Система и виды административных взысканий. Административное взыскание

Университет «Кайнар»

Административное право

Самостоятельная работа студента с преподавателем на тему:

Виды административных взысканий


Глава 1. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

Лишение специального права;

Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, в том числе исключение из реестра;

Приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные выше (кроме приостановления или запрещения деятельности индивидуального предпринимателя и административного ареста), а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотрено определение размеров штрафа кратно месячному расчетному показателю (МРП) устанавливаемому законом РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 50 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его –один месяц, а максимальный – два года (лишение права управления транспортными средством может быть на срок до 10- ти лет).

Административный арест применяется на срок до 15суток (за отдельные виды правонарушений до 30 суток) по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше 58 лет и мужчинам в возрасте свыше 63 лет.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Казахстана. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий

В главе 7 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное.

Административное наказание можно отнести к одному из способов пресечения преступлений. Это мера ответственности за нетяжкие правонарушения. Основные виды административных взысканий используют для предотвращения новых преступлений и в целях воспитания индивида. Выражаясь в основном в материальном воздействии, такая мера сочетает в себе моральное влияние на человека, а также временное ограничение его прав.

Виды административных взысканий назначаются специальными руководящими органами и должностными лицами, перечень которых содержится в Кодексе РФ. К ним относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти. Административная ответственность корректируется правовыми принципами, с узаконенным перечнем правонарушений и взысканий. Основным регламентирующим документом является Кодекс Российской Федерации.

Административная ответственность. Виды административных взысканий

Все меры такого рода образуют систему, которая обладает общностью природы, целей применения, оснований и возможностью их взаимозаменяемости. Итак, какие типы взысканий существуют:

  1. Письменное предупреждение.
  2. штрафа.
  3. Конфискация предмета.
  4. Лишение прав.
  5. Изъятие орудия правонарушения.
  6. Арест административный.
  7. Исправительные работы.
  8. Изгнание за пределы России (в случае правонарушений, которые совершили иностранные граждане).
  9. Дисквалификация.
  10. Приостановление предпринимательской деятельности.

Понятие и виды административных взысканий могут иметь и индивидуальный характер. Например, отзыв лицензии, аттестата, подтверждающий квалификацию нарушителя. Предъявляемые меры подразделяются на группы. Так, конфискация имущества относится к видам административного взыскания основного и дополнительного типа, когда арест, лишение прав – только к основному.

Судьи имеют право назначать следующие меры наказания: изъятие и конфискация орудий правонарушения, отнятие специальных прав, депортация за пределы страны, арест, дисквалификация. Кодекс РФ в административном порядке разрешает применять только предупреждение и штраф.

Предупреждение

Виды административных взысканий, выражающие в данной мере, представляют собой одну из легких форм карательных воздействий. Предупреждение оформляется в письменном виде, так как устная форма не является наказанием, а считается лишь мерой морального влияния. Письменное постановление о нарушении вручается правонарушителю или отправляется к его законному представителю. Такая мера несет определенные юридические последствия, предусмотренные Законом РФ. В течение года письменное предупреждение несет силу как административное нарушение, которое имеет влияние на последующие меры взыскания при повторном неправомерном действии.

Штраф

Данный вид представляет собой денежное взимание, которое предусматривается законом. По причине его оперативного использования данная мера относится к группе популярных видов административных взысканий. Штрафы имеют подвижные размеры и способы назначения. Ранее они определялись Законом РФ путем указания минимального и максимального размера материального наказания. Также границы штрафа отличаются относительно простых граждан и должностных лиц.

С 1992 года был определен порядок перерасчета наказания исходя из которого пересчитывались штрафы, имеющие сумму, не превышающую установленного законом предела – 3 тысячи рублей. Таким образом, если верхний размер не превышает 10 рублей, то его считают равным одной десятой минимальной оплаты труда в месяц, который был установлен до момента совершения преступления. В случаях, когда размер не превышает 3 тысяч рублей, штраф считают равным десяти минимальным окладам. Учитывается, что граница материального наказания не может быть ниже четырех минимальных размеров заработной платы и больше десятикратной величины стоимости похищенной или поврежденной собственности. Взыскание административных штрафов осуществляют судебные инстанции, ФНС России, органы МВД.

Изъятие. Конфискация

Такой вид взысканий выражается в принудительной конфискации предмета, который участвовал в правонарушении. Изъятие объекта осуществляется путем возврата полученной суммы собственнику за вычетом расходов по операции его сдачи. Такой вид наказания неприменим к оружию и боеприпасам, принадлежащих индивидам, для которых охота приходится главным промыслом, если за счет него индивид живет. Законом РФ предусмотрены следующие категории использования возмездного изъятия:

  • В виде основного взыскания, альтернативного другим видам, которые предусмотрены за данное преступление.
  • В виде дополнительного наказания, включая другие виды административных взысканий, – штраф.

Конфискация выражается в принудительном и безвозмездном изъятии предмета во владение государства. Объект должен был находиться в личной собственности правонарушителя. Исключение относится к конфискации предметов за нарушение таможенного перевоза. В этом случае неважно, в чьей собственности находится объект. Существует ряд ограничений в этой мере наказания. Так, Закон РФ предусмотрел список предметов, которые нельзя конфисковать. Также огнестрельное оружие и боеприпасы не изымаются у лиц, для которых охота является средством существования.

Административный штраф необходимо оплатить не позже тридцати дней с момента вступления в законную силу постановления о нем. Если нарушитель не вносит оплату вовремя, то копия о постановлении направляется по месту работы либо учебы, где удерживается необходимая сумма. Бывает вариант, когда преступник нигде не работает и доходов не имеет, тогда вердикт направляется к судебным приставам, которые снимают необходимую сумму с имущества индивида. В случае когда правонарушителем является несовершеннолетний, штраф взыскивается с его родителей или с опекунов.

Лишение прав

Понятие и виды административных взысканий включают в себя изъятие прав. Например, лишение прав на вождение автомобиля или на занятия охотой. Срок изъятия лицензии не может быть меньше 30 дней. Лишение водительских прав на специальное средство передвижения у инвалидов невозможно, за исключением вождения в пьяном виде или отказа остановки автомобиля полицией. Права на охоту также не подлежат изъятию в случаях, когда данный промысел является для индивида основным источником существования.

Лишение водительских прав назначается в следующих случаях:

  1. Управление машиной в нетрезвом состоянии.
  2. Превышение скорости более чем на 60 километров в час.
  3. Несоблюдение техники безопасности и правил перевозки опасных грузов.
  4. Выход автомобиля на встречную полосу.
  5. Остановка, стоянка на железнодорожном переезде, а также пересечение путей не по правилам.
  6. Отказ пройти медицинское освидетельствование и другие.

Часто лишение прав назначают вместо административного штрафа или ареста.

Исправительные работы

Данный вид взимания применяется на срок до 2 месяцев с отбыванием по месту постоянной работы индивида, который совершил преступление. Исправительные работы – виды административных взысканий, которые приносят материальную пользу государственной казне. В этом случае удерживается до 20 процента заработка правонарушителя. Срок работ должен быть не меньше 15 суток. Данный вид наказания не применяется к лицам, которые являются безработными.

Административный арест

Мера наказания устанавливается в исключительных случаях на срок до 30 дней. В ситуациях, когда до ареста правонарушитель был задержан, то срок задержания включается в административный арест. Данная мера взыскания не применяется к матерям, у которых есть дети в возрасте до 12 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп и к несовершеннолетним. Наказание используется за повторные правонарушения, мелкое хулиганство, а также намеренное неповиновение Закону. Административный арест назначается за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий. Правонарушители содержатся в специальных приемниках ОВД. Они подчиняются правилам установленного режима в таких учреждениях.

Выдворение за пределы государства

Применение данной меры взыскания регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. Система и виды административных взысканий в виде депортации применяется только в отношении иностранцев или индивидов, которые не имеют гражданства. Выдворение предусмотрено только в следующих случаях:

  1. Нарушение режима государственной границы.
  2. Нарушение режима пребывания в России.
  3. Нарушение правил привлечения и использования иностранной силы.
  4. Нарушение иммиграционных правил.

Дисквалификация и приостановление деятельности

Первый вид взыскания выражается в лишении индивида права занимать руководящий пост, входить в совет директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическим лицом. Дисквалификация устанавливается на период с шести месяцев до трех лет только судьей. Оно применимо к индивидам, которые входят в состав совета директоров либо осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Также дисквалификация используется в качестве наказания арбитражных управляющих и индивидуальных предпринимателей. Данная мера применяется в следующих ситуациях:

  • нарушение норм труда и его охраны индивидом, который уже подвергался наказанию за аналогичное правонарушение;
  • преднамеренное или фиктивное банкротство, а также неправомерные действия в данной ситуации;
  • незаконное управление юридическим лицом;
  • заключение сделок, выходящих за пределы полномочий;
  • предоставление документов с ложными сведениями.

Приостановление деятельности назначается в случаях возникновения эпидемии, угрозы здоровью или жизни людей, радиационной аварии, совершения правонарушения в области запрещенных препаратов, «отмывания» доходов, финансирования террористов. Данное взыскание назначается судьей и устанавливается на срок не больше 90 суток. Если обстоятельства, из-за которых было наложено наказание, устранены, то судья имеет право досрочно прекратить исполнение административного приостановления деятельности.

Виды административных взысканий в странах СНГ

Законодательства Украины и Республики Беларусь в области административных взысканий сходны между собой. Меры наказаний делятся на основные и дополнительные. Согласно Кодексу РБ к первой категории относятся исправительные работы, предупреждение, штраф и арест. Дополнительные виды административных взысканий в РБ включают в себя конфискацию, возврат стоимости объекта правонарушения. Самой строгой мерой административного наказания в Беларуси является административный арест. Общий срок этого вида взыскания составляет 15 суток. Не подлежат аресту лица, у которых имеются на иждивении несовершеннолетние дети, инвалиды и пенсионеры старше 80 лет.

Виды административных взысканий в РБ включают исправительные работы. Данная мера устанавливается на срок не больше двух месяцев и применяется к лицам, которые были освобождены от уголовной ответственности за преступления, не несущие большой опасности для общества. При этом преступник должен был загладить свою вину, например, возместить ущерб. Виды административных взысканий в Украине также включают исправительные работы сроком до двух месяцев. Но в стране существуют еще общественные, которые назначаются не больше чем на шестьдесят часов. Данный вид работ не назначается беременным женщинам, инвалидам, мужчинам и женщинам пенсионного возраста. Исправительные работы так же, как и в России, отбываются по месту работы, и по результатам удерживается 20 процентов в пользу государства.

Виды административных взысканий РК схожи с российскими. Одной из самых распространенных мер наказания является штраф, выражающийся в начислении процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, нанесенного окружающей среде вреда, неуплаченных отчислений, сделки, выполненной с нарушением финансового законодательства, и другие. Размер данного наказания не может быть меньше одной пятой месячного расчетного показателя. Если правонарушителем является юридическое лицо, то денежное взимание должно быть равно или больше пятисот месячных расчетных показателей. Взыскание административных штрафов осуществляется в судебном порядке и поступает в счет казны Республики.

В Казахстане лишать водительских прав могут на срок от 6 месяцев до 10 лет. В Украине данная мера наказания применяется на период до трех лет, в случаях когда систематически нарушаются правила пользования автомобилем, срок может быть также увеличен до десяти лет. Специального права в Республике Казахстан можно лишиться не меньше чем на месяц, но не больше двух лет. Вопросом о справедливости такой меры наказания занимается суд. Но если нарушение произошло в финансовой сфере, то лишить лицензии на осуществление деятельности имеет право Национальный банк Республики Казахстан. В этом регионе в исключительных случаях назначается административный арест сроком до 45 суток. Но эта мера не может быть применима к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, ждущих ребенка, инвалидам первой и второй групп, а также пенсионерам. Что касается депортации иностранных граждан, то данное взыскание применяется только судьей. К правонарушителям в Республике Казахстан применяются следующие меры влияния:

  1. Проверка знаний ПДД.
  2. Принудительное лечение или медицинский осмотр.
  3. Формирование особых требований к поведению индивида, который нарушил порядок.

Как видно из приведенных данных, виды административных взысканий в РФ схожи с мерами наказания в данных местностях, что значительно упрощает жизнь в случае переезда.

В перечисленных странах и республиках при назначении наказания рассматривается как характер нарушения, так и личность виновного, его финансовое положение. При вынесении вердикта учитываются обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность. Так, ситуациями, которые призваны облегчить наказание, являются:

  1. Добровольное признание.
  2. Раскаяние.
  3. нарушителем вредных последствий своих поступков.
  4. Состояние аффекта или стечение тяжелых личных обстоятельств.
  5. Правонарушитель является беременной женщиной или матерью, имеющей малолетнего ребенка.
  6. Несовершеннолетие.

Перечисленные обстоятельства применимы только к физическим лицам. В случаях с юридическими лицами на облегчение наказания могут повлиять добровольное признание, предотвращение вреда, возмещение ущерба на добровольной основе. Отягчающими обстоятельствами будут считаться:

Согласно Кодексу нашей страны административная ответственность неприменима к лицам, которые во время преступления находились в состоянии невменяемости из-за психического заболевания или слабоумия. Если правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости, в случае непосредственной угрозы жизни, то данная мера наказания также неприемлема.

Постановление о назначении наказания может быть обжаловано. В этом случае судья или должностное лицо приостанавливают исполнение вердикта до рассмотрения протеста. Бывает, что обжалование справедливо и может быть назначена другая мера взыскания, более облегченная, либо полностью прекращается исполнение наказания.

Административное взыскание - это мера ответственности, при­меняемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принуди­тельной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреж­дение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совер­шения или предмета административного правонарушения; конфиска­ция орудия совершения или предмета административного правонару­шения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с положениями ст. 3.3. КоАП РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административ­ные взыскания, перечисленные нами ранее - могут применяться толь­ко в качестве основных.

За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо толь­ко основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.

Предупреждение и административный штраф

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме - протоколом. Но есть случаи, предусмот­ренные законом, когда данный вид взыскания может выноситься иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий - это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правона­рушений.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены не­сколько вариантов исчисления величины штрафа:

Во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);

Во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административ­ного правонарушения на момент окончания или пресечения пра­вонарушения;

В-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих упла­те на момент окончания или пресечения административного пра­вонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.

Возмездное изъятие орудия совершения или

предмета административного правонарушения

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми нистративного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы быв­шему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огне­стрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования.

Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие - это мера административного взыска­ния за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.

Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правона­рушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъя­тие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.

Конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном

обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7. КоАП, конфискованы могут быть лишь пред­меты, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Однако за нарушение таможенных правил, предметы контрабанды подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собствен­ностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ч. 1 ст. 380 ТК РФ).

Конфискация допускается только по судебному решению. Кон­фисковано может быть не вообще все имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами администра­тивных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополни­тельной (например, к штрафу) мерой административного взыскания.

Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяет­ся конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты, не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного данному граж­данину, предполагает лишение права управлять транспортными сред­ствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематичес­кое нарушение порядка пользования этим правом.

Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принад­лежащим ему транспортным средством.

Однако и здесь законодатель делает исключение для определен­ной категории лиц. Так, в соответствии со ст. 3.8. КоАП, данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими сред­ствами в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об оста­новке транспортного средства, оставления в нарушение установлен­ных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушают правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и так далее.

Применение этого административного взыскания отнесено к пол­номочиям Государственной охотничьей инспекции.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 ст. 3.8. КоАП).

Административный арест

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного поло­жения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции - до 30 суток.

Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9. КоАП).

Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально пред­назначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изо­лятор временного содержания или спецприемник) и используются на физических работах.

Также законодатель в статье 3.9. КоАП определяет, что админист­ративный арест не может применяться: к беременным женщинам; жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам первой и второй групп.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в прину­дительном и контролируемом перемещении лиц через государствен­ную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации, - контролируемом самосто­ятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть подвергнуто административному выдворению за следующие право­нарушения:

Если его действия противоречат интересам обеспечения государ­ственной безопасности или охраны общественного порядка;

Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­селения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;

Если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации, таможенное, валютное или иное российское зако­нодательство.

Дисквалификация

Дисквалификация - это новый вид административного взыска­ния, который заключается в лишении физического лица права зани­мать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управле­нию юридическим лицом, а также осуществлять управление юридичес­ким лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначает­ся судьей. Данный вид административного наказания может быть при­менен только к лицам, осуществляющим организационно-распоряди­тельные функции в органе юридического лица, к членам совета дирек­торов, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, в том числе, к арбитраж­ным управляющим.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Институт профессиональных инноваций

Факультет "Юридический"

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Контрольная работа на тему:

"Виды административных взысканий"

| |выполнила студентка |
| |III курса Доноева Т.А. |
| |Проверил___________ |
| |____________________ |

г. Улан-Удэ

Введение

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий


Заключение

Введение

Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест. Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существует также еще одна мера взыскания – это административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - их контролируемом самостоятельном выезде из Российской
Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммун6одефицита человека (ВИЧ-инфекции)"1 предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской
Федерации в порядке, установленном её законодательством.

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такое взыскание, как:

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата;

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все перечисленные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Глава 1. Виды административных взысканий

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание).
Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотреть несколько вариантов определения размеров штрафов.
В определенной сумме (от 500 000 руб. и т.п.).
Кратно месячному доходу (до 3-мес. дохода, например).
Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до 5-кратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).
Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 Таможенного кодекса).
Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 тысяч минимальных окладов.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, Таможенным кодексом). Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм.
Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом.
Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его – 15 суток, а максимальный – три года.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера.
Оно применяется на срок от 15 дней до 2-х месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту также на основании ст. 501 Уголовного кодекса за завершение действий, содержащих признаки преступления, и ст. 302 КоАП - в порядке замены исправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения
(ст. 245 Таможенного кодекса). В замере до 300 % на основе норм Таможенного кодекса, может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий.

В главе 4 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

1. законность;

2. целесообразность;

3. своевременность, оперативность воздействия;

4. сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.
Такие же правила содержатся в Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа
(должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированны действия и т.д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного.
Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.

Важнейший принцип применения административных взысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушителя, добровольное возмещение ущерба или устранение причин вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень открытый, т.к. могут быть еще иные обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, отягчающие ответственность:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения. С учетом конкретных данных последнее обстоятельство может быть не признано отягчающим.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность закрыт. Так как он закреплен законом, то только акт с такой же юридической силой может пополнить этот список.

Глава 3. Срок давности наложения административных взысканий

Положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а ругая имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное давностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение.
Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока.

Из общего правила предусмотрено два исключения:

1. при фактически неоконченном, длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения;

2. в случае отказа в возбуждении уголовного ела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее оного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняться не двум, а одному месяцу.

Таким образом, названы три варианта определения старта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности действует при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата, могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения. В этой же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В ст. 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения. В отношении иных взыскания (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых за нарушение таможенных правил и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

Заключение

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагается специальные "штрафные" обязанности. Кара – это "правовой урон" привлеченному к ответственности.

Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Таможенный кодекс

5. Ведомости. 1992, № 2

6. Ведомости. 1992, № 10

7. Ведомости. 1992, № 34

8. Ведомости. 1992, № 47

9. Сборник законов. 1994, № 7

10. Сборник законов. 1994, № 35

11. Сборник законов. 1995, № 14 с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.