Полномочия государственных властей. Глава IV

Федеральная служба судебных приставов Российской

Федерации

ФССП РФ является центральным субъектом исполнительного производства, так как именно на нее ФЗИП в ст. 5 возлагает полномочия по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов.

ФССП РФ осуществляет свою деятельность по территориальному принципу, ее подразделения расположены во всех субъектах Российской Федерации. Руководители подразделений ФССП РФ осуществляют текущий и последующий контроль за исполнительным производством.

Возглавляет ФССП РФ директор - главный судебный пристав Российской Федерации. В рамках текущего контроля за принудительным исполнением, согласно п. 10 Положения о ФССП, он обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах ФССП. Приостанавливает исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов, передает исполнительное производство из одного подразделения Службы в другое, определяет подразделение судебных приставов, которое будет осуществлять сводное исполнительное производство,

если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в территориальные органы ФССП нескольких субъектов РФ.

Директор ФССП к тому же осуществляет федеральный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполни-

тельных производств.

В рамках последующего контроля главный судебный пристав РФ рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 ФЗИП главный судебный пристав РФ наделяется правом принимать в порядке подчиненности жалобы на действия (бездействие) главного судебного пристав субъекта РФ и его заместителей. Возможность принятия самостоятельного решения взамен отмененного постановления судебного пристава-исполнителя, установленная в ст. 127 ФЗИП, ставит руководящие должностные лица ФССП (директора ФССП, главного судебного пристава субъекта РФ и др.) на качественно новый уровень организации исполнительного производства, позволяя

непосредственно влиять на совершение исполнительных дей-45

В структуре центрального аппарата ФССП можно выделить три основных функциональных компонента, которые в дальнейшем реализуются на уровне региональных управлений. Первый отвечает за организацию исполнительного производства и реализацию имущества должников, находя свое материальное воплощение в двух соответствующих управлениях (Управление организации исполнительного производства и Управление организации работы по реализации имущества должника). Второй - за обеспечение установлен- ного порядка деятельности судов, который включает в себя организацию дознания и административной практики и также выражен в двух управлениях (Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов и Управление организации дознания и административной практики). Третий осуществляет контроль, а также организационно обеспечивает два предыдущих компонента и реализуется в деятельности пяти управлений (Организационно-контрольное управление, Правовое управление, Управление делопроизводства, Управление государственной службы и кадров, Управление делами). Все три компонента тесно взаимосвязаны, причем второй компонент, помимо организационного обеспечения деятельности судов, осуществляет силовую поддержку исполнительного производства.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 82 региональных управления ФССП, которые подчинены центральному аппарату Службы. Во многом их структура сходна с центральным аппаратом ФССП.

Возглавляют территориальные органы ФССП России главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России.

В рамках текущего контроля руководитель Управления ФССП в субъекте РФ выполняет территориальный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполнительных производств в связи с чем организует районное, межрайонное подразделение (группу) судебных приставов по особым исполнительным производствам, в которые передаются исполнительные производства на сумму, превышающую 20 млн руб. Он имеет право отменить незаконные постановления подчиненных судебных приставов, принять новое решение, определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений. Может приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Он же осуществляет контроль за ведением такого исполнительного производства или возлагает данную обязанность на своего заместителя. Также на основании ч. 9 ст. 33 ФЗИП главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

В рамках последующего контроля над исполнительным производством руководитель территориального подразделения ФССП рассматривает жалобы на постановление судебного пристава- исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности.

Как и в центральном аппарате, в структуре регионального Управления ФССП РФ присутствуют подразделения по осуществлению исполнительного производства, работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, отделы дознания и административной практики и др. Силовая составляющая еще более увеличивается с введением в структуру Управления группы быстрого реагирования, деятельность которой направлена в том числе и на обеспечение безопасности судебных приставов- исполнителей при совершении исполнительных действий.

Основным организационно-правовым звеном системы принудительного исполнения в Российской Федерации, ее фундаментом являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами, находящимися в организационном подчинении служб судебных приставов субъектов РФ.

Старший судебный пристав назначается на должность руководителем территориального органа ФССП. При этом кандидат на этот пост должен иметь высшее юридическое образование. Текущий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве гораздо шире, нежели контроль других руководителей Службы. Старший судебный пристав утверждает наиболее важные постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа. Кроме того, согласно ФЗИП, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов (ст. 35); утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания по основаниям, указанным в подп. 2-6 п. 2 ст. 46 указанного Закона; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя (ст. 63) и др.

Последующий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности.

Следует также отметить, что на практике, в силу различных причин, старшие судебные приставы осуществляют исполнительные действия. Это может быть вызвано сложностью работы, отсутствием «свободных» судебных приставов-исполнителей, а также наличием в небольших подразделениях ФССП лишь одного судебного пристава-исполнителя. Данное полномочие старший судебный пристав выполняет в соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах».

Районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, являясь фундаментом системы принудительного исполнения, непосредственно осуществляют процессуальные действия по реализации судебных актов. Они включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС).

Именно на судебных приставов-исполнителей возложены полномочия по принудительному исполнению. Однако в исполнительное производство вовлечены и судебные приставы по ОУПДС. Так, согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав по ОУПДС осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.

Их участие в исполнительном производстве продиктовано необходимостью предотвращения противоправных действий в отношении судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель является лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение в рамках деятельности структурных подразделений территориальных органов ФССП. ФЗ «О судебных приставах» и ФЗИП наделяют его широким кругом полномочий в рамках исполнительного производства.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск; совершать иные действия, предусмотренные ФЗИП.

В отличие от исполнительного производства советских времен, в современной России оно практически выведено из-под юрисдикции судов, большинство действий по принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель осуществляет самостоятельно. Однако законодательство сохраняет за судом ряд важных полномочий в исполнительном производстве. Например, суд рассматривает заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, изменении способа и порядка их исполнения, разъясняет судебные постановления. В компетенции суда находятся вопросы отложения исполнительных действий, поворота исполнения, приостановления и прекращения исполнительного производства по исполнительным документам, выданным судебными органами (ст. 38, 39, 43) .

Основным видом контроля в исполнительном производстве, по нашему мнению, продолжает оставаться судебный контроль. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Согласно ст. 128 ФЗИП, постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). В случаях, связанных с принудительным исполнением актов судов общей юрисдикции, жалоба на совершение исполнительных действий приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава- исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

«Судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов, - пишут И.Б. Морозова и А.М. Треушников, - является самым действенным и эффективным, так как суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный» .

Государственный механизм, как сложная система народовластия, определяет важное место каждому отдельному элементу, которым выступает государственный орган. Процессу управления страной свойственна предметно-материальная составляющая, которой удалось найти свое воплощение в инструментах власти, включенных в главный аппарат администрирования и координации государством.

Место госорганов в изучении юридических наук

В частности, обозначает понятие и признаки государственного органа, акцентируя внимание непосредственно на его сущности в качестве инструмента реализации власти в стране. Такая отрасль юриспруденции, как административное право, отдает внимание рассмотрению структуры исполнительных органов, их правоотношений с гражданами, сферы полномочий и компетенции.


В институте гражданского государственного органа предопределены правоотношениями имущественной природы, где отдельный элемент государственного механизма рассматривается, как юридическое лицо.

Принципы функционирования органов государства

Так же, как и любая организация, структурные единицы аппарата государственного управления представляют собой человеческий коллектив, осуществляемую каждым его представителем профессиональную деятельность, установление общих целей и достижение их по разработанному регламенту. По сути, данные признаки государственного органа можно по праву отнести к принципам функционирования всех учреждений, независимо от формы собственности. Поскольку кроме общих признаков, именно государственный аппарат обладает специальными показателями, это и выделяет органы державного управления среди всех организаций.

Государственный орган, понятие, признаки, виды которого обусловлены политико-правовой направленностью страны, как таковой, является организацией, представляющей общественные и общемасштабные интересы государства. Отсюда выступает и надобность законного регулирования, устанавливающего модель функционирования и конкретное положение отдельного органа.

Предназначение государственного органа

Только государственный орган способен осуществить задания, поставленные перед ним государством. Особенности державных структур, в первую очередь, вытекают из их социального предназначения, а затем и из своеобразия процедуры формирования, избрания. Например, Конституция РФ гласит о том, что Президент РФ является гарантом не только действующего законодательства, но и соблюдения в соответствии с ним прав и свобод граждан на всех общественно-политических уровнях.

Регламентированный порядок формирования госструктур

Образование конкретной государственной структуры в обязательном порядке сопровождается утвержденными положениями и правилами. Как правило, Конституция и принятые в соответствии с ней нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения уполномоченных органов устанавливают тот самый регламент появления государственного органа и наделения его конкретными функциями. Согласно Конституции РФ, присвоение властных полномочий вне прохождения должной процедуры формирования органа, является наказуемым.

Властные полномочия государственных органов

Признаки органа государственной власти, в отличие от основных характеристик организации, содержат такую позицию, как наличие государственно-властных полномочий.

Благодаря особой форме осуществления деятельности, данная категория складывается из нескольких подпунктов, взаимосвязанных между собой, среди которых:

Полномочие на прямое решение вопросов, касаемых общественных и государственных интересов внутри страны;

Законодательное право (полномочие на составление, утверждение и издание нормативно-правовых и подзаконных актов, обязательных для выполнения другими органами государства, местными властями, самоуправлением, отдельными должностными лицами, общественными объединениями, гражданами страны и иностранцами; документов, которым свойственна индивидуальность действия);

Право на осуществление законных действий, имеющих правовое значение (выдача справок, регистрация юридических фактов и т. д.).

Так же, как и основные признаки государственного органа, обеспечение исполнения законодательных актов и подзаконных нормативно-правовых документов, в том числе, с помощью инструментов государственного принуждения, и контроль над ним, служит его характерной особенностью.

Компетенция государственных органов

Понятие «компетенции» государственного органа выступает здесь составным элементом, в пределах которого он осуществляет свои полномочия.

Это комплекс прав и обязанностей в определенной сфере деятельности. Государственный орган, понятие, признаки, виды которого играют в данном вопросе решающую роль, и предметы его ведения определяют соответствующие функции для полноценной организации государственной властной деятельности.

Кроме того, каждому государственному органу свойственна постановка конкретной задачи, выполнение которой и предназначает дальнейшие направления деятельности, специфику осуществления собственных обязанностей. Все это можно свести воедино в конкретную организационно-правовую форму деятельности.

Деятельность органов власти, утвержденная на государственном уровне

Такие признаки органа государственной власти нашли свое отражение в главном законе РФ - Конституции, множестве федеральных законов, президентских указах, подзаконных актах. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно обратиться к статье 99 Конституции Российской Федерации, которая определяет Федеральное Собрание в качестве регулярно действующего органа. Затем, регламент определяет порядок и организационные моменты работы Государственной Думы и Совета Федерации. Известно, что сессия - единственная форма деятельности каждой палаты Федерального Собрания. Также установлено на законодательном уровне и значение Правительства, судебных органов.

Понятие органов государственной власти, признаки каждого из них, не могут идти вразрез с общим определением термина «государство». Поэтому ничего нет удивительного в том, что характерным свойством данных структур является ответственность.

Отличия госорганов от остальных государственных организаций

Перечислив несколько основополагающих признаков государственного органа, можно сформулировать его значение. По сути, это часть госаппарата, механизма, действующая от имени державы, наделенная обозначенным объемом полномочий в рамках компетенции? и реализующая руководящие функции в предопределенной области общественных отношений. При этом форма и методы осуществления данной деятельности являются специфическими и свойственными лишь данному органу.

Вышеописанные признаки органов позволяют полагать, что государственным органом являются далеко не все учреждения, предприятия и организации. Несмотря на то, что все они могут иметь государственную форму собственности, друг от друга их отличает существенная разница. В первую очередь, предприятия не могут называться органом государства, поскольку ни одно из них не наделено государственно-властными полномочиями. Любая организация является прямым объектом, на которую распространяются полномочия органов власти.

Местное самоуправление и государственные органы

Признаки государственного органа имеют некоторую схожесть с Действуя на территории России и функционируя наряду с органами государства, местное самоуправление наделено особыми полномочиями в силу специфической правовой природы. В механизме госаппарата данная система не участвует. Однако черты государственных органов, описанные выше, во многом совпадают с признаками местных негосударственных органов. В частности, порядок формирования и образования их обозначается регламентом, обусловленным также задачами и интересами государства.

Реализующие свою деятельность в конкретной организационной форме, и обладающие некоторыми властными полномочиями, органы самоуправления нельзя назвать представителями власти. При этом их наличие необходимо, поскольку качественного самостоятельного управления на местах без него добиться не удастся.

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .

Общепризнанным считается следующее определение органа государственной власти – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных государственных функций и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности определенных признаков , а именно:

Создается и действует от имени государства: Российской Федерации или субъекта Федерации;

Действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

Выполняет свойственные только ему задачи и функции;

Обладает собственной компетенцией;

Характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

Наделен властными полномочиями, то есть его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства;

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных.

Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных звеньев, иерархически соподчиненных друг с другом.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды .

1. По принципу федерализма органы делятся на федеральные органы и органы субъектов федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

2. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.

3. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

законодательные органы, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

исполнительно-распорядительные органы, основной формой деятельности которых является исполнительно-распорядительная в целях исполнения законов;

судебные органы, уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона;

контрольные и надзорные органы, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности.

4. По срокам полномочий органы государства делятся на следующие:

постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

временные, которые создаются на определенный срок.

5. В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на основе:

Конституции РФ;

Федеральных конституционных законов, федеральных законов;

Указов Президента РФ;

Постановлений Правительства РФ;

Законодательных актов субъектов Российской Федерации.

6. По территории (уровню) деятельности: центральные, региональные, местные (территориальные).

7. По характеру компетенции: общей компетенции, отраслевой и функциональной компетенции, особой компетенции.

8. По виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные.

9. По форме принятия решений: коллегиальные, единоначальные.

Вопрос 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Рубрика (тематическая категория) Государство

Вопросы

Лекция. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

1. Система государственных органов, осуществляющих

государственно-властные полномочия.

2. Государственная противопожарная служба в системе правоприменительных органов государства.

3. Понятие и основные направления деятельности Госу-

дарственной противопожарной службы.

4. Правосубъектность органов Государственной противо-

пожарной службы.

5. Особенности деятельности Государственной противо-

пожарной службы в современных условиях.

Власть в Российской Федерации, в соответствии с Консти- туцией и законодательством Российской Федерации, уполномо- чены осуществлять органы государственной власти.

Государственная власть в России осуществляется на базе конституционного принципа разделœения властей на законода- тельную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и независимы.

Органы государственной власти в Российской Федерации разграничиваются также на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ᴛ.ᴇ. на федеральные и региональные органы государственной вла- сти).

Каждый орган государственной власти представляет собой

часть единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может подразделяться на ряд входящих в нее структур.
Размещено на реф.рф
Такая классификация государст- венных органов проводится как на федеральном, так и на ре- гиональном уровне.

Характерной особенностью этого является то, что выше-

стоящие органы руководят деятельностью органов нижестоя- щих, нижестоящие органы подчинœены, подотчетны и подкон- трольны вышестоящим.

Система органов государства представляет собой организа- ционное единство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в своей совокупности составляет го- сударственный аппарат.

ʼʼГосударственный аппаратʼʼ является частью государствен- ного механизма и представляет собой совокупность всœех орга- нов законодательной, исполнительной и судебной власти, кото- рые призваны осуществлять задачи и функции государства.

В науке государственного (конституционного) права поня- тие ʼʼгосударственный аппаратʼʼ, в узком смысле – совокупность исполнительных (административных) органов власти, выпол- няющих повсœедневное управление государством. В широком смысле – совокупность всœех государственных органов, то есть органов законодательной (представительной), исполнительной (распорядительной) и судебной власти.

Следовательно, государственный орган - ϶ᴛᴏ составная часть государственного аппарата͵ наделœенная властными пол- номочиями, компетенцией, обладающая соответствующей

структурой и средствами для осуществления отдельных задач и

функций государства.

Государственный орган наделяется государственно- властными полномочиями, образуется и действует в установ- ленном порядке, занимает свое определœенное место в единой системе государственных органов.

Государственные органы делятся на четыре группы: пред- ставительные органы государственной власти, органы государ- ственного управления, органы суда и органы прокурорского

надзора. Органы государства, по существу то же самое, что и

орган государственной власти.

Государственным органом должна быть одно должностное лицо (к примеру, Президент РФ) или известным образом орга- низованная группа должностных лиц органа государственной власти.

Основные признаки, характеризующие коллегиальные го-

Вопрос 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ" 2017, 2018.