Муниципальная служба и муниципальная должность: описание, особенности и функции. Разница между муниципальной и государственной службой

Муниципальный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. На Г. с. распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными законами о гос. службе.
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти - местных советов и исполнительных комитетов - являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Конституция установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» разграничил государственную службу и муниципальную службу, определив государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования. Муниципальная служба - это самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет средств местного бюджета. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы, ибо время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» не только приравнивает муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создает возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает в статье 1 определение муниципальной службы, под которой закон понимает профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Важное значение для понимания природы муниципальной службы имеет определение должностного лица, также содержащееся в статье 1 закона. Под должностным лицом закон понимает выборное лицо, работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-рапорядительные функции в органах местного самоуправления и неотносящиеся к категории государственных служащих.
Статья 21 закона определяет, кто является муниципальными служащими: это лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления.
Таким образом, можно заключить: муниципальный служащий - это лицо, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий и не относящееся к категории государственных служащих.
Основными задачами муниципальной службы являются: Обеспечение на ряду с государственной службы прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; Защита прав и законных интересов муниципального образования.
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство ключевых требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Лекция, реферат. Государственные и муниципальные служащие - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


12.10.2009/реферат

Организационно-правовые формы предприятий в России. Юридические лица публичного и частного права. Коммерческие и некоммерческие организации. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

22.02.2008/контрольная работа

Классификации юридических лиц. Хозяйственные товарищества и общества. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные предприятия. Понятие вещных прав. Особенности права собственности как наиболее полного по содержанию вещного права.

3.12.2010/реферат

Анализ института государственных и муниципальных контрактов, их особенности, отличия от прочих гражданско-правовых договоров, положительные и отрицательные стороны. Средства, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности.

Начиная рассмотрение правового статуса муниципального служащего, неминуемо возникает вопрос, до сих пор окончательно не решенный в юридической литературе - является ли муниципальный служащий государственным служащим - то есть, является ли муниципальная служба государственной?

В настоящее время в нормативных актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - государственные служащие и органов местного самоуправления - муниципальные служащие. В.А.Козбаненко заключает, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

И государственная, и муниципальная служба, по мнению исследователя, относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Аналогичного мнения придерживаются авторы учебника «Служебное право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский, считая, что муниципальная служба - это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

ФЗ «О государственной гражданской службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральнуюгосударственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо «государственной гражданскоймуниципальной службе» речь в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной.

Но есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих.

Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется ст.7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

  • 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

В некоторых субъектах РФ законодательные акты регулируют одновременно и государственную и муниципальную службу. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995г. «О государственной и муниципальной службе Воронежской области» регулирует отношения в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления.

На наш взгляд, с точки зрения административного, конституционного права, безусловно, муниципальные служащие являются государственными служащими, поскольку де-факто служат государству (пусть и в лице его отдельных представителей - жителей конкретного района, города, селения, являющегося муниципальным образованием). Муниципальные служащие подчиняются единым государственным законам, законам субъекта федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Муниципальные служащие являются представителями, носителями властных полномочий, управленцами на данной территории - то есть представляют собой третье, нижайшее звено публичной власти страны.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая - органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории).

При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих. Нас в данном исследовании интересует, прежде всего, особенности регулирования труда муниципальных служащих, поэтому подробнее остановимся именно на законодательных основах регулирования социально-полезной деятельности работников органа местного самоуправления.

Для обозначения работника органа местного самоуправления законодатель использует понятия «служащий», «должностное лицо». В связи с этим на практике возникает вопрос о четком разграничении понятий «муниципальный служащий» и «муниципальное должностное лицо». Как совершенно справедливо отмечает С.Г. Соловьев, проблемы правового статуса должностных лиц местного самоуправления - не только сугубо теоретические. Актуальность им придает тот факт, что в последнее время большое распространение получила коррупция в среде должностных лиц местного самоуправления. Следует указать и на серьезную опасность, которую представляет взаимопроникновение муниципально-властных и предпринимательских структур, факты злоупотреблений должностными лицами органов местного самоуправления. Достаточно часто в муниципальных образованиях встречаются случаи вхождения руководящих работников органов местного самоуправления в число учредителей и участников органов управления коммерческими структурами. Поэтому важно определить правовое положение муниципального служащего, муниципального должностного лица.

Итак, обратимся к Закону. Согласно ст.2 и 7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальными служащими не являются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Профессиональная деятельность предполагает выполнение социально-значимых действий, связанных с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, планово-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций в соответствие с квалификацией муниципальных служащих.

Согласно ст.8 указанного Федерального закона муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть:

  • - выборной, т.е. замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
  • - невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Законодатель рассматривает как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях (т.е. невыборных - т.е. тех, на которых граждане работают по трудовому договору). Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч.2 ст.2 Закона указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.

То есть получается, что хотя и выбираемые должности, и невыбираемые должности работников органа местного самоуправления объединены законодателем под понятием «муниципальный служащий», регламентация их правового статуса происходит различными нормативно-правовыми актами. Возникает достаточно странная ситуация, когда одни лица, занимающие муниципальные должности, относятся к категории муниципальных служащих, а другие, также занимающие муниципальные должности, к указанной категории не относятся.

По мнению АН.Кокотова и А.С.Саломаткина подобный подход вряд ли можно признать оптимальным. Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц в рамках муниципальной службы. Тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепляемыми за ним властными полномочиями, но он же обладает правами, обязанностями по службе, носящими служебный характер (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т.д.). Поэтому логично распространять на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, общий статус муниципальных служащих с необходимыми из него изъятиями и его дополнением особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Последние же следует закреплять не в нормативных актах, посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями, нераспространение на них квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации, особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц.

В практических целях принято различать понятия муниципальный «служащий» и «должностное лицо», относя к первой группе работников по трудовому договору, а ко второй - лиц, избранных на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица).

Такой подход, кстати, является наиболее обоснованным с точки зрения правовой логики и именно он доминирует в практике муниципального управления.

Уголовное законодательство также делает достаточно строгое различие между «должностными лицами» и просто «служащими». Так, Уголовный кодекс в примечании к ст. 258 дает определение понятия «должностное лицо», относя к этой категории «лиц, осуществляющих функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и т.п.

Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции.

Вернемся к законодательному определению муниципального служащего, уже приведенному выше. Итак, к муниципальным служащим относятся лица:

  • - граждане Российской Федерации;
  • - достигшие совершеннолетия (18 лет);
  • - исполняющие обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, при этом
  • - порядок исполнения должности определен уставом муниципального образования в соответствие с федеральным и региональным законодательством;
  • - получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.

Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Аналогичное определение муниципального служащего присутствует в каждом региональном законе о муниципальной службе. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Подробная и детальная классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.

Согласно действующему законодательству любой гражданин имеет право свободно выбирать работу, на которой он желает осуществлять трудовую деятельность. И если на данный момент он уже трудоустроен, но по каким-то причинам желает найти еще одну работу, то он свободно может это сделать. Исключение составляют ряд категорий работников, для которых ограничена или запрещена такая возможность в связи с особой спецификой осуществляемой ими деятельности. Работа одновременно на нескольких должностях, в соответствии со ст.282 ТК РФ, является совместительством и может производиться как в рамках одной организации, так и в различных. Она осуществляется на основании заключенного между сторонами трудового соглашения. С точки зрения законодательства совместительство не отличается от основной трудовой деятельности по своему характеру и сохраняет за работником все полагающиеся права.

Menu

Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу». Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.
Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью. При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст.


19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.

Возможно ли совмещение на муниципальной службе?

Основные права муниципального служащего Ограничения и запреты для государственного служащего имеют абсолютный характер, т. Как пользоваться ресурсом 8. Недопустимы и подлежат удалению без предупреждения: - повторные вопросы, заданные одним и тем же пользователем на одни и те же темы, ответы на которые раннее уже были опубликованы, а также вопросы, продублированные пользователем на нескольких ветках форума; - вопросы, представляющие собой перепечатку публикаций, а также ссылки на материалы, размещенные в печатных, электронных СМИ, в социальных сетях или на сетевых ресурсах и форумах.Муниципальный служащий Совмещение.

Внимание

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто! Уже зарегистрированы? Войдите здесь. Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Работа по совместительству на муниципальной службе

Важно

В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов. Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст.

14.1 закона № 25-

Инфо

Ф3). Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче заявления о приеме на работу по совместительству в другую организацию и получить от него разрешение. Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти? Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.

На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).

Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?

Если работа выполняется наряду с основной работой в течение рабочего времени, предусмотренного трудовым договором, следует говорить о совмещении (ст. 60.2 ТК РФ), если такая работа будет выполняться работником за пределами рабочего времени по основной работе, то следует оформить внутреннее совместительство, заключив с работником еще один трудовой договор (ст.ст. 60.1, 282 ТК РФ).Норм, которые запрещали бы муниципальному служащему выполнять дополнительную работу по другой должности в порядке совмещения ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы (в том числе Закон N 25-ФЗ) или нормативно-правовые акты не содержат.Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству. Например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст.

Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?

Закона N 25-ФЗ муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст.

Ipc-zvezda.ru

Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу. Однако учитывая тот факт, что уровень заработной платы может быть не очень высоким, вполне понятно, что у людей возникает мысль о дополнительной работе по совместительству. Именно поэтому наверняка многим будет интересно узнать, а может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству, и какие нормативные документы это регламентируют. Нормативная база В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству. Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.
Виды совместительства Совместительство, согласно ст.60.1 ТК РФ может быть двух видов:

  1. Внутреннее – предполагает трудоустройство на иную должность в рамках одного предприятия.
  2. Внешнее – предполагает заключение трудового соглашения с иным нанимателем, за пределами основного места работы.

В обоих случаях обязательным является подписание сторонами трудового договора. В действующем законодательстве существует еще одно понятие, схожее по своему смыслу – совмещение.

Оно предполагает возложение на служащего обязанностей другой должности в рамках одного предприятия. Отличительной особенностью между совмещением должностей и внутренним совместительством является то, что в первом случае выполнение доп.

должностных обязанностей происходит в процессе осуществления основной деятельности.
Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ).Так, трудовым законодательством установлено, что выполнение дополнительной работы по другой должности у того же работодателя без прекращения заключенного с работником (в данном случае — с муниципальным служащим) трудового договора может осуществляться в порядке внутреннего совместительства (на основании трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя — ст. 60.1 ТК РФ) или в результате поручения дополнительной работы, в порядке совмещения должностей, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).Основное отличие совместительства от совмещения состоит в том, когда именно эта работа выполняется работником.

Может ли муниципальный служащий совмещать должности

Из системного толкования данной нормы, а также ст. 16 и ряда ных статей названного закона следует, что должность муниципальной службы замещается только как основное рабочее место.

  • Работа по совместительству возможна только в свободное от основной работы, а при прохождении службы это практически невозможно, т.к. орган местного самоуправления работает по единому режиму.
  • При этом совмещение в одном органе местного самоуправления двух должностей вполне допустимо. Совмещение осуществляется в основное рабочее время. За совмещение работнику положена доплата, размер которой определяется дополнительным соглашением к трудовому договору. О совмещении. Если вторая должность не включена в реестр муниципальных должностей, то ее замещение на условиях внутреннего совместительства возможно. При этом стоит отметить, что в соответствии с ч. 2 ст.

Распространяется на всех работников любых предприятий и учреждений. При этом в отношении отдельных категорий сотрудников действуют особые нормы. К ним в первую очередь относятся лица, замещающие должности муниципальной службы. Их деятельность кроме ТК регламентирует ФЗ № 25 и прочие отраслевые нормативные акты. Рассмотрим далее особенности, которыми обладают должности муниципальной службы.

Общая характеристика

Должности государственной и муниципальной службы предусматриваются в федеральных, региональных и власти, аппаратах избирательных комиссий. Указанные структуры формируются на основании положений уставов МО, законодательств субъектов РФ. службы устанавливаются для исполнения определенного круга обязанностей. Они связаны обеспечением реализации органами власти и избирательными комиссиями их полномочий. Основанием для введения постов выступает реестр должностей муниципальной службы. Их наименования используются при формировании штатных расписаний.

Специфика

К должностям муниципальной службы, стажу работы, профессиональным знаниям, навыкам, которые необходимы для выполнения обязанностей, определяются нормативными актами местного самоуправления. В зависимости от уровня профподготовки сотрудникам присваивают классные чины. Их наименования утверждаются региональными законами. Группы должностей муниципальной службы определены в ст. 8 ФЗ №25.

Классификация

В перечень должностей муниципальной службы включены:


Описание категорий

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста.

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы

Сотрудники, зачисляемые в штат, должны обладать соответствующими:


Образование

Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:

  1. Для высших и главных постов - в/о по соответствующей специализации. Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению "государственное и муниципальное управление". Аналогичное или равноценное образование рекомендуется и для старших и ведущих сотрудников.
  2. Для младших служащих - профессиональное с/о по специализации муниципальных должностей либо равноценное ему.

Перевод сотрудников

По положениям ст. 72.1 ТК он может быть постоянным либо временным. В первом случае необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно. После его получения составляется соглашение к основному договору. В соответствии с ним издается приказ о переводе. Служащий может быть повышен или понижен. Последнее осуществляется по итогам аттестации. В этом случае также требуется согласие работника. Если сотрудник его не дает, наниматель вправе уволить его в течение 1 месяца с даты получения результатов аттестации. По истечении указанного срока расторжение договора с сотрудником, равно как и понижение его в должности не допускается. Временный перевод может производиться без согласия работника. Однако в этом случае за сотрудником сохраняется его прежняя должность и место осуществления деятельности. В трудовую книжку запись не вносится, но издается соответствующий приказ. В качестве оснований для его утверждения выступают документы, подтверждающие необходимость временного перевода.

Нюанс

Если временный перевод сотрудника стал постоянным, издается соответствующий приказ. На его основании вносится запись в трудовую. При этом дату указывают ту, с которой был осуществлен временный перевод. Достаточно часто на практике возникает вопрос: допустимо ли на определенный период перевести работника, который не является муниципальным служащим, на такую должность? В данном случае следует обратиться к нормам законодательства. В ст. 72.2 ТК и ФЗ № 25 не предусматривается никаких ограничений для замещения должностей муниципальной службы на время отсутствия основного сотрудника. Однако при этом должны выполняться определенные условия. В частности, необходимо учитывать требования к должности муниципальной службы, предусмотренные в законах субъектов РФ.

Подразделения

В муниципальных органах образуются необособленные структуры. Процесс их формирования регламентируется правовыми актами МО. Органами самоуправления, в которых работают муниципальные служащие, являются районные и городские администрации. Структура последних достаточно сложна и имеет ряд особенностей. Вместе с главой администрации и его заместителями в нее включены:

  1. Сектора и отделы.
  2. Отраслевые органы. Эти структурные подразделения наделяются статусом юрлица, имеют самостоятельный баланс, круглую печать и банковский счет. К отраслевым органам относят разнообразные департаменты, комитеты и управления.
  3. Территориальные структуры. Ими являются администрации городских районов. Эти структуры также выступают в качестве юрлиц. Они функционируют в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми городской администрацией.

Территориальные и отраслевые органы также имеют свои подразделения. К примеру, в Управлении образования могут присутствовать отделы по правовому и кадровому обеспечению, по защите прав несовершеннолетних и так далее. Руководит отраслевым органом начальник департамента (управления). Он назначается на должность и освобождается от нее по решению главы администрации. Начальник отраслевого органа представляет интересы департамента (управления) без доверенности, принимает на работу сотрудников и увольняет их, утверждает инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание. В уставе предусматриваются и иные обязанности для этого служащего. Управление работой районных администраций осуществляется на принципах единоначалия. В качестве руководителей выступают их главы. Вместе с этим они являются заместителями высшего должностного лица администрации города. Соответственно, последний назначает руководителей на их посты.

Перевод сотрудника в другое подразделение

Принимая во внимание города, можно сформулировать следующий вывод. При переводе муниципального служащего из одного подразделения в другое на ту же должность в пределах единого отраслевого органа его согласие не запрашивается. В данном случае имеет место о чем оформляется соответствующий приказ. Если перевод производится из одной отраслевой структуры в другую, то осуществляется расторжение договора с прежним нанимателем и заключение его с новым. Это обусловливается тем, что разные органы выступают как отдельные юрлица. Соответственно, на такие случаи распространяются положения ст. 72.1 в части 2 ТК. Перевод такого рода производится по письменному согласию или просьбе сотрудника.

Особые случаи

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

Административное наказание

В законодательстве предусматривается ответственность для работников, нарушающих требования норм. Некоторые виды наказаний исключают возможность продолжения сотрудниками их прежней деятельности. Стоит отметить, что в ч. 1 19-й статьи ФЗ № 25 предусматривается специальное основание для прекращения трудовых отношений с работником. Им выступает дисквалификация служащего. В указанном законе не предусмотрен перевод сотрудника на другую работу при назначении ему этого наказания. Нормативно этот вопрос не урегулирован. В этой связи, по мнению экспертов, если сотрудник был дисквалифицирован, то наниматель обязан предложить ему другую должность, но не связанную с муниципальной службой. Если же других вариантов задействовать гражданина в учреждении нет или он не согласен с таким переводом, руководитель вправе расторгнуть договор.

Оформление документов

Для приказа о переводе предусмотрена унифицированная форма Т-5 (5а). Прочие документы - уведомление и соглашение - оформляются в произвольном виде. При этом должны учитываться требования инструкции по делопроизводству, разработанной в конкретном регионе и утвержденной уполномоченными органами власти субъекта.

Дополнительно

В законе № 25-ФЗ допускается принятие граждан на муниципальную службу для замещения соответствующих должностей по результатам конкурса. Условия их проведения определяются региональными и федеральными нормативными актами. Требования к кандидатам устанавливаются в соответствии со спецификой деятельности, категорий и групп должностей. При этом во многих нормативных актах местного уровня предусматриваются ограничения. В частности, устанавливается, что при переводе служащих на другую работу, которая связана с проведением организационно-штатных мероприятий по упразднению или ликвидации органов самоуправления, сокращению численности сотрудников, изменению штатного расписания или структуры либо в связи с состоянием здоровья, конкурс не проводится.

1) является;

2) не является;

5) является;

6) не является;

1) разрешается;

5) разрешается;

Тест 2

Многие люди стремятся к власти, поэтому выбирают для себя работу в администрации города, желая продвинуться по карьерной лестнице. Если поинтересоваться у окружающих людей, как устроиться работать в администрацию города, но чаще всего будет звучать ответ, что это невозможно без знакомств и денег. На самом деле с каждым годом количество молодых специалистов, которые хотят изменить этот стереотип и доказывают, что при желании можно получить любую работу, увеличивается.

Как устроиться на работу в администрацию города?

Конкурс на подобные должности достаточно высокий, но если знать некоторые секреты, то можно выделиться из общей массы. Первое на что обращают внимание при устройстве на работу – образование. Для городской администрации необходимо высшее юридическое или экономическое образование. Еще один важный пункт, учитывающий соискателем – опыт работы, который должен быть минимум 5 лет на руководящей должности. Шанс устроиться в администрацию есть и у студентов, которые проходили практику там во время учебы и показали себя с лучшей стороны. Чтобы повысить свои шансы оказаться в штате городской администрации, стоит записаться на личный прием к руководству, где можно рассказать о своих стремлениях и желании работать на благо города. Еще один совет – разработайте какой-то проект и представьте его потенциальному работодателю.

Задумываясь о том, как устроиться в администрацию города, стоит обратить внимание на новые проекты, к примеру, в некоторых городах можно попробовать себя в Молодежной Администрации города. Набор в большинстве случаев проходит на конкурсной основе, поэтому у каждого человека есть шанс попробовать свои силы.

Как устроиться на работу в администрацию?

Практически у каждой фирмы есть своя администрация, так называемые управленцы. Начинать стоит с просмотра существующих вакансий.

§ 5. Муниципальная служба

Обязательно уточните номер телефона или сайт, выбранной компании и узнайте о ней как можно больше информации. Это поможет на собеседовании, поскольку вы покажете свою заинтересованность в работе в конкретном учреждении.

Чтобы устроиться администратором и даже без опыта работы необходимо резюме, так как именно оно является «лицом» потенциального сотрудника. Первое и самое главное – образование, которое должно быть хотя бы среднее специальное. Для частной компании не всегда важен опыт работы, но если он у вас есть, то это большой плюс. В резюме важно указать личные характеристики и навыки, которые имеют отношение к административной деятельности.

1) гражданин Российской Федерации исполняющий в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации обязанности по должности государственной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета;

2) гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3) гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

16. Является ли глава муниципального образования муниципальным служащим:

1) является;

2) не является;

3) является, если это предусмотрено в Уставе муниципального образования;

4) является, если его должность закреплена в Реестре должностей муниципальной службы, утверждаемом законами субъектов Российской Федерации.

17. Является ли депутат представительного органа муниципального образования муниципальным служащим:

5) является;

6) не является;

7) является, если это предусмотрено в уставе муниципального образования;

8) является, если данная должность закреплена в реестре должностей муниципальной службы, утверждаемом законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования (статья 36)

Должности муниципальной службы устанавливаются:

1) федеральными правовыми актами;

2) законодательством субъектов Российской Федерации в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Российской Федерации;

3) муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации;

4) муниципальными правовыми актами самостоятельно.

19. Запрещается ли муниципальным служащим заниматься иной оплачиваемой деятельностью:

1) разрешается;

3) разрешается, за исключением предпринимательской;

20. Запрещается ли муниципальному служащему, замещающему должность главы местной администрации по контракту заниматься иной оплачиваемой деятельностью:

5) разрешается;

7) разрешается, за исключением предпринимательской;

Тест 2

Предыдущая статья:Основы местного самоуправления Следующая статья:Основы местного самоуправления

1) гражданин Российской Федерации исполняющий в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации обязанности по должности государственной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета;

2) гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3) гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Имеет ли право глава муниципального образования отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования:

б) не имеет;

в) имеет если он является главой местной администрации;

г) имеет если он является главой представительного органа муниципального образования.

17. Является ли депутат представительного органа муниципального образования муниципальным служащим:

1) является;

2) не является;

3) является, если это предусмотрено в уставе муниципального образования;

4) является, если данная должность закреплена в реестре должностей муниципальной службы, утверждаемом законами субъектов Российской Федерации.

18. Должности муниципальной службы устанавливаются:

1) федеральными правовыми актами;

2) законодательством субъектов Российской Федерации в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Российской Федерации;

3) муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации;

4) муниципальными правовыми актами самостоятельно.

19. Запрещается ли муниципальным служащим заниматься иной оплачиваемой деятельностью:

1) разрешается;

3) разрешается, за исключением предпринимательской;

20. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены (укажите лишнее):

а) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;

б) по решению верховного суда субъекта федерации о неправомочности данного состава депутатов;

в) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

г) по решению главы соответствующего субъекта федерации.

Предыдущая статья:Основы местного самоуправления Следующая статья:Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 – 4 классов с ФФНР/НВОНР

Глава муниципального образования — муниципальный служащий

Ю. Шунайлова, старший помощник прокурора г.

Является ли Глава сельского поселения муниципальным служащим?

Мариинска Кемеровской области.

Нормативные акты, которыми регулируется местное самоуправление, по-разному определяют муниципальную службу. Существующие правовые коллизии вызывают трудности при осуществлении прокурорского надзора за этой сферой общественных отношений.

Должность главы муниципального образования введена с 1993 г. Уставами всех муниципальных образований Кемеровской области "главы" предусмотрены. Открытым считается вопрос, является ли глава муниципального образования муниципальным служащим.

По словарю Ожегова, "служить" означает делать что-нибудь для кого-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказание, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь <*>. Согласно Уставу города Мариинска и Мариинского района Кемеровской области глава муниципального образования по всем вопросам своей деятельности подотчетен населению и Совету народных депутатов. Следовательно, он должен "служить" населению муниципального образования. Это, возможно, и означает, что глава должен считаться муниципальным служащим.

<*> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999.

Муниципальную службу можно отнести и к общественной службе. Малый энциклопедический словарь Брокгауза — Ефрона отличает общественную службу от государственной, во-первых, по способу назначения, во-вторых, по правам и преимуществам. Основной признак общественной службы — ее выборное начало <*>.

<*> Малый энциклопедический словарь: В 4 т.: Т. 4. Репринтное воспроизведенное издание Брокгауза и Ефрона. М.: ТЕРРА, 1977.

Определение муниципальной службы есть в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно Закону муниципальная служба — это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления. Следовательно, глава муниципального образования не находится на муниципальной службе. ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Статус же выборного должностного лица не устанавливается.

Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области "О местном самоуправлении Кемеровской области" муниципальная служба — это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан, занимающих должности в органах местного самоуправления, по исполнению их полномочий, задач и функций. Положения, аналогичного норме Федерального закона, что работа на выборной должности — не муниципальная служба, нет. На наш взгляд, такое регулирование правильно.

Поскольку выборное должностное лицо не является муниципальным служащим, на него не распространяются ограничения, установленные для муниципальных служащих (не заниматься иной деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой, и пр.). Так, главе муниципального образования не запрещено совмещать свою работу с предпринимательской деятельностью, что создает угрозу злоупотреблений. Он вправе исполнять обязанности даже в ходе избирательной кампании, при выборах нового главы.

УК РФ (ч. 2 ст. 285) относит главу местного самоуправления к субъекту должностного преступления, т.е. к должностному лицу. Но является ли он муниципальным служащим? Не будучи муниципальным служащим, он не может представлять муниципальное образование, не может быть связан с ним. Тогда как должностное лицо по УК — постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Закон, который устанавливает основы муниципальной службы, по многим положениям дублирует нормативные акты, закрепляющие основы государственной службы. Возможно, это связано с тем, что у государственных и муниципальных служащих во многом совпадают функции, права и обязанности, система ограничений.

Но правовое регулирование муниципальной службы, на наш взгляд, должно отличаться от правового регулирования госслужбы. Согласно Конституции административное законодательство, общие принципы организации местного самоуправления находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ, регулируя вопросы муниципальной службы, право регулировать некоторые из них предоставляют органам местного самоуправления. Как показывает прокурорская практика, акты местного самоуправления могут не соответствовать закону. Поэтому, мы полагаем, необходимо прежде всего детализировать правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне, разграничить федеральным законом сферы правового регулирования между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Необходимо устранить коллизии и четко определить статус муниципальных служащих и лиц, занимающих выборные должности.

Закон называет два способа замещения должности главы местной администрации, который обуславливается структурой органов местного самоуправления.

Первый вариант – это замещение должности главы местной администрации избранным населением главой муниципального образования. Данный порядок характерен для первой типа структурной организации системы органов местного самоуправления, которую именуют моделью «Сильный мэр – слабый Совет».

Второй вариант – замещение должности главы местной администрации по контракту на конкурсной основе. Срок контракта, порядок проведения конкурса, условия контракта, требования к кандидату на должность главы администрации определяются уставом муниципального образования.

Для глав местных администраций районов и городских округов условия контракта и требования к кандидатам, участвующим в конкурсе, устанавливаются также дополнительно законом субъекта РФ. Связано такое участие органов власти субъектов РФ в назначении должностного лица местного самоуправления с тем, что большинство отдельных государственных полномочий делегируются именно на уровень муниципальных районов и городских округов.

Глава местной администрации, назначаемый по контракту, в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе» является муниципальным служащим. Поэтому порядок проведения конкурса на должность главы администрации совпадает по процедуре с проведением конкурса на иные муниципальные должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В городских округах и муниципальных районах одна треть членов конкурсной комиссии назначаются законодательным органом власти субъекта Российской Федерации, по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации подписывается главой муниципального образования. Глава муниципалитета в отношении главы местной администрации выполняет функции работодателя.

Статус главы местной администрации как муниципального служащего отличается спецификой и регулируется не только служебным правом, но и статьей 37 ФЗ-131, которая специально устанавливает ограничения именно для лица, замещающего эту должность, как то запрет:

а) заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

б) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации.

Также отдельным списком (в доктрине обосновывается его закрытость) дается в части 10 статьи 37 ФЗ-131 перечень оснований для досрочного прекращения полномочий. К таковым относятся случаи:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в судебном порядке или по соглашению сторон;

4) отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в порядке и на основаниях, предусмотренных в статье
74 ФЗ-131;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования муниципального образования

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.