Работа с семьей в трудной жизненной ситуации. "социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"

    Паспорт Программы ……………………………………………………………….……. 2

    Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5

    1. Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ………….….. 5

      Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики …..…6

    Анализ деятельности ОУ …………………………………………………………….…. 7

    Еще одна проблема - образование. Учителя, призванные помочь, пошли работать в школах региона, но они не говорят на Мапудунгуне, и язык был утрачен. Теперь его поддерживают только пожилые люди. Работа была написана Дэвидом Арансибией на первом семинаре драматургии, организованном в Чили Королевским театром в Лондоне. Он имеет централизованно документальный характер, основан на реальных событиях и свидетельствах, собранных директором Паулой Гонсалес. Учитывая его качество как документа, работа не имеет надлежащей драматической структуры.

    В каждой сцене возникает другая проблема: что делается с раненым, даже если это полицейский, необходимо отправить маленьких детей в школу? Действительно ли больницы выполняют свою функцию? Они полны карабинеров, которые допрашивают раненых, чтобы их схватить; Лонкос сталкивается с трудными ситуациями, они должны поддерживать мир и безопасность, но в то же время поддерживать потребности своего народа.

    Концептуальные основания Программы ……………………..………………………... 8

    Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8

    Проектирование деятельности по реализации Программы........................................... 8

    1. Проект «Доброе сердце» …………………………………………………………………8

      Проект «Выявление и определение семейного поля семьи»…………………………...9

      Поскольку работа представляет собой последовательность различных ситуаций, трудно произвести действительно драматическое напряжение. Каждая сцена приносит информацию и отправляет нам сообщения. Чтобы дать ему финал, ситуация с практически отсутствием фона в предыдущих сценах принудительно. Кармен, жена неожиданно падает на пол, положив руки ей на грудь, сердечный приступ, Хосе помогает ей, затем она встает и начинает бегать в поисках сына, которого нет в ее комнате. Она и ее муж выходят искать его.

      Ребенок появляется и смотрит, не понимая, что происходит, но теперь матери нет, Юке, Хосе возвращается и говорит нам, что кто-то бросил ее в реку, и у воды кровь. Окончательный парламент указывает, что они только пытаются выжить, делать свои дела, собирать урожай. Это их земля, вот их предки, и им не нужно уходить, «они должны понимать, что это не война, мы не террористы».

      Проект «Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»……………………………………………………..……………………….… 10

      Проект «Профилактика социально-опасного положения»…………………………....12

      Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации» …………………………………………………………13

      В позициях ищут баланс: отец и родственник, которые недавно приехали туда жить, считают, что необходимо поддерживать отношение сопротивления, мать против всех актов насилия, Лонко стремится избежать конфронтации, но, в свою очередь,, должны представлять требования людей.

      Это документальный театр, не интересно создавать должным образом драматический климат, важно показать, что ситуация сложная, существуют разные точки зрения и что семьи мапуче пытаются развивать свою жизнь в трудных ситуациях, в которых они живут, осаждаются плохие урожаи, с сожалением о потере элементов своей культуры. Для Паулы Гонсалес, режиссера и команды актеров, в которых Вивиана Эррера выделяется как Кармен, мать, главная вещь - заставить нас почувствовать себя внутри руки, показать нам эти свидетельства и заставить нас участвовать в проблемах семьи Мапуче, и действительно он это понимает.

      Проект «Социальное партнерство»………………………………………….…..……...13

    Управление Программой …………………………….………………………..……….. 14

    Паспорт Программы

Наименование Программы

Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»

Подпись к изображению Лили и Джессике шесть и восемь лет, и с тех пор очень молоды, проявили интерес ко всему, что было женским. Число детей в возрасте до десяти лет, которые были направлены в британскую службу здравоохранения из-за проблем с гендерной идентичностью, увеличилось в четыре раза за последние шесть лет. В рассказе ниже рассказ о Лили и Джессике и о том, как им пришлось преодолевать предрассудки в школе и даже в пределах их собственной семьи.

Лилия и Джессика, шесть и восемь, входят в комнату, смеясь и разговаривая, нося сумки с игрушками, такими как чучела животных Китти и куклы Монтер-Хай. Оба говорят об именах игрушек и указывают на фаворитов в общей сцене, когда играют две девушки. Но эти девочки родились мальчиками. Спустя несколько лет после ее рождения, на самом деле, когда они начали говорить, они уже показали, что им нравятся обычно связанные вещи и девушки: платья, украшения, куклы и имена девочек.

Разработчик Программы

Семёнова Людмила Витальевна, социальный педагог МДОУ «Солнышко»

Исполнители Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность

Нет никакого намека на то, что они родились мальчиками: одежда и стрижка - девочки, способ играть и говорить. И имена, которые они выбрали для защиты своей идентичности: Джессика и Лили. На протяжении всей моей жизни Лили говорит. По словам родителей детей, Лили и Джессика уже очень рано узнали о гендерных различиях. Со временем они становились все более несчастными, потому что они рождались из жанра, который они не видели как свои собственные.

И это было не просто обычное недовольство ребенка, который вынужден есть что-то, что ему не нравится или не убирает свою комнату. Они были очень неудобны и даже были обеспокоены тем, что мальчики родились. Как мог кто-то такой молодой быть уверенным в том, чтобы принадлежать к противоположному полу, хотеть носить одежду для девочек, играть в куклы и других девушек в классе? Конечно, его предпочтения, как и мои дети, в одинаковых возрастных группах, могут меняться каждую неделю.

Правовая основа Программы

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;

    Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    Но обе девочки, похоже, не сомневались. Родители Лили и Джессики сказали, что они также думали, что это может быть фаза, но это продолжается уже несколько лет. Джессика говорит, что ее любимые предметы в школе - математика, чтение, искусство и история. Он добавляет, что когда он был мальчиком, он очень расстраивал меня.

    Было время, когда Джессика даже не принималась в школьной ванной, мальчики думали, что она девушка, но она также не могла использовать ванную для девочек. Джессика дошла до едва чистой воды в школе, чтобы использовать ванную только тогда, когда она вернулась домой.

    Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

    Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

    Постановление Государственной Думы ЯНАО от 24.11.2004г № 1501 «О Концепции семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа»

    Однажды один из школьных поваров поблагодарил Джессику за сбор столовых приборов с пола, сказав «хороший мальчик», и Джессика закричала. Для контроля ситуации потребовалось пять учителей. Некоторые обвиняют своих родителей в такой ситуации: как они воспитывают своих детей, портят их или, бессознательно, «обусловливают» ребенка, потому что им нужна девочка или мальчик.

    На вопрос, считают ли они, что они сделали что-то не так, родители проявляют тоску. Многие, со взрослыми детьми, которые вели себя как «типичные мальчики», никогда не слышали о нарушениях гендерной идентичности. В то же время у Лили также были изъятия, когда она наконец надела платье, а взрослые попытались снять платье, на котором она была одета.

Этапы обсуждения и принятия Программы

1 этап – формирование структуры Программы, май, 2014 г.;

Все это вызвало много напряженности с ее бабушкой и дедушкой. На прогулке ее бабушка попыталась остановить Джен от покупки розового рюкзака для Лили, чтобы не «стимулировать» мальчика. Для Джен, сомнения только начали рассеиваться два года назад. Мы смотрели видео два года назад.

Но был не только конкретный момент, но и несколько эпизодов, в том числе запросы на игрушки для девочек, покупки обуви и другие. Для Эллы, матери Джессики, мука была больше. Она отделилась от своего мужа и начала отношения с другой женщиной, Александрой.

Один из родственников обвинил ее в «обустройстве» ее сына. Но самое трудное время было, когда кто-то сделал анонимный телефонный звонок британскому агентству по защите детей, обвинив семью в «принуждении мальчика жить как девочка». Элла и Александра были в ярости и недоверчивы, что звонок был сделан членом семьи, но расследование не сработало.

2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2014 г.;

3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2014 г

4 этап – экспертиза Программы, май, 2014 г.

Кем принята Программа

Педагогическим советом МДОУ «Солнышко»

Отец Джессики тоже с трудом принимает дочь. Она остается с ним на несколько выходных, и до недавнего времени он не позволял Джессике носить юбки и платья и называть ее своим «мальчиком». Теперь он принимает Джессику, и девушка говорит, что чувствует себя счастливее, когда ей нужно навестить его.

В Великобритании нет точных данных о числе людей с нарушениями гендерной идентичности, так как многие люди никогда не обращаются за помощью. Единственными местами в Британии, которые специализируются на этих проблемах и нацелены на детей и подростков младше 18 лет, являются клиники в Лондоне и Лидсе.

С кем согласована Программа

Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район

Цели и задачи Программы

    Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

    За последние шесть лет число детей в возрасте десяти лет или менее увеличилось в четыре раза, и их направляют в эти клиники. В некоторых случаях детям было пять лет или младше, а в других - до трех лет. Эксперты говорят, что гендерная дисфория может быть очень травматичной для ребенка и семьи, особенно когда ребенок достигает половой зрелости.

    Таким образом, подход - это консультации и сеансы поддержки без какого-либо медицинского вмешательства, пока дети не достигнут половой зрелости, когда в зависимости от случая могут предлагаться гормональные блокаторы. Эти блокаторы задерживают физические изменения полового созревания, что дает человеку время для жизни как мужчина или женщина. После этого пациент может подумать о том, чтобы принимать другие половые гормоны с 16 лет и иметь хирургическое лечение после 18 лет.

    Формировать социокультурную среду, соответствующуюсоциальному статусу семьи;

    Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;

    Создавать условия социальной ситуации развития детей;

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации;

    Существует мало исследований, которые пытаются выяснить, почему человек является трансгендером. Одно из последних было сделано Бостонским университетом медицины в Соединенных Штатах в начале этого года. Согласно этому исследованию, существует биологическое объяснение, но исследователи предложили дальнейшие исследования, чтобы убедиться, что это что-то, что происходит в генах, гормонах или если есть какая-либо другая причина.

    Известно, что жизнь для транссексуала может быть очень сложной, что связано с проблемами принятия, предрассудков и издевательств. Родители Лили и Джессики стараются защитить детей от всего этого, но они также считают, что, говоря об этом и повышая осведомленность, они могут противодействовать предрассудкам.

    Расширить социальное партнёрство ОУ с учреждениями села;

    Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством проектной деятельности

Проектирование деятельности по реализации Программы

И, похоже, на данный момент дети довольны. Она ходит в школу в женской одежде и рада, что ее одноклассники и учителя ее принимают. «Она так счастлива, что просто улыбается и выглядит сияющей», - сказала мать Джессики. Мать Лили, с другой стороны, просто хочет, чтобы ее дочь была счастлива, наслаждалась жизнью, имела друзей и ходила в школу. Как мать любого шестилетнего ребенка.

Многие люди в Йемене по-прежнему сталкиваются с трудностями в плане поддержки своих семей. Условия жизни особенно сложны из-за ухудшения ситуации с безопасностью на всей территории страны. В период с апреля по июль более 55 000 человек в Абьяне, район Ханфар, получили семена и удобрения, чтобы возобновить фермерство и накормить свои семьи. Еще 4000 человек приняли участие в программе оплаты труда в течение двух месяцев в провинции Абьян.

    выявление и определение проблемного поля семей;

    сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

    социальное партнёрство.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Тысячи семей в провинции зависят от скота, чтобы выжить. Люди, которые оказались в ловушке от боевых действий и другого насилия в Йемене, очень нуждаются. «Однако с ухудшающимися условиями безопасности и проблемами, с которыми мы сталкиваемся, чтобы охватить тех, кто нуждается в нашей помощи, мы были вынуждены адаптировать нашу деятельность», - добавил он. «Мы могли бы сделать больше, если бы смогли безопасно работать».

Помощь клиникам, больницам и центрам физической реабилитации

Здравоохранение в некоторых конфликтных сельских районах очень сложно удовлетворить потребности гражданского населения. Из 230 000 человек, которые использовали базовые медицинские услуги, 45 300 человек отправились в центр, чтобы получить повязки, а 34, 5 женщины и дети были вакцинированы. Организация продолжала поддерживать больницу Аль-Рази, в которой 400 пациентов были госпитализированы в хирургическое отделение, а 243 - в период с апреля по июнь.

    создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;

    Профилактика семейного неблагополучия;

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ;

    Создание взаимовыгодного социального партнёрства ОУ с учреждениями села.

Этапы реализации Программы

I этап 2014-2015учебный год

Пробный: апробация Программы в режиме инновации

II этап 2016-2019 годы.

Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику;

IIIэтап 2019 год

Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы.

Срок действия Программы

Структура Программы

    Паспорт Программы

    Информационная справка об учреждении.

    Анализ деятельности ОУ

    Концептуальные основания Программы

    Приоритетные направления реализации Программы.

    Основные проекты по реализации Программы.

    Управление Программой.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

    Психолого-педагогические условия;

    Кадровые условия;

    Образовательная среда;

    Развивающая предметно-пространственная среда;

    Социокультурная среда ОУ

Порядок управления реализацией Программы

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.

    Информационная справка об учреждении

    1. Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» (далее – МДОУ «Солнышко) является частью образовательной системы Управления образования Администрации МО Приуральский район. В своей деятельности ОУ руководствуется Уставом, нормативными документами Управления образования, локальными актами учреждения.

МДОУ «Солнышко» расположено в 2-х корпусах, в учреждении – 9 возрастных групп. В них воспитывается 195 детей дошкольного возраста из 183 семей. Количественный состав и категории семей воспитанников представлены в таблице.

Благополучные 121 (66 %)

Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %)

Семьи в социально-опасном положении 8 (9)

Семьи «группы риска» 91 (100)

Многодетные

Опекунские

Учёт КДН и ЗП

Учёт ОПБД и П

Неблагополучные многодетные

Неполные

Безработные

Малоимущие

Беженцы, вынужденные переселенцы

Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).

    Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.

    Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;

    Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.

    – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;

    Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;

    Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;

    Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.

    Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.

      Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики

Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:

    Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.

    ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница».Взаимодействиев случае постановки семьи с алкогольной зависимостью на учет и проведения дальнейшей профилактической работы.

    МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». Оказание адресной материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроляи профилактики неблагополучных семей

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.

Сотрудничество с учреждениями помогает найти болееоптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.

    Анализ деятельности ОУ по направлению

Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:

          Диагностическое. Формы работы: анкетирование родителей «Социальный паспорт семьи», составление списков неблагополучных семей, рассмотрение заявленийна оказание помощи в виде освобождения от родительскойплаты, приём информации из различных источниковобтрудной жизненной ситуации семей. Данное направление позволяетустановить статус семей воспитанников ОУ.

          Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.

    Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.

Специалистами ОУ составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних.Отслеживаются семьи с низким материальным достатком. В течение учебного года 20 семьям, оказавшимся, в трудной жизненной ситуации, предоставлялась льгота по родительской плате. 7 семьям была оказана вещевая помощь, в течение акции «Помоги ближнему».

    Ходатайство – официальная просьба и представление адресованное государственным органам (общественным организациям), вышестоящим инстанциям. В течение 2013-2014 уч. года Составлено ходатайство за 1 семью об оказании материальной помощи ГБУ «КЦСОН», на 2 семьи в оказании содействия в трудоустройстве через ЦЗН.

    Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.

    Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.

    работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.

Все профилактические мероприятия фиксируются в «Журнале профилактических мероприятий». На каждую семью, находящуюся в ТЖС заведено личное дело, где отражена вся проведенная профилактическая работа.

          Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.

Вывод: Социально-педагогическое сопровождение в МДОУ «Солнышко» имеет определенную систему.

Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:

    Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;

    Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;

    Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.

          Концептуальные основания Программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

5. Приоритетные направления реализации Программы

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации

2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.

3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики

    Проектирование деятельности по реализации Программы

      Проект «Доброе сердце»

В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.

Мероприятие

Направление

Конкурс совместного творчества «Мои братишки и сестренки»

Досуговое

1 раз в год

Многодетные семьи

Семейная газета

информационное

1 раз в год

Многодетные семьи

Портфолио «Знакомьтесь, это мы!»

Досуговое

1 раз в год

Многодетные семьи

«Родительская беседка» - интернет консультирование

Консультативное

1 раз в год

Многодетные семьи

Патронаж

Профилактическое

2 раза в год

Опекаемые семьи

Контроль посещения детьми ОУ

Профилактическое

Регулярно

Опекаемые семьи

Консультативное

Регулярно,

по обращению

Опекаемые семьи

Многодетные семьи

Заочный конкурс "Пусть свет сердец не угасает»

Досуговое

1 раз в год

Опекаемые семьи

Конкурс фотоматериалов «Улыбнитесь, я снимаю»

Досуговое

1 раз в год

Опекаемые семьи

Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.

6.2. Проект «Выявление и определение проблемного поля семьи»

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

 воспитатель возрастной группы

 социальные паспорта группы

 непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);

 наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).

Диагностический инструмент

Назначение методики

(с кем проводится)

Форма проведения

Итоговый документ

Социальная ситуация развития ребенка

Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов групп ОУ

Родители воспитанников ОУ

Заполнение бланка-анкеты

Социальный паспорт группы

Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения.

Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС

Личное дело

Факторы социального неблагополучия

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Акт обследования жизненного пространства ребенка

Детско-родительские отношения

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Семья ребенка

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Паспорт семьи

Предполагаемый результат : создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.

      Проект «Сопровождение семей, находящихся в ТЖС»

Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.

Неблагополучные многодетные семьи

Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.

Неполные семьи

Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.

Безработные семьи

В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.

Малоимущие семьи

Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.

Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.

Мероприятие

Направление

Профилактическое

Регулярно

Неблагополучные многодетные семьи

Безработные семьи

Малоимущие

Консультативное

Регулярно

Неполные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций

Консультативное

Регулярно, по обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Работа семейного клуба «Мы – вместе!»

По плану работы клуба

Неблагополучные многодетные семьи

Выставка тематической литературы

Просветительское

1 раз в год

Неблагополучные многодетные семьи

Служба дистанционной психологической помощи («Телефон доверия», «Почтовый ящик», «Интернет приёмная»)

Консультативное

По обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Привлечение к мероприятиям ОУ

Досуговое

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Материальная поддержка

Действенное

По акции, по обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Малоимущие семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Разработка и распространение тематических памяток для родителей

Информационное

Неполные семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Содействие в трудоустройстве

Действенное

По обращению

Безработные семьи

Малоимущие семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Патронаж

Профилактическое

2 раза в год

Безработные семьи

Создание временных групп взаимопомощи

Действенное

По обращению

Малоимущие семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Предполагаемый результат : улучшение психологической атмосферы в семьях, снижение детской заболеваемости, улучшение материального состояния семей, повышение активности в мероприятиях, объединяющих детей, родителей и педагогов; предупреждение социально-опасного положения.

      Проект «Профилактика социально-опасного положения»

Проблемы семей, находящихся в СОП: алкоголизм одного или обоих родителей, низкий культурно-образовательный уровень, деформация системы ценностных ориентаций.

Мероприятие

Направление

Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей

Профилактическое

Регулярно

Социально-психологическая помощь детям

Консультативное

Регулярно

Наблюдение за игровой деятельностью детей и за взаимоотношениями в коллективе со сверстниками

Профилактическое

Организация конкурса рисунка «Я и моя семья»

Досуговое

1 раз в год

Общение с членами семьи

Профилактическое

Регулярно

Мониторинг посещаемости детьми ОУ

Профилактическое

Ежедневно

Организация взаимодействия со всеми субъектами профилактики для оказания своевременной помощи семье

Профилактическое

Регулярно

Вовлечение родителей в деятельность ОУ

Профилактическое

Согласно плану

Привлечение к работе Совета Учреждения

Профилактическое

По мере необходимости

Цикл занятий с детьми «Научитесь обращаться за помощью»

Профилактическое

В течение учебного года

Родительский клуб «Мы вместе»

Профилактическое

По плану работы клуба

Предполагаемый результат : уменьшение количества семейнаходящихся в СОП

      Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в ТЖС»

Для организации работы с социально неблагополучными семьями воспитателям возрастных групп необходимо накапливать определённый опыт, заключающийся в освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков

Мероприятие

Обучение профилактической работе

Постоянно

Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами регламентирующими организацию работы с «особыми» семьями

Создание схемы отработки оперативной информации

Январь, 2015

семьями, находящимися в ТЖС

Педагогический всеобуч

Ежегодно

Планируемый результат :повышение профессионального мастерства педагогов в работе с семьями, находящимися в ТЖС.

      Проект «Социальное партнёрство»

Социальное партнерство – сотрудничество профессиональных, общественных организаций и структур с семьей при посредничестве ОУ. Последовательное осуществление системы программных мероприятий обеспечивает создание комплексногосопровождениясемей в ТЖС.

Мероприятия

Взаимодействующие стороны

Выявление неорганизованных детей

Отдел ПДН ОМВД ЯНАО по Приуральскому району

Посещение на дому семей состоящих на различных видах учета

Отдел профилактики несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних

Посещение детей из опекаемых семей

Отделпо охране и защите прав детстваУправления образования МО Приуральский район

Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты семей

Учреждения по труду и социальной защите населения МО Приуральский район

Встречи с различными специалистами.
Организация мероприятий направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактику вредных привычек

ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»

Предполагаемый результат: сопровождение семей, находящихся в ТЖС в межведомственном взаимодействии учреждений системы профилактики.

    Управление программой

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»

Согласовано Утверждено

на педагогическом совете ______________________________

Протокол № 1 Заведующая МДОУ «Солнышко»

Приказ № 60

Программа

« Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»

2014-2019годы»

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. - 235 с.. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.. семья неблагополучие социальный поддержка

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери - одиночки.

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Родители могут быть лишены родительских прав, а дети отправлены в интернатное учреждение.