По форме закрепления международно правовых норм выделяют. Международно-правовые нормы и их классификация

Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным ос­нованиям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой ус­тановленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нор­мы и нормы, содержащиеся в актах международных конферен­ций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми норматив­ными актами, их фиксирующими.

1 Так, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (дата выражения согласия с правилами поведения, за­фиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР - в 1986 г.), Договор между СССР и США об ограничении под­земных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 декабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписания 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступила в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федера­ции - 11 апреля 1997 г.).

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распро­страняет свое действие на каждое участвующее в нем государст­во. Права и обязанности по договору адресуются как бы от од­ного государства другому.

Акты международной конференции или организации и за­крепленные в них права и обязанности исходят от коллектив­ного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицирован-ность.

И переговорно-договорная процедура создания норм, и са­ми правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обыч­ные международно-правовые нормы. Они формируются и под­тверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбит­ражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, докумен­тально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, при­знание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями актов международных организаций или конференций, которые принимались как акты-рекомендации).

В зависимости от предмета регулирования различаются: нор­мы относительно порядка заключения, реализации и исполне­ния международных договоров - право международных дого­воров; нормы, определяющие правовое положение космическо-

го пространства, Луны и других небесных тел, - космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению меж­дународного мира и безопасности, - право международной безопасности и т. д.

По субъектно-территориальной сфере действия нормы меж­дународного права можно разделить на универсальные и ло­кальные.

Универсальные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния, объект которых представляет всеобщий интерес, и при­знанные подавляющим большинством или всеми государства­ми. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большин­ством или всеми государствами потому, что в объекте регули­руемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отно­шений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких до­говорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатиче­ских сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают импера­тивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспори­мое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве между­народных договоров jus cogens - это норма общего международ­ного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от ко­торой недопустимо и которая может быть изменена только по­следующей нормой общего международного права, носящей та­кой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействую­щих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействитель­ными, их действие прекращается.

§ 3. Виды норм международного права

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-прин­ципы международного права: неприменения силы и угрозы си­лой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутрен­ние дела, добросовестного выполнения международных обяза­тельств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

1. Это наиболее важные, коренные нормы международного пра­ва, являющиеся нормативной основой всей международно-пра­вовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.



2. Принципы международного права являются наиболее об­щими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закреплен­ные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества меж­ду государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., За­ключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффек­тивного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обяза­тельными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действова­ли в соответствии с этими принципами.

4. Принципы - это императивные нормы jus cogens, обладаю­щие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспе­чить стабильность международного правопорядка и междуна­родную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, опреде­ляют содержание и методы сотрудничества государств как в

Глава 4. Нормы международного права

традиционных, так и в новых областях межгосударственных от­ношений (например, в исследовании и использовании косми­ческого пространства, в применении ядерной энергии в мир­ных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, име­ют комплексный характер. В Декларации о принципах между­народного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. Объект отноше­ний, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи ко­торых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторон­ние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщ­ности нормы, которые в свою очередь подразделяются на регио­нальные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют от­ношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации со­держания более общих норм и обеспечения эффективности дей­ствия последних. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения договоров между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегиче­ских наступательных вооружений и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы между­народного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обя­занности субъектов (например, обязанность прибрежного госу­дарства надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и право прибрежного государства принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения не являющегося

§ 4. Иерархия норм международного права

мирным прохода судов, предусмотренные Конвенцией ООН по, морскому праву 1982 г.). Охранительные (обеспечительные) нор­мы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, при­меняемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие - предписывающие воздерживаться от соверше­ния определенных действий (например, не производить бакте­риологическое оружие), управомочивающие - предусматриваю­щие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Как и в общей теории права, принято разграничивать импе­ративные нормы, содержащие категорические предписания (та­ковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия), и диспозитивные, пред­ставляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву об использовании срединной линии при де­лимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

Наконец, применяется деление норм на материальные, уста­навливающие права и обязанности участников правоотноше­ний, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (напри­мер, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

Виды норм международного права

Раскрыть все характерные признаки и черты любого явления правовой действительности можно через его классификацию. Международно-правовые нормы классифицируют по различным критериям, но наиболее существенно раскрывают их особый характер следующие критерии разграничения:

1) по сфере действия нормы международного права делятся на:

Универсальные (распространяют свое действие на все международное сообщество, в основном эти нормы содержатся в многосторонних международных договорах, заключенных под эгидой ООН, а также в международно-правовых обычаях, которые составляют так называемое общее международное право);

Региональные (регулирующие правоотношения в рамках регионального или даже субрегионального сотрудничества государств и международных организаций);

Партикулярные (регулируют правоотношения нескольких государств или международных организаций);

2) по юридической силе нормы международного права разделяют на:

Императивные (отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам субъекты международного права не могут, это всегда нормы, универсальные по сфере действия, изменить или отменить такую норму можно только путем принятия новой императивной норми20). Примерами императивных норм могут служить основные принципы международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирное разрешение споров и тому подобное, а также запрет рабства, расовой дискриминации, пыток, геноцида, апартеида и др. Такие нормы еще называют нормами "jus cogens". Нормы "jus cogens" порождают международно-правовые обязательства, которые представляют интерес для всего международного сообщества в целом, - "erga omnes" (в отношении каждого);

Диспозитивные (эти нормы являются обязательными для субъектов, которые их признали, и отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам они могут по договоренности, ведь односторонний отказ от исполнения обязательств является нарушением принципа "pacta sunt servanda"; диспозитивные нормы не должны противоречить императивным нормам).

В доктрине также встречается еще деление норм по функциям в правовом регулировании {материальные, процессуальные), по характеру диспозиции нормы (управомочивающие, обязывающие, запрещающие), по способу обобщения (нормы-принципы, нормы цели, нормы установки) и тому подобное.

Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие

Под кодификацией международно-правовых норм понимают процесс систематизации действующих норм, в результате которого ликвидируют пробелы в правовом регулировании, происходит замена старых норм новыми.

Целью кодификации всегда является создание определенного международно-правового акта. Процесс кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется путем: установления точного содержания и четкого формулирования давно действующих принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; изменения или пересмотра устаревших норм; разработки новых норм с учетом актуальных потребностей в международно-правовом регулировании; закрепление в согласовательном виде всех этих норм в едином международно-правовом акте.

В международном праве, в отличие от национального, кодификацию могут осуществлять различные субъекты. Если ею занимаются государства или уполномоченные на то международные организации, такая кодификация называется официальной. Если же кодификация осуществляется неправительственными организациями, частными лицами, она будет неофициальной. Разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, которая проводится в рамках научных учреждений или учеными единолично.

Мысль о развитии международного права путем подтверждения существующих норм или путем разработки новых правил не е новой. В последней четверти XVIII века. Иеремия Бентам предложил осуществить кодификацию всего международного права. После него много попыток осуществить кодификацию делали отдельные лица, научные общества и правительства.

Считается, что кодификация и прогрессивное развитие международного права, осуществляемые "сознательными усилиями" государств (в современном понимании - официальная кодификация), берут свое начало с Венского конгресса 1814-1815 гг., во время которого были приняты важные международно-правовые акты, как Правила относительно ранга дипломатических агентов, Декларация о запрете работорговли, Правила относительно свободного судоходства по річках24. Всего за период с 1864-1914 гг. в мире проведено около 100 международных конференций и конгрессов, на которых было разработано 250 многосторонних международных договоров. С созданием Лиги Наций этот процесс активизируется и постепенно переходит под контроль международных организаций. 22 сентября 1924 г. Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, в которой предусматривалось создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, который должен был подготовить перечень вопросов, которые требовали безотлагательного правового регулирования, замечания правительств по этому поводу, а также доклады экспертов. После этого была созвана межправительственная конференция, которая проходила в Гааге в марте - апреле 1930 г., на которой были одобрены документы, касающиеся гражданства. Однако в других вопросах (территориальные воды, ответственность государств) прийти к согласию не удалось. Принятая Ассамблеей Лиги Наций в 1931 г. резолюция Относительно процедуры кодификации легла в основу Положения о Комиссии ООН по международному праву. В общем с 1919-1946 гг. более 700 многосторонних международных договоров было заключено, большинство из которых вступили в силу.

Устав ООН в п. 1 ст. 13 определил, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в отношении прогрессивного развития международного права и его кодификации. Таким образом развитие международного права стал одним из приоритетных направлений деятельности ООН. Резолюцией 174 (II) от 21 ноября 1947 г. было одобрено создание Комиссии ООН по международному праву и утверждено соответствующее Положение. Комиссия состоит из 34 членов, которые выбирает Генеральная Ассамблея из списка кандидатов, представленных государствами - членами ООН. К ведению Комиссии относятся вопросы как международного публичного, так и международного частного права, однако последнее пока что она не занималась. Комиссия по каждой избранной для работы темой назначает специальных докладчиков, доклады которых потом обсуждают на сессиях вместе с предложенными проектами. Комиссия активно сотрудничает с правительствами государств, получая от них замечания и предложения относительно предложенных проектов международно-правовых норм. После завершения работы конечный проект с пояснительной докладом передается на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, которая может утвердить его своей резолюцией и предложить его одобрить государствам в виде договора или созвать международную конференцию для заключения конвенции.

За время своей работы КМП завершила проекты международно-правовых норм по регулированию отношений в сфере права международных договоров, вопросы фрагментации международного права, путей и способов получения доказательств наличия обычных норм международного права, основных прав и обязанностей государств, различных аспектов правопреемства государств, юрисдикционных иммунитетов государств, гражданства и безгражданства, международного уголовного права, международного морского права, международной ответственности государств, права внешних сношений, арбитражной процедуры урегулирования споров.

в настоящее время на рассмотрении КМП находятся вопросы оговорок к международным договорам, влияния вооруженных конфликтов на действие международных договоров, иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, вопрос "aut dedere auf judicare" (долг "или выдать, или преследовать" человека), ответственности международных организаций, ответственности за действия, не запрещенные международным правом, и тому подобное.

Кодификацией и прогрессивным развитием международного права занимаются и региональные международные организации, специальные органы которых создают проекты международных договоров. Например, Советом Европы были разработаны проекты Конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 г. и четырнадцати протоколов к ней, Европейской социальной хартии 1961 г. и Пересмотренной хартии 1996 г., Конвенцию Совета Европы о мерах относительно противодействия торговле людьми 2005 г. и др.

Неофициальной кодификацией занимаются такие авторитетные учреждения, как Институт международного права (г. Ганта, Бельгия), Ассоциация международного права (Брюссель, Бельгия), Американский институт международного права.

Среди ученых, которые занимались кодификацией международного права, необходимо упомянуть И. Бентама, И. Блюнчли, П. Фиоре, Д. Филда, Л. Леви, Ф. Пела, Дж. Інтерносціа.

Нормы международного права - это юридически обязатель ные правила поведения, создаваемые субъектами международного права и регулирующие отношения между ними. Юридическая обя зательность норм международного права - та главная особен-ность, которая отличает их от других социальных норм, функцио нирующих в межгосударственной системе (например, норм между народной вежливости).
Норма международного права - правило поведения, обращен ное обычно к персонально неопределенному кругу субъектов меж дународного права. Это справедливо прежде всего по отношению к нормам общего международного права, которые обязательны для всех государств. Что касается локальных норм, то они могут быть как не персонифицированы, так и персонифицированы. Например, нормы международного договора, в котором участвуют пять или десять государств, обращены обычно не к одному из этих госу дарств персонально, а ко всем из них. Нормы двусторонних догово ров тоже могут быть обращены к какому-то одному из двух участ ников. Имеется много двусторонних договоров, где отдельные нор мы адресуются конкретному государству, конкретной стороне.
Нормы международного права имеют императивно-долженст вующий характер. Юридическая обязательность является специфи ческой чертой правовых норм. Юридическая обязательность норм международного права - та главная особенность, которая отличает
их от других социальных норм, функционирующих в межгосудар-ственной системе.
Нормы международного права делятся на диспозитивные и им-перативные. Диспозитивными нормами называются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Императивные нормы (jus cogens) - это нормы, которые государ ства обязаны соблюдать и не вправе отступать от них даже по вза имному соглашению. Договор между государствами, противореча щий таким нормам, является юридически ничтожным.
Различие между императивными и диспозитивными нормами международного права состоит не в том, что одни обязательны, а другие необязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда речь идет о диспозитивных нормах права, заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними, и это не будет правонарушением, если не наносит ущерба правам и законным интересам других государств. Так, согласно общему меж дународному праву территориальные воды являются частью терри тории государства, и иностранное рыболовство в них запрещается. Однако два государства могут заключить соглашение, в соответст вии с которым одно государство разрешает рыболовство в своих территориальных водах судам другого государства.
Когда же речь идет об императивной норме, например о прин ципе неприменения силы в международных отношениях, тогда до говор между двумя государствами, разрешающий применение та кой нормы, т.е. вооруженной силы одним государством против дру гого, и тем самым нарушающий принцип неприменения силы, недействителен. Впервые это положение было зафиксировано в до говорном порядке в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 53).
Возникновение императивных норм международного права яв ляется результатом растущей интернационализации различных ас пектов жизни общества, постановочно определяет себя через уста новление постулатов должного поведения государств в аспекте по строения миропорядка на основе верховенства права (Rule of Law).
Императивные принципы международного права, обозначае мые как основные принципы, закреплены в таких нормоустанови- тельных документах, как Устав ООН и Декларация ООН о прин ципах 1970 г. К ним относятся принципы: неприменения силы и уг розы силой; мирного разрешения споров; нерушимости границ; территориальной целостности; суверенного равенства государств;

невмешательства во внутренние дела других государств; добросове стного выполнения международных обязательств; сотрудничества государств; равноправия и самоопределения народов и наций; ува жения прав человека и основных свобод. Установленные в порядке предписаний должного поведения, императивные принципы меж дународного права предусматривают признание недействительны ми любых противоречащих им юридических актов.
Постановочно здесь также можно отметить, что всякое невы полнение международно-правовой нормы предусматривает наступ ление определенных санкций.
В международном праве существуют санкции, в результате чего в случае нарушения норм международного права возникает ответст венность субъектов международного права.
Нормы международного права классифицируются по следую щим основаниям:
1. По порядку создания международное право включает в себя следующие виды юридических норм:
а) Договорные нормы. Они создаются путем соглашения меж ду субъектами международного права. Согласованность и взаимная обусловленность воли участников соглашения являются самой ха рактерной чертой договорных норм. Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обусловливается тем, что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы не скольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров.
Не меньшее значение, чем согласованность, имеет взаимная обусловленность воли при создании правовой нормы. Каждая из сторон в договоре получает права при условии, что на нее возлага ются определенные обязанности. И наоборот, ни одно государство не может быть только обязанной стороной, не располагая опреде ленными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации правовой нормы в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон не может рассчитывать на добросовестное по ведение своего контрагента, если она сама не выполняет должным образом заключенное соглашение.
Все это свидетельствует о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли, будучи зафиксированными в правовой нор ме, впоследствии получают реальное воплощение в конкретном правоотношении, в тесной связи прав и обязанностей субъектов. В современной международной жизни многие ее стороны регу-
лируются договорами. Международный договор стал основным ис точником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отноше ний.
Концептуально, в зависимости от направленности своего регу-лятивного воздействия, международные договоры оперируют в трех направлениях, различающихся: 1) по сфере применения; 2) по объ ектам; 3) по практическому назначению.
В полном соответствии с многообразием договоров и создавае мыми ими нормами складывается сложная система международных отношений. Договорные нормы универсального и всеобщего харак тера (например, нормы Устава ООН и других универсальных орга низаций) порождают соответствующие им правоотношения. То же самое характерно для региональных договорных образований, ко торые вызывают правоотношения регионального характера. Дого ворные нормы отдельных государств не претендуют на всеобщность и даже на региональность, тем не менее порождают обилие правоот ношений между отдельными государствами. В реальной жизни ме жду нормами и правоотношениями указанных трех ступеней уста навливаются определенные взаимодействия и соподчиненность. Нормы универсального и всеобщего характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VII Устава ООН). В свою очередь, отдельные соглашения между государства ми и соответствующие им правоотношения также подчиняются пра вовой регламентации общих норм, поскольку они должны соответ ствовать Уставу ООН (ст. 103) и основным императивным нормам международного права.
Договорные нормы различаются по объекту правовых отноше ний. Одни из них направлены на разрешение вопросов политическо го характера, что ведет к формированию большой группы правоот ношений по политическим вопросам. Другие обеспечивают эконо мическое сотрудничество государств и образуют правовые отноше ния по экономическим вопросам. Третьи регламентируют область культурного и научного сотрудничества государств, вызывая соот ветствующие ему правоотношения. Наконец, сотрудничество госу дарств зачастую охватывает чисто юридические вопросы, порождая правоотношения специфического характера.
В современной юриспруденции международные договоры под разделяются в зависимости от их практического назначения на до говоры правообразующие и договоры-сделки. Если первые из них рассматриваются как источники права, то вторые порождают всего лишь отдельные правоотношения и регламентируют права и обй-

12 занности конкретных субъектов. Отечественная наука международ ного права в принципе отвергает подобное деление международных договоров, считая ту и другую категорию договоров источниками международного права. Однако эта общая правильная оценка не снимает вопроса о неодинаковой связи различных норм с возникно вением правоотношений.
Договоры, создающие императивную норму или совокупность подобных норм, имеют ту особенность, что правоотношения, возни кающие на основе этих норм, могут сформироваться только в буду щем. При этом субъекты таких правоотношений зачастую конкрет но не определены. Так, например, ст. 4 Устава ООН устанавливает норму о приеме в члены ООН. Данная норма, во-первых, обращена не к конкретному государству, а к любому государству, отвечающе му требованию указанной статьи; во-вторых, эта норма рассчитана на неоднократное применение; и, в-третьих, не определен срок, ко гда каждое из правоотношений будет реализовано в соответствии с этой статьей. Наконец, есть еще один признак нормы-предписания, состоящий в том, что она сама является результатом правоотноше ния. Например, государства первоначально вступили в правоотно шение, связанное с созданием Устава ООН, и только впоследствии нормы Устава явились предпосылкой создания многих других пра воотношений производного характера.
Что касается так называемых международных договоров-сде лок (термин применен условно), то они характеризуются тем, что одновременно: а) создают норму, б) вызывают в соответствии с этой нормой правоотношения и в) с самого начала определяют кон кретно субъектов такого правоотношения.
Таким образом, если в первом случае мы имеем дело с нормой- предписанием, рассчитанной на применение в будущем, то во вто ром случае перед нами конкретная норма и соответствующее ему правоотношение. Следовательно, хотя упомянутые две группы до говоров и выступают в одинаковой степени источниками междуна родного права, однако создаваемые ими нормы имеют особенности, отражающиеся в специфике международных правоотношений.
б) Нормы обычные. Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Ста тута Международного суда, последний при рассмотрении дел кро ме договорных норм применяет «международный обычай, как до казательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Тем самым подчеркивается регулирующая роль обычной нормы, которая наряду с договорной нормой является предпосыл кой правоотношения.
Проблема обычных норм международного права очень сложна, а потому вызывает немало споров и различных оценок в теории, ко- торые отражают в себе различные тенденции в международной жизни. При этом обычные нормы продолжают еще существовать и выполнять довольно значительную роль в регламентации междуна родных отношений.
При сравнении договора и обычая обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от договора в обычае правовая норма зачастую выражена не вполне четко и определенно. Она к то му же не сформулирована и не зафиксирована в письменном виде. Поэтому Международный суд или иной орган выводят обычные нормы из практики государств, из исторических прецедентов, ибо такие нормы, как правило, формируются в процессе борьбы и со-трудничества государств, в ходе их общения и повторяющихся, со гласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычная норма, нужно определенное время, и данное обстоятельство лучше всего свидетельствует о том, что стремительное развитие международной жизни и относительная длительность формирования обычной нор мы являются отражением противоположных тенденций современ ных международных отношений.
Повторение одних и тех же отношений между государствами (абсолютной сходности, конечно, здесь не требуется) ведет к при знанию сложившейся обычной нормы, то есть к сознанию того, что из нее вытекают определенные права и обязанности для многих го сударств. Отсюда признания обычной нормы одним государством недостаточно. Признание должно быть коллективным, из которого и возникает связанность государств. Разумеется, эта связанность не выражена так определенно, как в договоре, однако наличие такой взаимосвязанности должно быть все же очевидным.
Сфера применения обычной нормы различна в зависимости от того, какое количество государств фактически признает ту или иную норму обязательной для себя. Отсюда обычная норма может быть общепризнанной или локальной. Соответственно, и правоот ношения, порождаемые такой нормой, подразделяются на всеоб щие или локальные.
Признание обычной нормы государствами по своему содержа нию выражает согласие этих государств с данной нормой. Однако в отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согла сие с обычной нормой имеет свои особенности. Оно не связано с подписанием, ратификацией и другими формами выражения согла сия, существующими в договорном праве. При признании обычной нормы согласие носит фактический характер, оно выводится из по ведения государства, а не из подписания и ратификации. Поэтому

14 нельзя рассматривать согласие с договорной нормой и согласие с нормой обычной как тождественные по своей форме и содержанию действия.
Если в договорном праве правоотношение логически следует за созданием правовой нормы, то при формировании обычая соответ ствующая норма формируется только после неоднократного повто рения сходных по форме и содержанию правоотношений. Таким образом, правоотношения некоторое время существуют без право вой нормы до тех пор, пока практика не создаст такую норму. Вме сте с тем согласие государств с определенной обычной нормой вы кристаллизовывается постепенно, по мере того как они, от случая к случаю, считают для себя определенное поведение обязательным. Иначе говоря, обычная норма медленно входит в общую систему норм международного права, а затем так же медленно утрачивает значение по мере того, как государства перестают употреблять ее в своей практике.
Обычная норма может превратиться в договорную - путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Превращение обычной нормы в договорную содействует прогрессивному развитию международного права, по-скольку такое развитие способствует более четкой регламентации прав и обязанностей государств, которые образуют содержание правоотношений, и вместе с тем обеспечивает укрепление законно сти и правопорядка в международных правоотношениях.
По сфере действия различаются универсальные, региональ ные и локальные нормы международного права.
Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).
Региональные - действуют в пределах одного региона.
Локальные - регулируют взаимоотношения двух или несколь ких субъектов международного права.
При рассмотрении вопроса о нормах, составляющих между народное право, существенное значение имеет вопрос о старых и новых нормах.
Современное международное право складывалось в течение многих столетий. Поэтому в нем имеются нормы, созданные в наши дни, и вместе с тем сохранились некоторые нормы и принципы, воз никшие десятки и даже сотни лет тому назад.
Разумеется, за такое длительное время состав субъектов между народного общения не моґ оставаться неизменным; Некоторые! го- сударства, в прошлом принимавших участие в создании правовых норм, либо изменили свое социально-экономическое устройство, либо вовсе сошли с исторической сцены. Другие - возникли вновь и не принимали непосредственного участия в создании многих норм международного права, которые ныне существуют.
Таким образом, общая совокупность норм международного пра ва не может рассматриваться только как результат правотворческой деятельности современных государств. Она является плодом дея тельности многих поколений. Следовательно, по отношению к со временным субъектам международного права нормы международ ного права условно можно подразделить на две группы: новые нор мы, созданные современными участниками международного об щения; старые нормы, сохранившиеся от прошлых эпох и приме-няемые в наши дни.
С учетом изложенного, говоря о старых и новых нормах между народного права, можно отметить следующее:
во-первых, в международном праве не исключено использова ние старых правовых норм для регулирования отношений между государствами, если эти нормы совместимы с потребностями совре менной международной жизни;
во-вторых, нельзя механически исходить из предположения, что если государство подчиняет свои международные отношения какой-то правовой норме, то оно непременно является и создателем этой нормы (в данном случае достаточно согласия с нормой, кото рая создана в прошлом);
в-третьих, каждое новое государство, вступая в международную жизнь, по необходимости воспринимает, как правило, уже сущест вующую систему правовых норм и только в последующее время вносит свой вклад международное правотворчество. Преемствен ность в данном случае неизбежна, поскольку каждое государство вынуждено считаться с сообществом государств, которое существу ет объективно, равно как объективно существует система норм, ре гулирующая отношения между членами данного сообщества.
Современное международное право является общедемократиче ским с весьма сложным волевым содержанием его норм и принци пов. Эта сложность находит проявление в международных правоотно шениях, которые применительно к конкретным государствам более адекватно выражают волевую сущность международных отноше ний.
Таким образом, международные правоотношения, имея единую юридическую предпосылку для своего возникновения, приобрета-

16 ют существенные различия по своему волевому содержанию в зави симости от того, что они возникают не только в результате реализа ции норм права, но и их конкретизации, воплощения в реальную международную жизнь со всеми ее особенностями и весьма слож ными перипетиями.
Наличие в международном праве различных тенденций в при менении норм права делает весьма актуальной борьбу за единое по нимание норм права, за их точное соблюдение. Устанавливаемый нормами права порядок взаимоотношений государств образует со бой международный правопорядок. Всякие попытки исказить со держание нормы права в конкретных правоотношениях ведут к его нарушению.
Минимальным требованием для международной жизни являет ся соблюдение общедемократических предписаний современного международного права. Без строгого соблюдения данного миниму ма не может быть обеспечен твердый международный правопоря док и строгое соблюдение международной законности.
Создание норм международного права - это процесс, проис ходящий в межгосударственной системе, это часть ее функциониро вания. Данный процесс протекает в соответствии с нормами между народного права, регулирующими процесс нормообразования.
Субъектами создания норм международного права являются государства и международные организации. Вместе с тем необходимо отметить, что главенствующая роль в создании норм международ ного права принадлежит государствам, поскольку ими разрабаты ваются и принимаются их наибольшее число. Впрочем, междуна родно-правовые нормы, создаваемые международными организа циями, тоже зависят от воли государств.
Процесс создания норм международного права проходит две стадии:
согласование воли государств относительно содержания пра-вила поведения;
согласование воли государств по вопросу признания данного правила в качестве юридически обязательного.
Содержание воли государства составляет его международно- правовая позиция. Международно-правовая позиция государства включает общее отношение государства к международному праву, его прогрессивному развитию и соблюдению принципов и норм, представление о характере международного права, его роли в обще стве, принципы и нормы, за внедрение в международное право ко торых государство выступает, понимание принципов й норм дейст^ вующего международного права и т.д. Короче говоря, международ но-правовая позиция государства - это позиция государства по всем вопросам международного права, выраженная не только в его заявлениях, но и прежде всего в реальном поведении и действиях. Международно-правовая позиция государства как часть его внеш ней политики отражает национальные интересы государства.
В современном мире общие интересы, вытекающие из категори ческой необходимости решения глобальных проблем, оказывают все большее влияние на внешнюю политику государств и, следова тельно, на их международно-правовую позицию. Поэтому необхо димо, чтобы специфические интересы государства были согласова ны с общими интересами человечества.
Для создания норм международного права не требуется иден тичности воль государств, участвующих в их образовании. Для это го достаточно, чтобы они были согласованы в том, что касается пра вила поведения и признания его в качестве юридически обязатель-ного.
Важно отметить, что нормы международного права - плод не новой, единой высшей воли, а результат согласования воли субъек тов международного права, и в этом состоит их сущностное отличие от норм внутригосударственного права.
Процесс согласования воли государств, завершающийся созда нием нормы международного права, включает взаимообусловлен ность этих воль, выражающуюся в том, что согласие государства на признание той или иной нормы в качестве нормы международного права дается под условием аналогичного согласия другого государ ства или других государств. Иначе говоря, каждое государство, принимая ту или иную норму международного права и, следова тельно, обязываясь ее соблюдать, рассчитывает на то, что другие государства так же, как и оно, будут соблюдать эту норму.
В нормах международного права выражается согласованная, коллективная воля государств, детерминированная экономически ми и политическими факторами международной жизни. В силу это го субъективное право в международном праве проистекает от кол лективной воли нескольких государств. Поэтому, если во внутриго сударственном праве мы имеем дело с волей законодателя и волей субъектов правоотношения (не облеченных правом создания право вых норм), то в международном праве взаимодействует согласован ная, коллективная воля, выраженная в норме права, с волей от дельных субъектов международных правоотношений.
В ходе международного сотрудничества государства создают

IS нормы объективного права. Вместе с тем эти объективные нормы определяют меру возможного поведения участников конкретных правоотношений, то есть служат источником возникновения опре деленных субъективных прав. При этом общей предпосылкой как для создания норм права, так и для возникновения субъективных прав является суверенитет государств как имманентное качество субъектов международного права.
Говоря о коллективной воле и воле участников конкретного правоотношения, необходимо иметь в виду, что эти воли могут сов падать в том смысле, что их носителями оказываются одни и те же субъекты. В таком случае круг субъектов, создавших норму права, совпадает с кругом участников международного правоотношения, возникшего на основании данной нормы. Такая ситуация характер на для всех двусторонних международных договоров, хотя не ис-ключена возможность, когда и многосторонние договоры вызывают аналогичные последствия.
Но коллективная воля и воля участников правоотношения мо гут не совпадать. Например, Устав ООН является согласованным волевым актом многих государств (первоначальными участниками Устава ООН в 1945 г. было 50 государств, ныне количество госу дарств - членов ООН достигло 191). Вместе с тем на основе этого документа возникает множество правоотношений с ограниченным кругом участников. В результате по своему объему воля, выражен ная в норме, и воля участников правоотношения не совпадают. От сюда вытекает логическое требование о соответствии отдельных до говоров и соглашений предписаниям Устава ООН (ст. 103).
Волевое содержание императивных норм по смыслу ст. 53 Вен ской конвенции о праве договоров характеризуется именно тем, что они выражают волю большинства государств (это принципы и нор мы общепризнанные). В силу этого отдельные договоры и соглаше ния, равно как и правоотношения, возникающие на их основе, не должны противоречить императивным нормам международного права.
Согласованность и взаимообусловленность воль государств -
две существенные черты процесса создания норм международного права. Если согласованность воль говорит об их направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы, то взаимообусловленность означает их взаимосвязанность. Это прин цип взаимности, который закладывается при создании норм между народного права и проявляется в процессе их функционирования. То, что нормы международного права представляют собой продукт согласования и взаимообусловленности воль государств, является важнейшим их отличием от норм внутригосударственного права.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Это юридическое равенство имеет большое значение, хотя оно отражает лишь один аспект отношений государств в данном процессе. Оно является важнейшим принци пом любой международной конференции, на которой разрабатыва ются международные договоры. Каждое государство вправе само стоятельно определять свою международно-правовую позицию. При голосовании текста договора на международной конференции каждое государство имеет один голос.
Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, или пы таться навязывать эти нормы другим государствам. Исключением являются юридически обязательные резолюции международных организаций, принимаемые большинством голосов членов органи зации. Однако такие нормы пока что играют незначительную роль в общей системе международного права. Но в основе создания и этих норм лежит соглашение - устав международной организации.
Есть другой аспект процесса согласования воли государств - фактические обстоятельства, которые в основном и определяют международно-правовую позицию государств и решающим образом влияют на процесс согласования воль. Эти фактические обстоя тельства многообразны. Процесс создания норм международного права происходит в межгосударственной системе, где сталкиваются различные интересы государств, сказывается их фактическая роль в тех или иных вопросах, их влияние в международных делах.
Так, при разработке международно-правовых норм, касающих ся прекращения гонки ядерных вооружений и их сокращения, есте ственно, решающая роль принадлежит государствам, обладающим ядерным оружием, поскольку в межгосударственной системе нет власти, которая могла бы декретировать обязательные для этих го сударств нормы права.
С другой стороны, в вопросах международного морского права, например, на III Конференции ООН по морскому праву, где речь шла главным образом о правовом режиме пространств, не принад лежащих государствам, большую роль играли развивающиеся госу дарства в силу своей многочисленности, хотя их участие в исполь-зовании Мирового океана незначительно.

20 Определенные особенности имеет создание обычных норм ме ждународного права. В подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международно го суда, который является единственным общепризнанным доку ментом по этому вопросу, об обычных нормах международного права сказано следующее: «Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».
Процесс формирования обычных норм международного права отличается от процесса создания договорных норм, но сущность его остается та же - согласование воли государств в целях установле ния обязательных для этих государств норм международного права.
Статья 38 Статута Международного суда говорит прежде всего о «всеобщей практике» как первом основании создания обычных норм международного права. Всеобщая практика необязательно оз начает практику всех государств. Нередко определенные государ ства по тем или иным причинам не могут иметь практического опы та по некоторым вопросам. Например, государства, у которых нет морского побережья, не могут иметь практики решения в вопросах определения ширины территориальных вод, прилежащих зон, шельфа и т. п.
В результате первой стадии согласования воли государств обра зуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно сле дуют государства, но которое еще не является правовой нормой. Вместе с тем необходимо отметить, что повторение одних и тех же действий может и не привести к созданию обыкновения.
Для того чтобы стать нормой международного права, обыкнове ние должно пройти вторую, заключительную, стадию, состоящую в согласовании воль государств относительно признания обыкнове ния в качестве правовой нормы. Это следует из статьи 38 Статута Международного суда, в которой говорится о практике, «признан ной в качестве правовой нормы».
Признание или принятие государством того или иного обычного правила в качестве нормы права означает выражение воли государ ства, согласие государства рассматривать такое обыкновение как норму международного права. Чтобы обыкновение стало нормой международного права, недостаточно признания его таковым од ним государством. Для этого необходимо, чтобы два или более го сударств признали такое обыкновение нормой международного права. Это и означает согласование воль государств относительно признания обыкновения нормой международного права. Такое при знание включает, естественно, и взаимообусловленность этих воль. Каждое государство дает согласие соблюдать обыкновение в каче- стве нормы международного права под условием, что другое или другие государства тоже будут признавать это обыкновение нормой международного права.
Согласование воль государств относительно признания того или иного обыкновения международно-правовой нормой есть про цесс. Это процесс постепенного нарастания признания обыкнове ния в качестве обязательной правовой нормы и одновременно про-цесс расширения круга государств, которые данное обыкновение признают правовой нормой.
Как уже указывалось, обычные нормы реально всегда возника ют в практике ограниченного числа государств. Обыкновение, ко торое может быть локальным или широко распространенным, буду чи признано двумя или более государствами в качестве правовой нормы, становится таковой. Для того чтобы стать нормой общего международного права, оно должно быть признано всеми или поч ти всеми государствами. Расширение сферы действия обычной нор мы является в некотором роде аналогичным тому, что имеет место в отношении договорных норм международного права. Договорные нормы очень часто создаются немногими государствами, а затем круг участников договора значительно расширяется. Государства, не участвовавшие в создании международного договора и присое динившиеся к договору, и государства, не участвовавшие в созда нии обычных норм международного права и признавшие обычные нормы международного права, находятся в одинаковом положе нии.
По существу, как концепция согласования воль государств, так и господствующая концепция - практика плюс opinio juris - ис ходят из того, что для образования обычной нормы международно го права необходимо, во-первых, существование международной практики, иначе говоря, существование сложившегося в практике государств правила поведения, и, во-вторых, признание этого пра вила в качестве международно-правовой нормы.
Достижение такого понимания было бы важно, так как широко распространенное в зарубежной литературе мнение, что процесс об разования обычных норм международного права происходит без участия воли государств, т. е. спонтанно, дает возможность для про извольных выводов о наличии или отсутствии тех или иных норм международного права.
В рамках исследования процессов создания норм международ ного права серьезную концептуальную нагрузку приобретает выяв ление соотношения момента установления правовой нормы, момен-

22 та возникновения на ее основе конкретного правоотношения и мо мента реализации субъективных прав.
В международном праве в большинстве случаев момент уста новления правовой нормы и момент возникновения правоотноше ния совпадают. Здесь опять-таки сказывается то обстоятельство, что государства являются одновременно и создателями норм меж-дународного права, и участниками правоотношений, возникающих на основании этих норм. Однако эта общая предпосылка не исклю чает возможности, когда момент создания нормы права и момент возникновения правоотношения по времени не совпадают. Вместе с тем могут иметь место случаи, когда субъективные права возникают с момента вступления субъектов в конкретные правоотношения.
В этом плане все нормы международного права можно подраз делить на две группы: нормы, которые порождают правоотношения и субъективные права сразу же после их установления, и нормы, рассчитанные на возникновение правоотношений и субъективных прав в будущем. Примером второй группы могут служить нормы, содержащиеся в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. По этим нормам субъективные права государств возникают только с момента возникновения ситуаций, предусмотренных этими конвенциями.
В том, что касается момента реализации субъективного права, то он всецело зависит от желания соответствующего государства воспользоваться этим правом.
Сказанное свидетельствует о том, что момент установления нор мы, момент возникновения субъективного права и момент реализа ции субъективного права могут совпадать или нет. Кроме того, мо гут наложиться два момента при несовпадении третьего и т. д. В ка ждом конкретном случае возникают правовые ситуации, имеющие важное практическое значение как для оценки правоотношения и содержания субъективного права, так и для возможных сроков его реализации.
В международном праве существует особый порядок создания норм объективного права, который неразрывно связан с соглашени ем субъектов. В этой связи сама норма выступает как результат ус тановления правоотношения между государствами. Поэтому сама постановка вопроса о существовании правоотношения вне связи с нормой права или, наоборот, нормы права отдельно от правоотно шения немыслима, поскольку государства выступают и как создате ли норм права (для чего они вступают в правоотношения), и как субъекты конкретных правовых отношений Л В противоположность этому во внутригосударственном праве норма объективного права создается специальными законодатель ными органами, и из этих норм могут непосредственно вытекать права и обязанности для определенных субъектов. В этом смысле субъективные права и могут существовать вне рамок правоотноше ния. Имея особый порядок создания норм объективного права, ме ждународное право не знает подобных ситуаций.
Вместе с тем в международном праве возникают ситуации, кото рых нет во внутригосударственном праве. Речь идет о встречающем ся различии круга субъектов, которые участвуют в создании норм объективного права, и того круга, который охватывается конкрет ным правоотношением. Например, Устав ООН является норматив ным актом, под которым стоят подписи большинства государств со временного мира. В данном случае налицо сложное, многосторон нее правоотношение с определенными правами и обязанностями для всех членов ООН. Но на основании Устава ООН и его норм от дельные конкретные государства могут вступать и практически вступают в правовые отношения, которые связывают только их и из которых вытекают права и обязанности только для данных госу дарств. Таким образом, на основании наиболее общего правоотно шения возникают правоотношения между конкретными субъекта ми, из которых вытекают соответствующие субъективные права для участников этого соглашения.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

Институт международного права представляет собой особую структуру. Его акты обеспечивают регулирование отношение государств в целях сохранения сотрудничества и мира. Далее рассмотрим принципы и нормы международного права.

Общие сведения

Система международного права представлена как комплекс юридических актов, отличающихся упорядоченным разделением на сравнительно самостоятельные части (подотрасли, отрасли и прочее) и одновременно единством. В качестве материального структурообразующего фактора выступает сфера взаимодействий стран мира. Именно ее и обслуживает система международного права. Морально-политические и юридические факторы формирования представлены в качестве основ и целей структуры.

Источники международного права

Это форма, в которой выражено обязательное в юридическом смысле правило поведения сторон отношений. Она придает качество нормы права. К примеру, формой является Конституция, подзаконный акт (распоряжение, постановление, указ компетентного госоргана и прочее), Закон (Федеральный, Конституционный) и так далее. Само определение "источники права" принято использовать в двух значениях: формальном и материальном. В последнем случае речь идет об условиях общественной жизни. К формальным (они больше всего интересуют юристов) относят формы, в которых выражены правовые нормы. Только они выступают в качестве юридической категории. Они включены в состав предмета изучения соответствующих дисциплин, международного права в том числе.

Перечень

Список, в котором перечислены источники международного права, достаточно неясен. Исчерпывающий перечень в юридических документах на сегодня отсутствует. Существует только примерный список, которым пользуются специалисты и ученые в настоящее время. Он содержится в 38 статье Постановления Международного Суда Организации ОН. В ней указано, что орган обязан решать споры, переданные ему, и применять:

  • Конвенции. Международные (общие и специальные) акты такого рода устанавливают особые правила, которые определенно признаны спорящими странами.
  • Мировой обычай в качестве доказательства всеобщей практики.
  • Общие правовые принципы, которые признаны цивилизованными государствами.
  • Доктрины и судебные решения наиболее квалифицированных юристов различных наций.

Последний пункт применяется с оговоркой, которая указана в 59 статье. Данные доктрины и решения выступают в качестве вспомогательного средства при определении нормы права. К общим мировым конвенциям относят договоры, в которых могут либо уже участвуют все страны. В них отражены нормы, являющиеся обязательными для международного сообщества.

К специальным конвенциям относят соглашения, сторонами которых является ограниченное количество участников. Для них обязательными выступают положения данных договоров. В качестве обычая, составляющего международную правовую норму, может выступить такое правило, регулирующее поведение сторон отношений, которое сформировалось вследствие однородных повторяющихся действий. Оно имеет соответствующую юридическую силу. Повторение какого-либо действия предусматривает продолжительность его совершения. При этом современное международное право не устанавливает, какой именно период времени следует иметь в виду при формировании обычая.

Международные правовые нормы

Они представляют собой общеобязательные правила взаимодействий и деятельности стран или прочих сторон отношений. Для них, так же как и для прочих юридических элементов, характерно то, что, будучи общими элементами, они рассчитаны на неоднократное использование. Понятие международного права предусматривает их обеспечение в процессе реализации посредством соответствующих принудительных мер. Вместе с этим, данные правила, имеющие определенную юридическую силу, обладают рядом особенностей. Благодаря им все виды норм международного права формируют отдельную юридическую структуру. Среди особенностей выделяют:

  • Предмет регулирования. Он представляет собой непосредственно взаимодействия стран и связанные с ними отношения иных субъектов.
  • Порядок формирования. В данном случае речь идет о согласовании позиций государств.
  • Форма закреплений. Она соответствует согласительному характеру сути правил поведения. В качестве формы может выступать обычай, договор, акт конференций или постановление организаций мирового уровня.
  • Обеспечение реализации. Осуществляется оно, как правило, самими странами, создающими нормы международного права или формирующими коллективные акты. Обеспечение реализации выполняется, в том числе, за счет образования органов и организаций мирового уровня. Особое значение при этом имеют меры, с помощью которых происходит добровольное применение норм международного права.

Классификация по форме

Выделяют различные виды норм международного права по тем или иным основаниям. По своей форме они разделены на закрепленные документально и существующие без фиксации в документе либо акте юридического типа. К первой категории относят правила, зафиксированные (оформленные словесно) и установленные в определенном положении. Сюда входят нормы, которые содержатся в договорах, актах организаций и конференций мирового масштаба. Первые исходят от стран-участников и распространяют свое действие на каждое государство, участвующее в отношениях. При этом обязанности и права по договору направлены как бы от одной страны к другой.

Акты международных организаций (конференций), а также закрепленные в них возможности и требования, исходят от общего собрания (коллективного органа) государств. Свое действие при этом данные нормы распространяют отдельно на каждую страну-участницу. Воплощенная в этих актах воля государств, более чем в договорных, теряет свою персонифицированность. Сами правовые документы, и переговорно-договорной процесс соответствуют современному характеру межгосударственных отношений наилучшим образом.

Незакрепленные положения признаются обязательными (подтверждаются), формируются практикой и в ней же используются. Они считаются обычными нормами международного права. Свое словесное выражение они получают в решениях арбитражных, судебных и прочих органов соответствующей юрисдикции, в нотах и заявлениях государств, резолюциях мировых организаций. При кодификации они становятся договорными. Если же к кодифицирующему договору присоединилась только часть участников, то одна норма для одних стран может являться договорной, а для других остаться обычной.

В качестве примера могут выступать положения Венской конвенции по поводу дипломатических отношений 1961 года. Также может иметь место и другая ситуация. Документально зафиксированная норма признается как обязательная не в виде явно выраженного согласия на это, а с помощью практических действий, то есть простым путем. Например, это может быть осуществление деятельности на основании положений мировых организаций либо конференций, которые были приняты как акты-рекомендации.

Классификация в соответствии с предметом регулирования

  • Относительно заключения, исполнения и реализации договоров мирового масштаба.
  • Определяющие юридический статус космического пространства, находящихся в нем тел (Луны и прочих).
  • Относительно обеспечения мира и безопасности на Земле.

Разделение по территориальной сфере

В эту категорию входят локальные и универсальные виды норм международного права. К последним, в свою очередь, относят положения, регулирующие отношения, в которых объект представляет общий интерес. Их признает большинство участников или все субъекты международного права. Универсальные положения составляют основу структуры, регулируют важнейшие области мировых отношений. В частности, к ним относят международное право прав человека, жертв войн и прочие. Зафиксированы они в Венской конвенции по дипломатическим отношениям, Уставе ООН и прочих договорах.

Среди универсальных на особом месте находятся императивные нормы. В соответствии с 53 статьей Венской конвенции они признаются как неоспоримые. Их обязаны соблюдать все субъекты международного права. Отклонение от этих правил недопустимо. Изменение данных положений возможно только последующим актом, который носит тот же характер. Они регулируют международное право прав человека, безопасности мирного населения и прочее. В случае возникновения нового положения существующие договоры, которые ему противоречат, признаются недействительными. Они утрачивают свою силу, и их действие прекращается.

Универсальные нормы запрещают применение угрозы силой, предусматривают мирное разрешение конфликтных ситуаций, невмешательство во внутренние дела стран, добросовестное исполнение обязательств государств друг перед другом.

Локальные положения

К ним относят нормы, которые регулируют взаимодействия в рамках конкретной группы стран, между двумя (несколькими) государствами. Таким образом, объект отношений представляет интерес, главным образом, для конкретных участников. Действие локальных международных правовых норм распространяется на многосторонние и двусторонние взаимодействия. Они не обладают характером всеобщности. В свою очередь, локальные нормы классифицируются на нерегиональные и региональные. Первые связывают несколько стран, располагающихся в различных географических районах.

Региональные нормы регулируют взаимодействие государств, которые находятся в одном районе. Локальные положения позволяют учитывать специфические интересы стран, местные особенности и условия. При этом становится очевидной их взаимосвязь с универсальными правилами. Взаимодействие в данном случае проявляется в том, что их можно использовать для конкретизации сути норм, имеющих более общий характер, а также обеспечения результативности их действия. Некоторые локальные положения имеют в некотором роде универсальный эффект. К таким, например, можно отнести нормы договора между США и СССР по поводу ликвидации ракет малой, средней дальности, заключенного в 1987 году, ограничении и сокращении наступательных стратегических вооружений (1991, 1993 гг.).

Функциональное назначение

В зависимости от этого различают обеспечительные (охранительные) и регулятивные международные правовые нормы. Последними устанавливаются конкретные возможности и обязательства участников отношений. К примеру, члены ОБСЕ должны уведомлять о проведении военных учений и приглашать наблюдателей на них. К правам относят возможность государств обмениваться своими дипломатическими представительствами. К обеспечительным (охранительным) нормам относят положения, которые призваны гарантировать реализацию регулятивных правил. Они зафиксированы в 41 и 42 статьях Устава ООН о принудительных мерах, используемых по решению СБ.

Прочие категории

В зависимости от характера прав и обязанностей субъектов отношений выделяют положения:

  • Запрещающие. Они предписывают воздерживаться от действий, которые признаются противоправными. К таким, например, относят производство биологического оружия.
  • Обязывающие. Они фиксируют требования. К примеру, государства должны оповещать о ядерной аварии.
  • Управомочивающие. К ним, например, относят признание возможностей каждого государства исследовать и использовать космическое пространство.

Понятие международного права, как и общего, предполагает наличие императивных и диспозитивных положений. Первые содержат категорические предписания. К ним относят договорные обязательства о нераспространении ядерного вооружения, сотрудничестве при борьбе с правонарушениями международного характера. Диспозитивные положения используются при отсутствии прочих договоренностей в соглашении.

Примером может служить норма 15 статьи Конвенции Организации ОН по морскому праву, регулирующей прохождение срединной линии в процессе делимитации территориальной морской акватории, в случае, когда соглашение между странами не предусматривает иного. Кроме этого, используется разделение на нормы, устанавливающие обязанности и права, – материальные. Регламентируют аспекты их реализации процедурные положения. К последним, например, относят порядок функционирования международных организаций, согласительных комиссий, судебных инстанций.

МЧП

Специфичной сферой считается международное частное право. В отношениях, которые оно регулирует, присутствует иностранный элемент и используются коллизионные положения. Нормы международного частного права представляют собой комплекс актов внутригосударственного законодательства, договоров и обычаев мирового уровня. Они регулируют трудовые, гражданские и прочие отношения, осложненные наличием иностранного элемента. В качестве источника частного международного права выступает не только государственное законодательство, но и арбитражная и прочая процессуальная практика. Отношения, которые регулируют положения, выходят за рамки одной страны и взаимосвязаны с юридическими структурами других государств.