Безопасность образовательных учреждений. Система безопасности в образовательном учреждении

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопас­ности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одномоментно во всех местах. Поэтому в образовательном учреждении, как и в других организациях, создаются системы безопасности – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководи­телем различных сил, средств, методов в целях обеспечения безопасности.

Основными элементами системы безопасности образовательного учреждения являются:

― субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения (руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасе­ния и помощи, родители);

― администрация района, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохране­ния;

― финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы для мер по обеспечению безопасности ОУ;

нормативные акты о безопасности, инструкции, прика­зы, документация по безопасности ОУ, планы;

методическое обеспечение, памятки для персонала, стенды, плакаты;

― организационные элементы: распределение функцио­нальных обязанностей, режим, контроль.

― технические средства предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий;

― знания о возможных угрозах в ОУ, способов раннего выявления опасностей и правильного противодействия им;

― навыки правильного поведения и владения техсредствами персонала ОУ в ЧС;

― серьезное и правильное отношение к проблемам безо­пасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы культу­ры безопасности ОУ. Тот самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги и технические средства ниче­го не дадут. Задействование этого фактора иногда важнее других элементов системы безопасности.

Необходимо отметить, что только системность и целостность, упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности ОУ образуют ее новое искомое качество. Неправильное сочетание или неисправность отдельных элементов системы могут привести к негативным последствиям.

В системе безопасности и окружающей среде вокруг ОУ всегда есть такие элементы, которые мы не можем регулировать, управлять ими, оказывать необходимое влияние в своих интересах (внешние факторы, гормональные процессы и др.). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Рассмотрим некоторые элементы системы безопасности ОУ подробнее.

1. Физическая защита здания ОУ:

― ограждения, барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей, шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ;

― освещение зданий, периметров и территорий;

― запоры, решетки на окнах.

2. Охрана ОУ:

― вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

― организация охраны и режима;

― пакет документов по организации охраны;

― организация обучения сотрудников охраны;

― организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий (ОП) о действиях (фактах), представляющих опасность;

― план совместных мероприятий ОП и ОУ.

3. Технические средства охраны и безопасности ОУ:

― системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб в ОУ (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, вызова скорой помощи, сообщений о других ЧС);

― системы видеонаблюдения;

― системы автоматического электронного допуска;

― металлодетекторы ручные;

― системы радиомониторинга и передачи тревожных сигналов.

4. Финансовое и ресурсное обеспечение:

― оплата охранных услуг ОП, вневедомственной охраны, сторожей;

― средства на установку и содержание системы радиомониторинга оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

― на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, автоматического контроля и доступа в ОУ, металлодетекторами;

― на устройство новых, замену разрушившихся и ре­монт существующих ограждений.

5. Органы безопасности и организация взаимодействия с органами МВД, ФСБ, МЧС, органами местного самоуправления:

― согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности со специалистами инженерной и кинологической служб;

― распределение ответственности между органами за безопасность ОУ;

― обмен информацией;

― совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий (с оформлением актов готовности);

― организация совместного контроля качества работы ЧОП в ОУ.

6. Воспитательная работа с воспитанниками ОУ:

― формирование готовности (соответствующих навыков и умений) действовать в условиях ЧС;

― уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

― проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

― проведение специальных занятий и тренировок по ГО и ЧС по привитию навыков действий в чрезвычайных ситуациях.

7. Родители и работа с родительской общественностью, родительскими комитетами, попечительскими советами:

― организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

― организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи руководству ОУ;

― повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

― привлечение родительской общественности к участию в контроле за качеством оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

8. Персонал ОУ:

― подготовка руководящих и педагогических работников ОУ к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму;

― проведение встреч педагогического состава образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

9. Правовые документы по вопросам безопасности ОУ:

― сборник нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

― комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц ОУ);

― инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы).

10. Методические документы по вопросам безопасности ОУ:

― плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

11. Медицинское обеспечение ОУ.

12. Психологическое обеспечение (методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС и реабилитации, тренинги, ролевые игры и др.).

13. Социально-бытовые и кадровые меры предупреждения опасных и ЧС в ОУ со стороны персонала (подготовка работников к действиям в опасных ситуациях, требования к работникам, подбор кадров, служебная дисциплина в системе безопасности, профессиональная этика работников, этикет и культура поведения как фактор безопасности).

14. Режим, определенная обстановка, культура безопасности, отношение к вопросам безопасности ОУ родителей, персонала.

15. Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

16. Инфраструктура ОУ и организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ. Взаимодействие с ними.

17. Жители прилегающих дворов, кварталов.

18. Шефские и близлежащие предприятия, иные объекты.

19. Арендаторы.

Общая безопасность ОУ дополня­ется следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

Твердое знание законов и правил поведения;

Отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуе­мых правил поведения и личной безопасности;

Умелое использование средств безопасности;

Контроль и дисциплина;

Хорошая связь с правоохранительными органами;

Взаимопомощь товарищей по работе;

Нормальные отношения в семье и с окружающими.

Роль руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей и проектировании адекватных им эле­ментов и подсистем безопасности в данном конкретном об­разовательном учреждении, и их интеграции в систему, т.е. в единый работающий механизм.

Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития культуры безопасности и формирования безопасной личности, безопасного поведения. Поэтому, помимо общих принципов, С.В. Петров предлагает следующие персональные требования, правила личного обеспечения безопасности:

§ изучайте виды и причины опасностей (накапливайте знание);

§ учитесь предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;

§ по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;

§ изучайте способы действий (накапливайте умения) по нейтрализации или преодолению опасностей;

§ всегда выбирайте наиболее безопасный путь, способ действий из возможных вариантов;

§ обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;

§ чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накап­ливайте навыки);

§ в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

Значение этих требований (правил) в том, что они задают систему ко­ординат, в рамках которой, даже не будучи специально подго­товленным, можно, в основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых. Вместе с целями, перечисленные принципы становятся критериями для выбора линии поведения. Правильно постав­ленные и осознанные, они становятся установкой для чело­века и обеспечивают половину успеха.

Минобрнауки России неоднократно направляло в регио­нальные органы управления образованием различные при­казы, инструкции, рекомендации и письма по обеспече­нию безопасности ОУ, которые учтены при составлении данного пособия. Особо хотелось бы отметить концептуаль­ное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» № 03-1572 от 30.08.05 г.

В нем отмечается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности ОУ «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнеде­ятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».

Впервые большое внимание в данном письме уделено зна­чимости преподавания курсов ОБЖ и БЖ как части системы безопасности, а также для формирования культуры безопас­ности обучающихся и сотрудников ОУ.


Похожая информация.


1. Основные законодательныеакты, обеспечивающие основу безопасности образовательного учреждения.

2. Основные статьи, в конституции РФ гарантирующие безопасность работников и обучающихся в образовательном учреждении.

3. Раскрыть понятия: «опасность», «чрезвычайное происшествие»,

«безопасность образовательного учреждения».

4. Причины, влияющие на безопасность образовательного учреждения.

5. Основные элементы системы безопасности образовательного учреждения.

6. Уровни управления в системе безопасности образовательного учреждения.

7. Основные меры, обеспечивающие безопасность образовательного учреждения.

8. Паспорт безопасности и его краткая характеристика.

9. Виды инструктажей по охране труда в образовательном учреждении и их краткая характеристика.

10. Основные инфекционные болезни обучающихся.

11. Характеристика фаз и механизм передачи инфекции.

12. Раскройте понятия – патогенность

13. Раскройте понятия: инфекционная болезнь, эпидемический процесс, эпидемическая заболеваемость, эпидемия.

13. Комплекс основных мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.

14. Основные критерии разумной кадровой политики.

15. Требования, предъявляемые к преподавателю-организатору ОБЖ.

16. Раскройте понятия: «профессиональная этика», «этика», «честь», «достоинство», «кодекс чести» сотрудника охраны образовательном учреждении?

17. Федеральные законы по борьбы с терроризмом.

18. Федеральные органы исполнительной власти участвующие в борьбе с терроризмом.

19. Раскройте понятия: террористическая и антитеррористическая деятельность.

20. Требования, предъявляемые к охраннику.

21. Требования предъявляются к охранно- пожарной сигнализации.

22. Основные причины пожаров в образовательном учреждении.

23. Неотложные меры обучающихся и персонала при появлении очага возгорания в образовательном учреждении.

24. Основные причины травматизма электротоком.

25. Основные средства индивидуальной защиты от электротока и их сроки проверки.

26. Основные мероприятия при поражении электротоком.

27. Меры безопасности при использовании компьютера.

28. Требования безопасности время работы на компьютере.

29. Причины аварийности на автомобильном транспорте.

30. Меры безопасности при посадке на грузовой транспорт.

31. Причины аварийности на железнодорожном транспорте.

32. Меры и правила безопасности при следовании в пассажирском поезде.

33. Методы и виды снятия стрессов у учащихся после ЧС.

34. Краткая характеристика педагогической психогигиены и психотерапии.

35. Внутренние и внешние угрозы субъектом обеспечения безопасности в образовательном учреждении.

36. Сущность и основные положения «Концепции безопасности образовательного пространства».

37. Роль и место преподавателя – организатора ОБЖ в обеспечении безопасности образовательного учреждения.

38. Основы охранной деятельности. Правовой статус службы безопасности.

39. Основные положения должностной инструкции лица, отвечающего за безопасность образовательного учреждения.

40. Профилактика правонарушений в образовательном учреждении.

41. Предупредительные мероприятия антитеррористической и антиэкстремисткой защиты образовательного учреждения.

42. Алгоритм мероприятий по противодействию терроризма в образовательном учреждении.

43. Законодательные и нормативно-правовые документы по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении.

44. Противопожарный режим в школе. Типовые правила пожарной безопасности в образовательном учреждении.

45. Пожарная безопасность в школьных кабинетах, лабораториях и мастерских.

46. Современные средства пожаротушения в школе, их характеристика и принцип действия.

47. Последовательность действий администрации, персонала, порядок эвакуации из образовательного учреждения при пожаре.

48. Понятие гигиены детей и подростков.

49. Санитарно- гигиенические требования к зданиям и к содержанию образовательного учреждения.

50. Понятия «школьные болезни». Их краткая характеристика.

51. Организационные меры профилактики несчастных случаев и травматизма в образовательном учреждении.

52. Правовые гарантии охраны духовно-нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних.

53. Психолого- педагогическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.

54. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении.

55. Понятие: «культура безопасности», «устойчивость личности». Мировоззренческая устойчивость и ее значения для формирования личности учащегося.

56. Формирования культуры безопасности в процессе педагогической деятельности.

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

1. Законодательство РФ о безопасности.

2. Правовое обеспечение безопасности женщин.

3. Правовое обеспечение безопасности молодежи.

4. Виды ответственности работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей.

Правовую основу системы безопасности в ОУ составляют: Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О борьбе с терроризмом», «О пожарной безопасности», «О милиции», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др., Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и иные кодексы РФ, а также указы, распоряжения и послания Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, решения, постановления, приказы, положения и иные документы, регулирующие вопросы безопасности.

Рассмотрим наиболее существенные положения некоторых правовых актов и их значение для ОУ и его сотрудников.

Конституционные гарантии безопасности работников ОУ и обучаемых.

Важной гарантией является правовой механизм обеспечения неприкосновенности каждого человека и его собственности. Для нарушителей личных имущественных и неимущественных прав граждан, нарушителей общественного порядка предусмотрены строгие наказания. Угроза или насилие в отношении детей и взрослых влечет строгую ответственность виновных лиц в соответствии с законом. Однако реальное привлечение обидчика или вымогателя к уголовной ответственности требует определенной правовой и тактической грамотности, времени и терпения.

В статье 39 Конституции РФ установлено:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Данные положения обязательны для всех предприятий и организаций, включая ОУ.

С точки зрения социальной защиты работа в ОУ или в ЧОП засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного социального страхования РФ. Сотрудники, работающие по найму, подлежат страхованию за счет средств соответствующего предприятия на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением трудовых обязанностей.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает следующие положения:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Гарантии в случаях происшествий с сотрудниками и обучающимися содержатся в правилах судопроизводства. Они базируются на статье 46 Конституции, которая гласит:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 61 Конституции гарантирует гражданам РФ защиту и покровительство за ее пределами. Это основа правовых механизмов защиты лиц, выезжающих в командировки или для сопровождения детей в другие государства.

На основе норм Конституции строится вся государственная политика страны.

Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности в ОУ в соответствии с законодательством являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья обучающихся (воспитанников), работников;

Принятие и реализация нормативных правовых актов о безопасности и охране труда, а также федеральных и территориальных программ обеспечения безопасности ОУ;

Государственное управление безопасностью и охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением в ОУ требований всех видов безопасности: пожарной, транспортной, криминальной, санитарной, продовольственной, информационной, экономической, производственной, военной, международной и иных;

Содействие общественному контролю соблюдения прав и законных интересов работников и обучающихся в образовательном пространстве;

Мониторинг, расследование и учет опасных происшествий, несчастных случаев, травм и профессиональных заболеваний;

Защита прав и законных интересов обучающихся, работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования всех участников образовательного процесса от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

Координация в области обеспечения безопасности всех видов экономической и социальной деятельности ОУ; распространение передового отечественного и зарубежного опыта;

Участие государства в финансировании мероприятий по обеспечению безопасности и охраны труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по безопасности; организация государственной статистической отчетности;

Обеспечение функционирования информационных систем безопасности;

Международное сотрудничество в области безопасности и охраны труда в ОУ;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты работников ОУ;

Обеспечение работников ОУ и обучающихся средствами индивидуальной и коллективной безопасности (защиты), в том числе убежищами, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами.

Государственная политика в сфере безопасности и охраны труда в ОУ последовательно закрепляется в текстах законов и является основой Концепции и системы безопасности ОУ. Она реализуется в рамках комплексного планирования мер безопасности, а также при условии, что работники, обучающиеся и их близкие знают соответствующие нормативные документы, правила поведения в опасных ситуациях и способствуют их выполнению в сфере образовательной деятельности.

Целями гражданского, административного, уголовного, трудового и иного законодательства в части обеспечения безопасности являются установление государственных гарантий безопасности, прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников, обеспечение их социальной, экономической, производственной и иных видов безопасности при осуществлении всех видов жизнедеятельности.

Например, задачами трудового законодательства являются создание правовых условий для защиты интересов всех сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений, в том числе по следующим направлениям:

Организация безопасного труда;

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

Социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;

Участие работников и профессиональных союзов в установлении благоприятных и безопасных условий труда и применении трудового законодательства;

Ответственность работодателей и работников в сфере труда;

Надзор и контроль (в том числе профсоюзный) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство о безопасности);

Разрешение трудовых споров.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37), Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» (ст. 8) каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.

Согласно нормам Трудового кодекса при приеме на работу или смене ее характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске для здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приемам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Реализация этого требования в ОУ с каждым годом становится все актуальнее, но осуществляется не так последовательно, как в организациях других отраслей.

Работник имеет право на предварительный медицинский осмотр, а также на внеочередной осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями. При этом место работы и средний заработок работника сохраняются.

При повреждении здоровья в результате несчастного случая работник имеет право лично или через своего представителя участвовать в его расследовании, а также на возмещение вреда, причиненного ему увечьем или профессиональным заболеванием.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует работникам ОУ право на охрану труда. Поэтому условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

На время приостановки образовательного процесса вследствие нарушения законодательства о безопасности, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», а также со ст. 214 ТК РФ работник обязан:

Соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

Правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

Проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Обучающиеся и работники ОУ обязаны работать честно и добросовестно, выполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда, безопасности и правил внутреннего трудового распорядка ОУ.

В соответствии с правилами внутреннего распорядка ОУ подобные обязанности распространятся также на обучаемых и на посетителей ОУ.

За нарушение нормативных правовых актов об охране труда, о противодействии пожарным, криминальным, террористическим и иным угрозам работники ОУ могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Каждый сотрудник ОУ обязан знать законодательство о безопасности и охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие обучаемых или работников с момента их зачисления в ОУ. Незнание нормативных правовых актов не освобождает от ответственности за их нарушение или невыполнение.

Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ», ст. 14, а также ст. 212 ТК РФ регламентированы обязанности работодателя (руководителя ОУ) в сфере обеспечения безопасности.

Работодатель обязан обеспечить:

Безопасность работников ОУ;

Режим труда и отдыха, соответствующий действующим нормам;

Обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

Предварительный (при поступлении на работу) и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;

Принятие мер по предотвращению аварийных и иных опасных ситуаций;

Выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств;

Информирование работников о рисках для здоровья, об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.

Рабочие места в ОУ должны создаваться в соответствии (или приводиться в соответствие) с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов.

В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Управление безопасностью образовательного учреждения.

2. Комплексное планирования безопасности образовательного учреждения.

3. Контроль за обеспечением безопасности образовательного учреждения.

4. Паспорт безопасности.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

Руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

Администрация района, правоохранительные органы;

Органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

Освещение зданий, периметров и территорий;

Ограждения, запоры, решетки на окнах;

Барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

Шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

Охрана ОУ:

Вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

Организация охраны и режима;

Пакет документов по организации охраны;

Организация обучения сотрудников охраны;

Организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

План совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

Системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

Системы видеонаблюдения;

Системы автоматического электронного допуска;

Металлодетекторы ручные и стационарные;

Системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

Оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

Средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

Средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

Средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

Энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

Согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

Распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

Обмен информацией;

Совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

Организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

Обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

Уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

Проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

Проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

Организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

Организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

Повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

Привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

Персонал ОУ:

Подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

Проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

Комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

Комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

Номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

Плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

Психологическое обеспечение:

Методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

Методики психологической реабилитации;

Тренинги, ролевые игры.

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

Жители прилегающих дворов, кварталов;

Шефские и близлежащие предприятия;

Арендаторы;

Иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

Способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

Создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

Твердое знание законов и правил поведения;

Отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;

Умелое использование средств безопасности;

Самоконтроль и дисциплина;

Хорошая связь с правоохранительными органами;

Взаимопомощь товарищей по работе;

Нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

1. Основные положения Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

2. Понятие гигиены детей и подростков.

3. Организация техники безопасности и профилактике несчастных случаев, травматизма.

4. Аттестация образовательного учреждения и рабочих мест по безопасности.

Вопросам безопасности и охраны труда работников ОУ посвящены главы 33–36 и 52 ТК РФ, а также иные правовые документы. Каждый работник ОУ имеет право (ст. 21 ТК РФ):

На условия труда, отвечающие требованиям безопасности;

На отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;

На возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

На полную достоверную информацию об условиях труда и требований охраны труда в ОУ;

На объединение в профессиональные союзы;

На обязательное социальное страхование, обеспечение при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;

На защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми незапрещенными способами.

Одновременно работник обязан:

Соблюдать требования по обеспечению безопасности труда;

Незамедлительно сообщать об опасных ситуациях для жизни, здоровья, имущества;

Соблюдать правила внутреннего распорядка и иные меры безопасности.

Трудовой договор - соглашение между работодателем (ОУ) и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить безопасные условия труда, предусмотренные ТК РФ и иными

Нормативными правовыми актами, коллективным договором, выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением функции, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка и безопасности.

Если с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В трудовом договоре необходимо указывать:

Права и обязанности работника;

Права и обязанности работодателя, в том числе в обеспечении безопасности;

Характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;

Режим труда и отдыха (если в отношении данного работника он отличается от общих правил, установленных в ОУ);

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью;

Иные условия и особенности, связанные с обеспечением безопасности в ОУ.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон, совершенному в письменной форме.

Очень важно, чтобы каждый работник ОУ имел копию трудового договора и понимал его положения.

Работодатель может установить испытательный срок нанимаемому работнику и при неудовлетворительных результатах испытания расторгнуть трудовой договор без согласования с выборным профсоюзным органом организации (ст. 71 ТК РФ). Кроме того, основанием для прекращения трудового договора является (ст. 77 ТК РФ):

Соглашение сторон;

Истечение срока (п. 2 ст. 58 ТК РФ), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

Призыв или поступление работника на военную службу;

Расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ);

Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора (ст. 73 ТК РФ);

По состоянию здоровья, если по заключению медико-социальной экспертной комиссии работник признан нетрудоспособным и др.

В последнем случае администрация организации обязана расторгнуть трудовой договор, в том числе и срочный, до истечения срока его действия.

Рабочее время и время отдыха. Продолжительность и виды рабочего дня установлены ТК РФ. Нормальная продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается ст. 92 ТК РФ.

Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается:

На 16 часов в неделю – для работников в возрасте до 16 лет;

На 5 часов в неделю – для работников, являющихся инвалидами I и II группы;

На 4 часа в неделю – для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

На 4 часа в неделю и более – для педагогов и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать (ст. 94 ТК РФ):

Для работников в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов;

Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа;

Для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

При 36-часовой рабочей неделе – 8 часов;

При 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.

Продолжительность работы работников накануне праздничных и выходных дней сокращается на 1 час (ст. 95 ТК РФ).

Каждому работнику ОУ, учащимся и родителям следует знать, что превышение этих норм, в том числе за счет напряженных и интенсивных дополнительных занятий, опасно для здоровья и психики большинства обычных людей. Это подтверждается статистическими данными о доле здоровых детей в ОУ. В то же время замечено, что повышенные нагрузки интересным и увлекательным делом в сочетании с ежечасными интервалами для отдыха и перерывами для дневного сна не ведут к ухудшению физического и психического здоровья детей.

Неполное рабочее время может устанавливаться по соглашению между работником и работодателем. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа), но с учетом состояния здоровья.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях внешнего совместительства не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней и 120 часов в год.

Перерыв для отдыха и питания работников предоставляется продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Перерыв не включается в рабочее время (ст. 107 ТК РФ).

Выходные дни предоставляются в следующем количестве:

2 дня при 5-дневной рабочей неделе;

1 день при 6-дневной рабочей неделе.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

7) Планирование и контроль.

8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

Обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

Снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

Улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

Экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

Формирование навыков правильного поведения при опасностях;

Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

Руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

Администрация района, правоохранительные органы;

Органы управления образованием, органы здравоохранения.

2) Физическая защита здания ОУ:

Освещение зданий, периметров и территорий;

Ограждения, запоры, решетки на окнах;

Барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

Шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

3) Охрана ОУ:

Вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

Организация охраны и режима;

Пакет документов по организации охраны;

Организация обучения сотрудников охраны;

Организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

План совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

Системы видеонаблюдения;

Системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

5) Финансовое и ресурсное обеспечение:

Оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

Средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

Средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

Средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

Энергетические и иные ресурсы.

6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

7) Воспитательная работа с учащимися.

8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

11) Методические документы по безопасности ОУ.

12) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

13) Психологическое обеспечение:

Методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

Методики психологической реабилитации;

Тренинги, ролевые игры.

14) Кадровые и социально-бытовые меры.

15) Режим, обстановка, культура безопасности.

16) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

17) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

18) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

19) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

20) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

21) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

Способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

Создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения Петров Сергей Викторович

1.2. Основные понятия

1.2. Основные понятия

Опасность – воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

ЧП (чрезвычайное происшествие) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания.

Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм.

Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким-либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.

Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда).

Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т. п.).

Безопасность ОУ – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Система безопасности – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиенические, профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности. Система безопасности включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда.

Средства индивидуальной и коллективной безопасности (защиты) – технические, правовые, организационные, медицинские и иные, в том числе подручные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на учащихся и работников ОУ опасных факторов, а также для защиты от посягательств на их жизнь и здоровье. К ним относятся органы правопорядка, охрана, ее оснащение, вооружение, средства сигнализации, правовые запреты УК и КоАП РФ, здания, запоры, решетки, убежища, противогазы и т. д. и т. п.

Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).

Охрана труда – система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) – это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны.

Защита трудовой и образовательной деятельности – это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ – это составная часть более широкой области – обеспечения БЖ.

Рабочее место – место, в котором обучающийся или работник должны находиться или в которое им необходимо прибыть в связи с работой (учебой) и которое прямо или косвенно находится под контролем ОУ. На своем рабочем месте каждый обязан соблюдать технику безопасности, иные требования по обеспечению БЖ.

Условия жизнедеятельности – совокупность благоприятных и неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды, учебного и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и безопасность работников ОУ и обучающихся в процессе обучения, труда, досуга и иных видов жизнедеятельности.

Риск – вероятность наступления неблагоприятных последствий (потерь, разрушений, травм); мера оценки опасности ситуации, надежности проекта, решения, поведения. Различают риски индивидуальные, групповые, допустимые, недопустимые (например, перевозка учащихся через водоем в перегруженной лодке без средств спасения). Моделирование и оценка рисков стали важным средством планирования мер безопасности.

Охрана труда как учебная дисциплина традиционно включает в себя следующие разделы: законодательство в области охраны труда, основы техники безопасности, гигиена труда и производственная санитария, пожарная безопасность. Все эти темы полностью входят также в состав курса БЖ и органически дополняются такими разделами БЖ, как экологическая, социальная, криминальная, транспортная, информационная безопасность, основы здорового образа жизни и первой медицинской помощи.

Элементы системы охраны труда полностью совпадают с элементами системы безопасности ОУ и входят в нее как составная часть (подсистема). Поэтому в настоящем пособии материалы по безопасности и охране труда даются в едином контексте задач повышения безопасности ОУ.

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

1.2. Основные понятия Опасность– воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

6.2. Основные понятия Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационные процессы пронизывают все акты функционирования живой материи. Информация пронизывает все поры жизни людей и общества. Академик А. И.

Из книги Гидравлика автора Бабаев М А

1. Основные понятия технического регулирования Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании». Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

15. Основные понятия, используемые в кинематике жидкости Сутью вышеупомянутого поля скоростей являются векторные линии, которые часто называют линиями тока.Линия тока – такая кривая линия, для любой точки которой в выбранный момент времени вектор местной скорости

Из книги Приборостроение автора Бабаев М А

26. Основные понятия технического регулирования Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании».В этом нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых

Из книги Управление качеством автора Шевчук Денис Александрович

1. Основные понятия и определения Невозможно представить себе современную жизнь, идет ли речь о промышленности, других секторах экономики или просто о быте населения, без применения или использования технических приборов.За каждым техническим изделием стоит

Из книги Планирование и нормирование расхода этилового спирта на предприятиях и в организациях: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

2.1. Основные понятия и определения Что же такое качество? Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его

Из книги Гидроакумуляторы и расширительные баки автора Беликов Сергей Евгеньевич

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Рекомендации по нормированию расхода этилового спирта охватывают широкую номенклатуру машин, механизмов, устройств, аппаратов, приборов (в дальнейшем – оборудование), используемых в различных сферах деятельности

Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич

Глава 1 Основные понятия в области сертификации

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

2. Основные понятия и определения 2.1. Назначение устройств По своему назначению принципиально все баки можно разделить на две большие подгруппы: баки для компенсации температурных расширений теплоносителя и баки для работы с хозяйственной и питьевой (холодной) водой,

Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

Из книги Основы рационального питания автора Омаров Руслан Сафербегович

Из книги автора

Из книги автора

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ Цель: ознакомиться с современными научными представлениями о рациональном питании человекаПитание – совокупность процессов, связанных с потреблением и усвоением в организме пищевых веществ, необходимых для

Министерство образования и науки Российской Федерации

Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского

Факультет ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Кафедра БЖД

Реферат по дисциплине

«Обеспечение безопасности образовательного учреждения»

на тему «Техническая безопасность»

Студент: Козлов С.М.

5 курс специальности ТиП

Проверил: доцент Прокопенко Н.В.

Брянск 2015

Введение…………………………………………………………………………3

1. Системы пожарной сигнализации………………………………………….3

2. Системы видеонаблюдения…………………………………………………4

3. Защита окон и дверей……………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………….11

Введение

Охрана образовательных учреждений и безопасность учебных заведений – этим темам в последнее время повсеместно уделяется все больше внимания.

Государство должно обеспечивать безопасность обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Для обеспечения комплексной безопасности всех образовательных учреждений страны в 2004 г. требовалось около 30 млрд. рублей: серьезное обеспечение комплексной безопасности одной типовой школы стоило в среднем не менее 1 млн. рублей. Сегодня это стоит еще дороже, но система образования получает малую часть от требуемой суммы. В основном обеспечение безопасности образовательного учреждения зависит от финансовых возможностей учреждения, а также от федеральных программ.

Цель контрольной работы – рассмотреть основные наружные технические средства охраны безопасности образовательных учреждений.

1. Системы пожарной сигнализации

Системы пожарной сигнализации представляют собой комплекс технических средств, служащих для своевременного обнаружения возгорания в помещениях.

Система пожарной сигнализации могут быть установлены как на малых, так и на больших объектах, возможна также интеграция с другими системами.

В идеале любое помещение должно быть оборудовано пожарной сигнализацией, работающей круглые сутки. Она поможет вовремя обнаружить возгорание, уничтожить его очаг, подаст сигнал к эвакуации людей, что является особо важным в образовательных учреждениях.

Особенностью системы пожарной сигнализации является возможность ее автоматического переключения на питание от аккумулятора при отключении в доме электричества. Автоматически же происходит и подзарядка аккумулятора.

Важной частью пожарной сигнализации являются специальные датчики. Обычно применяются детекторы температуры и наличия дыма и газов.

Существуют простые модели датчиков, например пороговые неадресные, с помощью которых трудно точно определить место возгорания, а также более сложные. Так аналоговые адресные извещатели снабжены индивидуальными адресами, по которым система быстро находит источник пожара. Обычно аналоговые извещатели используются для улавливания дыма и контроля за температурой в помещении.

Дымоуловители делятся на ионизирующие и оптические. Оба типа датчиков реагируют на появление в охраняемом помещении дыма и определяют его концентрацию. Оптический прибор действует с помощью рассеянного инфракрасного излучения, а ионизирующий использует ионизационную камеру.

2. Системы видеонаблюдения

За последние несколько лет заметно увеличилась популярность средств визуального контроля охраняемых образовательных учреждений. Этот способ охраны применяется для наблюдения за прилегающей к зданию территорией. Для этого видеокамеры укрепляются над входной дверью, над местом въезда во двор, на стенах, выходящих на задний двор или хозяйственные постройки.

Если сигналы датчиков могут дать самую элементарную информацию о событиях на охраняемом объекте, то видеокамеры дают полную картину происходящего. Соединение камеры с записывающим устройством дает возможность узнать обо всех объектах, появлявшихся на охраняемой территории за длительный отрезок времени.

Для нормального функционирования системы видеонаблюдения необходимо установить связанные между собой видеокамеры, мониторы для восприятия передаваемой информации и технические устройства для ее обработки. Одним из звеньев этой системы может стать персональный компьютер, который облегчает настройку аппаратуры и управление ее работой.

Для получения наиболее точной картины событий, происходящих на охраняемой территории, желательно иметь столько же мониторов, сколько видеокамер установлено на территории. Если же мониторов меньше, чем камер, то одновременно включается максимально возможное число изображений, а оставшиеся попеременно сменяют друг друга на одном из экранов.

Подключенный к охранной системе компьютер дает возможность получать на одном экране изображения сразу с 16 камер. При этом фрагмент, требующий более тщательного изучения, легко можно увеличить до размеров экрана. Однако следует помнить о том, что компьютерная система видеонаблюдения затрачивает на обработку получаемой информации больше времени, чем обычная телевизионная, в которой изображение с каждой камеры поступает на отдельный экран.

Для наблюдения за территорией, прилегающей к зданию, вполне достаточно использовать черно-белые камеры. Две установленные определенным образом камеры дают угол обзора до 180°. Для обеспечения большего угла обзора необходимо установить одну камеру, снабженную поворотным устройством.

Такое устройство может поворачивать камеру на 1-12° в минуту. Поэтому если камера настроена на наблюдение за происходящим в радиусе 10 м, то в поле видения будут попадать только те объекты, скорость перемещения которых не превышает 2 м/с. Для наблюдения за быстродвижущимися предметами должна быть проведена специальная настройка всех входящих в систему наблюдения устройств.

Степень защиты охраняемой территории повышается, если система видеонаблюдения включает в себя дополнительные приспособления. Одни из них реагируют на нарушение в контролируемой зоне включением ее полного изображения на экранах. Другие приводят в действие исполняющие устройства, которые включают звуковые сигналы, яркий свет или запирающие механизмы.

Камеры, использующиеся для наружного наблюдения, часто помещают в защитные корпуса. При применении их в местах с холодным климатом корпус обычно снабжается обогревателем.

Если требуется обеспечить скрытое наблюдение за небольшим пространством, то удобнее всего использовать компактные и недорогие бескорпусные видеокамеры. Они имеют маленький неподвижный объектив, прикрепленный к печатной электронной плате, которая монтируется в стену.

Для охраны больших территорий очень удобны камеры, управлять которыми можно дистанционно. С помощью компьютерной программы или специального пульта можно поворачивать объектив камеры на угол до 90° по вертикали и 175° по горизонтали.

Немаловажной частью системы внешнего наблюдения являются специальные устройства для записи получаемого с камер изображения. Они обычно снабжены генераторами даты и времени и могут работать в течение долгого времени. При помощи видеопринтера можно изготовить фотографическое изображение любого кадра с пленки.

В записывающее устройство может быть встроен специальный таймер, который позволяет магнитофону увеличивать или уменьшать скорость записи. Обычно скорость записи изменяется после получения с датчиков сигнала тревоги.

При установке систем наблюдения в небольшом здании для соединения ее частей в единое целое вполне достаточно использовать обычный телевизионный кабель.

Для того чтобы избежать несоответствия друг другу разных частей монтируемой системы видеонаблюдения, необходимо доверить ее выбор и установку профессионалам. При соблюдении правил эксплуатации используемой техники она способна нормально функционировать длительное время.

Различные системы видеонаблюдения предназначены для мониторинга и регистрации происходящих событий. Для регистрации используются устройства видеозаписи, от комплектации и выбранного режима которых зависит количество часов записи звука и видеосигналов. Разные устройства обработки видеосигналов (видеокоммутаторы, квадраторы, мультиплексоры) поддерживают разное количество видеокамер. В зависимости от внешних условий и типа помещений могут использоваться различные виды видеокамер: миниатюрные, дверные глазки, камеры, защищенные от пыли, влаги и атмосферных осадков и т. д.

Преимущество данных систем видеонаблюдения заключается в возможности выбора дополнительных функций, таких как запись по тревоге, таймеру, работа совместно с компьютером, архивация и передача данных через интернет, инфракрасные осветители, дистанционное управление, стоп-кадр и т. д.

К сожалению, в настоящее время надежная охрана в образовательных учреждениях, особенно в городах, становится жизненной необходимостью. Это вызвано тем, что в связи с ожесточением общей криминогенной обстановки, а также активизации террористов коллективы школ самостоятельно, без помощи профессионалов, не могут обеспечить безопасность школьного пространства для обучаемых, а также сохранность имущества школ.

3. Защита окон и дверей

При оборудовании системы охраны безопасности образовательного учреждения следует помнить о таком средстве, как различные сигнализации.

Для обеспечения контроля за всеми окнами и дверями в здании на них необходимо установить специальные датчики. Обычно в таких случаях применяются датчики разбитого стекла, инфракрасные датчики движения и присутствия, магнитоконтактные и вибродатчики. Информация с датчиков передается на контрольный пульт с помощью компьютера или телефонной линии.

Для контроля за территорией, непосредственно примыкающей к входу в здание, обычно используются датчики движения. При возникновении в контролируемой зоне перемещающегося объекта датчик передает сигнал на пульт управления. Современные устройства позволяют так запрограммировать детекторы данного вида, чтобы они не реагировали на движения домашних животных.

Поскольку принцип работы таких датчиков основан на улавливании инфракрасного излучения, то некоторые несовершенные модели могут подавать сигнал тревоги при резком изменении температуры окружающего воздуха. Поэтому подбор охранных средств их установку лучше всего доверять специалистам.

Датчики разбития стекла ориентированы на сравнение спектра улавливаемых шумов со спектром звуков, сопровождающих повреждение стекол. При совпадении спектров датчик включает сигнализацию.

Некоторые датчики такого типа имеют два уровня работы. На первом уровне отмечается удар по стеклу, на втором – его разбивание. Если между поступлением этих двух сигналов на датчик проходит время до 150 мкс, то подается сигнал тревоги.

Для установки на дверях и окнах чаще всего используются магнитоконтактные датчики. Их устройство достаточно просто, и установка не отнимет много времени. Эти датчики самые дешевые, поэтому для повышения степени защиты помещения на каждое окно или дверь можно устанавливать по два соединенных между собой детектора.

Для создания условий для осуществления контроля за состоянием решеток на большом количестве окон применяются датчики взламывания решеток, которые крепятся на раме в самых недоступных с наружной стороны местах. Обычно на каждом окне укрепляется 2 датчика.

Каждый датчик состоит из герметичного контакта, закрепленного в стене, напротив которого на раме устанавливается небольшой магнит. Если осуществляется попытка снятия решетки или по ней наносится сильный удар, контакт размыкается и датчик сигнализирует о взломе.

Если здание обнесено решетками по периметру, то в качестве датчика можно использовать тонкий провод, соединяющий решетку с пружинным контактом, расположенным на внутренней стене. Для его вывода наружу в раме просверливают небольшое отверстие, после чего провод обводят вокруг какого-либо узла решетки. Сигнал о взломе поступает, если провод обрывается или сильно натягивается. Если расстояние между решеткой и окном превышает 10 см, провод необходимо изолировать от воздействия окружающей среды. Для этого его помещают в тонкую трубочку, которую располагают между рамой решетки и окном.

Заключение

Охрана образовательных учреждений должна обеспечивать безопасное и, в то же время, эффективное осуществление учебного процесса, работу преподавательского и технического состава учреждения, функционирование систем жизнеобеспечения. Для этого используются системы пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, датчики защиты на окнах и дверях здания.

Но для максимально эффективного обеспечения безопасности обучающихся и персонала образовательных учреждений необходимо повсеместное установление тревожных кнопок и системы наружного и внутреннего видеонаблюдения, установку заборов, огораживающих территорию вокруг школ и ее освещение, а также обеспечение физической охраны учебных заведений.

Список литературы

1. Завалюев О.Н. Школа и безопасность. // Образование в документах. – 2004. – №12-13.

2. Оформление услуг по охране образовательного учреждения // Первое сентября. – 2004. – №11.