Что такое спортивное право. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Правовой статус спортсмена

Клубам в соответствии с рассматриваемым Постановлением могли передаваться в аренду или безвозмездное пользование государственными предприятиями, организациями и учреждениями, профсоюзными, кооперативными и другими организациями здания, помещения, спортивно-зрелищные предприятия, оборудование и другое имущество, относящееся к основным фондам. Указанное Постановление дополнило Общесоюзный классификатор профессий должностью спортсмена-инструктора. Тем самым правовой статус спортсмена приравнивался к статусу других работников сферы физической культуры и спорта. Вот таким образом и обстояли дела со спортивным правом в СССР.

Спортивное право в РФ

труд спортсмен право россия

Следующим шагом в развитии спортивного права явилось Постановление Совета министров СССР от 8 января 1991 г. N 14 "О дополнительных мерах по экономической деятельности в области спорта". Данным нормативным актом установлено, что с 1 января 1991 г. трудовые отношения спортсменов, тренеров и других специалистов сборных команд СССР регулируются особой формой трудового договора - контрактом, заключаемым между указанными категориями граждан и Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту или органом, которому указанным комитетом делегированы права на заключение контракта.

Спортивным правом устанавливались и особые основания прекращения трудового договора со спортсменом. В частности, контракт мог быть расторгнут в случае дисквалификации спортсмена, получения положительного теста допинг-контроля, недостижения спортсменом спортивных результатов, оговоренных контрактом, снижения спортивного мастерства, заключения иных контрактов в период действия контракта о спортивной деятельности, разглашения сведений, составляющих конфиденциальную информацию, и пр. Заключавшиеся договоры не учитывали российского законодательства, их отраслевая принадлежность не могла быть четко определена исходя из их содержания, неясна была и сущность возникающих отношений. Такое положение затрудняло правовую регламентацию правового статуса спортсменов, что, безусловно, не могло не привести к пестроте в регулировании складывающихся отношений.

Можно отметить, что для правового регулирования отношений с участием профессиональных спортсменов использовались нормы как гражданского, так и трудового законодательства. Так, система вознаграждения за труд - профессиональную спортивную деятельность - определялась нормами трудового законодательства и чаще всего именовалась заработной платой. Система установления ответственности - штрафы, обязанность неразглашения конфиденциальной информации и др. - регламентировались нормами гражданского законодательства. В Основах впервые была установлена ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной форме. Причиненный вред должен был возмещаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого спортсменом или судьей по виду спорта с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, членом которой он является. Условия договора (контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации. Основы установили в спортивном праве также и то, что на граждан, занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме, распространяется законодательство Российской Федерации о социальной защите. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в результате занятий физической культурой и спортом, гарантируются за счет страхования от несчастного случая, осуществляемого организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием, учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых отношениях.

Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или судьи по виду спорта определяются спортивным правом законодательством Российской Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Государственные органы управления физической культурой и спортом, организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, предприятия, учреждения и организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом, выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет, были обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой инвалидность, в порядке, установленном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Иными словами, в период действия Основ законодательства о физической культуре и спорте спортсмен имел возможность заключить как трудовой договор в соответствии с нормами действующего законодательства о труде, так и гражданско-правовой договор, регламентирующий его положение как лица, занимающегося коммерческо-спортивной деятельностью в соответствии со статьей 23 Основ. Реально же заключался некий симбиоз, комбинировались нормы разных отраслей права, и делалось это в интересах физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Спортивного права как такового на деле практически не существовалою

Следующим шагом на пути развития спортивного права и формирования правового положения спортсменов и основ профессионального спорта явилось принятие Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этом Законе определен статус основных участников спортивной деятельности - спортсменов, спортсменов-профессионалов, физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Впервые на законодательном уровне было дано понятие "спортсмен-профессионал". В соответствии с Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" он определяется как спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. В соответствии с Законом о физической культуре и спорте статус спортсмена-профессионала зависит от наличия двух основных признаков:

  • 1) занятия спортом должны являться для такого спортсмена основным видом деятельности;
  • 2) спортсмен-профессионал должен иметь контракт, в соответствии с которым он получает заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Поскольку спортсмен-профессионал систематически занимается профессиональной деятельностью определенного вида (занимается спортом) и получает за это в соответствии с контрактом заработную плату, можно сделать вывод о трудоправовой природе заключаемого договора. Соответственно, деятельность спортсмена-профессионала подпадает под действие законодательства о труде и Трудового кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается и положениями статьи 25 Закона о физической культуре и спорте, предусматривающими, что контракт о спортивной деятельности заключается на основе норм трудового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон "О физической культуре и спорте" не содержит каких-либо особенностей правового регулирования труда спортсменов-профессионалов.

Важным моментом в развитии спортивного права стало 30 марта 2008 года, когда вступил в силу новый закон "О физической культуре и спорте". Новый закон включил в себя систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, обеспечение безопасности жизни и здоровья спортсменов и зрителей.

В законе впервые четко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области физической культуры и спорта.

Определен статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдолимпийского комитетов России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Также выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях, отметил глава думского комитета.

Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях.

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения - особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
5868. Уголовне право РФ 96.16 KB
Уголовное право как отрасль законодательства это система законов и норм издаваемых высшим органом власти определяющих принципы и основания уголовной ответственности круг деяний объявляемых преступлениями а также виды и размеры наказаний и иных мер уголовноправового характера. Уголовноправовые отношения в широком смысле возникают с момента вступления уголовного закона в силу а в узком смысле это отношения между государством и преступником возникающие с момента совершения преступления и заканчивающиеся погашением или снятием...
6019. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 21.76 KB
В целом же регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака. Основания для прекращения брака: смерть...
17241. Земельное право 16.94 KB
В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории такие как: предмет и система земельного права земельно-правовые нормы субъекты и объекты земельных правоотношений право собственности и иные вещные права на землю правовая охрана земель и многие другие. Общая характеристика права собственности на землю...
17281. Трудовое право 20.96 KB
Неудовлетворительная динамика, показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда свидетельствует, что не ликвидированы основные причины, определяющие сохранение опасных и вредных факторов производственной среды. Именно поэтому вопросы охраны труда являются актуальными.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
3841. ТРУДОВОЕ ПРАВО 19.7 KB
Нормативные акты регулирующие трудовые и тесно связанные с ними правоотношения составляют трудовое законодательство где основным актом является Кодекс законов о труде Украины КЗоТ. 1 КЗоТ. КЗоТ регулирует не только трудовые отношения работников всех предприятий учреждений организаций независимо от форм собственности вида деятельности и отраслевой принадлежности а также лиц которые работают по трудовому договору с физическими лицами ст. 3 КЗоТ.
6100. Банківське право 15.65 KB
Банківське право Банки і банківська діяльність Банк юридична особа яка має виключне право на підставі ліцензії Національного банку України НБУ здійснювати у сукупності такі операції: залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені на власних умовах та на власний ризик відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб. Спеціалізованим банкам за винятком ощадного забороняється залучати вклади депозити від фізичних осіб в обсягах що перевищують 5 відсотків...
6015. Конституционное право 23.72 KB
Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...

Ключевые слова: спортивное право, система законодательства, отрасль права.

Спортивное право как отрасль законодательства включает в себя нормативные акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и участия спортсмена в спортивных соревнованиях, а также участия иных юридических лиц в деятельности, связанной с организацией и проведением спортивных мероприятий как на национальном,так и на международном уровне 1 .

В соответствии с п. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому в первую очередь остановимся на международных нормативных актах, регулирующих отношения в сфере спорта.

В 1978 г была принята Международная хартия физического воспитания и спорта (далее Хартия) 2 . Рассматриваемая Хартия, как следует из преамбулы, принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, а также компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять и применять ее 3 . Из текста Хартии следует, что физическое воспитание и спорт являются важной составляющей жизни общества. В ней провозглашается, что каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития личности.

В Хартии говорится, что физическое воспитание и спорт со действуют сохранению и улучшению здоровья и разумному проведению человеком досуга, обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух, необходимый для жизни общества.

Важное значение имеют положения статей 9 и 10 Хартии, согласно которым государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации призванны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту. Такое содействие должно заключаться в принятии нормативных правовых актов, обеспечении материальной поддержки, а также в использовании других мер поощрения, стимулирования и контроля. Особое место отводится сотрудничеству между государствами, международными и региональными правительственными и неправительственными организациями, способствующему поддержанию мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создающему благоприятный климат для решения международных проблем.

Другими международно-правовыми источниками в сфере спорта являются Спортивная хартия Европы, принятая 15 мая 1992 г. (далее Спортивная хартия) и Кодекс спортивной этики 4 (далее Кодекс). В основу Кодекса положены принципы этического характера, являющиеся неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики. Кодекс создает этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями не только в спорте, но и в современном обществе (это следует из п. 3). Кодекс устанавливает ответственность за соблюдение справедливой игры 5 перед правительствами, спортивными и относящимися к спорту организациями, а также отдельными лицами.

Спортивная хартия, в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе, призывает правительства создавать благоприятные условия для занятий спортом, включающие гарантии получения знаний по физическому воспитанию и овладению физическими навыками, гарантии заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях; защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность и др.

Особое значение имеет Конвенция против применения допинга 6 , которая регулирует отношения, связанные с его употреблением; устанавливает меры, направленные на ограничение его доступности, а также принципы международного сотрудничестве в этой сфере.

В Конвенции «О предотвращении насилия...» 7 , устанавливаются принципы международного сотрудничества в области предотвращения насилия на спортивных мероприятиях; меры, направлен ные на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей спортивных мероприятий и др.

Рассмотрев основные международно-правовые акты, затрагивающие отношения, связанные со спортом, обратимся к действующему в рассматриваемой сфере российскому законодательству

Начнем с «Конституции Российской Федерации» как с источника права, имеющего высшую юридическую силу. В тексте Конституции физическая культура и спорт упоминаются дважды, а именно: в п. 2 статьи 41, констатирующем, что в Российской Федерации принимаются меры, в частности по физической культуре и спорту; и подпункте «е» п.1 ст.72, который относит общие вопросы физической культуры и спорта к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Факт упоминания в конституции рассматриваемой сферы подтверждает её значимость и общественную важность.

В п.1 ст. 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина 8 сказано, что государство поощряет деятельность, способствующую развитию физической культуры и спорта.

Рассматривая содержание федеральных законов, отметим, что законом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 29 апреля 1999 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 9 . Данный закон является базовым отраслевым законом, создающим фундамент в правовом регулировании рассматриваемой сферы.

В настоящий момент на федеральном уровне существуют также многочисленные подзаконные акты, регулирующие отношения в области спорта, такие как: постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. №515 10 , поста новление от 30 апреля 2004 г. № 326 11 и др.

На уровне субъектов Российской Федерации также существует целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные со спортом.

Особо следует подчеркнуть, что в законодательство о спорте помимо актов, непосредственно регулирующих отношения, связанные со спортом, можно также отнести отдельные положения нормативных актов других отраслей права, в частности: налогового 12 , таможенного 13 , трудового 14 , гражданского законодательства 15 и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент как в России, так и на международном уровне сформировалась система законодательства о спорте, носящая комплексный характер, представляющая собой определенный массив правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта.

Говорить же о спортивном праве как о самостоятельной отрасли права, скорее всего, нельзя, поскольку, как было показано выше, важнейшим основанием для выделения отрасли права является выделение его предмета и метода правового регулирования. Рассматривая спортивное право, довольно трудно осуществить такое выделение, поскольку отношения, складывающиеся в спорте, весьма многообразны. Относительно же метода правового регулирования стоит сказать, что в зависимости от вида отношений в сфере спорта используются методы правового регулирования различных отраслей права, и выделить конкретный метод, нормализующий общественный отношения, складывающиеся в сфере спорта, не представляется возможным.

1 Такую точку зрения высказывала Е.А. Орлова («Спортивный менеджмент». 2004, №1, с. 61).

2 Принята в Париже 21.11.1978 г. на 20-й сессий Генеральной конференции ЮНЕСКО.

3 Абзац 13 преамбулы Хар тии.

4 Кодекс спортивной этики Совета Европы 1992 г. «Справедливая игра - путь к победе».

5 Как следует из статьи 6 Кодекса, «Справедливая игра» является достаточно широким понятием, включающим в себя помимо следования правилам в спортивной деятельности понятия дружбы, уважения; это образ мышления, исключающий обман, применение допинга, насилие, оскорбление, эксплуатацию, коррупцию.

6 Совет Европы, Конвенция против применения допинга, ETS 135, Страсбург, 16.11.1989.

7 Совет Европы, Конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей. ETS 120, 19.08.1985.

9 СЗ РФ, 03.05.1999, №18, ст. 2206.

10 Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 515 «Об утверждении Положения об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по различным видам спорта.

11 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. № 326 «О Федеральном агентстве по физической культуре, спорту и туризму».

13 Например п.1 ст. 212, пп. 24 п.1 ст. 268 Таможенного кодекса РФ; Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.).

14 Здесь имеются в виду положения Трудового кодекса, регламентирующие отношения работника и работодателя.

15 Нормы Гражданского кодекса, регулирующие предпринимательскую деятельность; законодательство об общественных объединениях и др.

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.

Практически каждая отрасль (а нередко и подотрасль права) имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права.

В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора будет прежде всего обособление предмета этой отрасли от смежных и выяснение особенностей метода правового регулирования.

Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для законодателя. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление, то есть субъективную оценку, в трудах ученых-правоведов. И здесь возможны различные точки зрения. При построении «своих» систем права одни исследователи отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отрасли, других привлекают более обширные комплексы. В юридической литературе не прекращается спор по поводу обоснованности выделения новых элементов системы права, таких как предпринимательское, информационное, транспортное, муниципальное, бюджетное и др.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Так, по мнению С.С. Алексеева, весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей» 1 . Ученый считает, что «комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований» .

В этой связи в системе российского права имеются образования комплексного характера, например маркетинговое, конкурентное, банковское, биржевое, приватизационное, конкурсное, страховое, сервисное право . Свидетельством разветвления и специализации современного права могут служить и такие направления юриспруденции, как парламентское, избирательное, бюджетное, лицензионное, внешнеэкономическое, валютное, служебное, горное, церковное, образовательное, градостроительное, транспортное, корпоративное право .

В ряду таких нормативно-правовых структур находится и спортивное право.

Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Таким образом, в последнее время происходит своего рода удвоение структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур. С этой точки зрения спортивное право в качестве обособленной группы норм рассматривается как комплексное образование, в котором путем введения общих понятий, институтов, приемов и принципов регулирования объединяется разнородный нормативный материал.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Физическая культура и спорт - это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и специфичнейшую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.

Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему и потому требующие использования специфических подходов к правовому урегулированию:

Современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурноспортивной деятельности, к основным из которых относятся физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, массовый спорт, профессиональный спорт, спорт высших достижений, спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;

Существуют специфические функции спорта - экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;

Система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

Гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;

Отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей национального хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;

Физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;

Управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;

Организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;

Существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере субъектов Российской Федерации и отдельных спортивных организаций;

Физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем некоторые аспекты их функционирования и развития подпадают под действие международных и региональных нормативных актов, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в законодательство Российской Федерации;

Наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение дисциплинарных санкций;

Имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности - состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной медицины и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого субстрата, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

Данная концепция рассматривается нами при характеристике природы общественных отношений, складывающихся в сфере физкультурноспортивной деятельности, развивающихся в связи со становлением спортивного права как вторичной структуры в системе российского права.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования. Согласно позиции профессора Г.В. Чубукова , необходимо различать: общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях российского права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Так, каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета; их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

Обеспечения представителям всех слоев населения равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния, расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения и т.д.;

Использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, разностороннем физическом совершенствовании граждан, формировании здорового образа жизни населения, профилактике табакокурения, пьянства, наркомании, преступности и других форм асоциального поведения;

Использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе;

Взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Обеспечения соблюдения экологических принципов при развитии спорта, здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям физической культурой и спортом, самореализации и воспитанию чувства собственной значимости, а также позволяют гражданам полностью реализовать свой жизненный потенциал;

Консолидации общества, укрепления единства и сплоченности нации средствами физической культуры и спорта;

Комплексного государственного воздействия на физкультурноспортивные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли;

Целенаправленного воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

Создания благоприятных условий развития и финансирования организаций сферы спорта, в том числе олимпийского, паралимпийского и сурдлимпийского движения России, а также для развития благотворительности и спонсорства в физкультуре и спорте;

Обеспечения материальной поддержки и социальной защиты спортсменов высокого класса в период и по окончании спортивной карьеры;

Поощрения и поддержания мер по защите здоровья спортсменов, возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности; восстановления утраченных функций после спортивных травм и перенесенных профессиональных заболеваний;

Расширения системы юридических гарантий для экономической свободы спортивного бизнеса;

Соблюдения прав интеллектуальной собственности в сфере физической культуры и спорта;

Обеспечения развития народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

Обеспечения пропаганды физической культуры и спорта, а также развития образования и науки в области физической культуры и спорта;

Оптимального сочетания регулирования спортивных отношений нормами «жесткого» и «мягкого права» на международном и национальном уровнях;

Обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Противодействия применению допинга, в том числе путем допингового контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования; поощрения конкуренции в спорте; учета правил спортивной этики;

Поддержания спортивного правопорядка, в том числе методы процессуально-правового регулирования разрешения спортивных коллизий, в частности посредством специализированной системы урегулирования споров - дисциплинарных органов спортивных организаций и специализированных спортивных арбитражных (третейских) судов, и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.

Установив предмет и методы российского спортивного права, на наш взгляд, целесообразно (возможно, при дальнейшем дополнительном обосновании) рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной медицины и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом; совокупность норм, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающую определенной автономностью в системе права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса общественных отношений.

Данное определение содержит основные атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В академических целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых и корпоративных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.

Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг вопросов для дальнейшего изучения и понимания спортивного права. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. французский философ Рене Декарт: «Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений».

На наш взгляд, спортивное право может быть выделено в особую комплексную отрасль права прежде всего по такому признаку, как спортивные отношения. Спортивное право служит правовой формой выражения и закрепления политики государства и руководящих негосударственных спортивных организаций в области физической культуры и спорта как важного субъективного фактора формирования и развития этого комплексного правового образования. Юридическую основу для формирования соответствующей отрасли права составляет соответствующая нормативная база, которая складывается в результате правотворческой деятельности государства, а также негосударственных спортивных организаций и существует в зависимости от содержания нормативных актов и их системы. Автор учитывает при этом опыт правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности в зарубежных странах (Франции, Италии и др.), в которых имеет место специфическое регулирование физкультурно-спортивной сферы, проводятся интенсивные исследования по правовым проблемам физической культуры и спорта, а в учебных заведениях преподается курс «Спортивное право».

Наряду с характеристикой предмета как определенной группы общественных отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности и метода их регулирования нами рассматриваются вспомогательные критерии, по которым строится спортивное право. К ним относятся государственная политика в сфере физической культуры и спорта, принципы спортивного права, нормативный материал - важнейший юридический критерий существования этого нового комплексного правового образования.

Спортивное право по содержанию и закономерностям развития формируется на базе основополагающих политических решений государства и негосударственных руководящих спортивных организаций, заинтересованных в комплексном правовом регулировании спортивных отношений. Спортивные отношения, являющиеся предметом спортивного права, складываются на основе частной, государственной и муниципальной собственности в частном, государственном и муниципальном секторах экономики.

Спортивные отношения, регулируемые спортивным правом, в соответствии с их правовой природой, структурой и особенностями можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования спортивного права; с другой - как процесс правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы спортивного права.

В первом случае проблема спортивного права исследуется не в рамках научной систематики, а в пределах системы права как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения системы взаимообусловленных норм, составляющих комплексную отрасль права. Во втором случае особое внимание (исходя из важности социальных факторов, детерминирующих сущность и содержание правовых норм) обращается на общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, предопределяющие содержание и систему источников спортивного права.

Все нормы спортивного права можно подразделить на материальноправовые, процессуальные и процедурные, организационные. Они закрепляются в актах, издаваемых государством и муниципальными образованиями, а также негосударственными спортивными организациями («мягкое право»). Если проанализировать нормативную базу в рассматриваемой сфере, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, декларативны, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.

В любом случае уже сейчас видно, что нормы спортивного права несводимы к той или иной основной отрасли права. Учесть все разнообразие физкультурно-спортивных отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно. Современное право развивается и специализируется по различным отраслям второго порядка для того, чтобы комплексно и эффективно регулировать с учетом всех тонкостей соответствующие «участки» общественных отношений.

Поэтому только содержательная характеристика самого спортивного права, то есть выделенной совокупности норм, и анализ системы теоретических и методических суждений, которая связана с этими нормами и обслуживает их, могут внести окончательную ясность в проблему специфичности, самостоятельности, статусного положения спортивного права. В этом отношении представляется важным еще раз подчеркнуть значимость прагматического подхода: если группа норм активно развивается и наполняется отсутствующим в других отраслях содержанием, то это устраняет любые консервативные теоретические соображения об устоявшейся системе права, понятии отрасли и чистоте научных классификаций, хотя, конечно же, не отбрасывает их полностью.

Таким образом, речь идет о комплексном регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Спортивный кодекс Российской Федерации. Создание такого кодифицированного нормативного правового акта в данной сфере, впервые предложенного в учебнике «Спортивное право

России. Правовые основы физической культуры и спорта» 1 , системно и детально излагающего соответствующую нормативную правовую базу, будет способствовать повышению эффективности регулирования и реализации государственной политики в сфере физкультурно-спортивного движения и поэтому поддерживается учеными и практическими работниками в области физической культуры и спорта .