Процессуальные основы производства осмотра. Виды осмотров

При обнаружении трупа

Встатье 178 УПКсказано: "Следователь производит осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия".

Порядок производства осмотра регламентирован ст. 179 УПК. В статье есть указания, что следователь для участия в осмотре места происшествия может пригласить специалиста соответствующего профиля. Однако в необходимых случаях следователь самостоятельно производит при осмотре измерения, фотографирование, киносъемку (видеосъемку), составляет планы и схемы, изготавливает слепки и оттиски следов. Осмотр предметов и документов, обнаруженных при осмотре места происшествия, следователь может произвести в необходимых случаях непосредственно на месте происшествия. Предметы, которые целесообразно изъять, упаковываются по соответствующим правилам.

Статьей 180 УПК предусматривается проведение наружного осмотра трупа на месте его обнаружения с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия – иного врача.

По результатам осмотра места происшествия в соответствии со ст. 182 УПК составляется протокол с соблюдением требований ст. ст. 141 и 142 УПК.

Круг участников осмотра не ограничивается участием следователя и врача-специалиста. В соответствии со ст. ст. 135, 179 и 180 УПК при осмотре трупа на месте его обнаружения должны присутствовать понятые в количестве не менее двух человек, а также специалист-криминалист, сотрудники оперативного подразделения, кинолог и другие сотрудники ОВД, если это необходимо для качественного проведения следственного действия.

Участники осмотра предупреждаются следователем об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение сведений, которые стали им известны в ходе осмотра.

В соответствии со ст. 179 УПК следователь вправе привлечь к осмотру места происшествия обвиняемого, подозреваемого, свидетеля и иных лиц.

Организация и порядок осмотра места

Обнаружения трупа

Дежурный следователь территориального органа внутренних дел проводит первоначальные действия по организации осмотра места происшествия и трупа. В необходимых случаях осмотр возглавляет следователь прокуратуры, в чью подследственность входят убийства.

Информацию об обнаружении трупа следователь получает из дежурной части милиции. Получив ее в виде заявления или сообщения, следователь должен:

1. Уточнить, расширить и детализировать исходную информацию, связавшись с заявителем, дежурной частью милиции, другими возможными источниками информации;

2. Дать указания об охране места происшествия и установить свидетелей произошедшего;

3. Связаться с сотрудниками оперативных, экспертно-криминалистических и иных подразделений ОВД, а также с судебными медиками для координации деятельности по подготовке и совместному выезду на место происшествия.

По прибытии на место происшествия порядок действия следующий:

Установить достоверными средствами не сохранились ли признаки жизни у пострадавшего, при обнаружении таковых предпринять меры к оказанию ему первой медицинской помощи, вызвать бригаду скорой медицинской помощи;

Организовать охрану места происшествия по всем правилам, предусмотренным законом и ведомственными инструкциями;

Проверить наличие лиц, необходимых для проведения осмотра, удалить всех посторонних;

Собрать исходную информацию о происшедшем;

Выяснить, какие изменения на месте происшествия были произведены с момента обнаружения происшествия, кем и с какими целями;

Оценить обстановку места происшествия, не нарушая следы;

Наметить план и систему осмотра места происшествия;

Дать задание на проведение оперативных и неотложных следственных действий;

Разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, предупредить об ответственности за разглашение данных осмотра, ознакомить их с намеченным планом работы на месте происшествия.

Порядок производства ОМП регламентирован главой 24 («Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент») УПК РФ.

Процессуальная форма принятия решения о производстве ОМП носит упрощенный характер. Законодатель не требует вынесения какого-либо специального постановления о производстве ОМП.

ОМП может быть проведен следователем, сотрудником органа дознания. Следователи практикуют проведение ОМП при участии оперативных работников органов дознания. Прибыв на МП раньше следователя, последние принимают меры по его охране, оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по «горячим следам» и т.д.

ОМП производится с обязательным участием не менее двух понятых (ч.1 ст. 170 УПК РФ).

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство ОМП связано с опасностью для жизни и здоровья людей, ОМП может производиться без участия понятых, о чем в протоколе ОМП делается соответствующая запись. В этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе ОМП применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись (ч.З ст. 190 УПК РФ).

Подбор понятых осуществляется на общих основаниях (ст.60 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (например, по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.).

На понятых возложена процессуальная обязанность, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали, что в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе обстоятельствам, имевшим место в действительности. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно.

Вопрос об участии в ОМП обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц более точному установлению обстановки на МП. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре .

Защитник вправе участвовать в ОМП, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого (п.5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), а также с разрешения проводящего ОМП, если осмотр проводится по ходатайству обвиняемого и его защитника. Участие защитника способствует полному соблюдению всех процессуальных правил его проведения, устраняет процессуальные упрощенчества .

В необходимых случаях для участия в осмотре могут быть приглашены соответствующие специалисты (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). В качестве специалистов, участвующих в ОМП, могут быть представители различных областей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и др.

Специалист, приглашенный для участия в ОМП, должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) быть компетентным в тех вопросах, которые необходимо разрешить на МП; 2) не быть заинтересованным в исходе дела. В ходе осмотра специалист оказывает помощь в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в поиске, изъятии и сохранении предметов со следами, имеющих значение для дела и т.п.

В случае производства осмотра трупа на МП участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно, а при невозможности его участия -иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист (ч. 1 ст. 178 УПК РФ).

Перед началом ОМП участвующим в осмотре лицам разъясняется их права и обязанности. При необходимости у понятых может быть взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, которые стали им известны в ходе ОМП. Специалист также может быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение данных следствия, ставших ему известными при ОМП (п. 5 ст. 57 УПК РФ).

После разъяснения всем участникам ОМП их прав и обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, они предупреждаются о возможном применении при ОМП технических средств, о чем также делается отметка в протоколе. Участвующие в ОМП лица могут обращать внимание проводящего осмотр на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

В необходимых случаях при ОМП производятся измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы, схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов.

Осмотр предметов и документов, обнаруженных на МП, может производится в зависимости от конкретных условий на МП, либо после их изъятия отдельно, в ходе их самостоятельного затем осмотра. В первом случае результаты их осмотра отражаются в протоколе ОМП. Во втором случае изъятые предметы и документы должны быть упакованы и опечатаны, а затем подробно описаны в протоколе их последующего самостоятельного осмотра (ч. 2, ст. 177 УПК РФ).

О производстве ОМП составляется протокол (ст. 180 УПК). В вводной части протокола должны быть отражены: основание производства осмотра, в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; дата и место производства ОМП; время начала и окончания осмотра; должность и фамилия лица, составившего протокол; Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в отношении должностных лиц, кроме того, - занимаемая должность, понятых - адреса местожительства; ссылка на статьи УПК, регламентирующие действия при ОМП; указание о разъяснении прав и обязанностей участникам осмотра; объявление участникам осмотра о возможности использования технических средств; условия производства ОМП (состояние погоды, освещения и т.п.).

В описательной (основной) части протокола описываются все действия по осмотру, а также все обнаруженное при ОМП в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент ОМП. Кроме того, в протоколе перечисляется и описывается также все изъятое с МП (ч. 2 ст. 180 УПК).

Указывается факт применения, условия и порядок использования конкретных технических средств, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

В заключительной части протокола фиксируется время окончания осмотра и указываются: заявления специалиста, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; замечания понятых и других участников осмотра; - о неправильных по их мнению действиях проводившего ОМП; о необходимости отражения в протоколе не указанных в нем обстоятельств; об узнавании того или иного объекта и установлении его принадлежности; иные замечания, связанные с обстановкой МП или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств; куда был направлен на вскрытие труп, если он был обнаружен на МП; что прилагается к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т. д.); что было изъято с МП, как упаковано и куда направлено. При большом их количестве к протоколу прилагается отдельная опись изъятого с МП.

Отсутствие в протоколе конкретных указаний об изъятых в процессе ОМП объектах может привести к невосполнимой утрате обнаруженных доказательств. В частности, отсутствие в протоколе факта изъятия следов в процессе ОМП расценивается как отсутствие в деле указаний на источник происхождения следов, влекущее потерю ими доказательственного значения .

Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОМП. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОМП, подписать протокол следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч.1 ст. 167 УПК РФ).

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которые заносится в данный протокол (ч.2 ст. 167 УПК РФ).

Если участник ОМП в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ч.З ст. 167 УПК РФ).

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе ОМП, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст. 166 УПК РФ).

Протокол ОМП, составленный в порядке, предусмотренном УПК, является доказательством по уголовному делу (п.5 ч.2 ст. 74 УПК РФ).

Приложения к протоколу рассматриваются как их составная часть. Доказательственное значение имеют при этом и фактические данные, которых нет в основной части протокола, если приложение (фотографии, фонограммы, видеограммы, планы, схемы и т.д.) составлено с соблюдением всех требований закона, в том числе в протоколе зафиксирован факт и условия применения соответствующих технических средств, а результаты удостоверены.

Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающим в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в нем лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия или проведения следственного действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. О рассмотрении ходатайства судья выносит постановление о производстве осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).

Если жилое помещение является МП и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве ОМП. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве ОМП и протокола ОМП для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй статьи 165 УПК РФ, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

В то же время из теории уголовно-процессуального права следует, что в этой отрасли права действует разрешительный порядок - «разрешено все то, что прямо указано в законе», что объясняется предметом регулирования. Поэтому, если ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, то ст. 177 Кодекса в части осмотра жилища и служебного помещения такого указания не содержит, что позволяет сделать вывод о том, что их осмотр до возбуждения уголовного дела недопустим. Кроме этого, некоторые нормы УПК РФ прямо указывает на то, что осмотр места происшествия и осмотр жилища - разные следственные действия. Это объясняется спецификой следственного действия - осмотра места происшествия, которое наряду с доказательственной функцией выполняет и проверочную функцию, то есть дознаватель, следователь, прокурор, выполняя осмотр, проверяют информацию из сообщения о деянии, имеющем признаки преступления (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в то время как осмотр жилища исключительно направлен на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.

Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Исаенко, который считает, закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр места происшествия. В случаях проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.

Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой -необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступления, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми .

Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК).

Проведение ОМП и составление его протокола должно происходить при четком соблюдении требований УПК. В противном случае создаются неустранимые сомнения в достоверности данных осмотра, исключается возможность использования протокола ОМП при доказывании (например, составление протокола ОМП без понятых или «по памяти»). Пренебрежение требований уголовно-процессуального закона послужит основанием для проведения осмотра еще раз, но, правда, с меньшей результативностью, потребуются дополнительные затраты сил, времени и средств. ОМП, проведенный качественно и с соблюдением требований уголовно-процессуального закона может стать своеобразным «катализатором» расследования уголовного дела, положительно скажется на профессиональной оценке лица, в производстве которого находится дело.

Следственный осмотр процессуальное действие, предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ), состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.

Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.

Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.

От того, насколько криминалистически грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Известный русский юрист XIX в. В. Леонтьев еще в 1887г. писал: «Осмотры составляют основу всего следствия, и нет предела в тщательности, с которой они должны производиться» .

Следственные органы России регулярно анализируют причины нераскрываемости преступлений. В большинстве случаев одним из главных недостатков указан неквалифицированно или небрежно произведенный осмотр места происшествия, в результате чего важные улики, которые могли бы дать ключ к раскрытию преступления, оказываются утраченными.

Поэтому руководство российских правоохранительных органов неоднократно подчеркивало необходимость повысить качество неотложных следственных действий, в первую очередь осмотров.

Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;

2. выявить и изъять следы совершенного преступления;

3. установить возможные источники получения других доказательств;

4. получить информацию для выдвижения следственных версий;

5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;

6. проверить другие источники доказательств по делу .

По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы .

Осмотр места происшествия зачастую включает как составные элементы все другие виды следственного осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра .

Единое руководство осмотром необходимо потому, что следственный осмотр сложное действие, связанное с привлечением значительного числа лиц, выполняющих различные функции. Успех в работе зависит от того, насколько четко и криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участника осмотра, что осуществимо лишь при едином руководстве осмотром. По закону оно возлагается на следователя. Все остальные лица, в том числе и руководящие работники правоохранительных органов, должны исходить из того, что он ответственный за результаты осмотра. Задача руководителей обеспечить следователю необходимую помощь. В противном случае возможна несогласованность действий участников осмотра, ведущая к изменению обстановки, уничтожению следов преступления и утрате предметов, имеющих важное доказательственное значение.

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Своевременность осмотра заключается в том, что после сообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям .

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени . Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены .

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра .

Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Специалист это квалифицированный помощник следователя. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий. Участие специалиста в осмотре обязательно в двух случаях: при осмотре трупа и при освидетельствовании лица иного, чем следователь, пола. Однако сейчас методически обязательным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии. Использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника «по горячим следам», оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно .

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

Безопасность осмотра обеспечивается его правильной организацией; четким распределением функций между его участниками; использованием знаний специалистов, например, баллиста (оружейника), пожарного, химика, взрывотехника, специалиста по работе с радиоактивными материалами, своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-розыскной собакой для обнаружения взрывных устройств; правильным применением криминалистических средств, приемов и методов .

Все виды осмотров проводятся в присутствии понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.

Требования, которые предъявляются к понятым, приводятся в (ст. 60 УПК РФ): «1.Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.

2. Понятыми не могут быть:

1) несовершеннолетние;

2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;

3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

3. Понятой вправе:

1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал;

3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

4. Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации».

УПК РФ устанавливает, что следственные действия производятся с участием понятых (не менее двух) и без их участия (ч.3 ст.170 УПК РФ).

В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать .

Во всех случаях производства следственного действия без участия понятых в протоколе следственного действия делается запись об их отсутствии с указанием причин принятия такого решения.

Остальные следственные действия производятся без участия понятых. Следователь, однако, может принять, по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе, и иное решение, т.е. произвести следственное действие с участием понятых.

Перед началом следственного действия следователь, дознаватель в соответствии с (ч. 5 ст. 164 УПК РФ) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные (ст. 60 УПК РФ) .

Цель следственного действия обозначается для того, чтобы понятые понимали суть происходящего.

Для надлежащего выполнения своей функции понятым разъясняется их право:

1. участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

2. знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого они участвовали;

3. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие их права.

Понятым разъясняется их ответственность. Главное - не разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом предупреждены заранее в порядке, предусмотренном (ст. 161 УПК РФ). При этом поясняется, что за разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со (ст. 310 УК РФ).

Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в пределах их границ и требует предварительной подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности .

Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.

Непосредственно на месте происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места происшествия и защиты группы от возможных нападений, привлечения понятых и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.

Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение .

Во время осмотра обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.

Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.

В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.

Осмотр местности и нежилых помещений является продолжением осмотра места происшествия. Этим осмотром выявляются пути подхода преступника к месту происшествия, пути ухода от него, в ходе осмотра проводятся мероприятия по поиску скрывшихся преступников, прочесывание местности. Поиск доказательств, их изъятие и осмотр проводятся по правилам осмотра места происшествия .

Криминалистически значимые данные могут быть получены при осмотре помещений. В качестве объектов такого осмотра различают жилые и служебные помещения; торговые, складские и производственные постройки; выставочные залы, павильоны, музеи. Основными задачами осмотра помещений являются выяснение назначения и режима работы; определение дислокации; изучение обстановки с выяснением индивидуальных признаков, характеризующих конкретный объект; ознакомление с охранной системой защиты. Осмотр помещения целесообразно производить по периметру в направлении по часовой стрелке, по правилам осмотра места происшествия.

Осмотр предметов. В качестве самостоятельного следственного действия осмотр предметов производится в двух случаях:

1. когда для осмотра предметов, обнаруженных при производстве обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, требуется продолжительное время и специальные условия;

2. когда предметы представлены следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр по месту производства следствия, обеспечивая сохранность и возможность использования в качестве вещественных доказательств.

Осмотр начинается с изучения общего вида предметов, их состояния, назначения и правил пользования. Если на предмете могут быть микрообъекты, потожировые следы рук или иные следы, пригодные для экспертного исследования, то осмотр начинается с их обнаружения и фиксации (это лучше сделать с помощью соответствующих специалистов). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым преступлением. Все они подробно отражаются в протоколе и фотографируются.

Осмотр документов проводится с целью выявить, исследовать и зафиксировать признаки, позволяющие считать их вещественными доказательствами, или установить по содержанию документа криминалистически значимые факты и обстоятельства. Криминалистический порядок осмотра документа имеет свои особенности. При детальном осмотре документа нельзя использовать такие технические средства, приемы и методы, которые могут его повредить или изменить. Рекомендуется обращаться с документами так, чтобы не уничтожить следы преступника и не оставить свои . Осматривают документ при естественном или хорошем искусственном освещении под различными углами зрения. При осмотре применяются лупы, светофильтры, электронно-оптические преобразователи.

Документы вещественные доказательства следует предъявлять участникам осмотра в полиэтиленовых пакетах и вынимать только при необходимости. Сгибать их можно лишь по старым складкам, нельзя подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, подшивать документы в дело.

Если документ носит удостоверительный характер, то при его осмотре обращают внимание на наличие подписи конкретного должностного лица, дату, печать. Из содержания иных документов можно определить, какую цель преследовал автор при написании текста; наличие в нем сведений о малоизвестных фактах, событиях, их деталях, о конкретных лицах как участниках этих событий и другие обстоятельства.

При следственном осмотре документа в протоколе осмотра фиксируется:

1. место, дата и время обнаружения документа;

2. адресат, от которого он поступил;

3. наименование документа;

4. его внешний вид, реквизиты и особенности;

5. содержание;

6. индивидуальные признаки документа, например при описании паспорта в протоколе осмотра отмечается: кому, когда, где и кем он выдан, номер, серия и другие сведения, вносимые в него от руки .

Осмотр местности производится в тех случаях, когда она является местом происшествия. Организация осмотра зависит от размера территории: чем она значительнее, тем больше участников приходится привлекать к осмотру. Практика выработала следующие способы осмотра: сплошной, когда отсутствуют ориентировочные сведения о местонахождении следов и предметов; от периферии к центру или от центра к периферии, когда участок местности имеет округлую форму; линейный, когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму; плановый или секторный, когда вся осматриваемая площадь разбивается по квадратам или по секторам; узловой, когда осматриваются важные участки местности.

При привлечении к осмотру большого количества лиц они могут быть поставлены в цепь на расстоянии, позволяющем качественно производить осмотр. Между участниками осмотра и следователем обязательно устанавливается радио- или иная связь. Это помогает ему постоянно быть в курсе дела в случае обнаружения предмета, подлежащего осмотру .

Осмотр в жилом помещении возможен при согласии лиц, в нем проживающих. Перед осмотром лица, находящиеся в помещении, извещаются об осмотре и их праве возразить против него. Одновременно им разъясняется необходимость его проведения.

Если возражения остаются, следователь составляет в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра, оглашает его и в дальнейшем действует в порядке (ст. 165 УПК РФ), определяющей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст. 23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:

1. производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

2. производство обыска и (или) выемки в жилище;

3. производство личного обыска;

4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

5. наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;

6. наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.

Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).

Итак, прежде всего, из УПК РФ полностью изъяты нормы, регламентирующие возможность прокурора возбуждать, расследовать уголовные дела, давать по ним обязательные для исполнения указания, а также принимать по ним какие-либо процессуальные решения, кроме права в окончательной стадии предварительного следствия утверждать обвинительное заключение для направления уголовного дела в суд.

УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.

Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.

Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации .

УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.

Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.

Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.

Цель данного уведомления – проверка законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.

Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.

Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.

Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ) .

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.


Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия //Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.: МАКС-Пресс, - 2004. - С.46-49.

Осмотр места происшествия: Практическое пособие /Под ред. А.И.Дворкина.- М.:Норма, 2001. - С.25.

Сиваев В.С. Следственные действия до возбуждения уголовного дела: теория и практика применения //Уголовное досудебное производство: проблемы теориии практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (6 октября 2004 года). – Омск: Омский юридический институт.- 2004. - С.165-170.

Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2006. - С.125.

Власова Н.А., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. – С.7. Тертышник В.М. Непосредственное обнаружение и техническое документирование преступного деяния (концептуальная модель процессуального института и нового следственного действия) //Право и политика. - М.; Nota Bene, 2004. - № 5. - С.113-118.

Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Спарк, 2004. – С.234.

Власова Н.А., Соловьев А.Б., М.Е. Токарева. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. – С.23.

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - С.137.

Леонова О.В. Особенности проведения некоторых следственных действий по уголовно-процессуальному законодательству //Актуальные проблемы современного уголовного процесса России: Сборник научных статей. – Самара: Самарский университет, 2005. - С.112-118.

Уголовный процесс России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Безлепкина Б.Т.: М.: КноРус, 2006. – С.486.

Осмотр и предварительное исследование документов /Под ред. Подволоцкого И.Н., Зинина А.М. - М.: Юрлитинформ, 2004. - С.172.

Сиваев В.С. Указ. соч. - С.165.

Леонова О.В. Указ. соч. - С.112.

Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Указ. соч. – С.356.

Под ред. Лупинской П.А. Указ. соч. - С.354.

Одним из наиболее важных процессуальных способов непо­средственного изучения материальной обстановки на месте про­исшествия является его осмотр, порядок производства которого определяется ст. 178 УПК РФ. Требования к составлению протоко­ла осмотра и освидетельствования изложены в ст. 180 УПК РФ.

Применение видеозаписи при осмотре мест происшествий име­ет важное значение для успешного раскрытия и расследования преступлений.

Наличие качественного видеофильма дает полную и точную информацию об административно-территориальном и географиче­ском положении места происшествия. Зафиксированная обстановка анализируется, а сделанные выводы применяются для выдвижения следственных версий; сопоставления результатов следственных действий, проводимых по одному преступному эпизоду. Результаты видеозаписи могут быть полезны при установлении механизма со­вершения преступления, признаков, характеризующих лицо, его совершившее; для реконструкции исходной обстановки на месте происшествия; для получения изображений следов, вещественных доказательств.

Необходимость применения видеозаписи при производстве данного следственного действия обусловлена множеством объек-


тов, состоящих в сложных пространственных и временных связях. Ее применение наиболее обосновано, когда:

1) осмотр начат до окончания фиксируемого события (например, пожар), когда изменения в обстановки продолжаются;

2) необходимо устранить последствия происшествия, что влечет за собой изменение первоначальной обстановки (особенно по де­лам о ДТП);

3) обнаружение следов преступления, вещественных доказа­тельств связано с изменением обстановки;

4) необходимо отобразить сложную динамику обстановки при использовании специальной терминологии, которую затруднитель­но описать в протоколе осмотра места происшествия;

5) следственное действие проводится в неблагоприятных ме­теоусловиях (снегопад, дождь и т. д.) и есть опасность утраты или повреждения следов преступления, что обусловливает необходи­мость их немедленной фиксации;

6) осмотру подлежат значительные по размерам места проис­шествий, связанные с крушениями транспорта, катастрофами, включая техногенные.

Ценность видеозаписи возрастает в случае передачи уголовного дела к производству другому следователю. Неточности, допущен­ные в протоколе следственного действия, можно выявить по ви­деофонограмме.

Осмотр места происшествия представляет собой сложный про­цесс, описание хода которого в протоколе следственного действия представляет значительные сложности. Независимо от вида рас­следуемого преступления каждый осмотр проводится в установ­ленном порядке. Для удобства его принято делить на этапы: подго­товительный, рабочий (исследовательский), заключительный.


Осмотр места происшествия может потребовать продолжитель­ного времени (до 3-4 часов и более). Фиксировать весь процесс осмотра места происшествия, в том числе составление протокола, нецелесообразно. Поэтому фиксации подлежат отдельные, наибо­лее важные эпизоды.

Объектами видеозаписи при осмотрах мест происшествий яв­ляются:

Участники следственного действия;

Положение места происшествия относительно окружающей
обстановки;

Общий вид места происшествия, особенности обстановки;


Отдельные участки места происшествия (узловые элементы), содержащие объекты, представляющие интерес для следствия;

Отдельные предметы, их фрагменты и следы.

В начале видеозаписи должны быть запечатлены участники следственного-осмотра: обязательные (следователь, понятые, спе­циалист - судебный медик и т. д.) и факультативные (другие спе­циалисты, потерпевший, свидетель и т. д.) 1 . Участникам разъясня­ются их права и обязанности, они предупреждаются об уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и т. д., что фиксируется на видеофонограмме. Участникам следст­венного действия сообщается, что во время осмотра будет приме­нена видеозапись.

Основную часть видеофильма снимают после слов следовате­ля: «Осмотром места происшествия установлено...» от общего к частному:обзорная,узловая и детальная.

Положение места происшествия, особенно значительного по размерам, фиксируют относительно основных ориентиров. В отли­чие от фотосъемки видеозапись выполняется непрерывно спосо­бом кругового горизонтального панорамирования. Ориентирующую съемку целесообразно выполнять с верхних точек съемки, удален­ных от места происшествия.

Представление о взаимном расположении значимых элементов места происшествия дает обзорная съемка. Съемка производится таким образом, чтобы среди элементов обстановки по снимкам можно было бы установить места обнаружения следов, орудий преступления, предметов, оставленных преступниками, места рас­положения объектов, против которых были направлены преступные действия. Положение таких объектов на местности выделяется цифровыми указателями.

На стадии узловой съемки фиксируют фрагменты места проис­шествия и отдельные элементы обстановки, содержащие на себе следы преступления и места обнаружения самих следов, вещест­венные доказательства, все изменения в обстановке, произведен­ные преступником. Съемка производится последовательно, по ме­ре продвижения от исходного узла (входная дверь в помещение) к другим пунктам обследуемого места. Направления, точки съемки и

1 См.: Газизов В, А., Душеин С. В., Проткин А. А. и ф.Криминалистическая ви­деозапись: учеб. пособие (курс лекций) / под общ. ред. канд. юрид. наук Р. Ю. Тру­бицына, канд. юрид. наук О. А. Щеглова. Саратов, 2004.


операторские приемы применяют таким образом, чтобы по видео­записи можно было судить о следующих обстоятельствах:

О локализации обнаруженных изменений, их характере и осо­бенностях:

О взаимном расположении следов на предметах обстановки, их количестве.

Видеозапись отдельных объектов, предметов, следов ставит целью фиксацию общего вида объектов по их индивидуализирую­щим признакам. Предметы должны быть индивидуально узнавае­мы. На изображении следов пальцев рук должен быть отчетливо виден папиллярный узор; на огнестрельном и холодном оружии - маркировочные обозначения и т. д. Решению этой задачи способ­ствуют методы изменения яркостного и цветового контраста.

Обнаруженные при осмотре мест происшествий объекты фикси­руют в исходном (статичном) состоянии. Затем производят съемку динамической стадии осмотра объектов, фиксируют действия по их освобождению от маскирующих предметов и непосредственно про­цесс изъятия. Такая процедура поможет исключить вопросы пра­вильности действий специалиста при изъятии объекта и его упа­ковке.

Видеозапись общего вида объектов имеет свои особенности. Она производится по правилам плановой съемки с применением двух масштабных линеек, расположенных вдоль смежных сторон кадра. Одна из них должна иметь цветовую шкалу. Выполнение данной рекомендации позволит контролировать искажение линей­ных размеров объектов и правильность цветопередачи на изобра­жении.

Требуемый масштаб изображения объекта достигается выбором точки съемки и настройками трансфокатора. При использовании трансфокатора добиться хорошей резкости сложно. Поэтому съем­ку целесообразно производить с упора (стена, дерево, дверной ко­роб) или со штатива.

Наиболее часто по уголовным делам рассматриваются следы и объекты трасологической группы: следы рук, обуви, орудий взлома и инструментов.

Изображения следов рук могут использоваться не только для иллюстрации протокола следственного действия, но для дальней­шего исследования и формирования учетов.

При этом необходимо показать положение предметов - носи­телей следов, их расположение на поверхности предмета, общий вид следа руки, зафиксированный по правилам плановой съемки.


Съемку следов проводят в масштабе 1:1 с использованием функ­ции трансфокации. Если видокамера не обеспечивает указанный масштаб, рекомендуется использовать телеконверторы для макро­съемки, которые подбирают в зависимости от требуемого увеличе­ния. Съемку следов целесообразно проводить со штатива.

На месте происшествия могут быть обнаружены единичные следы босых ног и обуви, или дорожки следов. Единичные следы фиксируют по правилам плановой съемки неподвижной видеока­мерой, дорожку следов - способом горизонтального линейного панорамирования. В последнем случае оптическая ось объектива видеокамеры должна располагаться по нормали к предметной плоскости. Вдоль дорожки следов целесообразно растянуть изме­рительную ленту с хорошо различимыми размерными обозначе­ниями.

Перечисленные эпизоды должны быть не просто зафиксирова­ны на видеофонограмме, но по каждому из них необходимо полу­чить комментарии следователя, специалистов, понятых и т. д.

Комментарии могут относиться к изменениям в обстановке и об­наруженным объектам, следам, действиям специалистов. На ви­деофонограмме должны быть отчетливо слышны вопросы и ответы участников следственного действия, например, согласие на осмотр жилища проживающих в нем лиц. Данные пояснения позволят оце­нить правильность организации и проведения следственного дей­ствия, сократить количество неточностей в протоколе следственно­го действия.

Во всех случаях специалист должен обеспечить высокое качест­во записываемого звука. Данное требование выполняется путем выбора точек съемки, расстояний между источником звука и мик­рофоном. При реализации данных требований следует учитывать погодные условия (шум дождя, ветер) и шумовой фон населенного пункта (гул толпы, звук работающего двигателя, шорох шин, звуки железной дороги). Все эти особенности должны учитываться и по возможности исключаться либо организационно, либо технически.

На оживленных участках дорог, улиц специалист-оператор дол­жен использовать выносной микрофон либо микрофон направлен­ного действия.

Все приведенные положения являются общими. Применение видеосъемки в ходе отдельных осмотров мест происшествий имеет свои особенности в зависимости от конкретного вида преступления.

При производстве осмотра мест происшествий по делам об убийствах фиксируется местоположение и поза трупа, его вид, со-


стояние одежды, следы волочения, появление микрофлоры. Поло­жение трупа ориентируется относительно ближайших объектов. Съемка производится с нескольких фронтальных точек или под уг­лом к фронту объекта. Необходимо показать процесс измерений от каждой точки трупа (голова, конечности) до объектов интерьера по двум линиям - методом прямоугольных координат. Затем съемку проводят изолированно от окружающей обстановки. Она проводит­ся способом линейного горизонтального панорамирования сверху. При обнаружении рядом с трупом криминалистически значимых объектов (например, огнестрельное оружие, нож) производится фиксация расстояний между ближайшими точками трупа и обнару­женного объекта с линейным или глубинным масштабом.

Детальная съемка повреждений, татуировок, частиц растений на одежде, пятен крови, микрообъектов на теле трупа производится по правилам масштабной съемки. Видеокамеру целесообразно кре­пить на штативе или производить съемку с упора.

По неопознанным трупам необходимо провести опознаватель­ную (сигналетическую) съемку. Обезображенное лицо трупа фикси­руют до и после проведения судебно-медицинским экспертом вос­становительного туалета (в анфас, правый и левый профиль, % поворота головы). Фиксация частей расчлененного трупа произво­дится фрагментарно с указанием местоположения каждой части. Затем производится съемка всех частей, объединенных в единое целое.

При осмотре места происшествия по делам об убийствах с при­менением огнестрельного оружия особо тщательно следует фикси­ровать взаимное расположение объектов и следов применения ог­нестрельного оружия: количество повреждений, их локализацию, взаимное расположение, размеры и состояние краев повреждения, наличие, конфигурацию и площадь отложения копоти, смазки, зе­рен несгоревшего пороха; соответствие повреждений на трупе по­вреждениям на одежде. Аналогичный объем информации должен быть получен при фиксации повреждений, нанесенных предметами колюще-режущего, дробящего действия, при удушении (повеше­ние, сдавливание шеи петлей или руками). В ряде случаев по изо­бражениям следов и общей картине преступления имеется воз­можность выявить факт инсценировки самоубийства.

По делам о кражах из квартир или хранилищ особое внимание уделяется фиксации места проникновения на охраняемую террито­рию; путей подхода, подъезда, путей отхода после совершения кражи; мест нахождения предметов до их похищения; обстановки и


объектов, которые подвергались преступным действиям. Именно здесь можно обнаружить большое количество следов преступления (следы орудий взлома и инструментов, ног, рук, крови, микрочасти­цы одежды и т. д.).

По делам о пожарах важными могут оказаться результаты съем­ки состояния объектов горения, интенсивности пожара на отдель­ных участках, распространения и высоты пламени, интенсивности образования дыма, очага возгорания. Данная информация исполь­зуется при установлении причин возгорания и т. д.

По делам о взрывах необходимо фиксировать информацию о повреждениях биологических объектов (людей, животных, деревь­ев) и о повреждениях вещной обстановки.

По делам о грабежах и разбойных нападениях фиксируют ин­формацию о поведении и перемещениях преступников, что облег­чает поиск следов на месте происшествия. В ходе осмотра таких мест происшествий фиксируют следы рук, обуви; биологические объекты, микрообъекты; следы применения отравляющих веществ, специальных средств, огнестрельного и холодного оружия; веревки, которыми нападавшие связывали потерпевших; брошенные сумки, перчатки, которые преступники использовали при нападении.

Все особенности съемки на месте происшествия заранее преду­смотреть сложно, поэтому типовые сценарные планы и схемы рас­положения точек съемки могут корректироваться непосредственно при производстве по конкретным уголовным делам.

Место происшествия - участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы преступления. При этом подразумевается, что оно могло быть совершено как в том месте, где обнаружены его следы, так и в другом.

Осмотр места происшествия - неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события.

Если преступление совершено в одном месте, а следы его обнаружены в другом, то налицо и место преступления, и место происшествия. Когда же преступление совершено в том же месте, где были обнаружены его следы, место происшествия и преступления совпадают.

Начиная осмотр, следователь, как правило, еще не знает, является расследуемое событие, следы которого обнаружены в данном месте, преступлением или нет, а если это преступление, то здесь ли оно совершено. Поскольку само обнаружение следов события, требующего расследования, всегда является происшествием, то и место обнаружения этих следов является местом происшествия, а его осмотр - осмотром места происшествия.

Из сказанного следует, что между местом происшествия и расследуемым преступлением существует неразрывная связь :

    1. преступление совершено с помощью оставшихся на данном месте или изъятых с этого места орудий;
    2. преступление направлено на один из объектов, находящихся на данном месте;
    3. на предметах остались следы действий преступника или на самом месте остались предметы, находившиеся у преступника;
    4. преступление совершено в данной обстановке, хотя она не претерпела в связи с этим существенных изменений; обстановка, ее условия могли определить способ действий преступника, повлиять на достижение им преступной цели.

Общая задача осмотра места происшествия: выявление всех видов взаимосвязи между местом происшествия и расследуемым преступлением с тем, чтобы по ним в совокупности с другими данными по делу установить механизм происшествия во всех деталях, т. е. ответить на вопрос, что произошло на этом месте.

Частные задачи осмотра места происшествия:

    • изучение и фиксация обстановки места происшествия;
    • установление характера воздействия преступника на окружающую среду;
    • обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника;
    • выявление преступника и мотивов преступления;
    • установление причин и условий, способствовавших преступлению;
    • получение необходимых данных для последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Для решения каждой из перечисленных задач следователь по возможности должен ответить на ряд вопросов. Например, изучая обстановку места происшествия, следователь определяет, какие пути ведут к нему и от него, является ли оно местом преступления, что находится вокруг и, в частности, откуда можно было слышать или видеть то, что происходило, мог ли преступник пройти на место происшествия незамеченным, как он передвигался и т. п.

Объекты осмотра:
    1. собственно место происшествия (расположение, границы, протяженность, назначение помещения или характеристика участка местности);
    2. обстановка места происшествия (характеристика находящихся на этом месте объектов, пространственных связей между этими объектами - их положение на месте происшествия и взаиморасположенность);
    3. труп ;
    4. следы преступления и преступника, иные предметы или документы, находящиеся на месте происшествия.

И труп, и предметы, и документы, обнаруженные на месте происшествия, должны осматриваться в комплексе с остальными объектами. Немедленный осмотр предметов и документов по месту обнаружения гарантирует своевременную фиксацию их свойств, признаков и состояния. Из этого общего правила допустимы исключения лишь в случаях, когда отсутствуют надлежащие условия для осмотра.

Осмотр места происшествия и его обстановки представляет собой изучение и фиксацию:

    • рельефа и характера грунта местности, естественных и искусственных границ места происшествия;
    • характера и расположения помещения, прилегающих построек, ведущих к нему и от него путей, а также преград на этих путях;
    • пространственного расположения местных предметов, их положения относительно друг друга и расстояния между ними;
    • расположения предметов с точки зрения их целевого назначения и положения при обычном использовании;
    • следов преступления и преступника;
    • отсутствия необходимых в данной обстановке предметов и следов;
    • наличия предметов, сам факт обнаружения которых в данной обстановке необычен.

Разумеется, круг объектов осмотра и степень детальности их исследования определяются конкретной ситуацией.

Этапы осмотра места происшествия

Следственный осмотр места происшествия можно подразделить на три этапа:

    1. подготовительный;
    2. рабочий;
    3. заключительный.

Полнота, объективность, методичность и другие общие тактические положения реализуются лишь в том случае, если работа следователя четко организована, если задачи осмотра будут решаться им в строго определенной последовательности. Смысл разделения осмотра места происшествия на этапы состоит, таким образом, в систематизации действий следователя, обеспечивающей качественность осмотра .

Прежде чем приступить к непосредственному изучению обстановки и объектов на месте происшествия, следователь должен создать необходимые условия для осмотра, определить его предмет и круг участников, обеспечить работу на месте происшествия. Все эти действия следователя - составная часть осмотра как процессуального акта, и он без них немыслим. Система же подобных действий в своей совокупности и образует подготовительный этап осмотра .

Наконец, на заключительном этапе следователь фактически подводит итоги проделанной работы и оформляет ее результаты. Осмотр как таковой закончен, но предстоит решить еще ряд вопросов методического и организационного характера, обеспечить возможность использования результатов осмотра в ходе дальнейшего следствия, что и определяет содержание заключительного этапа.

Подготовительный этап осмотра места происшествия

Он начинается с момента принятия следователем решения о производстве осмотра. Приняв такое решение, следователь должен:

    • обеспечить охрану места происшествия до своего прибытия, т.е. обеспечить сохранность и неприкосновенность обстановки и следов преступления;
    • принять меры к предотвращению или ослаблению вредных последствий преступления (например, распорядиться об усилении мер по ликвидации пожара);
    • обеспечить к моменту своего прибытия присутствие поблизости от места происшествия лиц, которые могут дать необходимую информацию: очевидцев преступления, если они известны, и других свидетелей, например, обнаруживших следы преступления;
    • предварительно определить, каких специалистов следует привлечь к участию в осмотре, обеспечить их прибытие;
    • внести предложения о составе оперативной группы, выезжающей на место осмотра;
    • проверить готовность технических средств осмотра.

С момента его прибытия на место происшествия начинается второй период подготовительного этапа. Непосредственному осмотру предшествуют:

    • принятие мер к оказанию необходимой медицинской помощи потерпевшим, если она не была оказана;
    • удаление с места происшествия всех посторонних лиц;
    • привлечение к участию в осмотре понятых и окончательное определение круга остальных участников осмотра, инструктаж участников осмотра об их и обязанностях;
    • собирание путем опроса (неформальной, непротоколируемой беседы, к участию в которой полезно привлечь и приглашенных специалистов) предварительных сведений, которые должны быть учтены при осмотре, установка, какие изменения, кем и с какой целью были произведены на месте происшествия;
    • производство прочих неотложных действий, диктуемых обстоятельствами, и принятие мер, направленных на улучшение условий осмотра (обеспечение искусственного освещения и др.).

Как на этом, так и на последующих этапах осуществляются необходимые розыскные мероприятия, проводимые параллельно с осмотром, например преследование преступника, применение служебно-розыскной собаки.

Рабочий этап осмотра места происшествия

Он состоит из

    1. общего осмотра;
    2. детального осмотра.

Общий осмотр начинается с обзора места происшествия в целях:

    • ориентировки;
    • определения границ подлежащего осмотру пространства;
    • решения вопроса об исходной точке и способе осмотра, т.е. определения его последовательности;
    • выбора позиции для ориентирующей и обзорной фотосъемки.

Затем следователь вместе с другими участниками осмотра выясняет, какие объекты находятся на месте происшествия, исследует весь комплекс вопросов, относящихся к его обстановке, определяет взаимное расположение и взаимосвязь элементов этой обстановки, изучает их внешний вид, состояние и с максимально необходимыми и возможными в данных условиях подробностями фиксирует все обнаруженное с помощью фотосъемки, составления схем, планов и чертежей и необходимых заметок для будущего протокола осмотра.

По окончании общего следователь переходит к детальному осмотру , во время которого:

    • объекты тщательно и детально осматриваются (в этих целях они могут сдвигаться с места, переворачиваться и т. п.);
    • принимаются все доступные меры к розыску и обнаружению на самом месте происшествия и на отдельных объектах следов преступления и преступника;
    • отбираются объекты со следами на них, подвергаются выемке следы с тех объектов, которые нельзя изъять, а если это невозможно, с них снимаются копии;
    • фиксируются негативные признаки состояния предметов;
    • проверяются данные общего осмотра;
    • производятся узловая и детальная фотосъемки.

При обзоре места происшествия следователь избирает способ осмотра, т. е. обусловливает его порядок, принцип, который определяет последовательность изучения объектов осмотра. В криминалистике применяются три основных способа осмотра места происшествия: концентрический, эксцентрический и фронтальный (используемые и в чистом, и в комбинированном виде):

  1. концентрический способ - осмотр ведется от периферии к центру места происшествия, под которым обычно понимается самый важный объект (труп, взломанный сейф и т. п.) или условная точка;
  2. эксцентрический способ (способ "развертывающейся спирали"), заключается в том, что осмотр ведется от центра места происшествия к его периферии;
  3. фронтальный способ представляет собой линейный осмотр площадей от одной из границ, принятой за исходную, до другой.

Помимо перечисленных способов в юридической литературе иногда говорят и о методах осмотра, называя обычно субъективный и объективный методы.

При осмотре места происшествия субъективным методом следователь как бы идет по пути движения преступника, . Вне поля его зрения остаются изменения среды, в которой совершено преступление, не связанные непосредственно с действиями преступника или связанные с действиями иных лиц - участников события, хотя и те, и другие могут представлять значительную важность для установления истины по делу. Фактически этот метод означает выборочный осмотр отдельных элементов места происшествия.

При объективном методе осматривается все целиком независимо (хотя и с учетом) от путей перемещения преступника. Это сплошной осмотр всех элементов места происшествия. Именно применительно к такому осмотру можно говорить о названных способах как выражении последовательности осмотра объектов на месте происшествия.

В отечественной криминалистике предпочтение отдается объективному методу.

Первоначальный осмотр производится следователем впервые, т.е. место происшествия еще не подвергалось осмотру ни органами предварительного следствия, ни органами дознания (хотя обстановка могла уже претерпеть те или иные изменения). Различного рода осмотры администрацией, представителями ведомственных инспекций не изменяют природы первоначального осмотра, поскольку под ним понимается следственный осмотр. Место происшествия осматривается целиком, во всех деталях.

При повторном осмотре объектом могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия.

Все сказанное выше о способах относится и к повторному осмотру. Особенностью является лишь то, что в случае повторного осмотра отдельных объектов речь может идти не о способе осмотра в обычном смысле, а о составлении перечня подлежащих осмотру объектов и их порядковой нумерации.

От повторного следует отличать дополнительный осмотр , при котором следователь имеет дело с объектами, ранее не осматривавшимися, т. е. по отношению к ним данный осмотр будет первоначальным. При этом необходимость в обозрении всего места происшествия возникает в тех случаях, когда при первоначальном осмотре большинство объектов, определяющих общую картину места происшествия, следователем осмотрено не было.

При дополнительном осмотре в зависимости от количества и состояния объектов могут применяться все названные способы, а также составление перечня, как и при повторном осмотре.

Заключительный этап осмотра места происшествия

Закончив исследование объектов на месте происшествия, следователь переходит к заключительному этапу осмотра:

    • составляет протокол осмотра и необходимые планы, схемы и чертежи; .
    • при необходимости производит трупа и отправляет в морг (при вскрытии трупа на месте его обнаружения следователь по окончании заключительного этапа осмотра принимает участие в судебно-медицинском исследовании трупа);
    • упаковывает объекты, изъятые с места происшествия (важно знать, что доставка на экспертизу объектов исследования лежит на обязанности органов, по требованию которых она проводится);
    • принимает меры к сохранности тех имеющих доказательственное значение объектов, которые изъять невозможно или нецелесообразно;
    • принимает меры по поступившим от участников осмотра и иных лиц заявлениям, относящимся к осмотру, места происшествия.

Всю проделанную работу следователь, должен оценить с точки зрения ее полноты и успешности. И в то же время он должен помнить, что данные осмотра, подкрепленные другими доказательствами, недостаточны для разрешения дела по существу.

Негативные обстоятельства при осмотре места происшествия

Негативные обстоятельства при осмотре места происшествия - обстоятельства, противоречащие представлению об обычном для подобной ситуации ходе вещей.

К ним относятся:

    • отсутствие необходимых в данной обстановке предметов и следов;
    • наличие предметов, сам факт обнаружения которых в данной обстановке необычен .

О сущности негативных обстоятельств дает представление следующий пример. При осмотре магазина, откуда, по заявлению продавца, была совершена крупная кража, следователь обратил внимание на весьма значительный беспорядок в торговом зале, большое количество различных предметов, якобы оставленных преступниками, и сам характер этих предметов (грязные носки, носовой платок, перочинный нож и т. п.), на размер пролома в потолке, через который воры не могли проникнуть в помещение. Обстановка на месте происшествия противоречила представлению о возможном механизме преступления; среди похищенных предметов были и такие, которые невозможно протащить через пролом. Все эти данные приобрели значение негативных обстоятельств и позволили выдвинуть версию об инсценировке кражи, которая в ходе дальнейшего расследования и подтвердилась.

Инсценировка может преследовать следующие цели:

    1. создание видимости совершения в определенном месте иного преступления и сокрытие признаков подлинного (пример выше);
    2. создание видимости происшедшего на данном месте некриминального события для сокрытия совершенного преступления (например, инсценирование самоубийства или несчастного случая для сокрытия убийства);
    3. создание видимости совершенного преступления для сокрытия поступка, не имеющего криминального характера (например, инсценирование обстановки кражи документов при фактической их потере);
    4. создание у следователя ложного представления об отдельных деталях фактически совершенного преступления или об отдельных элементах его состава (инсценировка преступления другим лицом, в иных целях и по другим мотивам, в ином месте, в другое время и т. п.).

Негативные обстоятельства иногда обладают большой доказательственной силой, поэтому их выявление при осмотре весьма важно.