Отказ в регистрации сделки: частые причины, и как проверить чистоту сделки.

Комментарий к статье 20 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Законом предусмотрена не только государственная регистрация прав на недвижимое имущество после проведения правовой экспертизы представленных документов, но и отказ в государственной регистрации.

Пункт первый комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

Таких оснований двенадцать. Остановимся на каждом из них более подробно.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом.

Далеко не все права, которые перечисляют ГК РФ, ЗК РФ, ЖК РФ, являются правами, подлежащими государственной регистрации.

Статья 4 Закона перечисляет права, сделки и обременения, подлежащие государственной регистрации (см. подробнее комментарий к ст. 4).

Так, например, если в процессе проведения государственной регистрации будет установлено на основании представленных документов (а также запросов в компетентные органы), что они поданы на регистрацию права собственности объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества, то в государственной регистрации будет отказано (см., например, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 г. по делу N А57-12320/2012).

В государственной регистрации прав может быть отказано, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

Например, лицо, которое не является собственником, обратилось с заявлением о государственной регистрации перехода права на основании договора купли-продажи (такое может случиться из-за юридической неграмотности или же, наоборот, злого умысла).

Но большинство отказов по комментируемой причине отказа происходит из-за совокупности обстоятельств нарушения закона, противоречий в документах, при рассмотрении которых устанавливается отсутствие у того или иного лица прав на заявленный к регистрации объект недвижимости.

Пример из судебной практики. Арбитражным судом было удовлетворено заявление о признании незаконным решения об отказе в проведении государственной регистрации права собственности юридического лица на имущество, так как трансформаторная подстанция, имеющая мощность более мощности, необходимой для электроснабжения построенного жилого дома, предназначена для обслуживания не только этого дома, но и иных объектов, инвестиционные условия в сопоставлении с техническими характеристиками спорного объекта не позволяют отнести его к имуществу, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного жилого дома (см. подробнее Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июня 2008 г. по делу N А56-23977/2007).

В государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Документы могут не соответствовать требованиям действующего законодательства, если, например, на регистрацию представлен договор пожизненного содержания с иждивением, составленный в простой письменной форме, тогда как ГК РФ требует нотариальной формы.

Государственный регистратор отказывает в государственной регистрации по причине несоответствия содержания представленных документов требованиям закона, если, например, на государственную регистрацию представлен договор между коммерческими юридическими лицами, который по своей сути является договором дарения. Поскольку ГК РФ запрещает дарение между коммерческими юридическими лицами, то представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем не все документы государственный регистратор вправе проверять на предмет соответствия содержания действующему законодательству.

Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. N 132 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, в связи с тем что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Государственный регистратор не вправе “судить” судью, то есть надзирать над судебными органами, так как это нарушает принцип разделения властей, на котором построено гражданское общество. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.

В отношении государственной регистрации на основании судебных актов государственный регистратор может только приостановить государственную регистрацию, в случае если на государственную регистрацию заявителем была представлена копия судебного акта, не содержащая отметку о вступлении его в законную силу либо не заверенная гербовой печатью суда, либо если копия судебного акта была представлена в количестве экземпляров, меньшем, чем это установлено Законом. Приостановление государственной регистрации будет осуществляться на основании ст. 19 Закона.

Вместе с тем встречаются решения суда, по резолютивной части которых невозможно определить, возникает, прекращается и т.д. право или обременение или нет, особенно если заявление (иск), например, было подано о признании незаконной постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, а не внесение записи в ЕГРП. В этом случае, поскольку в решении суда не говорится о государственной регистрации, государственный регистратор приостанавливает государственную регистрацию, а заявитель обращается в суд за разъяснением судебного решения.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.

По данному виду отказов сложилось два мнения. Согласно одному из них государственный регистратор может отказать в данном случае, только если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным судом. По другому мнению государственный регистратор компетентен самостоятельно, безотносительно чьих-либо решений, на основании собственной юридической экспертизы отказать в государственной регистрации, если акт издан некомпетентным лицом или с нарушением норм закона.

При буквальном толковании нормы можно сделать вывод, что речь идет о случаях, когда не сам регистратор находит в акте противоречие закону (для этой ситуации существует другое основание для отказа), а орган, вынесший соответствующий акт, вышестоящий орган или суд признали акт недействительным.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Например, орган государственной власти или орган местного самоуправления, не имеющий или утративший полномочия на распоряжение земельными участками, выдал документ (акт) о предоставлении земельного участка. Такое случается при перераспределении полномочий между органами, при разграничении прав государственной собственности на землю и в других случаях.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий.

Такая ситуация может произойти при составлении какого-либо договора в отношении недвижимого имущества, право на которое находится в залоге (ипотеке), обременено арендой, сервитутом, доверительным управлением имуществом. Чтобы избежать такого основания для отказа непосредственно перед составлением соответствующего договора и обращением за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество необходимо заказать выписку из ЕГРП и убедиться в наличии или отсутствии ограничений. Ограничения рекомендуется прописать в договоре отдельной строкой. Об их отсутствии тоже не стоит умалчивать и также указать их отдельным предложением.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Встречаются ситуации, когда право на объект недвижимого имущества подтверждается документом, выданным юридическому лицу до вступления Закона в силу, а юридическое лицо несколько раз было переименовано, реорганизовано, но выстроить четкую документальную цепочку от того юридического лица, которое указано в правоустанавливающем документе, и тем юридическим лицом, которое фактически пользуется этим объектом нельзя. Имущество может стоять на балансе, но это не является доказательством правопреемства. С подобной ситуацией сталкиваются организации, возникшие и реорганизовавшиеся в 90-е годы.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие комментируемого Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие комментируемого Закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

На случаи обязательного подтверждения ранее возникшего права подробнее указано в комментарии к статье 6 Закона. Речь идет о случаях государственной регистрации перехода права, когда право лица, отчуждающего право, возникло до вступления в силу Закона. Заявление формируется на приеме документов в органах государственной регистрации. Поскольку не все заявители знают Закон, сотрудник приема должен разъяснить заявителям необходимость подать заявление о государственной регистрации о подтверждении ранее возникшего права при отчуждении этого права.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, в случаях если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 года N 132 к документам, которые обязан представить заявитель, относятся:

– заявление о регистрации права;

– документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя;

– кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов);

– документ об уплате государственной пошлины.

Президиум ВАС РФ в этой связи разъясняет судам, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления вышеуказанных документов. Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

В соответствии с этим информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 года N 132 дает разъяснение о том, что судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи. Однако по смыслу п. 1 ст. 20 Закона при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика. Если судебный акт принят в отношении иного лица, отказ регистратора в государственной регистрации права на недвижимое имущество является законным.

Вместе с тем необходимо учитывать, что противоречия между заявленными и зарегистрированными правами могут быть следствием технической ошибки (подробнее см. комментарий к ст. 21 Закона).

Осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 комментируемой статьи, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 Закона.

В соответствии с п. 1.2 комментируемой статьи не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Не считаются учтенными объекты недвижимости, не прошедшие государственный учет и не относящиеся к ранее учтенным. В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст. 16 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (либо изменением уникальных характеристик) сведений об объекте недвижимости.

К ранее учтенным объектам недвижимости относятся:

– объекты недвижимого имущества, прошедшие государственный кадастровый учет до вступления в силу ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” или в переходный период его применения;

– объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с комментируемым Законом.

В соответствии с п. 5 ст. 25.2 Закона не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на определенный вид земельного участка, в случае если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Определенный вид земельного участка – это земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права (подробнее см. комментарий к ст. 25.2 Закона). Речь идет об исключении из правил о дачной амнистии.

В соответствии с п. 2 ст. 25.3 Закона не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением ряда случаев (подробнее см. комментарий к ст. 25.3 Закона).

В государственной регистрации прав может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

В данном случае речь идет о ситуации, когда сам заявитель не представил документ, который необходим для государственной регистрации в силу Закона, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, самостоятельно направил запрос в компетентный орган и получил ответ об отсутствии необходимого документа.

В государственной регистрации может быть отказано, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем. Отказ по данному основанию в части отсутствия сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка можно предупредить самостоятельно, если внимательно изучить полученный кадастровый паспорт на земельный участок. При этом сразу же необходимо исправить кадастровый паспорт, поскольку отсутствие данных точек может быть следствием технической ошибки. Самостоятельно выявить пересечение границ с другими земельными участками возможно, но крайне проблематично.

Последнее основание для отказа в государственной регистрации является новым. Оно введено ФЗ от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ, вступившим в силу 1 октября 2013 г.

2. Все вышеперечисленные основания являются общими. Как уже отмечено, государственный регистратор не может отказать в государственной регистрации, осуществляемой на основании решения суда. Также существуют исключения при государственной регистрации по требованию судебного пристава-исполнителя.

Так, в государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя не может быть отказано только по следующим основаниям в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ:

– с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (поскольку в данном случае всегда с заявлением обращается судебный пристав-исполнитель);

– правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (поскольку в данном случае заявитель – судебный пристав-исполнитель обращается за государственной регистрацией не своего права, а права должника).

3. В связи с введением в действие ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” не допускается осуществление государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с упомянутым Законом. Объект считается учтенным, если поставлен на государственный казенный учет либо является ранее учтенным согласно ст. 45 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”.

4. Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него, поскольку на государственную регистрацию либо, как правило, уже представлен кадастровый паспорт на земельный участок, либо он уже имеется в деле правоустанавливающих документов, находящемся в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В случае если после завершения судебных разбирательств будут внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, то на основании нового кадастрового паспорта можно будет внести изменения в ЕГРП.

Пример из судебной практики. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, т.к. представленные заявителем на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям законодательства, а незначительные расхождения в площади спорного участка между представленным планом и указом Президента РФ, которым участок отнесен к собственности РФ, объясняются землеустроительными работами (см. подробнее Постановление ФАС Московского округа от 24 ноября 2003 г. N КГ-А40/9076-03).

5. Решение об отказе в государственной регистрации, так же как и уведомление о приостановлении государственной регистрации, оформляется в письменной форме в виде сообщения об отказе, регистрируется и направляется заявителю в срок не более чем пять дней после окончания срока государственной регистрации. В решении об отказе дается аргументированная информация о причинах отказа со ссылкой на статьи законов и ссылкой на конкретный пункт комментируемой статьи.

Сообщение об отказе в государственной регистрации прав также может быть выдано лично заявителю или его представителю лично.

Кроме того, если на государственную регистрацию были представлены документы-подлинники, то они также направляются заявителю в случае отказа в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом, в том числе судебным приставом-исполнителем, в суд, арбитражный суд.

6. После подачи документов на государственную регистрацию прав и до внесения в ЕГРП соответствующей записи о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов заявитель может отозвать поданное заявление на государственную регистрацию. Если на государственную регистрацию подавали заявление несколько заявителей, например, при переходе права, то заявление на отзыв подается всеми заявителями.

Встречаются неприятные ситуации, когда заявитель подает документы на государственную регистрацию. Срок государственной регистрации равен одному месяцу и истекает, например, 1 сентября. 31 августа заявитель передумал регистрировать право на недвижимое имущество и обратился в орган государственной регистрации, чтобы отозвать свое заявление. Но дело в том, что по Закону государственная регистрация не заканчивается через месяц, а осуществляется в течение месяца, а это значит, что государственный регистратор в любой день в течение месяца при отсутствии оснований для отказа и приостановления государственной регистрации вправе зарегистрировать соответствующее право. Поэтому заявление об отзыве, поданное до истечения срока государственной регистрации, но после внесения записи в ЕГРП, прекратить уже зарегистрированное право не сможет. Такому неуверенному заявителю придется сильно постараться, чтобы привести состояние прав на недвижимое имущество в исходное положение. Если он, например, оформлял право собственности на объект недвижимого имущества, то отказаться от него он сможет только путем отчуждения, то есть оформив договор купли-продажи, дарения и т.д.

Поэтому следует понимать, что государственная регистрация – это серьезная процедура, требующая ясного ума и четкого представления, как заявитель хочет поступить с недвижимостью.

Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации – по аналогии как это делается в случае направления уведомления о приостановлении государственной регистрации и отказа в государственной регистрации.

Если государственная регистрация проводится по требованию судебного пристава-исполнителя на основании судебного акта, то и прекращение государственной регистрации может произойти только на основании судебного акта, например, постановления кассационной инстанции. Технически это выглядит так: либо сам судебный пристав-исполнитель может представить судебный акт, на основании которого государственный регистратор оформит прекращение государственной регистрации, также такой документ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен направить соответствующий суд.

Лица, не указанные в комментируемом пункте, не правомочны подавать заявление о прекращении государственной регистрации.

Пример из судебной практики. Суд удовлетворил заявление физического лица и признал незаконными действия органа, осуществляющего государственную регистрацию прав по прекращению государственной регистрации на основании заявления третьего лица, поскольку прекращение государственной регистрации возможно только по заявлению лиц, обратившихся с заявлением о государственной регистрации (см. подробнее Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2006 г. N А74-5197/05-Ф02-2022/06-С2).

7. При отказе в государственной регистрации государственная пошлина не возвращается. Если же отказ был осуществлен на основании заявлений заявителей, то уплачивается половина государственной пошлины. Возврат государственной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона (см. подробнее комментарий к ст. 11).

8. Пункт 6 комментируемой статьи рассматривает ситуацию, когда заявитель обжаловал в судебном порядке отказ в государственной регистрации и суд признал данный отказ необоснованным и постановил осуществить государственную регистрацию. В этом пункте есть две основные мысли, которые необходимо уловить заявителю.

Во-первых, в случае отказа заявитель должен правильно составить заявление в суд о признании отказа в государственной регистрации необоснованным. В заявлении в суд должна быть указана просьба обязать регистрирующий орган произвести конкретное регистрационное действие. Кроме того, заявитель должен внимательно ознакомиться с уже вынесенным решением суда. Если в его резолютивной части отсутствует указание органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, провести государственную регистрацию, или четко не прописан объект недвижимости, или непонятно, какое именно регистрационное действие необходимо осуществить, то необходимо обратиться в суд за разъяснением такого решения.

Во-вторых, комментируемый пункт освобождает заявителя в случае принятия судом решения в его пользу от необходимости снова подавать заявление на государственную регистрацию (то есть повторно обращаться в регистрирующий орган и оплачивать государственную пошлину). Вступившее в законную силу решение суда направляется судебным органом в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Однако, по непонятным причинам, не всегда такие решения поступают в органы государственной регистрации. Поэтому заявителю нужно как минимум постоянно контролировать процесс передачи решения суда, периодически совершая звонки и в суд, и в орган государственной регистрации, а иногда и самому забрать решение суда и лично отнести в канцелярию органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Вышеуказанную норму нельзя путать с нормой, предусмотренной ст. 28 Закона, которая предусматривает государственную регистрацию на основании решения суда. Когда решение суда не основано на заявлении об оспаривании отказа в государственной регистрации, его копия также поступает через суд в орган, осуществляющий регистрацию права. Но здесь для проведения государственной регистрации необходимо заявление на государственную регистрацию заинтересованного лица и, вполне вероятно, иные документы, предусмотренные законодательством, например кадастровый паспорт.

В течение трех рабочих дней со дня поступления вышеуказанного решения суда государственный регистратор уведомляет заявителя о поступлении вышеуказанного решения суда и о сроке прекращения государственной регистрации. Уведомление направляется по тому адресу, который указан в заявлении о государственной регистрации прав. Согласно редакции Закона с учетом изменений, внесенных ФЗ от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ, не уточняется, какой адрес имеется в виду. Из смысла ФЗ от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ можно сделать вывод, что речь идет как о месте проживания, так и об адресе электронной почты.

9. Порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров – подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, который в настоящее время еще не принят. Данная норма также является новой. Началом ее действия является 1 октября 2013 г.

Обращаясь в Росреестр с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заявители зачастую уверены, что в назначенный день они получат уже готовые документы. Однако не всегда процесс учетно-регистрационных действий проходит успешно. Случается, что ведомство вынуждено принять решение о приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В рамках исполнения целевых моделей, утвержденных Правительством Российской Федерации от 31 января 2017 года №147-р, и проводимой работы по снижению количества решений о приостановлениях (отказах) при предоставлении государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество Управление Росреестра по Приморскому краю сообщает о наиболее распространенных причинах, по которым возникают основания для вынесения решения о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учёте или государственной регистрации прав.

Итак, на что следует обратить внимание при подаче документов на регистрацию права или кадастровый учёт объектов недвижимости.

1.Документы.

Чтобы государственная регистрация прошла успешно в первую очередь подаваемые гражданином документы обязательно должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Так документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц, а предоставляемая доверенность должна быть обязательно нотариально удостоверена, а не представлена в простой письменной форме.

В случае с кадастровым учетом - предоставляемые в ведомство межевые и технические планы должны быть составлены качественно. К сожалению большая часть решений о приостановлении кадастрового учета связана именно с недобросовестно подготовленными кадастровыми инженерами межевыми и техническими планами. Поэтому при выборе кадастрового инженера следует проверить сведения о нем, как о специалисте. Удобней всего это можно сделать через сайт Росреестра, воспользовавшись государственным реестром кадастровых инженеров.

Ещё один момент, на который необходимо обратить внимание, это тексты представляемых правоустанавливающих документов, которые должны быть написаны разборчиво и содержать точную идентифицирующую информацию об объекте недвижимости (точный адрес, при наличии - кадастровый номер) и виде регистрируемого права. Наименования юридических лиц указываются без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена, отчества физических лиц, адреса их мест жительства в договорах должны быть написаны полностью. Копии актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения судов должны быть заверены выдавшими их органами, решения судов должны также содержать отметку о вступлении в законную силу.

2. Отсутствие документов, необходимых для кадастрового учета или регистрации прав.

Например, при осуществлении государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, баню или иные хозяйственные постройки по «дачной амнистии» необходимо наличие зарегистрированного права на земельный участок, либо предоставление правоустанавливающего документа на землю, на котором данный объект расположен. В случае отсутствия таковых процедура регистрации прав приостанавливается.

Узнать необходимый перечень документов для подачи на государственную регистрацию права можно на сайте Росреестра с помощью электронного сервиса «Жизненные ситуации», либо уточнить по единому справочному телефону Росреестра 8 800 100 34 34 (звонок по России бесплатный).

3. Наличие в ЕГРН не погашенных записей об аресте, запрете, которые препятствуют осуществлению государственной регистрации прав.

Уточнить данную информация о наличии арестов, запрещений можно узнать посредством использования сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» либо в «Личном кабинете правообладателя» на интернет - портале Росреестра.

Что делать при получении уведомления о приостановке

При получении уведомления о приостановлении государственной регистрации или кадастрового учета, прежде всего, надо ознакомиться с причинами приостановки – они указаны в уведомлении. При необходимости можно обратиться к государственному регистратору лично или по телефону (номер телефона указан там же).

Кроме того, надо иметь в виду, что государственный регистратор приостанавливает государственную регистрацию прав на три месяца . Если устранить причины в течение указанного срока не представляется возможным, у заявителя есть возможность приостановить государственную регистрацию права ещё на шесть месяцев , обратившись с соответствующим заявлением в офисы приема МФЦ.

Далее заявителю следует понять, можете ли он эти причины устранить самостоятельно. Если да, то для этого нужно совершить определенные действия. Это может быть приобщение дополнительных документов, имеющихся на руках, либо заказ и получение дополнительных документов с их последующем приобщением к ранее сданным документам в МФЦ.

Если в уведомлении указано, что приостановка регистрации права собственности произведена в связи с направлением запроса в государственные органы или в органы местного самоуправления по системе межведомственного взаимодействия, то государственная регистрация будет возобновлена без участия заявителя, когда регистратором будет получен соответствующий ответ на запрос.

Когда последует отказ в регистрации и кадастровом учете

Отказ в регистрации права и кадастровом учете последует тогда, когда причины, препятствующие проведению соответствующих регистрационных действий, не будут устранены в течение срока приостановления заявления. При этом уплаченная госпошлина не возвращается . Однако заявитель может после, устранив причины приостановления (отказа), в любое другое время обратиться повторно со всеми заявлениями и документами.

В большинстве случаев приостановления государственной регистрации права можно избежать , если документы подготовить тщательно, а при приеме документов в МФЦ проверить правильность внесения данных в заявлении (фамилии, паспорта, наименования и адреса объекта) и т.д.

Напоминаем, что узнать, на какой стадии рассмотрения находятся поданные документы заявители могут самостоятельно на официальном сайте Росреестра с помощью сервиса "Проверка исполнения запроса (заявления)". Кроме того, получить информацию о готовности документов можно в круглосуточном режиме по телефону Росреестра 8-800-100-34-34

Получить решение Росреестра об отказе регистрации права собственности - всегда неприятно. Оформление недвижимости приходится начинать заново. Лучше потратить немного больше времени на подготовку пакета документов, получить необходимые разрешения и избежать досадной ситуации. Разберем пять самых распространенных причин отказов в регистрации права.

Прежде всего надо понимать, что Росреестр несет материальную ответственность за регистрацию прав на недвижимое имущество. Сотрудники ведомства обязаны тщательно проверять предоставленные документы во избежание обжалования неправомерных действий в суде. Все основания для отказа в государственной регистрации определены в ст. 20 ФЗ-218 закона "О государственной регистрации недвижимости".

Первая, самая распространенная, причина - несоответствие требованиям действующего законодательства по форме или содержанию документов, представленных на государственную регистрацию прав . Например, любой договор по отчуждению доли (долей) в праве в должен быть нотариально удостоверен. Граждане, не следящие за изменениями в законодательстве, делают такой договор по шаблону из интернета в простой письменной форме, без участия нотариуса, и сдают на регистрацию. В итоге, сначала получают приостановку, а затем отказ - правоустанавливающий документ не соответствует форме, требуемого законодательством.
Другой пример, при продаже земельного участка стороны не указывают, что на участке нет строений или сооружений. Эти сведения очень важны: если их не указать, будет нарушено требование ст. 35 Земельного кодекса РФ, который запрещает продажу земли отдельно от расположенных на нем объектов недвижимости.

Самая нежелательная категория отказов - недвижимое имущество, в отношении которого проводится государственная регистрация, не стоит на кадастровом учете. Любой объект недвижимости должен стоять на кадастровом учете, ему должен быть присвоен индивидуальный кадастровый номер. - это описание недвижимости как физического предмета (площадь, этажность, расположение и т.д.). Сотрудник Росреестра не зарегистрирует право на то, чего нет в природе. Советуем заранее заказать выписку из ЕГРН и удостовериться в факте кадастрового учета объекта.

Следующая распространенная причина отказов - недостаточный пакет документов. Несмотря на то, что услуга по государственной регистрации права все больше уходит в информационное пространство и стремительно расширяется межведомственное взаимодействие, есть документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. К ним относятся заявления о семейном положении, согласие супругов на совершение сделок, разрешение органов опеки, решение юридического лица о крупной/некрупной сделке и т.п. Конечно, эти документы можно досдать в Росреестр, проблема решаема. А как быть, если местонахождение бывшего супруга (супруги) не известно и получить согласие на продажу квартиры невозможно?

Существенным основанием для отказа в государственной регистрации будет отсутствие в правоустанавливающем документе указания ограничений права . Как правило, такая ситуация возникает при оформлении договора уступки права требования по договору долевого участия (нет согласия застройщика), или при продаже помещения, обремененного правами аренды (продавец попросту не считает нужным указать наличие арендаторов). Такой отказ можно получить при продаже квартиры, в которой прописаны лица, отказавшиеся от участия в приватизации этой квартиры.

Невнимательность правообладателя - самый досадный источник приостановок и отказов в государственной регистрации права собственности. При подаче документов через многофункциональные центры (МФЦ) ошибки при заполнении заявления на государственную регистрацию встречаются на каждом шагу. Ведь специалисты МФЦ не являются сотрудниками Росреестра, они не всегда компетентны в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимость. Это и заявление на другую услугу вместо необходимой заявителю, например человек хочет взять участок в аренду, а специалист заполняет заявление на выкуп. Это и отсутствие одного из необходимых заявлений при сложных сделках, например на регистрацию ранее возникшего права (возникшего до 1998 года), на регистрацию ипотеки в силу закона (при сделках с отсрочкой платежа). Всегда следует очень тщательно проверять данные в заполненном заявлении, которое вам передает на подпись сотрудник МФЦ.

Многих ошибок, недоразумений и неприятностей при оформлении недвижимости можно избежать, если доверить подготовку документов квалифицированному специалисту - юристу по недвижимости. Через его руки проходит сотни сделок в год, все ситуации уже изучены, найдены решения сложных случаев. Недвижимость - слишком дорогой вопрос, чтобы его решать в своими силами.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра

Обзор судебной практики по вопросам
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним


Государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством наличия у субъектов гражданского оборота прав на недвижимое имущество, акт подтверждения юридической силы правоустанавливающих документов, в связи с чем государственная регистрация прав иных лиц на недвижимое имущество, не принадлежащее заявителю, не может затрагивать его права, свободы и законные интересы.

1. Б. обратилась в суд с жалобой о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее также - Управление, регистрационная служба) по выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности Ч. на дом, расположенный по ул. Васильковой г. Чебоксары, и признании недействительным этого свидетельства.

Судом было вынесено определение о возврате жалобы Б., которое заявителем было обжаловано по мотивам незаконности и необоснованности. Суд кассационной инстанции в удовлетворении частной жалобы Б. отказал по следующим основаниям.

Возвращая заявление Б., суд I инстанции исходил из того, что заявитель, обжалуя действия Управления, фактически оспаривает право собственности иного лица на недвижимое имущество, следовательно, имеет место спор о праве.

Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что, государственная регистрация прав иных лиц на недвижимое имущество, не принадлежащее заявителю, не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя, в связи с чем оспаривание акта регистрирующего органа в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не допускается.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обжалуемые Б. действия Управления к числу вышеперечисленных не относятся.

(дело N 33-613/06)


Гражданское законодательство не предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как оспаривание записи о государственной регистрации. Отмена государственной регистрации не лишает правообладателя самого права на недвижимое имущество, в связи с чем в судебном порядке должно быть оспорено право собственности, основания его приобретения.

2. С.А. и С.Г. обратились в суд с иском к Управлению о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный в д. Синьял-Шатьма Красноармейского района Чувашской Республики, установлении факта принадлежности земельного участка на праве собственности С.А.

Иск мотивирован тем, что истцам принадлежат доли в праве общей собственности на жилой дом, расположенный на вышеуказанном земельном участке. С-ва подарила Е. принадлежавшую ей долю в праве общей собственности на жилой дом и принадлежавший на праве собственности земельный участок.

Истцы, не оспаривая договор дарения, просили признать недействительной запись о регистрации права собственности Е. на земельный участок и установить право истцов на часть земельного участка.

Определением суда исковое заявление было возвращено истцам в связи с тем, что в предоставленный судом срок не были устранены недостатки, препятствующие принятию искового заявления к производству. С.Г., действующим от своего имени и в интересах С.А., определение о возврате искового заявления было обжаловано.

Суд кассационной инстанции в удовлетворении частной жалобы отказал по следующим основаниям.

Оставляя исковое заявление без движения, суд указал, что предмет иска не конкретизирован, поскольку истцами оспаривается запись о государственной регистрации права собственности Е. на земельный участок и в то же время не оспаривается договор, на основании которого произведена регистрация. В установленный судьей срок предмет иска не конкретизирован, истцы указали на то, что не желают отменять договор дарения.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является лишь юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество. Оспаривание самой по себе записи о государственной регистрации сделки не является способом защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(дело N 33-2451/06, дело N 33-1491/07)


3. Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - Сбербанк) обратился в суд с иском к Управлению, МУП "Ядринское БТИ", К-вым о признании недействительными технического паспорта, записи о государственной регистрации права совместной собственности К-вых и свидетельства о государственной регистрации права на завершенный строительством жилой дом, расположенный по ул. Мордвинова г. Ядрин.

В обоснование требований истец указал, что решением Ядринского районного суда Чувашской Республики в качестве обеспечительных мер был наложен запрет на совершение К-ми действий по отчуждению недостроенного жилого дома по ул. Мордвинова г. Ядрин.

В декабре 2006 года было зарегистрировано право совместной собственности К-вых на жилой дом по вышеуказанному адресу. По мнению истца, государственная регистрация права собственности К-вых не могла быть совершена в связи с зарегистрированными в Едином государственном реестре прав арестом и запретами, наложенными постановлениями судебного пристава-исполнителя.

Решением суда I инстанции в удовлетворении иска отказано. Определением кассационной инстанции решение оставлено без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации возведение нового объекта является одним из оснований приобретения права собственности на него, которое подлежит государственной регистрации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зерегистрированного права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что признание государственной регистрации недействительной не может выступать самостоятельным требованием предмета иска.

На основании постановлений судебного пристава-исполнителя были наложены запрет на отчуждение и совершение иных действий в отношении завершенного строительством жилого дома, и арест на незавершенный строительством жилой дом по ул. Мордвинова г. Ядрин.

Доказательств поступления в регистрирующий орган постановления судебного пристава-исполнителя о наложении запрета на осуществление регистрационных действий в отношении завершенного строительством жилого дома и государственной регистрации ограничения (обременения) прав на указанный объект недвижимости на основании указанного постановления суду представлено не было.

Что касается доводов истца о необходимости в рассматриваемом случае приостановления регистрации, то в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принятие решения о приостановлении государственной регистрации прав предусмотрено в случае, если решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества поступит в регистрирующий орган в течение срока государственной регистрации сделки и (или) перехода права.

В данном случае со стороны К-вых имела место государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости.

(дело N 33-754/07)


Приостановление государственной регистрации возможно до внесения в Единый государственный реестр прав записи о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества либо до момента принятия решения об отказе в государственной регистрации.

4. В октябре 2006 года И. от имени С. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике с заявлениями о государственной регистрации права собственности С. на земельные участки.

В ходе правовой экспертизы было выявлено, что представленный заявителем в качестве основания государственной регистрации документ в соответствии с действующим законодательством не подтверждает возникновение права собственности на земельный участок. 15 ноября 2006 года государственная регистрация была приостановлена на один месяц, заявителю было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие факт предоставления земельных участков. Однако, к установленному сроку дополнительные документы представлены не были.

14 декабря 2006 года в государственной регистрации права собственности С. на земельные участки было отказано.

15 декабря 2006 года И. от имени С. обратился в Управление с заявлением о продлении срока приостановления государственной регистрации права собственности С. на земельные участки сроком на три месяца. Решениями государственного регистратора от 19.12.2006 в приостановлении государственной регистрации заявителю было отказано.

Данные решения были обжалованы в суд.

Суд в удовлетворении заявления отказал. Определением кассационной инстанций решение суда I инстанции оставлено без изменения по следующим основаниям.

Согласно статье 19 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя, то есть приостановление государственной регистрации права в данном случае является правом, а не обязанностью государственного регистратора. Таким образом, при наличии оснований для отказа в регистрации заявленных прав государственный регистратор может вынести решение об отказе в государственной регистрации, минуя процедуру приостановления.

Кроме того, из содержания указанной статьи следует, что приостановление государственной регистрации возможно до внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества либо до момента принятия решения об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации права является окончательным, не может быть отменено иначе как в судебном порядке.

Заявление И. о продлении срока приостановления государственной регистрации поступило в Управление после принятия решения об отказе в государственной регистрации права. Следовательно, решение от 19 декабря 2006 года об отказе в приостановлении государственной регистрации права собственности С. на земельные участки приняты Управлением законно и обоснованно.

(дело N 33-1040/07)


Приостановление государственной регистрации при возникновении сомнений в наличии оснований для государственной регистрации является правом регистратора и не подлежит обжалованию в судебном порядке.

5. С. обратился в суд с заявлением об отмене решения о приостановлении государственной регистрации, об обязании произвести регистрацию перехода права на жилое помещение.

Указанные требования мотивированы тем, что С. представил в Управление заявление о государственной регистрации перехода права собственности на комнату, к заявлению были приложены договор передачи, договор социального найма и другие документы. Однако государственная регистрация права собственности заявителя на комнату была приостановлена. Основанием для приостановления государственной регистрации послужило отсутствие в числе представленных документов решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и ордера.

Решением Шумерлинского районного суда в удовлетворении заявления было отказано. Определением кассационной инстанции данное решение суда оставлено без изменения в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществить проверку юридической силы представленных на регистрацию документов. При этом проведение правовой экспертизы документов и проверки законности сделки прямо указывается в законе как необходимое условие государственной регистрации.

Правомерность занятия гражданином жилого помещения и проживания в нем подтверждается решением органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений либо ордером на жилое помещение, если жилое помещение было предоставлено до 1 марта 2005 года (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда по договору найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Права граждан на приватизацию, в том числе не только постоянно проживающих в спорном жилом помещении, но и временно отсутствующих, но не утративших права на данное жилое помещение, подтверждаются решением органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений либо ордером.

Как следует из обжалуемого решения о приостановлении государственной регистрации, именно проверка прав лиц на жилое помещение послужила основанием приостановления регистрации перехода права собственности.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приостановление государственной регистрации при наличии сомнений в наличии оснований для государственной регистрации является правом регистратора. Так как у государственного регистратора существовали сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, он, действуя в пределах полномочий, предоставленных абзацем 3 пункта 1 статьи 13 и статьей 19 вышеуказанного Федерального закона, был вправе приостановить государственную регистрацию.

При этом, согласно ст. 255 ГПК РФ, п.5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в судебном порядке может быть обжалованы отказ либо уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации.

(дело N 33-1485/07)


Государственная регистрация - акт признания и подтверждения наличия у лица права на недвижимое имущество, разрешение вопроса о наличии права (признание права) относится к исключительной компетенции суда.

6. В. обратилась в суд с жалобой о признании решения об отказе в государственной регистрации незаконным и понуждении произвести государственную регистрацию права.

Заявленные требования мотивированы тем, что нанимателем квартиры, расположенной по ул. Шоссейная п. Кугеси являлась С. Данная квартира в соответствии с ордером была предоставлена ей с двумя иждивенцами, фамилии которых в ордере указаны не были. Согласно лицевому счету в указанной квартире проживали сын С., В-н и его жена В-на. В январе 2007 года между администрацией Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и В. был заключен договор передачи квартиры. К моменту заключения данного договора С. умерла.

В-на обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру на основании договора передачи. Однако в государственной регистрации права собственности на квартиру ей было отказано в связи с тем, что представленные заявителем документы не позволяют определить круг лиц, имеющих право пользования приватизируемой квартирой.

Решением суда I инстанции заявленные требования были удовлетворены. Определением кассационной инстанции решение суда I инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 9 , 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган осуществляет предусмотренные действующим законодательством полномочия, в том числе правовую экспертизу документов и проверку законности сделки.

Процедура государственной регистрации может окончиться отказом в регистрации, если в ходе проведения правовой экспертизы выявится несоответствие по форме и содержанию представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства, поскольку все сделки подвергаются правовой экспертизе и проверке законности.

Из содержания ст.ст. 1 , 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда по договору найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилищное законодательство подразумевает под совместно проживающими членами семьи нанимателя не только постоянно проживающих в данном жилом помещении граждан, но и временно отсутствующих, но не утративших право пользования им (ст. 71 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ордеру право пользования квартирой было предоставлено С. с членами семьи, в отношении которых заявительница не представила никаких данных об их правах на спорное жилое помещение. В подтверждение того, что приватизируемая квартира была предоставлена С. одной, без членов семьи, В-на представила архивную выписку из протокола заседания исполнительного комитета Чебоксарского сельского районного Совета депутатов трудящихся ЧАССР. Однако ордер на вышеуказанную квартиру был выдан С. раньше, чем было вынесено указанное постановление.

Регистрирующий орган в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вправе был выяснить вопрос о жилищных правах на приватизируемую квартиру иных лиц, на которых предоставлялось данное жилое помещение.

Установив несоответствия в правоустанавливающих документах на приватизируемое жилое помещение и придя к выводу о несоответствии их содержания требованиям законодательства, регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации заявленного права, действовал в пределах предоставленных полномочий, поскольку представленный в качестве основания государственной регистрации договор свидетельствовал о несоответствии сделки требованиям закона.

При этом суд кассационной инстанции отметил, что, признавая действия регистрирующего органа неправомерными, суд первой инстанции фактически разрешил спор о праве В-ной на приватизацию квартиры. Однако, суд не учел, что данный спор не являлся предметом рассматриваемых судом требований - предметом спора являлось требование о признании действий регистрирующего органа неправомерными. Не учел суд и то, что регистрирующий орган в рамках своей компетенции и в пределах предоставленных ему законом полномочий лишен возможности разрешить вопрос о праве заявительницы на приватизируемую квартиру.

Не согласилась кассационная инстанция и с доводами о том, что в случае, если сделка никем не оспорена, регистрирующий орган не вправе отказать заявителю в регистрации сделки. Заявительнице В-ной отказано в государственной регистрации права по мотиву несоответствия по содержанию представленных документов требованиям законодательства, то есть по мотиву ничтожности сделки. Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации признание ничтожной сделки недействительной, в отличие от оспоримой сделки, не требуется.

(дело N 33-1116/07)


Так как постановление судебного пристава-исполнителя, послужившее основанием для перехода права и регистрации права собственности на квартиру, признано незаконным, Управление регистрационной службы обоснованно произвело запись о прекращении права собственности на квартиру.

7. У. обратился в суд с заявлением об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запись о регистрации его права собственности на квартиру в доме N 62 по ул. Жуковского в г. Алатырь.

Требования мотивированны тем, что решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 28 июня 2000 года с Ф. в пользу У. взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, убытки и судебные издержки, также обращено взыскание на квартиру в доме N 62 по ул. Жуковского г. Алатырь ЧР.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя от 5 августа 2002 года У. была передана заложенная квартира, и он произвел регистрацию права собственности на неё.

Последующими судебными решениями постановление судебного пристава-исполнителя от 5 августа 2002 года о передаче квартиры было признано незаконным.

15 апреля 2003 года на основании определения Алатырского районного суда ЧР от 20 ноября 2002 года регистрационной службой зарегистрированное право собственности У. на квартиру в доме N 62 по ул. Жуковского в г. Алатырь прекращено.

У., обратившись с заявлением об обязании восстановить в ЕГРП запись о праве, исходит из того, что определением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2002 года разрешалась лишь жалоба на действия судебного пристава-исполнителя, но его право собственности на квартиру никем не было оспорено.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики, оставленным в силе определением судебной коллегии Верховного Суда Чувашской Республики, отказано в удовлетворении заявления У. в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из части 1 статьи 17 данного Закона следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним среди прочих являются вступившие в законную силу судебные акты.

5 августа 2002 года судебным приставом-исполнителем Алатырского районного подразделения судебных приставов, исполнявшим соответствующее решение суда о взыскании с Ф. в пользу У. денежных средств, вынесено постановление о передаче У. в счет погашения долга квартиры по ул. Жуковская, дом N 62 г. Алатырь, принадлежащей Ф.

На основании этого постановления судебного пристава-исполнителя и акта приема-передачи от 5 февраля 2002 года за У. зарегистрировано право собственности на квартиру в доме N 62 по ул. Жуковского в г. Алатырь Чувашской Республики.

20 ноября 2002 года определением Алатырского районного суда Чувашской Республики указанное выше постановление судебного пристава-исполнителя было отменено. Суд обязал службу судебных приставов возвратить Ф. домовую книгу на указанную квартиру.

Учитывая, что постановление судебного пристава-исполнителя, которое послужило основанием для перехода права и регистрации права собственности на указанную выше квартиру за У., признано незаконным и утратило юридическую силу, право собственности У. на данную квартиру не возникло, в связи с чем не имелось необходимости и оспаривать это право.

Управление законно и обоснованно 15.04.2003 года произвело запись о прекращении права собственности У. на квартиру.

(дело N 33-1185/08)


Решая вопрос о государственной регистрации сделки по правилам статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обязан убедиться в законности сделки, в том, что она отвечает интересам обеих сторон и не имеется оснований к отказу в регистрации.

8. В. обратился с иском к ООО о вынесении решения о государственной регистрации сделки купли-продажи. Заявленные требования истец мотивировал тем, что ответчик уклоняется от регистрации сделки в Управлении.

Суд отказал в удовлетворении заявленного требования исходя из следующего.

В силу положений статей 17 , 18 , 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", решая вопрос о государственной регистрации сделки вместо регистрирующего органа по правилам статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обязан убедиться в законности сделки, в ее заключенности, в том, что она отвечает интересам обеих сторон и не нарушает права и интересы иных лиц и что не имеется оснований к отказу в регистрации прав.

Анализируя существо сделки, суд счел, что сделка купли-продажи не соответствовала требованиям закона и не могла быть зарегистрирована.

В силу статьи 182 Гражданского кодекса РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. В соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган вправе принимать решения по всем вопросам, которые законом или уставом общества не отнесены к компетенции общего собрания общества.

В., будучи единоличным исполнительным органом общества и единственным его участником, фактически продал его самому себе и вывел из собственности общества без какой-либо оплаты.

Судом также было установлено, что между сторонами в требуемой законом форме не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в частности, стороны не достигли соглашения о цене договора и порядке внесения оплаты.

Кроме того, согласно статьям 165 и 551 Гражданского кодекса РФ суд вправе вынести решение о государственной регистрации сделки только в том случае, если вторая сторона сделки безосновательно уклоняется от такой регистрации. Вместе с тем, по делу усматривалось, что к моменту рассмотрения дела решение Арбитражного Суда Чувашской Республики об открытии конкурсного производства в отношении ООО было отменено, конкурсный управляющий утратил свои полномочия. Единственным участником общества и его директором вновь являлся В., который не мог возражать против регистрации сделки, совершенной им с собой и не возражал против этого в судебном заседании. Таким образом, спор между ним и его собственным представителем был создан сторонами искусственно. Его целью являлось не разрешение спора о праве, а упрощение процедуры регистрации договора, не соответствующего закону.

(дело N 33-1006/07)


9. Д., действующий от имени малолетней дочери - Е., М., действующая от имени В-вой по доверенности, обратились в Управление с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи от 02.11.2007 и перехода к Д. права собственности на квартиру.

16.11.2007 на основании заявления В-вой о возврате документов государственная регистрация договора и перехода к Д. права собственности была приостановлена.

Д. вышла в суд с иском к В-вым о признании договора состоявшимся, регистрации данного договора и перехода права.

Суд установил, что свои обязательства по договору купли-продажи сторона данного договора - истица Д. исполнила в полном объеме, уплатив 2 млн. рублей, что подтверждается представленными письменными доказательствами и не оспаривается другой стороной.

Обращение В-вой с заявлением о возврате договора купли-продажи, представленного на государственную регистрацию, без проведения государственной регистрации, следует расценивать как уклонение от государственной регистрации сделки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки, и в этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Так как договор купли-продажи квартиры совершен в надлежащей форме и полностью исполнен Д., его следует признать состоявшимся и подлежащим государственной регистрации, вследствие чего государственной регистрации подлежит также переход права и право собственности Д. на квартиру.

Доводы ответчиков о том, что договор купли-продажи квартиры является недействительным в силу того, что не были выполнены условия органа опеки и попечительства по приобретению 2/3 долей на имя несовершеннолетней Е. в другой квартире в г. Новочебоксарск, судом не приняты во внимание. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности договора купли-продажи и не влекут его недействительность (статьи 167 , 168 Гражданского кодекса РФ).

Нарушение прав несовершеннолетней, на что ссылались ответчики, произошло в результате проявленной неосторожности и неосмотрительности ответчиков по распоряжению полученными денежными средствами, поскольку именно ответчики, являющиеся родителями Е., обязаны были обеспечить права дочери путем приобретения другого жилья. Неблагоприятные последствия таких действий ответчиков не могут быть возложены на невиновную сторону договора.