Порядок временной регистрации иностранных граждан. Временная регистрация иностранных граждан

Согласно законодательству, все иностранцы, прибывшие на территорию России, подлежат обязательной временной регистрации по месту жительства. При ее отсутствии человек рискует быть депортированным на родину, поэтому следует подробно разобраться, какие документы нужно иметь и как производится процедура миграционного учета.

Правила временного пребывания иностранцев в РФ

Приехавшие в Россию на срок, превышающий три дня, иностранцы обязаны стать на миграционный учет по месту фактического пребывания, обратившись в Управление по вопросам миграции (далее – УВМ, УВМ МВД, ГУВМ МВД).

Кроме этого, у них должна быть миграционная карта, заполняемая при пересечении границы. Обратите внимание, что для граждан некоторых стран для въезда на территорию РФ необходима действующая виза, выдаваемая консульскими учреждениями за рубежом.

Согласно официальной информации, размещенной на интернет-портале Министерства внутренних дел, безвизовый режим установлен для граждан более 100 государств, причем оговорены и условия въезда, например, наличие дипломатического паспорта или с туристической целью. Для каждой страны дополнительно установлены и определенные сроки, например:

По основным правилам постановка на миграционный учет по месту временного пребывания для большинства приезжих должна быть осуществлена не позднее 7 дней с момента прибытия. Для некоторых путешественников есть исключения – для них установлены другие сроки

  • подданные Беларуси – 30 дней;
  • Армении, Казахстана, Киргизии – 30 дней;
  • Таджикистана – 15 дней.

Миграционная карта при въезде

Регистрация приезжего по месту жительства начинается с оформления миграционной карты

.

Ее необходимо заполнить в полном соответствии с паспортными данными. Получить бланк можно в поезде, самолете или непосредственно при пересечении границы. Обратите внимание, что миграционная карта имеет две части:

  • «А». Ее необходимо передать пограничнику при пересечении кордона.
  • «В». Остается у въезжающего на все время пребывания в стране вплоть до момента выезда. Здесь уполномоченным лицом проставляется штамп о пересечении границы. При утере необходимо сообщить о случившемся сотруднику Управления по вопросам миграции в течение трех дней, после чего получить дубликат.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России и его продление

На сегодняшний день в России принят ряд нормативных, правовых и законодательных актов, которые регулируют вопросы миграции и необходимость постановки на учет иностранцев и лиц без гражданства по месту жительства. Обратите внимание, что временная регистрация в Москве для иностранных граждан ничем не отличается от других регионов. Она осуществляется согласно следующим документам:

  • Федеральный закон № 109-ФЗ (18.07.2006) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Последние изменения были внесены в него в июле 2018 года с принятием закона №163-ФЗ (27.06.2018).
  • Постановление Правительства № 9 (15.01.2007) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» с изменениями от октября 2016 года.
  • Федеральный закон № 115-ФЗ (25.07.2002) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно вышеперечисленным документам все иностранцы, прибывшие в Россию, подлежат обязательной временной регистрации по месту жительства на срок до 90 суток. По истечении этого времени они должны покинуть государство минимум на три месяца. При наличии оснований право на временное нахождение можно продлить, обратившись в уполномоченный орган.

Для граждан стран – участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при наличии трудового контракта нахождение в РФ разрешено на срок до 12 месяцев с даты въезда

.

Как встать на миграционный учет

Обратите внимание, что ввиду последних изменений в законодательстве, иностранцы подлежат постановке на учет по месту жительства, а не пребывания, как было ранее. При переезде необходимо пройти процедуру перерегистрации. Это касается как другого населенного пункта, так и смены адреса проживания. Основанием для регистрации выступает наличие права пользования жилым помещением, например, договор аренды. Встать на миграционный учет обязаны все физические лица, пребывающие в страну:

  • граждане иностранных государств;
  • лица без гражданства;
  • неграждане (некоторые жители Латвии и Эстонии).

Порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Вопросами регистрации иностранцев и пребывания их в России занимается территориальное отделение УВМ МВД. Процедура постановки на учет имеет уведомительную систему. Она начинается при пересечении границы и состоит из нескольких этапов:

  1. При въезде в страну человек получает миграционную карту.
  2. Далее необходимо заполнить бланк уведомления о прибытии. Передать его можно в УВМ лично, посредством почтовой связи или через Многофункциональный центр. Занимается этими вопросами не путешественник, а принимающая сторона.
  3. После проверки данных и внесения их в базу, на отрывной части Уведомления проставляется штамп о приеме на учет. Бланк передается принимающей стороне, которая переадресовывает его приезжему.
  4. Спустя 90 дней прибывший из-за рубежа гражданин должен продлить регистрацию или покинуть территорию страны.

Принимающая сторона в России для иностранцев

Всеми вопросами по регистрации иностранцев занимается принимающая сторона

.

Она отвечает за достоверность предоставленных данных, передает уведомление для регистрации и получает его обратно. От имени принимающей стороны могут выступать:

Обратите внимание, что иностранцы, в том числе высококвалифицированные специалисты, владеющие собственной недвижимостью на территории РФ, могут сами стать на учет, причем им разрешатся самостоятельно зарегистрировать членов своей семьи. Это означает, что они сами обращаются в УВМ, без посредников.

Документы для постановки иностранца на учет в ФМС

Временная регистрация осуществляется при наличии определенного пакета документов. Список бумаг небольшой, причем часть из них предоставляет приезжий, а часть – принимающая сторона:

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина

Для постановки на учет лицо, принимающее иностранца, должна заполнить специальную форму. Она утверждена законодательно и официально называется «Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания». Внести данные может и сам иностранец, если у него есть собственное жилье в России. При заполнении заявления указываются сведения о принимающей стороне мигранта:

  • фамилия, имя, отчество;
  • данные о документе, удостоверяющем личность (кем выдан, серия и номер);
  • адрес прибытия (населенный пункт, улица, номер дома, квартиры);
  • наличие разрешения находиться в стране;
  • цель приезда;
  • наименование организации, если принимающей стороной выступает юрлицо;
  • прочие сведения.

Форма имеет отрывную часть, расположенную внизу страницы, которая передается принимающей стороне, а затем иностранцу. Заполнять бланк необходимо ручкой черного или темно-синего цвета, без ошибок и помарок, иначе документ не будет принят. После сверки всех данных специалист УВМ МВД на бланке проставляет отметку о выполнении принимающей стороной и приезжим всех требований для постановки иностранца на учет.

Снятие с регистрационного учета

До недавнего времени иностранцам приходилось при отъезде из страны проходить процедуру снятия с учета по месту пребывания. Поскольку вся информация о гражданах, пересекающих государственную границу, заносится в специальную базу ГУВМ МВД, снятие с учета осуществляется автоматически. Это означает, что при выезде иностранец предает документы, после чего в базе данных делается соответствующая отметка.

Ответственность за нарушение миграционного учета

Если регистрация иностранцев по месту пребывания происходила с нарушением законодательства, к лицу, не исполнившему закон, будет применено взыскание. Важно знать, что ответственность за несоблюдение миграционного законодательство ложится на принимающую сторону, если она не выполнила все действия по постановке на учет иностранца. Если приезжий регистрируется самостоятельно, только тогда ответственность ложиться на него. Законом предусмотрены следующие виды административных наказаний:

  • штраф;
  • выдворение за пределы РФ с запретом въезда (при повторном нарушении);
  • лишение лицензии на осуществление деятельности (для юридических лиц).

Видео

С 8 июля 2018 г. вступает в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“».

Поводом к внесению изменений в закон стало постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ в связи с жалобами граждан США», где суд постановил руководствоваться следующим толкованием.

Если иностранный гражданин уже встал на миграционный учет по адресу компании и не прерывает с ней связь на протяжении пребывания в России, но фактически проживает в помещении по другому адресу, которое ему предоставила принимающая сторона, то вставать еще раз на учет по адресу этого жилого помещения не нужно.

Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по фактическому месту проживания.

В соответствии с изменениями, вступающими в силу с 8 июля 2018 г., местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Далее принимающей стороной иностранного гражданина в России могут быть лица, перечисленные в законе, в том числе юридические лица, филиалы и представительства, но только если они предоставили в соответствии с законодательством РФ для фактического проживания иностранного гражданина жилое или иное помещение.

Иностранный гражданин больше не обязан вставать на миграционный учет, формулировка изменена на «подлежит постановке», что означает четкое закрепление ответственности за нарушение правил учета за принимающей стороной, кроме некоторых случаев указанных в законе.

Кроме этого, следует отметить, что теперь основанием для миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания будет пребывание по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность или иную деятельность, не запрещенную законом, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении данной организации, если оно не имеет своего адреса. При этом основание для постановки по адресу компании отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, вносимые в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», запрещают иностранному гражданину становиться на миграционный учет по адресу организации, где он работает, если там он фактически не проживает .

Закон закрепляет, что работодатель освобождается от статуса «принимающая сторона», только если такой работодатель не может обеспечить проживание иностранцев на его территории. То есть, если, например, иностранный гражданин сам арендует квартиру, а его организация ему компенсирует расходы, она не будет считаться принимающей стороной. В случае же аренды квартиры самой организацией и дальнейшего предоставления ее иностранцу для проживания, такая организация признается «принимающей стороной», а, следовательно, обязана зарегистрировать гражданина.

Изменения:

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 2:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;";

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;";

2) в части 1 статьи 20 слова "обязан встать" заменить словами "подлежит постановке";

3) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.".

Президент

Российской Федерации

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Внесенные изменения:

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. ().

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Вариант Б:

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Вариант Г:

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное ). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Россия является многонациональной страной: многие иностранцы уже имеют российское гражданство, а еще больше приезжают сюда в поисках лучшей жизни и работы.

Правила временного пребывания иностранцев в РФ

Въехать в нашу страну люди, являющиеся подданными других государств, могут как с предоставлением визы, так и без таковой.

Все основные вопросы, связанные с въездом в страну иностранца, пребыванием в ней, временной регистрацией по месту нахождения иностранного гражданина и её продлением регулируются действующим Федеральным законом № 115 Ф3 .

В безвизовом режиме могут въезжать:

  1. Граждане стран входящих в СНГ.
  2. Граждане стран, с которыми заключён договор о безвизовом посещении ими РФ.
  3. Иностранцы, которыми получен вид на жительство в России.
  4. Иностранцы, которые обзавелись разрешением на временное проживание в РФ.
  5. Остальным категориям граждан других государств необходимо получить визу, дающую право въезда на территорию нашей страны.

Визы могут быть различными, в зависимости от цели посещения страны. Это могут быть деловые, рабочие, учебные, туристические или иные виды виз. Пакет документов для получения каждой из этих виз имеет индивидуальные различия.

Независимо от того, каким образом и с какой целью человек въехал на территорию страны, он не имеет права игнорировать регистрационный учёт по фактическому месту пребывания или действительному месту жительства, если срок планируемого пребывания в РФ превышает 7 дней .

Находящихся в России на законном основании граждан других государств, официально вставших на регистрационный учёт, можно условно поделить на тех, кто .

Миграционная карта заполняется сразу же после приезда в Россию. С этого собственно и начинается сам процесс регистрации граждан, прибывших из других стран.

Нередки случаи, когда миграционная карта теряется . С этой проблемой нужно обращаться в ФМС, представив все документы, на основании которых она была выдана. Дубликат утраченной миграционной карты мигранту будет выдан бесплатно.

Учёт по фактическому месту пребывания

Важным шагом для иностранных граждан является оформление регистрации по месту их пребывания в территориальном отделении ФМС.

Этим вопросом занимается принимающая сторона , то есть организация или частное лицо, к которым человек приехал. К таковым, например, относится администрация гостиницы, в которой остановился прибывший иностранец.

Для регистрации по месту пребывания иностранным гражданам дается срок не более 7 суток после прибытия в Россию.

Самостоятельно такой постановкой на учёт приезжий должен заняться, если принимающая сторона по веским причинам не может решить этот вопрос.

Результатом этой регистрации является выдача уведомления об успешном её прохождении. Взимание госпошлины в этом случае не предусмотрено.

Регистрация по месту проживания

В отношении всех без исключения иностранных граждан с различными целями временно находящихся на территории России, обязательно требование законодательства страны, касающееся регистрации по месту их проживания.

Определившись с помещением, в котором прибывшему иностранцу предстоит проживать, он обязан подать заявление в территориальное отделение ФМС , расположенное по месту нахождения предоставленной жилплощади.

Подавать такое заявление необходимо в течение 7 дней после прибытия мигранта к месту фактического нахождения данного помещения, либо с того дня, когда этим мигрантом было получено разрешение на его временное проживание, либо с момента получения им вида на жительство.

Вместе с заявлением необходимо будет предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • документ, который подтверждает право пользования указанным жильём (это может быть , и т.п.).

За этот вид регистрации предусмотрено взимание госпошлины.

Свидетельствовать о временной постановке на регистрационный учёт будет отметка в разрешении на временное проживание или в виде на жительство.

Срок временной регистрации и его продление

Длительность пребывания в России иностранных граждан ограничивается сроком, на который у них оформлена виза.

Если пребывание на территории России носит безвизовый характер, то его срок не может превышать 90 суток .

По истечении этого времени иностранный гражданин должен покинуть страну, поскольку дальнейшее нахождение в нашей стране таких граждан будет считаться незаконным.

При необходимости срок временной следует продлить.

С 2015 году в порядок его продления определяется Приказом ФМС № 655 «Об утверждении порядка принятия территориальными органами ФМС России о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации».

Для продления регистрации по месту пребывания иностранному гражданину требуется подать соответствующее заявление в территориальный отдел ФМС по месту по месту временного пребывания или проживания либо самому иностранцу, либо принимающей его стороне.

Подавать заявление нужно не позднее, чем за 2 недели до истечения срока законного пребывания в стране.

В этом заявлении, написанном в произвольной форме, непременно должны быть указаны все основные сведения об иностранном гражданине:

  • полные фамилия, имя и отчество;
  • место и дата рождения;
  • подданство;
  • наименование и основные положения удостоверяющего личность документа (его наименование, срок действия, кем и когда выдан, серия и номер);
  • адрес места пребывания или проживания.

Вместе с заявлением предоставляется также:

Заявление о продлении временной регистрации рассматривается в отделении ФМС в течение 7 дней . Заявителю будет предложено прибыть по истечении этого срока для оглашения решения.

Такое решение может принять руководитель отделения ФМС или его заместитель. В том случае, когда принимается положительное решение, ставится соответствующая отметка в миграционной карте иностранца.

Если принимается отрицательное решение, то уведомление об этом вручается под роспись лицу, в отношении которого и был вынесен этот ответ. После этого у него остаётся 7 дней на то, чтобы покинуть пределы страны.

Граждане других государств, получившие патент на трудовую деятельность обязаны оформить продление регистрации по имеющемуся патенту. В этом случае, кроме перечисленных выше документов, дополнительно потребуется справка о доходах по форме 2НДФЛ.

Сокращение срока временной регистрации

Кроме продления регистрационного срока, он может быть и сокращён. Решение об этом принимается территориальным отделом ФМС.

Такое решение может быть принято:

В отдельных случаях может быть принято органами ФМС решение о досрочном аннулировании полученного патента, или же имеющегося разрешения на работу, а также временной регистрации, и даже вида на жительство.

Нахождение на территории РФ без регистрации

На получение временной регистрации отводится всего 7 дней после прибытия. Однако теперь легализоваться иностранным гражданам будет труднее.

С 2015 всем прибывающим в страну иностранцам необходимо сдавать интеграционный экзамен .

Причём сдавать его нужно будет для приобретения патента, для получения официального разрешения на работу, для получения вида на жительство.

Трудности легализации пребывания в России не причина увиливать от регистрации, однако нелегальных мигрантов , живущих без регистрации по месту своего пребывания в России, ещё достаточно много , даже несмотря на ужесточение наказания за это.

2015 год ознаменовался дифференцированным подходом к нарушителям миграционного законодательства:

  • теперь иностранцу, который незаконно находится на территории РФ более 120 суток, могут запретить въезд в страну на 3 года;
  • если подобное нарушение исчисляется 270 днями, то длительность запрета увеличивается до 5 лет;
  • незаконное пребывание более чем 360 дней карается запретом на въезд в Россию на срок в 10 лет.

Все эти меры направлены на искоренение нелегальной миграции и всех связанных с этим негативных явлений.

Видео: Регистрация иностранцев в РФ

В видеосюжете адвокат разъясняет, каким образом осуществляется регистрация иностранцев в России.

Даются ответы, как встать на миграционный учет и оформить прописку по месту пребывания в стране. Рассказывается какие санкции могут последовать при нахождении иностранного гражданина в РФ без регистрации.

Временная регистрация для иностранных граждан, приехавших в Россию, обязательна. Иностранец, у которого в России гражданство не получено, но желающий оформить право временного пребывания в стране, должен знать все о том, как производится процедура.

Во время ее прохождения иностранцев регистрируют для предоставления права на временное место жительства. Иностранцу следует знать все о том, как ему зарегистрироваться, как выглядит регистрационный бланк, какие нужно собрать документы, разобраться с тем, как он получит уведомление об окончании процедуры, не имея при этом гражданства и т. д.

Всеми иностранцами в России обязательно должны подаваться данные о месте их нахождения в УФМС. Там должны храниться все сведения про иностранного гражданина по месту его пребывания. Если иностранцем не были поданы данные сведения, ему будет грозить штраф.

В России действует закон о миграционном учете, согласно которому все иностранцы должны оповещать УФМС о своем передвижении по Российской Федерации. Миграционная служба обязана в обязательном порядке отслеживать все моменты, касающиеся физического пребывания иностранных лиц в стране. Это касается только людей, не являющихся гражданами РФ и не имеющих прописки.

Иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее 7 дней после прибытия

Для чего УФМС нужны записи про «иностранное движение» по стране? Территорию Российской Федерации защищает закон, следовательно, в своем законодательстве она имеет право выдвигать перед людьми определенные требования. Иностранные лица, не регистрирующие себя и не имеющие прописку, должны подавать сведенья о себе в миграционную службу, чтобы в стране происходил контроль за движением мигрантов, не имеющих право пребывать в стране на постоянной основе.

Им может быть выдано право на временное пребывание в РФ. Без временной регистрации человек не может находиться в стране на законном основании. То есть он не имеет права проживать или работать в России. Проживающих же иностранцев, не имеющих бланк миграционной службы о временной регистрации, ожидает штраф. Таким образом, проживание мигранта в России без оформления данного бланка по закону запрещено.

В 2018 году в законе о миграционном учёте граждан других стран появились изменения. Новые правила регламентируются ФЗ №163 от 27.06.2018 г., скачать который . Теперь иностранец не может оформить прописку по месту трудоустройства. Однако, если гражданин другого государства, нанятый на работу, фактически проживает на территории организации, то его поставят на миграционный учёт по рабочему адресу. Также несколько видоизменился список тех, кто может выступить в роли принимающего лица.

В августе того же года приминающую сторону обязали уведомлять сотрудников миграционной службы ещё и об убытии иностранца из места пребывания. Для этого даётся несколько способов: 1) личное обращение в МВД по месту жительства; 2) передача уведомления через МФЦ; 3) отправка бланка почтой.

Познакомиться с текстом поправок к федеральному закону «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учёта по месту пребывания в РФ» . Подробнее о нововведениях в миграционном законодательстве — на видео.

ФМС тщательно следит за тем, чтобы регистрация приехавшего из-за рубежа гражданина была сделана обязательно. Это позволит иностранцу избежать проблем с законодательством. В ее оформлении есть ряд правил, которые нужно соблюдать. Особое внимание следует обратить на сроки, которые выделяются на то, чтобы граждане имели возможность сделать регистрацию постоянного гражданина.

Группы лиц, которые могут пребывать в России

Россию могут долговременно посещать следующие лица:

  • Иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание и нуждающийся в прописке. Лицам, имеющим данное разрешение и проживающим в РФ, не грозит штраф, даже если они не имеют визы. Разрешение на временное проживание оформляется до приезда человека в страну.
  • Лицо проживает в России, имея . Регистрируя себя в Миграционной службе, человек обязан предъявить бланк, подтверждающий это. А также нужно будет предъявить другие документы.
  • Граждане других стран СНГ. Проживание в странах постсоветского пространства позволяет человеку находиться на территории РФ долговременно без оформления визы. Штраф за это не предусмотрен. Иностранному гражданину из СНГ не нужно оформлять какие-либо документы, которые позволят ему находиться в стране.
  • Граждане стран, которые заключили с Россией договор о режиме без виз. Время действия договора - минимум 1 месяц. В данном случае сроков пребывания такого гражданина в России не предусмотрено.

Оформление временной регистрации для всех других лиц обязательно. А также у них должна быть . Ее вид зависит от цели приезда человека, например, она может быть туристической или

Иностранных граждан в РФ регистрируют либо по месту жительства, либо по месту пребывания. В зависимости от этого им может быть присвоена одна из таких категорий:

  • Временно пребывающие.
  • Постоянно проживающие.
  • Временно проживающие.

Если человек, временно проживающий в России, встал на миграционный учет, для него делается . Она должна быть заполнена сразу по приезде в страну. Этим правилом не стоит пренебрегать, иначе будет грозить штраф. Однако категория лиц, имеющих вид на жительство здесь, освобождается от необходимости оформления данной карты.

Что делать, если миграционная карта потерялась? Если человек вовремя примет меры по ее восстановлению, то штрафа можно будет избежать. Он должен будет обратиться в ФМС и подать заявление о восстановлении утерянных документов. Далее, в ФМС заявителям дают уведомления, сообщая, к какому сроку им нужно явиться за документами.

Заявитель может попросить выслать ему восстановленную карту через почту или получить ее на месте. По времени процедура восстановления может занимать от 1 до 2 недель. Восстановление миграционной карты бесплатное.

Если иностранец является специалистом с высокой квалификацией, то, встав на учет в миграционной службе, он может получить право находиться в России до 3 лет.

Оформление регистрации по прибытии

Регистрацию иностранных граждан можно получить сразу же после приезда человека в РФ. Временно проживающие здесь лица должны в течение 7 дней по приезде подать в ФМС сведения о себе. Это необходимо для того, чтобы встать на учет. Порядок оформления временной регистрации не предусматривает выплату госпошлины.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина через почту

Дня тех иностранных граждан, которые в течение 7 дней со дня пребывания в стране не встали на учет в ФМС, предусмотрены штрафы.

Есть вариант заранее уведомить ФМС о своем прибытии с помощью почтовых услуг. В данном случае человеку нужно будет оплатить только услуги почты. Оформить временную регистрацию через почту проще, ведь нет необходимости стоять в длинных очередях. Таким образом, временная регистрация на почте выгоднее.

С регистрацией принимающей стороны иностранец получает право находиться на территории России с возможностью перемещения. Срок временной регистрации - 3 месяца.

Правила временной регистрации иностранных граждан, прибывших в РФ:


Оформление регистрации по месту жительства

Но если иностранец намеревается жить в Российской Федерации в своей квартире, то он оформляет не временную, а постоянную регистрацию. Оформление документов на квартиру может происходить в стране, в которой проживает человек. Если он не имеет собственной квартиры, то в ФМС следует указывать адрес, по которому он будет проживать.

Регистрирует иностранец себя по адресу, где находится его жилплощадь. Хотя приезжие из-за рубежа могут и не проживать в своих квартирах, но в регистрационном бланке должны быть указаны адреса их расположения. Срок подачи бумаг - 7 дней. Первым днем считается день приезда человека в его квартиру или день получения им вида на жительство.

Порядок подачи заявления:


Если заявитель предоставит полный пакет документов, то он получит отметку о регистрации.

Как поставить на учет в ФМС ребенка иностранного гражданина?

Мать, которая не оформила временную регистрацию своему ребенку, не может жить с ним на территории Российской Федерации. Регистрация ребенка происходит по аналогичным правилам, с теми же сроками. Таким образом, все дети иностранных граждан должны встать на учет не позднее 7 дня со дня приезда в страну.

Однако есть несколько правил, соблюдать которые нужно обязательно, чтобы ребенок встал на учет в ФМС:

  • Если мать детей, проживающая с ними в Луганской или Донецкой области, не делала для них документ временной регистрации вовремя (не позднее 7 дня с момента приезда в Россию), ей откажут в этом.
  • Мать с детьми из Таджикистана может сделать временную регистрацию не позднее 15 дня с момента приезда в Россию.
  • Зарегистрировать ребенка из государств ЕАЭС можно не позднее 30 дней с момента приезда в РФ.