Организация государственной статистики в российской федерации. Организация статистики в российской федерации

Реализация единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 г. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) как федеральный орган исполнительной власти. Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России)), ее органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны. Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическими стандартами РФ. На Росстат возлагаются руководство всей статистической деятельностью в стране, осуществление сбора, обработки и анализа данных о развитии национальной экономики, представление Президенту, Правительству, Федеральному Собранию и другим федеральным органам власти официальной статистической информации о социально-экономическом состоянии страны.

Росстат, руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, законами и подзаконными актами РФ, призван обеспечивать органы государственного власти и управления, органы местного самоуправления, граждан и общественные организации официальной статистической информацией о социальном и экономическом положении и развитии страны.

Основными задачами Росстата являются:

1) разработка и реализация утверждаемых Правительством РФ федеральных годовых и долгосрочных программ, программ статистических работ;

2) подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку, утверждение и порядок применения унифицированной статистической методологии;

3) организация сбора и обработки документированной статистической отчетности, публикация официальных статистических данных и др.

Росстат выполняет указанные задачи через центральный аппарат, территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, образующие в совокупности систему государственной статистики. Также Росстат выполняет возложенные на него задачи и функции непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Система государственной статистики России должна обеспечивать единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывать формы отчетности, проводить (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществлять единовременный учет различных объектов исследования, публиковать статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует ведомственная статистика, которую ведут все министерства и ведомства на основе данных, поступающих к ним от подведомственных предприятий и организаций. Такие сведения, их обработка и анализ необходимы министерствам и ведомствам для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

Оперирующая широким набором методов сбора и обработки данных государственная статистика в зависимости от конкретных условий, существующих материальных, трудовых и финансовых ресурсов организована и осуществляет свою повседневную деятельность в разных формах. В РФ государственная статистика строится на принципах централизованной организации выполняемых работ.

Целью организации государственной статистики является обеспечение своевременного представления органам государственной власти всех уровней, средствам массовой информации, научной общественности, коммерческим структурам, населению и международным организациям объективных информативных данных по вопросам социально-экономического развития РФ, ее регионов и секторов экономики. Эта цель реализуется путем разработки ежегодной Федеральной программы статистических работ, определяющей основные направления статистического наблюдения за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в стране в течение года, формируемой Росстатом на межведомственной основе и представляемой в Правительство РФ для согласования.

Статистическая работа состоит из последовательных этапов, предусматривающих сбор, обработку и представление пользователям информативных статистических сведений. Этим этапам предшествует важная, сложная и ответственная подготовительная методологическая и организационная деятельность, в процессе которой создается система показателей, характеризующих наблюдаемый процесс или явление, проектируются формы отчетности, формируются программы статистического наблюдения и обработки данных, разрабатываются алгоритмы и технология автоматизированной обработки данных, проводится инструктаж исполнителей работы, особенно участников проведения переписей, готовятся кадры и материальные ресурсы для осуществления сбора и обработки данных, при необходимости проводится экспериментальная проверка программ и организации работ.

В соответствии с действующими нормативными положениями органы государственной статистики России осуществляют:

· реализацию государственной политики в области государственной статистики;

· представление в установленном порядке (согласно утвержденному регламенту) официальных статистических данных Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, научным учреждениям и учебным заведениям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям, а также гражданам России;

· разработку и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии и системы статистических показателей для проведения государственных статистических наблюдений, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам;

· проведение системного анализа и мониторинга состояния и развития экономики и социальной сферы;

· координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;

· развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве РФ;

· хранение и защиту официальной статистической информации;

· реализацию обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Важным направлением развития современной российской статистики стало создание федеральных округов и муниципальных образований (районных управ, административных округов и т.д.). Для обсуждения проблем межотраслевой координации статистических работ, совершенствования статистической методологии и учета потребностей пользователей в официальной статистической информации при Росстате на правах коллегиального совещательного органа образован и функционирует научно-методологический (статистический) совет, в состав которого входят представители органов государственной власти, научных и деловых кругов, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники ведущих средств массовой информации (всего 188 человек).

Официальные статистические публикации Росстата, выходящие в свет в виде официальных статистических изданий (20-23 сборника в год) и периодических изданий (информационно-аналитические материалы, ежегодно выпускаемые в виде 20-25 различных статистических журналов, докладов и бюллетеней), публикации территориальных органов Росстата, а также электронные версии публикаций в сети Интернет на веб-сайте Росстата www.gks.ru являются одним из наиболее распространенных источников статистических данных. К официальным статистическим публикациям в РФ относятся прежде всего издания общефедерального уровня. Ведущее место в системе официальных статистических публикаций занимают официальные статистические издания Росстата, выпускаемые на основании ежегодно утверждаемой Федеральной программы статистических работ. В этих статистических публикациях приводятся данные, как собираемые и обрабатываемые по системе органов государственной статистики, так и официально представляемые Росстату отдельными министерствами и ведомствами. При подготовке всех статистических публикаций Росстата используются материалы текущей статистики, переписей населения, ряда выборочных и единовременных обследований. Основными среди официальных статистических публикаций Росстата являются статистические сборники, наиболее полно характеризующие социально-экономические явления в стране за ряд лет.

Информация, публикуемая в изданиях Росстата, носит системный характер, раскрывает динамику явлений и их структуру, сопровождается методологическими комментариями. Они подразделяются на две группы: комплексные статистические сборники и тематические статистические сборники. Первая группа включает в себя комплексные статистические сборники, издаваемые ежегодно: краткий статистический сборник «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», «Регионы России. Социально-экономические показатели». Такие сборники издаются по обширной программе и включают в себя сведения за ряд лет по различным социально-экономическим показателям. Ко второй группе относятся тематические статистические сборники, издаваемые как ежегодно, так и с большей периодичностью. Наряду со сводными статистическими сборниками ежегодно выходят в свет отдельные тематические статистические сборники, такие как «Демографический ежегодник России» (на русском и английском языках), «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России», «Система таблиц “Затраты - Выпуск” России».

Начиная с 1998 г. Росстат ежегодно выпускает совместно с Минстатом Республики Беларусь статистический сборник «Беларусь и Россия», а с 1999 г. - «Малое предпринимательство в России», который отражает развитие малого бизнеса в России. В 2009 г. на основе впервые проведенного выборочного наблюдения микропредприятий был выпущен сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2009», в котором представлены данные о деятельности средних, малых и микропредприятий, а также результаты статистических обследований индивидуальных предпринимателей. С 1998 г. Росстат значительно пополнил перечень выпускаемых периодических официальных статистических сборников. Росстат издает с периодичностью один раз в 2-3 года ряд тематических статистических сборников: «Труд и занятость в России», «Промышленность России», «Сельское хозяйство в России», «Строительство в России», «Связь в России», «Транспорт в России», «Торговля в России», «Цены в России», «Финансы России», «Инвестиции в России», «Россия и страны мира». Росстатом в целях обеспечения открытости применяемых методологий как одного из основополагающих принципов официальной статистики подготовлена и выпущена серия изданий «Методологические положения по статистике» с описанием методологических основ и методов расчета основных показателей. Первый выпуск вышел в свет в 1996 г. В 1998, 2000, 2003 и 2006 гг. были изданы второй, третий, четвертый и пятый выпуски данного сборника. Практикуется выпуск статистических сборников к определенным памятным датам, всемирным конференциям, международным книжным выставкам и т.д. Так, в 1998 г. было выпущено юбилейное издание, представляющее интерес для широкого круга пользователей, - «Население России за 100 лет (1897-1997)» на русском и английском языках. Сборник был приурочен к 100-летию проведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи и содержал основные итоги всех последующих переписей, а также данные текущего учета населения и его движения.

Значительное место в системе официальных статистических публикаций Росстата отводится периодическим изданиям. Выпускается достаточно большое количество информационно-аналитических материалов, отражающих оперативные итоги состояния экономики России. Среди таких периодических изданий заслуживают внимания ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», ежемесячные оперативные доклады о социально-экономическом положении страны, бюллетени с аналитическими записками. Ежемесячно выходит в свет научно-информационный журнал «Вопросы статистики», содержащий информацию о научной и практической деятельности Росстата и включающий статьи видных отечественных экономистов, ученых, специалистов-практиков. Росстатом подготавливается срочная информация по актуальным вопросам (по ценам, в том числе потребительским, производству промышленной продукции и др.), которая предназначена для опубликования в средствах массовой информации и в оперативном режиме доводится до их сведения.

Ряд статистических публикаций Росстат издает на двух языках - русском и английском. Ежегодно выходят в свет краткий статистический сборник «Россия в цифрах» и статистический справочник «Россия» на русском и английском языках двумя самостоятельными изданиями, а также ежеквартально подготавливается журнал «Статистическое обозрение» на русском языке с подстрочным английским.

Качественно новые и глубокие преобразования в экономике, социальной сфере, характере государственного управления, а также повышение роли и значения региональных и местных органов власти за последние годы повлияли и на общие требования к современной государственной статистике, которыми являются подход к государственной статистике как к основе общественной системы информации, безусловное обеспечение сбора надежных данных, их обработки, хранения и распространения, функционирование государственной статистики как независимой, открытой общественной службы, представление адекватных индикаторов и другой структурированной социально-экономической информации, ориентированной на принятие управленческих решений. В ряду названных требований к государственной статистике соединение функций по сбору и обработке статистических данных и связанной с ними разработке научно-методологических вопросов по научному обобщению и анализу собранной информации является одним из центральных, если не важнейшим, принципом правильного построения статистики.

Подготовка статистических данных представляет собой сложный многоступенчатый процесс, от уровня научной организации которого решающим образом зависит качество информации. Многолетняя практика статистической работы, большой вклад в которую внесли и советская, и российская статистики, выкристаллизовала в этом процессе следующие основные этапы:

1) разработка методологии и системы показателей для характеристики отображаемого объекта или процесса;

2) организационно-методическая подготовка;

3) сбор данных (непосредственно наблюдение);

4) свод и группировка данных;

5) обработка и анализ данных.

Первый этап предполагает изучение задач, для решения которых требуется статистическая информация, определение с учетом требований этих задач перечня необходимых статистических показателей и методологии их исчисления.

Второй этап состоит в разработке конкретной программы наблюдения и обработки данных, необходимых инструктивно-методических материалов, формуляров, подборе и обучении исполнителей, выборе методов и средств получения необходимых данных, составлении организационного плана исследования.

Третий этап представляет собой процесс получения первичных данных об элементах исследуемой совокупности и их свойствах, которые становятся потом предметом статистической обработки.

Четвертый этап состоит в систематизации материалов наблюдения по признакам, необходимым для выявления типичных групп объектов и процессов с однородными свойствами для характеристики структуры исследуемой совокупности, а также в получении общих и групповых итоговых показателей.

Пятый этап объединяет разнообразные статистические расчеты, выполненные на основе индивидуальных и сводных показателей (вычисление относительных, средних и других производных показателей, определение статистических характеристик динамических рядов и тесноты связи между различными показателями, их социально-экономический анализ и формулировка выводов статистического исследования).

Такая последовательность этапов статистической работы сложилась в условиях, когда операции по сбору и обработке данных выполнялись вручную или с применением простейших средств механических вычислений, которые не могли серьезно повлиять на общую схему организации статистического производства.

Осуществленный к настоящему времени переход на современную вычислительную технику и новые технологии обработки, хранения и распространения информации вызвал изменения в традиционной схеме организации статистической работы, привел к изменению состава работ и методов их выполнения. Меняется принципиальный подход к проблеме сбора, обработки и передачи первичной и сводной статистической информации. Во-первых, вслед за сбором данных выделяется этап подготовки данных для электронной обработки. Этап подготовки данных может совмещаться с их сбором, если уже при первичной регистрации они заносятся на специальный машиночитаемый документ. Во-вторых, приобретает большее значение и обособляется комплекс работ по контролю данных, т.е. по проверке их достоверности. Контроль как таковой осуществляется на всех этапах прохождения статистической информации. Особое значение имеет входной контроль, т.е. проверка достоверности данных, получаемых после этапов наблюдения и подготовки к электронной обработке, поскольку ошибки, допущенные на этих этапах, искажают результаты последующих расчетов и, как правило, не могут быть в дальнейшем устранены. В-третьих, когда требуются накопление, быстрый поиск и многократное использование в различных расчетах соответствующих показателей, получаемых в разные отрезки времени и из разных источников в рамках автоматизированной системы, функция хранения и поиска данных (при ручной технике эта функция не возникала) обособляется и становится центральным звеном в системе сбора и обработки данных. В-четвертых, все вычислительные и логические операции, реализуемые в автоматизированном режиме, объединяются в единый этап обработки данных. При этом оказывается не вполне оправданным выделение сводки и группировки как особого этапа статистической работы: соответствующие им операции образуют внутреннее подразделение единого этапа обработки, в рамках которого они стыкуются с аналитическими расчетами. В то же время в качестве особого заключительного этапа статистической работы выделяется анализ данных, получаемых после обработки. Произошедшие за последние годы изменения в информационных технологиях, как в производительности отдельных вычислительных комплексов, так и в телекоммуникациях, позволяют проводить дальнейшее развитие существующих процессов сбора, обработки и распространения статистической информации, которое базируется на определенных принципах внедрения новой системной технологии обработки информации.

Официальная статистическая информация, являющаяся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, формируется в соответствии с Федеральной программой статистических работ, официальной статистической методологией на основании первичных статистических данных, полученных от юридических лиц и других хозяйствующих субъектов (индивидуальные данные), а также граждан (персональные данные) в ходе проведения государственных статистических наблюдений. Принципы доступа к официальной статистической информации и режимы ее использования включены в сферу Федерального закона № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[i] в части регулирования отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Такая информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Информация с ограниченным доступом используется в федеральной системе государственной статистики исключительно для производства официальной статистики. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», а к конфиденциальной - в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно законодательству государственную тайну в федеральной системе государственной статистики составляют следующие сведения в области экономики, науки и техники: об объемах производства, поставках, запасах стратегических видов сырья и материалов; об объемах государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску; об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также других стратегических видов полезных ископаемых РФ.

К конфиденциальной информации в федеральной системе государственной статистики относятся:

· официальная статистическая информация до ее официального опубликования в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ и Производственным планом работ Госкомстата России;

· индивидуальные данные юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, содержащиеся в государственной статистической отчетности;

· сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

· сведения о населении, содержащиеся в переписных листах Всероссийской переписи населения;

· служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и федеральными законами (служебная тайна);

· сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

· сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (банковская тайна и т.д.).

Перечисленные виды информации с ограниченным доступом (кроме информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и официальной статистической информации до ее официального опубликования) с момента поступления их в Росстат, его территориальные органы и организации приобретают статус служебной информации ограниченного распространения (служебной тайны), так как они имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, и к ним нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране их конфиденциальности. К основным причинам, обусловливающим необходимость обеспечения ограниченного доступа к такой информации, можно отнести следующие:

· усиление недоверия респондентов к органам государственной статистики и снижение уверенности в том, что их индивидуальные данные, содержащиеся в государственной статистической отчетности, используются только в целях составления официальной статистики и не могут быть использованы для причинения им вреда или что против них не будут приняты санкции;

· требование обеспечения права личности на неприкосновенность частной жизни;

· предотвращение использования информации для снижения уровня безопасности функционирования государства, определенных территориальных образований или субъектов и затруднение выхода (например, путем аналитических обобщений) на такие оценки их состояния, которые могут составить предмет государственной или служебной тайны;

· предотвращение возможности нарушения социально-экономической стабильности в обществе из-за неверно интерпретируемой информации, правильная интерпретация которой требует определенных специальных знаний.

Органы государственной статистики, с одной стороны, обязаны удовлетворять потребности органов государственной власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций, т.е. потребности всех пользователей в разнообразной, объективной и полной статистической информации об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении, а с другой - обязаны обеспечить конфиденциальность статистических данных. Конфиденциальность статистических данных является одним из ведущих принципов официальной статистики. Предполагается, что она должна быть гарантом доверия респондентов к органам государственной статистики и уверенности в том, что представленные ими для производства официальной статистики данные не разрешается использовать ни в индивидуальной форме, ни в других областях, где могут приниматься санкции, в особенности когда речь идет о налогообложении или иных административных мерах, направленных против данной статистической единицы.

Распространение материалов официальной статистики допускается только в том случае, если эти материалы не позволяют прямо или косвенным путем распознать статистическую единицу, обнаруживая таким образом индивидуальную информацию. Прямое распознавание статистической единицы происходит по ее наименованию и адресу или с помощью официально отведенного для нее и общеизвестного идентификационного кода. Косвенное распознавание статистической единицы - это возможность выявления идентичности данной единицы с помощью иной информации кроме наименования, адреса и идентификационного кода. Распространение материалов официальной статистики среди пользователей не допускается, если эти материалы содержат или раскрывают конфиденциальные данные. С этой целью агрегированные данные должны включать по меньшей мере три статистические единицы, а доля отдельной единицы в таком агрегате не должна превышать 85% всего агрегата. В таком качестве принцип конфиденциальности статистических данных включен в законы о статистике, принятые и действующие в развитых странах мира и во многих европейских странах и странах с переходной экономикой, включая страны СНГ.

В федеральной системе государственной статистики повышенное внимание уделяется обеспечению конфиденциальности данных физических лиц (персональных данных), в том числе при проведении переписей населения. Конституция РФ провозгласила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Эти нормы получили свое развитие в Федеральном законе № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» Статья 11 этого закона установила, что информация о гражданах (персональные данные) относится к категории конфиденциальной. К персональным данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Росстат руководствуется указанными юридическими нормами при осуществлении статистического наблюдения за социально-демографическими процессами, когда респондентами статистики являются физические лица.

Обеспечение защиты информации с ограниченным доступом осуществляется путем создания системы комплексной защиты информации, реализующей различные уровни криптографической защиты. При этом предусматривается возможность поэтапного наращивания возможностей по защите информации на всех уровнях объектов информационно-вычислительной системы. Требования обеспечения конфиденциальности и защиты от несанкционированного доступа реализуются, в частности, путем использования сертифицированных средств шифрования и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения подтверждения авторства и неизменяемости предоставленных данных.

Начиная с 2008 г. в системе государственной статистики функционирует информационная система для пользователей (ИСП), созданная на основе Статрегистра Росстата и предназначенная для организации федеральных статистических наблюдений. ИСП действует в режиме прямого доступа для территориальных органов Росстата, и к ней обеспечен прямой доступ для федеральных органов исполнительной власти и Банка России в части сведений об идентификации и классификации юридических лиц кодами общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге - принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.
  • Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики - базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного экономиста.
  • В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям перед наукой встает принципиально новая задача - реформирование общеметодологических и организационных основ статистики, а также приведение ее в соответствие с международными правилами. Успешное выполнение этой задачи требует дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов высшей квалификации, которые позволят создать эффективную систему государственной статистики в Российской Федерации, которая бы отвечала требованиям рыночного хозяйства.
  • Целью работы является анализ особенностей организации государственной статистики в РФ.
  • Объект работы - система государственной статистики в РФ.
  • Предмет работы - понятие, сущность и особенности организации государственной статистики в РФ.
  • Цель и задачи работы обусловили постановку следующих целей:
  • 1) проанализировать понятие, сущность и задачи государственной статистики в РФ.
  • 2) определить направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации.
  • Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
  • 1. Задачи государственной статистики в Российской Федерации
  • Предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.
  • Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в _ году»; Комитет по статистике г. Москвы - сборник «Москва в цифрах» и т.д. Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам .
  • Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям.
  • Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях - необходимое условие принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночной экономики во многом определяется практическими потребностями общества. Качеством и достоверностью статистических данных определяется качественный уровень решений, способствующих успешному реформированию экономики.
  • Переход от директивной экономики к рыночной требует построения новой статистики.
  • В рыночной статистике важно усовершенствовать систему сбора и обработки информации, что связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
  • В рыночной статистике сплошная отчетность применяется только для крупных и средних предприятий (иногда используются единовременные переписи). Обычно единственным инструментом сплошного учета является регистр (или реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка. Экономические показатели собираются, как правило, выборочно. Именно на основе выборочных данных осуществляются статистические построения, позволяющие судить о складывающихся процессах в обществе.
  • Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость поиска альтернативных источников для разработки сводной макроэкономической информации, так как использование первичных данных крайне ограничено.
  • Микроэкономическая информация (информация о конкретной фирме, предпринимателе) во всех странах с рыночной экономикой является коммерческой тайной даже для органов государственного управления. Из этого принципа должна исходить и российская рыночная статистика, правомерно используя статистические данные только для целей обобщения . статистика государственный реформирование экономический
  • На повышение объективности направлено внедрение цензовых принципов организации учета, т.е. сочетания сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм собственности с выборочными обследованиями и переписями - для малого бизнеса и предпринимательства.
  • При этом по малым предприятиям в качестве основного источника информации должен использоваться Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчетности (примерно, от трех миллионов юридических лиц), а текущие выборочные обследования на квартальной основе по предприятиям малого бизнеса дают текущую информацию.
  • Основные функции всех статистических органов - это сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органами, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т.д.
  • Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Росстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее -- статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
  • Росстат располагается в здании Центросоюза, построенном по проекту архитектора Ле Корбюзье в 1928 - 1933 годах памятнике Всемирного наследия.
  • Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Областные, краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Росстат РФ (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
  • Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
  • - представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
  • - разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
  • - разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • - сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
  • - контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
  • - развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
  • - обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
  • - реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.
  • Росстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатывается федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.
  • Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Росстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Росстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки .
  • В последние годы методологическая работа Росстата РФ направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего, на разработку системы национальных счетов Российской Федерации, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.
  • Росстатом РФ издаются следующие официальные статистические сборники:
  • - полный ежегодник «Российская Федерация в... году»;
  • - краткий ежегодник «Россия в цифрах»;
  • - демографический ежегодник;
  • - двухтомное издание «Регионы России»;
  • - тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне и динамике цен, промышленности, макроэкономических показателях и т.д.
  • Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений: Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями: Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским союзом (ЕС), Международным валютным фондом (МВФ), Мировым банком и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН «Statistical Yearbook». Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт.
  • Координация деятельности статистических служб стран-членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

2. Основные направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации

В условиях реформирования статистики особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Расширение публикации статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, помогает сосредоточить внимание на недостатках и упущениях с целью их устранения.

В условиях становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики .

В начале 90-х гг. Правительство России приняло "Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики". Выполнение этой Программы возложено на Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Росстат РФ), который в соответствии со ст. 71 "Конституции Российской Федерации" является федеральным органом исполнительной власти. Руководствуясь Программой Росстат РФ осуществил ряд конкретных крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики .

Главной задачей первого этапа реформирования статистики, начавшегося в 1993 и завершившегося в 1996 г. было содействие рьшочным преобразованиям в стране для достижения максимально возможной информационной прозрачности экономического пространства. В результате реализации первого этапа Программы создана система национальных счетов (СНС).

В стандартах СНС сформированы основные макроэкономические показатели, среди них - показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения, уровень и динамику цен, промышленного производства, потребительского рынка, ставшие важными рычагами управления экономическим развитием государства. Получила развитие отраслевая статистика в таких областях, как здравоохранение, народное образование, страхование.

Сокращено количество обязательных показателей отчетности, упрощена процедура их сбора, расширено применение выборочных обследований. На статистические показатели возложены позитивная пропагандистская и оценочно-стимулирующая функции.

Осуществлены расчеты и международные сопоставления ВВП - центрального макроэкономического показателя, характеризующего стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории данной страны (включая совместные предприятия) за тот или иной период (обычно за год, квартал, месяц) и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Определен состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики .

Создана основа Государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в соответствии с-международными стандартами.

Всероссийское совещание статистиков (в ноябре 1995 г.) одобрило основные итоги первого этапа реформирования статистики и отметило, что "в современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему компетентное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей" .

В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго этапа реформы российской статистики:

1. Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.

2. Создание условий для получения более точной и полной статистической картины социально-экономического развития страны для принятия решений на разных уровнях государственного управления.

3. Всемерное содействие освещению проблем, связанных с повышением эффективности национального производства.

4. Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в том числе конкурентноспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.

Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны .

Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой, экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой "Реформирование статистики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997 г. Одно из важнейших направлений этой Программы - разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (т.е. нерегистри-руемой статистикой экономической активности), ее структуре.

В России, по данным статистики, общая дооценка ВВП с учетом теневой экономики составляет более 25%. ,

Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинга позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом.

Эта работа будет осуществляться силами органов государственной статистики России и соответствующих министерств. Например, мониторинги здоровья будут осуществлять Росстат и Министерство здравоохранения России.

В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в России. Подписан совместный приказ Росстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений.

Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню - статистике предприятий (организаций, хозяйствующих субъектов) .

Рыночной экономике необходима компьютеризация статистики - это составная часть программы информатизации России. В ходе выполнения этой программы предстоит создать информационно-телекоммуникационную систему статистики (ИТСС) на базе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней.

Постановления Правительства Российской Федерации указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а также совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей.

Спектр решаемых проблем существенно расширится с принятием Закона о статистической деятельности, который станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Заключение

Итак, предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, в краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городах.

Стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту и достоверность учета хозяйственных субъектов и их характеристику, становится ЕГРПО.

Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню - статистике предприятий (хозяйствующих субъектов).

Список литературы

1. Григорьева, Р.П. Статистика / Р.П. Григорьева. - М.: Изд-во Михайлова, 2009. - 510с.

2. Гусынин, А.Б. Статистика / А.Б. Гусынин. - М.: Норма, 2010. - 452с.

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 338с.

4. Золотарев, А.А.Статистика / А.А. Золотарев. - М.: Владос, 2009. - 446с.

5. Калинин, В.А. Макроэкономическая статистика / В.А. Калинин. - М.: Дело, 2010. - 602с.

6. Сиденко, А.В. Статистика / А.В. Сиденко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 500с.

7. Статистика. Курс лекций. / Под ред. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 2007. - 384с.

8. Теория статистики / Под ред. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 580с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и функции государственной статистики в РФ. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи информации. Оценка эффективности деятельности территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Задачи статистики и основыне принципы ее организации в рыночной экономике. Федеральная служба государственной статистики, ее функции и основные публикации. Система показателей (порядок расчета) демографической статистики рождаемости, смертности, миграция.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Характеристика абсолютных показателей в статистике. Проведение простой случайной выборки. Формирование информационной инфраструктуры общенационального объема. Моментные и интервальные абсолютные показатели. Принципы организации государственной статистики.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

    лекция , добавлен 02.05.2012

    Изучение предмета, задач, методов исследования (наблюдение - сплошное, выборочное; группировка, обобщающие показатели) социальной-экономической статистики в условиях рынка. Ознакомление с организационной и информационной базами государственной статистики.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Понятие статистики как научного направления, предмет и методы ее изучения. Методы организации государственной статистики в РФ и международной практике, требования к данным. Сущность и порядок реализации корреляционно-регрессивного анализа и связей.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Задачи и структура статистики политической и общественной жизни, источники данных. Роль органов государственной статистики, история их деятельности в РФ. Анализ показателей статистики политической и общественной жизни. Характеристика общественного мнения.

    реферат , добавлен 25.09.2011

    Понятие статистики, ее назначение, уровни, предмет и система. Теоретические основы статистики как отрасли экономической науки, ее категории. Особенности статистической методологии. Современная организация статистики в Российской Федерации и её задачи.

Структура органов госстатистики соответствует административно-территориальному делению страны. В республиках, краях и областях работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры госстатистики, которые имеются в крупных городах и в административных районах. Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, комитет по статистике города Москвы издает «Москва в цифрах».

Основные функции всех статистических органов – сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде.

Руководство статистикой в стране осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат, бывший Госкомстат, http://www.gks.ru) как федеральный орган исполнительной власти.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методы расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическим стандартом РФ.

Росстат издает следующие статистические сборники:

    Российский статистический ежегодник,

    ежегодник краткий «Россия в цифрах»,

    демографический ежегодник России,

    тематические сборники «Регионы России»,

другие тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне цен, промышленности, макроэкономических показателей и т.д.

Основными задачами Росстата являются:

    Предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям.

    Разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам.

    Координация статистической деятельности в государстве.

    Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов и проведение необходимых балансовых расчетов.

    Гарантирование полноты и научной обоснованности форм статистической информации и обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.

Основные функции Росстата состоят в том, что он:

    Организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам.

    Обеспечивает функционирование реестра ЕГРПО (Единого Государственного Реестра Предприятий и Организаций).

    Обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны и необходимой конфиденциальности данных.

    Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран и совместно с ЦБ РФ составляет платежный баланс страны.

    Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации.

    Определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ.

    Созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Росстата.

    Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Росстат имеет право :

    Получать госотчетность, в т.ч. составляющую коммерческую тайну, а также необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки и пояснения к предоставленной отчетности бесплатно, в рамках установленных объемов и сроков от всех юридических и других хозяйствующих субъектов, от федеральных органов исполнительной власти.

    Издавать обязательные постановления и инструкции по вопросам статистики.

    Заключать договора о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, а также международными статистическими и иными органами по вопросам статистики.

    Формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям.

    Определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План:

Понятие статистики

Система государственной статистики РФ, её задачи, функции

Предмет статистики

Метод статистики

Теория статистики как научная дисциплина

Список литературы

1) Понятие статистики.

Статистика -- одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.

По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.

Есть основания полагать, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). В середине XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. В научный обиход этот термин ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государст-воведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Госу-дарствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

Статистикой часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или ее регионах, например: статистика населения, статистика рождаемости и смертности, статистика труда, статистика уровня жизни, статистика промышленности и других отраслей экономики, статистика финансов и т.п.

Такие сведения обычно публикуются в специальных изданиях, справочниках. В России в настоящее время основным официальным изданием является «Российский статистический ежегодник» (в сокращенном варианте «Россия в цифрах»). Кроме того, издается целый ряд тематических справочников.

Статистика как совокупность сведений о той или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государство-ведения» прошлых лет как полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений, так и характером последних.

В частности, к статистике относят сведения только о том, что имеет количественное выражение. Например, к статистике не относят сведения о государственном устройстве страны или о том, какой язык в ней признан государственным; но сведения о том, сколько в мире государств с тем или иным политическим устройством, формой правления (монархий, республик разного типа и пр.), относят к статистике, так же как и сведения о том, сколько жителей страны пользуется тем или иным языком в качестве разговорного.

Отметим еще одну особенность сведений, составляющих статистику в рассматриваемом значении.

Все они относятся не к единичному (индивидуальному) явлению, а к совокупности, состоящей из множества элементов. Другими словами, статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных явлениях, на основе которых можно получить сводные данные. Например, регистрируя каждый случай рождения или смерти, можно получить сводные данные по стране (или ее регионам) о числе родившихся и умерших, об уровне рождаемости и смертности.

Под статистикой понимают также процесс получения сведений с последующей их обработкой. В этом смысле статистика -- практическая деятельность людей, направленная на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к тем или иным сферам общественной жизни.

Сбор сведений в целях обобщения ведется в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы -- органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать ста- ,. мистической службой.

2) Система государственной статистики РФ, её задачи, функции.

Главным, центральным органом государственной статистики в России является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В соответствии с административным делением страны образована и система местных органов -- комитетов по статистике (в республиках, автономных областях, краях и округах, а также в областях, Москве и Санкт-Петербурге -- комитеты государственной статистики, в других городах (районах) -- управления (отделы) государственной статистики).

Госкомстат России осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии национальной экономики и представляет Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальную статистическую информацию о социально-экономическом состоянии страны.

Госкомстат России обеспечивает единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывает формы отчетности, проводит (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществляет единовременный учет различных объектов исследования, публикует статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует и ведомственная статистика. Она организована на отдельных предприятиях, фирмах, в министерствах и ведомствах в целях получения, обработки и анализа статистической информации, необходимой для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

3) Предмет статистики

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий -- государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем.

Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако ни представители государствоведения, ни представители политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796--1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим национальную статистику Бельгии. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Статистика изучает, как правило, массовые явления, т.е. такие явления, которые состоят из множества отдельных элементов или фактов.

Каковы отличительные особенности массового явления?

Каждый элемент такого множества обладает как индивидуальными (отличающимися) признаками, так и общими (сходными). Например, изучая результат промышленного производства за тот или иной период, мы рассматриваем множество промышленных предприятий, каждое из которых имеет свои индивидуальные признаки, такие, как численность работников, стоимость основных фондов, ассортимент выпускаемой продукции, размер прибыли и т.п. В то же время все эти предприятия как единицы множества обладают общим признаком -- все они являются промышленными (а не сельскохозяйственными или строительными).

Другими словами, все единицы множества, изучаемого статистикой, как правило, однокачественны по сути.

Характеристики (показатели) одного из элементов массового явления не могут быть получены на основе характеристик других единиц (элементов), поскольку индивидуальные характеристики у разных элементов множества полностью или частично независимы.

Изучаемые статистикой массовые явления в виде множества однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками называют статистическими совокупностями.

Это может быть, например, совокупность населения или отдельных его контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, городское или сельское население и т.п.), совокупность промышленных предприятий (строительных, сельскохозяйственных, торговых и пр.), совокупность работников (на отдельном предприятии, в отрасли или секторе экономики), совокупность банков и т.д.

Другими словами, массовые явления находят свое оформление, выражение в статистических совокупностях.

Исходя из этого можно сказать, что предметом статистики являются различные статистические совокупности, исследование которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей.

Каждая наука оперирует определёнными понятиями, категориями.

Статистическая совокупность -- одно из главных понятий статистической науки. С этим понятием непосредственно связаны и другие, такие, как единица совокупности, признаки единиц совокупности, вариация признаков, статистическая закономерность и т.д.

Элементы, множество которых образует изучаемую статистическую совокупность, называют ее единицами. Так, например, при изучении совокупности фермерских хозяйств (в целом по стране или в отдельном регионе) единицей совокупности будет отдельное фермерское хозяйство; при переписи населения -- отдельный человек; если изучается совокупность семей, то каждая семья является единицей совокупности (единицей наблюдения) и т.п.

Каждая единица совокупности может быть охарактеризована разного рода качественными (атрибутивными) и количественными признаками. Например, каждое фермерское хозяйство можно охарактеризовать такими признаками, как площадь предоставленного земельного участка, поголовье скота (птицы), производство продукции (в натуральном и стоимостном выражении), рентабельность продукции и т.п., а каждого человека при переписи населения -- такими признаками, как пол, возраст, национальность, семейное положение, место работы (или источник доходов), размер заработной платы (или дохода) и т.п.

Если определенный признак имеет разные значения у отдельных единиц совокупности, то говорят, что он варьирует или имеет некоторую вариацию. Такие признаки, варьирующие от единицы к единице, составляют отличительную черту статистической совокупности, делающую ее предметом изучения статистики, и называются статистическими.

Любое статистическое исследование, т.е. исследование статистической совокупности, начинается с изучения отдельных единиц совокупности, с регистрации у них тех или иных признаков, знание которых необходимо для достижения цели исследования, для выявления различных закономерностей.

Статистика, как правило, оперирует числовыми данными, которые обусловлены влиянием множества различных факторов, причин, одни из которых являются главными, существенными, а другие -- случайными.

Абстрагироваться от случайного и выявить типичное, закономерное -- основная задача статистики, и эту задачу можно решить только на основе массовых данных. По единичному факту нельзя выявить закономерность, поскольку единичное явление несет на себе влияние случайного фактора. Только исследуя массу явлений, путем обобщения можно выявить, измерить и познать те или иные закономерности, например закономерность в распределении единиц совокупности по какому-то признаку (доля мальчиков и девочек в общей численности родившихся за год), или определить средний уровень какого-либо количественного показателя (среднюю заработную плату в той или иной отрасли, среднюю производительность труда, среднюю рентабельность продукции в отдельных отраслях и т.п.).

Закономерность, выявленная на основе массового наблюдения, т.е. проявившаяся в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.

В одних случаях существование определенной закономерности в изучаемых явлениях можно теоретически предположить, рассуждая логически и опираясь на знание сущности рассматриваемых явлений. Например, очевидно, что при внесении удобрений в почву урожайность сельскохозяйственных культур возрастает, при повышении цен на определенный товар спрос на него уменьшается и т.д. В этих случаях задача статистики -- не только подтвердить существование предполагаемой зависимости, но и измерить ее, т.е. определить меру изменения одного показателя в зависимости от изменения другого.

В других случаях статистическую закономерность легко установить эмпирически при обработке массовых данных. Например, таким путем было выявлено, что при увеличении дохода семьи в ее бюджете снижается доля расходов на питание.

Статистические закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию так называемого закона больших чисел, который выражает диалектику случайного и необходимого. Сущность закона больших чисел заключается в том, что по мере увеличения числа наблюдений влияние случайных факторов (причин), определяющих значение признака у единиц совокупности или отношение между численностями единиц с определенными признаками, взаимопогашается в сводных (общих) характеристиках совокупности (например, в средних величинах) и на поверхность выступает действие основных факторов, которые и определяют закономерность.

Таким образом, массовое наблюдение -- основа статистики и одна из составляющих ее метода.

4) Метод статистики

Однако недостаточно только провести массовое наблюдение, чтобы выявить те или иные закономерности.

Результаты наблюдения подвергают обработке, сводке, что позволяет выделить во всей совокупности различные типы, группы единиц и затем для всей совокупности и отдельных ее частей рассчитать обобщающие показатели (характеристики).

Массовое наблюдение, группировка и сводка его результатов, вычисление и анализ обобщающих показателей -- все это вместе составляет специфический метод статистики.

К какой бы области ни относился предмет статистики (население, промышленность, торговля и т.п.), метод ее везде одинаков, т.е. везде используются массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное. Иначе говоря, метод статистики обусловлен спецификой ее предмета.

5) Теория статистики как научная дисциплина

В процессе развития статистики как науки возникли следующие самостоятельные научные дисциплины:

* отраслевые статистики, в которых освещаются сущность и методология расчета показателей, используемых при изучении соответствующей отрасли;

* экономическая статистика, в которой раскрывается сущность и методология исчисления показателей, используемых при статистическом изучении экономики в целом;

* общая теория статистики (или теория статистики), в которой освещается статистическая методология, статистический метод, общий для всех отраслевых статистик.

Именно в общей теории статистики рассматриваются приемы и правила сбора, обработки и анализа информации, проводимые с целью:

* получить итоговые данные по совокупности;

* определить структуру совокупности и соотношение отдельных ее частей;

* изучить особенности распределения единиц совокупности по отдельным признакам;

* определить среднюю величину того или иного количественного показателя и его вариацию;

* выявить взаимосвязи между отдельными показателями (признаками);

* изучить динамику отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных) и т.д.

Общая теория статистики -- методологическая наука, наука о методе, который применим для выявления закономерностей в любой области, где выводы строятся на основе массового наблюдения, где имеет место вариация признака у единичных элементов совокупности, где общие закономерности могут проявиться только через взаимопогашение случайностей у отдельных единиц.

В статистике, имеющей дело с количественными показателями, естественно применение математики. Так как выводы статистики основаны на большом числе единичных случайных явлений (событий), она неизбежно соприкасается с теорией вероятностей, которая изучает законы случайных величин.

В результате взаимодействия теории вероятностей с другими приемами математики возникла самостоятельная научная дисциплина -- математическая статистика, в которой на основе математической логики и строгих доказательств рассматриваются различные вероятностные модели распределения случайных величин, их взаимосвязи, дается оценка выборочных данных и т.п.

В статистике, как и в любой другой науке, математика служит средством, инструментом исследования, о чем в свое время сказал известный русский статистик А.А. Чупров (1874--1926). По его словам, математика «предоставляет в распоряжение исследователя богатый набор усовершенствованных рабочих инструментов», с помощью которых он может более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений и обнаружить присущие им закономерности.

Список литературы

Учебник «Теория статистики », Под редакцией профессора Г.Л. Громыко

Подобные документы

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Задачи статистики и основыне принципы ее организации в рыночной экономике. Федеральная служба государственной статистики, ее функции и основные публикации. Система показателей (порядок расчета) демографической статистики рождаемости, смертности, миграция.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Изучение предмета, задач, методов исследования (наблюдение - сплошное, выборочное; группировка, обобщающие показатели) социальной-экономической статистики в условиях рынка. Ознакомление с организационной и информационной базами государственной статистики.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные цели и функции государственной статистики в РФ. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи информации. Оценка эффективности деятельности территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.

    лекция , добавлен 13.02.2011

    Понятие статистики как научного направления, предмет и методы ее изучения. Методы организации государственной статистики в РФ и международной практике, требования к данным. Сущность и порядок реализации корреляционно-регрессивного анализа и связей.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.