Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда РФ). Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.



Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

Особо охраняемые природные территории (природно-заповедный фонд) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в случаях предусмотренных ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

87.Правовой режим государственных природных заповедников .

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

· сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

· поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

· предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

· осуществление экологического мониторинга;

· выполнение научно-исследовательских задач;

· ведение эколого-просветительской работы;

· осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»),

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Центральное место в системе ООПТ занимает природно-заповедный фонд. Структура природно-заповедного фонда постоянно изменялась и совершенствовалась. Структура заповедного фонда включает в себя несколько видов объектов, подлежащих особой охране: заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Их объединяет три признака: они государственные, природные и заповедные. В целом и по отдельным частям природно-заповедный фонд является государственной собственностью. Однако, согласно ст. 95 п.2 Земельного Кодекса РФ земли ООПТ «относятся к объектам общенационального состояния в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, и в муниципальной собственности», а также допускается включение в земли ООПТ «территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности» в случаях предусмотренных федеральными законами. По другому признаку объекты природно-заповедного фонда отличаются от близких к ним по правовому режиму историко-культурных, архитектурных заповедников, памятников садово-паркового искусства, памятников истории и культуры. Однако не эти признаки отличают самобытность природно-заповедного фонда. Особенности природно-заповедного фонда выражаются в наличии признака заповедности. По толковому словарю русского языка оно означает неприкосновенное, запретное, завещаемое. Для режима природно-заповедного фонда характерно проявление признака заповедования в трех его формах: абсолютном, относительном и смешанном. Режим абсолютного заповедования свойственен природным заповедникам и памятникам природы, в том числе живой природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов, несовместимое с целями заповедования. Такое вмешательство допустимо лишь в строго ограниченных случаях. Практика называет три: 1.Для научно - исследовательской работы. 2.С целью предотвращения вреда природной среде (борьба с пожарами, истребление хищников, угрожающих местной фауне. 3.Для организации пассивных экскурсий по специально отведенным тропам, пешеходным маршрутам и так далее. Согласно Положению о государственном природном заповеднике разрешаются некоторые виды лесных пользований (сбор ягод, грибов, заготовка дров и так далее) для работников заповедника, ушедших на пенсию и проживающих на его территории. 1.Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация многочисленных форм заказного режима – государственных природных заказников. Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных природных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека. Земли, занимаемые объектами природно-заповедного фонда вместе с другими особо охраняемыми природными территориями и объектами в новом земельном законодательстве выделяются в самостоятельную категорию земель, обособленную от других категорий земель земельного фонда, называемую землями природоохранного и природно-заповедного значения. Особо охраняемые природные территории, входящие в состав Природно-заповедного фонда. Среди ООПТ в первую очередь следует назвать государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. О них будет более подробно рассказано во второй главе. Национальные парки являются природоохранными, экологопросветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о национальном парке утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35,ст. 3607). Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35,ст. 3607).Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. На природные парки возлагаются следующие задачи: а) сохранение природной среды, природных ландшафтов; б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов. в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. Решение об образовании природных парков, в том числе связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, принимает Правительство Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.1 Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);б)биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 1.Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.1 Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады образуются на основании решений Правительства Российской Федерации (в ред. Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607). Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.1.Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают.



Правовой режим . Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определены отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение.

Государственный природный заповедник, национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемого по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветитель- скими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Задачами государственных природных заповедников являются: охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований и иные задачи.

Задачи природных парков сводятся к: сохранению природной среды, природных ландшафтов; созданию условий для отдыха и сохранению рекреационных ресурсов; разработке и внедрению эффективных методов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На этих землях запрещается: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий.
Рубрика (тематическая категория) Экология

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Основанием ддя ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные в Законе (об охране атм. Воздуха от 82 ᴦ.). В соответствии с действующим законодательством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений: нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; и пр.
Размещено на реф.рф
(ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппа-ратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП

РСФСР); ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосфер-ного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); и пр.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздух а пре-дусмотрена ст. 251 УКРФ и соответствующими статьями уголовных кодек-сов республик. Данные статьи предусматривают ответственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышлен-ного производства, а также за действия, причинившие существенный вред здоровью людей. К указанному составу преступления относятся разъясне-ния Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 ᴦ. “О практике применения судами законодательства об охране природы”. В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны произ-водственных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при нали-чии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возме-стить вред. причинœенный нарушением законодательства об охране атмос-

ферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательст-вом.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают крайне важно сть сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 ᴦ., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населœения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, бывают отнесены к заповедным.

Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий." 2017, 2018.

Заповедание – это процесс установления особого режима природопользования и охраны ОС для территорий, имеющих особое научное природоохранное, культурное и другое ценное для человечества значения.

Природно – заповедный фонд РФ – это совокупность различных видов ООПТ РФ, имеющих особое природоохранное, научное, историческое, культурное и иное ценное значения.

В России: слово «заповедник» в современном его толковании появилось впервые в словарях русского языка лишь в 20 в.; первое документальное упоминание о частично охраняемой природной территории относится 11-12 вв., охотничьи заказники с XVI в.; в XVI в. объявляются заповедными засеки- леса военно-оборонного значения; в XVII в. создается заказник для охраны соколов-кречетов на Семи островах в Баренцевом море.

Россия долгое время отставала от передовых индустриаль­ных стран Европы и Америки в организации охраны природы.

Первым официально учрежденным заповедником России считается Баргузинский (1916 г.)

Правовая регламентация режима природных особо охраняемых территорий (природно-заповедного фонда) осуществляется в следующим нормативных актах: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995г., ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995г., Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия (подписана в Париже в 1972г., ратифицирована СССР в 1988г.)

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» 1996г.

Особые формы охраняемых территорий – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, в отношении которых установлен режим особой охраны (абз.1 преамбулы ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Категории особо охраняемых природных территорий (выделяются с учетом особенностей правового режима, статуса находящихся на их территории природоохранных учреждений) – п.1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:



Государственные природные заповедники.

Национальные парки.

Природные парки.

Государственные природные заказники.

Памятники природы.

Дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по подчиненности:

Федеральные – исключительно в федеральном подчинении могут находиться государственные природные заповедники и национальные парки.

Региональные – исключительно в региональном подчинении могут находиться природные парки.

Местные – в местном подчинении могут находиться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по режиму охраны:

Режим абсолютной охраны (государственные природные заповедники, памятники природы) – полностью запрещаются хозяйственная, рекреационная деятельность, организация охотничьего хозяйства, допускаются лишь научно-исследовательская деятельность и природоохранные мероприятия.

Режим относительной заповедной охраны (государственные природные заказники) - допускается частичная эксплуатация.

Смешанные режимы.

Виды особо охраняемых природных территорий с точки зрения Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия: Объекты культурного наследия, Объекты природного наследия, Объекты культурно-природного наследия.



Виды государственных природных заповедников:

Ландшафтные, комплексные.

Биологические.

Палеонтологические.

Геологические.

Гидрологические.

Заповедники - это участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования. Обычно в пределах заповедников сохраняется в естественном виде весь природный комплекс. Чаще всего под заповедную охрану выделяются местности, наиболее характерные для определенных типов ландшафтов, географических зон, стран и областей (географических). Заповедный режим устанавливается также для редких и уникальных природных комплексов, которые имеют научное, эстетическое, оздоровительное, рекреационное и образовательное значение. В ряде случаев заповедуются территории, на которых имеются отдельные природные объекты (растения, животные, формы рельефа, минералы и т. д.), представляющие большую научную ценность.

Резерваты (природные) - относят территории с наиболее строгим режимом охраны. Обычно природные резер­ваты составляют самую ценную часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков, заказни­ков. Природные резерваты имеют абсолютно заповедный ре­жим охраны. На их территории запрещены не только ка­кая-либо хозяйственная деятельность, но также посещения туристами и экскурсантами.

Государственные природные заказники – единственный вид особо охраняемых природных территорий, в котором, помимо охраны природных ресурсов, осуществляется ограниченная хозяйственная эксплуатация отдельных природных ресурсов.

Заказники - охраняется часть компонентов природных комплексов, при этом допускается хозяйственное использова­ние ряда природных ресурсов. Наиболее широко распростра­нены охотничьи заказники. В охотничьих заказниках на оп­ределенный срок заповедуется фауна, но разрешается заготов­ка древесины, сбор грибов и ягод и т. д.

Заказники бывают постоянными и временными. Времен­ные заказники чаще всего создаются в охотничьих хозяйствах на срок восстановления того или иного промыслового вида жи­вотных. После восстановления оптимальной численности ох­раняемых видов заповедный режим отменяется и заказник снова превращается в охотничье угодье.

Национальные парки - охраняются мало измененные де­ятельностью человека живописные ландшафты с богатой фау­ной и флорой, где охрана природы соче­тается с организацией отдыха населения и массовым туриз­мом. Как правило, это обширные территории, где природные ресурсы изымаются из промышленного и сельскохозяйствен­ного использования. В национальных парках посетителям предлагают самые разнообразные виды обслуживания, что обеспечивает высокую финансовую рентабельность этих охра­няемых территорий Обычно на территории национальных парков выделя­ют несколько функциональных зон. В их число входит запо­ведная зона, где особо строго осуществляются природоохранные меры и куда не допускаются посетители. В пределах рек­реационной зоны находятся территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты, рыболовства

Основное назначение национальных парков – научно-исследовательская деятельность. Национальный парк выступает с правовой точки зрения в двух ипостасях: как государственный орган и как юридическое лицо. В соответствии с Лесным кодексом РФ, национальные парки, наравне с лесхозами, являются органами управления лесным хозяйством, кроме того, дирекции национальных парков наделены правом выдачи лицензий на организацию туристической деятельности на территории парков. Кроме того, дирекция национального парка осуществляет предоставление в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.

В национальных парках выделяются следующие зоны:

1. Заповедная зона (в ней, как и в государственном природном заповеднике, запрещается любая хозяйственная или рекреационная деятельность).

2. Особо охраняемая зона (допускается только строго регулируемое посещение).

3. Зона познавательного туризма.

4. Рекреационная зона (предназначена для активного отдыха).

5. Зона хозяйственного назначения (с ограничениями, как и в государственном природном заказнике).

Памятники природы – это взятые под охрану отдельные объекты природы - редкие валуны, геологические обнажения, своеобразные выветривания горных пород, уни­кальные формы рельефа, редкие деревья и растения, источни­ки, водопады и т.д.

Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении, нуждающиеся в особой охране государством, не находящиеся на территории других особо охраняемых природных территорий (например, участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, имеющие научную ценность, местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов, природные гидроминеральные комплексы, деревья-долгожители, растения причудливых форм, гейзеры, родники, водопады, утесы, останцы, проявления карста, вулканы, валуны, истоки рек, гроты и пр.). Памятники природы, как и государственные природные заповедники, находятся в режиме абсолютной охраны.

Пр. ледяная Кунгурская пещера на Урале, 600-700-летние дубы в усадьбе Коломенское в Москве, 450-летние вязы в Горках Ленинских вблизи Москвы).

В ряде случаев под специальную охрану берутся объекты природы, связанные с какими-либо историческими событиями, с жизнью выдающихся людей. Так, в Звенигороде, где в земской больнице работал А. П. Чехов, охраняется липа, под которой он любил отдыхать.

Дендрологические парки и ботанические сады могут находиться как в федеральном, так и в региональном подчинении. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности, любая иная деятельность на их территории запрещена.

Функциональные зоны дендрологических парков и ботанических садов:

Экспозиционная (порядок посещения определяется дирекцией).

Научно-экспериментальная (для служебного использования).

Административная.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.