Разработка урока международная защита прав человека. План-конспект урока на тему: "Международная защита прав человека."

Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»

Цель: рассмотреть основные черты международной защиты прав человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I . Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение (с элементами беседы) программного материала.

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г. в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённой фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случае они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея ООН и под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами – членами Организации и Генеральным секретарём.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств – членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств – членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершённые исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребёнка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Европейская система защиты прав человека

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьёзные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдёт объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведёт к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Проблема отмены смертной казни

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как её отмена ведёт к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён». Государства – участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств – членов Совета Европы ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своём заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол №6 и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Однако до сих пор российский парламент его не ратифицировал, хотя при этом смертная казнь в нашей стране не применяется с августа 1996 г.

Протокол №6 оказал влияние на позицию ряда государств – членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государств-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Международные преступления и правонарушения

Индивид не только имеет права, закреплённые в межгосударственных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооружённых конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности. Как вы думаете почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами. И суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создаётся в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

III . Практические выводы.

    Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципам и нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права других людей.

    Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека – права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя своё отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

    Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

    Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

IV . Документ.

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства – участники настоящей Конвенции, …признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду…

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей…

согласились о нижеследующем:

Статья 1

    Каждое государство – участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику…

Статья 2

Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения – путём преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства…

Вопросы и задания к документу

    Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

    Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

    Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

    Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

    Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

V . Вопросы для самопроверки.

    Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

    Перечислите международные соглашения, которые включают в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

    С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

    Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

    Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

    Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

    Каковы причины организации Международного уголовного суда?

    Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

VI . Задания.

    В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

    Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

    Конвенция о правах ребёнка запрещает:

    1. применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

      призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

    Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

VII . Мысли мудрых.

«Хочешь мира – блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

VII I . Краткие выводы к главе.

    Поиск ответов на вопросы о происхождении, сущности и назначении права важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К числу основных современных подходов к праву можно отнести нормативный и естественно-правовой. Каждый из них имеет свои достоинства, каждый оказывает влияние на развитие действующего в стране позитивного права. Нормативный подход акцентирует главное, определяющее свойство права – его нормативность. Естественное же право питает действующее право идеями гуманизма, свободы, справедливость и тем самым позволяет добиваться определённого качества действующих законов – делает их правовыми.

    Гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения (по рождению или натурализации), является единым и равным. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. В ответ оно ждёт от граждан соблюдения установленных законов и выполнения конституционных обязанностей – платить налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является также защита Отечества.

    Система современного российского права представлена рядом отраслей материального права – экологической, семейной, гражданской и трудовой.

Каждая из названных отраслей имеет свою специфику – определяет права и обязанности участников правоотношений, которые складываются в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем все отрасли тесно взаимодействуют в силу неразрывной взаимосвязанности этих сфер. Человек постоянно, всю жизнь так или иначе вступает в личные и производные от них имущественные отношения, которые регулируются семейным правом. Многие ситуации в повседневной жизни людей связаны с имущественными или личными неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями. Основная часть граждан связана также правоотношениями, основанными на нормах трудового права. И конечно, все люди так или иначе включены в экологические правоотношения, нуждаются в благоприятной окружающей среде, имеют право на неё, а также обязанность охранять и защищать её.

    Процессуальное право призвано регламентировать порядок реализации и судебной защиты материального права. На основе процессуального права суды осуществляют правосудие – рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел и др.

Основной предмет гражданского процесса (гражданского процессуального права) – гражданско-правовые споры и порядок их разрешения. Правила гражданского процесса изложены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах, которые рассматривают главным образом экономические споры. Он осуществляется на основе Арбитражного кодекса РФ. Уголовный процесс строится на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ и представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой производство по административным правонарушениям и строится на базе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существует также конституционное судопроизводство, т. е. судопроизводство в Конституционном Суде РФ. Оно осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента Конституционного Суда.

    Международная защита прав человека осуществляется в первую очередь средствами ООН.

Наряду с международной, существует и Европейская региональная система защиты прав человека. Она представлена прежде всего Советом Европы, а также учрежденными им Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Решения этого Суда обязательны для всех государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Каждая страна, вступившая в Совет Европы, обязана не только исполнять решения Суда, но и корректировать своё законодательство в соответствии с его требованиями по правам человека. Вопросы прав человека занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Каждый гражданин не только имеет права, закреплённые в международных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение норм международного права.

IX . Вопросы для итогового повторения.

    Каковы особенности современного подхода к пониманию права?

    Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

    В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?

    Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

    В чём состоит специфика экологических правоотношений?

    Почему право человека на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

    Каковы особенности гражданских правоотношений?

    В чём специфика трудовых правоотношений?

    Что представляет собой процессуальное право?

    Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процессов.

    Какова главная задача уголовного процесса?

    В чём основная задача административной юрисдикции?

    Каково назначение конституционного судопроизводства, в чём его отличие от других судебных систем?

    Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

X . Заключительная часть.

    Оценивание ответов учащихся.

    Домашнее задание: читать §28 «Международная защита прав человека» (сс. 318-328); ознакомиться с краткими выводами к главе (сс. 329-330); ответить письменно на вопросы итогового повторения (домашняя самостоятельная работа) на с. 331.


Урок

Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования» ... видом защиты прав человека служит судебная система страны. Права человека применительно к детям – это права ребёнка. Основным международным ...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему ... время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного... , борьба с международным терроризмом. Глобальные... основы жизнедеятельности человека . Человек здесь рассматривается... так и защиту исключительности российского...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Экологическое право » Цель: познакомиться с содержанием и особенностями экологического права . Предмет: обществознание . Класс: ... защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по

  • PAGE_BREAK-- Защита публичных свобод.
    Термин «публичные свободы» обозначен в статье 34 Конститу­ции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающие­ся «основных гарантий, предоставляемых гражданам для осущест­вления публичных свобод». Поскольку, таким образом, свобода возведена в принцип, закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограни­чение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей (ст. 4 Декларации); следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в за­висимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом от­ношении уместно проводить некоторые разграничения.
    Государственный Совет Франции дает такое определение. Тер­мин «публичные свободы» - это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы, которые не ограничиваются только од­ним индивидом, а проявляются вовне. В частности, свобода собра­ний, свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и куль­тов, свободу образования" Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ.
    Итак, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода ве­роисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Ст. 28 КРФ) На мой взгляд, законодатели несколько увлекшись красивой деклараци­ей прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы. Как, скажем, это было сделано в (ст. 29 КРФ) или в ст. 10 Декларации 1789 года: «Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных,если их проявление не нару­шает общественного порядка, установленного законом ». Это пос­леднее добавление весьма существенно: оно, безусловно, ограничи­вает право личности на свободу совести, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной.
    Кроме того, защиту свободы совести можно обнаружить и в ст. 59, ч. 3: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных федеральным за­коном имеет право на замену её альтернативной гражданской служ­бой». Но, как известно, пока отсутствует федеральный закон об альтернативной службе. Сравнение: во Франции сложилась обратная ситуация - защита этого права в Конституции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так соответствующая норма существу­ет в Кодексе Национальной Службы.
    Защита свободы объединений и собраний. «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
    Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». (Ст. 30 КРФ)
    «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мир­но, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». (Ст. 31 КРФ)
    Этими двумя статьями защищается свобода объединений и соб­раний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не представляется необходимым. На мой взгляд, они надежно защищают от произвола государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия» преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих общество, в частности их право на жизнь.
    Вывод:В результате сравнения Конституции РФ с Конституци­ей Франции, Конституцией старого демократического государства мы можем ясно и четко увидеть тот факт, что регламентация сферы вмешательства законодателя с целью ограничения публичных сво­бод, что говорит о более высокой степени защиты публичных прав и свобод.
    Защита свободы выражения мыслей и мнения
    «Свободное сообщение другим своих мыслей и мнений есть одно из драгоценных правчеловека ; поэтому всякийгражданин мо­жет свободно говорить, писать, неся ответственность за злоупот­ребление этой свободой в случаях, установленных законом. «(Ст. 11 Декларации 1789 года). Чаще всего это право называют „свобо­дой информации“. Я выделил два термина, последовательно упот­ребленные в данной статье: „одно из драгоценных правчеловека ; каждый гражданин, поэтому может свободно высказываться, писать, печататься“. Ст. 34 Конституции Франции в свою очередь предус­матривает только основные гарантии, предоставляемыегражданам для осуществления публичных свобод; поэтому эти гарантии могут не признаваться за иностранцами в той мере, в какой установле­ние этих гарантий также означает ограничение возможности поль­зоваться свободами; причем эти ограничения могут, таким обра­зом, быть более строгими для иностранцев, естественно с оговор­кой о соблюдении международных соглашений. Теперь сравним это с Конституцией РФ.
    »Каждому гарантируется свобода мысли и слова. «(Ч.1 ст.29 КРФ)
    "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп­ределяется федеральным законом» (ч.4 ст. 29 КРФ).
    «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре­щается. «(Ч.5 ст. 29 КРФ).
    Думаю, что любой человек сразу заметит отличие в защите свободы выражения мыслей и мнений Конституции РФ от Конституции Франции: она гарантирует свободу информации каждому, тогда как в Конституции Франции это право дифференцировано.
    Также в Конституции РФ выделяется свобода массовой инфор­мации и запрещение цензуры, что отсутствует в таком классичес­ком документе, как Декларация 1789 года.
    Защита права на равенство
    Все равны перед законом и судом.
    Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности.
    Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. «(Ст. 19 Конституции РФ).
    Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие „пол“ во второй части статьи понятиями „мужчина и женщина“ в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство (до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.
    Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: „Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в правах“.
    Преамбула Конституции 1946 года установила, что „закон га­рантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной“.
    Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации, а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя „обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или ре­лигии.“
    Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: „Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями“.
    Ст. 3 Конституции 1958 года гласит, что выборы всегда яв­ляются всеобщими, равными и тайными».
    Ст. 13 Декларации гласит: «Общие взносы должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возмож­ностям».
    «Никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по при­чине своего происхождения, своих взглядов или своего вероиспо­ведания»(Абзац 5 Преамбулы 1946 года).
    В ст. 2 Конституции Франции говорится о том, что всем обеспечивается равный доступ к образованию.
    Таким образом, мы можем увидеть, что принцип равенства за­ложен в обе Конституции. Имеются, правда, некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция РФ утверждает его ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв­ляется одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и вос­ходит к естественным правам.
    Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому, в отличие от Франции, Конституция РФ закрепляет общео­бязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако, необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам.
    Защита права на собственность
    Согласно Декларации 1789 года собственность - «естествен­ное и неотъемлемое право» (ст. 2). И в то же время - »право неп­рикосновенное и священное. «(Ст. 17). Преамбула Конституции 1946 года ограничивается подтверждением Декларации. Самого определе­ния понятия «собственность» в Конституции Франции нет.
    «Право частной собственности охраняется законом.
    Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
    Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предва­рительного и равноценного возмещения.
    Право наследования гарантируется.»(ст. 35 КРФ)
    На мой взгляд, Конституция РФ гораздо более четко защищает интересы собственника. Дело в том, что французская Конституция накладывает ряд ограничений, которые, по моему мнению, ущемляют интересы личности во благо общества. Правда это объясняется тем, что Франция, также как и Россия провозглашается социальным государством. (Ст. 2 КФ). Но встает философский вопрос, в какой мере интересы личности должны ограничиваться в угоду обществу? Но вернемся непосредственно к ограничениям. Во-первых, абзац 9 Преамбулы Конституции 1946 года гласит, что «Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или принимает черты национальной общественной службы или фактической монопо­лии, должно стать коллективной собственностью». Безусловно, что норма хорошая в целом. Но имеет и свои побочные эффекты. В частности, она лишает стимулов деятельность крупных талантли­вых бизнесменов, которые являются личностями.
    Согласно ст. 17 Декларации 1789 года лишение права собс­твенности может также произойти при наличии «общественной необ­ходимости», которая должна быть установлена в законных рамках и при условии справедливого и предварительного возмещения. Опять же, понятие «общественная необходимость» весьма расплывчато, следовательно, не исключена возможность злоупотребления, то есть нарушения права собственности. Такие же сомнения вызывает и статья 34 Конституции Франции, в которой речь идет о национа­лизации имущества. Национализация является мерой принудитель­ной, а, следовательно, противоречащей ст. 17 Декларации.
    Вывод: Режим частной собственности по Конституции РФ тяго­теет более к либеральным принципам, нежели к принципам социаль­ного государства, тогда как в Конституции Франции мы можем ви­деть сильный уклон в сторону именно социального государства. Хорошо это или плохо? Так ставить вопрос нельзя. Ибо все зави­сит от оценочных критериев. Поэтому мне больше нравится режим частной собственности, закрепленный в российской Конституции, то есть интересы собственника для меня все-таки важнее интере­сов общественного блага, но не во всех случаях, ибо каждое пра­вило всегда имеет исключение.
    Защита права на неприкосновенность личности
    Согласно статье 2 Декларации 1789 года неприкосновенность личности относится к разряду естественных и неотъемлемых прав человека. «Целью всякого политического объединения является за­щита естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
    По объективным причинам в Конституции РФ 1993 года этот вопрос освещен более подробно. Ст. 22 гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
    Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до­пускаются только по судебному решению. До судебного решения ли­цо не может быть задержано на срок более 48 часов».
    Такое определение приемлемо, ибо неприкосновенность - колы­бель всех гражданских учреждений и, надо заметить, что Деклара­ция 1789 года в этом вопросе нисколько не устарела. Более того, она закрепляет право на сопротивление угнетению, которое от­сутствует в Конституции РФ 1993 года. Можно конечно говорить, что этот принцип - пережиток смутных времен, однако, на мой взгляд, он имеет смысл и сейчас, особенно для России, потому что у нас отсутствуют демократические традиции и стабильность общества низкая.
    Стоит также обратить внимание на то, что монархические го­сударства, развивавшиеся в средние века, тоже ставили цель за­щиты права личности на неприкосновенность. Не ради этого ли мо­нархия узурпировала у нации или у народа суверенные права?
    Безусловно, государство упорядочивает общество, предостав­ляя гражданам, право на неприкосновенность и, прежде всего, обес­печивает функционирование правосудия как основы этого права. Но, кроме того, государство обеспечивает за гражданами материальные предпосылки такой неприкосновенности, что согласно Преамбуле Конституции 1946 года, а также Конституции РФ гарантирует инди­виду сохранение его личности, имущества, а также защиту закон­ных прав и интересов.
    Поэтому, рассматривая вопрос о защите права на неприкосно­венность личности, я считаю, что его можно разбить на четыре пункта:
    - право на правосудие;
    - материальная безопасность лиц и имущества;
    - юридическая защита личности;
    - юридическое обеспечение реализации прав.
    Защита права на правосудие.
    Личность вправе обращаться в суд; перед лицом правосудия все равны. Это следствия из принципа равенства, которые были изложены выше.
    Правосудие есть не идеал справедливости, ибо степень спра­ведливости правосудия зависит от условий времени, места, гос­подствующих воззрений и верований. Правосудие есть система, преследующая общеполезные цели, как организация процесса, поз­воляющая обеспечить соблюдение права. Следовательно, правосудие есть один из аспектов обеспечения защиты неприкосновенности граждан, их имущества, а также защиты охраняемых законом прав и интересов.
    Международные нормы и стандарты в области прав человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров прав человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав человека остается в основном внутренним делом каждого государства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством. Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г.
    продолжение
    --PAGE_BREAK--

    Тема: «Международная защита прав человека»

    Цели занятия:

    1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

    2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

    3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

    Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

    Основные понятия:

    Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

    ПЛАН УРОКА

    1. Жестокое лицо войны.

    2. Сущность международного гуманитарного права.

    3. Международная защита прав человека.

    ХОД УРОКА

    Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

    Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

    Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

    1. Жестокое лицо войны.

    Вспомните определение понятия «война»-…
    Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

    Учащиеся задают вопросы:

    Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

    Словарь

    ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

    ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

    ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

    ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

    ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

    КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

    Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

    Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

    Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

    Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

    Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

    2. Сущность международного гуманитарного права.

    Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

    Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

    После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

    Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

    Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

    3. Международная защита прав человека.

    Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

    1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

    2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

    3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

    4 этап. Представление классу результатов работы.

    5 этап. Первичная проверка результатов работы.

    Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

    Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

    «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

    «Хочешь мира – блюди справедливость»

    « Война – незаживающая рана, которую получил мир»

    «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

    Информация о домашнем задании.

    Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

    Рефлексия

    В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

    Как известно, права и свободы человека находятся под защитой государства. Но существует и особая система охраны прав на международном уровне. Узнаем, что такое международная защита прав человека, и как она реализуется.

    Истоки международной защиты права человека

    В разные исторические эпохи права и свободы человека претерпевали изменения. При этом вплоть до начала ХХ столетия этот вопрос регулировался исключительно внутри государств, не выходя за их границы.

    Потребность в создании международно-правовой системы защиты прав человека появилась в период Второй мировой войны как результат победы над фашизмом, преступления которого были направлены против жизни огромного числа людей. Жестокость, с которой они совершались, их масштабы заставили человечество задуматься над проблемой недопущения подобных ситуаций в будущем.

    В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций. Ее цель состояла в организации сотрудничества стран, в том числе по вопросам защиты прав человека.

    ООН

    Рассмотрим механизмы обеспечения прав человека посредством Организации Объединенных Наций.

    ООН состоит из целого ряда органов, к которым относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и другие. Они занимаются созданием различных рекомендаций и проектов, подготовкой и проведением конференций, а также могут проводить исследования или оказывать помощь государствам.

    Международные документы

    ООН действует на основе Устава, в котором прописаны его полномочия и другие моменты, связанные с ее деятельностью.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Основным документом, устанавливающим защиту прав и свобод человека, является Международный билль о правах человека. В него входят несколько соглашений.
    Перечислим некоторые из них:

    • Всеобщая декларация прав человека;
    • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
    • Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Поговорим кратко о международных пактах о защите прав человека. Данные документы основаны на едином принципе: современное общество основано на свободе личности, что может быть обеспечено только тогда, когда будут созданы условия, при которых каждый человек сможет пользоваться социальными, экономическими, политическими и культурными правами.

    Существуют международные организации, имеющие региональный характер. Например, Совет Европы, действующий на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В рамках данной организации действуют Европейский Суд и Комитет министров Совета Европы. Принимаемые ими решения направлены на регулирование отношений людей, являющихся гражданами стран, входящих в Европейский Союз.

    Что мы узнали?

    Одной из особенностей современного общества является существование международно-правовой системы защиты прав человека, которая действует наряду с государственными правовыми системами. Она призвана поддерживать порядок, охранять общепризнанные права, создавать нормы, отвечающие переменам в общественной жизни.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 118.

    (право, 11 класс,

    профильный уровень)

    Урок № 50-52

    Международная защита прав человека

    jus gentium “= право народов ( с латинского, римское право )

    Д.З.: § 24, ?? (с.229), задания (с.229-230)

    /задание №3 обязательно/

    © А.И. Колмаков


    Цели урока

    • показать особенности регулирования международного гуманитарного права;
    • закрепить умения применять знания международного гуманитарного права при анализе конкретных ситуаций;
    • развивать умения аргументировать свой выбор ответа.
    • воспитывать грамотное осознание ответственности физических и юридических лиц за нарушения международного гуманитарного права.

    Универсальные учебные действия

    • знать/понимать:
    • общие правила применения права;
    • органы и способы международно-правовой защиты прав человека.

    Понятия, идеи

    • принципы МГП (международного гуманитарного права);
    • Гаагское право;
    • нарушение норм МГП;
    • права человека;
    • право войны;
    • комбатанты и некомбатанты;
    • декларация, конвенция, пакт, соглашение, договор

    Изучение нового материала

    • Права человека как отрасль современного международного права.
    • Международные документы о правах человека.
    • Защита прав человека в условиях мирного времени.

    Права человека как отрасль современного

    международного права

    (право войны, право вооружённых

    конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

    Международное гуманитарное право

    является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.


    Статус физических лиц воюющих сторон

    Комбатанты:

    Некомбатанты:

    • интендантский персонал;
    • медицинский персонал;
    • военное и гражданское
    • личный состав

    духовенство;

    вооружённых сил;

    • разведчики;
    • военные инструкторы
    • силы гражданской обороны;
    • военные и аккредитованные

    и советники;

    журналисты;

    • партизаны;
    • ополченцы и отряды
    • военные юристы;
    • Персонал, охраняющий

    самообороны;

    культурные ценности

    • экипажи судов гражданского

    флота и авиации

    К основным субъектам относятся законные участники военного конфликта: государства, «комбатант» (воюющий), «некомбатант» («лицо, находящееся под защитой»), статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.

    Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта


    источники Международного гуманитарного права (МГП).

    Основными источниками международного гуманитарного права , которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются: - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; - Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; - Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.; - Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.; - Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; - Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; - Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; - Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны; - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.; - Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней .


    Отличие норм НГП лот норм Всеобщей декларации прав человека

    Нормы международного гуманитарного права (НГП)

    Нормы Всеобщей декларации прав человека

    в военное время ;

    - регулируют отношения с противником;

    - применяются в периоды вооружённых конфликтов;

    - не допускают отступлений от положений НГП ни при каких обстоятельствах;

    - направлены на защиту прав человека в мирное время ;

    - могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения;

    -

    - стоят на защите прав человека;


    Из истории возникновения

    международного гуманитарного права

    • Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться. Гаагские конференции 1899, 1907 гг.

    Гюго Гроций


    Из истории возникновения

    международного гуманитарного права

    Последователь теории Гуго Гроция, разработал и обосновал правовые нормы ведения военных действий.

    В труде «Об общественном договоре» выразил мысль о том, что солдаты, сложившие оружие, перестают быть врагами и становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать.

    Жан-Жак Руссо

    (1712-1778)

    французский писатель,

    мыслитель, композитор


    МГП не рассматривает законность вооружённых конфликтов, не занимается контролем над вооружёнными силами. Задача МГП – ограничение и запрет определённых типов вооружений и боеприпасов.


    Что такое права человека?

    Понятия права человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке.

    Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

    1) Согласно естественно-правовой теории права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать. Права человека принадлежат ему от рождения, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам.


    Классификация прав человека

    • по форме закрепления : основные и иные права. Основные – это такие права, которые гарантированы конституциями государств и международно-правовыми документами.
    • по содержанию : 1) личные (гражданские) : право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства. 2) политические : право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства. В отличие от личных, политические права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.

    Классификация прав человека

    • 3) социальные : на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание). 4) экономические : на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации. 5) культурные : на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям

    Классификация прав человека

    по времени возникновения

    • Первое поколение - гражданские и политические права.
    • Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX века. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства).
    • Третье поколение называют правами народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа). Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во 2-й половине XX века.



    Классификация прав человека

    4) по способу существования и отражения : естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

    5) по кругу субъектов :

    а ) индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам);

    б ) коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: индивиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).


    Права человека в Конституции РФ

    • личные (гражданские) права (статьи 19-29, 45-54);
    • политические (статьи 30-33);
    • экономические (статьи 34-37, ч.1,2,4);
    • социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41);
    • культурные (статьи 43, 44).

    Международные документы

    • Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = 1) Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + 2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + 3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + 4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + 5) второй дополнительный Протокол , направленный на отмену смертной казни (1989).

    Боливия); 2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни; 3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств; " width="640"

    1) положения Всеобщей декларации человека давно уст арели, превратились в собрание банальных мёртвых истин. Нужны новые живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение как телевидение, право на пресную воду – Боливия); 2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни; 3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств;


    Критика Всеобщей декларации прав человека

    • 4) институт прав человека призван увековечить существующую политическую и экономическую систему современного капиталистического общества; 5) идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; 6) идеология прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными доводами: человек не имеет право вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит пониманию свободы как ответственности перед Богом. 7) в период кризисов государственные интересы власти и общества стоят выше непосредственных прав отдельной личности.

    Международные преступления и

    правонарушения.

    Виды международных преступлений.

    • действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;
    • военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);
    • преступления против человечности.

    Международный уголовный трибунал (Гаага) был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.

    Суд над Милошевичем. Югославский вопрос. Кто виновен?


    Контрольные вопросы

    • Что понимается под международным гуманитарным правом?
    • Какие нормы ведения военных действий и отношения к противнику нашли отражение ещё в древности? Как вы считаете, данные нормы были нормами морали или нормами права?
    • Чьи труды заложили основу гуманитарного права и в чьих трудах оно нашло дальнейшее теоретическое развитие?
    • Какие события явились толчком становления международного гуманитарного права и кто стоял у истоков его становления?
    • Какие документы и решения были приняты на Женевской конференции 1864 г.?
    • Как отразились события Первой и Второй мировых войн на развитии норм международного гуманитарного права?
    • Какие документы являются источниками современного международного гуманитарного права?
    • Как международное гуманитарное право защищает права человека?

    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    Литература:

    • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
    • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
    • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
    • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
    • http://cxemo. рф
    • Павлова А.В., учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл., http :// infourok.ru /

    Источники иллюстраций для оформления шаблона:

    • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
    • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg