Дефекты и деформации правосознания. Деформации правового сознания: понятие, виды, причины

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. . Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет свои исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы. Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как это было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в свою очередь, приводило к ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско- подданничсских отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и свобод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников. Все это не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.

Одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.). В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.

Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.

В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, не- отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

В настоящее время ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.

Однако в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об этом свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.

Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

Однако все эти специальные средства могут дать положительный эффект лишь в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т. д.).

39. Деформация правосознания и его формы Деформация правосознания - изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.

В качестве форм деформации правосознания можно выделить: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерожденное правосознание.

Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правового сознания и заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. Наиболее негативными проявлениями нигилизма являются умышленные правонарушения.

Фетишизм (от лат. fetiche - идол, талисман, от португ. feiticao – волшебство) означает поклонение, неодушевленному, обоготворяемому предмету, безусловное его признание и слепое поклонение.

Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

Перерожденное сознание - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Оно основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности.

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы: а) знание и понимание права; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению; в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод. 41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие элементы (составные части): - субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). 42. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Принципы правотворчества: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). 43. Виды правотворчества. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); - правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); - правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); - правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: - законотворчество; - делегированное правотворчество; - подзаконное правотворчество. 44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос); федеральные конституционные законы - квалифицированным (не менее 2/3 голосов); б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). 45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации: 1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел; 2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института). 46. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ее основным объектом является текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта и т.д. 47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Виды правоотношений: Правоотношения подразделяются: 1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.; 2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий; 5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. 48. Структурные компоненты правового отношения В структуру правоотношения входят: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, зарядом ограничений, установленных законодательством (избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.). К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности. Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим. Дееспособность - это признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния индивида. Ею не обладают малолетние (до 6 лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители). Виды дееспособности: а) полная наступает с совершеннолетием, когда человек может осознанно совершать любые юридически значимые действия, возможна с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации (производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда); б) частичная характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки (ст. 28 ГК РФ), и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своим заработком и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения; в) ограниченная, при которой лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркоманы, запрет заниматься охотой, водить автомобиль) на точно фиксированный срок. Деликтоспособность – это способность лица отвечать за свои деяния (действие и бездействие). Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения (материальные и нематериальные блага). Содержание правоотношений включает в себя: субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. 49. Субъективное право и юридическая обязанность Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага, ценности. Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Содержание конкретного субъективного права составляют правомочия - это законодательно закрепленные элементы субъективного права, детализирующие свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости предоставленного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше. Так, в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических - около десятка. Субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Поскольку юридическая обязанность - мера необходимого поведения, то от ее реализации отказаться нельзя. Юридические обязанности должны быть четко очерчены в законодательстве. Являясь обратной стороной субъективного права, юридическая обязанность имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Слагаемые юридической обязанности - отдельные долженствования - подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав - в этом суть юридического содержания правового отношения.

Правосознание отдельного индивида или даже социальной группы может иметь различные дефекты и деформации.

Дефекты правосознания это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (пристрастности, необъективности).

Наиболее распространенными дефектами правосознания являются:

· правовой нигилизм (лат. nihil – «ничто», «ничего»);

Это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности.Носители этого дефекта правосознания склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиции силы. Правовой нигилизм может выражаться в различных формах:

Прямое умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов;

Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

Издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

Подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

Подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Нигилистическое отношение к праву формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка – это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

· правовой идеализм;

Этот дефект правосознания проявляется в слепой вере в торжество закона, в его всесилие при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных сторон правоотношений. Они считают, что хорошие законы способны решить все проблемы без участия граждан в их реализации.

· правовой релятивизм;

Этот дефект правосознания проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

· правовой субъективизм;

Этот дефект правосознания проявляется в одностороннем отношении индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

· правовой инфантилизм.

Этот дефект правосознания проявляется в слабом знании права и незрелом отношении к нему как к явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному.Носители такого правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов из защиты.

Деформации правосознания .

Деформации правосознания это различного рода искажения уже сформированного профессионального сознания , которое свидетельствует о его глубоком изменении.

Отрицательные особенности профессионального правосознания могут выступать в виде профессиональных деформаций. Это искаженные представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений выделят типы деформаций:

· репрессивная деформация правосознания;

Проявляется в отрицательном отношении к гражданам работниками правоохранительных органов. Они воспринимают людей как правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и насилия.

· криминальная деформация правосознания.

Проявляется в убеждении сотрудников правоохранительных органов, в том, что правонарушения являются вполне приемлемым способом удовлетворения жизненных потребностей. Сотрудники правоохранительных органов с таким типом деформации правосознания вступают в связь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.

6.1.3. Правовая культура: понятие, структура, виды

Категория «правовая культура» предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми системами, идеалами и ценностями. Правовая культура – часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.Правовая культура это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности.

Более краткое определение правовой культуры –это знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним.

Структура правовой культуры :

· культура правового сознания;

Включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

· культура правового поведения;

Характеризуется наличием правовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

· правовая культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Проявляется в культуре деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры в зависимости от ее носителей :

· индивидуальная – характеризует правосознание личности, а так же юридически значимое ее поведение.

· общественная – характеризует качественное состояние правовой жизни общества.

Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, от совершенства всей системы правовых актов. Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание.Правовое воспитание это целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры, накоплению правового опыта, отношению к правовым идеалам.Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии.К формам правового воспитания можно отнести:

· самовоспитание и самообразование;

· формирование правосознания и правовой культуры в семье;

· распространение правовых знаний через СМИ;

· преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных заведениях;

· профессиональную юридическую подготовку в средних профессиональных и высших учебных заведениях и т.д.

Тема 6.2. Правомерное поведение,
правонарушение и юридическая ответственность

6.2.1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Поведение субъектов права, регламентированное нормами права, становится юридически значимым. Оно при этом может быть правомерным либо противоправным. Правомерное поведение - долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

В правомерном поведении реализуется свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразных интересов личности. Действия всех субъектов права будут правомерными тогда, когда они соответствуют установленным в нормах права вариантам поведения (диспозиция нормы права).

Признаки правомерного поведения :

· всегда соответствует требованиям юридических норм;

· носит осознанный характер;

· является общественно необходимым, желательным или допустимым.

Виды правомерного поведения :

1. По социальной значимости :

· поведение, необходимое обществу (например, служба в армии);

· поведение, желательное для общества (например, научные или творческие занятия);

· поведение, допускаемое обществом (например, отправление нетрадиционных религиозных культов).

2. По мотивам совершения поступков :

· социально-активное;

Субъект активно признает и поддерживает заложенные в правовых нормах модели поведения. Внутренняя оценка правой нормы и ее необходимости полностью совпадают с заложенной в ней волей законодателя. Такой вид поведения наиболее устойчив и наиболее полезен для общества.

· конформистское;

Субъект подчиняется правовым предписаниям по принципу «все так делают». Конформизм – мотивация, которая основана не на внутреннем убеждении в необходимости соблюдения правовых норм, а на беспринципном следовании поведению большинства, или той социальной группы, которой принадлежит данное лицо.

· маргинальное.

Субъект поступает в соответствии с правовыми предписаниями под воздействием угрозы государственного принуждения, из-за страха перед наказанием. Это наиболее неустойчивый тип правомерного поведения, при снижении контроля со стороны государства может превратится в свою противоположность.

6.2.2. Правонарушение: понятие, признаки, виды

Правонарушение общественно опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность.

Причины правонарушений заложены в противоречиях общественной жизни и в несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины (их изучением занимается криминология).

Признаки правонарушения :

· правонарушение всегда деяние (не мысли), действие или бездействие ;

Бездействие в данном случае состоит в не совершении таких действий, которые оно должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (например, неоказание помощи водителем человеку, которого он сбил на проезжей части улицы и т.д.).

· правонарушение – это виновное деяние;

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием. Сущность вины заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым правом интересам общества, которые выражаются в совершении общественно вредных деяний.

· правонарушение ведет к наступлению вредного результата;

Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т. Но главное состоит в общественной вредности противоправного деяния. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на интересы и ценности индивида, общества, государства.

· существует причинно-следственная связь между деянием и вредным результатом;

· правонарушение влечет применение мер юридической ответственности. Правонарушения осуждаются обществом и влекут за собой меры государственного воздействия в виде наказания.

Виды правонарушений (по степени общественной опасности):

· преступления –это общественно опасные, противоправные виновные и наказуемые деяния, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающим угрозу причинения ущерба.

Преступления (уголовные правонарушения), отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Все правонарушения, не предусмотренные нормами уголовного кодекса, относятся к проступкам.

· проступки это общественно вредные, противоправные действия, не представляющие опасности для охраняемых законом общественных отношений в целом.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения, поступки подразделяются на виды:

Гражданско-правовые правонарушения – это вредные деяния в области договорных и внедоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).- административно-правовые правонарушения – это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).- дисциплинарные правонарушения – это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул).

Процессуальные правонарушения, на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка в суд.

Деформация правосознания — ϶ᴛᴏ его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некᴏᴛᴏᴩые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некᴏᴛᴏᴩых случаях правящие элиты также подвержены ϶ᴛᴏму виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформациитрадиционно присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень ϲʙᴏих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации будет крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, по϶ᴛᴏму остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет ϲʙᴏи исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы. Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как ϶ᴛᴏ было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в ϲʙᴏю очередь, приводило к ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско- подданничсских отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и ϲʙᴏбод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников. Все ϶ᴛᴏ не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.

Важно заметить, что одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.) В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС будет ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.

Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.

В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, не- отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

Сегодня ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.

При этом в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некᴏᴛᴏᴩых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об ϶ᴛᴏм свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.

Проблема правового нигилизма будет одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

  • обеспечение должного качества принимаемых законов;
  • соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;
  • улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;
  • улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

При этом все данные специальные средства могут дать положительный эффект исключительно в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т. д.)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Преподаватель В.В. Хадыкина

УЦ УВД Омской области К числу наиболее важных проблем, возникающих в ходе выработки правильного отношения сотрудников органов внутренних дел к своей социальной роли, относится глубокое понимание ими сущности права и правоохранительной деятельности, формирования у них позитивно ориентированного правового сознания.

На правосознание субъектов правоохранительной структуры оказывает влияние ряд факторов, изучение и анализ которых позволяет определить причины и степень его искаженности. Наличие деформации в правосознании приводит к возникновению негативных ситуаций различного рода в процессе правового регулирования общественных отношений. Изучение деформаций правового сознания дает возможность выявить такие проблемы и разработать приемы воздействия на правосознание сотрудников правоохранительной структуры с целью его совершенствования.

Анализ и обобщение имеющегося опыта научных исследований феномена деформации правового сознания работников органов внутренних дел приводят к выводу о том, что в теории правоведения до сих пор отсутствует единый подход к пониманию сущности и природы данного социально-правового явления. Под деформацией правового сознания сотрудников органов внутренних дел мы будем понимать "социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, искаженно отражающие юридическую действительность и выражающие негативное отношение к действующему праву, законности и правопорядку" (9,13). Проявляется деформация правового сознания в различных формах отличающихся разной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и степенью их социальной опасности.

Одной из самых распространенных форм деформации правового сознания является правовой инфан-

тилизм. Он проявляется, прежде всего, в низком уровне сформированности правового сознания. Другим признаком правового инфантилизма выступает про-бельность правового сознания. Можно выделить два вида пробельности правосознания:

первичная, когда информация о данном элементе правовой действительности не была известна субъекту;

вторичная, которая характеризуется наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании (7,9). Правовой инфантилизм зачастую обусловливается низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры (5).

Весьма распространена такая форма деформации правового сознания сотрудников ОРД, как правовой нигилизм. Он выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности. В качестве отличительных черт правового нигилизма следует отметить широкую распространенность, подчеркнуто открытый характер, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма (9, 10).

Правовой абсолютизм - еще одна форма деформации правового сознания ОВД, которая выражается в идеализации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений. Эта форма часто проявляется в стремлении сотрудников добиваться целей правоохранительной деятельности любой ценой, что приводит, в свою очередь, к нарушениям законности. Правовой абсолютизм способствует совершению таких правонарушений, когда сотрудником движет неверно понятое чувство долга или когда сотрудник стремится изобличить и наказать преступника, забывая при этом, что для достижения цели не все средства хороши.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является правовой негативизм, под которым понимаются случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного мотива. Эта форма сопровождается наличием умысла на совершение правонарушений, т.е. проявляется в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся противоправными деяниями (9). В последние годы в органах внутренних дел по отрицательным мотивам увольнялись в среднем до 11% в год от общего числа уволенных (6). Правовой

негативизм может сопровождаться различными отклонениями нравственно-психологического характера.

Взаимосвязь названных выше форм выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую, более регрессивную, но не исчерпывает ее содержания. Так, негативизм как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, абсолютизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

Исследование причин возникновения деформации правосознания органов внутренних дел следует проводить на основе учения о социальном детерминизме. Причины деформации правового сознания-это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие (9). В совокупности они образуют определенную систему, в которую входят причины, порождаемые, во-первых, определенными условиями общественной жизни и, во-вторых, спецификой службы. Следствием деформации выступают ее проявления, которые позволяют определить ее наличие и степень ис-каженности правосознания.

Каковы основные причины возникновения деформации правового сознания сотрудников органов внутренних дел? Одним из дестабилизирующих факторов является колоссальный разрыв между идеями правового государства и уровнем действительного правопорядка. К сожалению, идея правового государства как достижение цивилизованного общества не нашла своего места на начальном этапе российских преобразований. Провозглашение демократического принципа правового поведения: "разрешено все, что не запрещено законом" санкционировало любые действия в личных интересах, в том числе и не получившие закрепления в праве в силу несовершенства законодательства. Попытка регулирования возникших в реформационный период общественных отношений качественно нового уровня при помощи не соответствующего этому уровню законодательства порождает нарушения государственного управления всеми сферами общественной жизни. Большинство документов правового характера не содержит однозначных решений для любой ситуации, чаще они приписывают ограничительные рамки, в пределах которых должно приниматься решение. Рамки эти настолько широки, что толкования законодательных норм могут носить существенные различия, вспомним народную мудрость, подтверждающую это: "Закон что дышло.

Наличие рассмотренных особенностей действующего права приводит к возникновению искажений и дефектов правосознания сотрудников правоохранительных органов, способствует тому, что решение служебных задач по осуществлению правоохранительной деятельности осложняется тяжестью морального выбора при применении той или иной правовой нормы, особенно если данная норма неоднозначно трактуется законодательными актами. Это не может не оказывать негативного воздействия на состояние правового сознания в системе органов внутренних

дел. Деформированное отражение правовых норм мешает успешной реализации социальных функций группы, создает предпосылки для различных нарушений закона сотрудниками внутренних дел.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, снижение образовательного и культурного уровня привели к кризису социальных, идейных и нравственных идеалов. Неверие в возможности права как средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет особую, негативную роль в деятельности органов внутренних дел и приводит к отчуждению от целей правоохранительной деятельности, способствует формированию правового нигилизма. Как следствие этого, возникает халатное отношение к функциональным обязанностям и равнодушие к интересам службы, формализм и упрощенчество при оформлении документации, другие проявления деформации правосознания.

Среди жизненных ценностей общества преобладает установка на прагматические приоритеты, что привело к ориентации части представителей правоохранительных органов на достижение материального благополучия любой ценой. Эта причина является предпосылкой для перерождения правосознания сотрудников правоохранительных органов, порождает служебную пассивность, своекорыстное использование служебного положения, делает возможным процесс сращивания правоохранительных структур с криминальным миром, приводит к коррумпированию, предательству интересов службы в угоду личным материальным интересам.

На состояние правового сознания правоохранительной структуры оказывает значительное влияние власть, рассматриваемая в данном случае в узком смысле, как господство в области организации общественно-правовых отношений и управления. Для защиты своих интересов, правовых устоев государство наделило правоохранительные органы необходимыми властными полномочиями и надлежащими средствами воздействия, гарантиями правовой и социальной защищенности. Власть без реализации стремлений к постоянному упрочению теряет свою социальную мощь, а при превышении порога критической массы превращается в силу, стремящуюся к своему неограниченному, интенсивному росту, уничтожению всего, что мешает ее функционированию и угрожает положению ее носителей (1). Основным препятствием, способным оказать противодействие власти, является право. Таким образом, часть сотрудников органов внутренних дел, являясь носителями специальных властных полномочий, стремясь упрочить свой социальный статус, сконцентрировать и усилить имеющуюся власть, могут стремиться к нарушению права. Как следствие этого, можно наблюдать злоупотребления властью: гипертрофию силовых методов решения проблем в правовой сфере представителями органов охраны правопорядка (грубость, унижение человеческого достоинства граждан, отказ в помощи, неоправданное применение физической силы, специальных средств и оружия и др.).

На правосознание исследуемой социальной группы оказывает негативное влияние такая специфичес-

кая черта профессиональной деятельности, как конспиративность, которая проявляется в отсутствии общественного контроля за деятельностью правоохранительной структуры (10). Это создает предпосылки для возникновения определенной кастовости органов, круговой поруки, которая проявляется в сокрытии от общественного взора фактов, порочащих репутацию данной профессиональной группы, подрывающих ее престиж, отрицательно влияющих на социальный статус. При этом формируется уверенность в безнаказанности, вседозволенности, сознании своей исключительности. На практике это проявляется в нарушениях служебной дисциплины, положений УПК, укрытии от регистрации и учета преступлений и т. п.

На состояние правого сознания сотрудников органов охраны правопорядка оказывает влияние общественное мнение, так как оно формирует представление о престижности роли, которую играет исследуемая профессиональная группа в социальных отношениях. Тенденция к негативному освещению деятельности правоохранительной структуры приводит к падению авторитета органов внутренних дел, что вызывает искажение оценки социальной значимости правового регулирования общественных отношений как органами внутренних дел, так и обществом в целом.

Полностью преодолеть деформацию правового сознания оргачов внутренних дел в настоящее время не представляется возможным, так как не удастся устранить порождающие ее причины и условия, речь может идти лишь о сокращении числа ее проявлений. Преодоление деформации правового сознания является сложным и многоступенчатым процессом,складывающимся из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Эти меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные. К общим относятся мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений. Специальные меры призваны дополнить и конкретизировать общие. Они могут предусматривать как осуществление групповой и индивидуальной работы по предупреждению деформации правосознания, так и коррекционную деятельность (8).

Следует выделить несколько основных направлений деятельности для разрешения существующей проблемы. Во-первых, работа по преодолению деформации должна быть направлена на ликвидацию причин и условий, порождающих те или иные формы деформации правового сознания органов внутренних дел. Во-вторых, необходима организация работы по выработке положительного правосознания, недопущения его деформации. В-третьих, требуется активное воздействие на пораженное правосознание с целью его коррекции: организация просветительской работы для преодоления пробельности правового сознания, повышение уровня общей и нравственно-правовой культуры сотрудников, пропаганды с целью повышения оценки социальной значимости правового регулирования общественных отношений.

Совершенствование правового сознания органов внутренних дел активизирует деятельность профессиональной группы по реализации своей социальной функции, способствует осуществлению более активной правовой практики, направленной на укрепление законности и правопорядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997.

2. Бабаев В.К., Баранов В. М. - Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1998.

3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. - М., 1991.

4. Бернацкий В.О., Овсянникова И. А. Социальная философия.- Омск, 1998.

5. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права: (От истоков этики и права к мировоззрению): Учеб. пос. - М.: Юрайт, 1998.

6. Воспитательная работа в органах внутренних дел.

Омск, 2001.

7. Лазарев В В. Пробелы в праве: (Вопросы понятия пробелов и критика теорий беспробельности права). - Казань: Изд. Казан, ун-та, 1969.

8. Медведев B.C. Преодоление профессиональной деформации // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД. - М., 1992.

9. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан. Проблемы теории и практики. - Н. Новгород, 2000.

10. Профессиональная этика работников правоохранительных органов. - М.,1998.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТТРАВМАТИЗМА УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Канд. психол. наук Г.В. Гнездилов, профессор Военного университета МО России

г. Москва

Среди актуальных проблем психологии войны особое место занимает проблема посттравматического стресса. Война сопровождается экстремальным воздействием психогенных факторов на человека, вызывая у него травматический стресс. Стресс- совокупность состояний, переживаемых человеком в процессе адаптации к условиям окружающей обстановки, неблагоприятным для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Стадий развития стресса несколько. Стадия «тревоги» (аларм-стадия, стадия мобилизации)- это мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: а) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения; б) фаза противотока

Происходит мобилизация защитных реакций организма. Стадия резистентности (сопротивления) - сбалансированное расходование адаптационных резервов, оно поддерживается существованием организма в условиях повышенных требований к его адаптаци-