Обеспечение безопасности технологических процессов.

Основы обеспечения
безопасности технологических
процессов

Учебные вопросы:
1. Опасные и вредные факторы при
проведении технологических процессов.
2. Основы обеспечения безопасности при

транспортировочных работ.
3. Безопасность подъемно-транспортного
оборудования.

При проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ до 70%
несчастных случаев происходит из-за
падения груза, 18% - из-за поражения
электрическим током.
Кроме того, несчастные случаи часто
происходят из-за:
опрокидывания кранов при перегрузке,
не согласованности действий работающих,
неправильной укладке груза,
падение рабочих с высоты.

Вопрос №1

Опасные и вредные факторы
при проведении погрузочноразгрузочных работ

10.

Из опасных и вредных производственных
факторов, классифицированных
ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790-77) при
погрузочно-разгрузочных работах могут
иметь место следующие физические и
психофизиологические факторы.

11. Группу физических факторов составляют:

движущиеся машины и механизмы,

12.

незащищенные подвижные элементы
оборудования,

13.

передвигающиеся изделия, оборудования,
материалы,

14.

повышенная запыленность и
загазованность воздуха рабочей зоны и
другие.

15. Группа психофизиологических факторов по характеру действия подразделяются на:

физические,
нервно-психические перегрузки.

16. Физические перегрузки подразделяются на:

статические и динамические.

17. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

умственные перенапряжения,
перенапряжения анализаторов,
монотонность труда,
эмоциональные перегрузки.

18.

Защита человека от действия опасных
факторов осуществляется средствами
защиты, применение которых
предотвращает или уменьшает воздействие
на работающих опасных факторов. Условно
такая защита может быть подразделена на
активную и пассивную.

19.

Активная защита предусматривает
ликвидацию или уменьшение опасности
фактора.
Пассивная защита связана с осуществлением
мероприятий, предупреждающих воздействие
опасного фактора и создание условий, при
которых человек не может оказаться в опасной
зоне.

20.

Это достигается:
логичными решениями руководителей,
планированием технологических процессов,
конструкцией оборудования и
приспособлений,
применением средств.
Перечень основных видов средств защиты
работающих приведен в ГОСТ 12. 4.001-75 (Ст.
СЭВ 1086-78).

21.

Характерные случаи возникновения
опасностей при погрузочно-разгрузочных
и транспортировочных работах.

22. Опрокидывание грузоподъемных машин (ГПМ) и транспортных средств происходит:

1.
Опрокидывание грузоподъемных машин
(ГПМ) и транспортных средств
происходит:
при обгоне машин, съезде на не
утрамбованный грунт;
не соблюдении допустимых расстояний от
основания откоса до ближайших опор ГПМ;

23.

Наименьшее допустимое расстояние от
основания откоса до ближайших опор ГПМ
Грунт(не насыпной)
Высота
откоса
Н, м
Песчаный и
гравий l,
м
1
1,5
2
3
3
4
4
5
5
6
H
l

24.

при подъеме крупногабаритных грузов при
сильном ветре;
работе с грузом, превышающим
грузоподъемность ГПМ;
низких коэффициентах грузовой и
собственной устойчивости.

25. Определение коэффициентов грузовой и собственной устойчивости КГР, КСОБ

G
G
W
Q
h1
в
с в
h
с
ребро опрокидывания

26. Коэффициенты устойчивости (грузовой и собственный КГР, КСОБ)

К ГР
МY
G (b c)
1.15
МО
Q h
К СОб
G (b c)
1.15
w h1
МY
- удерживающий момент,
Мо
- опрокидывающий момент.

27. Обрыв грузовых канатов, узлов крепления и грузозахватных приспособлений который происходит при:

2.
Обрыв грузовых канатов, узлов
крепления и грузозахватных
приспособлений который происходит
при:
эксплуатации ГПМ со значительным
износом элементов конструкций, деталей и
съемных грузозахватных приспособлений;

28.

числе обрывов проволок больше нормы для
канатов крестовой и односторонней
свивки.
Крестовая
Односторонняя

29.

крестовой свивки (направление свивки каната и
направление свивки проволок и прядей
противоположно);
односторонней свивки (направление свивки
каната и свивки прядей по наружным
проволокам одинаково)

30.

При
техническом
освидетельствовании
стальные канаты (тросы) бракуют по числу
обрывов проволок на длине одного шага
свивки каната.

31.

Стальные канаты не пригодны к
эксплуатации в следующих случаях:
Оборвана хотя бы одна прядь,
Число оборванных проволочек на шаге
свивки равно или более 10% их общего
числа;
Поверхностный износ или коррозия
проволочек каната составляет 40% и более;
Сильная деформация, например,
сплющивание.

32. Неисправность или отключение приборов безопасности:

3.
Неисправность или отключение
приборов безопасности:
концевые выключатели (механизм подъема
в верхнем и нижнем положении, механизм
изменения вылета стрелы);
устройства для автоматической остановки
механизма подъема стрелы;
электрическая блокировка дверей;
ограничители грузоподъемности;

33.

предохранительные клапаны;
указатель грузоподъемности;
указатель угла наклона;
звуковые сигналы оповещения;
защита от опасного напряжения при работе
вблизи ЛЭП.

34.

4. Разрушение мостов при
грузоподъемности мостов ниже веса
автопоездов.
5. Наезды на обслуживающий персонал:
отсутствие руководства со стороны
руководителя работ;
неисправность тормозов;
невнимательность.

35. Нахождение обслуживающего персонала в опасной зоне:

6.
Нахождение обслуживающего
персонала в опасной зоне:
вблизи натянутых тросов;
под грузом;
в плоскости работы стрелы;
на поворотных частях ГПМ.

36. Работы ГПМ вблизи ЛЭП:

7.
Работы ГПМ вблизи ЛЭП:
установка стрелового крана ближе 30м от
крайнего провода воздушной ЛЭП;
установка ГПМ ближе охранной зоны
ЛЭП. (Охранная зона ЛЭП: 20кВ – 10м;
35кВ – 15м; 110кВ – 20м; 220–154кВ –
25м; 400–500кВ – 30м);
не соответствие габаритов груза, ГПМ и
высоты нижнего провода ЛЭП.

37. Вопрос №2

Основы обеспечения безопасности при
проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ

38. 2.1

Организационные меры, обеспечивающие
безопасность проведения
погрузочно-разгрузочных работ

39.

1. Назначение руководителя работ.
2. Подготовка обслуживающего персонала.
3. Установление сигнализации и проверка
знаний ее обслуживающим персоналом.
4. Инструктаж обслуживающего персонала
по ПМБ на рабочем месте.

40.

Получение прогноза погоды.
Проверка наличия ЭТД и сроки
освидетельствования ГПМ.
Контроль исходного положения
оборудования перед работой и после ее
окончания.
Контроль выполнения ПМБ
обслуживающим персоналом при работе.

41.

Руководители предприятий и частные лица
– владельцы ГПМ, а также руководители
организаций, эксплуатирующих краны,
обязаны обеспечить содержание их в
исправном состоянии и безопасные условия
работы путем организации надлежащего
освидетельствования, осмотра, ремонта,
надзора и обслуживания.

42. В этих целях должны быть назначены:

инженерно-технический работник по
надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин, съемных
грузозахватных приспособлений и тары;
инженерно-технический работник,
ответственный за содержание
грузоподъемных машин в исправном
состоянии;
лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами.

43.

Работы на ГПМ выполняются только по
команде руководителя работы, строго в
соответствии с требованиями
эксплуатационной документации, под
контролем руководителя работ.
Руководитель работ обязан довести до
подчиненных установленные требования,
меры и правила безопасности и обеспечить
неуклонное их выполнение.

44.

Крановщики, их помощники,
стропальщики, слесари, электромонтеры,
наладчики приборов безопасности
допускаются к работе после подготовки и
аттестации их в ПТУ или технических
школах, прошедшие медицинское
освидетельствование и получившие
удостоверение.

45.

Рабочие занятые на погрузочноразгрузочных работах (ПРР), должны
пройти инструктажи по безопасности труда
и пожарной безопасности. Весь персонал
должен уметь оказывать первую помощь
пострадавшему. Допуск к работе всего
персонала определяется приказом
владельца краном.

46. При подготовке персонала к производству ПРР необходимо изучить:

Особенности груза, с которым предстоит
работать.
Объем и порядок выполнения работ.
Функциональные обязанности и место
каждого номера в процессе выполнения
работ.
ПМБ при выполнении соответствующих
работ.

47.

Произвести практические тренировки
отдельных номеров расчета.
Установить сигнализацию на выполнение
операций при ПРР.
Допустить исполнителей к ПРР только
после проведения инструктажа по ПМБ на
рабочем месте.

48.

При проведении ПРР необходимо знать:
температуру наружного воздуха,
силу ветра в данном климатическом районе,
при которых следует прекращать
производство работ на открытом воздухе.
Не допускаются работы на кране, если
скорость ветра превышает допустимую
величину, указанную в паспорте крана.

49. 2.2

Технические меры, обеспечивающие
безопасность проведения ПРР

50.

1. Техническое освидетельствование ГПМ.
2. Подготовка и оборудование погрузочноразгрузочной площадки.
3. Проверка наличия противопожарных и
санитарных средств.

51.

4. Проверка и подготовка индивидуальных
средств защиты (СИЗ).
5. Проверка наличия и исправности
приборов и устройств безопасности
машин.
6. Осмотр и проверка грузозахватных
приспособлений.

52.

К работе допускаются ГПМ,
грузозахватные приспособления, канаты,
цепи и трос, прошедшие очередное
техническое обслуживание и
освидетельствование (грузовые испытания)
ГПМ допускаются к подъему грузов, вес
которых не превышает установленную
грузоподъемность машины.

53. Рабочие площадки для проведения ПРР должны иметь:

ровную, утрамбованную поверхность и
должны быть удалены от ЛЭП на
безопасное расстояние;
размеры, обеспечивающие нормальный
фронт работ для необходимого количества
транспортно- погрузочных средств и
обслуживающего персонала;
постоянно исправные подъездные пути к
рабочим площадкам с твердым покрытием.

54.

Место проведения ПРР должно быть
хорошо освещено. При недостаточном
освещении места работы, сильном
снегопаде или тумане когда
обслуживающий персонал плохо различает
сигналы или перемещаемый груз, работа
должна быть прекращена.

55.

Установка к работе стрелового крана на
расстоянии ближе 30м от крайнего провода
ЛЭП воздушной электрической сети
напряжением 42В и более должна
проводиться только по наряду-допуску.

56. При ведении ПРР необходимо выполнять следующие требования:

проверить подготовку площадки для ПРР, а также
площадку, на которой будут укладываться грузы;
расставить агрегаты на площадке по
установленной схеме или так, чтобы был хороший
обзор за перемещением груза и расположением
персонала;
установку ГПМ на краю откоса (канавы)
производить на расстоянии от основания откоса до
ближайших опор, в соответствии с требованиями
Правил;

57.

расстояние от подвижных частей ГПМ до
ближайших препятствий должно быть не
менее 1м;
проверить наличие, укомплектованность
противопожарных средств и медицинских
аптечек;
проверить готовность транспортных
средств к приему груза и надежность их
заторможенности;
крюк ГПМ устанавливается строго над
грузом, подлежащим подъему;

58.

опасные грузы и другие грузы при
подъеме удерживать стропами, обычные
грузы удерживать только в случаях,
указанных руководителем работ;
обвязка грузов должна производиться по
разработанной схеме, обеспечивающей
безопасную кантовку грузов;
груз при его перемещении в
горизонтальном направлении
предварительно поднять на 0,5 м выше
встречающихся на пути предметов.

59.

В процессе проведения ПРР
запрещается:
развертывать оборудование для ПРР на
свеженасыпанном грунте и на площадках с
уклоном более указанного, в паспортах;
использовать ГПМ в более тяжелом
режиме (см. табл.):

60.

Режим работы
К ТР
Q СР
QНОМ
Продол. вкл. %
от всего цикла работ
Число включ. в
час (за смену)
Легкий Л
1 - 0,1
15 - 25
60
Средний С
1 - 0,1
15 - 60
120
Тяжелый Т
1 - 0,1
25 - 60
240
Весьма тяжелый ВТ
1 - 0,1
40 – 60
300 – 600

61.

находиться под поднятой стрелой и грузом
на пути движения груза;
находиться между поворотной и
неповоротной частями работающего
стрелового крана;
подтаскивать груз по земле, полу или
рельсам крюком крана;

62.

включать механизмы ГПМ при нахождении
людей на них;
оставлять в подвешенном состоянии груз
при перерывах в работе;
отрывать или поднимать грузы, засыпанные
землей, залитые бетоном, примерзшие к
земле;

63.

нарушать технологическую
последовательность выполнения работ;
использовать ГПМ не допущенных к
работе, с истекшим сроками ТО.
работать при выведенных из действия или
неисправных приборов безопасности и
тормозах.

64. 2.3.

Организационные и технические
мероприятия, обеспечивающие
безопасность транспортировочных
работ

65.

Безопасность перевозки опасных грузов во
многом зависит от технического состояния и
оборудования подвижного состава. Оно
должно удовлетворять ряду дополнительных
требований, установленных
1. Инструкцией о порядке перевозки
опасных грузов автомобильным
транспортом.
2. Инструкцией по технике безопасности
при хранении и перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом общего
пользования.

66.

Опасные грузы должны перевозиться
только специальными и (или) специально
приспособленными для этих целей
транспортными средствами, которые
должны быть изготовлены в соответствии с
действующими нормативными
документами.

67.

На автомобилях, перевозящие опасные грузы,
устанавливаются дополнительные требования к
размещению и конструкции выхлопной трубы,
топливному баку и аккумуляторной батареи.
Предъявляются дополнительные требования также
к электрооборудованию автомобилей и защите от
статического электричества.

68.

В районе станции "Молодежная" под мостом Автокран на базе
Камаза опрокинулся и придавил два автомобиля Ваз 2107 и КИА
picanto. Врезался в Ваз 2104, а та в свою очередь в автобус. (19
марта 2010 г.)

69.

Автомобили перевозящие опасные
грузы, комплектуют:
набором инструмента для мелкого
(аварийного) ремонта автомобиля;
огнетушителями (один огнетушитель для
тушения пожара на автомобиле и не менее
одного огнетушителя для тушения
загорания перевозимого груза);
противооткатными упорами (не менее
одного);

70.

одним мигающим фонарем красного цвета
или знаком аварийной остановки;
медицинской аптечкой;
средствами нейтрализации перевозимых
опасных веществ;
СИЗ, лопатой, необходимым запасом песка
и двумя знаками, запрещающими движение.

71.

На всех автомобилях, перевозящих опасные
грузы, спереди и сзади должны
устанавливаться специальные знаки
прямоугольной формы в левой части белого, а в
правой – оранжевого цвета с обозначением,
характеризующим вид опасного груза.

72.

Порядковый номер, присвоенный наиболее
часто перевозимым опасным грузам
Комитетом экспертов Организации
Объединенных Наций по перевозке
опасных грузов (документ
ST/SG/AC.10/Rev.4)

73.

Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке,
а также информации о последствиях попадания веществ в сточные
воды.
Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.
Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных
слов применяемого кода:
Д - необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;
П - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при
ПОЖАРЕ;
К - необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный
аппарат;
Э - необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.

74.

Классификация грузов по степени
опасности

75. По степени опасности все грузы подразделяют на 4 группы:

1 –малоопасные (стройматериалы,
пищевые продукты и т.п.)
2 – опасные по своим размерам;
3 – пылящие или горящие (цемент,
минеральные удобрения, асфальт, битум и
т.п.)
4 – опасные.

76.

Опасные грузы (4) в свою очередь делят на
9 классов с разбивкой на классы.

77. Класс 1

Взрывчатые вещества, которые могут
взрываться, вызвать пожар со взрывом,
устройства содержащие ВВ и средства
взрывания.

78. Класс 2

Газы сжатые, сжиженные и растворенные
под давлением при температуре 200 °С
ровно или выше 105 Па, при температуре
500 °С равно или выше 3∙105 Па и при
критической температуре ниже 500 °С.

79. Класс 3

Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси
жидкостей, а также жидкости содержащие
твердые вещества в растворе, которые
выделяют легковоспламеняющиеся пары,
имеющие температуру вспышки 610 °С и
ниже.

80. Класс 4

Легковоспламеняющиеся вещества и
материалы, способные во время перевозки
легко загораться от внешних источников
воспламенения в результате трения,
поглощения влаги, самопроизвольных
химических превращений, а также при
нагревании.

81. Класс 5

Окисляющие вещества и органические
перекиси, которые способны выделять
кислород, поддерживать горение, а также
могут в соответствующих условиях или в
смеси с другими веществами вызвать
самовоспламенение и взрыв.

82. Класс 6

Ядовитые и инфекционные вещества
способные вызвать смерть, отравление или
заболевание при попадании внутрь
организма или при соприкосновении с
кожей и слизистой оболочкой.

83. Класс 7

Радиоактивные вещества.

84. Класс 8

Едкие и коррозионные вещества, которые
вызывают повреждение кожи, поражение
слизистых оболочек глаз и дыхательных путей,
коррозию металлов и повреждение транспортных
средств, сооружений или грузов, а также могут
вызвать пожар при взаимодействии с
органическими материалами или некоторыми
химическими веществами.

85. Класс 9

Вещества с относительной низкой
опасностью при транспортированию, не
отнесенные ни к одному из предыдущих
классов, но требующих применение к ним
определенных правил перевозки и
хранении.

86.

В случае разового использования
автомобиля для перевозки опасных грузов
классов 1,2,3,4 и 5 допускается установка
на выходное отверстие выпускной трубы
глушителя искрогасительной сетки.

87. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1,2,3,4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

номинальное напряжение
электрооборудования не должно
превышать 24В;
электропроводка должна состоять из
проводов, предохраняемых бесшовной
оболочкой, не подвергаемой коррозии;

88.

электропроводка должна иметь надежную
изоляцию, прочно крепиться и
располагаться таким образом, чтобы она не
могла пострадать от ударов, трения и
нагрева;
если аккумуляторы расположены не под
капотом двигателя, то они должны
находиться в вентилируемом отсеке с
изолирующими внутренними стенками;

89.

автомобиль должен иметь приспособление
для отключения аккумулятора от
электрической цепи с помощью
двухполюсного выключателя (или другого
средства;
привод управления выключателем прямого или дистанционного - должен
находиться как в кабине водителя, так и
снаружи транспортного средства.

90.

Выключатель должен быть таким, чтобы
его контакты могли размыкаться при
работающем двигателе, не вызывая при
этом опасных перегрузок электрической
цепи;
Запрещается пользоваться лампами,
имеющими цоколи с резьбой. Внутри
кузовов транспортных средств не должно
быть наружных электропроводок, а
электролампы освещения, находящиеся
внутри кузова, должны иметь прочную
оградительную сетку или решетку.

91.

электросеть должна предохраняться от
повышенных нагрузок при помощи плавких
предохранителей;

92.

Обеспечение безопасности при
транспортировке грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам

93.

1. Транспортировку грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам производить по
подготовленным маршрутам движения,
допускающим провоз всех, в том числе и
негабаритных грузов.

94.

2. На транспортных средствах груз размещают,
а при необходимости закрепляют так, чтобы
в процессе его транспортировки он не мог
самопроизвольно смещаться, выпадать,
ограничивать обзорность водителю,
нарушать устойчивость машины, закрывать
световые и сигнальные приборы, номерные
знаки и регистрационные номера.

95.

3. Ответственность за организацию и
обеспечение безопасности при
транспортировке несет руководитель
предприятия или главный инженер,
осуществляющий непосредственное
руководство транспортировкой.

96.

4. Транспортировка грузов может
производиться как одиночными
автопоездами, так и в составе колонн.
Расстояние между автопоездом и другими
машинами устанавливается с учетом
обеспечения условий безопасности
движения и надежной связи между
машинами.

97.

5. Перед началом транспортировки
тщательно проверяется техническое
состояние транспортных средств, особое
внимание обращается на исправность
тормозных и сигнальных систем.

98.

6. Персонал, участвующий в работах,
получает инструктаж.

99.

7. Движение начинается по команде
руководителя, а остановки производятся
только по сигналам.

100.

8. При транспортировке первая остановка
обычно делается через несколько
километров после начала движения, с
целью проверки узлов крепления и
технического состояния транспортных
средств.

101.

10. Последующие остановки осуществляются
периодически для отдыха и осмотра
техники. Перед преодолением опасных
мест на маршруте движения производится
остановка для обследования опасного
участка дороги и установление порядка
его преодоления.

102.

11. При транспортировке запрещается
превышать установленную скорость
движения, оставлять машины с
работающим двигателем, на остановках
садиться за руль управления любому лицу,
кроме водителя.

103. Вопрос №3.

Безопасность подъемно –
транспортного оборудования

104. Общие технические требования

Общие технические требования
определены в Правилах устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов (ПБ 10-382-00).
Правила содержат требования к
проектированию, устройству,
изготовлению, установке, ремонту,
реконструкции и эксплуатации ГПМ и
механизмов, а также грузозахватных
органов, приспособлений и тары.

105.

ГПМ, сменные грузозахватные органы и
съемные грузозахватные приспособления
должны быть изготовлены по проекту и ТУ,
разработанными НИИ и
специализированной организацией в
полном соответствии с Правилами и
государственными стандартами. Проектом
должны быть предусмотрены меры по
созданию безопасных условий для работы в
любой, в том числе взрывопожароопасной
среде и в неблагоприятных районах.

106.

Производственная инструкция для
эксплуатации подъемно-транспортного
оборудования должна содержать конкретные
указания по оценке технического состояния
приборов, устройств и механизмов,
непосредственно влияющих на безопасность
работы крана, а также порядок обмена
сигналами между крановщиком и
стропальщиками.

Понятие «продовольственная безопасность» широко используется как в нашей, так и зарубежной литературе. За рубежом исследователями продовольственной проблемы Г. Конуэем и Э. Барбером выдвинуто следующее определение: «Продовольственная безопасность, определяемая как постоянное гарантирование доступа населения к необходимому количеству продовольствия для поддерживания активной и здоровой жизни, становится необеспеченной в развивающихся странах скорее из-за недостатка покупательной способности потребителей, чем в силу неустойчивости глобальной продовольственной безопасности».1 Конкретизируя определение, Ю. С. Хромов считает, что продовольственная безопасность страны – это такое состояние ее экономики , при котором гарантируется обеспечение «доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни».

Мировой банк ввел различия между хронической и временной продовольственной безопасностью. Хроническая продовольственная «небезопасность» – это такое состояние, при котором страна, ее район, группа населения, семья испытывает хроническую продовольственную «небезопасность», если постоянное потребление пищевых продуктов недостаточно изза невозможности приобрести (нехватка денежных доходов) или произвести необходимое количество продовольствия.

Временная продовольственная «небезопасность». Она характеризуется тем, что продовольственная небезопасность наступает периодически при нарушениях стабильности доступа к продовольствию ввиду роста цен на продукты питания, неурожаев, снижения уровня доходов.

Специалисты ряда зарубежных стран при определении продовольственной безопасности обычно формулируют общий подход. Отсюда можно дать более четкое определение.

Продовольственная безопасность заключается в поддержании на необходимом уровне показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе . Эти два фактора определяют одну из основ национальной безопасности.

Надежность продовольственной безопасности государства создается, с одной стороны, достаточным самообеспечением продуктами питания; с другой – наличием средств для их импорта в необходимых количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случаях каких-либо осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений в процессе поступления продовольствия по каналам импорта (например, эмбарго).

Международная продовольственная безопасность характеризуется двумя важнейшими показателями:

1) Объем переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки нового урожая. Этот показатель рассчитывается как продолжительность (число дней) общемирового потребления зерна при данном уровне его переходящих запасов в виде соответствующего процента годового потребления.

Безопасным считается уровень переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17 % всего годового потребления. При сокращении объема запасов ниже уровня 17 % годового потребления начинается резкий рост мировых цен на зерно, как это было в 1972–1973 гг. и в 1979–1980 гг.

2) Более общим показателем продовольственной безопасности служит динамика производства зерновых в среднем на душу населения.

Продовольственная безопасность в России . Причины, вызвавшие потерю продовольственной самостоятельности в России, можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины – это те, которые непосредственно оказывают влияние на функционирование сельскохозяйственной сферы: недостаточный уровень развития сельскохозяйственной техники; слабое развитие отраслей переработки продукции; запущенность непроизводственной сферы в сельском хозяйстве (создание хранилищ, изготовление продукции для фасовки и средств для доставки сельхозпродукции до потребителя и т. д.).

Внешние причины – они формируют внешнюю среду функционирования продовольственного сектора, создают определенные условия, в которых развивается этот сектор. В современных условиях на формирование внешней среды оказывали решающее влияние экономические реформы; процессы; кризис неплатежей; рост бюджетного дефицита.

Следовательно, можно сделать вывод, что обеспечение продовольственной безопасности зависит не только от непосредственной эффективности продовольственной политики и результатов производственной деятельности субъектов агробизнеса, но и от успехов или неудач макроэкономической политики в целом.

До 1990 г. продовольственный сектор России недостаточно полно обеспечивал население страны продуктами питания. Недостающая часть обычно покупалась за рубежом. Так, в 1990 г. валовой сбор зерновых культур в СССР составил 218 млн т, на долю России приходилось 116,7 млн т. Производство мяса и мясопродуктов составило соответственно 20,0 млн т и 10,1 млн т. При этом зерновых в виде импорта было закуплено 32 млн т, в том числе 15 млн т пшеницы и 13,2 млн т кукурузы. Мяса и мясопродуктов закуплено 1,1 млн т, т. е. импорт зерна от уровня валового сбора составил 15 %, из них пшеницы – 6,9, кукурузы – 6,1, импорт мяса и мясопродуктов – 5,5 %.

После 1990 г. продовольственная проблема резко обострилась. С одной стороны, дефицит продовольствия был преодолен, рынок наполнялся продовольственными товарами, с другой – потребление продуктов питания на душу населения резко снизилось. Россия за несколько лет по уровню питания скатилась с 6-7-го места в мире на 40-е. В результате уровень потребления важнейших жизненно необходимых продуктов опустился ниже реального порога безопасности (табл. 35.1).

Приведенная в табл. 35.1 информация свидетельствует о том, что потребление продуктов питания за первые три года реформ снизилось по всем показателям, кроме картофеля и хлебопродуктов. Наиболее резко снизилось потребление сахара, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, а также мяса и молока. Если сравнить с реальным порогом безопасности, то можно сказать, что в этот период резко снизилось качество питания за счет значительного уменьшения потребления ниже реального порога безопасности мясомолочной и рыбной продукции, а также свежих фруктов и овощей и увеличения низкокалорийной – картофеля и хлебопродуктов, потребление которых по сравнению с пороговыми значениями возросло соответственно на 31 и 13 %.

Потеря продовольственной самостоятельности. В начале 1990-х гг. обострилась проблема соотношения отечественного производства и импорта продуктов питания. Либерализация внешней торговли привела к расширению импорта товаров за счет экспорта материалов. Так, в структуре экспорта на топливно-энергетические ресурсы пришлось 56,8 %, металла и изделий из них – 16,9 %, доля машин и оборудования составила всего 7,5 %. Для сравнения отметим, что доля топлива и энергоресурсов в структуре экспорта составляла 40,5 %, а доля машин, оборудования и транспортных средств была 18,3 %. В настоящее время сырьем и полуфабрикатами с минимальной добавленной стоимостью заполняется более 80 % годового вывоза товаров. В целом доля сектора сырья и полуфабрикатов в товарном производстве достигает 58–60 %. Из-за рубежа в обмен на сырье поступают главным образом потребительские товары. Удельный вес импорта в совокупных ресурсах потребления превышает 63 %

Все это отрицательно сказалось на сельскохозяйственном производстве. Об этом свидетельствуют данные использования производственных мощностей промышленных предприятий по производству отдельных видов продовольственных товаров, приведенных в табл. 35.2.

Снижение загрузки производственных мощностей, с одной стороны, обусловлено жесткой конкуренцией со стороны западных производителей, продукция которых по качеству превосходила отечественную, а по цене, как правило, ниже. В результате спрос на отечественные продукты питания начал сокращаться.

В этих условиях предприятия вынуждены были пойти на резкое снижение цен. Создавшийся рыночный вакуум заполняли конкуренты, преимущественно зарубежные производители.

С другой стороны, свертывание отечественной продукции обусловлено «ножницами цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Так, в 1995 г. цены на сельскохозяйственные продукты возросли в 770 раз по сравнению с 1991 г., а на промышленную продукцию и услуги для села – в 2300 раз, в том числе на электроэнергию – в 5400 раз, горюче-смазочные материалы – в 5200 раз.

Все это привело к тому, что в настоящее время производственные мощности, занятые выпуском сельскохозяйственной продукции, используются лишь частично. По многим видам продукции производственные мощности загружены наполовину, а по отдельным из них – лишь на четверть.

Чтобы обеспечить продовольственную безопасность, необходимо защитить отечественного производителя, создать льготные условия (дотации, система налогообложения, механизм ценообразования) по выпуску продуктов питания из отечественного сырья как экономически более чистого. В связи с тем что многие импортные продукты производятся с помощью генной инженерии, следует установить более жесткие условия контроля за соблюдением отечественных нормативов, которым должны соответствовать ввозимые продукты из-за рубежа.

Разработать механизм регулирования ценовых соотношений на продукцию сельскохозяйственных производителей и товары производственного назначения, используемые в сельском хозяйстве (сельскохозяйственная техника, строительные материалы, горюче-смазочные материалы и т. д.). В качестве базового положения такой механизм должен включать, по опыту других стран, систему государственных дотаций.

Для отечественных производителей необходимо создать равные условия хозяйствования разным типам предприятий, основанных на разных формах собственности . Необходимым условием функционирования агропромышленного комплекса является незамедлительное создание рыночной инфраструктуры в аграрном секторе, современной системы хранения, переработки и доставки сельхозпродукции до потребителя. В целях смягчения конкурентного давления на отечественного производителя со стороны мирового рынка возникает необходимость внедрения защитительно-протекционистских мер.

Технологические уклады и технологическая безопасность

Технологическая безопасность – это важнейшая составная часть экономической безопасности в целом. Успешное развитие экономики определяется имеющимся научно-техническим потенциалом, технологические преимущества которого являются решающим фактором международной конкуренции . Обычно при характеристике технологической безопасности ссылаются на то, что открытая экономика предполагает развитие не всех отраслей, а лишь тех, продукция которых является конкурентоспособной по критериям мирового рынка . Такой подход является слишком упрощенным. Технико-экономическое развитие является весьма сложным взаимообусловленным процессом, состоящим из определенных технологических цепей, технологических совокупностей, конгломератов сопряженных производств, самовоспроизводящихся целостностей. Если из воспроизводственной целостности исключить какой-либо элемент, то неизбежно распадается целостность, разрушается технологическая безопасность. Учитывая это, следует рассмотреть структуру технико-экономического развития и наметить пути обеспечения технологической безопасности.

Основой технико-экономического развития являются технологические уклады, изучение которых позволяет установить взаимодействие технологических сдвигов, выявить их роль в повышении социально-экономической эффективности производства, определить приоритеты технико-экономического развития ит.д.

Технологический уклад – это элемент экономической системы, выступающий в виде совокупности технологически сопряженных производств, ядром которого являются однотипные базисные технологические процессы, объединенные в устойчивые самовоспроизводящиеся ценности и формирующие долгосрочное технико-экономическое развитие.

В экономической литературе дана хронология и характеристика технологических укладов в мировом технико-экономическом развитии (табл. 35.3).

Анализируя процессы криминализации в России, И. Я. Богданов и А. П. Калинин сделали весьма неутешительный, но справедливый вывод: когда криминальные силы в независимости от того, кто их составляет, имеют постоянный и высокий источник финансового и материального обеспечения, они в состоянии функционировать настолько долго и успешно, что их практически не удается локализовать или ликвидировать.

В экономической литературе спектр негативных явлений кроме криминальной включает теневую экономику.

Теневая экономика , как правило, заключается в деформации экономических процессов, которые вследствие пробелов в законодательстве не признаются как правонарушения .

Каналы реализации криминальных процессов. К числу важнейших таких каналов можно отнести: лоббизм, коррупцию, приватизацию.

Лоббизм – это форма воздействия негосударственных хозяйствующих субъектов или отдельных лиц на подготовку и реализацию управленческих решений государственными органами с целью удовлетворения интересов определенных социальных или экономических структур: организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев населения, отдельных граждан и т. д.

Лоббисты обычно, используя способы воздействия, стремятся ускорить (замедлить) принятие тех или иных решений, добиваясь тем самым их реализации в собственных интересах.

Лоббизм возможен, во-первых, при наличии альтернативного многообразия интересов в обществе, возникающего в результате социальной дифференциации и расслоения населения. Во-вторых, при создании условий, обеспечивающих доступ к властным структурам различных групп и слоев населения. Учитывая, что власть объективно не в состоянии одновременно удовлетворить все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета их реализации и стремление со стороны населения, отдельных слоев и групп общества воздействовать на поведение правительства в процессе принятия тех или иных решений.

Лоббизм по форме воздействия на общество может иметь позитивный и негативный характер, т. е. способствовать развитию социально-экономических процессов или решать сугубо эгоистические интересы.

Коррупция . Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы относится ко второй половине XXIV в. до н. э., в эпоху шумеров и семитов. В римском праве corrumpere определялось как разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, обесчестить девственницу. Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimist pessima – «извращение наилучшего есть самое худшее»; худший вид аргумента – это ошибочный вывод из здравых предпосылок. Гай Юлий Цезарь нередко высказывался в том смысле, что сговор или бездействие одного не должны нарушать права другого.

Формирование современного понятия стало складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств . На Руси первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий имеет место в Двинской уставной грамоте 13971398 гг. В ней говорится о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). Данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Наиболее простое определение коррупции дается в словарной литературе. Коррупция (лат. corruptio – порча, подкуп) – преступление , заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, подкуп должностных лиц, их продажность. В документах Организации Объединенных Наций , посвященных борьбе с коррупцией, это понятие определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

В нашей современной экономической литературе понятие «коррупция» трактуется более широко, чем только злоупотребление властью. В частности, многие авторы считают, что причины коррупции кроются прежде всего в экономических и административных структурах государства, активно вмешивающихся в конкретные производственно-хозяйственные отношения, а также низком уровне наказания за коррупционные действия.

В целом необходимо иметь в виду, что сущность коррупции различными структурами общества характеризуется по-разному:

  • экономисты часто рассматривают взятку как инструмент обслуживания непосредственного интереса сторон, способствующий поддержанию гибкости и эффективности функционирования рынка , а также развитию предпринимательства. В более фундаментальных исследованиях по экономике подчеркивается, что долгосрочное воздействие коррупции на хозяйствующие субъекты подрывается конкурентоспособностью, и в конечном итоге оно рассматривается как абсолютно негативное;
  • политологи характеризуют коррупцию как совокупность различных способов заинтересованными структурами и лицами власти финансового и политического влияния на государственные ведомства. Вместе с тем политологи отмечают отрицательное воздействие коррупции на политическую и социальную стабильность в обществе;
  • социологи определяют коррупцию как социальное явление, которое выражается в нарушении принятых в обществе норм поведения и социального благополучия. Коррупция – это индикатор болезненного состояния общества;
  • менеджеры – специалисты в области управления подчеркивают, что коррупция – это злоупотребление ресурсами и использование государственных полномочий для достижения личных выгод;
  • бизнесмены – представители деловых кругов рассматривают коррупцию как неизбежный фактор торговой и инвестиционной политики. В то же время коррупция вносит в деловые отношения неопределенность и непредсказуемость в условия конкурентной борьбы;
  • правоведы отмечают, что коррупция на протяжении всей истории государства и права считается противозаконной; коррупционные отношения – это отклонение от обязательных правовых норм , полномочий в процессе управления государственными ресурсами;
  • население чаще всего рассматривает коррупцию с точки зрения компенсации низ- кой оплаты чиновников, а также неизбежной «смазки» за беспрепятственное прохождение в инстанциях того или иного вопроса.

В целом специалисты почти единодушно считают, что коррупция почти всегда связана с государственной службой и государственной властью, а это в конечном итоге отражается на ее репутации в обществе. Бесспорно одно – коррупция во всех случаях углубляет неравенство и несправедливость, усиливает социальную и политическую напряженность и подрывает эффективность действия государственных институтов, и прежде всего правовых. Лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия и услуги, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях.

Формы коррупции и методы ее преодоления

К числу наиболее распространенных форм коррупции в России относятся: взяточничество, коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм. Сюда относятся взносы на политические цели, взносы на проведение выборов , предоставление конфиденциальной информации, переход государственных чиновников на должности почетных президентов частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета , перевод государственной собственности в акционерные общества , обучение детей за рубежом за счет спонсоров и другие изощренные коррупционные технологии.

К числу наиболее опасных явлений с точки зрения коррупции относятся следующие:

  • сращивание государственного аппарата и частного капитала ;
  • участие бывших высокопоставленных чиновников в деятельности коммерческих структур;
  • «откат» от заказных работ как разновидность коррупционных технологий. Речь идет о заказных проектах, от которых на определенной стадии выполнения государство якобы отказывается. При этом оформляются договор , акт приема сданной работы, платежные документы. Хотя проект был никому не нужен и остался на полках в определенных организациях;
  • уход от оплаты налогов путем использования коррупционных связей: сброс денег за рубеж по фиктивным контрактам, операции «обналичивания» денежных средств по фиктивным документам и т. д.;
  • коррупция при распределении бюджетных средств. Установлена закономерность: чем меньше формализованы отношения в иерархической системе и чем больше власть ее отдельных членов, тем «выше коррупция»;
  • протекционистское предоставление госзаказов на выполнение работ коммерческим фирмам на основе непотизма. Такая технология часто используется на аукционах, в которых официально участвуют многие фирмы, но заказ получает тот, кто внес некий взнос в «теневую кассу»;
  • финансовые злоупотребления, связанные с распределением государственных средств в условиях невыполнения государством своих обязательств (невыплата пенсий , задержки выплат по заказам ВПК и т. д.). Неплатежи государства сопровождаются появлением бартерных расчетов, векселей , безналичных расчетов через банки – проводники налоговых платежей, где деньги в конечном счете «теряются», а долги копятся. В результате появляется возможность для принятия чиновниками «субъективных» решений.

Методы преодоления коррупции . При исследовании коррупции необходимо установить причины и условия ее возникновения и на этой основе выработать методы борьбы с ней.

В книге «Основы противодействия коррупции», издание которой было поддержано Европейской комиссией ЕС , определено пять основных сфер, реформы в которых способствуют воплощению в жизнь всеобъемлющей антикоррупционной стратегии:

  • социальные программы;
  • система управления общими органами государственной (муниципальной) власти;
  • подсистема управления правоохранительными органами ;
  • общественное мнение;
  • социальные институты по предупреждению коррупции.

В России в настоящее время коррупция слишком глубоко проникла во все сферы жизнедеятельности общества . В этих условиях необходима комплексная программа по борьбе с этим злом. В качестве базовых положений этой программы должны выступать:

  • реальное стремление политических лидеров бороться со всеми проявлениями коррупции;
  • усиление системы внутреннего контроля в процессе проведения административных реформ;
  • основополагающие меры, направленные на предотвращение и профилактику коррупции, а не только периодические проверки;
  • принятие всеобъемлющего антикоррупционного законодательства, включающего необходимую правовую базу и механизмы реализации предусмотренных норм права ;
  • установление соответствия должностных окладов государственных служащих той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе;
  • создание атмосферы честности в обществе. Необходимо исходить из того, что если сами реформаторы нечестны, то усилия, направленные на борьбу с коррупцией, не дадут положительных результатов, а общество разочаруется в реформах и органически будет их отвергать;
  • образование структур, осуществляющих антикоррупционные виды деятельности;
  • выполнение программы, предполагающей ресурсное обеспечение проводимых антикоррупционных мер.

При реализации антикоррупционной программы необходимо исходить из того, что чиновник, работающий в этих структурах, должен получать достойное вознаграждение и социальную защиту. Подбор чиновников и их деятельность должны осуществляться путем использования семи основных принципов:

Бескорыстие. Должностные лица должны принимать решения только с учетом общественных интересов. Они не должны руководствоваться целями достижения финансовой или материальной выгоды для себя, своей семьи или друзей.

Неподкупность. Должностные лица не должны ставить себя в финансовую или иную зависимость от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Объективность. Должностные лица обязаны руководствоваться только объективными достоинствами кандидатов.

Подотчетность. Должностные лица подотчетны обществу за принимаемые решения и совершаемые действия; их деятельность должна быть открыта для самых тщательных проверок.

Открытость. Решения и действия должностных лиц должны быть в высшей степени открытыми для общества. Должностные лица обязаны обосновывать свои решения, а сокрытие информации допускается только в тех случаях, когда этого требуют высшие интересы государства и общества.

Честность. Должностные лица обязаны открыто заявлять о любых личных интересах, имеющих отношение к их должностным обязанностям, и, безусловно, обеспечивать решение обществом возникающих вследствие этого конфликтов интересов.

Руководство. Должностные лица должны поддерживать вышеперечисленные принципы, осуществляя руководство и подавая личный пример.

Материальное и моральное стимулирование государственных интересов чиновников должно выполнять двуединую задачу.

Во-первых, с помощью мотивации государственная служба должна быть достаточно привлекательной, чтобы удерживать добросовестных и квалифицированных работников от перехода в частный сектор.

Во-вторых, государственная служба должна быть достаточно ценной, чтобы служащий понимал, что в случае привлечения к ответственности за коррупцию он потеряет больше, чем приобретет от коррупционной практики.

Борьба со взяточничеством

Взятка , согласно словарю современного русского языка, – это подарок, вознаграждение должностному лицу с целью заставить его сделать что-либо в интересах дающего; подкуп.

Взятка является весьма распространенной формой коррупции. По подсчетам Института социологии, проводящего исследования в России по заказу Международного валютного фонда, россияне в 2002 г. израсходовали на взятки млрд. Это составляет примерно половину государственного бюджета России.

По другим источникам, в 1997 г. было зарегистрировано свыше 16 тыс. коррупционных преступлений в государственной и негосударственных сферах. Незарегистрированная часть коррупционных преступлений, по оценкам экспертов, в конце 1980-х гг. в среднем была в десять раз больше зарегистрированной.

В этой связи возникает вопрос: может ли подарок выступать в качестве взятки, во всех ли случаях подарок является взяткой?

Датской консультативной фирмой в 1995 г. было решено установить строгий контроль за деятельностью, в которой существуют возможности для злоупотреблений. В результате был разработан «Проект политики в отношении подарков». Принципы данного проекта состоят в следующем.

I. Политика в отношении подарков

Открыто преподнесенные подарки считаются нормальными в бизнесе и поддерживаются компанией, в то время как тайные подарки считаются взятками и осуждаются.

II. Примерная классификация подарков

Зримые подарки .

Как правило, такие подарки считаются нормальной составной частью бизнеса и поддерживаются компанией.

Поощряются следующие виды подарков: атрибуты компании (галстук, ручка, зонт) – максимум 2–3 подарка на одного человека.

Поддерживаются подарки: цветы, вино, подарки ценой до 0.

Поддерживаются: приглашение на обед (с супругой или без). Особые случаи должны быть письменно обоснованы.

Поддерживаются в исключительных случаях: учебная поддержка за рубеж или иной подобный зримый знак внимания, связанный с работой.

Тайные подарки .

Допускаются: тайная оплата за дополнительные услуги, связанные с исполнением служебных обязанностей. Должны быть письменно обоснованы дополнительные услуги.

Обычно не разрешаются крупные подарки дороже 0.

Не разрешаются подарки в виде наличных денег, передаваемых напрямую.

Не разрешаются подарки в виде наличных денег, передаваемых через посредников.

Не разрешается тайное «принятие на работу» сотрудников других компаний.

Структура взяточничества в России . В России взяточничество можно подразделить на три группы:

  • мелкое взяточничество;
  • крупное взяточничество;
  • взяточничество незаконными структурами.

1. Мелкое взяточничество. Оно представляет собой мелкие взятки, принимаемые рядовыми служащими. Эта форма широко распространена среди государственных и муниципальных работников, взимающих подношения за ускорение решения входящих в их обязанности вопросов или за выполнение ими определенных услуг. По имеющимся оценкам, в доходах этой категории работников до 60 % составляют взятки. Род занятий этой категории работников сам по себе, как правило, не является противоправным и не выходит за пределы правового поля.

2. Крупное взяточничество. К этой группе относятся коррумпированные представители органов власти и управления. Они, как правило, берут крупные взятки, торгуют государственными должностями, способствуют или сами участвуют в вывозе капитала за рубеж.

Это осуществляется путем незаконных операций с сырьем, стратегическими материалами, импортными товарами и инвестициями посредством оформления фиктивных платежных документов, вступления в сговор с международными «предпринимателями » и соответствующими организациями. Эта группа по различным экспертным оценкам формирует своеобразную надстройку теневой экономики , составляющую от 5 до 25 % от общего числа занятых в этой сфере, обладающих значительной силой и влиянием.

3. Взяточничество незаконными структурами. В число незаконных структур входят рэкетиры, разного рода вымогатели и т. д. Эта группа взяточников относится к числу чисто криминальных структур, действует в сфере распределения и перераспределения доходов, а способы присвоения имеют внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, шантажом, вымогательством . Их поле деятельности образуется как результат неупорядоченности в экономике, слабости властных структур, отсутствия четкой законодательной базы. Незаконные криминальные структуры контролируют до 90 % предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Только плата за «крышу» приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30 %.

Методы борьбы с взяточничеством используются разные – в зависимости от формы и характера взяток.

Первая группа – мелкое взяточничество. В России оно во многом обусловлено низким уровнем доходов. Отсюда в качестве важнейшей меры преодоления этого зла является повышение уровня заработной платы работников государственных учреждений и предприятий. Кроме этого, должно быть четкое законодательство, определяющее сроки исполнения заявлений и просьб населения и меры наказания за нарушения установленного порядка прохождения документов, а также за получение взяток.

Вторая группа – крупное взяточничество, осуществляемое коррумпированными органами власти. В основном оно порождено экономическими реформами, приведшими к распаду народнохозяйственного комплекса как целостного хозяйства. В результате сложившаяся система управления и контроля была разрушена, а новый экономический механизм не сформировался. В итоге стали возможными такие явления, как финансово-экономическая пирамида «МММ»; массовая утечка капиталов за рубеж, которая достигает млрд в год; отъезд из страны огромного количества наиболее квалифицированных рабочих и научных работников и т. д.

В этих условиях, чтобы снизить уровень крупного взяточничества, нужны более тщательный отбор кадров во властные структуры с использованием семи основных принципов, приведенных нами выше; создание действенной системы управления и контроля, правовых норм поведения работников властных структур управления с учетом повышенных норм ответственности за выявленные случаи взяточничества. Следует создавать такие условия, при которых величина потерь значительно превышает размеры доходов, получаемых работником от взяток. И наконец, необходимо создание атмосферы честности в обществе.

Третья группа – взяточничество незаконными структурами. Методы борьбы в этом направлении предполагают главным образом принятие законодательной базы, исключающей саму основу возникновения незаконных структур, и строгое наказание виновников, допускающих случаи вымогательства и взяточничества.


Общие требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам установлены государственными стандартами.
Обеспечение безопасности работников, занятых в технологических процессах, связано с повседневным контролем за соблюдением правил охраны труда, применением средств защиты, проведением необходимых для конкретного технологического процесса организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мер.
В процессе конструкторской разработки оборудования реализуются общие требования, заложенные в нормативно-правовых доку-
138
ментах, и специальные требования к конкретной разработке, заложенные в отраслевых и заводских инструкциях. Согласно общим требованиям, производственное оборудование должно иметь:
  • органы управления, соответствующие установленным эргономическим показателям;
  • приборы, отображающие информацию о ходе технологического процесса;
  • систему управления оборудованием, обеспечивающую надежное и безопасное ее функционирование на всех режимах работы;
  • устройства защиты работающих.
Документами определяются требования к организации рабочих мест. Рабочие места должны быть безопасными, удобными и расположены и оборудованы таким образом, чтобы пользование ими не вызывало повышенной утомляемости. Органы управления станочным и другим оборудованием должны находиться в зоне досягаемости работника. Усилия, которые необходимо к ним прилагать, должны соответствовать физическим возможностям человека. Рукоятки, штурвалы, педали, кнопки и тумблеры должны быть профилированы таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. Они должны быть защищены от случайного и самопроизвольного приведения в действие.
Число, различимость и расположение средств отображения информации (чаще всего приборов) должны учитывать возможности восприятия работником информации и не вызывать чрезмерной концентрации внимания.
Устанавливаются требования безопасности к производственным помещениям и размещению в них производственного оборудования. Вокруг оборудования выделяют опасные зоны, в пространстве которых при нарушении правил охраны труда, безопасной эксплуатации и технологической дисциплины чаще всего возникают случаи травматизма. В понятие «опасная зона» входит пространство, в котором возможно воздействие опасного и (или) вредного производственного фактора на работника.
На стадии конструкторской разработки проектируются средства коллективной защиты: предохранительные и блокирующие устройства, исключающие возможность контакта человека с опасными элементами оборудования; системы аварийного отключения; устройства, ограждающие опасные зоны; сигнализация; системы дистанционного управления для особо опасных технологий.
При проектировании также предусматривают защиту рабочих от поражения электрическим током. Предусматривают и устройства, исключающие возможность накопления в опасных количествах зарядов статического электричества.
Основными требованиями производственной безопасности к технологическим процессам являются:
  • исключение контакта работников с материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на человека;
  • замена травмоопасных и вредных технологических процессов процессами, обеспечивающими сохранение здоровья и жизни работников;
  • применение дистанционного управления и роботизации в особо вредных и травмоопасных технологических процессах;
  • рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики снижения работоспособности в результате быстрого утомления, травматизма и профзаболеваний;
  • ограничение тяжести и напряженности трудовых процессов за счет применения комплексной механизации, автоматизации и роботизации на тяжелых и требующих высоких умственных напряжений производственных операциях;
  • своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, которые являются источниками вредных и опасных производственных факторов;
  • обеспечение пожаро- и взрывобезопасности;
  • обеспечение безопасности выполнения внутрицеховых операций по транспортировке исходных материалов, готовой продукции, отходов производства.

Еще по теме Обеспечение безопасности в технологических процессах:

  1. 4.9 Обеспечение экологической и технологической безопасности
  2. Математическое обеспечение АСУ ТП и алгоритмизация технологических процессов.
  3. Кузнецов Виктор Георгиевич. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕКТИФИКАЦИИ НЕФТИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата технических наук. 05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность). Самара-2005, 2005
  4. 13. Компоновка операций и технологического оборудования при автоматизации технологических процессов. Последовательное, параллельное и смешанное агрегатирование

Технологическая безопасность – это один из аспектов безопасности техногенной сферы, определяющий степень защищенности человека, общества, объектов и окружающей среды от угроз, связанных с реализацией имеющихся или новых технологий в производственной деятельности, включая меры и средства, обеспечивающие уровень развития технологий в ключевых направлениях для обеспечения суверенитета, социально-экономического развития государства и его национальной безопасности.

Т.б. и техногенная безопасность представляют два взаимодополняющих и взаимовлияющих аспекта безопасности техногенной сферы. Т.б. определяет возможности парирования внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий производственной деятельности государства. Она обеспечивается выполнением научно обоснованных требований к разрабатываемым и используемым технологиям, тесно связана с экономической, оборонной, экологической, химической, биологической и радиационной безопасностью. В системе обеспечения национальной безопасности Т.б. рассматривается как компонент национальной безопасности, отражающий национальные интересы в обеспечении технологической независимости и технологического развития. Т.б. необходимо строить с учетом особенностей объектов Т.б., факторов и угроз Т.б. Стратегия в области Т.б. зависит от оценок уровня технологической уязвимости как страны в целом, так и отдельных объектов экономики и организаций, а также от условий поддержания технического баланса в системе международных связей и уровня развития критических технологий и национальной технологической базы. Если проблемы обеспечения техногенной безопасности были комплексно сформулированы и в значительной степени решены в последние годы, то постановка на государственном уровне вопросов об обеспечении Т.б. должна стать актуальной при современном ускоренном развитии реального сектора экономики на основе знаний и высоких технологий в гражданском и оборонном комплексах страны. Применительно к сфере предупреждения и ликвидации ЧС развитие теории, методов и систем Т.б. означает ориентацию на создание таких технологий, технологических процессов и технологических установок, которые способствуют снижению рисков техногенных аварий и катастроф. Сюда относятся технологии с контролируемыми параметрами выбросов опасных веществ, энергий и потоков информации, технологии диагностики и мониторинга, технологии автоматизированных защит от опасных отказов, аварий, катастроф. Проблемы Т.б. должны анализироваться и решаться при разработках и создании систем ликвидации ЧС, реабилитации населения и территорий, это особенно важно при развитии таких технологий, как технологии уничтожения оружия массового поражения (химического, ядерного, биологического), технологии специальных спасательных глубоководных, подземных, космических работ. Обеспечение и повышение Т.б. должно базироваться на анализе и управлении технологическими рисками. См. Безопасность производственного процесса.

Обеспечение безопасности технологических процессов

Одной из базовых и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов.

Безопасность технологического процесса определяется многими составляющими:

Орудия труда - оборудование, оснастка, инструмент (безопасность работы которых во многом опре­деляет безопасность технологического процесса) характеризуется опасными и вредными факторами, возни­кающими в процессе работы;

Предмет труда - исходные и технологические материалы, детали, сборочные единицы, которые сами по себе или в процессе обработки в данном технологическом процессе могут представлять определœенную опасность;

Продукт труда - окончательный вид полуфабриката͵ детали сборочной единицы, изделия на выходе технологического процесса, которые в соответствии со своими характеристиками (к примеру, масса, темпера­тура, излучение, воспламеняемость и т.д.) могут представлять известную опасность;

Организация труда - организация рабочего места в соответствии с эргономическими требованиями, рациональная планировка участка, соответствующая организация режимов труда и отдыха и т.д.;

Условия труда - наличие на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов и их па­раметры (параметры воздуха рабочей зоны, освещения, шума, вибрации, электромагнитных излучений и т.п.), наличие и эффективность средств коллективной и индивидуальной зашиты;

Исполнитель - выполняющий данный технологический процесс субъект, который характеризуется соответствием индивидуальных психофизиологических особенностей содержанию и условиям труда (опре­деляется при профотборе), профессиональной подготовкой и обученностыо безопасным приемам труда;

Окружающая среда - коллектив с его морально-психологическим климатом, социально-бытовые ус­ловия на производстве и вне его игл.

На безопасность технологических процессов непосредственно воздействуют безопасность произ­водственного оборудования, обеспеченность средствами коллективной и индивидуальной защиты, органи­зация лечебно-профилактического обслуживания, эффективность обучения работающих охране труда, нор­мализация санитарно-гигиенических условий труда и т.д., которые сами являются объектами управления или реализации задач управления охраной труда на предприятии. Из всœех влияющих на безопасность техно­логического процесса факторов можно выделить такие, которые непосредственно связаны с физической сущностью, содержанием технологического процесса, с применяемым для его реализации оборудованием. Определœению этих факторов, степени их опасности и вредности, борьбе с их проявлением, определœению мер защиты от воздействия этих факторов на работающих должно постоянно уделяться внимание на всœех стади­ях разработки и эксплуатации технологического процесса.

На стадии ʼʼисследованиеʼʼ безопасность технологического процесса должна рассматриваться и обеспечиваться при проведении теоретических исследований, определœении физико-химических основ, вы­боре методов, исходных и технологических материалов, разработке лабораторного оборудования, исследо­вании технологических режимов и т.д.

На стадии ʼʼпроектированиеʼʼ безопасность технологических процессов должна обеспечиваться при разработке оборудования, обработке технологических режимов, разработке комплекта технологической документации и т.д.

На этих двух стадиях обеспечение безопасности можно осуществлять наиболее эффективно, так как здесь предоставляется полная возможность осуществлять борьбу с вредными и опасными факторами непосредственно в источнике их возникновения.

На стадии ʼʼопытной проверкиʼʼ (эксплуатации) безопасность технологических процессов обеспе­чивается в процессе проверки и корректировки технологических методов, приемов, режимов обработки, устранения недостатков конструкций оборудования, внесения изменений в технологическую документацию. На этой стадии должны окончательно определяться методы борьбы с проявлением опасных и вредных про­изводственных факторов как в самом технологическом процессе, так и в оборудовании, устанавливается рациональная организация рабочих мест; определяется уровень профессиональной подготовки будущих исполнителœей. В идеале три первых стадии должны обеспечить решение всœего комплекса вопросов по обес­печению безопасности технологического процесса, чтобы в процессе промышленной эксплуатации технологический процесс представлял собой минимум опасности: и вредности для работы. Стадия ʼʼпромышлен­ная эксплуатацияʼʼ разделяется на стадии: ʼʼтехнологической подготовки производстваʼʼ и собственно ʼʼпромышленной эксплуатацииʼʼ. В процессе технологической подготовки производства разработанный, а зачастую типовой технологический процесс прорабатывается в соответствии с конкретными условиями данного производства и с особенностями данного объекта производства (детали, сборочные единицы, изделия). Здесь вопросы обеспечения безопасности технологического процесса решаются исходя из конкретных условий цеха (участка), где планируется применение технологического процесса.

Наибольший интерес для СУОТ на промышленном предприятии безопасность технологических процессов, как объект управления, представляет именно на стадии собственно промышленной эксплуата­ции, когда всœе недоработки предыдущих стадий могут явиться причиной неблагоприятного воздействия на рабочих, эксплуатирующих технологический процесс. При этом даже в данном случае, в случае если на предыдущих стадиях проведены всœе необходимые мероприятия, обеспечивающие высокий уровень безопасности технологического процесса, в условиях промышленной эксплуатации уровень безопасности технологического процесса изменяется в различных периодах эксплуатации.

Весь срок эксплуатации технологического процесса можно условно разделить на три периода. Начальный I период характеризуется относительно низким уровнем безопасности, связанным с освоением технологического процесса. По мере накопления опыта у работников, обслуживающих данный технологический процесс приработки оборудования, уровень безопасности повышается и достигает верхнего уровня полной безопасности. II период характеризуется устойчивым уровнем безопасности, связанным с полным освоением технологического процесса и безотказной работой оборудования. В III периоде вновь наблюдается снижение уровня безопасности, связанное с износом оборудования, оснастки, инструмента. Наступает такой критический момент, когда снижение уровня безопасности требует прекращения эксплуатации, технологического процесса и проведения комплекса ремонтных и восстановительных работ. После ремонта безопасность процесса несколько повышается, на какой-то период стабилизируется и опять снижается, ᴛ.ᴇ. вновь требуется остановка и проведение ремонтных работ. Межремонтные периоды сокращаются, и наступает момент, когда требуемого уровня безопасности можно достичь только полной заменой оборудования. Длительность указанных периодов эксплуатации, включая межремонтные периоды, зависит от содержания технологического процесса, сложности и надежности оборудования, выполнения требований эксплуатации, качества ремонтных работ и т.д.

Следует также отметить, что даже в период устойчивого уровня безопасности возможны резкие изменения уровня, связанные с нарушением технологической и производственной дисциплины, изменением внешних условий, появлением внезапных отказов оборудования и т.д., в связи с этим во всœе периоды эксплуатации технологического процесса нельзя допускать ослабления внимания к соблюдению норм и правил безопасной работы, надежности средств коллективной и индивидуальной защиты, поддержанию на высоком уровне профессиональной и психофизиологической защищенности обслуживающего персонала. Обеспечение безопасности технологического процесса во многом зависит от полноты изложения требований безопасности в технологической и нормативно-технической документации.

Литература

1. Васильева Н. И. Экономические основы технологического развития..- М.: Банки и биржи, 1995.

2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Под ред. Н.Б.Антоновой. - Мн.: ООО ʼʼМисантаʼʼ, 2002.

3. Композиционные материалы: Справочник / В.В.Васильев, В.Д. Протасов, В.В.Болотин и др.; Под общ. ред. В.В.Васильева, О.М.Тарнопольского.- М. : Машиностроение, 1990.

4. Лахтин Ю.М. Материаловедение /Ю.М. Лахтин, В.П.Леонтьева. М.:Машиностроение, 1990.

5.Материально-техническое снабжение: Учебное пособие / под ред. Л.М. Михневича. – Мн.:БГЭУ, 2000.

6. Машиностроительное производство /Под ред. Ю.М. Соломенцева.-

М.: Высшая школа, 2001.

7. Нехорошева Л.Н. Научно-техническое развитие и рынок. –Мн. , 1996.

8. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий / Под ред. Ф.П.Висюлина, Л.М.Михневича.- Мн.: Вышейшая шк., 1991.

9. Основы отраслевых технологий и организация производства: Учебник /Под ред. В.К.Федюкина.-Спб.: Политехника, 2002.-312 с.: ил.

10. Прогнозирование и планирование в экономике /Под общ. ред. В.И.Борисевич,Г.А.Кандауровой.- Мн.: ООО ʼʼИнтерпрессервисʼʼ, 2001.

11. Проектирование и производство режущих инструментов / Под ред. П.И.Ящерицын. – Мн.: Высш. шк., 1991. 12. Сварка в машиностроении: Справочник, т. 3 / Под ред. В.Л. Винокурова. – М.: Машиностроение, 1990.

13. Справочник по композиционным материалам /Под. ред. Дж. Любина, пер.
Размещено на реф.рф
с англ. : в 2-х т. – М. : Машиностроение, 1988.

14. Справочник по лазерной технике. - М: Энергоатомиздат, 1991.

15. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х т. - М.: Машиностроение,

16. Технология машиностроения: В 2-х т. / Под общ. ред. А.М.Дальского.- М.: изд-во МГТУ им.Баумана, 2001.

17. Федоров Б.Ф. Лазеры. Основы устройства и применения.- М. : ДОСААФ, 1988.

18. Фурмер И.Е. Общая химическая технология.- М.: Высш. шк., 1997.

Обеспечение безопасности технологических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обеспечение безопасности технологических процессов" 2017, 2018.