Территории российской федерации их. Типы субъектов рф

Кроме органов управления имеет свою исполнительную в лице главы (президента) или губернатора, а также законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный суд субъекта). Субъекты РФ руководствуются не только Конституцией РФ, но и собственной конституцией или уставом, а также имеют законодательство, которое принимается региональным .

Деятельность федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации основываются на разделении полномочий ними. Субъекты РФ обладают полнотой государственной власти по всем вопросам, не касающихся совместного ведения федерации и федеральных субъектов. Общими полномочиями Российской Федерации и ее субъектов являются: соблюдение федерального законодательства и законов субъектов РФ, а также соответствия их Конституции РФ и собственной конституции (устава) субъектов; обеспечение защиты прав и свободы человека и гражданина, а также национальных меньшинств; соблюдение законности правопорядка и общественной безопасности и тому подобное.

Особенности субъектов РФ

В состав России входят 22 республики, 9 краев, 46 , 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В зависимости от правового статуса они объединены на 3 группы.

Республики имеют статус государства, который определен Конституцией РФ и собственной конституцией. В республиках есть высшие органы власти, которые имеют определенные полномочия, например, устанавливать государственные языки. Между республиками и Федерацией, как правило, заключены двусторонние договоры, что дает существенное отличие от других федеральных субъектов.

Автономные образования, к которым относятся автономные округа и автономная область, являются национально-территориальными образованиями. Автономные округа имеют особенность – они входят не только в состав Российской Федерации, но и в состав края или области. При этом они имеют право на разработку проекта федерального закона о своем правовом статусе. Автономные образования именуются

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные.

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край - это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, и .

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

Что такое федерация? Это добровольный союз отдельных государств, которые, войдя в объединение, становятся субъектами образованной федерации.

Если наша страна имеет подобное устройство, то сколько субъектов РФ? В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов федерации.

Виды государственного устройства

Кроме федеративного устройства, существуют конфедерации (федерации, как и конфедерации, относятся к более усложненной модели гос. устройства) и унитарные государства (простая форма).

Характеризуя последние, прибегают к термину «административно-территориальное устройство», а к федерации и конфедерации применяют словосочетание «политико-территориальное устройство», так как составные части такой страны характеризуются некоторой автономностью и самостоятельностью.

Варианты образования федераций

Субъекты федерации имеют несколько вариантов образования. В зависимости от этого федерации бывают территориальными, национальными, национально-территориальными, конституционными, договорными и смешанными. СССР, как и США, относился к договорной федерации, РФ - к смешанной. Что это значит? Это значит, что такие образовательные процессы, как объединение и децентрализация, протекают параллельно. В основе образования государства лежит как конституционный, так и договорной способы. Поэтому смешанная федерация называется еще конституционно-договорной.

Сложное устройство

Российская Федерация - страна, состоящая из субъектов, обладающих равными правами. Такое положение было закреплено основным законом страны - Конституцией - в 1993 году. И сколько субъектов в РФ было на тот момент? 89. Федеративное устройство любой подобной страны довольно сложное - субъектами могут быть как республики и края, так и штаты, земли, области.

Самостоятельные территории, имеющие свои органы власти, добровольно на равных правах объединяются в союз. Унитарное государство характеризуется только административно-территориальным делением. Устройство федерации потому является более сложным, потому что оно связано как с взаимоотношением различных субъектов с федеральными властями, так и между собой.

Обладательница самого большого количества субъектов

Россия - самая большая страна на планете. И субъектов у нее больше, чем у других государств подобного типа - например, в США имеется 50 штатов, в Германии - 16 земель, в Бразилии - 26 штатов и 1 федеральный округ, в Индии - 25 штатов, а в Эфиопии - 9 штатов и два города-региона. На 5 обитаемых континентах государств с федеративным устройством много - по 6 в Европе и Азии, 3 в Африке, 7 в Америке и 2 в Австралии и Океании.

Что может быть субъектом федерации

«Сколько субъектов в РФ?» - вопрос, не теряющий своей актуальности. Как отмечалось выше, в 1993 году их было 89, совсем недавно, в 2014, - 83, а с вхождением Крыма и Севастополя в состав страны стало 85.

Общности, или государственно-правовые образования, или субъекты, образующие в совокупности РФ, подразделяются на 6 видов. К первому относятся республики, ко второму - края, затем следуют области. Есть еще города федерального значения. Об автономных областях во множественном числе говорить не приходится, так как она в составе субъектов одна. Замыкают список видов, на который подразделяются все субъекты РФ, автономные округа.

Республики

Устройство нашей страны отличается своеобразием и уникальностью, и его необходимо рассмотреть подробней. Что такое республика и сколько субъектов в РФ такого типа? В состав РФ входят 22 республики. В основном законе страны она характеризуется как государство. Ее статус определяется Конституцией не только России, но и своей собственной. Республика вправе устанавливать свой язык, и этим она отличается от прочих видов.

Края, области и города с особым статусом

Сколько субъектов в РФ называются краями и сколько их? Краев 9, и они разбросаны по всей огромной территории России. В чем особенность этих образований? Статус края, как области и города федерального значения, в первую очередь определяется Конституцией России и своим собственным уставом (конституции у них нет), принимаемом на краевом, областном и городском уровнях.

А сколько субъектов в составе РФ носят названия областей, сколько городов федерального значения? Областей - 46, городов всего 3 - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Автономные области и округа

Далее следуют автономные области, статус которых определяется основным законом и собственным уставом. Характерной особенностью является тот факт, что в отношении автономной области может быть принят федеральный закон по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и автономной области. В Российской Федерации одна-единственная Еврейская АО со столицей в Биробиджане. Существуют еще автономные округа. Сколько субъектов в РФ входит или относится к ним и как они называются? Их всего 4, и расположены они следующим образом. Ненецкий и Чукотский находятся на Крайнем Севере, как и большая часть Ямало-Ненецкого АО. А вот Ханты-Мансийский АО, находящийся в Западной Сибири, расположен ближе к югу.

Симметричная федерация

Уникальная государственная структура РФ зиждется на целостности страны, единстве системы гос. власти, равноправии самоопределения народов. Основным принципом является разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной и местной власти. В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 года количество субъектов в РФ увеличилось. Новая Россия стала симметричной федерацией (бывают еще и асимметричные), то есть все ее субъекты обладают равными правами, хотя среди ученых ведутся споры о том, существует ли вообще симметричная федерация в чистом виде и может ли страна, в составе которой имеются автономии, считаться симметричной федерацией.

Все время меняющееся число

Количество субъектов РФ начиная с 1993 года все время менялось. Уже указывалось, что на 12.12.1993 года количество субъектов в составе РФ равнялось 89. Законотворческая деятельность шла с 1995 по 2008 год, и на 1.03.2008 года в РФ насчитывалось 83 субъекта. Ответ на вопрос «сколько субъектов сейчас в РФ» уже звучал - 85. В 2014 году полуостров Крым и город федерального значения Севастополь в результате волеизъявления населения, высказанного на референдуме, были присоединены к России. Предыдущие изменения тоже производились с учетом мнений населения той или другой области, пожелавшей войти в округ или край.

Деление субъектов по федеральным округам

Существуют и другие виды либо разделений, либо объединений, которым подвержены субъекты РФ. Так, все 85 субъектов поделены или объединены в федеральные и военные округа и экономические районы. Напрашивается вопрос о том, сколько федеральных округов в России и в каждом из них сколько субъектов федерации. В РФ все 85 субъектов объединены в 9 ФО. Центральный округ включил в себя 18 государственно-правовых образований (субъектов), Южный - 6 субъектов, Северо-Западный - 11, и Дальневосточный - 9.

Затем идут Сибирский (12) и Уральский (6), Приволжский (14), Северо-Кавказский (7) и Крымский (2) округа. Первоначально, в момент создания, их насчитывалось всего семь. Затем из Южного федерального округа в 2010 выделился Северо-Кавказский, а в 2014, как отмечалось выше, был образован Крымский. Федеральные округа были созданы по принципу военных округов и экономических районов, но не всегда с ними совпадают по количеству объединяемых субъектов. Цель создания - укрепление вертикали власти и обеспечение эффективности развития той или иной отрасли.

Самый большой и самый маленький субъекты

Самым крупным субъектом Российской Федерации является Республика Саха (Якутия), относящаяся к Дальневосточному округу и занимающая площадь в 3083523 квадратных километра, что составляет чуть более 18 % от площади всей РФ. Самым маленьким субъектом является город федерального значения Севастополь - занимаемая площадь 1080 кв. км, или 0,01 %.

Субъект РФ – государственно-правовые образования, образующие в совокупности РФ. Конституция РФ 1993г. устанавливает 6 видов субъектов:

Республики в составе РФ - 21

Область - 49

Город федерального назначения - 2

Автономная область - 1

Автономный округ - 10

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

В состав РФ входят 21 республика, 6 краев. 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Обобщенно все составные части РФ называются субъектами. Таким образом, в состав РФ входят 89 равноправных субъектов.

В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика имеет свою конституцию, а остальные субъекты РФ – устав. На самом деле конституции республик и уставы остальных субъектов РФ имеют одинаковую юридическую природу и юридическую силу; и те и другие содержат конституционно-правовые нормы и принимаются самими субъектами РФ без утверждения или согласия федеральной власти, но не должны противоречить Конституции РФ.

Все виды субъектов РФ имеют свое законодательство, которое не может противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ.

Принцип государственной целостности конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ об единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ об единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ об едином экономическом пространстве РФ; в ст. 75 Конституции РФ об единой денежной единице РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Принцип единства системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ конкретизируется в ст.

71-73 и 76 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Народы, населяющие Российскую Федерацию, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие – являются «титульными нациями», дающими наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т.д. Однако, например, такой крупный народ. как российские немцы, в настоящее время не представлен отдельной республикой. Автономия немцев Поволжья существовала с 1918 по 1941 г. С началом войны с гитлеровской Германией она была ликвидирована и более не восстанавливалась. «Титульными нациями» являются и некоторые многочисленные народы Крайнего Севера, дающие наименование субъектам РФ – автономным округам: Ненецкий автономный округ, Корякский автономный округ, Эвенский автономный округ и т.д. Большинство же народов РФ не представлены субъектами РФ. Несмотря на это, все они являются равноправными в культурном и гуманитарном отношении.

Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Основы конституционного строя России. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закрепила основы конституционного строя (глава 1).

Так, например, в Конституции закреплены следующие принципы:

· Россия – это демократическая республика, правовое государство; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

· Россия – социальное государство, обеспечивающее гарантированный минимум поддержки граждан;

· Россия – федеративное государство; оно состоит из республик, краев, областей, городов; все они равноправны между собой;

· государство обязано соблюдать и защищать права свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;

· народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· территориальная целостность России – незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;

· Конституция и федеративные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы – не применяются;

· все формы собственности признаются и защищаются равным образом;

· никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственных объединений перед законом;

· Россия – светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Еще по теме Субъекты РФ.:

  1. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
  2. § 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права
  3. 8.4. Субъекты гражданского правоотношения. Граждане (физические лица) как субъекты
  4. Сравнительная таблица норм конституций (уставов) субъектов РФ, устанавливающих соотношение федерального законодательства и правовых актов субъектов РФ…
  5. 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления

Давая общую характеристику современного российского федерализма, следует отметить, во-первых, что Российская Федерация - конституционная федерация. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ и Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ. Они, тем не менее, не меняют конституционной пр ироды РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

Во-вторых, несуверенный статус субъектов РФ предопределен конституционным характером РФ и выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

В-третьих, Российская Федерация - асимметричная, национально-территориальная федера­ция. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асиммет­ризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ - сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической си­лой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

Россия – многосоставное государство. В ст. 5 Конституции Российской Федерации дана характеристика России как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей её национального состава. Российская Федерация состоит из 6 разновидностей субъектов.

Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. 1

Республики (государства) - являются национально-государственными образованиями, в границах, которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.

Края - это полноправные субъекты федерации, государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

Области - они такжеявляютсясубъектами федерации это крупные государственно-территориальные образования в составе РФ.

Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским населением.

Автономная область и автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего севера и Сибири возможность их сохранения и развития.

Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в области культуры, предоставляемые законом разрозненно проживающим этническим группам. Автономия может быть: областной (территориальной); национально-территориальной; национально-культурной.

Автономные области создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером областной автономии с широкими правами территориальных единиц может служить Италия, конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Примером национально-территориальной автономии с ещё более широкими правами является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.)

Такая форма, как национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 году Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод).

Существовавшие раньше в СССР автономные национальные образования, края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те которые дает автономия. В такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной автономии. В советский период было 5 пять автономных областей, в настоящее время сохранилась одна - Еврейская автономная область.

Автономные округа, появились в 30-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, имеющие своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов. Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут существовать в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.

Формально различаясь, субъекты Российской Федерации (их список приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Понятие «субъект Российской Федерации» впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Оно подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. Вместе с тем в науке конституционного права существует мнение, что в правовом положении субъектов Российской Федерации неравноправны между собой.