Виды международно правовой ответственности подразделяются на.

1. Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

2. Виды и формы международной ответственности.

3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.

4. Понятие и виды международных противоправных действий.

5. Международно-правовые санкции.

Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, укреплением международного мира и правопорядка. Это один из древнейших институтов международного права, однако, несмотря на Его постоянное практическое применение и совершенствование, правовые нормы этого института не кодифицировано, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычных норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

С 1956 года кодификация данных норм проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Уже рассмотрено и принято в предварительном порядке ряд статей, в которых решаются ряд вопросов возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема реализации международной ответственности и урегулирования споров.

Общеизвестно, что нарушение законов внутри государства неизбежно влечет ответственность. Такое же положение существует и в международном праве, хотя характер правонарушений и формы ответственности здесь имеют некоторые особенности. Нарушение норм международного права, а также прав и интересов других государств не может оправдываться ссылкой на суверенитет, поскольку такие действия является не осуществлением суверенитета, а злоупотреблением им.

С понятием международно-правовой ответственности тесно связаны процессуальные вопросы, поскольку их изучение позволяет отказаться от распространенной концепции, отождествляет международную ответственность с юридической обязанностью.

Ответственность - важное средство восстановления и обеспечения правопорядка, а это немыслимо вне определенной процедурой, включающей процессуальные стадии, специфические, относительно обособленные комплексы процессуальных правил, характеризуется процессуальным режимом, свойственным конкретной ситуации.

Не однозначны взгляды ученых и на само определение международной ответственности. Одни ее понимают как специфический обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб, другие как реализацию санкций в отношении субъекта, нарушившего свои международные обязательства, третьи - как комплексное образование, включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении него санкции. Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-правовой доктрине.

Между народно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или из-за убытков, причиненных одним государством другому в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут касаться прав и интересов всего международного сообщества.

В науке международного права международно-правовую ответственность понимают как негативные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Значение ее обусловлено тем фактом, что это необходимый юридический средство обеспечения соблюдения норм международного права, восстановления нарушенных международных отношений. С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться в восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, наложении санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государствам, которые нарушили свой международный долг, а в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности - в обязанности осуществить соответствующую компенсацию.

Ответственность субъектов международного права выступает как определенный инструмент правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права. Нормы, относящиеся к ответственности государств, охватывают не одну какую-нибудь отрасль международного права, а всю совокупность международно-правовых отношений. Эти нормы способствуют осуществлению всех других норм международного права и является якобы общей гарантией их соблюдения. Поэтому встречается утверждение, что отрицание международно-правовой ответственности равносильно разрушению международного права.

Международная ответственность государств рассматривается в настоящее время и в теории и на практике как один из важных принципов международного права: международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также в резолюциях ООН, других международных организаций. Так, ст. 39,41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против мира и безопасности. Предполагается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1 948 г..

Комиссия международного права определила содержание международной ответственности как "последствия деяния в плане возмещения ущерба и соответствующих санкций", а также дала следующую классификацию некоторых принципов международно-правовой ответственности

Принцип, устанавливающий ответственность в отношении всех международно-противоправных действий государства;

Принцип, определяющий субъектов таких действий;

Принцип, определяющий наличии международно-противоправных действий;

Принцип неприменения внутреннего права для определения наличия этих действий.

М. А. Ушаков подчеркивает, что международная ответственность как вид юридической ответственности "связана с государственным принуждением", служит "применением и реализацией санкции в случае международного правонарушения".

Отсутствие универсальных правоохранительных органов обусловливает тот факт, что в правоотношениях международной ответственности особенно важное право пострадавших субъектов. Поэтому в международно-правовой доктрине акцент более перемещается не в обязательства ответственного государства, а на право потерпевшей государства. Среди таких прав выделяются права на признание международно-противоправного деяния, возмещения ущерба, репрессалиями, а также право, а иногда и обязанность международных организаций применить международно-правовые санкции.

В случае международных преступлений эти правоотношения многосторонние и состоят, с одной стороны, из правоотношений между потерпевшим государством и государством, совершила агрессию, акты колониализма, геноцида и т.п., с другой - из правоотношений преступного государства с международным сообществом государств.

Признаками, характеризующими международную ответственность, являются:

1) заключается в применении к государству-правонарушителя санкций международно-правовых норм;

2) наступает за совершение международного правонарушения;

4) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя;

5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между государством-правонарушительницей и потерпевшей государством, а иногда также между государством-правонарушительницей и международным сообществом.

Цель международно-правовой ответственности -это предсказания соответствующего результата, а именно: исключение возможности совершения государством новых правонарушений, влияние на другие государства, побуждение их к добровольному соблюдению международных обязательств. При этом юридическая ответственность как социальное явление имеет характер самозащиты общества от посягательств на его основе. Поэтому функция юридической ответственности имеет двойное значение:

Право возобновляемый (репарационных)

Репрессивное (карательное).

Их различают по тяжести правонарушений. Как правило, репарационная функция проявляется в обычных правонарушений, которым свойственны относительно небольшие содержание и объем рекламаций и исковых требований государств по возмещению материального ущерба.

При совершении международных преступлений действует карательная функция. Однако она вызывает дискуссии как среди отечественных, так и среди зарубежных юристов, особенно о том, что возможность наказания государства противоречит принципу суверенности государств.

В общем функции международно-правовой ответственности - это направленность мероприятий, осуществляемых в рамках правоотношений международной ответственности. То есть функции согласуются с тем, что имеют целью государства и другие субъекты международного права, принимая конкретных допустимых мер в процессе осуществления международно-правовой ответственности.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Как правило, это государства, другие субъекты международного права. В определенных случаях ими могут стать и физические лица, например, при осуществлении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

Существует два вида субъектов правоотношений, возникающих в случае международно-правовой ответственности субъектов международного правонарушения и субъекты международных претензий.

К первому относятся государства-правонарушители, непосредственно несут международно-правовую ответственность. Ко второму относятся пострадавшие в результате осуществления международного правонарушения, в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры относительно государства-правонарушителя.

Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших -пассивные.

Прежде всего субъектами международного правонарушения могут быть государства как основные субъекты международного права. В связи с этим возникает вопрос о международно-правовую ответственность членов федеративного государства. Принято считать, что за правонарушение, совершенное членом федерации, несет ответственность сама федерация, даже если компетенция федерации не распространяется на вопросы, относящиеся к международному правонарушения,

В некоторых случаях наряду с федеративным государством ответственность несет и сам член федерации. Речь идет о случаях, когда он выступает на международной арене как субъект международного права и является непосредственно международным преступником. В этих случаях, по мнению Фердросс, "ответственность государства-члена дополняется еще ответственностью союзного государства за действия этого государства-члена".

Субъектами международного правонарушения могут быть и международные организации. На практике сложились определенные нормы, связанные с ответственностью международных организаций перед своими должностными лицами и служащими. Она также может нести ответственность перед государствами, является или не является ее членами, за неправомерное деяние органов этой организации, например за ущерб, нанесенный в результате ее военных или политических действий. Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников права. Это предполагается по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972

В случае материальной ответственности международных организаций следует иметь в виду, что их средства складываются из взносов государств-членов, поэтому возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов 2) установление ответственности самой организации. В первом случае все претензии об ответственности предъявляемые к организации и государства-члены. Во втором же претензии предъявляются организации непосредственно, а она уже сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

Отдельные лица также могут быть привлечены к международно-правовой ответственности, в частности международной уголовной ответственности за международные преступления. Такая ответственность была предусмотрена в Уставе Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран

1945 p. и в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 Они включали в преступлений преступление против мира, военные преступления и преступления против человечности. Международная уголовная ответственность физических лиц предусматривается также в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 и в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949

Такие акты предусматривают международную уголовную ответственность физических лиц в двух формах: в форме ответственности перед международным уголовным судом, создаваемым ad hoc, как это было на Нюрнбергском и Токийском процессах, и в форме ответственности перед национальным судом, что предусмотрено нормами международного права, как это имеет место в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и Женевской конвенции о защите жертв войны.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. При этом государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - международную уголовную ответственность. Осуществление лицом преступных деяний во исполнение приказа не освобождает ее от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция. Официальный статус лица также не освобождает ее от уголовной ответственности.

В международном праве нет срока давности по ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 указывает, что представители государственной власти и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Кроме Нюрнбергского и Токийского трибунала, решениями Совета Безопасности ООН были созданы еще два международных трибуналах: в 1993 году для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года, и в 1994 году для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные преступления, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 года.

Также принят устав Международного уголовного суда для наказания лиц, виновных в совершении преступлений против мира и безопасности человечества. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано передать его суду или выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление.

Субъектами международных претензий, вытекающих из ответственности-правонарушителя, являются субъекты международного права, прежде всего государства. При этом круг государств, которые могут быть субъектами претензий по поводу ответственности, не ограничивается только теми государствами, пострадавших от международного правонарушения. В случае обычных международных правонарушений субъектом претензий об ответственности является потерпевшее государство. Другая ситуация, когда речь идет о международных преступлениях. Например, в случаях агрессии и других нарушений мира и других международных преступлений не только непосредственно потерпевшее государство, но и другие государства вправе выступать субъектами претензий, вытекающих из ответственности, и прибегать к связанным с ней мер в отношении государства-правонарушителя.

Таким образом, в результате международного правонарушения субъектами этих правоотношений могут быть не только государство-правонарушитель и пострадавшие государства, но и в ряде случаев также другие государства. Реальной политической и юридической основой такого положения является заинтересованность всех государств в обеспечении и сохранении мира и безопасности, в соблюдении других основных принципов международного права.

Субъектами международных претензий об ответственности, кроме государств, могут быть и международные организации, обладающие соответствующей правосубъектностью. Прежде всего, это касается случаев нарушения государствами международного мира и безопасности или их угрозы.

По претензиям физических лиц в практике международных отношений считается, что если лицу причинен ущерб в результате действия иностранного государства и государство, гражданином которого он является, выступает в государства-правонарушителя с требованием возместить этот ущерб, то есть осуществляет право на его дипломатическую защиту, то она защищает собственные международные права, нарушенные в лице его гражданина. Это положение признано в ряде решений международных судов.

По общему правилу, физические лица, не будучи полноправными субъектами международного права, не могут быть субъектами международного правонарушения или претензий об ответственности. В случае причинения лицу ущерба со стороны иностранного государства, лицо может защищать свои права или пользуясь статусом иностранца и обращаясь в этом государстве в местные средства правовой защиты, или пользуясь статусом гражданина и обращаясь к государству своего гражданства по дипломатической защитой. Защищая права человека, государство выступает субъекта не этих индивидуальных прав, а права на защиту своих граждан.

В В Е Д Е Н И Е

Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, с укреплением международного мира и правопорядка. Такое понимание этой проблемы характерно для российской науки международного права. Она неразрывно связана с борьбой против международных правонарушений, прежде всего с борьбой против агрессии, являясь при этом одной из важных проблем международного права. Разработка данной проблемы была начата в советской юридической литературе относительно недавно. В 1946 году в журнале "Известия Академии наук СССР, Отделение экономика и права", № 2 была опубликована статья Д. Б. Левина "Проблема ответственности в науке международного права", дающая краткий обзор теорий. В начале 50-х годов было опубликовано два авотреферата кандидатских диссертаций: В. И. Менжинского "Проблема международной ответственности в свете советской концепции международного права" (1951 г.) и А. И. Мундера "Ответственность государств за агрессию" (1952 г.). Вопросы ответственности государства были частично затронуты в статье Г. И. Морозова "К вопросу об ответственности за пропаганду войны", опубликованной в "Советском ежегоднике международного права" за 1959 год (Изд-во АН СССР, 1960 г.), в статье Г. П. Жукова "Проблема ответствености за ущерб в космическом праве", это в журнале "Советское государство и право", 1965 г., № 6, и освещены более широко в статье Г. И. Тункина "Проблема международной ответственности государства в Комиссии международного права", опубликованного там же за 1960 год. В конце 60-х годов единственной теоретической работой об ответственности государства являлась часть 4 в монографии Г. И. Тункина "Вопросы теории международного права" (Госюриздат, 1962 г.), озаглавленная "Общий характер и формы ответственности государства по международному праву". В западной литературе по международному праву к этому времени уже имелось немало книг и статей по данной проблеме. Помимо отдельных авторов (Иглтона, Дюма, Кона, Аксиоли, Аго и др.) ею занимались Институт международного права, Американский институт международного права, юридический факультет Гарвардского университета и т.д. При этом главное внимание там уделялось вопросу ответственности государства за ущерб, причиненный на его территории личности и собственности иностранцев. Советские же авторы предлагали акцентировать внимание на вопросах защиты мира и безопасности государств. Проблема международной ответственности государств начала рассматриваться в Комиссии международного права ООН. В 70-е годы советскими юристами были исследованы различные аспекты международной ответственности субъектов международного права. Некоторые вопросы международно-правовой ответственности освещались в книгах и статьях авторов, посвященных проблемам борьбы с агрессией, за искоренение преступлений колониализма и расизма. Эти работы являлись определенным вкладом авторов в разработку советской доктрины международно-правовой ответственности. Специальные исследования этой проблематики проведены также А. Н. Трайниным, Ю. М. Рыбаковым, Н. А. Ушаковым, Ю. А. Решетовым, Л. В. Сперанской и другими юристами. В западной доктрине международного права изучение международного права проводилось по двум основным направлениям. Одни авторы под влиянием цивилистических концепций, сконцентрировав свои усилия на

исследовании ответственности государств за ущерб, причиненный иностранцам, создали репарационную концепцию ответственности (Д. Анцилотти, Э. Борчард, К. Иглтон и др.). Другие авторы делают упор на соблюдение международного мира и правопорядка (Р. Аго, М. Виралли, Ж. Салмон, К. Доминисе, П.-М. Дюпуи, Д. Карелла и др.).

Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды не только отдельными учеными и научными учреждениями, но и неправительственными и межправительственными организациями, включая Лигу Наций. Однако до сих пор ни одна из этих попыток не привела к появлению универсальной международной концепции.

Сначала кодификаторы уделяли основное внимание материальной ответственности за ущерб, причиненный личности и имуществу иностранных граждан и иностранному капиталу, но со второй половины XX века центр тяжести переносится на проблемы ответственности за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

С 1956 года кодификация данных норм проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Работа до настоящего времени еще не завершена, но уже рассмотрены и приняты в предварительном порядке ряд статей, в которых решаются ряд вопросов относительно возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема реализации международной ответственности и урегулирования споров.

На данном этапе Комиссия ограничила свою задачу лишь ответственность государства, не касаясь ответственности других субъектов международного публичного права. Она решила также рассматривать ответственность только за международно-противоправные деяния. Что касается ответственности за вредные последствия действий, не составляющих международного правонарушения, то с 1980 года Комиссия работает над проектом специальной конвенции по этому вопросу.

Исследование проблемы международной ответственности государств в международно-правовой доктрине "требует внимательного рассмотрения и оценки тех теоретических концепций и юридических конструкций, которые выдвигались до сих пор по данной проблеме". Перед исследователями данного вопроса стоит проблема обоснования международно-правовой ответственности государств и других субъектов прежде всего за посягательство на принципы мирного сосуществования государств и их международного сотрудничества, международного правопорядка и установление форм и путей осуществления этой ответственности.

Международно-правовая ответственность.

1. Понятие и содержание международно-правовой ответственности.

Ответственность – один из древнейших институтов международного права, однако, несмотря на его постоянное практическое применение и совершенствование правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и потому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

Представители разных школ права неоднозначно подходили к идее взаимной ответственности государств. К примеру, представители немецкой школы права в конце 18 века считали, что идея ответственности государств находится в противоречии с понятием суверенитета, т.е государство есть единственный судья своей ответственности и что обязанность государства исправить совершенное им зависит исключительно от его воли. Позднее такие утверждения встречались и в других международно-правовых источниках. Однако суверенные государства, вступая во взаимные отношения, признают при этом для себя обязательными общепризнанными принципы и правила поведения – нормы международного права. Нарушение норм международного права а также прав и интересов других государств не может оправдываться ссылкой на суверенитет, т.к такие деяния являются не осуществлением суверенитета, а злоупотребления им. Общеизвестно, что нарушения законов внутри государства неизбежно влечет за собой ответственность. Такое же положение существует и в международном праве, хотя характер правонарушений и формы ответственности в нем имеют существенные особенности.

С проблемой понятия международно-правовой ответственности тесно связаны процессуальные вопросы, поскольку их изучение позволяет отказаться от распространенной концепции, отождесвляющей международную ответственность с юридической обязанностью.

Исследования по отдельным аспектам юридического процесса в международном праве (так же как и по проблеме ответственности) начали проводиться с конца XIX века. А. В. Гефтер писал о "международном процессуальном праве" уже в 1880 году. К нему он относил правовые институты, регламентирующие процедуру рассмотрения международных споров, и применение "средств к их разрешению", противопоставляя им "право войны". П. Е. Казанский в 1909 году, напротив, квалифицировал войну "как вид международного процесса, подчиненного действию права на всех ступенях своего развития". Вместе с тем он не исключал из числа процессуальных средств и мирные средства разрешения международных "несогласий". Тогда же Гольтцендорф выделил в международном праве 3 основные отрасли: международное уголовное право и процесс, международное частное право и процесс, международное государственное право.

Ответственность – важнейшее средство восстановления и обеспечения правопорядка, а это немыслимо вне определенной процедуры, включающей процессуальные стадии, специфические, относительно обособленные комплексы процессуальных правил (процессуальные производства), характеризующейся процессуальным режимом, свойственным конкретной ситуации. Провозглашение обязанности, не подкрепленной подобной процедурой, можно рассматривать лишь как декларацию о том, что должно быть, но не то, чему суждено осуществляться.

Поэтому же, давая оценку регулятивному смыслу концепции, отождествляющей ответственность и обязанность, Г. И. Тункин заметил: "… Если нарушение международного обязательства порождало новое обязательство – обязательство возместить причиненный ущерб, то нарушение последнего должно в соответствии с этой концепцией порождать следующее новое обязательство, и так до бесконечности".

ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права.
2. Основания для возникновения международно-правовой ответ ственности.

1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права

Под международно-правовой ответственностью (МПО) понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта МП в результате совершенного им международного правонарушения.
Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения.
Международные правонарушения подразделяются:
1. Международные деликты (проступки) - нарушение государством прав другого государства (соблюдение МД, неприкосновенность дипломатического представительства и его персонала и др.)
2. Международные преступления (особо тяжкие деликты) - это правонарушения, посягающие на коренные основы международных отношений. К ним относятся:
- преступления против мира и безопасности;
- преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;
- преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;
- преступления против природной среды.
В МП сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовая ответственность.
В связи с тем, что нормы института ответственности не кодифицированы, он основывается на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в МД и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:
- Устав ООН (ст. 39,41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;
- с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
- на основании Конвенции 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида.
Субъектами МПО являются только субъекты МП. Физические и юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, т.к. в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.
Международно-правовая ответственность выступает:
1. Политическая (нематериальная) ответственность, которая выражается в нескольких формах:
- сатисфакции - заверения в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание виновных и т.п.;
- репрессалии - ответственные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом;
- коллективные санкции, которые предпринимаются по решению СБ ООН в отношении субъектов МП своими действиями, угрожающими миру и безопасности. Применение санкций может быть как с использованием военной силы, так и без нее.
2. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она реализуется посредством:
- репарации - денежная или иная компенсация убытков потерпевшему;
- реституции - восстановление материального положения существовавшего до правонарушения.
На основании договоров может возникать объективная (абсолютная) ответственность как разновидность материальной. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.
Однако, потерпевшая сторона должна доказать причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.
В МД указывается определенная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшему.

2. Основания для возникновения международно-правовой ответственности

Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы МП, охраняющей интересы другого субъекта, даже если это не привело к материальному ущербу или иным негативным последствиям.
Материальная ответственность возникает при наличии следующих факторов:
- нарушение нормы МП;
- возникновение имущественного ущерба в результате правонарушения;
- наличие непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.
Политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения:
- политическая - за сам факт нарушения норм МП;
- материальная - за возникший в результате этого ущерб.
Деяние государства может быть квалифицированно международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер - договорный или обычно-правовой - оно носит.
В случае установления факта правонарушения потерпевшая сторона предъявляет претензию. Ее предъявителем может быть только непосредственно потерпевший субъект МП.
При совершении международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой.
Но при этом важна доказанность вины правонарушителя, а если необходимо, то и сумма материального ущерба.
Недостаточно обоснованные претензии порождают международные споры, а необоснованные претензии могут быть расценены как недружественный акт и вызвать реторсии.
В МП существуют обстоятельства, освобождающие субъект от ответственности:
- вина самой потерпевшей стороны;
- обстоятельства непреодолимой силы;
- состояние крайней необходимости.
Но эти обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния как деликтного, хотя и была нарушена норма МП (самооборона, репрессалии).
С 1956 г. кодификацией норм института международно-правовой ответственности занимается Комиссия международного права ООН, в центре внимания которой находятся проблемы ответственности государств за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

Вопросы:

1. Дайте характеристику источников, содержащих нормы международно-правовой ответственности.
2. Укажите случаи, когда может наступить международная ответственность за правомерную деятельность.
3. Перечислите основания международной ответственности.
4. Назовите виды международно-правовой ответственности.

и мирное урегулирование международных споров

То и другое можно рассматривать в качестве институтов международного права, но мы выделяем их как особо значимые в учебных целях.

В системе международного права для обеспечения соблюдения субъектами его норм в принципе отсутствуют аппарат принуждения и правоприменительные органы по аналогии с системами внутригосударственного права. Вместе с тем ответственность за несоблюдение международного права возникает, но она имеет свои особенности.

Институт международно-правовой ответственности в основном функционирует на базе норм обычного права с учетом прецеден­тов. Кодификацией норм международно-правовой ответственнос­ти с 1956 г. занимается Комиссия международного права ООН, подготавливающая соответствующий проект статей.

Известно два вида ответственности - политическая и матери альная.

Политическая ответственность возникает в результате нару­шения субъектом нормы международного права. Правонарушение именуется деликтом. Особо опасные деликты (например, агрессия) считаются международными преступлениями. Если в результате деликта или преступления нанесен и имущественный ущерб, то возникает в дополнение к политической материальная ответствен­ность.

Материальная ответственность может возникать безотноси­тельно к правонарушению, т.е. как результат правомерной деятель­ности по использованию источников повышенной опасности (ядер­ная энергия, космическая техника и др.). Такая ответственность именуется абсолютной, или объективной, т.е. не связанной с виной причинителя ущерба. Этот вид материальной ответственности воз­никает только на основании соответствующих конвенций.

Политическая ответственность реализуется в форме сатисфак­ ции, репрессалии и санкции.

Сатисфакция - это принесение извинений, заверение в отно­шении пострадавшей стороны в недопущении повторения правона­рушения, выражение сожаления в связи со случившимся, наказа­ние конкретных виновников деликта, иные формы морального удовлетворения.

Репрессалии - это ответные насильственные действия в связи с умышленным деликтом. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. Они не должны осущест­вляться коллективно.

От репрессалий следует отличать реторсии, которые формой ответственности не являются. Реторсии - это ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими право­нарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное политическое заявление).

Санкции - это коллективные репрессалии, которые осущест­вляются по решениям Совета Безопасности ООН в отношении го­сударств, совершивших международные преступления (агрессия, политика геноцида или апартеида и т.п.). В соответствии с Уставом ООН санкции могут осуществляться без использования вооружен­ной силы (приостановление экономических связей, разрыв дипло­матических отношений и др.) и с использованием вооруженной силы (военная демонстрация, блокада и собственно военные опера­ции от имени ООН). Принцип соразмерности репрессалий на сан­кции не распространяется; они могут носить и характер наказания. Например, государства-победители во второй мировой войне огра­ничили суверенитет побежденных агрессоров - Германии и Япо­нии, запретив им иметь свои вооруженные силы.

Материальная ответственность реализуется в форме реститу­ ции, репарации и субституции.

Реституция - это восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения или причинения ущерба в процессе правомерной деятельности, если это предусмотрено дого­вором.

Репарация - это денежная или иная компенсация убытков потерпевшей стороне.

Субституция - это передача пострадавшей стороне предме­тов, равных по стоимости и значению тем, которые были повреж­дены или уничтожены.

На практике ответственность реализуется в виде предъявления претензии, которая обычно направляется по дипломатическим ка­налам. В претензии обосновываются факт правонарушения, нали­чие вреда или ущерба и прямая причинная связь между правонару­шением и ущербом.

Сторона-правонарушитель может доказывать, что имели место обстоятельства, которые освобождают ее от ответственности. К ним относятся: форс-мажор, или непреодолимая сила, т.е. не под­дающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвы­чайного характера (стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, гражданские беспорядки и т.п., которые не позволили выполнить международное обязательство); согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего ущерб; вина самой потерпевшей стороны.

В случае совершения государством международного преступ­ления конкретные исполнители деликтных действий (физические лица) могут нести международную уголовную ответственность. В 1946 и 1948 гг. Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы осудили ряд нацистских и милитаристских лидеров Германии и Японии за преступления против мира и человечества. В 1998 г. в Риме состоится конференция по созданию международного уго­ловного суда для совершения правосудия в отношении лиц, со­вершивших преступления против мира и безопасности челове­чества.

Мирное урегулирование международных споров

Международный спор означает разногласие между субъектами международного права по какому-либо вопросу их взаимоотноше­ний. Выше уже говорилось о существовании принципа мирного урегулирования споров. Институт мирного урегулирования споров охватывает средства и процедуру мирного урегулирования споров.

Во многих международных договорах содержатся статьи, устанавливающие порядок разрешения споров, которые могут возни­кать в связи с применением или толкованием договора.

Основные средства мирного урегулирования споров перечисле­ны в ст. 33 Устава ООН. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Переговоры - наиболее гибкое и эффективное средство, по­скольку все вопросы существа и процедуры согласовываются сами­ми спорящими. Переговоры должны вестись на равноправной основе, без ультимативных предварительных условий и давления. Разновидностью переговоров являются консультации.

Обследование - оценка фактических обстоятельств спора международной следственной комиссией, создаваемой на паритетных началах спорящими сторонами. Иногда такую комиссию возглавля­ют представители третьего государства или международной орга­низации.

Примирение (согласительная процедура) - оценка фактичес­ких обстоятельств и выработка рекомендаций по урегулированию спора. Выводы согласительной комиссии и рекомендации носят факультативный характер.

Добрые услуги - действия третьей стороны, не участвующей в споре (государство, международная организация, авторитетная личность), направленные на установление контактов между споря­щими. Оказывающий добрые услуги не является участником пере­говоров.

Посредничество - участие третьей стороны в мирном разреше­нии спора. Посредник является равноправным участником перего­воров.

Международный арбитраж - третейское разбирательство, осуществляемое третьей стороной с вынесением обязательного для спорящих решения. Передача спора в международный арбитраж осуществляется по соглашению между спорящими. Для этого может создаваться временный арбитражный орган по конкретно­му делу или постоянный арбитражный орган (например, Постоян­ная палата третейского суда в Гааге).

В ряде договоров содержатся обязательства сторон рассматри­вать свои споры в арбитраже по требованию одной из стороны (принудительный, или обязательный, арбитраж).

Судебное разбирательство - передача спора на рассмотрение международного судебного органа, решение которого, как и в слу­чае арбитража, является для спорящих сторон обязательным. Если в случае арбитража спорящие стороны назначают арбитров, а те избирают суперарбитра, то состав судебных органов от спорящих сторон в принципе не зависит.

В настоящее время основным судебным органом является Международный суд ООН, функционирующий на основе Статута, кото­рый составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Спор передается на рассмотрение Международного суда ООН с согласия спорящих сторон. Если же спорящие стороны сделали особое заявление о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, то Суд может рассмотреть спор по требованию одной из сторон в споре.

Особые механизмы для мирного урегулирования споров образованы рядом региональных организаций, в их числе Механизм ОБСЕ, Суд Европейских Сообществ, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ и др.

Международные организации и конференции

Международные организации и конференции - это формы многостороннего сотрудничества и многосторонней дипломатии. В настоящее время имеется более 300 международных межправительственных организаций. Их следует отличать от международ­ных неправительственных организаций, которые объединяют фи­зических и юридических лиц разных стран и субъектами междуна­родного права не являются.

Международные организации создаются в соответствии с международными договорами и осуществляют компетенцию в рамках своего устава.

Международные организации делятся на универсальные (открытые для участия всех государств) и региональные. Известны открытые организации, членом которых может стать любое госу­дарство по своему усмотрению, и закрытые, членом которых можно стать по решению первоначальных членов.

Ознакомиться с компетенцией, структурой органов и функция­ми международной организации можно изучая ее Устав, а с поряд­ком работы ее органов - изучая правила процедуры.

Важнейшей международной организацией современности яв­ляется Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. и насчитывающая 185 членов.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

В систему ООН входят так называемые специализированные учреждения ООН - Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная морская организация (ИМО), Всемирный почто­вый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ) и др.

Всего таких организаций 16. Они представляют собой самостоятельные межправительственные организации (субъекты междуна­родного права), действующие на основе своих уставов. Однако ими заключены соглашения с ЭКОСОС об их постановке в связь с ООН в качестве специализированных учреждений ООН. ООН коорди­нирует деятельность этих организаций, получает от них регулярные доклады, обеспечивает взаимное представительство на сессиях ор­ганов.

Международная межправительственная конференция - это временный коллективный орган государств, собирающийся для ре­шения определенной задачи (чаще всего для разработки и принятия многостороннего договора). Конференции (они могут именоваться конгрессами, съездами, совещаниями и т.п.) работают в соответст­вии с правилами процедуры, которые сами принимают.

Конференции могут быть универсальными (например, Всемир­ная конференция по правам человека в Вене 1993 г.) и региональны­ми (например, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе, проходившее с 1973 г. вплоть до преобразования в ОБСЕ в 1994г.).

Некоторые конференции проводятся в виде серии совещаний и длятся долгие годы. Например, Конференция ООН по морскому праву длилась с 1973 по 1982 г.

Решения на конференциях и на сессиях органов международ­ных организаций принимаются голосованием или консенсусом (считаются принятыми при отсутствии возражений кого-либо из участников).

Ответственность в международном праве

Понятие

Ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства.

Это нарушение объективно выражено в форме международно-правового деяния субъекта, которое совершается им как путем активного действия, так и бездействия.

Международно-правовая ответственность предусматривает применение к субъектам, совершившим правонарушения предусмотренные нормами международного права меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность – это разновидность юридической ответственности, поэтому она связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю международно-правовых санкций.

По мнению ряда ученых, в том числе Игоря Ивановича Лукашука, в МП существует самостоятельная отрасль – международно-правовая ответственность.

Субъекты международного права за исключением индивидов несут международно-правовую ответственность, если причиненный ущерб или вред стали результатом несанкционированных деяний их официальных органов или должностных лиц, если эти деяния противоречат международно-правовым обязательствам указанного субъекта.

Источники

Единого документа в международном праве о международно-правовой ответственности за противоправные деяния не выработано.

В 2002 году, в рамках ООН, был подготовлен проект статей об ответственности государств за международно-правовые деяния. В комиссии от России участвовал И.И. Лукашук (книга, 2004 г, «Об ответственности в международном праве»).

В ст. 41 Проекта статей «Об ответственности государств за международно-правовые деяния» указывается на то, что поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву, независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он [орган] занимает в системе государства и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицей государства.

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действуют по указаниям либо под руководством или контролем этого государства, или если эти лица находятся на соответствующей государственной службе (полицейские, пожарные и т.д.)

В наличие 20-ых гг. 20-го века США получили возмещение в 15 тыс. Долларов, поскольку мексиканские власти не наказали убийцу гражданина США, работавшего в Мексике.

Государство несет международно-правовую ответственность за правонарушения, совершенные вооруженными силами, ошибки законодательных или судебных органов, своих представительств за рубежом.

Виды международно-правовой ответственности

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств:

1) Политическая

2) Материальная

Политическая ответственность – применение определенных принудительных мер по отношению к государству-правонарушителю. Иногда этот вид ответственности сочетается с материальной ответственностью.

Самыми распространенными формами политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из членов международной организации, подавление агрессора силой. Все эти формы вместе называются политическими санкциями в отношении государства . Перечень неполный – их встречается значительно больше (к примеру, временное ограничение суверенитета государств или отторжение части территории как санкция за агрессию)

Санкции – меры, которые применяются к государству нарушителю.

Реторсия – принудительные действия одного государства против другого, нарушившего обязательства в отношении первого. Реторсия – ответные меры одного государства на недружественные действия другого с целью восстановления нарушенных прав. Примеры : отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из своей страны определенное число дипломатов; запрещение въезда в страну какого-либо должностного лица или делегации и т.д.

Репрессалии (невооруженные) – правомерные принудительные действия одного государства против другого. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Репрессалии должны быть соразмерными причиненному ущербу или вреду и тому принуждению, которое необходимо для получения ответного удовлетворения. Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введения эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя. Репрессалии должны быть прекращены по получению удовлетворения.

В 1994 году Президент США Билл Клинтон подписал Билль «Об ужесточении санкций против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации. В результате этого налета погибли четыре летчика, которые вывозили людей. Репрессалии были следующими: приостановление чартерных авиарейсов между США и Кубой; новые барьеры для кубинских дипломатов; отказ иметь дела с компаниями, имевшими бизнес на Кубе; запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара.

Сатисфакция – предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб или вред, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция выражается в виде официального принесения извинений или выражения сожаления, сочувствия и заверений в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, а виновные будут найдены и наказаны по всей строгости закона. Сатисфакция применяется в тех случаях, когда меры материального возмещения не обеспечивают полностью вред или ущерб, нанесенный другому государству.

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных организациях : лишение права голоса; лишение на представительство в главных органах этой организации; лишение права на получение помощи и обслуживание; крайняя мера – исключение из международной организации.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в следующих формах: репарации, реституций, субституции, ресторации, компенсации.

Репарации – возмещение материального ущерба, причиненного войной, в денежном выражении, товарами либо услугами. Объемы, как правило, применяются на основе международных договоров. Обычно, сумма (объема) репараций значительно меньше размера причиненного агрессором ущерба. По решению глав государств-победительниц Крымской Конференции февраля 1945 года, постановили взыскать с Германии репарации в пользу СССР за причиненный ущерб. Сумма была установлена в размере 20 млрд. долларов.

Реституции – восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния или правонарушения. Одной из форм реституции является возврат имущества в натуре, неправомерно изъятого и вывезенного воющим государством с территории противника. Согласно ст. 75 мирного договора между союзными державами-победительницами и Италией от 10 февраля 1947 года, Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций». Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, то есть не в связи с военными действиями. Или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания, связанных с неправомерным изъятием.

Субституция – разновидность реституции. Представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества (зданий, транспортных средств, художественных ценностей и т.д.).

Ресторация – восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по вине государства-нарушителя.

Компенсация – один из самых часто применяемых видом материальной ответственности. Государство-нарушитель возмещает ущерб, причиненный неправомерным деянием. Например, в деле о судне «Сайга» государства Цен-Висент и Гренадины – требовалась компенсации от Гвинеи за задержание судна и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере чуть большим нескольких миллионов долларов.


Похожая информация.