Право оперативного управления. Учет имущества казны муниципального образования Об утверждении Положения о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации

Поиск в тексте

Действующий

Об утверждении Положения за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, органами администрации города города и иным лицам (с изменениями на 24 мая 2017 года)

Название документа:
Номер документа: 1499-па
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 27 июля 2009
Дата начала действия: 27 июля 2009
Дата редакции: 24 мая 2017

Об утверждении Положения о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам...

АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Документ с изменениями, внесенными:


________________________________


В целях приведения муниципальных актов в соответствие с

постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение "О закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым и территориальным органам администрации города и иным лицам".

2. Признать утратившим силу постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 05 апреля 2004 г. N 23-па "Об утверждении Порядка закрепления муниципального имущества за муниципальными (казенными) предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления, отделами администрации города с правами юридического лица, иными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, передачи по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения и т.д.) и его использовании".

Глава города
В.П. Михалев

Положение о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) ..


УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
администрации города
Комсомольска-на-Амуре
от 27 июля 2009 года N 1499-па

ПОЛОЖЕНИЕ
о закреплении муниципального имущества за муниципальными
унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми
и территориальными органами администрации города
и передаче по гражданско-правовым договорам
(безвозмездного пользования, хранения) муниципальным
унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым
и территориальным органам администрации
города и иным лицам

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом , Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" , Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. федеральных законов от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ, от 08 ноября 2008 г. N 195-ФЗ), Уставом муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" , решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16 февраля 2007 г. N 1 "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" , положением о Комитете по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

1.2. Положение устанавливает процедуру закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города, передачи муниципального имущества с баланса на баланс и передачи муниципального имущества по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым и территориальным органам администрации города и иным лицам.

1.3. Уполномоченным органом по закреплению муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города (далее - "Предприятия, Учреждения") на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) "Предприятиям, Учреждениям" и иным лицам, от имени муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" выступает Комитет по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - "Комитет").

1.4. Муниципальное имущество закрепляется как в случае создания "Предприятия, Учреждения", так и в процессе осуществления хозяйственной деятельности при приобретении "Предприятием, Учреждением" имущества за счет доходов от своей деятельности, за счет средств местного бюджета и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

1.5. "Предприятия, Учреждения" не вправе списывать, продавать закрепленное имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия "Комитета".

1.6. Ответственность за сохранность муниципального имущества возлагается на руководителей "Предприятий, Учреждений" и иных лиц, которым имущество передано по гражданско-правовым договорам.

2. Закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления при создании "Предприятия, учреждения", реорганизации "Предприятия, учреждения" и в процессе его деятельности

2.1. В случае создания муниципального "Предприятия, Учреждения" учредитель наделяет "Предприятие, Учреждение" необходимым имуществом для осуществления деятельности. Муниципальному унитарному предприятию это имущество передается для формирования уставного фонда и в качестве основных средств для осуществления хозяйственной деятельности, а муниципальному учреждению - в качестве основных фондов.
После регистрации "Предприятия, Учреждения" и назначения его руководителя, для закрепления имущества в "Комитет" направляются документы, согласно перечню (приложение N 1).

2.2. В случае реорганизации "Предприятия, Учреждения" в "Комитет" направляются документы для закрепления недвижимого имущества и транспортных средств, согласно перечню (приложение N 1) и дополнительно направляются следующие документы:
- сведения о правах третьих лиц на имущество (при наличии прав);
- акт приема-передачи активов и пассивов "Предприятий, учреждений" в 2-х экземплярах, подтверждающий правопреемство) и отношении муниципального имущества;
- копии технических паспортов (при наличии изменений характеристик объектов недвижимости - копии технических паспортов с учетом данных изменений). (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

2.3. Закрепление недвижимого имущества за "Предприятием, Учреждением" на праве хозяйственного ведения, оперативного управления при создании, реорганизации "Предприятия, Учреждения" и в процессе его деятельности осуществляется в следующем порядке:

2.3.1. Закрепление недвижимого имущества муниципальной собственности осуществляется приказом "Комитета".

2.3.2. Основанием для закрепления в процессе деятельности "Предприятия, Учреждения" недвижимого имущества, принимаемого в муниципальную собственность, включая введенные в эксплуатацию объекты капитального строительства за счет средств местного бюджета, является правовой акт администрации города об организации приема имущества в муниципальную собственность, акт приема-передачи, утвержденный главой города, акт оценки или решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Дополнительно к перечню документов, согласно перечню (приложение N 1) "Предприятием, Учреждением" направляются в "Комитет" копии действующих технических паспортов. Право хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество возникает у "Предприятия, Учреждения" с момента оформления акта приема-передачи. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

2.3.3. Для закрепления объектов недвижимости собственного капитального строительства, осуществляемого муниципальными унитарными предприятиями, предприятием направляются в "Комитет" следующие документы:
- акт ввода в эксплуатацию;
- бухгалтерскую справку о стоимости объекта;
- документы, согласно перечню, указанному в п.п. 1 приложения N 1;
- копии действующих технических паспортов, технических планов, правоустанавливающие документы на земельный участок.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество возникает у "Предприятия, Учреждения" на основании приказа "Комитета". (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

2.3.4. Государственная регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты недвижимости осуществляется "Предприятием, Учреждением" в регистрирующем органе за счет средств "Предприятия, Учреждения" в соответствии с действующим законодательством.

2.3.5. Сведения (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимого имущества) об осуществлении государственной регистрации права оперативного управления, хозяйственного ведения представляются "Предприятием, Учреждением" в "Комитет" в течение месяца с даты выдачи свидетельства.

2.3.6. "Предприятие, Учреждение" самостоятельно оформляет право землепользования на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, в установленном законодательством порядке и предоставляет в "Комитет" в 3х-дневный срок правоустанавливающие документы. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

2.3.7. Перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, изменение уровня инженерного благоустройства объектов недвижимости может осуществляться только с письменного согласия муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" и подлежит оформлению в установленном порядке. "Предприятием, Учреждением" после завершения работ при изменении технических или качественных характеристик объектов недвижимости проводится техническая инвентаризация с предоставлением в месячный срок в "Комитет" оригиналов технических планов. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 сентября 2014 года N 3208-па .

2.4. Транспортные средства закрепляются в хозяйственное ведение, оперативное управление за "Предприятием, Учреждением" приказом "Комитета", по факту приобретения (получения), с направлением в месячный срок со дня приобретения в "Комитет" документов, согласно перечню, указанному в приложении 1, и дополнительным направлением справки о балансовой стоимости транспортного средства, с указанием всех произведенных затрат по приобретению, доставке, дооборудованию, копий платежных поручений, копии счета-фактуры, копии накладной.
При приобретении транспортного средства за счет лимитов местного бюджета "Предприятием, Учреждением" направляется в "Комитет" копия муниципального контракта.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления по транспортным средствам возникает у "Предприятия, Учреждения" с момента издания приказа "Комитета".

2.5. Движимое имущество, приобретенное «Предприятием, Учреждением» в процессе деятельности или полученное по иным основаниям, за исключением транспортных средств, имущества, полученного по муниципальным контрактам в связи с исполнением государственных полномочий, особо ценного движимого имущества, считается переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление «Предприятия, Учреждения» с момента постановки на баланс.
Приказ «Комитета» на закрепление движимого имущества не издается, за исключением случаев закрепления транспортных средств, имущества, полученного по муниципальным контрактам в связи с исполнением государственных полномочий, особо ценного движимого имущества, и получения «Предприятием, Учреждением» имущества в рамках реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 17 февраля 2011 года N 421-па , Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26 марта 2013 года N 955-па .

2.6. Закрепление движимого имущества, приобретенного "Предприятием, Учреждением" в рамках реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ или переданного иными публично-правовыми образованиями осуществляется приказом "Комитета" на основании и в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами правительства РФ и нормативными актами Хабаровского края, постановления администрации города о приеме в муниципальную собственность, акта приема-передачи. "Предприятием, Учреждением" направляются в "Комитет" документы согласно перечню, указанному в п. 1 приложения 1, дополнительно при приобретении или получении транспортных средств направляются документы, указанные в 1-ом абзаце п. 2.4 настоящего Положения. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

2.7. Закрепление особо ценного движимого имущества, в том числе транспортных средств, приобретенного муниципальным автономным или бюджетным учреждением в процессе деятельности или полученное по иным основаниям, осуществляется согласно приказу «Комитета» в соответствии с перечнем документов, указанном в приложении N 1. В случае приобретения или получения транспортных средств дополнительно предоставляются документы, указанные в п. 2.4 настоящего Положения. (Пункт дополнительно включен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 17 февраля 2011 года N 421-па).

2.8. Имущество, находящееся у "Предприятия, Учреждения" на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, отражается на его балансе в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

2.9. По итогам отчетного квартала в сроки, установленные для сдачи отчетности, "Предприятия, Учреждения" представляют в "Комитет" перечень имущества и сводную ведомость основных средств, с учетом вновь введенных и списанных объектов.

2.10. "Предприятие, Учреждение" обязано:
- обеспечить сохранность и эффективное использование закрепленного за ним муниципального имущества строго по целевому назначению;
- не допускать ухудшение состояния имущества, поддерживать его в исправном состоянии, осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за "Предприятием, Учреждением" имущества;
- производить переоценку закрепленного за ним муниципального имущества на дату, установленную действующим законодательством.

2.11. Руководители "Предприятий, Учреждений" обязаны обеспечить своевременное и достоверное отражение в бухгалтерской отчетности приобретение основных средств за счет средств бюджетов всех уровней и прочих источников финансирования (платные услуги, добровольное пожертвование и т.п.).

2.12. Руководители «Предприятий, Учреждений» обязаны обеспечить представление в «Комитет» документов на закрепление на праве хозяйственного ведения, оперативного управления:
- недвижимого имущества - в течение 10 дней с момента постановки на баланс;
- движимого имущества - в течение 30 дней по окончании отчетного квартала. (Пункт дополнительно включен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па).

3. Изъятие муниципального имущества из хозяйственного ведения предприятия или оперативного управления учреждения

3.1. Муниципальное имущество может быть изъято из хозяйственного ведения, оперативного управления "Предприятия, Учреждения" по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом .
Предложение об изъятии излишнего, не используемого или используемого не по назначению имущества может исходить от «Комитета», отраслевого, территориального органа администрации города, курирующего «Предприятие, Учреждение», или от самого «Предприятия, Учреждения» по согласованию с отраслевым, территориальным органом.
В отношении муниципального автономного учреждения предложение об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения и дает соответствующие рекомендации. Отраслевой орган принимает решение после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.
Решение об изъятии имущества оформляется приказом «Комитета». Передача имущества производится по акту приема-передачи. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26 марта 2013 года N 955-па .

3.2. Имущество считается изъятым из хозяйственного ведения, оперативного управления "Предприятия, Учреждения" с момента передачи имущества по акту приема-передачи на основании изданного приказа "Комитета". Обязанность по составлению акта приема-передачи возлагается на "Предприятие, Учреждение".

3.3. В случаях, когда изымаемое имущество не передается другому "Предприятию, Учреждению", это имущество учитывается в муниципальной казне в установленном порядке.

4. Порядок передачи с баланса на баланс (перезакрепления) муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий и в оперативном управлении учреждений

4.1. В случае не использования муниципального имущества в хозяйственной деятельности "Предприятия, Учреждения", указанное имущество может быть передано на баланс другому "Предприятию, Учреждению".
Передача имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении с баланса одного "Предприятия, Учреждения" на баланс другого осуществляется на основании приказа "Комитета" по инициативе "Предприятия, Учреждения", отраслевого, территориального органа администрации города или "Комитета" с исключением передаваемого имущества из состава имущества "Предприятия, Учреждения" и одновременном включении переданного имущества в состав другого "Предприятия, Учреждения".
В отношении муниципального автономного учреждения предложение об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления и передаче в его баланс другого «Предприятия, Учреждения», рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения и дает соответствующие рекомендации. Отраслевой орган принимает решение после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26 марта 2013 года N 955-па .

4.2. Для оформления передачи имущества с баланса на баланс "Предприятий, Учреждений" в "Комитет" направляются следующие документы:
- письмо "Предприятия, Учреждения" с предложением о передаче (перезакреплении) имущества на баланс другого "Предприятия, Учреждения", согласованное с курирующим отраслевым, территориальным органом администрации города;
- письмо "Предприятия, Учреждения" о согласии принять имущество на свой баланс, согласованное с курирующим отраслевым, территориальным органом администрации города;
- перечень передаваемого (принимаемого) имущества, согласно приложению 3 к Положению.
На основании представленных документов "Комитет" оформляет приказ о перезакреплении имущества "Предприятий, Учреждений".

4.3. В месячный срок после издания приказа "Комитета" о разрешении на передачу имущества передающая сторона обязана передать принимающей стороне следующие документы:
- акт приема-передачи объекта основных средств (ф. N ОС-1 , ф. N ОС-1а , ф. 0306001, ф. 0306030);
- извещение-авизо;
- техническую и правоустанавливающую документацию на объект основных средств.

4.4. При передаче с баланса на баланс (перезакреплении) объектов недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный п. 2.3 настоящего Положения.

4.5. В случае не представления в "Комитет" полного пакета документов, указанных в п. 4.2 настоящего Положения заявителю направляется отказ.

5. Передача муниципального имущества по договорам безвозмездного пользования, хранения

(в редакции Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па

5.1. Муниципальное имущество может быть передано по договору безвозмездного пользования по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договора или без проведения конкурса в соответствии с действующим законодательством. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

5.2. В случае если в качестве ссудополучателя по договору выступает Предприятия, Учреждения, для которых в соответствии с действующим законодательством имущество передается без проведения конкурса, договор безвозмездного пользования заключается на основании приказа "Комитета" о заключении договора и заявления на передачу имущества, согласованного с балансодержателем и курирующим балансодержателя отраслевым, территориальным органом администрации города. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

5.3. В случае, если в качестве ссудополучателя выступают немуниципальные организации, которым в соответствии с действующим законодательством имущество передается без проведения конкурса или аукциона, решение о передаче объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование принимает глава города Комсомольска-на-Амуре на основании заявления ссудополучателя. Стороной по договору от имени муниципального образования выступает "Комитет". (Пункт дополнительно Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па).
Пункты 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 считать пунктами 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8 соответственно - .

5.4. Фактическая передача муниципального имущества осуществляется с момента передачи имущества по акту приема-передачи.

5.5. Действия по совершению сделок гражданско-правового характера в отношении переданного по договору безвозмездного пользования "Предприятию, Учреждению" или иному лицу имущества допускаются только с письменного согласия "Комитета".

5.6. Муниципальное имущество передается по договорам безвозмездного пользования "Предприятиям, Учреждениям" и иным лицам для использования в хозяйственной деятельности с целью содержания и поддержания муниципального имущества в технически исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта за счет собственных средств ссудополучателя. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

5.7. В целях обеспечения сохранности муниципальное имущество может быть передано "Предприятию, Учреждению" и иным лицам по договорам хранения. Передача муниципального имущества оформляется актом приема-передачи. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .

5.8. В случае нарушения условий договора заключенные гражданско-правовые договоры расторгаются в установленном порядке с возвратом имущества собственнику и возмещением нанесенного ему материального ущерба.


Приложение N 1 к Положению. Перечень основных документов, направляемых в комитет по управлению имуществом администрации города для закрепления имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления при создании, реорганизации....

Приложение N 1
к Положению
о закреплении муниципального имущества
за муниципальными унитарными
предприятиями, учреждениями,
отраслевыми и территориальными
органами администрации города
и передаче по гражданско-правовым
договорам (безвозмездного пользования,
хранения) муниципальным унитарным
предприятиям, учреждениям, отраслевым
и территориальным органам администрации
города и иным лицам

ПЕРЕЧЕНЬ
основных документов, направляемых в комитет по управлению
имуществом администрации города для закрепления имущества
на праве хозяйственного ведения, оперативного управления
при создании, реорганизации "Предприятий, Учреждений"

1. Документы для закрепления имущества, независимо от его вида:

1.1. Заявление о закреплении имущества, согласованное с отраслевым, территориальным органом администрации города;

1.2. Перечень имущества, подлежащего закреплению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, согласно приложению 2 к Положению.

2. Дополнительные документы для закрепления транспортных средств:

2.1. Копия паспорта транспортного средства;

2.2. Копия паспорта самоходной машины и других видов техники.
Пункты 3.1, 3.2 считать пунктами 2.1, 2.2 соответственно - Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24 мая 2017 года N 1311-па .


Приложение N 2 к Положению. Перечень для закрепления муниципального имущества предприятию (учреждению) на праве оперативного управления (хозяйственного ведения)

Приложение N 2
к Положению
о закреплении муниципального имущества
за муниципальными унитарными
предприятиями, учреждениями,
отраслевыми и территориальными
органами администрации города
и передаче по гражданско-правовым
договорам (безвозмездного пользования,
хранения) муниципальным унитарным
предприятиям, учреждениям, отраслевым
и территориальным органам администрации
города и иным лицам

Наименование имущества

Инвентарный номер

Характеристика

Площадь (протяжен.)

Дата постановки на баланс

Амортизация (износ) (руб.)

Остаточная стоимость (руб.)

Наименование, номер, дата документа, подтверждающего приобретение

Группа "Здания" - пообъектный перечень

Итого по группе "Здания" (кол-во, сумма)

Группа "Сооружения" - пообъектный перечень

Итого по группе "Сооружения" (кол-во, сумма)

Группа "Передаточные устройства" - пообъектный перечень

Итого по группе "Передаточные устройства" (кол-во, сумма)

Группа "Машины и оборудование" - пообъектный перечень

Итого по группе "Машины и оборудование" (кол-во, сумма)

Группа "Транспорт" - пообъектный перечень

Итого по группе "Транспорт" (кол-во, сумма)

Группа "Инструмент" - пообъектный перечень

Итого по группе "Инструмент" (кол-во, сумма)

Группа "Произв. и хоз. инвентарь" - пообъектный перечень

Итого по группе "Произв. и хоз. инвентарь" (кол-во, сумма)

Группа "Книжный фонд" - пообъектный перечень

Итого по группе "Книжный фонд" (кол-во, сумма)

Группа "Насаждения" - пообъектный перечень

Итого по группе "Насаждения" (кол-во, сумма)

Группа "Прочие ОС" - пообъектный перечень

Итого по группе "Прочие ОС" (кол-во, сумма)

ИТОГО по всем видам групп




Гл. бухгалтер

М.П.




Приложение N 3 к Положению. Перечень муниципального имущества передаваемого с баланса предприятия (учреждения) на баланс предприятия (учреждения)

Приложение N 3
к Положению
о закреплении муниципального имущества
за муниципальными унитарными
предприятиями, учреждениями,
отраслевыми и территориальными
органами администрации города
и передаче по гражданско-правовым
договорам (безвозмездного пользования,
хранения) муниципальным унитарным
предприятиям, учреждениям, отраслевым
и территориальным органам администрации
города и иным лицам

Перечень
муниципального имущества передаваемого с баланса
предприятия (учреждения) _____________________________________

(наименование)

на баланс предприятия (учреждения) ____________________________

(наименование)

Наименование имущества

Инвентарный номер

Характеристика

Площадь (протяжен.)

Шифр амортизации (группа основных средств)

Дата пост. на баланс

Восстановительная стоимость (балансовая стоимость) (руб.)

Амортизация (износ) (руб.)

Остаточная стоимость (руб.)


Руководитель муниципального предприятия (учреждения)

Гл. бухгалтер

М.П.

Примечание: в графе характеристика заполняется адрес объекта недвижимости.

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Редакция документа
подготовлена "Софтинформбюро"

Об утверждении Положения о закреплении муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, отраслевыми и территориальными органами администрации города и передаче по гражданско-правовым договорам (безвозмездного пользования, хранения) муниципальным унитарным предприятиям, учреждениям, отраслевым и территориальным органам администрации города и иным лицам (с изменениями на 24 мая 2017 года)

Название документа:
Номер документа: 1499-па
Вид документа: Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре
Принявший орган: Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Статус: Действующий
Опубликован: Дальневосточный Комсомольск, N 61, 04.08.2009
Дата принятия: 27 июля 2009
Дата начала действия: 27 июля 2009
Дата редакции: 24 мая 2017

Объект незавершенного строительства закреплен за администрацией муниципального образования на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения".
Как в бюджетном учете отразить передачу объекта незавершенного строительства в состав имущества казны?

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения.
Следовательно, Администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:
1. Имущество, которое непосредственно будет использоваться Администрацией для осуществления управленческих функций.
2. Имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
Первая категория имущества может быть закреплена за самой Администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов. А вот вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны). В основе решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование.
В настоящее время органы местного самоуправления, казенные учреждения ведут бюджетный учет в порядке, предусмотренном "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства закреплен за Администрацией муниципального образования (учреждением) на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения". Однако для реализации муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования признано целесообразным и эффективным передать данный объект в состав имущества казны.
Таким образом, по сути, осуществляется передача учреждением муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества. Следовательно, для отражения передачи в соответствии с п. 34 Инструкции N 162н желательно использовать счет 140120241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям".
Согласно требованиям Инструкции N 157н учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 "Нефинансовые активы имущества казны". А из содержания п.п. 141-146 Инструкции N 157н следует, что для принятия объекта к учету в составе имущества казны, например, на счете 010851000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" достаточно, чтобы он мог быть отнесен к недвижимому имуществу. Напомним, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся, в частности, объекты незавершенного строительства*(1).
Таким образом, при переводе объекта незавершенного строительства в состав имущества казны в соответствии с п.п. 34, 38 Инструкции N 162н в учете должны быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 140120241 Кредит КРБ 110611410
- передан администрацией (муниципальным казенным учреждением) с прекращением права оперативного управления объект незавершенного строительства;
Дебет гКБК 110851310 Кредит КДБ 140110180
- принят администрацией (органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны объект незавершенного строительства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

──────────────────────────────────────────────────
*(1) Обратите внимание, что положения п. 92 действовавшей до 1 января 2011 года Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, прямо предусматривали учет в составе имущества казны на счете 010801000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны" соответствующих капитальных вложений (объектов незавершенных строительством) (смотрите также статью "Изменения в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения" (Л.П. Курочкина, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2009 г.)).


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ", г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории...

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований .

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

Федеральный орган власти - Росимущество;

Региональный орган власти;

Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетному учету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила - на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

Отражение дополнительных расходов

После государственной регистрации объекта недвижимости

Списание объекта недвижимости с забалансового учета по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество

На сумму балансовой стоимости

0 210 06 660
0 401 10 180

На сумму начисленной амортизации

0 210 06 560
0 401 10 180

Начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету

0 109 х0 271
0 401 20 271

Учреждение, получившее имущество казны в оперативное управление должно сформировать операции по доначислению амортизации на объекты, за время находжения имущества в казне.

Как доначислить амортизацию на имущество, полученное из казны. (Использованы материал сайта its .1 c . ru )

Имущество - нежилое помещение в жилом доме получено безвозмездно 25.07.2011 по КОСГУ 180. Дата ввода в эксплуатацию 01.01.1975. Сумма приобретения 303606,66. Сумма начисленной амортизации 103226,27. Остаточная стоимость 200380,39. Время нахождения в казне 26 месяцев. Как правильно доначислить амортизацию за время нахождения имущества в казне?

Согласно пункту 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Согласно пункту 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования объекта на дату поступления в казну, чтобы рассчитать норму амортизации;

Срок нахождения объекта в казне, чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" указанные операции оформляются в следующем порядке (после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости).

1. Ввести документ "Безвозмездное поступление ОС и НМА ".

В нем надо указать данные согласно передаточным документам.

При внесении информации об объекте основных средств в справочник «Основные средства, НМА, НПА» на закладке «основные сведения» в реквизите «Источник поступления» указать: Передано в оперативное управление, поставить флаг: Включено в реестр федерального (регионального) имущества и внести данные о государственной регистрации объекта.

2. В документе "Операция (бухгалтерская)" ввести проводку на сумму амортизации объекта, рассчитанную за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение (Д-т 040120271, К-т 010400410).

3. Ввести документ "Корректировка амортизации" датой поступления объекта ОС.

В спецификацию документа следует ввести новую строку, в которой указать поступившее из казны имущество, остальные реквизиты строки спецификации будут заполнены автоматически.

Не следует применять для заполнения спецификации кнопку "Заполнить".

Документ следует провести (кнопка "ОК " или "Провести ").

Внимание!

Время проведения документа "Корректировка амортизации" (реквизит "от" документа) должно быть больше, чем время документа "Операция (бухгалтерская)".

Начисление амортизации на этот объект ОС начнет производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, исходя из остаточной стоимости (с учетом доначисленной амортизации) и оставшегося срока полезного использования на дату документа "Корректировка амортизации".

  • Можно ли не увольнять сотрудника по заявлению об увольнении, если он является материально ответственным лицом?
  • Следует ли заключать договора полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, часто направляемыми в командировки?
  • Вопрос

    Каким образом оформить передачу имущества организации работникам (служебный автомобиль, служебный телефон) и как закрепить материальную ответственность в этих случаях? можно ли закрепить материальную ответственность за вверенное имущество (мебель, орг техника, печать организации) и как правильно это оформить?

    Ответ

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с п.2 ч.1 ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

    В какой форме должен быть оформлен этот разовый документ трудовое законодательство не устанавливает. Это может быть акт приема-передачи имущества работодателя (предоставляется работнику или исполнения должностных обязанностей) или .

    Таким образом, полная материальная ответственность работника, получившего имущество организации по передаточному документу, возникает в силу прямого указания ТК РФ.

    Заключать договор о полной материальной ответственности в данной ситуации нет необходимости Тем более такой договор можно заключить только в том случае, если должность работника входит В перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденные постановлением Правительства РФ № 823, Минтруда России Постановлением от 31.12.2002 № 85.

    Во-вторых, в ситуациях, прямо предусмотренных Трудового кодекса РФ. Речь в ней идет:

    В указанных случаях не имеет значения, заключен с сотрудником договор о полной материальной ответственности или нет, он должен компенсировать ущерб полностью. Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, ).

    Исключения в порядке наступления полной материальной ответственности предусмотрены для отдельных категорий сотрудников: , а также (ст. , ТК РФ).

    1. В каких случаях сотрудник несет полную материальную ответственность
      • о недостаче ценностей, вверенных сотруднику на основании специального письменного договора или полученных по разовому документу, например, ;
      • об умышленном причинении ущерба;
      • о причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
      • о причинении ущерба в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;
      • о причинении ущерба в результате административного проступка;
      • о разглашении сведений, составляющих тайну: государственную, служебную, коммерческую и т. п.;
      • о причинении ущерба не при исполнении сотрудником трудовых обязанностей.
    2. Вопрос из практики: можно ли удержать с сотрудника полную стоимость утерянного имущества, выданного под расписку

    Да, можно, при условии что сотрудник старше 18 лет.

    Трудовое законодательство позволяет взыскать с сотрудника ущерб в полной сумме при недостаче ценностей, вверенных ему по разовому документу (). Таким документом может быть расписка. Типового бланка для расписки не предусмотрено, поэтому она может быть составлена в . За утрату имущества, полученного под расписку, сотрудник несет полную материальную ответственность.

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова, Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Учет имущества казны муниципального образования

    В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве.

    К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию.

    В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования. При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету...“.

    Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса - кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения - и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов.

    В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

    Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“.

    Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся - это предмет деятельности, образовательный процесс - функция учреждения, компьютеры - средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны - это предмет деятельности, управление имуществом - функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) - средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления.

    Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке:

    орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности;

    баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию.

    Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования.

    Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным.

    Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает:

    проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации;

    оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования. В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

    В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию.

    Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому:

    если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения;

    если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений;

    если имущество Казны отразить в указанном выше порядке (только на балансе муниципального образования), то соблюдается требование Инструкции по бюджетному учету (учет на счете 101), и вместе с тем муниципальное образование не является налогоплательщиком, а следовательно, и обязательства по налогу на имущество и налогу на прибыль не возникают.

    Л.П. Курочкина,

    кандидат экономических наук, доцент кафедры
    бухгалтерского учета и аудита Костромского
    государственного технологического университета