Формы собственности в рф частная государственная и. Основные виды собственности в рф

Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

История Государственной собственности РФ

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

Виды и формы Государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

Оборонные объекты;

Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

Собственность федеральная означает собственность в целом;
. собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

Функции Государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

Задачи и цели Государственной собственности РФ

На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
. оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
. максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
. применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
. увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • Классифицировать объекты собственности;
  • Оптимизировать объекты управления;
  • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос­сии признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности. Анало­гичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, которое, одна­ко, этим не ограничивается: в нем предусматривается возмож­ность и другого членения названных форм собственности. Из со­держания ст. 212 -215 ГК РФ может быть сделан вывод, что част­ная собственность по российскому законодательству подразделя­ется на собственность граждан и юридических лиц, а государствен­ная собственность - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Российс­кой Федерации - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Перечень форм собственнос­ти, указанный в Конституции и в ГК РФ, не является исчерпы­вающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Право собственности граждан

В собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключения только для от­дельных видов имущества, которые не могут быть собственно­стью граждан, например тяжелое вооружение или участки конти­нентального шельфа. Граждане могут владеть имуществом индиви­дуально (имущество находится во владении одного лица). Они могут владеть имуществом на праве общей собственности (имуще­ство принадлежит нескольким гражданам-собственникам). Общая собственность - это способ совместного владения имуществом. Она может быть долевой или совместной. В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю имуще­ства. Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом.

Право собственности юридических лиц

Субъектами права собственности юридических лиц признают­ся коммерческие и некоммерческие организации - юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками).

В собственности юридического лица находится имущество, которое было передано ему в качестве вклада (взноса) его учре­дителями. Юридическое лицо является единственным собствен­ником принадлежащего ему имущества. Оно вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противореча­щие закону.

Несколько юридических лиц могут объединить имущество для совместной деятельности на праве долевой собственности. Они могут объединить имущество и с государственными юридически­ми лицами, т. е. государством.

Государственная собственность - это имущество, принадлежа­щее на праве собственности Российской Федерации или ее субъек­там. Объектами права государственной собственности являются:

Ресурсы континентального шельфа и морской экономиче­ской зоны Российской Федерации;

Культурные и исторические ценности общегосударственного значения;

Средства государственного бюджета;

Государственные банки;

Золотой запас;

Алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства отно­сятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - пред­приятия военно-промышленного комплекса, атомной энергети­ки и т.д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя спо­собами:

1) закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления;

2) владеет пакетами акций в акционерных обществах, т.е. част­ных коммерческих организациях;

3) нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т. е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с уча­стием государственного капитала являются частными коммерче­скими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и госу­дарство как акционер участвует в управлении обществом и полу­чает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного обще­ства как самостоятельного юридического лица.

Муниципальная собственность

Муниципальной собственностью является имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям. Она не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятель­ная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:

Средства местного бюджета;

Муниципальные земли;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальный жилищный фонд;

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности;

Другое движимое и недвижимое имущество.

Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну - сельскую, городскую, поселковую и т.д.

Муниципальные образования также могут иметь общую (доле­вую) собственность как с другими сообществами, так и с госу­дарством или частными юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения

Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные обра­зования могут закреплять свое имущество за теми или иными пред­приятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ве­дения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно ком­мерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринима­тельскую деятельность в интересах государства или муниципаль­ного сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, дей­ствуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в ба­лансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.

Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственно­го ведения, во-первых, производны от правомочий собственни­ка, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.

Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом - продавать, дарить, вно­сить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отда­вать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряже­нию недвижимым имуществом, совершенные в нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.

Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.

Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности уни­тарного предприятия, собственник тем самым устанавливает из­вестные границы для реализации этим предприятием права хо­зяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за над­лежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.

Право оперативного управления

Другим правом, производным от государственной или муни­ципальной собственности, является право оперативного управле­ния имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:

1) предприятия, выпускающие продукцию, которую разреше­но производить только на государственных предприятиях;

2) предприятия, производящие продукцию, более 50 процен­тов которой приобретает государство;

3) предприятия, не подлежащие приватизации.

Это право также включает в себя правомочия владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собствен­ником. Собственник же определяет порядок распределения дохо­дов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять из­лишнее, неиспользованное имущество.

Таким же ограничениям подвергается и право учреждения рас­поряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно име­ет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитывают­ся на отдельном балансе учреждения.

Вопросы и задания

1. Перечислите и раскройте признаки субъектов предприниматель­ской деятельности.

2. Что понимается под собственностью в экономическом смысле? Какие элементы включает в себя система экономических отношений собствен­ности?

3. Дайте определение понятия «право собственности». Перечислите правомочия собственника и раскройте их содержание.

4. Какие типы собственности вам известны?

5. Изобразите в виде схемы формы собственности, закрепленные в российском законодательстве.

6. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан.

7. Охарактеризуйте содержание права собственности юридических лиц.

8. Охарактеризуйте содержание права собственности государства.

9. Охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований.

10. Сравните право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Одним из определяющих структурных элементов экономической системы являются социально-экономические отношения в обществе. В свою очередь, их основу составляет господствующая форма собственности. Отношения собственности оказывают влияние на экономику, политику, идеологию и т. д.

В самом широком смысле слова собственность - исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. При более тщательном анализе ее содержания на первый план выходят ее экономический и юридический аспекты. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе. При соотнесении этих двух категорий бесспорен вывод, что правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах имущественных отношений.

Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношения распоряжения, владения и пользования.

Распоряжение — право собственника распоряжаться объектом собственности (землей, ресурсами, производством).

Владение — принадлежность объекта определенному субъекту (человеку, семьей, производственному коллективу и т. д.), возможность непосредственного воздействия на объект.

Пользование (использование) — применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

  • частной;
  • общественной.

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

  • единичной;
  • партнерской;
  • корпоративной.

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (распоряжение, владение, пользование). Как правило, это простые товаропроизводители (фермерское, семейное хозяйство). Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать наемный труд.

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц в целях осуществления общей предпринимательской деятельности. Речь идет о предприятиях, образованных на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей.

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности — акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества.

В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди работников коллектива, занятых на определенном предприятии (таково закрытое акционерное общество).

Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо (непосредственно) и одновременно всем и каждому в отдельности.

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 Конституции РФ).

К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. В России это могут быть: крестьяне, ведущие собственное хозяйство; отдельные торговцы (включая «челноков»); частнопрактикующие врачи; адвокаты, все те, кто сочетает труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность. В основе этой формы — объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

Акционерная собственность. Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций. Наличие ценных бумаг — отличительная особенность акционерной формы собственности.

Смешанные формы собственности. данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера. В переходной экономике России этот процесс приобрел значительные масштабы.

Комбинированные формы. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

Право частной собственности охраняется законом. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единично, так и совместно с другими лицами» (ст. 35 Конституции РФ).

Собственность представляет собой категорию отношений в обществе в виде материальных и нематериальных объектов на праве коллективного или индивидуального пользования, владения или распоряжения данными объектами.

В нашей стране право собственности базируется на системе юридических норм, которые охраняют и закрепляют права субъектов по использованию, распоряжению объектами собственности в рамках действующего закона.

Отношения собственности являются взаимоотношениями субъектов общества, которые проявляются в ходе производства, обмена и потребления, а также распределение благ материального и нематериального характера при совместном или индивидуальном отчуждении или присвоении.

Формы собственности в РФ

Виды собственности в РФ представлены несколькими формами. Можно выделить: государственную или федеральную собственность, включающую природные богатства, которые находятся в составе хозяйственных субъектов, средства производства, информационные ресурсы. Государственная собственность представляет совокупность ресурсов, которая находится в ведении и распоряжении государства, а также государство несет за нее ответственность.

Государственная региональная собственность представляет еще один вид формы собственности, так же, как государственная федеральная, переданная субъектам Федерации. Виды собственности в РФ включают также муниципальную собственность, которая находится в ведении местных самоуправляющих органов. Ещё двумя формами собственности является частная собственность и собственность организации. В соответствии с численным признаком собственность можно разделить на индивидуальную, групповую и общественную.

Виды собственности в РФ

Виды собственности в РФ представлены индивидуальной, групповой и общественной. Индивидуальная собственность включает собственность, в пределах которой субъекты ответственности определяются индивидом, обладающим правом распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или долей данного объекта в рамках действующего закона.

Частная собственность включает объекты индивидуальной собственности, которые предоставляются в потребление и пользование за соответствующую плату другим лицам, то есть выступают в качестве продукции или капитала. Личная собственность не может являться товаром, который продается за плату или служит источником дохода.

Ещё один вид собственности – групповая собственность представляет собой совокупность групп собственников, то есть хозяйственных обществ, предприятий, компаний, государственных и общественных организаций. Если рассматривать общую собственность, то ее пределы могут определяться долей каждого собственника. Данная общая собственность является долевой собственностью. Если данной доли в общей собственности нет, то имущество находится в совместной собственности.

В соответствии с гражданским законодательством РФ устанавливается презумпция по общей долевой собственности. Она характеризуется тем, что при отсутствии специального положения характера вещного права собственников на имущество, общая собственность может считаться долевой. В случае установки общей совместной собственности должны быть специально предусмотренные права, как это, например, сделано по отношению к имуществу супругов или фермерского и хозяйственного имущества.

Виды права собственности

Если рассматривать Конституцию Российской Федерации ч. 2 ст. 8, то равным образом защищаются частная, государственная и муниципальная форма собственности.

Собственности в РФ выделяются различием субъектом в составе данных форм. Так, частную собственность юридически можно оформить в виде права собственности граждан или юридического лица. Государственная собственность оформляется в виде права Российской Федерации, а также прав собственности края, республики или области, городов, автономных округов и областей.

Муниципальная собственность может определяться в форме права собственности города, района, сельского поселения или другого муниципального образования. В качестве субъектов собственности могут выступать граждане, физические лица, лица без гражданства и иностранные граждане, коммерческие и некоммерческие предприятия, юридические лица.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Собственность, включающая природные богатства, которые находятся в составе хозяйственных субъектов, является:

1. Государственной,

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).

В п. 1 статьи 212 ГК РФ воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества.

В п. 2 статьи 212 ГК РФ определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.

В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.

Пункт 3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две нормы различной направленности.

В абз. 1 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.

Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 статьи 212 ГК РФ должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 статьи 212ГК РФ. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.

Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы Федерального закона "О природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам.

В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.

Действие статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100-процентным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996. - С. 152. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.