Формы и методы осуществления функций государства. Методы и формы осуществления функций государства Формы методы осуществления государственных функций

В этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

    • правотворческая;
    • правоисполнительная;
    • правоохранительная.

2) организационные (некоторые ученые) :

    • статистика,
    • бухгалтерский учет,
    • деятельность счетных комиссий,
    • организация заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.

Нужно подчеркнуть, что каждая государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей достаточно многообразны.

Например, для решения задач правоохранительной функции государства используют следующие методы:

    1. убеждение (власть агитирует).
    2. принуждение (заставляет).
    3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится вы-годной для субъекта, ее исполняющего).

Для решения задач экономической функции используют целый набор методов:

    • прогнозирование;
    • планирование;
    • инвестирование и т.д.

Существуют и иная классификация методов осуществления функций государства, в соответствии с которой выделяют:

    1. централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
    2. децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
    3. рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
    4. поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и развитие функций государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве. Социальное назначение государства.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Понятие, социальное назначение и роль государства в общественной жизни. Анализ концепций сущности государства, содержание и основные виды его функций. Эволюция и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Понятие функций государства. Виды функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы осуществления функций государства. Определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, властно-принудительных методов.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Понятие и объективный характер функций государства, их отличие от функций государственных органов. Эволюция и классификация функций государства. Характеристика внешних и внутренних функций государства, методы и формы их осуществления и реализации.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2009

    Проблематичность вопроса о централизации и децентрализации функций государства. Реализация функций государства специально созданными органами. Теория бюрократии, ее основные типы. Теория М. Вебера. Формы и методы осуществления функций государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Понятие, значение и объективный характер функций государства. Проблема классификации функций государства, общие черты основных функций. Основа внешнеполитического курса белорусского государства. Формы и методы деятельности звеньев механизма государства.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2011

    Понятие и основные признаки функций государства. Эволюция и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства. Степень активности воздействия государства на общество. Экономическая и социальная функции современного государства.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы.

Под формами осуществления функций государства понимаются, во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, деятельность, посредством которой реализуются функции государства.

В первом случае по отраслевой специфике видов государственной деятельности к формам осуществления функций государства относят: законодательную, т. е. нормотворческую деятельность; исполнительную, т. е. управленческую деятельность; судебную деятельность; контрольно-надзорную деятельность. Согласиться с этой точкой зрения трудно потому, что здесь учение о формах реализации функций государства подменяется суждениями о формах осуществления функций различными ветвями государственной власти.

Во втором случае по признаку однородной деятельности органов государства выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. Следовательно, к правовым формам осуществления функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, принятия или санкционирования, изменения или отмены устаревших правовых норм.

Правоприменительная деятельность - это деятельность органов государства по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность - это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера. Правоохранительная деятельность - деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом.

Следует согласиться с профессором В.М. Корельским, который подчеркивает, что «в наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами».

К организационным формам осуществления функций государства относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую деятельность.

Организационно-регламентирующая деятельность - это текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение повседневной деятельности органов государства (подготовка документов; организация различных мероприятий, как то: выборов, референдумов и т. д.; подбор и расстановка кадров).

Организационно-хозяйственная деятельность - текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение выполнения различных государственных функций (снабжение, сбыт, учет, статистика, экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность и др.).

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства (разъяснение издаваемых нормативных актов, формирование общественного мнения, поднятие престижа власти и т. д.).

Анализ организационных форм осуществления функций государства позволяет прийти к выводу о том, что и они реализуются в правовых формах. Другой вопрос, что огромная организационная деятельность государства, его органов, текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т. д. могут быть в тот или иной период времени не урегулированы правом. Однако это не должно рассматриваться как закономерность и умалять, а тем более отрицать первостепенную организующую роль права в общественной жизни. Поэтому, на наш взгляд, деление форм реализации функций государства на правовые и организационные не является достаточно обоснованным.

Все свои функции государство, тем более правовое государство, должно осуществлять только в правовых формах, в том числе в сферах правотворчества, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности и т. д.

Более того, организационные формы осуществления функций государства не должны противопоставляться правовым.

В этом контексте тем более трудно признать состоятельной точку зрения тех, кто в основу классификации форм реализации функций государства кладет принцип деления их на правовые и неправовые.

В формах осуществления функций государства отражается нераздельная связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций только на основе права, в рамках закона. Вследствие этого они присущи всем субъектам государственной власти и вызывают правовые последствия.

Методы осуществления функций государства также достаточно многообразны. Чаще всего в юридической литературе выделяют методы стимулирования, убеждения и принуждения.

Стимулирование широко применяется государственной властью в любой стране для ориентации поведения участников общественных отношений (граждан, юридических лиц и др.), их деятельности в таком направлении, которое государство считает необходимым и которое определяют его органы. Другими словами, стимулирование - это побуждение к действию, обусловливающее мотивы поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными. Материальные (экономические) методы стимулирования - льготные кредиты или даже беспроцентные ссуды, инвестирование, дотирование, регулирование цен и др.

Формами морального стимулирования являются почетные государственные звания, награды (ордена, медали) за успехи в труде, науке, культуре, за геройское поведение в экстремальных ситуациях и др.

Убеждение - такой метод осуществления функций государства, когда субъект воздействует на общественное и индивидуальное сознание, способствует их формированию путем обоснования, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения можно выделить прогнозирование, планирование и др.

Принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение - такой метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Степень принуждения может быть разной. Среди методов принуждения могут быть и выговоры по службе, и штрафы за нарушение правил дорожного движения, и уголовные наказания за преступления в отношении общества, государства, личности. Экономические методы принуждения - это методы косвенного воздействия (например, высокие налоговые ставки).

Некоторые правоведы дают и другие классификации методов осуществления функций государства. Например, профессор В.Е. Чиркин выделяет методы экономические, административные и идеологические. По его мнению, «в некоторых случаях методы различаются в зависимости от деятельности государства на международной арене и внутри страны, иногда в зависимости от особенностей государственного управления, понимаемого в широком смысле этих слов, например, методы административной деятельности коренным образом отличаются от правосудия...». Различают демократические и авторитарные методы осуществления функций государства (последние связаны с насилием).

Таким образом, доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в тесной связи с демократическим содержанием осуществления функций государства, его умением и желанием учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, «государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового сообщества».

Важное значение в реализации функций государства принадлежит правоохранительным органам. Особенно это касается охранительной функции. Если для одних органов государства она является сопутствующей (государство в целом реализует охранительную функцию), то для правоохранительных органов она является определяющей, именно для реализации охранительной функции эти органы создаются. В целом правоохранительные органы осуществляют охрану, поддержание и защиту правового порядка в стране. При этом следует учитывать, что каждый из правоохранительных органов ориентирован преимущественно на решение определенного круга правоохранительных задач. Например, согласно закону «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (ст. 1, 2), решение некоторых из этих задач возложены исключительно на органы внутренних дел (охрана общественного порядка, организация исполнения и отбывания наказания). Близкие задачи возложены на иные правоохранительные органы. Так, борьбой с преступностью занимаются прокуратура, КГБ, департамент финансовых расследований КГК и др. Имеются совпадения и в методах борьбы с преступностью (например, оперативно-розыскная деятельность), а разграничение осуществляется по сфере деятельности, причём границы эти подвижны.

Правоохранительные органы активно участвуют в осуществлении всех других функций государства - экономической, идеологической, социальной, экологической и других, но только им присущими методами и средствами.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних есть однородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норма­тивных актов путем принятия актов применения права, это повсе­дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб­разных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа­цией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже­нием и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различ­ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан­ных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж­дение, поощрение и наказание и т.д.

Еще по теме 1. Формы и методы осуществления функций государства:

  1. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  2. § 1. Правовые формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России

В настоящий момент государство - единственный легитимный и поддерживаемый на международном уровне способ существования большой общности людей. Благодаря ему большие и малые социальные группы активно взаимодействуют, развиваются и удовлетворяют свои потребности.

Функционирование

Любое государство обладает определенным перечнем функций. Как правило, они одинаковы для большинства стран, но некоторые из них зависят от организационно-правовой а также статуса. Невозможно представить общество без определенного воздействия на него государством, его регулирования, в том числе с помощью законов.

Так, именно властные органы любой страны призваны не допустить анархию, в обществе, революции, притеснения каких-либо слоев населения или отдельных граждан, защитить свои границы и свой народ, обеспечить суверенитет и суверенность. Формы осуществления функций государства - это такое внешнее выражение деятельности, посредством которого реализуются задачи, достигаются цели. Таким образом, органы власти реализуют свои полномочия, выстраивают определенную политику, выстраивают единое, целостное и развивающееся общество. Формами осуществления функций государства являются правовые и организационные. Подробнее остановимся на каждой из них.

Правовые формы

Правовые формы осуществления призваны обеспечить законность и порядок, соблюдение прав и конституционных свобод, построение такого общества, которое опиралось бы на признание права. Такие формы связаны с юридической деятельностью органов власти, при этом следует отметить, что они не присущи какой-то конкретной ветви власти или возложены на нее преимущественно. Исполнительная, законодательная и судебная в равной степени задействованы в реализации функций, разница лишь в том, что каждая ветвь работает в рамках своих компетенций. Выделяется несколько видов правовых форм.

Правотворческая

Такая деятельность государства, которая своей целью имеет создание правовой нормы, построение единой законодательной системы, будет называться правотворческой, или, имеется еще более узкое понятие, законотворческой. Таким образом, органы, наделенные в соответствии с Конституцией а равно органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов, имеют право принимать непосредственное участие в выборе юридической судьбы государства и его граждан или отдельной области, республики, края и проч.

Правоисполнительная

Остальные правовые формы осуществления функций государства опираются именно на исполнительную. Благодаря ей реализуются положения нормативно-правовых актов, решений судов, предписаний и прочих необходимых для исполнения указаний закона, или отдельного органа. Данная функция обеспечивает реальность и реализацию заложенных идей и принятых направлений.

Судебная

Это специальная функция по осуществлению правосудия. Любое решение суда в Российской Федерации принимается и провозглашается от имени государства. Одно из важнейших направлений деятельности властных органов вообще, потому как с его помощью поддерживается законность и правопорядок. Стоит отметить, что судебной властью обладает только судебная ветвь, поэтому никакой иной орган, помимо судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских, не вправе разрешать конкретные юридические споры с применением или возможностью применения государственного принуждения для реализации своего решения.

Неправовые формы

Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и правоисполнительную. Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем. Например, организация мероприятий, проведение заседаний органов власти, общее управление в рамках своих полномочий и многое другое.

Как правило, такие формы не выделяют в отдельные виды, однако некоторые ученые полагают, что требуется специальное разграничение. Так, например, разделяется:

  1. Организационно-регламентирующая - направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов.
  2. Организационно-хозяйственная - призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению.
  3. Организационно-идеологическая форма - как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости.

Методы

Помимо форм, также выделяют методы осуществления функций государства. На данный момент их существует 3:

  1. Убеждение - власть, государство, рекомендует, агитирует и призывает к совершению определенных действий или воздержанию от таковых. Одним из признаков демократии является превалирование данного метода над остальными. Он рассчитан на высокий уровень грамотности и правовой культуры населения, а также существование достаточно стабильного, законопослушного общества. К примеру, это могут быть рекомендации министерства здравоохранения, которые размещаются в настоящий момент в нашем государства на пачках сигарет и некоторых табачных изделий.
  2. Принуждение - присуще авторитаризму и в большей степени тоталитаризму. При таком заставляет нас исполнять определенные решения или предписания или насильно воздержаться от совершения действий. Как пример, уголовное преследование и наказание, деятельность органов ФСИН и ФССП.
  3. Поощрение - наиболее сложный в своей реализации метод. Государство, используя его, должно создать такие условия, при которых у субъекта возникает значительная заинтересованность в совершении какого-либо действия. Например, вознаграждение за сдачу оружия самообороны, смягчение или освобождение от наказания за признание вины или отказ от преступления.

Безусловно, выделяют и иные методы осуществления функций государства, но приведенные выше являются устоявшимися и используются чаще всего в научной литературе.