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйст-е, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растения-ш-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза юдкарантинной продукции (подкарантинного материала, подка-эантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, за-этовки, перевозки, хранения, переработки, использования и ре-шзации подкарантинной продукции (подкарантинного материа-та, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст" 10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10).
К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также некоторые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов РФ.
За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - - ст. 8.35; судна и других орудий лова -ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.
В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.
По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.
В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2, 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), ч. 2 ст. 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.1 (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.
Возбуждение и рассмотрение дел об административном экологическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется гл. 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.