Закон об обязательном оснащении новых домов ипу. Обязательная установка приборов учета: нюансы соглашений

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Счетчики электрической энергии

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники .

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
  • за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Все жители Российской Федерации обязаны устанавливать в своих домах специальные приборы контроля воды .

Чтобы заставить людей серьезно отнестись к этому решению правительства, предусмотрены штрафные санкции - в первый год будут увеличены на 10%, через полтора - на 60%.

Обязательна ли установка приборов учета в 2019 году

Согласно закону счетчики воды должны быть установлены обязательно!

Разговоры об отмене установки возникают регулярно, и в конце 2014 года даже был издан акт об отмене обязательной установки счетчиков на газ , однако воды это не коснулось. Ситуация осталась прежней.

Собственников квартир, где не установлены эти приборы, условно можно разделить на две категории - на тех, кто никогда об этом не задумывался, и на граждан, которые не могут выделить на это средства. Есть и третья категория граждан, которые не хотят устанавливать их сознательно.

Следует заметить, что хотя закон и обязывает устанавливать счетчики на воду, но применять непосредственно к жильцам не будет!

За реализацию нововведения будут отвечать управляющие компании и ТСЖ, которые, в свою очередь, будут проводить беседу с жильцами по поводу установки. В конечном итоге установка счетчиков окажется прибыльным мероприятием для домовладельцев. Дело в том, что плата за использованную воду высчитывается по специальному нормативному тарифу, затем умножается на количество зарегистрированных жильцов.

Теперь же к этим цифрам будет применяться еще и добавочный коэффициент, который с каждым годом будет увеличиваться. Поэтому лучше заняться установкой приборов, тем более что:

  • экономия будет значительной, что положительно скажется на семейном бюджете;
  • вас оставит в покое управляющая компания.

В 2019 году, как и прежде, действующее законодательство накладывает на граждан обязанности иметь счетчики на воду в собственном жилье . Для ускорения процесса перехода населения на счетчики Правительство приняло решение о введении санкций в виде 10% повышения тарифа на воду с постепенным повышением до 60% при отказе граждан от установки счетчика на протяжении полутора лет после вступления закона в силу с 1 января 2015 года.

Для установки в квартире счетчика на воду достаточно обратиться в управляющую компанию, которая предоставит список лицензированных организаций, занимающихся установкой подобных приборов учета.

Как установить или поменять счетчик: куда обратиться

Чтобы установить у себя в квартире приборы контроля воды, необходимо обратиться в управляющую компанию или в ТСЖ, где выдадут список фирм, занимающихся данными видами работ, имеющих соответствующую лицензию .

Услуга, конечно, платная - за монтаж счетчика (два прибора) с использованием пластиковых труб придется заплатить порядка 3000 рублей , а если применялись медные, то почти в два раза дороже.

В неприватизированных квартирах или домах приборы учета воды должны устанавливаться бесплатно .

Обычно устанавливают их сразу четыре штуки - 2 прибора в ванной и 2 на кухне. Вызванный для этого мастер, после того как закончит работу, должен оставить несколько документов:

  • паспорт на установленный счетчик;
  • составленный договор на установку прибора и его техническое обслуживание;
  • акт ввода в эксплуатацию прибора (он будет нужен для предоставления в управляющую компанию для постановки на учет);
  • документ о проделанной работе (список выполненных работ, номер пломбиратора, стоимость услуги);
  • сертификат соответствия.

Пакет документов следует отнести в управляющую компанию, которая проверит правильность установки приборов, наличие пломб, после чего внесет необходимые изменения в лицевом счете. С этого дня за воду будет осуществляться уже непосредственно по показаниям счетчика.

Срок плановой поверки счетчиков на воду

Обычно периодической поверкой приборов учета воды занимается управляющая компания. Она должна производиться раз в четыре года.

Но может возникнуть внеочередная проверка, особенно если у контролирующих органов есть подозрения о некорректной работе счетчика, а также в случаях, когда прибор долгое время не использовался, а затем был введен в эксплуатацию.

Осуществляется довольно просто - с помощью специальных тестов определяется потребление определенного количества воды, полученные данные сверяются с показаниями счетчика.

За поверку придется заплатить порядка 1000 рублей.

В каких случаях может потребоваться замена счетчика

Замена может потребоваться в двух случаях - когда сломался старый счетчик или пришло время плановой поверки .

В первом случае надо обратиться в ту организацию, которая устанавливала счетчики, и потребовать выполнить свои обязательства по договору о техническом обслуживании. Такой договор предусматривает бесплатную замену прибора на новый.

Со второй причиной немного сложнее. , установленных на горячую воду, составляет четыре года , а на холодную - шесть лет .

По прошествии этого времени обязательно нужно проводить поверку, которая иногда может затянуться на несколько недель , к тому же она платная , и нет никакой гарантии, что прибор признают пригодным к эксплуатации. Поэтому многие просто заменяют старые счетчики новыми.

Сломался счетчик горячей воды — что делать?

Порядок действий зависит от причин поломки. Чуть ниже рассмотрены все возможные ситуации:

  1. Разгерметизация прибора . Об этом можно узнать по протеканию или запотевшему стеклу. Проверить можно так: перекрыть все краны и записать данные счетчика. Через час проверить показания - если данные изменились, значит где-то протечка труб или краник не может полностью перекрыть подачу воды. В этом случае можно попробовать затянуть покрепче соединяющие муфты. Если же наблюдаете запотевшее стекло, то тут ничего не сделаешь, только менять.
  2. Ошибки при монтаже счетчика. Нередко вместо прибора для горячей воды устанавливают прибор для холодной, что чревато неправильной накруткой или утечкой воды.
  3. Засорение труб и, как следствие, самого счетчика. Чтобы избежать этой проблемы, рекомендуется установка фильтра перед прибором.
  4. Еще одной причиной является сильный напор воды . Из-за этого прибор буде быстрее делать обороты. Совет - никогда не включайте воду на полную мощность.
  5. Поломка контрольного механизма счетчика , то есть прибор не фиксирует прохождение воды.
  6. Слишком горячая вода. Прибор может нормально работать при температуре 90 градусов. Если этот показатель выше, он может не выдержать.

При обнаружении неисправностей следует сразу известить управляющую компанию и предпринять меры по устранению неполадок. При наличии гарантийного талона на техническое обслуживание счетчика замену произведут бесплатно.

Стоит ли установить счетчики в 2019 году? Актуальное на видео

На видео ниже — материал, дающий четкий ответ на вопрос: есть ли обязанность устанавливать счетчики?

Закон о счетчиках на воду разрабатывался по нормам Федеральной программы сохранения энергетических запасов, принятой МинЭнерго РФ (суть закона об энергоснабжении ). Обязанность установить их регламентируется законом в ПП РФ № 776, где указан процесс и условия использования водных ресурсов, также и сточных вод. Система и условия установки водомеров на холодную и горячую воду регулируется . Для тех кто не поставил их в положенный срок, закон устанавливает отдельные тарифы подсчета потребленных ресурсов, указанных в ПП РФ № 306.

Согласно приказу № 178 - потребители должны, но не обязаны монтировать в своих домах средства для подсчета потребления запасов, в том числе и водных. При этом, поставщик услуг обязан по закону, если потребитель не имеет возможности оплатить и установить счетчик на срок до 12.01.2012, отсрочить платеж по установке прибора на пять лет.

Закон о счетчиках горячей и холодной воды был принят в 2015 году. Он направлен на то, чтобы владельцы квартир в обязательном порядке установили у себя приборы учета потребления воды. Это должно существенно сэкономить размер квартплаты. Для тех кто этого не сделал подсчет потребления ведется по общим нормам, которые ежегодно возрастают на 20-25%. Поэтому для экономии средств и водных ресурсов, многие уже установили счетчики.

Обязанность установить счетчики на воду лежит на управляющей домом организацией или ТСЖ. Если специалист пришел на дом, то по закону он должен предоставить владельцу квартиры документы, удостоверяющие его право на обслуживание приборов по учету потребления ресурсов. После монтировки приборов мастер оставляет следующий пакет документов:

  • Техпаспорт на счетчики;
  • Акт оказания услуг на монтировку водомеров, и дальнейшее техобслуживание на гарантийный срок;
  • Документ о вводе в работу счетчика для регистрации приборов в УК;
  • Акт с перечнем проделанных манипуляций, идентификатором прибора для пломбирования, цену за установку;
  • Сертификат соответствия для проверки в управляющей компании правильно ли монтирован счетчик, есть ли пломба, вписывания полученных данных в ЛЦ собственника.

По закону, с момента внесения изменений в лицевой счет, расчет тарифов на воду будет проводиться по данным счетчиков.

Замена приборов учета воды в квартире

Счетчики горячей и холодной воды в квартире нужно менять каждые 4-6 лет, согласно закону об эксплуатации средств учета ресурсов. Старые приборы не будут правильно подсчитывать количество потребленных кубов, придется переплачивать. По закону не все должны платить за установку водомеров, существуют льготы. Замена счетчиков воды бесплатно проводится для определенных категорий граждан РФ:

  • Малообеспеченных;
  • Ветеранов ВОВ;
  • Инвалидов первой и второй группы;
  • Семьи, где есть ребенок-инвалид.

По закону, для этих лиц бесплатно водомеры заменяют и пломбируют. Остальные категории лиц, не входящие в перечень тех, кому услуги предоставляются бесплатно, оплачивают установку и пломбировку.

Для проведения замены водомеров горячей и холодной воды, владелец должен обратиться в ТСЖ с заявлением на замену прибора. Заключить с УК договор. После этого мастер придет на дом для замены старых счетчиков на новые, он же поставит пломбу.

Проверка счетчиков воды по закону

Время проверки счетчиков регулируется нормами закона РФ. Сроки зависят от типа счетчиков. Срок проверки для холодной воды - раз в четыре года, горячей - раз в шесть лет. Проверять можно, сдав водомеры в отдел техобслуживания или вызвав мастера на дом. Как только истек срок эксплуатации, муниципальная организация, отвечающая за водоснабжение в городе, присылает извещение. Если извещения нет, а период эксплуатации истек, по закону владелец должен сам направить ходатайство о замене водомеров в управляющую компанию дома. Порядок проверки счетчиков на воду по закону:

  • Направить обращение в ответственную организацию (список предоставляет УК вашего дома);
  • Указать в обращении - адрес дома, вид прибора, тип модели и данные изготовителя, госкод прибора, личные сведения и телефон;
  • Проверить у работника водоканала наличие лицензии на проведение работ;
  • Получить у мастера документы после проверки - акт свидетельства и контракт об осуществлении работ по проверке счетчиков, с соответствующими штемпелями и подписями.

Акт приема содержит сведения о водомерах, информацию о владельце и организации, проверившей приборы. Свидетельство о проверке должно содержать сведения о дате следующего контроля.

Срок проверки зависит от того, отправлены водомеры на проверку в Водоканал или специалист пришел домой к владельцу. В Водоканале приборы проверяют до 14 дней - этот период установлен законом. На дому процедура длится не более 2 часов.

Установка счётчика на холодное и горячее водоснабжение является требованием, обязательным для исполнения всеми потребителями энергоресурсов.

Согласно пятой статье (п.2) закона РФ с регистрационным № 261-ФЗ, который датирован 23.11.09 и действует в настоящее время в редакции от 29.12.14, положения, установленные настоящим законом для энергоресурсов, также распространяются на воду. При этом приводится уточнение: на воду потребляемую, передаваемую или подаваемую с использованием систем ЦВС (централизованного водоснабжения). Именно поэтому настоящий документ иногда именуется «закон об установке счётчиков на воду».

Требования нормативных и законодательных актов по установке счётчиков потребления воды

В рамках федеральной программы сбережения энергоресурсов Министерством Энергетики РФ 16.04.10 был издан приказ за № 178, согласно которому всем энергопотребителям предлагается в срок до 01.01.12. установить счётчики потребления энергоресурсов. Важным моментом является обязательство поставщика энергоресурсов, при невозможности для потребителя немедленной оплаты установки счётчиков, предоставлять ему отсрочку платежа за предоставление данной услуги на срок до 5 лет.

Статус обязательного для исполнения указанное требование приобретает после того, как в законную силу вступил 261-ый закон (см. выше). Одновременно со вступлением в силу указанного закона в Кодекс РФ (КоАП) был внесён ряд изменений, которые предусматривают наложение штрафа на лиц, не выполнивших указанные требования. В частности, лица, отвечающие за содержание жилых домов (многоквартирных) выплачивают штрафы в размере 5-10 тысяч (физические лица), 10 — 15 (индивидуальные предприниматели) и 20-30 тысяч (юридические лица).

Согласно требованиям правительственного постановления № 344, датированного 16.04.13, начиная с 01.01.15, для потребителей, у которых отсутствуют приборы учета, начинается поэтапное повышение коэффициентов расчета оплаты коммунальных услуг.

Статьёй 13 261-го закона, который иногда упоминают, как закон о счётчиках на воду, регламентирован перечень мероприятий, предусматривающих использование приборов учёта. Согласно п.1 настоящей статьи энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с использованием специальных приборов. Указанное требование распространяется на системы централизованного водоснабжения. Пункт 2 устанавливает, что расчёты за потреблённую воду следует проводить с учётом результатов фиксации.

Установленные счётчики должны быть введены в эксплуатацию в течение 30 календарных дней с момента их установки (подписывается акт ввода в эксплуатацию счётчиков воды), а выдаваемые ими показания необходимо учитывать при выполнении расчётов за воду с 1-го числа месяца, который наступает за месяцем установки счётчика.

Закон устанавливает, что рассчитаться за потреблённую воду в том случае, когда приборов учёта нет либо когда они неисправны, можно, применяя расчётные способы определения водопотребления, установленные действующим законодательством (смотри постановление под № 306, датированное 23.05.06 в редакции от 17.12.14).

Пунктом 5.1. было установлено, что до 01.01.15 общие и индивидуальные счётчики водоснабжения (холодного и горячего) должны быть установлены и введены в эксплуатацию на соответствующих объектах, что подтверждает акт на установку счётчиков воды. Указанное требование введено 11.07.11 законом № 197-ФЗ.

Требования настоящего закона в полной мере касаются многоквартирных и частных домов, введённых в эксплуатацию после 01.01.12 (новых и прошедших любые виды ремонта).

Пунктом 9 установлено, что с 01.07.10, организации, ответственные за централизованное водоснабжение и водоотведение, обязаны выполнять работы по установке счётчиков, их обслуживанию и замене (при необходимости). За несвоевременное выполнение такой установки данные организации обязаны выплачивать конечному потребителю неустойку.

Пунктом 12 установлены сроки оборудования счётчиками тех или иных категорий объектов. Здесь же повторно подтверждается право потребителя, устанавливающего счётчик учёта водопотребления, на пятилетнюю рассрочку оплаты установки указанных приборов.

Нормативы оплаты водопотребления

Базовым документом, регламентирующим в настоящее время нормативы потребления горячей и холодной воды, является правительственное постановление от 23.05.06 № 306. Последние изменения в текст постановления были внесены 17.12.14. Важно учитывать, что в Крыму и Севастополе данное постановление вступит в силу только после 01.07.15.

Постановление было принято во исполнение положений ст.157 ЖК РФ. Первым пунктом настоящего документа установлено, что он определяет процедуру установки нормативов потребления горячего и холодного водоснабжения, а также требования к формированию последних. При этом учитываются требования постановления № 1380, датированного 17.12.14.

Согласно 7-му пункту 306-го постановления установлены следующие нормы:

Для водоснабжения холодного:

  • в помещениях жилых – на 1-го человека 1м3
  • на нужды общедомовые – 1м3 на каждый кв.метр площади, относящейся к общей;
  • вода для полива – 1м3 на 1м2;
  • в целях приготовления пищи и водоснабжения с/х животных – 1м3 на одну голову.

Для водоснабжения горячего:

  • в помещениях жилых – 1м3 на одного человека;
  • на нужды общедомовые – 1м3 на 1м2.

Для водоотведения:

  • в помещениях жилых – 1м3 на каждого человека.

Пунктом 10 определено, что эти нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг, которые потребитель получает в жилых помещениях и которые идут на общедомовые нужды.

Тринадцатым пунктом определено, что такие нормативы вычисляются с использованием одного из двух методов: метода аналогов либо метода расчетного (приложение 1 к настоящему постановлению).

Расходы на полив определяются органами местной администрации.

Согласно п.16 изменение указанных нормативов пересчитывается, если изменились технические или конструктивные параметры, касающиеся степени благоустройства жилища, при которых потребление воды возрастает больше, чем на пять процентов.

24 пунктом нормы расхода воды утверждаются с учётом требований правительства России, касающихся правил предоставления коммунальных услуг.

Требования к счётчикам воды прописаны в 35 статье. В статьях 36 -39 определено, когда и в какой последовательности снимаются показания счётчиков водоснабжения.

Изменения величины оплаты водопотребления

В соответствии с постановлением № 344, которое было принято российским правительством 16.04.13, определено, что с 01.01.15 вводятся повышающие коэффициенты, используемые применительно к нормативам коммунальным. В т.ч. и расходы на общедомовые нужды.

Повышение осуществляется только тогда, когда отсутствуют установленные счётчики водопотребления (ИПУ) или ОПУ (общедомовые). Согласно указанному постановлению п. 5 261-го закона был дополнен следующим разделом.

При наличии возможностей технически реализовать установку ИПУ или ОПУ величина нормативов потребления вычисляется с использованием повышающих коэффициентов:

  • 01.01.15 – 30.06.15 1,1;
  • 01.07.15 — 31.12.15 1,2;
  • 01.01.16 – 30.06.16 1,4;
  • 01.07.16 – 31.12.16 1,5:
  • начиная с января 2017 года, этот коэффициент составит 1,6.

Кроме того, что установка счётчиков водоснабжения является обязательным требованием, выполнение указанной процедуры выгодно конечному потребителю, так как позволяет оплачивать только фактически используемые объёмы воды.

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса - воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор - объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ - это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета - в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН - остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Например, если площадь помещения составляет 100 м², площадь дома – 9 000 м², а общего имущества – 1500 м², то доля собственника составит: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Несмотря на то, что роль управляющей компании при проведении общего собрания ограничена только ознакомительными мероприятиями, в случае, если собственники не будут уведомлены о необходимости установки приборов учета, управляющей компании грозит штраф.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц - 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. - 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт - это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Проводить работы по установке ОДПУ за счет средств текущего ремонта допускается, если имущество находится в удовлетворительном состоянии. Но, как правило, физический износ жилищного фонда составляет 70–80% и требует реконструкции.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ - первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета - важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний . На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.