Методические советы по подготовке и сдаче экзамена. Л

После сдачи ТГП у меня началось то, что лучше всего описывается двумя словами: синдром бога. И/или, возможно, последствия огромного стресса, коим был прошлый экзамен. Я думал - все, жизнь удалась, я сдал ТГП, да не просто сдал, а сдал на 5. До следующего экзамена было 6 дней. В первый же день после этого мне пришлось ехать в военкомат по повестке и вежливо намекать, что у меня ГОСы и что пока мне не до них. И после этого я смог начать готовиться. Парням на заметку: так можно и к ответственности за это вас не привлекут, как бы они не грозились (если будет интересно, расскажу, как дружить с военкоматом - что можете вы и они).

Особенностью первого экзамена было то, что он огромен по объему, достаточно жесток в структуре ответа, но наполнение этой структуры могло быть достаточно свободным, если вы можете обосновать свое мнение. И это сделать действительно возможно.

Второй Экзамен

Уголовное право - это предмет без чувства юмора, где одна запятая может решить судьбу человека (казнить нельзя помиловать). Т.е. в ответе нельзя забыть даже одно слово и структура значительно жестче. В то же время объем материала значительно меньше, и если вы не судья Верховного Суда или доктор юридических наук, своих рассуждений от вас не потребуют. По крайней мере, пока не закончат с основной программой.

Соответственно, не требуется читать много, нужно просто запомнить и понять одну единственную книжку - Уголовный кодекс РФ. Единственное, что можно прочитать сверх - это постановления Пленума Верховного Суда, в которых суд разъясняет некоторые положения УК. Но их объем также не велик.

Уголовное право я помнил довольно хорошо со второго и третьего курсов, когда мы сдавали экзамены по этому предмету. Поэтому основной деятельностью было повторение, которое состояло в перечитывании УК и необходимых пленумов.

Экзамен состоит из двух вопросов по общей и особенной части. В общей части закреплены, как понятно из названия, общие положения (понятия преступления и наказания, виды, сроки, порядок его назначения и т.д.), а в особенной - конкретные составы преступлений (убийство, мошенничество, бандитизм и др.). Так как формат ответа на второй вопрос закреплен очень жестко (есть четыре элемента, через которые раскрываются все преступления), я решил составить таблицу, в которой разбил все перечисленные в билетах преступления на эти четыре элемента. Такая работа требует хорошего понимания материала и позволяет уже подготовиться к ответу на экзамене.

Далее я использовал схемы моей мамы, которая среди прочих предметов преподает и уголовное право. Пару дней я изучал их, проговаривая ответы и составляя конструкции у себя в голове. После чего перешел к этапу обсуждения. И в течение двух дней по вечерам по 5-6 часов без перерывов отвечал маме все вопросы без подготовки. Надо сказать, милая вещь, после которой мысли вообще не складываются в хоть сколько-нибудь связные предложения. Увы, по всем вопросам мы пройтись не успели.

На уголовном праве я волновался уже меньше, но все равно проделал ту же процедуру: прежде чем начал отвечать на вопрос, пару минут потратил на то что бы успокоиться с помощью дыхательных техник, и лишь затем приступил к ответу на вопрос.

Этот экзамен я, наверное, не забуду никогда. Все началось с того, что одного из студентов поймали на списывании и, пригласив сотрудника деканата, выгнали с выставлением двойки. Затем другому студенту приспичило в туалет, и просьба выйти каким-либо образом (со сменой билета или под присмотром) вызвала бурю негодования в комиссии с приглашением все того же сотрудника из деканата, который тоже добавил свои пять копеек. Завершилось все тем, что последний зашедший студент вытянул вопросы, которых не было в предварительном перечне и ему пришлось 4 раза перетягивать билет и гонять председателя комиссии для выяснения причины того, почему у студентов оказались не те вопросы.

Пока все это кипело вокруг, нам нужно было готовиться, не обращая ни на что внимания. Но чертовски сложно сохранять самообладание, когда вокруг тебя постоянно что-то происходит. Так что умения сосредотачиваться и контролировать свое эмоциональное состояние оказываются крайне полезными навыками на ГОС экзамене.

Отвечал я быстро и уверенно, но во втором вопросе допустил ошибку в описании государственной измены. Описал ее по редакции, в которую недавно внесли изменения. Самое веселое здесь то, что я никогда эту редакцию не читал, т.е. вспомнил то, чего никогда не знал (прям как в том анекдоте).
Мой ответ оценили на четверку, что меня хоть и расстроило, но не особо удивило. Что из этого я извлек, и как следовало действовать для получения пятерки? Технология показала себя отлично. Слабым местом оказался я, так что для решения этой проблемы существует два варианта: повышать работоспособность заранее или иметь большее количество дней на подготовку.

Защита диплома

Следующим этапом была защита дипломной работы. Те, кто читает меня уже долго, знают, что диплом я писал сам, и даже видел мою статью о том, как написать диплом за неделю. После написания той статьи и диплома было еще много встреч с научным руководителем, было внесено достаточно дополнений, правок, ссылок и прочего. Над ним кипела работа и за его защиту я, в целом, мог не волновался. Если бы только на момент начала ГОСов моему научному руководителю не пришла в голову мысль о том, что в одном из параграфов не хватает примеров и их пришлось срочно искать и вставлять в текст. С другой стороны, несколько моих коллег на ГОСах полностью переписывали части диплома, так что все познается в сравнении.

Основную трудность во всей подготовке составляло оформление ссылок и сносок по правилам ГОСТа и требованиям организации. Полный бред, надо сказать, но требования есть требования.

Закончив со всем оформлением, я отправил диплом на рецензирование своему будущему научному руководителю. Рецензию я получил в двух вариантах: сначала профессор прошелся по моему русскому языку. Моему удивлению не было предела. 70 страниц текста он умудрился просмотреть за пару дней не просто его прочитав, но найдя все опечатки и не совсем корректные формулировки. Это на самом деле круто, я тоже так хочу уметь.

Зато вторую рецензию (содержательную) я получил в ночь перед защитой диплома, что заставило немного понервничать. Но рецензия оказалось положительной, а заданные вопросы не были для меня новыми, и я быстро составил речь на защиту, согласовал ее с научным руководителем и спокойно пошел спать.

После таких приготовлений и объема выполненной работы, защита прошла как по маслу, со всеми заданными вопросами я справился отлично, получил свою пятерку, и мы всей кафедрой пошли отмечать защиту дипломов чаем с тортиком.

Третий Экзамен

Последним экзаменом был Английский язык. Экзаменационные задания были известны -

1) письменный перевод текста в размере 1800 знаков на юридическую тему с английского на русский язык (проверка навыков перевода)
2) устный перевод с русского на английский язык небольшого текста (проверка навыков перевода)
3) диалог на тему дипломной работы (проверка коммуникативных навыков).

Т.е. на экзамене было то, что либо есть, либо нет, за несколько дней это не создашь. Поэтому вся моя подготовка заключалась в создании и погружении в атмосферу английского языка с помощью 10 часов просмотра Игры престолов на английском языке и нескольких выступлений с TED корейцев и других участников, для которых английский не являлся родным языком. И в первом, и во втором случае мне приходилось прикладывать усилия, чтобы различать акценты, особенности произношения тех или иных слов. Такие усилия натренировали меня достаточно, чтобы я вспомнил язык и мог спокойно понимать кого угодно и когда угодно.

К началу третьего экзамена мне было уже вообще все равно. Казалось, что шел на беседу, не более. Все выгорело. Текст попался мне не очень знакомый, но в общем понятный и если бы не пришлось писать перевод от руки, справился бы гораздо быстрее. С написанием перевода вручную, кстати говоря, проблема возникла почти у всей группы - скорость письма была низкой.

С устным текстом почти не возникло проблем, в одном месте я допустил неточность в переводе, а так все прошло замечательно.

Беседа на тему диплома, который я полностью написал сам, в том числе на основе иностранных источников прошла быстро, я даже разогнаться не успел, а мне с улыбкой: «все достаточно, спасибо». Получил я, соответственно, пятерку.

В следующей (последней) части я сведу всю информацию и обобщу ее чтобы сформировать некоторые закономерности и привести мой опыт в четкую систему полученных знаний, не пропустите!

П.С. Дорогие читатели, в последнее время мои статьи выходят не так регулярно как раньше, но не переживайте, со мной все хорошо и блог я оставлять не собираюсь! Чтобы не пропустить обновления подписывайтесь и добавляйтесь в друзья в ВК (

Теория государства и права - это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология , или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.


Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.


Предмет очень важный, на самом деле. Конечно, зачастую его преподают те, которым не нашлось места в жизни, несостоявшиеся юристы-неудачники. Это очень плохо! Но ценности самого предмета это обстоятельство не снижает. Конечно, теория государства - вещь довольно скучная, с практикой связана мало, но вот теория права!.. Хороший юрист просто обязан знать, что такое правовая норма, нормативный акт, правоотношение и т.д. Без знания этих категорий (которые и изучаются в курсе ТГП) вряд ли можно успешно работать на практике. Мой совет всем, кто сталкивается с этим предметом, - на теорию государства можете смело "забивать", но вот теорию права - учите, учите и еще раз учите!!!

13/11/07, Agent
Данную учебную дисциплину я начал изучать с сентября этого года, и очень рад, что начал изучать данный предмет, несомненно данный предмет расширить мой кругозор предоставить более глубокую картину устройства, сущности права и гос-ва в целом, а не отдельной страны.Так, что у меня все впереди - политология, социология, философия, философия права и т.д. и т.п.Как говорил товарищ Ленин: "Учиться и еще раз учиться", но от себя добавлю, главное не лениться:). Учеба - это жизнь и это главное!

23/02/09, Адвокатъ
Это базовая профессиональная дисциплина, закладывающая фундамент общей юридической культуры юриста. Она предназначена не только для приобретения общих научных знаний о государстве и праве, но и для формировния понятийного аппарата, который используется всеми юридическими науками, а также в практической работе юриста. Знания, полученные при изучении этой дисциплины, упрощают изучение других, в первую очередь отраслевых, юридических дисциплин, и активно применяются в практической работе юриста.

11/01/11, Ева Антикоммунизм
Это один из моих любимых предметов, и он дается мне легко. На самом деле, это базовый предмет, которые должны знать все будущие юристы, дипломаты, политики, а также иные менши, собирающиеся заниматься государственными и правовыми вопросами. Короче, мне нравится.

24/07/11, Sulfur Mustard
Всем, поступающим на юрфак: учите, учите все, кратко и сжато, это и правда фундамент... Как без него овладевать отраслевыми науками? Все равно что строить дом на песке... Как, к примеру, понять главу 2 Конституции, не зная ТГПшную тему о правовом статусе? Как учить уголовный процесс, не зная самого понятия процесса? Как изучать законы и Конституцию, не зная, что есть НПА? И так далее... Нам, желторотым первакам, дают самое основательное, а мы не ценим %(

05/02/12, Карамелька с Ванилью
Основа основ всей юриспруденции, пусть она и не развивается со временем, но зная ТГиП, ты всегда будешь хорошим юристом, т.к. все изменения в законодательной системе любого более-менее развитого государства, обязательно в той или иной мере подчинены данной науке. У нас был замечательный преп на 1 курсе, фанатик своего дела, благодаря ему я увидела в "сухой", в чём-то скучной науке, целый мир, настоящую строгую систему современной государственнности и развития человечества в целом.

1. Государство это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.

Признаки :

¾ наличие территории;

¾ публичный характер власти;

¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;

¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);

¾ налогообложение населения;

¾ обладание суверенитетом.

2. Право это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Признаки :

¾ право исходит от государства;

¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;

¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);

¾ характеризуется принудительностью;

¾ регулирует широкий круг общественных отношений.

Свойства :

¾ нормативность;

¾ формальная определённость;

¾ системность;

¾ принудительность;

¾ волевой характер права;

¾ динамизм права.

3. Теория государства и права это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения .

Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,

функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.

4. Государственная власть разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.

5. Форма государства это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними ;

7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.


8. Политический (государственный) режим это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

9. Монархия это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.

10. Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.

11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

12. Унитарное государство это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.

13. Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)

14. Функции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

15. Механизм (аппарат) государства это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

16. Орган государства это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.

17. Типология (типы) государства это учение о типах государства (это группировка государств по типам).

В результате типологии определяется - тип государства.

Тип государства это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

18.Политическая система общества это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.

19.Партия это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.

20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.

21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.

24. Кодификация это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.

25. Инкорпорация это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.

26. Система права это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).

27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).

28. Механизм правового регулирования это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).

29. Социальные нормы это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.

30. Норма права (юридическая норма) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

31. Гипотеза нормы это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства) , в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

32. Диспозиция нормы это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.

33. Санкция нормы это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия , которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.

34. Институт права это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.

35. Отрасль права это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.

36. Подотрасль права совокупность родственных правовых институтов .

37. Правотворчество это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

38. Правотворческий процесс это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.

39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки , оформления , публикации и систематизации нормативно-правовых актов , обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.

40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.

41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.

42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.

43. Правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

44. Объект правоотношения это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).

45. Субъекты правоотношения это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

46. Субъективное право это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

47. Юридическая обязанность это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.

48. Правоспособность это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

50. Юридические факты это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

51. Фактический состав это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.

52. Толкование норм права это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.

53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

54. Акты официального толкования (интерпретационные акты ) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

55. Реализация права это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).

56. Применение права это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права .

57. Аналогия закона это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.

58. Аналогия права это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.

59. Акт применения права это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт , содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.

60. Законность это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права .

61. Правопорядок это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.

62. Правомерное поведение это поведение, соответствующее предписаниям норм права .

63. Правонарушение это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.

64. Правовая система это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств , регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.

65. Правовые системы «семьи» это совокупность национальных правовых систем , объединённых :

¾ общностью исторического формирования,

¾ структуры и источников,

¾ ведущих отраслей и правовых институтов,

¾ правоприменения,

¾ методов и способов развития.

66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти , которой свойственны :

¾ демократический режим конституционного правления и законности;

¾ развитая прогрессивная правовая система;

¾ разделение властей и их взаимоконтроль;

¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

¾ взаимная ответственность государства и личности;

¾ демократическое гражданское общество.

67. Гражданское общество это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.

Составил: Савватеев А.И.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.