Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития? К опасностям литосфере относятся. Умственный труд оценивается по показателю

Страница 2 из 4

1.2. Концепция обеспечения безопасности

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.
В системе «человек - среда обитания - машина» происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.
Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.
Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.
Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.
Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.
Безопасность - это цель, а БЖД - это средства, пути и методы ее достижения.
Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.
БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
- идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности;
- защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
- ликвидация возможных опасностей (исходя из концепции остаточного риска).
Цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.
БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
- научные (математические модели в системах «человек- машина»; среда обитания-человек-опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.);
- практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования). Принципы БЖД:
- ориентирующитй (общее направление поиска);
- организующий (организация рабочего дня);
- управленческий (контроль над соблюдением норм, ответственность);
- технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств). К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
К управленческим принципам - стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
К организационным принципам - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты временем (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
К техническим принципам - принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности:
- принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов);
- принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация;
- принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Методы обеспечения БЖД:
А-методы - разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиадвигателей);
Б-методы - нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий;
В-методы - приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
Г-методы - комбинирование А,Б,В методов.
Средства обеспечения БЖД:
- средства коллективной защиты (СКЗ);
- средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
СИЗ - в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.) применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
Аксиомы БЖД:
- всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна; -для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности;
- все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском;
- остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу;
- безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
- экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
- допустимые значения негативных техногенных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применением систем экобиозащиты (экобиозащитной техники);
- системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы;
- безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики, можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека.
При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет эффективность функционирования технической системы во времени через свои показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта (в зависимости от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности - в отдельности или определенном сочетании.
При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Методика изучения риска
Изучение риска проводится в три стадии. Первая стадия: предварительный анализ опасности.
Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
- выявление источников опасности (например, возможность утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. д.);
- определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).
Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов, условий возгораемости и т.д.
Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды. Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и т.д.).
Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
Опасности, после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
1 класс - пренебрежимые эффекты;
2 класс - граничные эффекты;
3 класс - критические ситуации;
4 класс - катастрофические последствия.
В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей.
После этого можно принять необходимые решения по внесению исправлений в проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции и внести нештатные действия с использованием предохранительных и предупредительных устройств.
Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
класс 3 - критический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала. Рекомендуемые защитные меры для исключения или ограничения выявленных опасных состояний и (или) потенциальных аварий должны включать требования к элементам конструкции, введение защитных приспособлений, изменение конструкций, введение специальных процедур и инструкций для персонала.
Следует регистрировать введенные превентивные мероприятия и следить за составом остальных действующих превентивных мероприятий.
Таким образом, предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей, и выполняется на начальном этапе разработки системы.

А) биосфера

Б) гидросфера

В) атмосфера

Г) литосфера

Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

А) ноосфера

Б) техносфера

В) атмосфера

Г) гидросфера

Целью БЖД является?

А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами

В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

Что такое ноосфера?

А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

Б) верхняя твёрдая оболочка земли

В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек

Г) наружная оболочка земли

Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

А) гидросфера

Б) литосфера

В) техносфера

Г) атмосфера

6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

А) солнечная радиация

Б) метеориты

В) гамма-излучение

Г) солнечная энергия

Сколько функций БЖД существует?

Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

А) жизнедеятельность

Б) деятельность

В) безопасность

Г) опасность

Безопасность – это?

А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности

Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

А) опасность

Б) жизнедеятельность

В) безопасность

Г) деятельность

Какие опасности относятся к техногенным?

А) наводнение

Б) производственные аварии в больших масштабах

В) загрязнение воздуха

Г) природные катаклизмы

Какие опасности классифицируются по происхождению?

А) антропогенные

Б) импульсивные

В) кумулятивные

Г) биологические

По времени действия негативные последствия опасности бывают?

А) смешанные

Б) импульсивные

В) техногенные

Г) экологические

К экономическим опасностям относятся?

А) природные катаклизмы

Б) наводнения

В) производственные аварии

Г) загрязнение среды обитания

15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

А) биологические

Б) природные

В) антропогенные

Г) экономические

Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

А) опасное состояние

Б) допустимое состояние

В) чрезвычайно – опасное состояние

Г) комфортное состояние

Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

А) опасное состояние

Б) чрезвычайно опасное состояние

В) комфортное состояние

Г) допустимое состояние

19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

Какое желаемое состояние объектов защиты?

А) безопасное

Б) допустимое

В) комфортное

Г) опасное

Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

А) индивидуальный риск

Б) социальный риск

В) допустимый риск

Г) безопасность

22. Гомеостаз обеспечивается:

А) гормональными механизмами

Б) нейрогуморальными механизмами

В) барьерными и выделительными механизмами

Г) всеми механизмами перечисленными выше

Анализаторы – это?

А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов

Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

Г) величина функциональных возможностей человека

24. К наружным анализаторам относятся:

А) зрение

Б) давление

В) специальные анализаторы

Г) слуховые анализаторы

25. К внутренним анализаторам относятся:

А) специальные

Б) обонятельные

В) болевой

Г) зрение

26. Рецептор специальных анализаторов:

Г) внутренние органы

27. Рецепторы анализатора давления:

А) внутренние органы

Атмосфера

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Состав атмосферы

N- 78%, О – 21%, СО2 – 0.03%, кроме того – аргон, ксенон, криптон, водород, азот, метан, водяные пары.

По характеру изменения температуры атмосфера делится на слои:

Тропосфера в тропиках до 16-18км, в полярных широтах 8-19км. В ней заключено 90% массы атмосферы. Здесь формируются облака, атмосферные осадки и вихревые потока. Для тропосферы характерно понижение температуры с высотой на 0.60С на каждые 100м подъема.

Стратосфера – протягивается до высоты 50-55км. Для стратосферы в целом характерно закономерное повышение температуры с высотой до 0, +100С у верхней границы стратосферы летом, до -10, -15 – зимой. Важное значение имеет озон в слое от 0 до 60км. Озон, поглощая ультрафиолетовую радиацию Солнца, предохраняет все живое.

Мезосфера – простирается до высоты 80 км. В ее пределах температура вновь понижается. В верхних частях кислород находится в атомарном виде.

Термосфера (ионосфера) – простирается до высоты 800км. Для нее характерно повышение температуры у верхней границы она достигает 1000-15000С. Газы находятся в атомарном виде.

Экзосфера – выше 800км. крайне разрежена, происходит отток газовых частиц в межпланетарное пространство.

Гидросфера

Включает все воды морей, океанов, рек, озер и болот.

Огромное значение гидросферы состоит в том, что, будучи «легкими планеты», она продуцирует своим фитопланктоном почти половину атмосферного кислорода. Вода сглаживает климат Земли, обеспечивает жизнь, является основным транспортным средством.

Биосфера

Область распространения жизни на Земле. В атмосфере она достигает 8-10км, гидросфера полностью заселена, в литосферу она проникает на глубину 3-4км.

Общая масса живого вещества 1012т.

Биосфера играет большую роль в эволюции Земли:

а) участвует как в создании горных пород, так и в процессах их разрушения,

б) влияет на состав атмосферы и гидросферы. По мнению В.И.

Географическая оболочка Земли

Вернадского весь кислород атмосферы является продуктом жизнедеятельности организмов.

в) при взаимодействии живых организмов с горной породой образуется почва – природное тело, обладающее плодородием.

Внутренние сферы Земли

Методы изучения

1. Буровой (сверхглубокие скважины – 11км)

2. Наблюдение за скоростью распространения сейсмических волн, образующихся от взрывов или землетрясений. Среди них выделяют продольные, поперечные и поверхностные. При резком изменении плотности веществ, скорость волн скачкообразно изменяется.

Земная кора – наружная твердая оболочка Земли. По глубине в ней выделяют 3 слоя сверху вниз: осадочный, гранитный и базальтовый.

а – Осадочный слой, сложен относительно мягкими и рыхлыми породами, для него характерна слоистое строение. Плотность изменяется от 1.0 до 2.65г/см3. Мощность от 0 до 10-15км.

б – гранитный слой, сложен магматическими и метаморфическими породами с содержанием SiO2более 60%. Плотность изменяется от 2.65 до 2.8г/см3. Максимальная его мощность достигает 50…70км под современными горными хребтами. На дне океанов в составе земной коры этот слой отсутствует. Его нижняя граница носит название граница Конрада.

в – базальтовый слой представлен повсеместно. Его мощность 5…30км, плотность возрастает до 3,32 г/см3. его нижняя граница носит название граница Мохоровичичи (по имени югославского ученого ее открывшего).

Мантия – (80-2900). На контакте с земной корой вещество мантии находится в твердом состоянии. Поэтому земную кору вместе с самой верхней частью мантии называют литосферой.

В мантии выделяют три слоя

а) Слой «В» — или верхняя мантия. Мощность ее достигает 200-300км. плотность 3.68г/см3. В ней есть зона на глубине 100-200км, где вещество находится в жидкопластичном состоянии. Она носит название астеносферой. С этой зоной связано явления вулканизма и землетрясений. Этот слой называется слой Гуттенберга.

б) переходный слой С (400-900км) – слой Голицына, плотность 4.68 г/см3, давление 24.6 тыс. МПа

в) нижняя мантия Д (900-2900км), плотность возрастает до 9.4г/см3.

Ядро Земли

По расчетам плотность ядра Земли должна соответствовать плотности железа при соответствующих условиях давления. Поэтому широкое распространение получило представление о железо-никелевом ядре.

Наряду с такой точкой зрения существует мнение о том, что материал ядра по химическому составу идентичен составу мантии, но это вещество находится в особом состоянии из-за сверхвысокого давления.

В составе ядра выделяют:

а) внешнее ядро давление 0,15млн. МПа, плотность 12 г/см3. предполагают, что вещество находится в жидком состоянии.

б) внутреннее ядро, давление 0,35 млн. МПа, плотность 17.3…17.9 г/см3, вещество твердое.

Страны Центральной Азии » Экология и Геоэкология » Земные сферы и их единство. Географическая оболочка

Земные сферы и их единство. Географическая оболочка

Сплошные или прерывистые оболочки Земли, различающиеся между собой по химическому составу, агрегатному состоянию и физическим свойствам, называются геосферами. Геосферы — это атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. Некоторые геосферы делятся на сферы 2-го порядка (например, атмосфера состоит из тропосферы, стратосферы и др.). Литосфера — верхняя часть каменной оболочки Земли. В нее входят земная кора и верхняя мантия. Нижняя граница литосферы проходит по поверхности астеносферы. Гидросфера — водная оболочка Земли. Она обволакивает земную поверхность не сплошь, а представляет собой прерывистую оболочку.

Гидросфера включает в себя океаны и моря, снега и ледники, реки и озера, воды в земной коре, находящиеся в твердом, жидком, газообразном, химически и физически не связанном состоянии. Атмосфера — газовая оболочка Земли, находящаяся на ее поверхности благодаря силам тяжести и участвующая во вращении Земли вокруг своей оси. Верхняя граница атмосферы нечеткая, постепенно сходит на нет. Биосфера — оболочка Земли, в пределах которой протекает жизнь живых организмов. Ее состав, структура и энергетика в значительной степени определяются деятельностью живых организмов. В биосферу входят нижний, приземной слой атмосферы, верхний слой литосферы и вся гидросфера. Их объединяют сложные биогеохимические циклы обмена веществ и направленные потоки энергии.

Указанные земные сферы существуют и развиваются по присущим каждой из них законам и закономерностям. Однако каждая из них без влияния других сфер, без связи с ними не может существовать.

Географические оболочки Земли: виды и характеристики

Происходящий между ними непрерывный процесс обмена веществ и направленных потоков энергии свидетельствует о том, что все сферы Земли — единая система планетарного масштаба. Эта система — географическая оболочка, арена деятельности и среда обитания человека. В географической оболочке компоненты геосферы (гидросфера, литосфера, атмосфера и биосфера) тесно связаны между собой, проникают друг в друга и обмениваются веществами и энергией.

Взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость геосфер показывают, что они единая материальная система. Единство системы можно увидеть в том, что изменение в одном из звеньев системы обязательно приведет к изменениям в других звеньях. Вместе с тем масштабы изменений в единой системе зависят от устойчивости к внешним воздействиям отдельных компонентов системы. Компоненты географической оболочки по устойчивости к внешним воздействиям можно расположить в следующем порядке: литогенное звено (или фундамент) — рельеф -климатические условия — воды — почвы — растительность — животный мир.

От воздействия хозяйственной деятельности человека страдают все компоненты природы, причем в первую очередь оно негативно отражается на наименее устойчивом компоненте, в данном случае это животный мир, затем — последовательно от неустойчивого компонента к устойчивому. Если выходит из равновесия более устойчивый компонент, это отражается на следующих компонентах, несмотря на усилия, направленные на их сохранение. Например, если мы нарушаем водный режим данной поверхности суши, то никакими усилиями не можем сохранить в заданном режиме систему «почва — растительность — животный мир» на этой территории. Если изменится литогенное звено, то о сохранении всего комплекса не может быть и речи. Об этих закономерностях всегда надо помнить при решении природоохранных проблем.

Дата создания: 15-03-2012, 11:06

Комментарии к

Земные сферы и их единство. Географическая оболочка:

Другие публикации

Природная сфера Земли

Природная сфера планеты Земля может толковаться с различных сторон, в том числе и с экологической. Тут доминирующими условиями можно назвать взаимосвязь между всеми процессами и явлениями этого объекта (ландшафта и района), но и структуру влияния на данные особенности деятельности всякого человека.

В процессе выяснений отношений между населением этого индивида, его хозяйственной деятельностью и окружающей средой сегодня используют новые методы, способные охарактеризовать причинно-следственную связь появления в природных условиях цепных реакций.

Основным является принцип общей характеристики сегодняшней экологической обстановки. Это исследование построенных на различных стадиях процесса цепей различных связей с их следствиями причинами и. Для воплощения этих задач необходимы специалисты из многих областей науки: геологи, экономисты, биологи, географы, и другие.

При выяснении главных компонентов среды природы нашей планеты необходимо учитывать, что все компоненты тесно связаны и имеют зависимость от одних и тех же главных факторов, а всякие изменения незамедлительно сказываются на всех процессах. Ведь окружающая среда — это есть единая устоявшаяся сбалансированная система с множеством частей и протекающих в них свойств, которая развивалась и функционировала на протяжении миллиардов лет. Благодаря протеканию процессов обмена веществ и взаимообмена энергии, весь этот живой организм в состоянии самостоятельно восстанавливаться.

Внешние оболочки Земли

С прогрессом в человеческой деятельности происходит дисбаланс сложившихся природных связей во всей глобальной экосистеме, и она начала утрачивать функцию самовосстановления.

Естественная сфера Земли является мегаэкзосферой вечных взаимосвязей 4-х её составляющих приповерхностных оболочек, к которым относятся атмосфера, литосфера, литосфера, биосфера, и других эндогенных влияний, включая деятельность человека. Каждая из перечисленных экзосфер также имеют свои составляющие и особенности.

Для жизни организма необходимы не живые вещества, образовавшие атмосферу, гидросферу, литосферу и другие сферы жизни. А само живое вещество (биот) можно назвать основным элементом биосферы.

ЧАСТЬ 2.

ТЕСТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧАСТЬ 1

1. Как называется наружная оболочка Земли?

а) биосфера

2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

Б) техносфера

3. Целью изучения дисциплины БЖД является:

А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

4. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

Г) атмосфера

Как называется наружная оболочка земли?

Безопасность – это

А) состояние, при котором воздействие всех видов влияния не превышаем максимально допустимых значений

6. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

Г) деятельность

7. Какие опасности относятся к техногенным?

Б) производственные аварии в больших масштабах

8. Состояние, при котором потоки вещества, энергии, информации соответствуют оптимальным условиям существования

Г) комфортное состояние

9. Состояние, при котором потоки вещества, энергии, информации за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

Б) чрезвычайно опасное состояние

10.Авария – это

А) происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических систем невозможно или экономически нецелесообразно;

11. Критерии комфортности – это

А) требования к параметрам микроклимата и освещению

12. Государственное управление в ЧС осуществляется

Б) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

ЧАСТЬ 2.

1. Анализаторы – это

А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают получение и первичный анализ информационных сигналов

2. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

Б) анализатору зрения

3. Предназначение анализатора обоняния

А) восприятие человеком любых запахов

4. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

А) комфорт

5. Работоспособность характеризуется:

Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время

6. Сколько фаз работоспособности существует?

7. Первая фаза работоспособности:

В) врабатывания

8. Переохлаждение организма может быть вызвано:

Г) при понижении температуры и увеличении влажности

9. Психические процессы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном движении:

а) рефлексы

10.Характеристика эффективности деятельности человека:

в) мотивация

11. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации:

б) память

12. Степень светового ощущения, зависящая от цветового тона, насыщенности цвета объекта и фона, от соотношения их яркостей и угловых размеров:

в) количество цвета

13. Способность поверхности отражать световой поток:

б) коэффициент отражения

14. Невидимое глазом электромагнитное излучение, занимающее промежуточное положение между светом и рентгеновским излучением:

в) ультрафиолетовое излучение

15. Химические соединения для растворения твердых веществ (смол, пластмасс, красок и т.д.):

б) органические растворители

16. Вероятность реализации нежелательных последствий при определенном воздействии:

в) риск

17. Упругие колебания, распространяющиеся волнообразно в твердой, жидкой или газообразной среде:

а) звук

18. Переход энергии колеблющихся частиц воздуха в теплоту за счет потерь на трение в порах материала:

б) звукопоглощение

19. Акустические колебания с частотой ниже 20 ГЦ

б) инфразвук

20. Механические колебания с частотой выше 20 к ГЦ

а) ультразвук

21. Область резкого сжатия среды, которая в виде сферического поля распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью:

в) ударная волна

22. Поле неподвижных электрических зарядов, взаимодействующих между собой:

б) электростатическое поле

23. Разновидность электромагнитного излучения оптического диапазона, благодаря высокой направленности луча, когерентности и монохроматичности широко используется во всех отраслях народного хозяйства:

б) лазерное

24. Поток ядер гелия при распаде ядер или ядерных реакций:

б) альфа-излучение

25. Электромагнитное излучение с очень короткой длинной волны (0,906-2нм), с высокой проникающей способностью и незначительной ионизацией среды:

в) рентгеновское

26. Вероятность гибели человека при данном виде деятельности:

б) индивидуальный риск

27. Предупреждает о возникновении аварийной ситуации и о необходимости выполнения противоаварийных мероприятий:

в) аварийная сигнализация

28. Снижение шума на пути его распространения за счет звукоизолирующих преград:

б) звукоизоляция

29. Автоматическое отключение всех фаз участка цепи, если на токопроводящих частях электрооборудования появляется напряжение, значение которого опасно для человека:

г) защитное отключение

30. Какая наука изучает человека в процессе трудовой деятельности?

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Безопасность, опасность, риск и его расчет. Условия существования человека состоят из существующих независимо от нее, и созданных собственно человеком.

Окружающей среды, или окружающая среда, или среда обитания человека - это совокупность конкретных абиотических и биотических условий обитания человека.

Абиотические условия проживания (абиотической среде) - это совокупность неорганических веществ, которые являются основой существования биосферы. Абиотические условия состоят из химических (например, состав атмосферного воздуха, наличие в нем примесей, состав воды, наличие в ней определенных неорганических ионов) и физических (например, температура воздуха, атмосферное давление, господствующие ветры, солнечная инсоляция, радиационный фон).

Биотические условия (биотическое среда) - это совокупность живых организмов, которые своей жизнедеятельностью влияют на другие организмы, в том числе и на человека.

К среде обитания человека, существует даже вопреки его воли (т.е. среды), необходимо добавить еще несколько компонентов, без которых существование человека невозможно, это прежде техногенное и социальное среды.

Техногенная среда - это окружающая среда, является производной деятельности человека, то есть среда, возникшее как следствие целенаправленной деятельности человечества. Сейчас, за отдельными исключениями, почти все окружающую среду является техногенным. Объектами деятельности человека есть города и села, промышленные предприятия и гидроэлектростанции, сельскохозяйственные угодья и искусственные водотоки, даже много лесов в Украине, как правило, посажены человеком. То же касается и социальной среды, которое является следствием интеллектуальной деятельности человека и ныне охватывает все достижения человечества за всю его историю.

Отметим, что абиотические и биотические условия значительно консерва-тивниши, чем техногенные и социальные, так как последние два компонента целиком зависят от деятельности человека. Именно деятельность (а зачастую целенаправленная деятельность) отличает человека от всех остальных живых существ Земли - она является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования общества.

Для более глубокого понимания проблемы безопасности жизнедеятельности приведем определение еще нескольких понятий, касающихся БЖД.

Термин "безопасность" в каждой сфере общественной (хозяйственной) деятельности имеет специфический конкретный смысл. Безопасность - это состояние определенных условий жизнедеятельности человека, при которых в окружении человека отсутствуют (или минимизированы) внешние факторы, угрожающие его жизни и здоровью. Управляемыми факторами техногенные, то есть созданные человеком в процессе технологического развития общества: машины и механизмы, различные вещества и материалы, которые имеют опасные свойства и выявляют их в работе или пользовании ими в повседневной жизни, транспортные средства, сооружения, инженерные коммуникации и др.. Безопасность жизнедеятельности человека в значительной мере определяется также состоянием окружающей природной среды, который отчасти может быть управляемым.

Общеизвестна такая аксиома: абсолютной безопасности невозможно достичь ни в одной сфере человеческой деятельности. Любая деятельность потенциально опасна.

Опасность - это наличие в окружении человека объектов, веществ, явлений и условий, которые несут в себе угрозу здоровью и жизни человека.

Риск - вероятность того или иного случая, когда человек может испытать негативного влияния факторов природного или техногенного происхождения, что приведет к потере жизни или здоровья отдельного человека или группы людей. (Расчеты риска основном ретроспективные, они базируются на анализе конкретного процесса или явления, которое уже произошло и статистически определено.) Это оценка опасности, осознанная возможность ее существования. Риск характеризует вероятность возникновения опасности от любого фактора. Рассчитывают риск (Р) по формуле

где М - частота того или иного следствия, явления, события за определенный промежуток времени В - величина, с которой соотносится частота М (время, численность, критическая или возрастная группа, популяция и т.п.).

Рассчитаны учеными Института стратегических исследований Украины масштабы риска смерти в Украине представлены в табл. 1.

Согласно приведенным в табл. 1 данным, вероятность смерти от самоубийства, убийства и отравления как алкоголем, так и любой неизвестным веществом (которую основном считали алкоголь) находится на одном уровне с вероятностью смерти от туберкулеза. Возникает вопрос: от чего спасать нацию?

Здоровье - так называемый первый состояние человека - нормальное состояние организма. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

Нездоровье (болезнь) - так называемый второй состояние человека - расстройство здоровья, нарушению правильной деятельности организма.

Третье состояние человека - так называемая предболезнь - состояние человека, когда болезнь еще не проявилась, но начальные ее признаки уже можно диагностировать.

Всего опасность делится на категории:

По происхождению - естественная, техногенная, антропичного (чаще называют антропогенная), экологическая, смешанная;

По времени действия негативных последствий - импульсная и кумулятивная;

По локализации - связана с атмосферой, литосферой, гидросферой, космосом;

По результатам - утомление, заболевания, травмы, смертельные случаи;

По убыткам - социальная, техническая, экологическая;

По сфере проявления - бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др..;

По структуре - простая и производная (порождается взаимодействием простых);

По характеру воздействия на человека - активная и пассивная (образуется за счет энергии человека).

Жаль - временный или постоянный расстройство здоровья человека, среди прочего возникает из-за пренебрежения опасности. Следовательно, безопасность жизнедеятельности - это наука, призванная выявлять возможные причины и пути возникновения опасности, предусматривать вероятность возникновения опасности, а также защищать людей от опасности, ликвидировать последствия ее проявлений т.д.. Концентрируя свое внимание на человеке, эта наука идентифицирует опасные и вредные факторы окружающей среды, разрабатывает мероприятия, связанные с созданием благоприятных условий для существования человека.

Из изложенного следует, что БЖД - это комплексное научное направление, связанное с многими другими направлениями науки - анатомией, физиологией, психологией, экологией, здравоохранением, производственной санитарией и гигиеной, техникой, экономикой, социологией и др.. Примеров можно привести множество. Еще на стадии проектирования любого механизма, машины, устройства первым условием возможности его применения является безопасность оператора - человека, управляет им. Это касается и шагающего экскаватора и электрического тостера т.д.. Вторым важным условием является удобство управления (использования), что обеспечивает высокий уровень работоспособности оператора в течение длительного времени. Третье условие - безопасность (или минимальная вредность) для окружающей среды.

Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

Жизнедеятельность - это биологический процесс, происходящий в организме человека, обеспечивающий его жизнь, работоспособность и сохранение здоровья. Под здоровьем понимают условия физического, психического и социального благополучия человека. Обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность, которая представляет собой процесс создания человеком условий для своего существования посредством преобразования природной и социальной реальности. Формы деятельности человека охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы.

Деятельность - это все процессы жизнеобеспечения человека в быту, все формы труда, передвижение человека, игры детей, спорт, учеба, военные действия и др.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды (рис. 1.1), которое может быть как полезным, так и вредным для него.

Рис. 1.1. Модель процесса деятельности человека

Под окружающей средой понимается природная, техногенная, бытовая и социальная сферы, под влиянием которых постоянно находится человек. Человечество по мере развития расширяло область своего обитания. Занимая наиболее благоприятные для жизни районы Земли в древние времена, человек с помощью технических средств осваивал биосферу Земли и стал проникать в околоземное и космическое пространство.

Для функционирования человека как живого организма необходимо наличие следующих факторов жизнеобеспечения: атмосферного воздуха, солнечного излучения, воды, пищи (растительный и животный мир Земли). К природным факторам среды обитания, действующим на человека, относятся также климатические условия, магнитные поля, радиоактивные излучения.

При действии различных природных факторов человек адаптируется к условиям среды. Однако в случае их действия с интенсивностью, превышающей адаптационные возможности организма человека, может возникнуть опасность для его здоровья и жизни.

Таким образом, природные компоненты окружающей среды, обеспечивая жизнедеятельность человека, могут оказывать на него как благоприятное, так и негативное воздействие.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации (ЧС), которые могут возникать в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды. В природной сфере - это стихийные бедствия; в атмосфере - ураганы, бури, смерчи, циклоны, разряды атмосферного электричества; в гидросфере - штормы, наводнения; в литосфере - землетрясения, сели, оползни, лавины.

В результате деятельности человека природа испытывает антропогенное воздействие, которое при неразумном природопользовании является не только негативным для природной сферы (экологические катастрофы), но и оборачивается отрицательной стороной для человека, так как при этом ухудшаются факторы жизнеобеспечения и возможно воздействие на человека вредных и ядовитых веществ.

Стремление человеческого общества обеспечить свою жизнедеятельность и создать комфортные условия жизни ведет к широкому развитию производства и созданию новых технических средств. Однако при этом возрастает количество опасностей и увеличивается вероятность их действия. Техногенная сфера является объектом повышенной опасности для человека еще и потому, что в технических системах невозможно обеспечить 100% надежность и устойчивость их работы, а эго ведет к возникновению техногенных аварий и катастроф.

Бóльшую опасность для человека представляют социальные конфликты криминогенного характера, а также национальные, политические и межгосударственные конфликты, которые разрешаются с применением современных средств поражения.

Кроме окружающей среды опасность для человека представляет внутренняя среда организма, а также и собственно сам человек, безопасность которого в значительной степени зависит от его образования, культуры, обученности, тренированности, психологического статуса и психического состояния.

На протяжении своего развития человеческое общество постоянно занимается своей безопасностью.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) человека - это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье, и разрабатывающая методы и средства безопасности.

Данный сборник содержит в себе ответы на более чем 950 тестовых вопросов по 16 предметам, изучаемым в высших учебных заведениях РФ. Мы отобрали самые актуальные тесты, которые используют для проверки знаний своих студентов большинство российских вузов. Главной особенностью сборника стало то, что он составлен с использованием реальных тестовых заданий за 2014-2015 гг.

© Алла Просюкова, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Безопасность жизнедеятельности

Вопрос 1

В БЖД изучаются:

Выберите один ответ:

a. Опасности техногенного, природного, антропогенного и социального характера;

b. Социальные явления

c. Природные явления

d. Среда обитания человека

Правильный ответ: Опасности техногенного, природного, антропогенного и социального характера.


Вопрос 2

Безопасность – это состояние человека, при котором:

Выберите один ответ:

a. С определенной вероятностью исключено проявление опасностей;

b. Полностью исключено проявление всех опасностей;

c. Полностью исключено проявление отдельных опасностей.

Правильный ответ: С определенной вероятностью исключено проявление опасностей.


Вопрос 3

Область существования живого вещества, включающая всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть литосферы:

Выберите один ответ:

a. Сфера разума

b. Биосфера

c. Ноосфера

d. Астеносфера

Правильный ответ: Биосфера.


Вопрос 4

Процедура распознавания и количественная оценка негативных воздействий среды обитания:

Выберите один ответ:

a. Идентификация опасностей;

b. Ликвидация опасностей;

c. Защита от опасностей;

d. Определение риска.

Правильный ответ: Идентификация опасностей.


Вопрос 5

Научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда, повышения эффективности трудовой деятельности и сохранения здоровья работающих – это:

Выберите один ответ:

a. Физиология труда

b. Токсикология

c. Охрана труда

d. Эргономика

Правильный ответ: Эргономика.


Вопрос 6

Умственный труд оценивается по показателю

Выберите один ответ:

a. Сложности.

b. Тяжести;

c. Напряженности;

d. Динамической нагрузке;

Правильный ответ: Напряженности .


Вопрос 7

К химическим опасным и вредным факторам относятся:

Выберите один ответ:

a. Вирусы, бактерии;

b. Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения;

c. Режущие предметы.

d. Вредные вещества, используемые в технологических процессах;

Правильный ответ: Вредные вещества, используемые в технологических процессах.


Вопрос 8

Шум, вибрация, электромагнитное излучение являются:

Выберите один ответ:

a. Химическими опасными факторами;

b. Психофизиологическими опасными факторами.

c. Физическими опасными факторами;

d. Механическими опасными факторами;

Правильный ответ: Физическими опасными факторами.


Вопрос 9

Принципы, направленные на непосредственное предотвращение действия опасностей:

Выберите один ответ:

a. Принципы технические;

b. Принципы ориентирующие;

c. Принципы управленческие.

d. Принципы организационные;

Правильный ответ: Принципы технические .


Вопрос 10

Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей:

Выберите один ответ:

c. Катастрофа.

d. Инцидент;

Правильный ответ: Катастрофа.


Вопрос 11

Возникновение в среде новых, чуждых для данной среды физических, химических или биологических компонентов или превышение естественного уровня их концентраций в среде, приводящее к негативным последствиям:

Выберите один ответ:

b. Стихийное бедствие

c. Загрязнение

d. Интродукция

Правильный ответ: Загрязнение.


Вопрос 12

Признаки опасности:

Выберите один ответ:

a. Многопричинность

b. Возможность нанесения вреда здоровью;

c. Чувство страха

d. Защитный рефлекс

Правильный ответ: Возможность нанесения вреда здоровью.


Вопрос 13

Негативный фактор, приводящий к травме или гибели:

Выберите один ответ:

a. Критический.

b. Вредный;

c. Опасный;

d. Допустимый;

Правильный ответ: Опасный.


Вопрос 14

При выполнении физической работы отравление вредными веществами, находящимися в атмосфере, происходит:

Выберите один ответ:

a. Интенсивность и тяжесть физической работы не влияют на скорость отравления;

b. Быстрее

c. Медленнее

d. Зависит от вида вещества.

Правильный ответ: Быстрее.


Вопрос 15

Какие принципы обеспечения безопасности относятся к организационным:

Выберите один ответ:

a. Принцип компенсации.

b. Изменение технологии;

c. Принцип защиты расстоянием;

d. Принцип защиты временем;

Правильный ответ: Принцип защиты временем.


Вопрос 16

Тип комбинированного действия вредных веществ, когда одно вещество усиливает действие другого:

Выберите один ответ:

a. Антагонизм;

b. Независимое действие.

c. Суммация;

d. Синергизм;

Правильный ответ: Синергизм.


Вопрос 17

Канцерогенные вещества вызывают:

Выберите один ответ:

a. Инфекционные заболевания;

b. Мутации;

c. Образование злокачественных опухолей;

d. Аллергические заболевания.

Правильный ответ: Образование злокачественных опухолей.


Вопрос 18

Определите правильную последовательность мероприятий по борьбе с шумом:

a. Создание карты шумового загрязнения; идентификация источников шума; разработка мероприятий по борьбе с шумом.

b. Оценка уровня шума; разработка мероприятий по борьбе с шумом.

c. Идентификация источников шума; измерение уровня шума от источника; разработка мероприятий по борьбе с шумом.

Правильный ответ: Создание карты шумового загрязнения; идентификация источников шума; разработка мероприятий по борьбе с шумом.


Вопрос 19

К эндемическим заболеваниям Татарстана относят:

Выберите один ответ:

b. Сифилис.

c. Ботулизм;

d. Клещевой энцефалит;

Правильный ответ: Клещевой энцефалит.


Вопрос 20

Максимальная концентрация вещества в воздухе, которая при ежедневном воздействии в течение 8 часов (не более 41 часа в неделю) за весь период деятельности не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающего и его потомства, называется:

Выберите один ответ:

a. ПДК максимальная разовая;

b. ПДК средняя суточная;

c. ПДК рабочей зоны;

Правильный ответ: ПДК рабочей зоны.

Вопрос 21

Область низкочастотных неслышимых звуковых колебаний с частотой меньше 16 Гц, негативно воздействующих на организм человека – это:

Выберите один ответ:

a. Ультразвук;

b. Вибрация;

d. Инфразвук;

Правильный ответ: Инфразвук.


Вопрос 22

К ионизирующим излучениям относят:

Выберите один ответ:

a. Инфракрасное излучение;

b. Рентгеновское излучение;

c. Излучение оптического диапазона;

d. Гамма-излучение.

Правильный ответ: Рентгеновское излучение.


Вопрос 23

При внутреннем облучении наибольшую опасность для человека представляет:

Выберите один ответ:

a. β-излучение;

b. Рентгеновское излучение.

c. α – излучение;

d. γ-излучение;

Правильный ответ: α – излучение.


Вопрос 24

Лучевая болезнь имеет:

Выберите один ответ:

a. Быстротечный характер с летальным исходом

b. Всегда затяжной характер;

c. Бессимптомный характер.

d. Быстротечный характер с последующим выздоровлением;

Правильный ответ: Всегда затяжной характер.


Вопрос 25

Сила тока при постоянном напряжении с увеличением сопротивления:

Выберите один ответ:

a. Уменьшается, а затем увеличивается

b. Уменьшается

c. Остается постоянной

d. Увеличивается;

Правильный ответ: Уменьшается.


Вопрос 26

Ток величиной в 100 мА считается:

Выберите один ответ:

a. Неощутимым;

b. Болезненным.

c. Смертельным;

d. Пороговым;

Правильный ответ: Смертельным.


Вопрос 27

Разряд зрительной работы определяется:

Выберите один ответ:

a. Временем работы;

b. Уровнем освещенности рабочего места;

c. Размером объекта различения;

d. Напряжением зрительного аппарата.

Правильный ответ: Размером объекта различения.


Вопрос 28

Условия воздушной среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме человека, и при которых отсутствуют неприятные ощущения и напряженность системы терморегуляции, называют:

Выберите один ответ:

a. Оптимальные;

b. Вредные;

c. Допустимые;

d. Травмирующие.

Правильный ответ: Оптимальные.


Вопрос 29

Нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовыми инфекционными заболеваниями, которые могут привести к людским и материальным потерям – это:

Выберите один ответ:

a. Несчастный случай;

b. Аварийная ситуация.

c. Чрезвычайная ситуация (ЧС);

d. Чрезвычайное происшествие;

Правильный ответ: Чрезвычайная ситуация (ЧС).


Вопрос 30

Мероприятия по удалению из окружающей среды токсичных веществ – это:

Выберите один ответ:

a. Дегазация;

b. Дезактивация;

c. Дератизация;

d. Дезинфекция

Правильный ответ: Дегазация .


Вопрос 31

Мероприятия по уничтожению нежелательных грызунов на определенной территории – это:

Выберите один ответ:

a. Дезактивация.

b. Дезинфекция;

c. Дезинсекция;

d. Дератизация;

Правильный ответ: Дератизация .


Вопрос 32

Во время ликвидации последствий ЧС при одновременном загрязнении среды химическими и радиоактивными веществами в первую очередь осуществляется:

Выберите один ответ:

a. Дератизация.

b. Дезактивация;

c. Дегазация;

d. Дезинфекция;

Правильный ответ: Дегазация.


Вопрос 33

Внутреннее облучение организма связано:

Выберите один или несколько ответов:

a. С вдыханием радиоактивных веществ, содержащихся в воздухе;

b. С проникновением радиоактивных веществ через кожу;

c. С употреблением зараженных продуктов питания и воды.

Правильный ответ: С вдыханием радиоактивных веществ, содержащихся в воздухе, С употреблением зараженных продуктов питания и воды.


Вопрос 34

К поражающим факторам пожара относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. Обрушение конструкций;

b. Высокая температура;

Правильный ответ: Высокая температура, Обрушение конструкций.


Вопрос 35

Вода как огнетушащее вещество не используется при тушении:

Выберите один ответ:

a. Деревянных построек

b. Нефтепродуктов

Правильный ответ: Нефтепродуктов.


Вопрос 36

Система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда – это:

Выберите один ответ:

a. Сертификация рабочих мест.

b. Паспортизация рабочих мест;

c. Лицензирование рабочих мест;

d. Аттестация рабочих мест;

Правильный ответ: Аттестация рабочих мест.


Вопрос 37

Вероятность реализации опасной ситуации – это

Выберите один ответ:

a. Аварийная ситуация.

d. Идентификация опасности;

Правильный ответ: Риск.


Вопрос 38

Документ, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях – это:

Выберите один ответ:

a. Технический паспорт;

b. Декларация промышленной безопасности;

c. Лицензия на деятельность;

d. Экологический паспорт;

Правильный ответ: Декларация промышленной безопасности.


Вопрос 39

Процедура установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта – это:

Выберите один ответ:

a. Экологическая экспертиза;

b. Экологическая паспортизация;

c. Экологический мониторинг.

d. Экологическая сертификация;

Правильный ответ: Экологическая экспертиза.


Вопрос 40

Определение ЧС и критерии ЧС определены:

Выберите один ответ:

a. ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

c. ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 2002 года.

d. ФЗ №174 «Об экологической экспертизе» от 1995 года.

Правильный ответ: ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .


Вопрос 41

Участки биосферы, измененные влиянием технических средств человека:

Выберите один ответ:

a. Техносфера;

b. Ноосфера;

c. Литосфера.

d. Стратосфера;

Правильный ответ: Техносфера


Вопрос 42

Озоновый слой, локализованный в стратосфере, защищает планету:

Выберите один ответ:

a. От космических тел;

b. От избыточного количества излучения оптического диапазона;

c. От космической пыли.

d. От жесткого ультрафиолетового излучения;

Правильный ответ: От жесткого ультрафиолетового излучения


Вопрос 43

Деятельность МАГАТЭ должна обеспечивать:

Выберите один ответ:

a. Химическую безопасность на международном уровне;

b. Охрану труда на всех уровнях.

c. Биологическую

безопасность на национальном уровне;

d. Радиационную безопасность на международном уровне;

Правильный ответ: Радиационную безопасность на международном уровне


Вопрос 44

Здоровье это:

Выберите один ответ:

a. Отсутствие у организма физических недостатков;

b. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия;

c. Соблюдение правил здорового образа жизни;

d. Возможность заниматься умственным и физическим трудом.

Правильный ответ: Состояние полного физического, духовного и социального благополучия


Вопрос 45

Здоровье человека зависит:

Выберите один или несколько ответов:

a. От типа мировоззрения;

b. От экологических факторов.

c. От генетической информации, получаемой по наследству;

d. От образа жизни;

Правильный ответ: От генетической информации, получаемой по наследству, От образа жизни, От типа мировоззрения, От экологических факторов


Вопрос 46

Признаки сотрясения головного мозга:

Выберите один ответ:

a. Психическое расстройство.

b. Увеличение лимфатических узлов;

c. Усиленное потоотделение;

d. Головная боль и однократная рвота;

Правильный ответ: Головная боль и однократная рвота


Вопрос 47

При повреждении внутренних органов возникает:

Выберите один ответ:

a. Капиллярное кровотечение;

b. Артериальное кровотечение;

c. Смешанное кровотечение.

d. Паренхиматозное кровотечение;

Правильный ответ: Паренхиматозное кровотечение


Вопрос 48

Терроризм – это опасное явление:

Выберите один ответ:

a. Природного характера;

b. Техногенного характера.

c. Социального характера;

Правильный ответ: Социального характера


Вопрос 49

При попадании на кожу концентрированной кислоты запрещено:

Выберите один ответ:

a. Вытирать кожу;

b. Обработать ожог слабым щелочным раствором.

c. Промывать ожог водой;

Правильный ответ: Вытирать кожу


Вопрос 50

Основной причиной увеличения числа суицидов в современном обществе является:

Выберите один ответ:

a. Пьянство.

b. Отказ от веры в Бога и основанной на вероисповедании религии.

c. Курение.

d. Рост заболеваемости.

Правильный ответ: Отказ от веры в Бога и основанной на вероисповедании религии