Национальная безопасность и национальные интересы россии. обжд

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.

Интересы личности состоят в полном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем возможно только на основе устойчивого развития экономики.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в стабильности конституционного строя, государственной власти и ее институтов, обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, политического экстремизма, национального и регионального сепаратизма.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в упрочении ее позиций как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира. Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Национальные интересы России в этой области включают в себя также защиту здоровья, достоинства, прав и свобод российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера, повсеместное соблюдение прав человека и в недопустимость двойных стандартов в данной области.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в предотвращении военной агрессии и обеспечении военной безопасности всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов. Одной из главных составляющих национальных интересов является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе и международного. Органы государственной власти преследуют на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, включая те случаи, когда террористические акции планировались или проводились вне пределов Российской Федерации и наносили ей ущерб.

Национальные интересы России в области пограничной политики включают в себя создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы Российской Федерации, своевременного выявления возникающих внешних угроз национальной безопасности, обеспечение установленных законодательно порядка и правил экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заключаются в создании эффективной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственного информационного ресурса от несанкционированного доступа к политической, экономической, научно-технической и военной информации, предотвращении использования информации для манипулирования массовым сознанием.

Национальные интересы России в области экологии заключаются в принятии комплекса мер по сохранению окружающей среды, исключающих нанесение вреда здоровью населения, а также в обеспечении учета экологических факторов при ведении любой экономической и военной деятельности.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение межнациональных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Внутренние угрозы обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего долга, тенденцией преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а также импорта оборудования, продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Угрозой безопасности России в социальной сфере является расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Эта угроза для России особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Есть тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риски катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе центробежных устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно- технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем, способствует нарастанию угрозы нарушения единства правового пространства страны и даже ее территориальной целостности.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм , проявляющиеся в деятельности ряда общественных формирований, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма и регионального сепаратизма, религиозного экстремизма и создают благоприятные условия для возникновения конфликтов.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеральному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Единое правовое пространство страны размывается в результате отступления от принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми актами и нормами субъектов России , недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях, что является фактором, отрицательно влияющим на состояние национальной безопасности страны.

Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затягивание процесса реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативно-правовой базы. На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах России, критически низком уровне их оперативной и боевой подготовки, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой и приводит, в целом, к ослаблению оборонной безопасности Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции, распространению политического экстремизма.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Терроризм в России обретает многоплановый характер и представляет серьезную угрозу безопасности государства. Международными террористами против России развязана открытая кампания по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе и отторжению этого региона от России, что создает прямую угрозу территориальной целостности государства.

Угроза терроризма и организованной преступности нарастает вследствие масштабного, зачастую конфликтного изменения форм собственности, обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Низкая эффективность профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Основные ВНЕШНИЕ угрозы национальной безопасности России обусловлены следующими факторами:

    стремлением принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;

    опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

    укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на восток;

    возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз;

    продолжающимся распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    усилением центробежных процессов в СНГ;

    возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ СНГ;

    территориальными притязаниями к России.

Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно новому этапу гонки вооружений и существенным образом повлиять на формы и способы военных действий.

В пограничной сфере угрозы безопасности и интересам России обусловлены:

    незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;

    расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;

    активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов, а также зарубежных террористических организаций;

    нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических, межконфессиональных и иных конфликтов.

Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Имеют место также целенаправленные попытки вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

К числу прямых угроз национальной безопасности относятся также сепаратизм и локальные вооруженные конфликты.

Серьезную опасность представляют: стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве , вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции “информационных войн” , предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

    своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз;

    обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;

    подъем экономики страны, проведение независимого социально-ориентированного экономического курса;

    преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;

    обеспечение личной безопасности граждан, их конституционных прав и свобод;

    обеспечение полноты и совершенствование законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, Российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

    обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

    подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;

    укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против России;

    коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

    соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства России и норм международного права;

    уважение прав и свобод человека;

    единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

    приоритет политических и экономических мер безопасности с опорой на военный потенциал;

    сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства.

Во внутриэкономической деятельности на первый план выдвигаются задачи устранения деформаций в структуре российской экономики, обеспечения опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, поддержки отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.

Переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществление реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, созданию равных условий для экономической конкуренции предприятий все форм собственности, защите прав потребителей, созданию условий для прогресса науки и образования.

Целесообразно участие государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировых рынках товаров и услуг необходимо усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей на рынке.

В международно-финансовой сфере важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Принципиально важен приоритет экономических факторов в социальной сфере для укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки.

Достижение социально-политической стабильности общества является определяющим фактором по обеспечению национальной безопасности. Основой такой стабильности должно стать, наряду с экономическим подъемом, общественное согласие относительно путей дальнейшего развития страны, укрепления федерализма и упрочения межнациональных интересов.

Основой защиты конституционного строя России являются:

    приоритет федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

    разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

    выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

    совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.

Требуют консолидации усилия направленные на борьбу с преступностью и коррупцией . Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Эти меры должны быть подчинены интересам защиты права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от социального положения, национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Важнейшими задачами борьбы с преступностью являются:

    выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

    усиление роли государства – гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

    укрепление системы правоохранительных органов;

    привлечение органов государственной власти в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных действий;

    обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, органами государственной власти, политическими партиями, религиозными и общественными организациями.

Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.

В настоящее время терроризм выходит за пределы национальных границ, поэтому одним из путей усиления борьбы с ним должно стать совершенствование координации деятельности наших правоохранительных органов и спецслужб на международном уровне. Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, обеспечить надежное перекрытие всех возможных каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ как внутри страны, так и их поступления из-за рубежа.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного специального комплекса контрмер с использованием возможностей сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран.

Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного , духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, законодательных и исполнительных органов государственной власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицины, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:

    воспитание экологической культуры населения;

    предотвращение загрязнения природы за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

    предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

    экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения, прежде всего, атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими силовыми установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;

    безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

    создание экологически чистых технологий;

    разработка и реализация природоохранных мероприятий;

    рациональное использование природных ресурсов.

Внешняя политика России должна быть направлена на:

    проведение активного внешнеполитического курса;

    упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;

    обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

    защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;

    развитие отношений с государствами – участниками СНГ;

    полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

    содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

    достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;

    обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;

    содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

    развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.

Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.

Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.

Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.

Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

    применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

    применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.

Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:

    создание нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;

    активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы России и территориальному разграничению с сопредельными государствами;

    развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

    противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;

    пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;

    осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств – участников СНГ.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории России, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:

    реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

    совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

    противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспск-тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федераиии получил от-ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных за-конах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отра-жены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спо-койного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедитель-ные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности 3 . На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с кото-рыми рсально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца ие осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного простран-ства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по-лем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессио- нальное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового по- ражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этомустремятся, последствия будутпросто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима не-распространения без каких либо изъятий, на основе мсждународного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их по-следствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжснии де-сятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы ра-зоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.


До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распростране-ния ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо-ны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использо-ванием стратегических ядерных сил.

При этом далеко нс все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной кон-фронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся всокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого секто-ра, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, уве-личением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен-ности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, не-развитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси-ей передовых позиций в мире, снижению качества исследований на страте-гически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потен-циала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живушего за чертой бедности, расслоение обще-ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж-дан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к сниже-нию интеллектуального и производительного потенциала России, сокраще-нию численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завое-ваний.

Угроза истощения природных ресурсов иухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то-пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо-дательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоем-кости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция исполь-зования тсрритории России в качестве места захоронения опасных для окру-жаюшей среды материалов и веществ, размещения на российской террито-рии вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной дсятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежаг практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци-альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкого-ля и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое со-кращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы разви-тия производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в междуна-родной сфере проявляются через попытки других государств противодейст-вовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирую-щегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской

Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение воснной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая об-становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито-риальную целостность, соииально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче-ским зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз-действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять-ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен-ныхСил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основньгм внешним угрозам 4 следует отнести:

развертывание группировок сил и средств, имеюших целью военное на-падение на РФ или ее союзников;

территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче-ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами или общественно-политическими структу-рами программ по созданию оружия массового поражения;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведушее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к ихтерритории морских водах;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос-сийской Федерации или ее союзников;

деятельность международных исламскихрадикальных группировок, уси-ления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос-сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой ус-тойчивости войск;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осущсствление действий по нарушению и дезорганизаиии функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен-ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк-туры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Феде-рации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро-жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе-дерации;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, во-енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий-ской Федерации, которые совмеща^ст в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ-никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют-ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз-ников;

деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под-рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ниеугрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную про-тивозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче-ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз-никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар-котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут-ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу-ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ-ствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по-ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере-сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се-годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт-ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт-нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и примене-ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде-ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из-менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно-значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий-ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются: Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога-тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширсние прак- тики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, сутественно уменыпит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа-ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребоватьог России серьезной корректировки планов военного строитель-ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас-ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силыв мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж-дународной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти-мых военных инструментов за счет реализации в новых образиах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и при-нятие политических решений о возможности их расширенного финансиро-вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ какфактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста-вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских цслсй с цслью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан-ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору-женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо-ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ-ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появлсние в рсгиональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору-женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали-зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ-ки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со-трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче-ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль-ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрегыения политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при-дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойд

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи-ровавшимся воснным потенциалом, проиесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз-никать сложности, связанныс с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларацияхстран-членов Альянса. В противном случае парт-нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу-чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пс-рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран-ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа-ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безоиасности России, с учетом имеюшихся факторов неопределенности, показывает сте-пень изменений, произошедших в мире за последнее дссятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево-го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспс-чения национальной безопасности в России.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий

Еще по теме 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации:

  1. 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  2. 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Россия - одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно-технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации , утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Таблица 6. Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах



Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Угроза национальной безопасности России

Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:

  • развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
  • территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
  • наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
  • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
  • дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
  • планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
  • создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
  • незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
  • деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

  • создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
  • деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
  • трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
  • ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
  • деятельность международных террористических организаций.

Обеспечение национальных интересов России

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.

В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.

Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно-политическое сотрудничество в рамках содружества.

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран - членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия "холодной войны". Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.