Классификация нормы договора международное право. Международно-правовые нормы и их классификация

Норма является первичным элементом любой системы права, например, как клетка в живом организме. Термин "норма" латинского происхождения и означает узаконенное установление, признанный обязательным порядок, установленная мера.

Норма международного права - это правило поведения, создаваемое государствами и другими субъектами международного права путем согласования их позиций и признается ими как юридически обязательное.

Помимо норм международного права, международные отношения могут находиться под влиянием других регуляторов - норм международной вежливости, норм международной морали, традиций. Отличие последних от норм международного права заключается в том, что они не имеют юридически обязательного характера. Поэтому институт ответственности за нарушение норм международного права существенно отличается по процедуре применения и последствиями от аналогичного института при нарушении норм международной вежливости или морали.

Специфика международного права как особой системы проявляется также в построении международно-правовых норм. В отличие от классической конструкции, большинство международно-правовых норм содержит лишь диспозицию. Санкции за нарушение этих норм определяются в отдельных соглашениях или системой международного права в целом.

Как и в любой юридической норме, в норме международного права содержанием являются права и обязанности субъектов международных отношений. Зная свое право, субъект международного права может обоснованно предполагать возможное или должное поведение другого субъекта, которая заключается в выполнении долга, что корреспондирует соответствующем праву. Тем самым отношения между субъектами международного права приобретают упорядоченного, предполагаемого характера, а нормы выполняют регулятивную функцию.

Для международного права, как внутригосударственного, также характерно объединение норм в институты и отрасли, хоть и со своей целью и специфическим объектом регулирования. Под институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом такого регулирования. Например, институты признания, правопреемства, ответственности и др.

Отрасль международного права - это основное подразделение этой системы права, охватывающее качественно обособленную сферу международных отношений, урегулированных специальными нормами и институтами. В международном праве различают следующие отрасли: право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право и т.д. Некоторые отрасли современного международного права являются древними, например, дипломатическое и консульское право, международное морское право; другие появились недавно - международное воздушное право и международное космическое право. Естественно, что процесс формирования отраслей международного права перманентный. Сколько будет существовать международное право, столько и будут появляться новые качественно обособленные международные отношения, урегулированные нормами права. Объясняется это тем, что государства и другие субъекты международного права объективно заинтересованы в более эффективном регулировании определенных комплексов международных отношений, имеющих общий объект регулирования.

Среди международно-правовых норм особенно выделяются основные принципы международного права, т.е. юридические нормы, образующие фундамент международного права. Остальные международно-правовых норм должна им соответствовать. Основные принципы являются общепризнанными юридическими нормами, имеют императивный характер (jus cogens).

Нарушение субъектом международного права какого-либо основного принципа квалифицируется международным сообществом как посягательство на международный правопорядок. Основными принципами международного права является принцип суверенного равенства, добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров и др. (ст. 2 Устава ООН).

Одно из отличий международного права от внутригосударственного заключается в процедуре, способах и формах создания международно-правовых норм. На международной арене нет каких-либо законодательных органов, которые разрабатывали бы и принимали нормы международного права. Эту работу выполняют сами субъекты международного права во время двух - и многосторонних контактов. Единственный способ, с помощью которого создаются международно-правовые нормы, - согласование позиций между субъектами международного права относительно правила поведения и предоставления ему юридически обязательного характера. По форме нормы международного права - это общие, специальные конвенции или международный обычай.

Сегодня в науке международного права продолжаются дискуссии относительно разделения международно-правовых норм на мягкое право (soft law) и твердое право (hard law). Относительно первого, то здесь доминирует два взгляда. Сторонники первого считают, что до мягкого права следует относить такие специфические международно-правовые нормы, которые не устанавливают четких прав и обязанностей, а указывают лишь общее направление поведения субъектов международного права. Такие формулировки, как "цель", "прилагать усилия", характерные для этого типа норм, которые довольно часто встречаются в политических договорах или в преамбулах международных соглашений.

Представители второго взгляда на проблемы мягкого права считают, что нормы этого вида содержатся в ненормативных международных актах, например, в резолюциях международных организаций и конференций, в двух - и многосторонних заявлениях и коммюнике. Формально такие акты не являются юридически обязательными, однако их роль и значение в укреплении мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами и другими субъектами международного права неуклонно растут. Поэтому большинство положений резолюций ООН, документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как и многих других аналогичных актов, хоть они и морально-политические по характеру, добросовестно выполняется субъектами международного права. Кроме того, мягкое право дает возможность обеспечить более эффективное функционирование международной системы и ее отдельных компонентов, поскольку "твердое право" через объективно присущую ему жесткость не может так быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в этой системе, как это может сделать "мягкое право".

Таким образом, мягкое право как бы сокращает пути и готовит благоприятную почву для успешного развития твердого права.

Среди юристов-международников нет единого подхода к проблеме классификации норм международного права. Чаще всего международно-правовые нормы классифицируют так:

1) по сфере действия - универсальные и локальные (региональные);

2) по юридической силе - императивные и диспозитивные;

3) по функциям в системе - материальные и процессуальные;

4) по способу создания и форме существования -- обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы предназначены для регулирования отношений между всеми субъектами международного права и образуют в совокупности общее международное право. Устав ООН может быть ярким примером универсальных норм. Следует отметить, что Международный Суд ООН часто ссылается в решениях на "общие нормы международного права". Локальные или региональные нормы (иногда их также называют партикулярными) регулируют отношения между двумя или несколькими субъектами международного права, которые не обязательно должны располагаться в одном регионе Земли.

Императивные нормы международного права (jus cogens) - это такие правила поведения, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормой общего международного права, имеет такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Другими словами, это нормы, имеющие высшую императивную силу, а отсюда особый способ их изменения - принятие новой императивной нормы. Примером норм jus cogens являются основные принципы международного права.

Диспозитивные нормы допускают отступление от них по взаимному согласию субъектов международного права, при этом нельзя причинять ущерб правам и законным интересам третьих государств. После достижения указанной сделки такие нормы становятся так же обязательными для выполнения субъектами международного права, как и императивные. В диспозитивных норм относятся, например, такие нормы международного морского права: о делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа между противоположными или прилегающими прибрежными государствами, прилегающую зону и т.д.

Материальные нормы регулируют международные отношения, складывающиеся по поводу достижения определенных благ. Они как бы отвечают на вопрос: "Чего следует достичь?" Процессуальные нормы призваны создать благоприятные условия для реализации предписаний материальных норм в различных условиях правовой деятельности субъектов международного права. Основная задача процессуальных норм - выработка юридической технологии применения материальных норм с целью достижения максимального результата с минимальными затратами. Примером международных процессуальных норм могут быть многие положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., касающиеся порядка создания, действия и прекращения международных договорных норм. Профессор И.И. Лукашук считает, что в международном праве сформировалась новая отрасль - процессуальное право, которая должна сыграть положительную роль в вопросах повышения эффективности функционирования международного права. Он отмечает, что важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Определенное значение имеют и общие принципы права, которые преимущественно являются процессуальными нормами (например, никто не может быть судьей в собственном деле, приоритет специального закона относительно общего и др.).

Юридические особенности обычных и договорных норм были рассмотрены в предыдущем подразделе. Относительно нормы решений международных организаций, то они закрепляются в нормативных резолюциях межправительственных организаций. Большинство резолюций таких организаций имеет рекомендательный характер, однако некоторые из них содержат обязательные правила поведения субъектов международного права, которым они адресованы. В частности, такими нормами являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по финансово-бюджетным и административным вопросам Организации Объединенных Наций.

Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Одним из видов систематизации правового материала является кодификация. Это вид нормотворческой деятельности субъектов международного права, направлен на переработку действующих международно-правовых норм, устранения пробелов И противоречий в международном праве и создание на этой основе новых кодифікуючих актов, заменяют все прежние акты, которые действовали в определенной сфере международных отношений. С помощью кодификации происходит и формальное закрепление международных обычаев. Юридической формой кодифікуючих актов является международный договор. В процессе этой деятельности происходит и прогрессивное развитие международного права. Большой вклад в прогрессивное развитие международного права делают ООН, ее главные, вспомогательные органы и специализированные учреждения.

На второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющее большинство членов Шестого комитета (Комитета по правовым вопросам) поддержала предложение о создании Комиссии международного права. 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 174 (II), в которой учредила Комиссию международного права и одобрила Положение о Комиссии, в п. 1 ст. 1 которого говорится: "Комиссия международного права имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации". В ст. 15 Положение выясняется различие между понятием "прогрессивное развитие", что употребляется в значении "подготовки проекта конвенции по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств", и понятием "кодификация", что употребляется в значении "более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех сферах, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной".

Комиссия состоит из 34 членов - признанных авторитетов в области международного права. Членский состав Комиссии должен отражать основные формы цивилизации и основные правовые системы мира. Члены Комиссии избираются в личном качестве Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 5 лет. Комиссия готовит проекты по вопросам международного права, которые затем рассматриваются на представительных международных конференциях с целью принятия конвенций по вопросам, представляющим интерес для международного сообщества. На основе проектов Комиссии были приняты такие важные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и др.

Функции по кодификации и прогрессивного развития международного права выполняют и другие вспомогательные органы ООН: Совет по правам человека (правозащитное учреждение в системе ООН, которая в 2006 г. заменила Комиссию по правам человека), Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия по наркотическим средствам и др. Участвуют в этой деятельности также специализированные учреждения ООН, например, ИМО, МОТ, ЮНЕСКО.

Применение международного права в сфере внутригосударственных отношений.

Реализация международного права в сфере внутригосудар­ственных отношений - это деятельность субъектов этих отно­шений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права.

Регулирование может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государст­ва. В этом и нет необходимости (имеется в виду международ­ный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов).

Такое дополнительное правотворчество может осуществ­ляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международно­го права. Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы.

Совокупность внутригосударственных правовых актов (нор­мативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный ме­ханизм реализации (ее правовую базу).

3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды

Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний:

  • нормы-принципы; (станавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества)
  • нормы-определения; (раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве.)
  • нормы-правомочия; (предоставляют их адресатам определенные субъективные права.)
  • нормы-обязанности; (устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.)
  • нормы-запреты. (фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве;)

2) по роли в механизме международно-правового регулирования:

  • регулятивные; (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.)
  • охранительные. (выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.)
  • материальные; (фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой стату)
  • процессуальные.(регламентируют порядок реализации материальных норм)

4) по территории действия:

  • универсальные; (охватывает своим участием большинство государств мира.)
  • региональные; (действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).
  • локальные. (регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

4. Принципы международного права: понятие, акты, закрепляющие и конкретизирующие их.

Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

1. Уставе ООН;

2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

1. неприменение силы;

2. мирное разрешение споров;

3. территориальная целостность государств;

4. нерушимость границ;

5. суверенное равенство;

6. невмешательство;

7. равноправие и самоопределение народов;

8. сотрудничество государств;

9. уважение прав человека;

10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Функции принципов международного права :

1. стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;

2. развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

5. Источники международного права: понятие, виды.

Источники международного права - это формы существования международных правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор - это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай - это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика - это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

Международное законодательство является основой для создания большинства нормативных правовых актов в государствах, выступающих на мировой арене. Состоит оно из норм которые объединены в одну большую систему. Как создаются данные нормы? Как они классифицируются и какие имеют особенности? Обо всем этом - далее.

Общее понятие

Понятие нормы международного права широко применяется на мировой политической арене. Данное понятие подразумевает собой некое правило деятельности и порядок взаимоотношений государств, которое является общим и обязательным для всех. Также оно подразумевает взаимоотношения, которые могут возникать между иными субъектами, которые присутствуют на политической мировой арене и участвуют в международных отношениях.

Общепризнанные нормы международного права являются особенными потому, что рассчитаны на неоднократное применение и использование. Что касается методов их применения, то они могут осуществляться как в добровольном порядке, так и по принуждению.

Основные особенности

Как и все остальные, нормы международного права имеют некоторые особенности, которые характерны исключительно для них. В первую очередь, к списку таковых относится то, что они значительно отличаются от тех норм, которые имеются в законодательстве отдельного государства.

Основная особенность, которая различает между собой нормы международного и российского права, заключается в том, что первые из них регулируют правовые отношения, которые возникают между государствами на политической арене, а вторые - исключительно те, которые случаются только в пределах Российской Федерации. Что еще стоит отметить?

Еще одна особенность международных правовых норм заключается в том, что все они создаются путем так называемого метода согласования воли, то есть исключительно после того, как будут согласованы все позиции, вынесенные представителями государств - участников международных отношений. Как показывает практика, очень часто принятие таких решений тесно связано с осуществлением уступок, поиском компромиссов, а также иных точек соприкосновения различных сторон.

Основная форма закрепления норм международного права - это не законы, которые в юриспруденции зачастую именуются властными предписаниями. Они представлены в форме своеобразных источников, которые имеют согласительный характер и рекомендованы к применению содержащихся в них норм.

Все нормы, которые создаются в рамках международной арены, производятся самими государствами, которые выступают на ней. Что касается их адресности, то они направлены также на эти государства. Создаваться нормы международного права могут как отдельными странами индивидуально, так и коллективно. Характер их реализации всегда добровольный.

Еще одна особенность таких норм заключается в своеобразии их структуры. Так, если для законодательных предписаний, которые имеются, например, в российских нормативных правовых актах, характерна структура, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, то в случае с международными все иначе.

Формирование

Система норм международного права формируется исключительно теми субъектами, которые выступают на политической арене, то есть странами - участницами мирового сообщества. Субъекты формирования норм всегда только такие, независимо от того, какого типа предписание создается (обычай или договор между государствами). Их создание происходит исключительно по принципам согласованности и добровольности.

Процесс создания любого типа международной нормы всегда проходит через два обязательных этапа. Первый из них - определение некоторых правил поведения, которые будет регулировать принимаемая норма. На данном этапе стороны должны достигнуть согласия относительно данного вопроса, что нередко сопровождается поиском компромиссов, а также достижением договоренностей. После определения характера поведения стороны должны выразить свою волю на то, насколько обязательными являются данные правила поведения конкретно для них. Завершающая стадия данного этапа всегда представляет собой процедуру подписания какого-либо нормативного акта (соглашения, договора). Субъекты, принявшие такую модель поведения, могут также действовать по обычаю, то есть единообразно.

Полный перечень основных источников предлагается в содержании устава Международного суда ООН. Под самими источниками подразумеваются исключительно внешние формы, в которых право выражается. На практике все источники норм делятся на два типа: основные и вспомогательные, однако на законодательном уровне никакой иерархии между ними не существует.

К числу основных относятся договоры, обычаи, а также общие принципы права. Кроме этого, в их числе также рассматриваются акты, которые были приняты международными организациями - ярким примером такового являются резолюции ООН.

Что касается вспомогательных источников общепризнанных норм международного права, то среди них наиболее весомыми считаются правовые доктрины и судебные решения. Данные типы документов относятся именно к группе вспомогательных лишь потому, что они применяются только при решении определенных вопросов или при толковании пробелов, возникших в законодательстве определенной страны.

Принципы

Нормы международного права и положения соглашений должны соответствовать определенным международным законодательством принципам, то есть некоторым согласованным ранее основам, на которых строятся все отношения. Данные принципы запрещено нарушать, в противном случае за совершение действий, не соответствующих им, виновная сторона может быть наказана путем введения против нее соразмерных санкций в различных сферах (военной, экономической или политической).

Так, среди принципов, которые характерны для норм международного гуманитарного права, имеются несколько основных. В их числе - недопустимость применения какой-либо силы по отношению к иной стране, а также угрозы ее использования. Все споры, которые могут возникнуть между участниками на международной арене, должны быть разрешены мирным путем, без использования оружия. В соответствии с общепринятыми принципами международных норм, запрещается какое-либо внешнее вмешательство во внутреннюю политику государств, а все внешние действия должны осуществляться в виде сотрудничества, ведения переговоров и заключения определенных соглашений. На основании изложенных принципов, все государства являются одинаково суверенными, а народы, которые проживают на их территориях, имеют полное право на самоопределение и равноправие.

Все вышеперечисленные принципы являются основными и нерушимыми.

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют определенное содержание, которое представляют некоторые обязательства. Однако, несмотря на такое определение, далеко не все они являются обязательными для всех стран - участниц соглашения, в некоторых из них стороны попросту заинтересованы и исполняют, исходя из соображений своей выгоды, из соображений добросовестности и лидеров государств.

Если говорить о понятии международного правового обязательства, то оно представляет собой определенное отношение между участниками мирового сообщества, которое урегулировано конкретной правовой нормой в международном праве. В рамках данного отношения одна из сторон обязана воздержаться от совершения определенного действия или, наоборот, совершить его, а вторая имеет право требовать исполнения такой обязанности.

По своим видам международные обязательства могут быть как сложными, так и простыми. К группе первых относятся те, которые представляют собой целую совокупность некоторых обязанностей и прав. Если говорить о простых, то они состоят из одной обязанности и одного права требования у другой стороны.

Также обязательства делятся по другому признаку - количеству участников в отношения. В соответствии с таким критерием, они могут быть как двусторонними, то есть связывающими только две стороны правоотношений, так и многосторонними, когда в отношения вступают более двух государств. Однако на практике нередко можно наблюдать то, как многосторонние правоотношения в ходе их осуществления разделяются на двусторонние.

Все международные правовые обязательства могут создаваться как для однократного, так и для многократного применения - их вид определяется в момент заключения соглашения и создания нормы международного права и международного договора. Как показывает практика, соглашения, которые заключаются для однократного применения, в основном, подразумевают факт передачи какого-либо имущества от одного государства к другому, примером чего может послужить договор об обмене заключенными между странами. После того как соглашение будет достигнуто и исполнено в надлежащем виде, оно считается прекращенным.

Классификация

Все нормы международного права делятся между собой по определенным принципам. Так, юристы разделяют их в зависимости от предмета, который они регулируют, формы, а также сферы действия. Кроме этого, международные нормы принято различать по юридической силе - это отдельная классификация, которая заслуживает особенного внимания.

Рассмотрим каждую из групп более подробно.

По форме

В зависимости от формы закрепления, международные нормы подразделяются на обычные и договорные. Если отмечать в общем, то первая группа отличается от второй тем, что все нормы, которые относятся к ней, не закрепляются на договорном уровне, а их исполнение попросту выгодно всем сторонам - участницам соглашения.

Все договорные нормы содержатся в соглашениях, договорах, а также иных документах, которые заключаются между государствами путем поиска точек соприкосновения, а также общего мнения относительно определенного вопроса.

Международным договором признается документ, который заключается между странами - участницами действий на политической арене. В его содержании закрепляются определенные права и обязанности сторон-участниц. Особенностью такой формы соглашения является то, что оно излагается в письменном виде. В процессе создания проекта такого документа, который будет закреплять в своем содержании некоторые нормы права, ведутся переговоры, а также происходит процедура поиска компромиссов.

Все обычаи представляют собой некую практику стран - участниц действий на международной политической арене по поводу урегулирования определенного вопроса, которая была наработана годами. Позднее все обычные нормы находят свое отражение в нормативных договорах международного характера.

По предмету регулирования

Основная особенность данной группы заключается в том, что применение норм международного права осуществляется в зависимости от того, отношения в какой сфере они регулируют. В зависимости от сферы действия, нормы данного типа делятся на четыре группы: нормы права, регулирующие процесс заключения и исполнения международных договоров, нормы космического права, международного воздушного, а также в зависимости от определенной подотрасли (уголовного, административного, гражданского, хозяйственного и т.п.).

По некоторым смежным вопросам нормы одной отрасли права могут быть применены и в другой. Очень часто это можно наблюдать, когда положения, предписанные нормами гражданской отрасли, применяются при разрешении семейных споров, и наоборот.

По сфере действия

В зависимости от того, на какой территории действует та или иная норма права, она может быть отнесена к одной из групп: универсальной или локальной. Как они различаются?

В соответствии с общепризнанными принципами, нормы международного права и предписания могут быть использованы государствами на добровольных началах. На практике нередко случается так, что некоторые из них являются актуальными исключительно для определенного региона или для нескольких участников международных отношений. Такие нормы в юридической практике относятся к категории локальных. Если говорить об универсальных, то их применение актуально для преобладающего количества участников действий на международной политической арене.

По юридической силе

В зависимости от того, каким образом происходит исполнение предписанных норм сторонами, подписавшими соглашение, они могут быть разделены на императивные и диспозитивные. В чем их различие?

К числу императивных норм относятся все те, исполнение которых обязательно. Каждое правило, имеющее императивный метод регулирования, подразумевает определенное наказание (санкцию) при условии его неисполнения. Данное наказание, как правило, адресовано в сторону первых лиц государства, а также тех, по чьей вине было произведено нарушение общепринятой нормы.

Что касается диспозитивных норм, то они предполагают добровольное их исполнение, соблюдение или, наоборот, воздержание от совершения определенных действий.

Нормы частного права

При рассмотрении данного вопроса отдельное внимание также следует уделить такому понятию, как нормы международного частного права, которое также нередко встречается на политической арене.

Данное понятие подразумевает определенный спектр норм, которые широко применяются в определенном государстве как положения, предписанные его законодательством, обычаев и договоров в совокупности. Источниками таких норм являются все договоры, которые заключаются на межгосударственном уровне, принципы международного права, а также судебная практика и решения, принятые международным арбитражем. Кроем всего этого, к числу источников норм международного частного права на практике относятся кодексы и нормативные акты национального законодательства определенного государства.

К нормативному составу частного международного права следует отнести нормы двух различных характеров: материально-правовые, которые призваны урегулировать отношения с иностранными элементами, а также коллизионные, которые предназначены не для того, чтобы заниматься урегулированием конкретного правоотношения, а для отсылки к законодательству, по нормам которого решается конкретная ситуация.

Что касается методов, с помощью которых осуществляется регулирование вопросов, отведенных под группу частного международного права, то среди них различают коллизионный и материальный. Первый из них обращает к конкретной коллизионной норме в системе международного права, а второй - к материальным нормам, которые применяются в рамках национального законодательства.

Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным ос­нованиям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой ус­тановленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нор­мы и нормы, содержащиеся в актах международных конферен­ций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми норматив­ными актами, их фиксирующими.

1 Так, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (дата выражения согласия с правилами поведения, за­фиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР - в 1986 г.), Договор между СССР и США об ограничении под­земных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 декабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписания 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступила в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федера­ции - 11 апреля 1997 г.).

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распро­страняет свое действие на каждое участвующее в нем государст­во. Права и обязанности по договору адресуются как бы от од­ного государства другому.

Акты международной конференции или организации и за­крепленные в них права и обязанности исходят от коллектив­ного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицирован-ность.

И переговорно-договорная процедура создания норм, и са­ми правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обыч­ные международно-правовые нормы. Они формируются и под­тверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбит­ражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, докумен­тально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, при­знание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями актов международных организаций или конференций, которые принимались как акты-рекомендации).

В зависимости от предмета регулирования различаются: нор­мы относительно порядка заключения, реализации и исполне­ния международных договоров - право международных дого­воров; нормы, определяющие правовое положение космическо-

го пространства, Луны и других небесных тел, - космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению меж­дународного мира и безопасности, - право международной безопасности и т. д.

По субъектно-территориальной сфере действия нормы меж­дународного права можно разделить на универсальные и ло­кальные.

Универсальные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния, объект которых представляет всеобщий интерес, и при­знанные подавляющим большинством или всеми государства­ми. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большин­ством или всеми государствами потому, что в объекте регули­руемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отно­шений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких до­говорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатиче­ских сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают импера­тивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспори­мое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве между­народных договоров jus cogens - это норма общего международ­ного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от ко­торой недопустимо и которая может быть изменена только по­следующей нормой общего международного права, носящей та­кой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействую­щих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействитель­ными, их действие прекращается.

§ 3. Виды норм международного права

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-прин­ципы международного права: неприменения силы и угрозы си­лой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутрен­ние дела, добросовестного выполнения международных обяза­тельств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

1. Это наиболее важные, коренные нормы международного пра­ва, являющиеся нормативной основой всей международно-пра­вовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.



2. Принципы международного права являются наиболее об­щими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закреплен­ные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества меж­ду государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., За­ключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффек­тивного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обяза­тельными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действова­ли в соответствии с этими принципами.

4. Принципы - это императивные нормы jus cogens, обладаю­щие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспе­чить стабильность международного правопорядка и междуна­родную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, опреде­ляют содержание и методы сотрудничества государств как в

Глава 4. Нормы международного права

традиционных, так и в новых областях межгосударственных от­ношений (например, в исследовании и использовании косми­ческого пространства, в применении ядерной энергии в мир­ных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, име­ют комплексный характер. В Декларации о принципах между­народного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. Объект отноше­ний, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи ко­торых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторон­ние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщ­ности нормы, которые в свою очередь подразделяются на регио­нальные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют от­ношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации со­держания более общих норм и обеспечения эффективности дей­ствия последних. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения договоров между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегиче­ских наступательных вооружений и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы между­народного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обя­занности субъектов (например, обязанность прибрежного госу­дарства надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и право прибрежного государства принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения не являющегося

§ 4. Иерархия норм международного права

мирным прохода судов, предусмотренные Конвенцией ООН по, морскому праву 1982 г.). Охранительные (обеспечительные) нор­мы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, при­меняемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие - предписывающие воздерживаться от соверше­ния определенных действий (например, не производить бакте­риологическое оружие), управомочивающие - предусматриваю­щие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Как и в общей теории права, принято разграничивать импе­ративные нормы, содержащие категорические предписания (та­ковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия), и диспозитивные, пред­ставляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву об использовании срединной линии при де­лимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

Наконец, применяется деление норм на материальные, уста­навливающие права и обязанности участников правоотноше­ний, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (напри­мер, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

Институт международного права представляет собой особую структуру. Его акты обеспечивают регулирование отношение государств в целях сохранения сотрудничества и мира. Далее рассмотрим принципы и нормы международного права.

Общие сведения

Система международного права представлена как комплекс юридических актов, отличающихся упорядоченным разделением на сравнительно самостоятельные части (подотрасли, отрасли и прочее) и одновременно единством. В качестве материального структурообразующего фактора выступает сфера взаимодействий стран мира. Именно ее и обслуживает система международного права. Морально-политические и юридические факторы формирования представлены в качестве основ и целей структуры.

Источники международного права

Это форма, в которой выражено обязательное в юридическом смысле правило поведения сторон отношений. Она придает качество нормы права. К примеру, формой является Конституция, подзаконный акт (распоряжение, постановление, указ компетентного госоргана и прочее), Закон (Федеральный, Конституционный) и так далее. Само определение "источники права" принято использовать в двух значениях: формальном и материальном. В последнем случае речь идет об условиях общественной жизни. К формальным (они больше всего интересуют юристов) относят формы, в которых выражены правовые нормы. Только они выступают в качестве юридической категории. Они включены в состав предмета изучения соответствующих дисциплин, международного права в том числе.

Перечень

Список, в котором перечислены источники международного права, достаточно неясен. Исчерпывающий перечень в юридических документах на сегодня отсутствует. Существует только примерный список, которым пользуются специалисты и ученые в настоящее время. Он содержится в 38 статье Постановления Международного Суда Организации ОН. В ней указано, что орган обязан решать споры, переданные ему, и применять:

  • Конвенции. Международные (общие и специальные) акты такого рода устанавливают особые правила, которые определенно признаны спорящими странами.
  • Мировой обычай в качестве доказательства всеобщей практики.
  • Общие правовые принципы, которые признаны цивилизованными государствами.
  • Доктрины и судебные решения наиболее квалифицированных юристов различных наций.

Последний пункт применяется с оговоркой, которая указана в 59 статье. Данные доктрины и решения выступают в качестве вспомогательного средства при определении нормы права. К общим мировым конвенциям относят договоры, в которых могут либо уже участвуют все страны. В них отражены нормы, являющиеся обязательными для международного сообщества.

К специальным конвенциям относят соглашения, сторонами которых является ограниченное количество участников. Для них обязательными выступают положения данных договоров. В качестве обычая, составляющего международную правовую норму, может выступить такое правило, регулирующее поведение сторон отношений, которое сформировалось вследствие однородных повторяющихся действий. Оно имеет соответствующую юридическую силу. Повторение какого-либо действия предусматривает продолжительность его совершения. При этом современное международное право не устанавливает, какой именно период времени следует иметь в виду при формировании обычая.

Международные правовые нормы

Они представляют собой общеобязательные правила взаимодействий и деятельности стран или прочих сторон отношений. Для них, так же как и для прочих юридических элементов, характерно то, что, будучи общими элементами, они рассчитаны на неоднократное использование. Понятие международного права предусматривает их обеспечение в процессе реализации посредством соответствующих принудительных мер. Вместе с этим, данные правила, имеющие определенную юридическую силу, обладают рядом особенностей. Благодаря им все виды норм международного права формируют отдельную юридическую структуру. Среди особенностей выделяют:

  • Предмет регулирования. Он представляет собой непосредственно взаимодействия стран и связанные с ними отношения иных субъектов.
  • Порядок формирования. В данном случае речь идет о согласовании позиций государств.
  • Форма закреплений. Она соответствует согласительному характеру сути правил поведения. В качестве формы может выступать обычай, договор, акт конференций или постановление организаций мирового уровня.
  • Обеспечение реализации. Осуществляется оно, как правило, самими странами, создающими нормы международного права или формирующими коллективные акты. Обеспечение реализации выполняется, в том числе, за счет образования органов и организаций мирового уровня. Особое значение при этом имеют меры, с помощью которых происходит добровольное применение норм международного права.

Классификация по форме

Выделяют различные виды норм международного права по тем или иным основаниям. По своей форме они разделены на закрепленные документально и существующие без фиксации в документе либо акте юридического типа. К первой категории относят правила, зафиксированные (оформленные словесно) и установленные в определенном положении. Сюда входят нормы, которые содержатся в договорах, актах организаций и конференций мирового масштаба. Первые исходят от стран-участников и распространяют свое действие на каждое государство, участвующее в отношениях. При этом обязанности и права по договору направлены как бы от одной страны к другой.

Акты международных организаций (конференций), а также закрепленные в них возможности и требования, исходят от общего собрания (коллективного органа) государств. Свое действие при этом данные нормы распространяют отдельно на каждую страну-участницу. Воплощенная в этих актах воля государств, более чем в договорных, теряет свою персонифицированность. Сами правовые документы, и переговорно-договорной процесс соответствуют современному характеру межгосударственных отношений наилучшим образом.

Незакрепленные положения признаются обязательными (подтверждаются), формируются практикой и в ней же используются. Они считаются обычными нормами международного права. Свое словесное выражение они получают в решениях арбитражных, судебных и прочих органов соответствующей юрисдикции, в нотах и заявлениях государств, резолюциях мировых организаций. При кодификации они становятся договорными. Если же к кодифицирующему договору присоединилась только часть участников, то одна норма для одних стран может являться договорной, а для других остаться обычной.

В качестве примера могут выступать положения Венской конвенции по поводу дипломатических отношений 1961 года. Также может иметь место и другая ситуация. Документально зафиксированная норма признается как обязательная не в виде явно выраженного согласия на это, а с помощью практических действий, то есть простым путем. Например, это может быть осуществление деятельности на основании положений мировых организаций либо конференций, которые были приняты как акты-рекомендации.

Классификация в соответствии с предметом регулирования

  • Относительно заключения, исполнения и реализации договоров мирового масштаба.
  • Определяющие юридический статус космического пространства, находящихся в нем тел (Луны и прочих).
  • Относительно обеспечения мира и безопасности на Земле.

Разделение по территориальной сфере

В эту категорию входят локальные и универсальные виды норм международного права. К последним, в свою очередь, относят положения, регулирующие отношения, в которых объект представляет общий интерес. Их признает большинство участников или все субъекты международного права. Универсальные положения составляют основу структуры, регулируют важнейшие области мировых отношений. В частности, к ним относят международное право прав человека, жертв войн и прочие. Зафиксированы они в Венской конвенции по дипломатическим отношениям, Уставе ООН и прочих договорах.

Среди универсальных на особом месте находятся императивные нормы. В соответствии с 53 статьей Венской конвенции они признаются как неоспоримые. Их обязаны соблюдать все субъекты международного права. Отклонение от этих правил недопустимо. Изменение данных положений возможно только последующим актом, который носит тот же характер. Они регулируют международное право прав человека, безопасности мирного населения и прочее. В случае возникновения нового положения существующие договоры, которые ему противоречат, признаются недействительными. Они утрачивают свою силу, и их действие прекращается.

Универсальные нормы запрещают применение угрозы силой, предусматривают мирное разрешение конфликтных ситуаций, невмешательство во внутренние дела стран, добросовестное исполнение обязательств государств друг перед другом.

Локальные положения

К ним относят нормы, которые регулируют взаимодействия в рамках конкретной группы стран, между двумя (несколькими) государствами. Таким образом, объект отношений представляет интерес, главным образом, для конкретных участников. Действие локальных международных правовых норм распространяется на многосторонние и двусторонние взаимодействия. Они не обладают характером всеобщности. В свою очередь, локальные нормы классифицируются на нерегиональные и региональные. Первые связывают несколько стран, располагающихся в различных географических районах.

Региональные нормы регулируют взаимодействие государств, которые находятся в одном районе. Локальные положения позволяют учитывать специфические интересы стран, местные особенности и условия. При этом становится очевидной их взаимосвязь с универсальными правилами. Взаимодействие в данном случае проявляется в том, что их можно использовать для конкретизации сути норм, имеющих более общий характер, а также обеспечения результативности их действия. Некоторые локальные положения имеют в некотором роде универсальный эффект. К таким, например, можно отнести нормы договора между США и СССР по поводу ликвидации ракет малой, средней дальности, заключенного в 1987 году, ограничении и сокращении наступательных стратегических вооружений (1991, 1993 гг.).

Функциональное назначение

В зависимости от этого различают обеспечительные (охранительные) и регулятивные международные правовые нормы. Последними устанавливаются конкретные возможности и обязательства участников отношений. К примеру, члены ОБСЕ должны уведомлять о проведении военных учений и приглашать наблюдателей на них. К правам относят возможность государств обмениваться своими дипломатическими представительствами. К обеспечительным (охранительным) нормам относят положения, которые призваны гарантировать реализацию регулятивных правил. Они зафиксированы в 41 и 42 статьях Устава ООН о принудительных мерах, используемых по решению СБ.

Прочие категории

В зависимости от характера прав и обязанностей субъектов отношений выделяют положения:

  • Запрещающие. Они предписывают воздерживаться от действий, которые признаются противоправными. К таким, например, относят производство биологического оружия.
  • Обязывающие. Они фиксируют требования. К примеру, государства должны оповещать о ядерной аварии.
  • Управомочивающие. К ним, например, относят признание возможностей каждого государства исследовать и использовать космическое пространство.

Понятие международного права, как и общего, предполагает наличие императивных и диспозитивных положений. Первые содержат категорические предписания. К ним относят договорные обязательства о нераспространении ядерного вооружения, сотрудничестве при борьбе с правонарушениями международного характера. Диспозитивные положения используются при отсутствии прочих договоренностей в соглашении.

Примером может служить норма 15 статьи Конвенции Организации ОН по морскому праву, регулирующей прохождение срединной линии в процессе делимитации территориальной морской акватории, в случае, когда соглашение между странами не предусматривает иного. Кроме этого, используется разделение на нормы, устанавливающие обязанности и права, – материальные. Регламентируют аспекты их реализации процедурные положения. К последним, например, относят порядок функционирования международных организаций, согласительных комиссий, судебных инстанций.

МЧП

Специфичной сферой считается международное частное право. В отношениях, которые оно регулирует, присутствует иностранный элемент и используются коллизионные положения. Нормы международного частного права представляют собой комплекс актов внутригосударственного законодательства, договоров и обычаев мирового уровня. Они регулируют трудовые, гражданские и прочие отношения, осложненные наличием иностранного элемента. В качестве источника частного международного права выступает не только государственное законодательство, но и арбитражная и прочая процессуальная практика. Отношения, которые регулируют положения, выходят за рамки одной страны и взаимосвязаны с юридическими структурами других государств.