Система Конституционного права Российской федерации как отрасли права: понятие и основные элементы. Общая характеристика конституционного права российской федерации

Для характеристики Конституции Российской Федерации как основного источника конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении системы Конституции с системой отрасли. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли.

Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что,

1. во-первых, в отличие от отраслей (гражданское право - гражданский процесс, уголовное право - уголовный процесс, административное право - административный процесс и др.) сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

2. в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части.

Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты . При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства - с другой. В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

Конституция РФ и ее свойства;

Основы конституционного строя России;

Основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).

2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

Парламентское право РФ;

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;

Институт главы государства;

Институт Правительства РФ;

Конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;

Территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Каждая составная часть системы конституционного права - это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Система конституционного права характеризуется не только разделением отрасли на правовые институты, но и их соотношением, местом каждого из них в системе отрасли.

Это обусловлено тем, что между институтами конституционного права объективно существуют взаимосвязь и взаимодействие, в силу которых нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого.

Ведущее место в системе отрасли занимает институт основ конституционного строя, так как в его нормах содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

Вторым в системе конституционного права стоит институт основ правового статуса человека и гражданина. Его место обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве, а их обеспечение и гарантии являются главной целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Следующий институт – институт федеративного устройства государства – определяет принципы российского федерализма, устанавливает систему национально государственных и государственно-территориальных образований, в соответствии с которой строится система органов государства. Поэтому данный институт предшествует последнему в системе отрасли правовому институту, закрепляющему систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источники конституционного права - исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.


К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного права, относятся:

1. Конституции. Конституция Российской Федерации – главный источник конституционного права России. Она регулирует широкий круг наиболее важных, коренных конституционно-правовых отношений и обладает среди всех других правовых актов высшей юридической силой.

В России, наряду с Конституцией Российской Федерации, действуют конституции республик (22), входящих в состав Российской Федерации. Они также обладают высшей юридической силой на территории республик. Однако федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории России (ст. 4 Конституции Российской Федерации), поэтому конституции республик, в том числе и принятые до принятия федеральной Конституции, не должны противоречить ей.

Аналогичной юридической силой на соответствующей территории обладают уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Это вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, установленного ч.1. ст. 5 Конституции Российской Федерации.

2. Законы. Закон – наиболее распространенная форма, через которую устанавливается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституция Российской Федерации устанавливает два вида законов : федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопросам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Российской Федерации.

Конституцией указывается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч.3. ст. 76), обладающим более высокой юридической силой. Федеральные конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, предусмотренным самой Конституцией (таких вопросов пятнадцать), в особом, более усложненном порядке и не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации.

Они должны регулироватьважные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др.

Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам - ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия : для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами соответствующих субъектов Федерации.

Федеральные законы . Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией Российской Федерации в более чем сорока статьях. Принятые Федеральным Собранием (парламент РФ состоит из Совета Федерации и Государственной думы) в обычном порядке федеральные законы могут быть отклонены президентом Российской Федерации.

1. в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы , а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.).

2. приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

3. федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).

4. все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой , однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы).

Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в частности, в избирательном законодательстве - п. 6 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования).

Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре;

Законы о поправках к Конституции РФ . Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация - в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;

Законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования.

Дело в том, что приниматься они могут как:

- по предметам собственного ведения субъектов РФ, приоритет имеет региональный закон.

- по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), - региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее),

Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

Многочисленную группу нормативных правовых актов - источников конституционного права составляют подзаконные акты . При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:

1) указы Президента РФ . Обладая широкими полномочиями, Президент Российской Федерации реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, будучи подзаконными актами, отменяются в результате принятия соответствующих законов.

Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения.

Примерами рассматриваемых источников права , в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;

2) постановления Правительства РФ . Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

Акты Правительства России обязательны для нижестоящих органов исполнительной власти, а также для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

3) ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ, Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;

4) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Это регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

Они не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.).

5) иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления , принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

3. Договоры и соглашения. Различаются международные договоры и соглашения Российской Федерации и внутренние договоры и соглашения.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы . Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из этих положений следует, что ратифицированный международный договор по юридической силе стоит выше, чем закон, так как его нормы не могут отменять нормы или противоречить нормам международного права.

Из числа внутренних договоров важнейшим источником конституционного права является Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., в котором закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов.

В дальнейшем такие договоры были заключены не только с республиками, но и с другими субъектами Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы.

4. Декларации. Они как особая форма источников конституционного права выражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития. В декларациях, как правило, определяются новые концепции развития государственности, формулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Принятые Съездом народных депутатов или Верховным советом РСФСР Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит упоминания о декларациях, об их юридической силе и порядке принятия. Однако принятие деклараций не исключено, и поэтому можно сделать вывод, что Федеральное Собрание вправе их принимать без соблюдения обычной законодательной процедуры.

Система конституционного права как отрасли права представляет собой научно обоснованное объединение конституционно-правовых и государственно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих государственно-правовых норм.

Место, занимаемой той или иной группой однородных правовых норм в системе отрасли конституционного права Российской Федерации зависит, во-первых, от удельного места правовых норм, охватываемых данной группой, и их значение; во-вторых, от принципов, на основе которых строится данная отрасль. В зависимости от предмета правового регулирования тот или иной принцип права приобретает решающее значение и, следовательно, специфическое значение для определенной отрасли права; в-третьих, от тех целей, которые ставит законодатель перед отраслью права в каждый конкретный период развития государства.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система этой отрасли права выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между нормами и отражают основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, т.е. это определенная совокупность правовых норм, которые не только обладают внутренним единством, но и отличаются от других совокупностей норм государственного права.

В системе действующего конституционного права Российской Федерации принято выделять следующие институты, которые и составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

Такое строение данной отрасли права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет.

Характеристика системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между государственно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института. Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри данной отрасли? Почему на первое место поставлен институт основ конституционного строя? Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов, их последовательной ролью в определении устройства российского государства.

На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство, определяют существующие в России национально- государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится в последующем система государственных органов.

А как соотносится система отрасли конституционного права с системой Конституции? В наиболее общем виде можно сказать, что они связаны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли предопределяется объективными факторами - устройством государства. Система Конституции - категории субъективная, поскольку систематизацию конституционных норм осуществляет законодатель. Кроме того, система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции - лишь часть этих норм, устанавливаемых в основном источнике отрасли права.

Система отрасли права, как и система Конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственные каждому данному этапу развития государства и общества уровень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

Система конституционного права как отрасли права.

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

Конституционно-правовые институты, такие как:

Институт основ конституционного строя.

Институт основ государственного устройства.

Институт государственной власти.

Институт местного самоуправления.

Институт основ правового статуса личности.

Институт гражданства РФ.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права <*>.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей "включение" всех отраслей права;

9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Система конституционного права России – это комплекс особых юридических актов. Они направлены на охрану основных интересов и свобод людей. Для реализации данной задачи создана определенная структура госвласти. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет система конституционного государственного права России.

Общие сведения

Система конституционного права России как отрасли права, касающейся другой сферы человеческих отношений, имеет свои особенности. Однако среди всех областей именно она занимает ведущее место. Собственно, система отрасли конституционного права России выступает в качестве фундамента для остальных юридических сфер страны. В этом состоит ее главная задача.
Любые принимаемые законодательные акты должны соответствовать тем положениям, которые предусматривает система конституционного права России. Как отрасли права могут существовать без учета принципов, заложенных в Основном Законе? Это невозможно. Более того, в демократической стране не может действовать законодательство, противоречащее основополагающим актам. Формы, в которых находит свое выражение система конституционного права России, его источники имеют высшую юридическую силу. К ним, в частности, относят Указы, Законы, Постановления. Основным источником является Конституция. В качестве критериев для формирования всей структуры выступают определенные группы актов. Они именуются институтами конституционного права. Эти группы регулируют сравнительно самостоятельные сферы отношений внутри рассматриваемой области.

Система конституционного права России: кратко о месте в общей юридической сфере

Акты и положения Основного Закона регулируют те или другие общественные отношения в общих чертах. Система источников конституционного права России является фундаментом, исходной базой для прочих сфер: уголовного, гражданского, семейного, финансового и других законодательств. При этом Основы выступают в качестве ядра, вокруг которого объединены все компоненты структуры. Система конституционного права России играет стимулирующую и направляющую роль. Под ее влиянием осуществляется координация деятельности и развития каждого элемента. Играя роль ядра, система конституционного права России выступает в виде той основы, во исполнение и в соответствии с которой регулируются общественные отношения, законотворческая и исполнительная деятельность власти. Таким образом, абсолютно все юридические сферы базируются на Основах, исходят из них, развивают их положения. При этом законы, регулирующие эти области, должны соответствовать диспозициям, которые присутствуют в конституционных нормах. Они выступают не просто в качестве юридических актов. Нормы Конституции имеют высшую силу, и законы, реализуемые на территории России, не должны им противоречить.

Соотношение с Основами

Это один из важнейших вопросов в характеристике рассматриваемой сферы. Система конституционного права России, несомненно, объемнее и шире непосредственно самих Основ. Здесь стоит отметить, что наименования некоторых компонентов совпадают. Однако сфера их влияния различна. Так, например, институт федеративной структуры в Конституции отражен в виде ее норм, в системе конституционного права он, кроме прочего, включает в себя и другие акты Основного Закона, уставов субъектов и федеральных законов. Примерами могут выступать ФЗ "О национальной культурной автономии", договоры между органами госвласти страны и ее регионами и так далее.

Система конституционного права России: институты и нормы

Эта сфера также имеет свои особенности. Непосредственно в Конституции определены относительно самостоятельные правовые институты. В качестве них, в частности, выступает Президент, Правительство, Федеральное собрание, местное самоуправление, судебная власть. Система конституционного права России объединяет их все в одну структуру - госвласти и местного самоуправления. Из ее элементов при этом можно выделить более широкие, комплексные компоненты. Они, в свою очередь, включают в себя более узкие конституционно-правовые институты.

Комплексные элементы

В качестве такого института, например, выступает Федеральное Собрание. В него, в свою очередь, включены Госдума и Совет Федераций. Вместе с этим каждая палата Парламента может считаться комплексным институтом относительно, например, депутатов, комитетов, председателя. В одной такой структуре могут быть объединены акты, которые обладают различной юридической силой. Например, в составе института Госдумы присутствуют нормы Регламента и Конституции. Вместе с этим один и тот же акт может относиться к тому или другому элементу рассматриваемой структуры. Так, например, по ст. 102 Основ в компетенцию Совета Федерации относится, в числе прочего, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ. Данная норма относится к конституционно-правовым институтам СФ и Прокуратуры.

Критерии разграничения

В качестве основных признаков, позволяющих отделить конституционно-правовые институты, выступают:

В юридических изданиях нет единого подхода к разделению конституционно-правовой отрасли на институты. Общепринятой, однако, считается классификация в соответствии со строением Основного Закона.

Главные категории

В конституционно-правовой системе выделяются институты, которые считаются основными элементами отрасли. Они объединяют акты, которые закрепляют:

  • Федеративное устройство.
  • Фундамент конституционного строя.
  • Структуру госвласти и местного самоуправления.
  • Основы юридического статуса гражданина и человека.

Такое строение согласуется с внутренней системностью сфер общественных взаимодействий, которые составляют предмет конституционного права. В каждой категории отношений присутствует своя специфика. Они отличаются по субъектам, объектам, мере и форме должного юридического воздействия, а также по его характеру. Данные особенности общественных взаимодействий, регулируемых нормами, предопределяют конституционно-правовую систему, однако они не выступают в качестве ее основы.

Критерии структуризации

В качестве них выступают факторы, которые свойственны непосредственно самой форме права, его нормам и их особенностям. Эти критерии исходят из содержания общественных отношений. Они, в свою очередь, предопределяют особенности юридического влияния на них, механизма регулирования, объема воздействия и прочих качественных параметров.

Соотношение элементов

Системный анализ отрасли конституционного права предусматривает не только выявление ее компонентов. В рамках данной деятельности немаловажным является и обоснование соотношения ее элементов, определение позиции каждого из них. Такой подход базируется на взаимодействии сфер общественных отношений, которые выступают в качестве предмета регулирования нормами правовых конституционных институтов. Следует, однако, отметить, что данное соотношение необходимо рассматривать как первичную, исходную основу. Она определяет структуру всей отрасли. Ее юридическое обоснование заключено в том, что между элементами существует такая форма взаимодействия, в соответствии с которой акты одного сегмента образуют предпосылки для действия актов другого, определяя их содержание и направленность.

Иерархия

Нормы института, закрепляющего основы конституционного устройства, находятся на первом месте. Это обусловлено тем, что они содержат исходные начала юридического регулирования. Они реализуются нормами прочих конституционных институтов. Следующее место занимает сегмент, устанавливающий основы статуса гражданина и человека, его юридические возможности, обязанности и свободы. Такая позиция обуславливается тем, что названные категории признаются властью высшей ценностью. Защита свобод и интересов считается основной целью деятельности общественных и административных структур. Конституционный правовой институт, закрепляющий посредством своих норм федеративное устройство, формирует предпосылки для создания системы органов госвласти. Акты, издающиеся в ее рамках, устанавливают национальные и территориальные образования. В соответствии с ними выстраивается структура госорганов.

Классификация

Самое общее, первичное деление норм на институты определяет Конституция. Разделы Закона выступают в качестве основ для формирования конституционно-правовой системы. Поскольку в качестве основного критерия разделения права на институты выступает присутствие в ней сравнительно обособленных категорий общественных отношений, классификация выглядит соответствующим образом. Многие элементы занимают промежуточную позицию. Институты, имеющие межотраслевой характер, регламентируются нормами прочих правовых отраслей. Так, например, в управлении структурой избирательного процесса участвуют административные акты, общественные отношения находятся под влиянием гражданского законодательства и так далее.

Специфика предписаний

Правовая норма выступает в качестве первичного звена системы. Правила, установленные в ней, характеризуются:

  • Обязательностью для каждого, кто оказался в сфере ее влияния.
  • Формальной определенностью. Внешне она выражена письменно в официальном документе. Вместе с этим имеет место и внутренняя определенность обязанностей и юридических возможностей.
  • Обеспечением гарантий. В данном случае имеется в виду возможность применения государственного принуждения при нарушении.

Любое предписание имеет собственную структуру. Не являются исключением и конституционно-правовые нормы. Как и в других предписаниях, в них содержится три элемента:

  • Санкция . Она должна быть непременно выражена и закреплена в норме.
  • Диспозиция . Она выступает в качестве непосредственно предписания.
  • Гипотеза . Этот элемент не всегда находит внешнее выражение в норме. Тем не менее она, как и остальные два элемента, в обязательном порядке присутствует в предписании.

Конституционно-правовые нормы представляют собой абстрактные, общеобязательные, формально-определенные в соответствующих актах правила. Они установлены и охраняются властью. Их основной направленностью является регулирование отношений, составляющих предмет конституционно-правовой системы, посредством установления обязанностей и юридических возможностей их участников. Наличие в предписании указанных выше трех элементов считается обязательным. Отсутствие в нормативном акте диспозиции – непосредственно самого правила, модели поведения либо санкции за нарушение – будет свидетельствовать об отсутствии как таковой нормы конституционно-правовой системы.