Специализированные прокуратуры. Система специализированных прокуратур Российской Федерации

Достаточно интересным и крайне важным является такой орган, как прокуратура. Он объединяет в себе целую систему различных ведомств, которые имеют свои функции и задачи. Вдобавок к этому, в структуре органов прокуратуры предусмотрены специализированные подразделения, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие прокуратуры

Прежде чем ответить на вопрос, что такое специализированные прокуратуры, необходимо разобраться, что собой представляет данное понятие вообще. Следует отметить, что этот термин характеризует целую систему органов с разными функциональными задачами. Таким образом, прокуратура Российской Федерации - это структурированная совокупность централизованных органов власти, которые осуществляют надзор за соблюдением положений Конституции и законов. Специализированные прокуратуры, в свою очередь, представляют собой органы особой формы деятельности. Иными словами, они реализуют надзорные функции в определенных отраслях общественной деятельности, о чем будет рассказано далее.

Структура прокуратуры

В соответствии с действующим законодательством, прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему специальных органов. Однако в её структуре существуют определенные разветвления. Примером тому являются территориальные и специализированные прокуратуры.

Этих органов едина, но вот функции разные. Тем не менее прокуратура представляет собой иерархичную структуру, в которую входят следующие элементы, например:

Генеральная прокуратура РФ.

Прокуратуры субъектов федерации.

Аналогичные органы районов и городов.

Военная прокуратура.

Специализированные прокуратуры.

Учебные заведения для подготовки кадров.

Печатные издания органов прокуратуры.

Специализированные прокуратуры

Следует отметить, что с учетом эволюции общества появляется множество специфических сфер деятельности и государственного регулирования. В соответствии с этим возникает необходимость в осуществлении надзора в этих особых сегментах. Для этого были разработаны специализированные прокуратуры, на которые возлагаются функции по осуществлению контроля в упомянутых ранее специфических сферах деятельности. Появление подобных ведомств также обусловлено недостатком принципа территориального распределения контрольных органов. Иными словами, при таком формировании системы некоторые сегменты жизнедеятельности общества контролируются не самым качественным образом. Поэтому специализированные прокуратуры являются неотъемлемой частью общей системы упомянутых в статье ведомств.

Также необходимо указать на то, что административно-территориальная система распределения органов прокуратуры в большинстве случаев не приносит положительных результатов. Иными словами, общий надзор данные ведомства осуществляли, но в своей деятельности упускали некоторые важные моменты. В соответствии с этим появилась потребность в осуществлении контроля некоторых особенных сфер деятельности, о чем уже говорилось ранее. Только в последнем случае упор делают не на территориальный принцип, а на "точечное" распределение органов прокуратуры специаилизированного характера.

Смежность работы общих и специализированных органов

Следует отметить тот факт, что прокуратуры общие и специализированной направленности реализуют свою деятельность смежно. Это наглядно просматривается в структуре функций данных ведомств. Например, прокуроры общей направленности реализуют следующие основные направления своей работы, а именно: надзор за исполнением законодательства органами государственной власти, надзор за соблюдением человеческих прав, надзор за органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и т. д. В данном случае специализированные органы также наделены этими задачами. Но их также обуславливается специальными ведомственными актами, которые издаются по направлениям работы. Таким образом, специализированные прокуратуры помимо общего юридического «пакета» прав и обязанностей, имеют также дополнительные. Более детально эти особенности прослеживаются при анализе их нормативной базы.

Нормативное регулирование специализированных прокуратур

Следует отметить, что прокуратуры специализированного характера реализуют свою деятельность на основе определенной нормативной базы. Прежде всего, в системе нормативного регулирования этих ведомств нужно отметить Конституцию РФ. Этот документ играет первостепенную роль, так как является основой всей правовой системы государства. Вторым, не менее значительным источником нормативного координирования является ФЗ "О прокуратуре". Именно в нем можно найти положения, которые регламентируют сам факт существования в России специализированных прокуратур. Достаточно интересным является тот факт, что в законе практически ничего не сказано о количестве подобных ведомств и их непосредственной системе. Таким образом, точного регулирования деятельности специализированных прокуратур попросту не существует. В своей работе они пользуются общими положениями Конституции, её главными принципами и соответствующей подзаконной базой, а именно: ведомственными нормативно-правовыми актами. Следует отметить, что большое значение для организации деятельности упомянутых в статье органов играют приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора. Именно они и являются подзаконной базой функциональности специализированных прокуратур.

Виды органов специализированного характера

Существуют различные виды специализированных прокуратур. На каждый из этих органов возлагается спектр уникальных по своей сути задач, благодаря которым реализуется надзор в особых сферах общественной деятельности. К специализированным прокуратурам относятся следующие:

Транспортные;

Природоохранные;

По надзору за исполнением законов при реализации назначенных судебными органами наказаний;

Прокуратуры на особых режимных объектах;

К специализированным прокуратурам относятся также военные. Хотя некоторые теоретики очень часто не причисляют эти ведомства к специальным, что является глубоким заблуждением, о чем будет сказано далее в статье.

Органы на транспорте

Следует отметить тот факт, что компетенция специализированных прокуратур ограничена сферой их непосредственной деятельности. Дабы более детально разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать отдельные виды подобных ведомств. Ранее автор уже указал, что специализированные прокуратуры РФ содержат в своей структуре органы, действующие в области транспорта. В число их полномочий входят следующие легитимные правовые возможности:

Проверка уровня соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина всеми предприятиями и организациями, относящихся к транспортной отрасли;

Проверка соблюдения и практического исполнения законов о нормах безопасности движения;

Привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и иного рода правонарушения, которые являются должностными лицами транспортных организаций;

Проверка таможенных органов.

Природоохранные прокуратуры

Система специализированных прокуратур содержит в своей структуре органы природоохранного направления. Они, в свою очередь, осуществляют борьбу с экологическими правонарушениями и привлекают к ответственности лиц, совершивших подобные негативные деяния. Эти специализированные органы прокуратуры также взаимодействуют с международными организациями и иными правоохранительными структурами с целью организации качественного противодействия в сфере экологической безопасности. Помимо того, важность прокуратуры состоит в том, что она обеспечивает выполнение конституционных норм. Ведь в основном законе РФ прописано, что каждый гражданин имеет право на проживание в благоприятной и чистой окружающей среде. Таким образом, природоохранная или же экологическая прокуратура, как её принято называть, играет первостепенную роль в сфере защиты экологии.

Военные прокуратуры

Прокуратура военного характера Российской Федерации является одним из структурных элементов системы соответствующих ведомств. Её возглавляет специальное должностное лицо - Главный Главной задачей этих ведомств является надзор за соблюдением законности и правопорядка в системе вооруженных сил России. Следует заметить, что военная прокуратура имеет статус специальной по нескольким причинам. Во-первых, в её ведении находятся вопросы, которые нетипичны для «классических» органов. Ведь в функции прокуроров не входит контроль за вооруженными силами. Во-вторых, работники ведомства имеют не специальные звания советников юстиции, а военные. Помимо того, нужно отметить тот факт, что военные прокуратуры разделяются по округам и флотам. Структура данного ведомства представляет собой целостную систему из управлений, отделов и канцелярий. Помимо общих полномочий, сотрудники этих органов могут беспрепятственно входить на территории воинских частей, а также следить за законностью процесса содержания арестованных военных. Большое значение имеет деятельность прокурора по надзору за соблюдением законности в военных частях. С этой целью служащий упомянутого ведомства имеет право назначать проверки и ревизии внепланового характера.

Прокуратуры по контролю за исполнением наказаний

Существуют такие виды специализированных прокуратур, как органы по надзору за исполнением наказаний и на особых режимных объектах. Органы первого типа следят за тем, чтобы во время непосредственного исполнения наказаний, реализуемых на основе легитимных судебных решений, соблюдалась законность, а также не было нарушений прав и свобод человека. То есть происходит непосредственное регулирование правильности реализации режима наказаний. Следует отметить, что надзору в этом случае потдаются не только учреждения исполнения наказаний, но и сам процесс их непосредственной деятельности, а также общие особенности исполнения уголовной ответственности, иными словами, приведения её "в жизнь"!

Направления в процессе надзора за исполнением наказаний

Следует отметить тот факт, что деятельность специализированных прокуратур по надзору за исполнением наказаний реализуется на основе приказов Генерального прокурора №19 и №237. В этих нормативных актах указанно, что работа в данной сфере должна производиться с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений в учреждениях, относящихся к уголовно-исполнительной системе. В соответствии с этим основными задачами соответствующие прокуроры могут осуществлять следующие действия, например:

Собирать информацию о состоянии законности в учреждениях исполнения наказаний;

Непосредственно использовать полученные данные для дальнейшей модернизации всего процесса надзора;

Рассматривать жалобы лиц, которые находятся под стражей, с целью выявления преступлений;

Контролировать процесс исполнения законодательства уголовно-правовой сферы;

Прокуратуры на режимных объектах

Прокуратуры, занимающиеся надзором за особыми режимными объектами, также следят за режимом соблюдения норм существующего законодательства. При этом им поднадзорны предприятия особого режима деятельности. К числу подобных можно отнести далеко не все действующие сегодня в России организации. Статус "режимного объекта" регламентируется определенными законодательными нормами. Что касается прокурорского контроля, то он осуществляется лишь на конкретных предприятиях указанного в статье типа. К числу подобных относятся следующие, например:

Объекты особого режима;

Организации и учреждения принадлежащие к оборонно-промышленному комплексу Российской Федерации;

Предприятия, которые в процессе своей непосредственной деятельности производят эксплуатацию радиационных и ядерных материалов;

Предприятия и организации в системе ведения медико-биологического агентства РФ;

Следственные отделы СК РФ, занимающиеся осуществлением предварительного следствия в метрополитене и на особо режимных объектах.

Заключение

Итак, в статье мы рассказали, что собой представляют специализированные прокуратуры, и как они соотносятся с общей структурой органов прокуратуры. Следует заметить, что подобного рода ведомства просто необходимы в современной России. Ведь они следят за законностью в специфических сферах жизнедеятельности общества.

1.Введение

2. Виды (отрасли) прокурорскогонадзора

Надзор за исполнением законов

Протест прокурора

Представление прокурора

Постановление прокурора

Надзор за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина

Надзор за исполнением законовадминистрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемыесудом меры принудительного характера, администрацией мест содержаниязадержанных под стражу

4. Библиография
1.ВВЕДЕНИЕ

Надзорза точным и единообразным исполнением законов является единственнымпредназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственнымгосударственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Прокурорскийнадзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственнойдеятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной исудебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре РФ».Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенциинезависимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами(п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура в механизме государства выполняет особую,свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеруполномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудиеи прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности,осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другуорганами.

Для уяснениясущности и специфики прокурорскогонадзора следует ограничить его от других видов надзора и контроля,осуществляемого иными органами государственной власти. Дело в том, что контрольза законностью возложен на различные органы власти и управления. Применяятермин «контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, посколькувключает в себя и возможность соответствующего вышестоящего и контролирующегооргана не только наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своейвластью. Такими полномочиями обладают, например, органы местной власти иуправления, осуществляя контроль за соблюдением законности всемигосударственными органами, общественными и частными организациями, действующимина соответствующей территории. Такой контроль возложен также на различные государственные,межведомственные инспекции (автомобильные, санитарные, торговые, атомного,горного, котлонадзора и т.д.).

2. Виды (отрасли)прокурорского надзора

Прокурорскийнадзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется наширокую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Ихразнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единогопо сути своей прокурорского надзора определенных его участников илинаправлений. При этом единый в конечном счете объект надзора – законностьсоответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» сучетом конкретной деятельности поднадзорного объекта (структуры), например,соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д.

Такимобразом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить какспециализированные участки деятельности прокуратуры., обладающие в силухарактера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.

Вцелом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского надзора смомента его возникновения до настоящего времени.

Сучетом сказанного и в соответствии с третьим разделом статьи Закона «О прокуратуре РФ»,именуемом «Прокурорский надзор», мыможем четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор заисполнением законов

Всоответствии со статьей 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» Генеральныйпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами иведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых имиправовых актов.

Впредмет прокурорского надзора включается проводка законности деятельностиорганов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями, организациями,вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями,должностными лицами и гражданами.

Надзорза исполнением законов местными представительными органами, органамиисполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами общественнымиобъединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемыхими правовых актов является одним из основных направлений в деятельностиорганов прокуратуры и именуется общим надзором.

В этойотрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается сущность иназначение надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве,осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Наименованиеэтой отрасли – «Общий надзор» - является традиционным, оно присвоено ему еще впериод образования органов советской прокуратуры в 1922 году. Оно как быограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора – заисполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовноми гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений ипостановлений судов.

Нынедействующий закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор» не использует, что,однако, не препятствует применению его для характеристики деятельностипрокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистическихработах, посвященных отраслям прокурорского надзора.

Сущностьи назначение общего надзора главным образом составляет надзор органовпрокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сферегосударственного управления. В этой сфере чаще всего допускается местничество,противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона,вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона.Именно в этой области государственного управления должно быть обеспеченнодействительно точное и действительно единообразное как понимание, так иприменение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь,не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным иведомственным влияниям.

Задачипрокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в Конституции РФ, взаконе «О прокуратуре РФ», а также в приказах Генерального прокурора РФ № 7 от11.03.1992 года « О задачах органов прокуратуры, вытекающих из закона РФ «Опрокуратуре РФ», и № 20 от 28.05.1992 года «Об организации надзора и управленияв органах прокуратуры РФ».

Генеральныйпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор с тем, чтобыправовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти иобщественными организациями, а также должностными лицами, соответствовалиКонституции РФ, иным законодательным актам РФ, а также постановлениям ПравительстваРФ.

Другаязадача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить точное иединообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.

Деятельностьпрокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. Но при всем многообразииподнадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должныизбирать те из них, которые существенным образом отражаются в режиме законностив государстве.

Полномочия Генеральногопрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной деятельности весьма широки. Прокурор вправе попредъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории ив помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документами материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи споступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор можеттребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимыхдокументов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистовдля выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим впрокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных илиподведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных лиц играждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Установив факт преступногонарушения закона либо административного правонарушения закона, прокурорвозбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении,требует привлечения виновных к иной установленной законом ответственности.

Прокуроры участвуют взаседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях представительныхорганов, органов местного самоуправления. Само это участие используется в целяхпрофилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие министерствами идругими органами противоречащих закону актов.

Прокуратура проверяет такжезаконность административного задержания граждан и применения соответствующимиорганами и должностными лицами мер воздействия за административныеправонарушения. Установив незаконность применения таких мер, прокуроросвобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административномузадержанию.

На выявления нарушениязаконов прокурор реагирует посредством определенных актов. Характернымипризнаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всейпредшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона.

Законом «О прокуратуре РФ»применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы следующие акты:протест, представление, постановление.

Протест прокурора.

Условия и порядок принесенияпрокурором этого правового акта, предъявляемые к нему требования и егореквизиты, определяются законом «О прокуратуре РФ», а также ведомственнымиуказаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий илине соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной властиили управления, общественной организацией или объединением, органами государственногоили хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а такжедолжностными лицами.

Протест впорядке общего надзора приносится как прокурором, так и его заместителем.Прерогатива прокуроров определяется приказом Генерального прокурора РФ №20 от28 мая 1992 г.в зависимости от компетенции прокуроров различных звеньев органов прокуратуры.Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено осуществлениенадзора за исполнением законов государственными органами и общественными организациями,а также должностными лицами. Так, прокуроры районов, городов и приравненные кним прокуроры специализированных прокуратур вправе в пределах своей компетенциипринести протест на незаконные правовые акты, принятые местнымипредставительными органами, органами исполнительной власти и управления,юридическими лицами, общественными объединениями и должностными лицами,действующими в пределах территории, поднадзорной специализированной прокуратурегорода, района.

Прокурорыкраев, областей и приравненные к ним прокуроры приносят протест соответственнона незаконные правовые акты, принятые краевыми органами исполнительной власти иуправления, региональными общественными объединениями и должностными лицами,действующими в масштабе края и области.

Правоопротестования правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами,всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежитлишь Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

При этомследует иметь в виду, что вышестоящему прокурору принадлежит право принестипротест на незаконный правовой акт в пределах своей компетенции. Так, прокуроробласти вправе принять на себя функции районного или городского прокурора ипринести протест на правовой акт, изданный местными, т.е. районными илигородскими представительными органами.

Принесениепротеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие напериод рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушенияхзакона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальноеобеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест, он указываетна необходимость приостановления действия опротестованного акта.

В протестепрокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его всоответствие с законом, прекращении незаконного действия должностного лица, атакже восстановлении нарушенных прав.

Всоответствии со ст. 23 Закона “О прокуратуре РФ” протест подлежит обязательномурассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Приисключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушенийзаконности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору вписьменной форме.

Если всоответствии с ранее действовавшим законодательством о прокурорском надзорепротест прокурора, принесенный в порядке общего надзора, мог быть отозван срассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то в настоящеевремя это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению правовойсамостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в тоже времяспособствует повышению их ответственности за качество приносимых протестов.

Протестпрокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям по егореквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону “О прокуратуре РФ”(ст. 23 – “Протест прокурора”). Протест содержит: наименование опротестованногоправового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когдаправовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованногоправового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконностиили необоснованности правового акта (действие или бездействие должностноголица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложениепрокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованногоправового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица,виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрениипротеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатоврассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, егоклассный чин, дата принесения протеста.

Представление прокурора.

Представлениепрокурора (ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ”) – это правовой акт прокурорскогонадзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений испособствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную,политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранитьдопущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущемнеуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежитбезотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны бытьприняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, имспособствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурорув письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора опривлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной,административной или материальной ответственности. Для этого не требуетсявынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Направляяпредставление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходяиз требований Закона “О прокуратуре РФ”, сообщает, что если представление будетрассматриваться коллегиальным органом, например, коллегией министерства иликомитета, ему должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в немучастие.

Представление,как правило, направляется тем государственным и должностным лицам, от которыхзависит устранение нарушений закона и принятие мер по их предупреждению. Ввышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицампредставления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носятраспространенный характер или когда представление прокурора было отклонено,либо по нему было принято неправильное решение.

Представлениепо своей форме должно соответствовать определенным требованиям: наименованиеакта определяется ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ” – “Представление прокурора”.

Представлениесодержит: материалы, послужившие основанием для внесения представления(результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности,итоги расследования преступления и т.д.); наименование нарушенного закона ипоследствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавшихдопущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона иустранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретныхдолжностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора опривлечении их к ответственности; требование о безотлагательном рассмотрениипредставления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер поустранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностноеположение и классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись авторапредставления.

Постановление прокурора.

В зависимостиот характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушениязакона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона “О прокуратуре РФ” выноситмотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства обадминистративном правонарушении. Постановление выносится прокурором также вслучаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства илинеобходимости привлечения правонарушителя к материальной ответственности.

Постановление,выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать определенным требованиям.При возбуждении уголовного дела, прокурор, руководствуясь ст. 112 УПК, выноситоб этом постановление, в котором должно быть указано время, место еговынесения, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статьяуголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направлениеуголовного дела. При возбуждении производства об административномправонарушении в постановлении указываются: наименование постановления суказанием времени, места, кем оно составлено; содержание правонарушения;правовые обоснования ответственности должностного лица; указание на нарушенныйзакон; предложение прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный взаконе, и сообщение прокурору о результатах рассмотрения; должностное положениеи классный чин прокурора, его подпись.

Постановлениепрокурора о возбуждении административного производства подлежит рассмотрению впорядке ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Орезультатах рассмотрения постановления сообщается прокурору.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав исвобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительныморганом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора ивсех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждениесказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты,иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы вцелях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.

Осуществляянадзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельностиместо, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и впервую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия. Подчеркиваяэто обстоятельство, Ю.Скуратов справедливо отмечает, что при возросшей ролисуда “… в защите основных прав и свобод человека и гражданина, нельзясогласиться с тезисом о том, что суд – единственное средство такой защиты. Покрайней мере, сегодня ситуация следующая: число обращений в прокуратуру вдесять раз превышает число заявлений о защите прав граждан, направляемых в суд.Прокуратура в своей деятельности удачно восполняет некоторые изъяны судебнойформы защиты прав (усложненный порядок, длительные сроки рассмотрения дел,удорожание правовых услуг и др.)...”, граждане “… должны иметь выбор способазащиты, что прямо вытекает из идеи правового государства, конституционныхположений о приоритете прав и свобод человека и гражданина”.

Предметомнадзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральнымиминистерствами и ведомствами, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческихи некоммерческих организаций. При этом прокуратура не подменяет иныегосударственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль засоблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается воперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В ходевыполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы,заявления и иные сообщения о нарушенииправ и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты ихправ и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав исвобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненногоущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственныего деятельности по общему надзору.

При наличииоснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеютхарактер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры ктому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию всоответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характерадминистративного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалыпроверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административномправонарушении.

Правовымиактами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протести представление. Так, прокурор приносит протест на акт, нарушающий правачеловека и гражданина, органу или должностному лицу, издавшему этот акт, либообращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РоссийскойФедерации.

Во всех иныхслучаях нарушения прав и свобод человека (когда это не связано с принятиемнезаконного акта) прокурор вносит в орган или должностному лицу представлениеоб устранении допущенного нарушения.

Подробная иобстоятельная регламентация указанной надзорной деятельности прокуратурысодержится в приказе Генерального прокурора РФ №30 от 22 мая 1996 г. “Об организациипрокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свободчеловека и гражданина”. В нем с особой значимостью подчеркивается, чтоосновными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностьюправовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфереэкономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Надзор заисполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.

В системеотраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, посколькуцель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельствдела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению куголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдениеустановленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересовучастников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующихсовершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.

Исходя изэтого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод человека игражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений илиготовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий ипроведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29Закона “О прокуратуре РФ”.

Полномочияпрокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальнымзаконодательством и другими законодательными актами Российской Федерации,приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральнымзаконом “Об оперативно-розыскной деятельности”, Федеральным законом “Об органахфедеральной службы безопасности в Российской Федерации”. К ним же относятся иУказания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания,не требующие законодательного регулирования. Они также являются обязательнымидля исполнения всеми органами расследования.

К предметунадзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность проводится органамивнутренних дел, государственной безопасности, пограничной охраны, оперативнымиподразделениями федеральных органов налоговой полиции, службы внешней разведки,действующими в пределах их компетенции. Основным правовым актом,регламентирующим деятельность указанных структур, является упоминавшийся вышеФедеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. В целях борьбы спреступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляютмногообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение,наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений, участков местностии транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонныхи иных переговоров и пр. Естественно, что в процессе осуществления указанныхмероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производствадействий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией,таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и другихпереговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях,не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебногорешения “с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48часов”.

В процессеосуществления надзора за исполнением законов при проведенииоперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурорвправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями,полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.

В случаенарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскнуюдеятельность, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокуроробязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенныхправ, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации (ст. 31 Закона).

Полномочияпрокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователемопределены ст. 25, 116, 211–217 УПК РФ. Согласно этим нормам прокурор обязан вовсех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренныезаконом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили.В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователядля проверки уголовные дела, документы, материалы, и иные сведения осовершенных преступлениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших преступления,отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания орасследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения,квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий ирозыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнениепостановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке,розыске лиц, совершивших преступление; продлевает срок расследования исодержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо,производящее дознание, или cледователя от дальнейшего ведения дознания илипредварительного следствия, если им было допущено нарушение закона прирасследовании дела. Прокурор вправе также лично участвовать в производстведознания и предварительного следствия, проводить отдельные следственныедействия или расследование в полном объеме; изымать из органа дознания ипередавать следователю любое дело от одного органа предварительного следствиядругому, а также от одного следователя другому, в целях обеспечения наиболееполного и объективного расследования.

Прокурор обеспечиваетзащиту прав и законных интересов личности – потерпевших от преступлений и иныхлиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к охране их жизни,здоровья, чести, достоинства и имущества. В целях обеспечения возмещенияматериального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляетгражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим.Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечениепредъявленного или возможного в будущем гражданского иска. Особое местозанимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, вотношении которых ведется уголовное преследование, – подозреваемого и обвиняемого.Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права иобеспечена возможность их реального осуществления.

При решениивопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно ознакомиться со всемиматериалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимыхслучаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

Бдительноследит прокуратура за тем, чтобы органы дознания своевременно реагировали насигналы о совершенных преступлениях, не допускали сокрытия их от учета.

Обэффективности прокурорского надзора за предварительным расследованием говоряттакже данные: в 1992 г.прокуроры дали более 111 тыс. письменных указаний по уголовным делам, внеслиоколо 28 тыс. представлений по вопросам нарушения закона при расследованиипреступлений органами внутренних дел, освободили за неподтверждением подозренияболее 1 тыс. человек. Аналогичная картина наблюдается и в последующие годы.

Актамипрокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:

Указание –обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме в связи свозбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания иследователя обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование неприостанавливает исполнение. Исключение может иметь место лишь в случаях,предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК, когда следователь выражает несогласие с указаниямипрокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступленияи объеме обвинения – о направлении дела для назначения к слушанию или опрекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающемупрокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указаниенижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другомуследователю.

Постановление– решение, принимаемое по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессенадзора за расследованием преступлений – о возбуждении уголовного дела, оприостановлении предварительного расследования, прекращении производства поуголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных постановленийследователей и лиц, производящих дознание.

Представление– требование прокурора, вносимое в соответствующий государственный орган,общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранениюнарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений.Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) всвязи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Непозднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры ио результатах сообщено прокурору.

Санкция –решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимоограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого(заключение под стражу, залог, отстранение от должности).

Утверждение –применятся прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, впоследующих стадиях производства по делу становится также прокурорскимрешением; например, обвинительное заключение.

Реализацияэтих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании спроцессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его сорганами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранениепричин и условий, способствующих их совершению.

Надзор за исполнением законов администрацией органов иучреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительногохарактера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.

Предметомнадзора данного направления прокурорской деятельности являются: законностьнахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения,исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание идругие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдениеустановленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностейзадержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительногохарактера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, несвязанных с лишением свободы.

Такимобразом, надзор осуществляется к

14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика

Статья 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет виды прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, или так называемый общий надзор. Надзор за исполнением законов подразумевает не только надзор за их исполнением перечисленными субъектами, но и надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор руководствуется конституционным принципом равенства всех перед законом, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения 14б к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Указанные сферы деятельности тесно связаны с важнейшими правами и свободами граждан, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия для граждан, причинить им невосполнимый вред. Кроме того, рассматриваемые виды деятельности осуществляются в сфере борьбы с преступностью, охраны правопорядка, что имеет важное значение для общества и государства в целом.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данная отрасль надзора также выделяется в отдельную в силу важности соблюдения законов, регулирующих права задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, заключенных под стражу или отбывающих наказание.

Надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту отрасль надзора рассматривают как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения судов.

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

3. Принципы организации прокурорского надзора Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

13. Правовое регулирование прокурорского надзора Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.В

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

63. Предмет прокурорского надзора При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

16.2 Краткая характеристика правовых семей Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.Особенности этой семьи состоят в следующем:1) основным

Из книги автора

4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской

Из книги автора

6. Методика и тактика прокурорского надзора Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.Законодательство

Из книги автора

18. Правовое регулирование прокурорского надзора Основными законодательными актами, которые определяют принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, являются Конституция

Из книги автора

32. Цели и задачи прокурорского надзора Цели прокурорского надзора – это результат, на который направлена в целом деятельность прокуратуры. Изложение целей деятельности органов прокуратуры можно найти в ФЗ «О прокуратуре РФ»:1. Обеспечение верховенства

Из книги автора

35. Принцип единства прокурорского надзора Принцип единства заложен законодательно: в соответствии с Конституцией РФ прокуратура является единой федеральной системой территориальных и специализированных (военных, транспортных, природоохранных и других) прокуратур,

Из книги автора

36. Принцип законности прокурорского надзора Это самый важный принцип организации и осуществления прокурорского надзора, который является необходимым условием соблюдения всех прочих принципов. Суть его состоит в том, что вся деятельность прокуратуры происходит строго

Из книги автора

37. Принцип независимости прокурорского надзора В осуществлении надзорной деятельности каждый прокурор независим от каких бы то ни было органов, учреждений, организаций и общественных объединений. Он действует строго в соответствии с законами и руководствуется помимо

Из книги автора

114. Эффективность прокурорского надзора Эффективность прокурорского надзора представляет собой максимально успешное выполнение прокурором задач по укреплению законности, ликвидации преступности и устранению причин и условий, ее порождающих, с минимальной затратой

Из книги автора

§ 8.3. Общая характеристика отраслей российского права Профессор В.П. Мозолин считает, что структурная система права в ее обобщенном виде состоит из трех уровней: конституционного права; основных ветвей права; правовых образований, функционирующих в отдельных сферах

Понятие прокурорского надзора и его видов

Определение 1

Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности , осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.

Характерные черты прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:

  • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
  • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
  • Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.

Виды прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
  • Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами;
  • Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
  • Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
  • Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти.

Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.

Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.

В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.

Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие

Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.

Замечание 1

Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.

В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.

Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.

Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект надзора - законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д.

Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры., обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями. В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского надзора с момента его возникновения до настоящего времени.

Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов

В соответствии со статьей 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовых актов. В предмет прокурорского надзора включается проводка законности деятельности органов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями, организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами. Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором. В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Наименование этой отрасли - «Общий надзор» является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922 году. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора - за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов. Ныне действующий закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор» не использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора. Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям. Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в Конституции РФ, в законе «О прокуратуре РФ», а также в приказах Генерального прокурора РФ № 7 от 11.03.1992 года « О задачах органов прокуратуры, вытекающих из закона РФ «О прокуратуре РФ», и № 20 от 28.05.1992 года «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ». Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти и общественными организациями, а также должностными лицами, соответствовали Конституции РФ, иным законодательным актам РФ, а также постановлениям Правительства РФ. Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. Но при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются в режиме законности в государстве. Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной деятельности весьма широки. Прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Установив факт преступного нарушения закона либо административного правонарушения закона, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения виновных к иной установленной законом ответственности. Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях представительных органов, органов местного самоуправления. Само это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону актов. Прокуратура проверяет также законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения. Установив незаконность применения таких мер, прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию. На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов. Характерными признаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона. Законом «О прокуратуре РФ» применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление.