Роль оценщика в процедуре банкротства предприятия. Актуальные проблемы судебной экономической экспертизы Судебно экономическая экспертиза фиктивного банкротства

Назначается и проводится экспертиза признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в случаях, когда решается вопрос о банкротстве предприятия либо организации. Когда назначается процедура объявления банкротом предприятия (равно индивидуального предпринимателя), как известно, организационные и управленческие функции переходят к арбитражному управляющему. Он может привлечь третьих лиц для тщательного анализа финансового состояния должника.

Экспертиза признаков преднамеренного банкротства проходит с привлечением осведомленных специалистов в данной области (финансистов), которые могут компетентно проанализировать сложившуюся финансовую ситуацию на предприятии.

Экспертиза преднамеренного фиктивного банкротства поможет выявить, были ли использованы различные способы по обходу расчетных счетов. На практике самыми часто встречающимися являются:

  • из кассы выдаются суммы для приобретения материалов, сырья, продукции материально ответственным лицам;
  • используются ликвидные ценные бумаги;
  • используется давальческое сырье;
  • проходят товарообменные операции;
  • наблюдается применение договоров о переходе долговых обязательств.

Что включает в себя экспертиза признаков преднамеренного банкротства

Экспертиза признаков преднамеренного банкротства - это процедура по анализу финансовой деятельности предприятия для выявления умысла по созданию (увеличению) невозможности платежеспособности юридического лица в интересах руководства либо третьих лиц с причинением значительного ущерба.

Экспертиза признаков преднамеренного банкротства осуществляется с проведением инвентаризационного учета, аудиторской проверки и особое внимание направлено на:

  • имущество либо обязательства должника, которые были сокрыты;
  • имеющиеся дебиторские задолженности с большими сроками неуплаты;
  • проведение значительных финансовых операций, когда деятельность по платежам была приостановлена.

При решении вопросов по несостоятельности предприятия (индивидуального предпринимателя), эксперты оценивают реальность выполнения планов по управлению должником, заключенного мирового соглашения, а также правомерность досудебной санации. Благодаря данной оценке, государство принимает в отношении должников разумные решения как до назначения процедуры, так и в период ее проведения.

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

  1. Какие финансово-хозяйственные операции за период (уточнить период) существенно ухудшили платежеспособность организации?
  2. Каково влияние данных операций на финансовое состояние организации?
  3. Какова динамика финансового состояния организации за период?
  4. Какова структура и динамика расходов и доходов организации?
  5. Какова степень обеспечения организации оборотными средствами?
  6. Имеются ли необоснованное завышение сумм денежных средств, оставляемых в распоряжении организации?

Стоимость экспертизы зависит от решаемой задачи, количества и параметров исследуемых объектов. Вы можете узнать стоимость необходимых Вам работ, обратившись к нам за консультацией.

Заказать экспертизу

Обратившись к нам, Вы всегда сможете получить бесплатную консультацию по Вашему конкретному случаю и дальнейшее экспертное сопровождение по Вашим вопросам.

ЗАЯВКА НА ЭКСПЕРТИЗУ

Для продуктивной работы наших экспертов просим Вас заполнить заявку на исследование. Данное действие не является обязательным, но значительно ускорит работу по Вашему запросу.

Криминалистические экспертизы Почерковедческая экспертиза Экспертиза давности создания документа Технико-криминалистическая экспертиза документов Габитоскопические (портретные) экспертизы Трасологические экспертизы Дактилоскопические экспертизы Техническая экспертиза Пожарно-техническая экспертиза Строительно-техническая экспертиза Землеустроительная экспертиза Экспертиза оборудования Автотехническая экспертиза Речеведческая экспертиза Автороведческая экспертиза Лингвистическая экспертиза Фоноскопическая экспертиза Психологическая экспертиза Психологическое консультирование Психолого-педагогическая экспертиза Психолого-лингвистическая экспертиза Медицинская экспертиза Психиатрическая экспертиза Судебно-медицинская экспертиза по документам Оценочная экспертиза Оценка ущерба после ДТП Независимая оценка автомобиля Независимая оценка недвижимости Независимая оценка квартиры Оценка ущерба от залива Оценка земельного участка Оценка стоимости бизнеса Оценка акций предприятия Оценка эффективности инвестиций Оценка интеллектуальной собственности Оценка воздушных судов Оценка автомобиля для суда Оценка автомобиля для нотариуса Экономическая экспертиза Экспертиза обоснованности тарифов Экспертиза преднамеренного фиктивного банкротства Налоговая экспертиза Финансово-экономическая экспертиза Бухгалтерская экспертиза Правовая экспертиза Товароведческая экспертиза Рецензирование экспертных заключений

Регулируется это все статьей 196 УК РФ.

Определение преднамеренного банкротства (понятие и признаки)

Преднамеренным банкротством является совокупность действий или бездействия, которые направлены на искусственное создание неплатежеспособности. В следствие этого образуется ситуация, когда лицо не может осуществлять выплаты кредиторам, а так же проводить установленные законодательством платежи в федеральные фонды.

Степень обеспеченности обязательств должника вытекает из наличия у него денежных средств и величиной активов по отношению к долговым обязательствам. Оказаться в кризисной ситуации компания или ИП может в силу совершения ошибок в ведении дел, а может в силу наличия злого умысла.

К примеру, какое-то предприятие получает кредит на несколько миллионов рублей. После этого техника, которая нужна для выполнения обязанностей, продаётся, рабочие увольняются, после чего владельцы компании обращаются в арбитражный суд с иском о признании их банкротами.

Что произошло на самом деле сможет понять только комиссия экспертов, которая проанализирует бухгалтерию, проведёт инвентаризацию и побеседует с сотрудниками. Дела таким образом могли сложиться из-за стечения каких-то обстоятельств: несколько ведущих специалистов покинули компанию, а выгодный заказ удалось получить конкурентам. Администрации просто ничего не оставалось, как продать технику, уволить рабочих и начать процедуру банкротства. Это будет видно по наличию денег на счетах и отсутствию подозрительных бухгалтерских проводок. Но это же может быть и результатом стремления руководителей попросту положить деньги, полученные на развитие бизнеса, себе в карман. Это так же отразится в бухгалтерии - будет виден факт растраты.


Диагностика и отличия от фиктивного

Преднамеренное банкротство отличается от фиктивного тем, что оно имеет все признаки реального банкротства. Денег нет, оборудование куда-то делось, новых заказов нет, поступления кредиторам прекратились несколько месяцев назад, а сумма активов меньше суммы долгов. Преднамеренное оно или нет - решат эксперты, суд, но это банкротство на самом деле. Фиктивным же называют сокрытие реального экономического состояния. Для этого используются самые разные схемы. Продолжая пример с банкротством вымышленной компании, в случае фиктивного, картина могла бы выглядеть так…

  • Техника продаётся, но с покупателем тут же заключается договор, по которому он осуществляет услуги по её эксплуатации. Договор же оформляется так, что не сразу понятно - экскаватор был арендован или пару раз в месяц легковое такси приехало к подъезду.
  • Рабочие увольняются, но предварительно каким-то образом обналичиваются деньги. С рабочими заключаются договоры подряда на совсем небольшие суммы, а остальные выдаются им на руки наличными деньгами.
  • Точно так же могут быть проданы, списаны объекты недвижимости, объекты основных фондов. В реальности всё это можно использовать на основании новых документов, которые подтверждают новую договорённость, но оформлена она так, будто бы у предприятия совсем скромные активы.

Такое банкротство относят к разряду фиктивных, потому что бизнес сохраняет ресурсы и может извлекать прибыль. Часто, если обанкротить предприятие всё же удаётся, то тут же регистрируется новое, на родственников или друзей. Активы плавно «перекочёвывают» туда, а про старые долговые обязательства можно забыть.

Фиктивное и преднамеренное банкротство выходит за рамки применения статей ГК и является уголовным преступлением, которое входит в сферу применения статей 196 и 197 УК РФ.

Однако, если сумма принесённого ущерба не велика, то это квалифицируется в качестве административного правонарушения и в силу вступает КоАП РФ (статьи 14.12 и 14.13).

Экспертиза при банкротстве

Необходимо отметить, что какого-то отдельного органа, который специализировался бы на финансово-экономической экспертизе субъектов хозяйственной деятельности, в России нет. Эту роль чаще всего выполняют негосударственные судебно-экспертные организации.

Бесплатная юридическая консультация:


Существует экспертно-криминалистический Центр МВД, работает ещё и Центр судебной экспертизы Минюста. Но они не специализируются на хозяйственной деятельности и её отражении в бухгалтерии. Это ведомственные центры общего назначения.

Статьи 196 и 197 УК РФ применяются крайне редко, а ещё реже по ним выносятся обвинительные приговоры.

Перечисленные выше действия могут стать предметом интереса только в случае, если речь идёт об очень существенных суммах.

А интересуется в основном следственный комитет. В остальном суть статей дублирует другие деяния. В примере выше была указана ситуация при которой рабочим выплачивали деньги «чёрным налом». В этом можно усмотреть попытку ухода от налогообложения, и именно так такие действия и будут выглядеть в глазах правоохранителей.

Выявление в них ещё и части плана по банкротству проводить могут только в экстренных случаях. В конечном итоге арбитражный суд, который является первичным в вопросах банкротства, будет занят поиском ответа на вопрос о реальной экономической картине - способно лицо отвечать по долговым обязательствам или нет. Если же не способно, то как оно таким стало интересует в самую последнюю очередь. Генеральный директор плохо работал, конкуренты сделали своё дело или это коварная стратегия - отделить одно от другого очень сложно. Да это и не всегда рационально.

Бесплатная юридическая консультация:


Несколько проще выявить признаки фиктивного банкротства. Преднамеренное же доказывается с большим трудом, а доказательства легко оспаривают адвокаты. Почему компания заключила несколько не выгодных сделок? Такова рыночная ситуация, кризис, бизнес хватается за любые заказы, а потом оказывается, что работает даже себе во вред. Но не сажать же за это предпринимателей. Факт «слива» компании в таком случае почти недоказуем.

Экспертиза преднамеренного банкротства чаще всего базируется на выявлении поддельных документов, финансовом анализе, направленном на определении махинаций, оценочной деятельности. Её результаты хороши только для случаев, когда документы подделали, рыночную стоимость занизили искусственно, когда есть какие-то нарушения.

Во всех других, когда дирекция делает заведомо убыточные шаги, но отражает их в документообороте правильно, состав преступления выявить практически нереально.

Последствия и ответственность

Чаще всего признаки того, что необходимо применение статьи 196 УК РФ выявляют не эксперты, поскольку суд отдельную экспертизу назначает не во всех случаях, а арбитражный управляющий. Он формирует сообщение в тот же арбитражный суд о том, что в ходе своей деятельности выявил признаки преднамеренного банкротства.

На 90% причина в том, что управляющий обнаружил незаконные сделки. Он может забить тревогу и в случае, если нашёл сделку не соответствующей условиям современного рынка, но это относится к области спорных вопросов. Конечно, подозрительно, когда «умирающая» фирма заказывает сайт за 20 миллионов или продаёт новенький трейлер за 50 тыс. рублей. Только несоответствие всегда оспоримо. Вдруг дирекция возлагала на Интернет большие надежды или не знала, как использовать трейлер. Даже при продаже его своему родственнику директор не несёт серьёзной ответственности, если всё правильно оформлено и сделка прошла на законных основаниях.

Бесплатная юридическая консультация:


Если сумма долга (ущерба какого-то лица или государства) выше 2.250.000 рублей, то можно получить срок до 6 лет в колонии или 5 лет общественно-полезного труда. При этом берётся ещё и штраф в размере от 200 до 500 тыс. рублей.

Если такая планка должником преднамеренным банкротом не пройдена, то вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях. При этом долг можно погасить до суда, чем избежать применения какой-либо статьи.

Судебная практика

Она показывает, что большая часть дел по 196 статье или рассыпаются в ходе судебного делопроизводства, или суды вышестоящей инстанции отменяют решения судов начальной. Необходимо чтобы при рассмотрении уголовных дел, в соответствии со статьей 73 УПК РФ, был доказан каждый пункт обвинения. При этом рассматривается достаточно большой срез времени: в 3-4 года. Предприятия, которые вредили бы сами себе такой долгий срок, найти очень трудно. Одноразовой же сделки, или даже нескольких убыточных договоров, подписанных в течение месяца-двух, суду бывает недостаточно. В течении 3-4 лет в жизни каждого предприятия находится какая-то сделка, которая способствовала его рентабельности.

Другой стороной применения 196-ой статьи являются попытки свалить всю ответственность на одного-двух сотрудников, к примеру, главбуха и экономиста. К счастью, такое тоже проходит в судах с большим трудом, поскольку все существенные сделки так или иначе визируются руководителями компаний.

Третьей особенностью является то, что деяния, которые рассматриваются в рамках 196-ой статьи, почти всегда идут параллельно с рассмотрением вопроса об уходе от налогов. Если такое подтверждается, то статья 199 становится едва ли не главенствующей, поскольку затрагивает взаимоотношения юридического лица или ИП и государства.

Бесплатная юридическая консультация:


CopyrightЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.

Финансовая экспертиза при банкротстве

Обзор по финансовой экспертизе в ходе

рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии со статистическими данными Справки о рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) за период годы, размещенной на официальном сайте ВАС РФ, в Российской Федерации растет количество заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами), направляемых в арбитражные суды РФ. Однако, не все из них принимаются к производству, и тем более не каждое дело о признании должников несостоятельными (банкротами) завершается успешно для заинтересованных сторон. Важная роль в этом процессе отводится проведению финансовой экспертизы. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» статья 34, лица, участвующие в деле о банкротстве, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд в том числе с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. К таким лицам относятся: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.

На основании приказа Минюста РФ от 14.05.2003 № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» выделяются: бухгалтерская экспертиза и финансово-экономическая экспертиза.

Во всех случаях, имея одинаковый объект исследования, отличаются выводы и заключения экспертов, сделанные в соответствии с поставленными задачами и заданными вопросами.

Бесплатная юридическая консультация:


Экспертизы также могут быть судебными и внесудебными. На основании статьи 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может проводиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями. В работе также применяется Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Проведение экспертиз осуществляется на платной договорной основе, например, с аудиторской компанией. В этом случае в работе аудитора используется Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 протокол №6) с выдачей Заключения по специальным аудиторским заданиям.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расходы на проведение экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.

Возможно, для проведения финансовой экспертизы, потребуется выемка документов и предметов, произведенная соответствующими уполномоченными лицами и по правилам статьи 94 Налогового кодекса РФ, или по правилам статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности».

Бесплатная юридическая консультация:


Упомянутые в тексте статьи нормативные правовые акты размещены в разделе сайта «Законодательство по аудиту».

Экспертиза при осуществлении процедуры банкротства

При осуществлении процедуры банкротства предприятия в силу ст. 20.3 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в обязанность арбитражного управляющего входят, помимо всего прочего, анализ финансового состояния должника. Для проведения анализа финансового состояния должника постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Следует отметить, что арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе третьих лиц, при этом законом такой круг лиц не ограничен.

Компетентные эксперты-экономисты нашей организации смогут квалифицированно провести досудебную и судебную экспертизу, анализ финансового состояния и финансово-хозяйственной деятельности должника и сделать следующие расчеты и заключения:

  1. определить коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, динамику их изменения;
  2. установить причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;
  3. проанализировать результаты хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;
  4. провести анализ активов и пассивов должника;
  5. провести анализ возможности безубыточной деятельности должника;
  6. сделать вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;
  7. сделать вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;
  8. сделать вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае если в отношении должника введена процедура наблюдения).

При проведении финансового анализа экспертом-экономистом нашей организации проверяется отве т ствие деятельности должника нормативным правовым актам, ее регламентирующим. Информация о выявленных нарушениях указывается в документах, содержащих анализ финансового состояния должника. Все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах. со

Экспертиза преднамеренного и фиктивного банкротства

Рассматривая процедуру банкротства невозможно обойти стороной проблему преднамеренного и фиктивного банкротства. В случае объявления банкротства нередко встает вопрос о его преднамеренности и фиктивности, а также о неправомерных действиях руководителей или собственников предприятий при банкротстве или в предвидении такового. Напомним, что в рамках федерального законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается в двух ракурсах, а именно как административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние (Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 14.12; 14.13) или Уголовный кодекс РФ (ст.ст.)).

Для определения юридически значимых обстоятельств банкротства большое значение имеет своевременное и правильное выявление признаков неправомерных деяний руководства хозяйствующего субъекта путем проведения финансовой и экономической экспертизы. Распоряжением ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. N 33-р (далее - распоряжение) утверждены Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Из смысла п. 3 распоряжения следует, что определение признаков преднамеренного или фиктивного банкротства допускается арбитражными управляющими и иными заинтересованными лицами.

Что делать?

Что делать, если Вы, будучи кредитором должника, недовольны проведенным анализом финансового состояния хозяйствующего субъекта, подозреваете руководство должника в умышленном доведении предприятия до состояния банкротства, в сокрытии активов? И, в конце концов, что делать, если Вы просто хотите вернуть свое имущество, пускай и через процедуру банкротства?

В этом случае Вам не обойтись без двух основных мероприятий:

Бесплатная юридическая консультация:


  • первое – это получение грамотной, высококвалифицированной правовой поддержки;
  • второе – проведение анализа и выявление, в представленном заключении о преднамеренном (фиктивном) банкротстве, недостоверных расчетов, заключений, ошибочных выводов о влиянии хозяйственных операций приведших к неплатежеспособности должника.

Опытные эксперты-экономисты и адвокаты нашей организации помогут выявить убыточные сделки по "сливанию" имущества, оформлению активов на подставных лиц и другие неправомерные действия. Только по результатам проведенного комплексного исследования правоохранительные или судебные органы могут, опираясь на вполне законные основания принимать мотивированное и обоснованное решение по уголовному делу или арбитражному спору в Вашу сторону.

Наши эксперты проводят бухгалтерские, финансовые, экономические экспертизы в г. Волгограде и Волгоградской области, а также в Саратовском, Воронежском, Астраханском, Ростовском и других регионах России.

Свяжитесь с нами по телефону или напишите письмо и наши специалисты ответят на все Ваши вопросы.

Независимая Экспертиза Волгоград

Почерковедческая экспертиза

Почерковедческая экспертиза – один из видов идентификации личности.

Бесплатная юридическая консультация:


Экспертиза качества товаров

Проверка качества товаров народного потребления (обувь, одежда, кожевенно-меховые, спортивные, галантерейные и пр. товары)

Автооценка при ДТП

Ситуаций, при которых требуется автоэкспертиза – множество и порядок проведение автоэкспертизизы следует доверять профессионалам.

Экспертиза оконных блоков

Пластиковые окна - технически довольно сложный продукт, поэтому проверить его качество может только квалифицированный специалист.

Оценка бизнеса

Определение рыночной стоимости бизнеса включает в себя оценку всех активов.

Экспертиза признаков банкротства

Бесплатная юридическая консультация:


Экспертиза преднамеренного (фиктивного) банкротства

Независимая Экспертиза является крупнейшим негосударственным судебно-экспертным, судебно-оценочным учреждением, предоставляющим высококачественные услуги в области судебной финансово-экономической экспертизы по арбитражным и уголовным делам, вытекающим из фактов преднамеренного (фиктивного) банкротства, проводит экспертизы преднамеренного фиктивного банкротства по выявлению признаков преднамеренного, фиктивного банкротства предприятий.

Экономические экспертизы могут быть внесудебными и судебными.

Согласно пункта 2 статьи 34 Федерального закона »О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) конкурсные кредиторы и иные лица, участвующие в деле о банкротстве в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные настоящим Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.

Экспертиза преднамеренного фиктивного банкротства, экспертиза по определению и выявлению признаков преднамеренного, фиктивного банкротства может проводиться как государственными экспертными учреждениями, так и иными организациями. Кроме того, ни один закон требует, чтобы экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками экспертных учреждений. Экспертом может быть любое лицо, обладающее необходимыми знаниями.

На основании статьи 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может проводиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями. В работе также применяется Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Бесплатная юридическая консультация:


Пункт 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса РФ экономическая экспертиза по выявлению признаков фиктивного банкротства проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями, в соответствии с федеральным законом.

Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66 экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями. Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению. Этой же позиции придерживаются и остальные суды: Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф/09-С4 по делу N А//70.

Основные вопросы, решаемые в рамках экономической экспертизы о преднамеренном фиктивном банкротстве, экспертизы по выявлению признаков фиктивного банкротства

  1. Усматриваются ли признаки фиктивного банкротства у ХХХ? Если признаки фиктивного банкротства усматриваются, то установить, в чьих действиях (бездействии) усматриваются признаки фиктивного банкротства?
  2. Усматриваются ли признаки преднамеренного банкротства у ХХХ? Если признаки преднамеренного банкротства усматриваются, то установить, в чьих действиях (бездействии) усматриваются признаки преднамеренного банкротства?
  3. Возможно (невозможно) восстановить платежеспособность ХХХ?
  1. Экономические экспертизы могут быть внесудебными и судебными (в том числе и экспертиза и оценка на преднамеренность банкротства)

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» утверждены соответствующие временные правила, во многом повторяющие Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением ФСДН России от 08.10.1999№ 33-р по предыдущему закону о банкротстве.

С точки зрения классификации финансовых экспертиз интересно их выделение по видам на основании Приказа МВД РФ от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в судебно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»: бухгалтерская, налоговая, финансово-аналитическая и финансово-кредитная.

Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) ведется в арбитражном суде по правилам главы 28 Арбитражно-процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или по правилам уголовно-процессуального законодательства – УПК РФ.

Бесплатная юридическая консультация:


Определение состава правонарушения по признакам преднамеренного и фиктивного банкротства и мера соответствующего ему наказания приводятся в статьяхУК РФ и статьях 14.12 – 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Что делать, если заключение экономической экспертизы на наличие или отсутствие признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства, предоставленное арбитражным управляющим, вас не устраивает? Может ли отдельно взятый конкурсный кредитор обратиться с ходатайством о назначении экспертизы на наличие (отсутствие) признаков преднамеренности либо фиктивности банкротства? В каком порядке назначается экономическая экспертиза по выявлению признаков преднамеренного фиктивного банкротства и в каком случае такое ходатайство подлежит удовлетворению?

Напомним, что в рамках федерального законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается в двух ракурсах, а именно как административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние, и соответственно рассматривается через призму КоАП РФ (ст.ст.14.12; 14.13) или Уголовного кодекса РФ (ст.ст.).

Причиной этого является не столько сложность доказывания однозначной причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействиями) и их последствиями, в частности между совершением нескольких заведомо убыточных сделок по «сливанию» имущества и последующим банкротством предприятия.

Очевидное преимущество данного вида доказательств состоит в том, что судебно-следственные органы, поручая проведение экспертизы банкротства в адрес судебно-экспертного учреждения, фактически, снимают с себя колоссальный груз какой бы то ни было моральной ответственности за принятие окончательного решения по делу. Безусловно, нигде данное правило не закреплено, но факт остается фактом. Соответственно, по результатам проведенной экспертизы банкротства, правоохранительные или судебные органы могут, опираясь на вполне законные основания в форме методологически обоснованного заключения судебного эксперта, принимать мотивированное и обоснованное решение по уголовному или арбитражному споры.

Бесплатная юридическая консультация:


  • Налоговая экспертиза
  • Экспертиза документов
  • Бухгалтерская экспертиза
  • Оценочная экспертиза
  • Почерковедческая экспертиза

В текущий момент при проведении экономических экспертиз по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством), наши эксперты разрешают вопросы по оценке реалистичности планов внешнего управления или мирового соглашения, обоснованности планов досудебной санации, соответственно это позволяет государству принимать в отношении должников обоснованные решения как до возбуждения дела о банкротстве, так и в течение самой процедуры банкротства.

Специалисты нашей «Независимой Экспертизы» готовы помочь как физическим, так и юридическим лицам в определении различных видов экспертиз и оценки.

Если же после изучения этих разделов у Вас останутся нерешенные вопросы или же Вы захотите лично пообщаться с нашими специалистами или заказать экономическую экспертизу преднамеренного (фиктивного) банкротства, всю необходимую для этого информацию можно получить в разделе «Контакты».

С нетерпением ждем Вашего звонка и заранее благодарим за оказанное доверие

Экспертиза предномеренного (фиктивного) банкротства проводится в г. Волгоград по адресу:

Бесплатная юридическая консультация:


Заключение «Независимой экспертизы» имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использовано в суде.

Экспертиза признаков преднамеренного фиктивного банкротства

Назначается и проводится экспертиза признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в случаях, когда решается вопрос о банкротстве предприятия либо организации. Когда назначается процедура объявления банкротом предприятия (равно индивидуального предпринимателя), как известно, организационные и управленческие функции переходят к арбитражному управляющему. Он может привлечь третьих лиц для тщательного анализа финансового состояния должника.

Экспертиза признаков преднамеренного банкротства проходит с привлечением осведомленных специалистов в данной области (финансистов), которые могут компетентно проанализировать сложившуюся финансовую ситуацию на предприятии.

Экспертиза преднамеренного фиктивного банкротства поможет выявить, были ли использованы различные способы по обходу расчетных счетов. На практике самыми часто встречающимися являются:

Бесплатная юридическая консультация:


  • из кассы выдаются суммы для приобретения материалов, сырья, продукции материально ответственным лицам;
  • используются ликвидные ценные бумаги;
  • используется давальческое сырье;
  • проходят товарообменные операции;
  • наблюдается применение договоров о переходе долговых обязательств.

Что включает в себя экспертиза признаков преднамеренного банкротства

Экспертиза признаков преднамеренного банкротства – это процедура по анализу финансовой деятельности предприятия для выявления умысла по созданию (увеличению) невозможности платежеспособности юридического лица в интересах руководства либо третьих лиц с причинением значительного ущерба.

Экспертиза признаков преднамеренного банкротства осуществляется с проведением инвентаризационного учета, аудиторской проверки и особое внимание направлено на:

  • имущество либо обязательства должника, которые были сокрыты;
  • имеющиеся дебиторские задолженности с большими сроками неуплаты;
  • проведение значительных финансовых операций, когда деятельность по платежам была приостановлена.

При решении вопросов по несостоятельности предприятия (индивидуального предпринимателя), эксперты оценивают реальность выполнения планов по управлению должником, заключенного мирового соглашения, а также правомерность досудебной санации. Благодаря данной оценке, государство принимает в отношении должников разумные решения как до назначения процедуры, так и в период ее проведения.

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

  1. Какие финансово-хозяйственные операции за период (уточнить период) существенно ухудшили платежеспособность организации?
  2. Каково влияние данных операций на финансовое состояние организации?
  3. Какова динамика финансового состояния организации за период?
  4. Какова структура и динамика расходов и доходов организации?
  5. Какова степень обеспечения организации оборотными средствами?
  6. Имеются ли необоснованное завышение сумм денежных средств, оставляемых в распоряжении организации?

Стоимость экспертизы зависит от решаемой задачи, количества и параметров исследуемых объектов. Вы можете узнать стоимость необходимых Вам работ, обратившись к нам за консультацией.

Бесплатная юридическая консультация:


Заказать экспертизу

Обратившись к нам, Вы всегда сможете получить бесплатную консультацию по Вашему конкретному случаю и дальнейшее экспертное сопровождение по Вашим вопросам.

Налоговая экспертиза - это исследование в сфере налогообложения организаций, предпринимателей и физических лиц по вопросам, связанным с расчетом налогов (социальных взносов, сборов) и сумм их неуплаты, а также иных показателей, применяемых при обосновании наличия или отсутствия признаков налоговых правонарушений и преступлений.

Фактически, налоговая экспертиза , - проведение финансового, экономического и бухгалтерского исследования документов, связанная с определением налогооблагаемой базы , исчислением и уплатой налогов и других обязательных взносов и платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, проводятся не только по арбитражному судопроизводству, но и по уголовным делам .

Как правило, необходимость в налоговой экспертизе , появляется у предпринимателя после налоговой проверки, в ходе которой налоговый орган выявляет схемы по занижению («оптимизации», «минимизации») налогооблагаемой базы, что влечет за собой получение предпринимателем, по мнению фискалов, налоговой выгоды. Основные схемы по «оптимизации налогов»:

  • обналичивание денежных средств;
  • дробление бизнеса;
  • использование подставных лиц в бизнес-схемах;
  • использование специальных налоговых режимов;
  • использование налоговых льгот;
  • завышение расходов;
  • использование оффшорных схем.

Практически всегда в решении налогового органа присутствует перерасчет налоговой базы за последние три года и требование об уплате доначисленных налогов (с учетом пени и штрафов), которое может достигать суммы в несколько десятков миллионов рублей.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством, если сумма доначисленных налогов составляет более нескольких миллионов рублей, то результаты налоговой проверки автоматически передаются в следственные органы с последующим возбуждением уголовного дела по факту неуплаты налогов.

Что делать, если Вы не согласны с суммой доначисленных налогов?

В этом случае, Вам не обойтись без помощи профессионалов. Эксперты и адвокаты нашей организации имеют значительный практический опыт отстаивания интересов предпринимателей в судах по налоговым спорам . Квалифицированный эксперт, в рамках налоговой экспертизы, проведет рецензирование решения налогового органа : выявит ошибочное применение и толкование статей НК РФ, арифметические ошибки, нарушение методики расчета НДС, налога на прибыль и других налогов. По результатам анализа решения, вынесенного фискальными органами, совместно с адвокатами будут сделаны контррасчеты вменяемых к уплате налогов, дано мотивированное объяснение предлагаемых методик расчета налогов на основании НК РФ и ГК РФ, федеральных законов и иных нормативных документов.

Грамотная и квалифицированная совместная работа эксперта и адвоката по налоговым спорам, позволит существенно уменьшить дополнительную сумму налогов, предъявляемую к уплате, избежать уголовной ответственности и сохранить бизнес.

Таким образом, необходимо выполнение двух условий:

  • первое - это получение грамотной, высококвалифицированной правовой поддержки ;
  • второе – проведение анализа и выявление, в представленном Решении налогового органа недостоверных расчетов, заключений, ошибочных выводов.

Р.Н. Мородумов
начальник кафедры социально-экономических дисциплин
кандидат юридических наук, доцент
Уральский юридический институт МВД России
Екатеринбург, Российская Федерация
Email: [email protected]

С.Е. Марков
оперуполномоченный управления экономической безопасности и противодействия коррупции
УМВД России по Сахалинской области
Южно-Сахалинск, Российская Федерация
Email: [email protected]

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕДНАМЕРЕННЫХ БАНКРОТСТВ

Аннотация

Статья посвящена теоретическим и методологическим основам и совершенствованию алгоритма проведения экономической экспертизы при расследовании преднамеренных банкротств. В результате исследования выявлены проблемы, связанные с отсутствием законодательного регулирования возможности назначения и производства экономической экспертизы по делам преднамеренных банкротств до возбуждения уголовного дела и однотипным методом ее проведения для различных организаций с разными видами деятельности.

Ключевые слова

Преднамеренное банкротство, экономическая экспертиза, расследование.

В современных экономических реалиях огромное значение имеет вопрос проведения процедуры несостоятельности (банкротства) в соответствии с положениями действующего законодательства. Банкротство, представляя собой процедуру исключения из хозяйственного оборота неэффективных субъектов экономической деятельности, а также восстановления финансового состояния должников в случае наступления в их деятельности временных экономических трудностей, способствует развитию экономической деятельности за счет участия в ней только успешно хозяйствующих субъектов и повышения уровня экономики в целом .

Ключевым в понимании экономической и правовой сути банкротства является фактор проведения процедур в строгом соответствии с действующим законодательством. Именно поэтому в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определено как - «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» . Таким образом, банкротством является не любая неспособность должника удовлетворить требования кредиторов, а только неспособность, установленная арбитражным судом. С этой же целью ФЗ о банкротстве введены минимальные размеры требований, неспособность удовлетворить которые является основанием для проведения процедур банкротства. Для юридических лиц такая сумма в совокупности составляет не менее чем триста тысяч рублей (статья 6 ФЗ о банкротстве) с исключениями, установленными статьями 177, 183.16, 189.64, 190, 197 ФЗ о банкротстве, в которых определяются минимальные суммы задолженности для сельскохозяйственных, финансовых и кредитных организаций, стратегических предприятий и субъектов естественных монополий. Для физических лиц такая минимальная сумма определена в пятьсот тысяч рублей (статья 213.3 ФЗ о банкротстве) .

На сегодняшний день реалии российского бизнеса дают простор для возможности использования процедур банкротства за пределами его прямого назначения в целях:

1) личного обогащения собственника или управляющего лица, который осуществляет умышленное банкротство, намеренно искажая реальное финансовое положение предприятия;

2) ухода от налогов;

3) уклонения или отсрочки от уплаты, кредиторской задолженности;

4) реализации стратегии ведения корпоративных войн, уничтожения конкурентов, рейдерских захватов и т.п.

В связи с ростом преступлений в экономической сфере в Российской Федерации возникает необходимость предупреждения и раскрытия их посредством создания новых механизмов и социальных институтов с целью выработки актуальных методов борьбы с экономическими преступлениями. Одним из таких механизмов и институтов являются экономические экспертизы.

В рамках выявления, расследования и раскрытия преднамеренных и фиктивных банкротств назначение судебно-экономической экспертизы является обязательной и неотъемлемой процессуальной процедурой.

В широком понимании методика судебно-экономической экспертизы подразумевает разделение на количественные и качественные показатели.

К количественным показателям относят:

1. показатель отношений долговых обязательств к акционерному капиталу и к общей сумме активов;

2. показатель отношения движения денежных средств к общим обязательствам;

3. рентабельность;

4. величину отношений оборотного капитала к общей сумме активов;

5. величину собственного оборотного капитала;

6. прибыль (от продажи, до налогообложения, чистую).

7. объём продажи;

8. цену акций, облигаций;

9. показатель отношения постоянных затрат к общим затратам и т.п.

К качественным показателям относят:

1. высокую степень конкуренции;

2. отсутствие возможности погашения обязательств;

3. неквалифицированное управление;

4. уровень риска;

5. мошеннические действия;

6. неспособность перестраивать производство в соответствии с запросами потребителей и т.п.

В детальном понимании методика проведения исследования, в рамках судебно-экономической экспертизы включает в себя следующие последовательно выполняемые действия:

1) ознакомление со всеми объектами исследования, представленными для производства экспертизы;

2) анализ достаточности объектов исследования для разрешения, поставленных перед экспертом вопросов и дачи заключения;

3) определение возможности дачи заключения по поставленным вопросам и степени определенности выводов;

4) определение методов и способов проведения исследования;

5) определение экономического содержания хозяйственных операций, имущества и обязательств, сведения о которых содержатся в представленных материалах;

6) определение показателей исследуемой финансово-хозяйственной деятельности;

7) определение в пределах компетенции эксперта-экономиста обязанностей исследуемых лиц по выполнению положений соответствующих отраслей законодательства;

8) установление фактического выполнения исследуемыми лицами положений соответствующих отраслей законодательства;

9) сопоставление определенных в ходе исследований обязанностей лиц по выполнению положений соответствующих отраслей законодательства с их фактическим выполнением;

10) анализ и обобщение полученных результатов и формулирование выводов .

На сегодняшний день при производстве судебно-экономических экспертиз по делам преднамеренных и фиктивных банкротств можно выделить следующие проблемы:

Назначение и производство судебных экспертиз в стадии до возбуждения уголовного дела в законодательном порядке не обеспечены;

Пробелы в законодательном обеспечении возможности назначения и производства судебных экспертиз в стадии до возбуждения уголовного дела требуют устранения и совершенствования;

Заключения судебных экспертиз, полученные при проверках сообщений о преступлениях, из-за сбоев законодательной техники не отвечают требованиям допустимости и не подлежат признанию в качестве доказательств.

В существующей на сегодня методике проведения судебно-экономической экспертизы в Экспертно-криминалистическом центре МВД России , предполагается расчет девяти коэффициентов платежеспособности.

Таблица 1. Коэффициенты платежеспособности

Наименование коэффициента

Норматив

Экономическое содержание

Коэффициент абсолютной ликвидности

(стр. 260 + стр. 250 (часть «высоколиквидные ценные бумаги»))/(стр.690-стр.640-стр.650)

Не менее 0,2

Характеризует способность организации к моментальному погашению долговых обязательств

Коэффициент быстрой ликвидности

(стр.260+стр.250+стр.240)/(стр.690- стр.640-стр.650)

Не менее 0,8

Характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства

Коэффициент текущей ликвидности

стр.290/(стр.690-стр.640-стр.650)

Не менее 1,5

Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

(стр.490-стр190)/стр.290

Не менее 0,1

Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости

Обеспеченность обязательств должника

(стр.300 - стр.112)/(стр.590 + стр.690 - стр.640 - стр.650)

Не менее 1

Характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга

Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами

(стр.290)/(стр.590 + стр.690 - стр.640 - стр.650)

Не должно быть отрицательной динамики

Характеризуется величиной оборотных активов организации, приходящихся на единицу долга

Величина чистых активов

(стр.190 + стр.290 - стр.244)- (стр.450"целевое финансирование" + стр.590 + стр.690 - стр.640 - стр.650)

Не должно быть отрицательного значения

Характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами

Коэффициент оборотных средств в расчетах

((стр.290 - стр.210 - стр.220 + стр. 214)* Т(в месяцах))/стр.010 Отчета о прибылях и убытках

Не более 3

Характеризует скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах или на счетах (период (за сколько месяцев) покрытия оборотных средств в расчетах за счет выручки)

Коэффициент автономии

(стр. 490 - стр. 411 + стр. 640 + стр. 650)/ (стр.300 - стр. 411)

Не менее 0,3

Показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования

Существует проблема, связанная с тем, что расчет указанных выше коэффициентов не дает реальной картины финансового положения организации (предприятия), так как методика имеет не дифференцированный характер относительно вида деятельности проверяемого предприятия (организации). В связи с этим считаем, что проведение такой экспертизы вряд ли можно назвать объективной и достоверной, так как возникают большие отклонения от реальных показателей.

На основе проведенного исследования были разработаны пути совершенствования алгоритма проведения экономической экспертизы при расследовании преднамеренного банкротства, а именно необходимо:

Введение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации такого процессуального действия - как предварительное исследование, результатом которого является справка специалиста-экономиста, привлеченного из подразделений ЭКЦ МВД России. Данная мера позволила бы предотвратить преждевременные и незаконные решения о возбуждении уголовных дел, или об их отказе, избежать проблем при изъятии оригиналов бухгалтерских документов, устранить проанализированные противоречия в УПК РФ ;

Внесение изменений в методику оценки финансового состояния без практической приверженности к видам деятельности организаций взятой за базисную в ЭКЦ МВД России с заменой на индивидуальный подход к организациям.

Таким образом, на современном этапе развития судебных экономических экспертиз можно констатировать наличие ряда серьезных проблем. Их решение требует комплексного подхода, что позволит не допустить критического разрыва между научной методологической и практической экспертной деятельностью, избежать сомнений в научной обоснованности экспертного заключения. В то же время анализ проблем будет содействовать разработке теоретических и организационных основ судебных экономических экспертиз, тактических правил и методических рекомендаций по повышению качества проведения и эффективности использования экономических экспертиз в судопроизводстве.

Keywords

Deliberate bankruptcy, economic expertise, investigation.

СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О КРИМИНАЛЬНОМ БАНКРОТСТВЕ

А. В. МЕЩЕРЯКОВ

В статье дается характеристика понятия судебно-экономической экспертизы, раскрывается ее основное назначение, также в ней указаны органы, осуществляющие данный вид деятельности и законодательство, которым оно регулируется. В статье также приводятся рекомендации по совершенствованию данного правового института.

Ключевые слова: судебно-экономическая экспертиза, контрольно-ревизионный орган, фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство.

Вопросы оказания юридической помощи руководителям или собственникам предприятий и организаций, оказавшихся в ситуации банкротства, являются весьма актуальными на современном этапе экономического развития нашей страны. Большое значение имеет при этом привлечение специальных знаний в области судебно-экономической экспертизы. В случае объявления банкротства нередко встает вопрос о его преднамеренности и фиктивности, а также о неправомерных действиях руководителей или собственников предприятий при банкротстве или в предвидении такового. Оценка действий руководителей или собственников предприятий, определение факторов, которые позволяют говорить о предвидении банкротства, установление обстоятельств, при которых оно наступило, представляют значительные трудности в связи со сложностью установления финансового состояния предприятия и экономической оценкой его хозяйственной деятельности .

Для определения юридически значимых обстоятельств банкротства большое значение имеет своевременное и правильное выявление признаков вышеперечисленных неправомерных деяний путем проведения судебно-экономических экспертиз.

Судебно-экономические экспертизы проводятся в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ и в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел. Класс судебно-экономических экспертиз включает в себя финансово-экономические и бухгалтерские экспертизы. Судебно-экономические экспертизы проводятся при расследовании и судебном разбирательстве дел, связанных с преступлениями в сфере экономической деятельности, а также по гражданским делам и хозяйственным спорам, ко-

гда для правильного разрешения возникших вопросов требуются специальные познания.

Последние включают в себя познания в области бухгалтерского учета, финансового и налогового учета, экономики и управления производством, финансов и кредита, налогов и налогообложения, банковского дела, экономики труда, особенностей обращения и учета ценных бумаг, оценки недвижимости и производства, дополнительных познаний в области криминалистики, уголовного и гражданского, арбитражного процесса, теории судебной экспертизы.

При проведении судебно-экономических экспертиз применяются разработанные в государственных судебно-экспертных и научных учреждениях методики, которые обсуждаются, дорабатываются, утверждаются представителями научного и судебно-экспертного сообщества (научно-методическими и учеными советами, межведомственными комиссиями и комитетами и т. д.). Утвержденные и апробированные методики сертифицируются и рекомендуются к применению. При подготовке государственных судебных экспертов используются программы подготовки экспертов, включающие в себя основные вопросы базовых специальных познаний и положений теории судебных экспертиз.

Производство судебно-экономических экспертиз регулируется не только процессуальным законодательством (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным), но и законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности, нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Министерством юстиции РФ утверждены и изданы такие нормативные акты, как: Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в государ-

ственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России (от 14 мая 2003 г.); Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России и Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России (от 20 декабря 2002 г.); Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебноэкспертных учреждений Минюста России (от 15 июня 2004 г.); Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ (от 23 января

2002 г.). Аналогичные нормативные правовые акты по общим вопросам организации производства судебных экспертиз и подготовки экспертов были приняты и МВД РФ.

В силу статьи 24 Федерального закона от 19 июня 2001 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями и дополнениями) в обязанность арбитражного управляющего входит, помимо всего прочего, анализ финансового состояния должника, а также выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства . Для проведения анализа финансового состояния должника постановлением Правительства РФ от 25 июня

2003 г. № 367 были утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа . Распоряжением ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. № 33-р (далее - Распоряжение) были утверждены Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (далее - Методические рекомендации). Из смысла п. 3 Распоряжения следует, что определение признаков преднамеренного или фиктивного банкротства допускается арбитражными управляющим и иными заинтересованным лицам. При этом им рекомендовано руководствоваться Методическими рекомендациями. Следует отметить, что арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе третьих лиц, при этом законом такой круг лиц не ограничен .

В силу пункта 2 Распоряжения ФСДН РФ пунктов 20, 22, 23 Методических рекомендаций экспертом по подготовке заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или предна-

меренного банкротства крупных, экономических или социально-значимых организаций являлся центральный аппарат Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству; иных организаций - межрегиональные территориальные органы, территориальные органы названной службы. Следовательно, в период существования ФСДН РФ можно было говорить, что единственным экспертным учреждением по подготовке заключений о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства являлась именно эта служба.

Согласно совместному Приказу № 89н/1033/717 Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)», вышеупомянутые государственные органы взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности . Под ревизией понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности (п. 5 Положения). Таким образом, в случае возникновения необходимости получения экспертного заключения по вопросам наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства органам следствия надлежало обращаться в Федеральную службу РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству упразднена. Ее функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, что фактически повлекло за собой потерю государственного экспертного учреждения по подготовке заключений о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Как следствие, нередко при расследовании уголовных дел о криминальном банкротстве следователи и суды назначают судебно-экономиче-

ские экспертизы специалистам-экономистам и оценщикам, должностным лицам государственных контрольных учреждений, аудиторам, не являющимся сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений. Этим специалистам поручается проведение анализа финансового состояния предприятия и выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Однако экспертизы по делам о криминальном банкротстве целесообразно поручать государственным судебно-экспертным учреждениям, поскольку их специалисты более подготовлены к правильной и объективной оценке экономической ситуации, повлекшей банкротство. Эксперты таких учреждений имеют необходимую подготовку, способны отличить экономические вопросы от правовых и организационных, правильно сформулировать выводы и оформить заключение, отвечающее требованиям соответствующего процессуального законодательства. При этом не исключено привлечение в экспертную комиссию сторонних специалистов (оценщиков, аудиторов, ученых-экономистов). Экспертом-координатором в таких комиссиях целесообразно назначать государственного судебного эксперта-экономиста.

Существует другая точка зрения, согласно которой оптимальной формой концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов для развития подобного вида деятельности и решения соответствующих практических, научно-методических, организационных и учебных задач следует считать создание негосударственного специализированного экспертного учреждения в форме автономной некоммерческой организации (АНО) с участием заинтересованных органов (Минюста России, судебных и следственных органов и др.) с привлечением высококвалифицированных специалистов. Можно говорить и о создании аналогичной организации по проведению экспертизы в отношении определения признаков криминальных банкротств с привлечением самого широкого круга организаций и высококвалифицированных специалистов.

Так или иначе, но необходимость создания экспертной организации, специализирующейся на криминальных банкротствах, есть.

Статья 196 УПК РФ предусматривает случаи обязательного назначения и производства судебной экспертизы, которая обязательно должна проводиться, если необходимо установить:

Причину смерти;

Характер и степень вреда, причиненного здоровью;

Психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает

сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

Психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

Возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Из этого следует что, при выявлении признаков преднамеренного или фиктивного банкротства не предусмотрено обязательное проведение экспертизы. Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными для органов следствия. В ряде случаев использование Методических рекомендаций могло бы облегчить следствию работу, хотя допускаем, что иногда проведение экспертизы на их основе для органов следствия может быть не выгодно . В такой ситуации факт наличия преднамеренного банкротства может устанавливаться сугубо на субъективном убеждении лица, производящего расследование или судебное разбирательство. Это не всегда будет объективно отражать реальную ситуацию, что вполне может привести к судебной ошибке. В связи с этим хотелось бы, чтобы органы государственной власти, особенно законодательной ветви, обратили внимание на то, что в настоящее время отсутствует эффективный механизм, который мог бы позволить более или менее четко выявлять наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Еще более сложная ситуация наблюдается при выявлении неправомерных действий при банкротстве. Формулировка статьи 195 УК РФ в части отчуждения имущества, совершенного руководителем или собственником организации-долж-ника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или тем более в предвидении такового порождает неоднозначное толкование указанной нормы. В свою очередь, это существенно затрудняет правоприменительную практику по данному вопросу. При этом надо помнить, что никаких правил, носящих хотя бы методический, рекомендательный характер, не разработано. В такой ситуации проведение следствия при отсутствии экономической экспертизы практически невозможно.

В связи с изложенным хотелось бы обратить внимание на статью 159 УПК РФ («Обязательность рассмотрения ходатайства»). В силу части 2 указанной статьи подозреваемому или обвиняемо-

му, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в производстве судебной экспертизы, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.

Хотелось бы обратить внимание на то, что выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в процессе процедур банкротства, установленных Законом о банкротстве, или в иных случаях вне рамок уголовного процесса, не будет иметь статуса судебной экспертизы. Судебная экспертиза будет считаться таковой, если она проведена с соблюдением всех процессуальных особенностей, установленных УПК РФ . Выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства на основании Методических рекомендаций может быть основанием для возбуждения уголовного дела, но никак не основанием для применения санкций статей 196, 197 УК РФ.

Сам факт наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства еще не является достаточным основанием для привлечения лица к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ. Вышеуказанные преступления совершаются только с прямым умыслом, на что обращают внимание большинство научно-практических комментариев к УК РФ, и, следовательно, говорить о привлечении к уголовной ответственности можно лишь тогда, когда при наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства доказан прямой умысел в действиях соответствующих лиц .

На практике объективно установить наличие или отсутствие умысла руководителя или собственника коммерческой организации в действиях и решениях, приведших к банкротству, достаточно сложно. Сложность заключается в доказывании того, что несостоятельность наступила именно в результате «умышленного создания или увеличения неплатежеспособности: в личных интересах или интересах иных лиц» (ст. 196 УК РФ), а не в результате добросовестного осуществления руководителем или собственником организации своих полномочий по управлению этой организацией. Значительные трудности также вызывает доказывание ложного объявления руководителем коммерческой организации или ее собственником о своей несостоятельности именно в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.

Наряду с указанными в правоприменительной практике и в юридической науке имеются и

другие достаточно сложные и мало изученные проблемы оценки ситуаций, связанных с банкротством. Дальнейшее развитие правового обеспечения экономической деятельности в России требует более пристального внимания к вопросам применения специальных знаний при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий в условиях признания их несостоятельными.

Литература

1. Богомолов A. M. Судебная финансово-экономическая экспертиза по делам о незаконном получении кредита и банкротстве. М., 2002. С. 5.

2. Кудрявцев В. Л. Судебная экспертиза в арсенале защиты: особенности оценки и пути использования в доказывании // Современное право. 2005. № 12. С. 15.

3. Москвина Т. П., Усов А. И. О сертификации методического обеспечения судебной экспертизы // Юрист. 2005. № 10. С. 25.

4. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Рос. газ. 2002. 2 нояб.

5. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок): приказ Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 // Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru

6. Платоненко Н. А. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы // Эксперт-криминалист. 2006. № 1. С. 18.

7. Порохова М. Г., Хазиева Ш. Н. Судебно-экономические экспертизы по делам о криминальном банкротстве // Юрист. 2006. № 5. С. 5.

8. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 // СПС «Гарант». URL: http:// www.garant.ru

COURT-ECONOMIC EXPERTISE TO CASES OF CRIMINAL BANKRUPTCY

A. V. Meshcheryakov

This article gives the characteristic to the concept of court-economic expertise and reveals the main meaning of the expertise. There are also reported the bodies carrying out this kind of activity, and the legislation regulating the expertise. In addition, this article gives recommendations on improvement of this legal institution.

Key words: court-economic examination, kontrolno-

auditing body, fictitious bankruptcy, deliberate bankruptcy.