Первый шаг во взрослую жизнь – выбор профессии. Из опыта работы "профессиональное самоопределение воспитанников детского дома"

Селиванова М.Н.
руководитель лаборатории профессионального определения
ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава»

В огромном мире профессий, существующих сегодня, бывает трудно сориентироваться не только школьникам, но и их родителям. Возникает парадокс: старшие члены семьи, которые ближе всех знают сына или дочь, абсолютно теряются, когда их дети стоят на пути выбора профессии. Существенную помощь здесь может оказать психолог — специалист в области профессиональной ориентации и профессионального определения.
Современное профессиональное определение – достаточно сложный процесс, требующий знания мира профессий и специальностей, потребностей общества в тех или иных специалистах, своих личностных особенностей, необходимых для освоения специальности.

Лаборатория профессионального определения ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава» проводит для старшеклассников ряд комплексных мероприятий в сфере выбора профессий: определение степени пригодности к конкретному виду деятельности; изучение способностей и личностных качеств на соответствие требованиям конкретной профессии; индивидуальный выбор профессий из нескольких возможных вариантов в соответствии с биологическими задатками и социальной направленностью. Однако выбор профессии требует согласованных и взаимно дополняющих действий не только специалистов лаборатории, но и родителей, школьных психологов, педагогов. Наш опыт проведения индивидуальных консультаций позволяет обобщить наиболее распространённые вопросы родителей и дать на них ответы, которые помогут школьному психологу в индивидуальной и групповой работе с родителями.

Что такое профессиональная направленность?

Ведущая профессиональная направленность формируется на основе биологической склонности, интересов и свойств личности. Изменения направленности на какой-либо вид деятельности, смена приоритетов обусловлены социальными факторами (воспитанием, общественными ценностями, востребованностью). Ориентироваться можно на следующие группы профессий:
- гуманитарная – работа направлена на социальные группы, сообщества, отдельных людей различного возраста; важно обладать способностью к контактам, выдержкой, спокойным и доброжелательным отношением, развитыми речевыми способностями. Примеры профессий – менеджер, бригадир, врач медсестра и др.;
- техническая – работа с различными видами техники; нужно развивать наглядно-образное мышление, умение работать с чертежами и собирать механизмы, хорошие двигательные навыки. Примеры профессий – инженер, проектировщик, наладчик аппаратуры, сварщик, электрик и др.;
- знаковая – работа с языками, цифрами, символами, формулами; необходима усидчивость, способность к абстрактному мышлению, к сохранению длительного и устойчивого внимания. Примеры профессий – экономист, программист, переводчик, бухгалтер и др.;
- эстетическая – художественное отображение действительности, искусство. Требования: богатое и яркое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Примеры профессий – модельер, архитектор, стилист, дизайнер, визажист и др.;
- биологическая – работа с природными явлениями, биологическими видами. Необходимые качества: наблюдательность, выносливость, знание общей и прикладной биологии, терпение, заботливость. Примеры профессий – кинолог, коневод, зоотехник, лесник, озеленитель и др.

Некоторые специалисты выделяют дополнительно ряд других профессиональных групп (бизнес, военно-спортивную и др.), но эти группы не первичны и формируются под влиянием социальных факторов. Профессиональное определение заключается в индивидуальном выборе профессии из нескольких возможных вариантов в соответствии с биологическими задатками и социальной направленностью. Основное содержание «встречи со взрослостью» заключается в выборе своего пути через примеривание к себе различных профессиональных ролей.
Проявите дальновидность и постарайтесь разобраться, как именно Вы относитесь к интересующей Вас деятельности: просто как к развлечению, интересному занятию, или как к мастерской, в которой вы будете трудиться в течение длительного времени. Например, природу можно любить как место отдыха, а можно наблюдать, изучать или изменять процессы, протекающие в жизни организмов. Особенность биологических объектов состоит в том, что они растут, развиваются, а также болеют, умирают, и изменения бывают необратимы. Понимание профессиональной специфики необходимо и для других областей деятельности.

С какого возраста следует начинать выбор профессии?

Формирование направленности и склонностей начинается очень рано на основе биологических задатков, и родители могут обратить внимание на то, чем увлекается и интересуется их ребёнок уже в начальной школе. Профессиональную диагностику у специалиста целесообразно проводить в 14-15 лет – для выбора профиля образования и в 16-17 лет – для окончательного выбора профессии. Возможно, подросток в 7-м классе увлечётся музыкой, в 8-м – иностранным языком, а потом – фотографией. До 17-18 лет профессиональная направленность ещё формируется, это нормально: ведь молодой человек пробует себя в разных видах деятельности, в разных профессиональных ролях, примеряя их к себе; это следует поощрять, чтобы помочь ему сориентироваться. Родителям этого не следует пугаться: наоборот, насторожить может то, что ребёнок ничем не интересуется и не увлекается.

Какие конкретные шаги родители могут предпринять, чтобы помочь детям в выборе профессии?

Старшие члены семьи обладают серьёзными возможностями для помощи детям в профессиональном выборе. Основные факторы при выборе профессии следующие:
1. Прежде всего обратите внимание на преобладающие интересы:

  • какие школьные предметы являются «любимыми», а какие отвергаются, по каким причинам;
  • проявляется ли какой-либо интерес к конкретной профессии (например, к профессии одного из родителей);
  • какую литературу предпочитает, какие сайты посещает и т.д.

2. Важным фактором выбора профессии являются также способности:

  • какие способности проявляются в быту, в играх, в учебной деятельности;
  • развивает ли свои способности и как (тренирует память, физическую подготовку, углубляет какие-то знания, навыки);
  • совпадают ли интересы со способностями (полностью, частично, совсем не совпадают).

3. Родители также способны выявить личные особенности:

  • какие качества преобладают в структуре характера;
  • какие качества необходимы для интересующей профессии;
  • занимается ли самовоспитанием и что старается развивать;
  • какие качества, по мнению самого подростка, у него выражены наиболее ярко.

4. Следует периодически выяснять профессиональные намерения подростка (могут быть не окончательными до 17-18 лет):

  • чем собирается заниматься после 9 класса (продолжить обучение в школе, либо в другом заведении, пойти работать и т.д.);
  • знает ли о требованиях избираемой профессии;
  • что знает о содержании профессии, об условиях работы, учёбы;
  • уверен ли в своих силах и в осуществлении профессиональных планов;
  • что может помешать этим планам и есть ли запасные варианты;
  • как представляет перспективы своей профессиональной деятельности.

Как избежать ошибок при выборе профессии?

Практика показывает, что наиболее характерны следующие ошибки при выборе профессии: стереотипы, мнения о престижности профессии, выбор под влиянием товарищей «за компанию», перенос отношения к преподавателю на саму профессию, увлечение внешней атрибутикой, отождествление школьного предмета с профессией, неспособность разобраться в своих личных качествах, неправильная оценка своих физических возможностей.
Чтобы избежать ошибок, следует учитывать реальные способности и интересы, подходить к выбору осознанно, с учётом перспектив. Очень важно задать вопросы о планировании профессиональной карьеры: как подросток представляет своё будущее через год? Через 5? Желательно уделить особое внимание перспективной цели: учёба – профессиональная деятельность – рост (профессиональный, карьерный, материальный, личностный, социальный); это поможет правильно ставить цель и находить оптимальный путь для её достижения.
Не менее важен вопрос: рассматривает ли подросток свой интерес в качестве профессионального или же просто на уровне хобби, увлечения. Своевременно ответив на такой вопрос, можно во многих случаях избежать разочарований и профессиональной неудовлетворённости.
Почему подросток, заканчивая школу, не проявляет никаких выраженных интересов, хотя успеваемость в целом ровная по всем предметам?
Речь идёт о мотивации к трудовой деятельности. Распространённая ситуация, — возникает в основном в тех семьях, где не воспитывается у ребёнка ответственность, не акцентируется внимание на уважении к труду (в частности — родителей), либо при устойчивом подавлении любой активности, авторитарном стиле воспитания Круглые пластиковые окна купить недорого в москве . . Возможно, подросток плохо знает мир профессий, не ориентируется в своих способностях, не умеет делать выбор из разных вариантов, либо просто никогда не задумывался на эту тему. Следует максимально сосредоточить внимание на различных профессиях, познакомить с разными областями деятельности, рассказать об особенностях работы старших членов семьи, обмениваясь мнениями в ходе такого разговора, чтобы сформировать представление, заинтересованность, личную позицию.
В этом контексте профессиональная этичность — один из наиболее важных аспектов. Важно, чтобы оценки родителей или педагогов не рассматривались как приговор о профессиональной пригодности или непригодности, как общая оценка человека ремонт стиральных машин masterplus.pro . ремонт стиральных машин на дому . Не секрет, что тенденция «тотального критицизма» затронула систему образования, профессиональной деятельности, другие социальные институты. Получается, что человек сам «рубит сук, на котором сидит»: невозможно эффективно служить системе, в которой «всё плохо». Родителям, педагогам, психологам очень важно отслеживать ошибочные представления на самом раннем этапе и грамотно корректировать подобные проявления. Иначе молодой человек отправится получать профессию с очень низкой мотивацией.

Ориентировочные вопросы для беседы школьного психолога с родителями:

Какую профессию или область деятельности Вы рекомендуете своему ребёнку? Какой путь овладения профессией? По каким причинам (оплата, характер труда, традиции, соответствие характеру)?
Совпадает ли Ваше представление с выбором ребёнка? Обсуждает ли ребёнок с Вами свои жизненные планы?
Довольны ли Вы уровнем преподавания и воспитания в школе, которую посещает ребёнок? Обращались ли Вы к кому-либо за квалифицированной помощью в выборе профессии? К кому? Каковы результаты?
Как Вы содействуете выбору профессии в семье? Какой личный пример Вы подаёте детям в профессиональном плане?
Это далеко не полный перечень информации к размышлению в семье. Разумеется, квалифицированный ответ на вопросы профессионального выбора трудовой деятельности поможет дать специалист – психолог: консультирование включает всестороннюю диагностику, индивидуальную беседу и осознанный выбор профессии с учётом всей информации. И всё же ни один психолог не заменит живой откровенной беседы с родными людьми.

Рекомендуемая литература:
1. Павлова Т.Л. Профориентация для старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М., 2006.
2. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2008.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2005.
4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М., 2010
5. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2005.

Казенное образовательное учреждение Омской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Завьяловский детский дом»

Программа

по профориентации воспитанников

в условиях детского дома

«Я – и моя профессия»

(для занятий с детьми от 14 до 16 лет в течение 1 года)

В помощь воспитателям

Разработала:

Пашута Анна Александровна

социальный педагог

КОУ «Завьяловский детский дом»

1. Пояснительная записка…………………………………………………..4

2. Тематический план……………………………………………………….7

4. Список литературы………………………………………………………21

5. Приложение №1………………………………………………………….24

Пояснительная записка

Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства, оставшихся без попечения родителей, детей в детском доме. Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе. Самоопределение – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.

Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого создана программа «Я – и моя профессия», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Её реализация должна способствовать социализации воспитанников, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.

Данная программа рассчитана на 1 год (27 ч.), включает в себя 4 блока:

1 блок « В поисках своего призвания».

2 блок «Я – профессионал».

3 блок «Мир профессионального образования».

4 блок «Подготовка к действиям на рынке труда».

Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют полноценной реализации поставленных целей и задач.

Цель: Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.

^ Основными задачами данной программы являются:


  • информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;

  • формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;

  • научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;

  • рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.
Программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 16 лет, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с подростками организуются 1-2 раз в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.

^ Прогнозируемые результаты:


  • научатся находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные склонности, повысится уровень самосознания;

  • будут владеть полными теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности;

  • повысится уровень трудолюбия и работоспособности;

  • осознанно выберут профессию, с учётом возможностей – индивидуальных, психологических, физиологических;

  • сформируется психологическая готовность к трудовой деятельности.
Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используется:

  • опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский);

  • опросник на выявление уровня трудолюбия и работоспособности;

  • диагностика нравственно-трудовой характеристики школьника;

  • дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО);

  • опросник «Карта интересов»;

  • методика Л.А. Йвайши.

Методическое обеспечение программы

Профориентационные упражнения построены в определённой логической последовательности. От более простых упражнений, носящих скорее ознакомительный характер, к упражнениям, включающим элементы самопознания, и далее – к упражнениям, позволяющим моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.

Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:


  • личностно-ориентированного подхода;

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • добровольности;

  • систематичности, последовательности и наглядности;

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Методы, используемые при реализации программы:

  • методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

  • методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

  • методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Профориентационные занятия проводятся в форме:


  • игры;

  • практикума самопознания;

  • анкетирования;

  • групповых бесед;

  • дискуссий;

  • индивидуальных и групповых консультаций.

Условия реализации программы


  1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

  2. Создание атмосферы комфорта и доброжелательности и конфедициальности.

  3. Материально – техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские товары.

  4. Наличие пакета КИМ.

^ Тематический план

1 Блок




Тема занятия

Цель

Содержание

Практический курс: «В поисках своего призвания»

1.

«Дороги, которые мы выбираем».

Научить подростков выделять основные признаки профессии:

Получение образования;

Получение материального благосостояния;

Совпадение интересов, желаний, возможностей и способностей.


1.Знакомство с основными понятиями курса.

2.Беседа о необходимости учёта склонностей о выборе профессии.

3.Изучение базовых понятий профориентации.

4. Подведение итогов.


2.

«Мир профессий и твоё место в нём. Обзорная классификация профессий по Е.А. Климову.

Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности, три основные цели труда, четыре основные средства труда и четыре основные условия труда.

1.Знакомство с четырёхъярусной образной классификацией профессий и построение схемы «Классификация профессий» в процессе беседы.

2.Составление «формулы» своей будущей профессии – мечты.

3.Практикум.


3.

«В мир профессий - по компасу».

Расширить знания о мире профессий.

1. Анализ афоризма к занятию.

2. Беседа о профессиональной направленности.

3. Заполнение опросника Дж. Голланда. Работа со словарем профессий.

4. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.

5. Подведение итогов.


4.

«Человек и профессия».

Выявить склонности воспитанников к различным видам человеческой деятельности.

1. Занятие проводится в форме телевизионной передачи.

2. Распределение ролей.

3. Встреча с представителями разных профессий (режиссёры, корреспонденты, ведущие программы, художники-оформители, артисты, звукооператоры)


5.

« Стратегия профессионального выбора».

Обучить стратегии выбора профессии; проанализировать возможные ошибки при выборе карьеры.

1. Обучение стратегии выбора.

2. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.

3. Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.

4. Закрепление материала. Опрос.


6.

«Подарок».

Способствовать осознанию специфических моментов профессиональной деятельности.

1. В игровом упражнении организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии.

7.

«Профессия на букву ….».

Расширить знания о мире профессионального труда и актуализировать имеющиеся знания о профессиях.

1. Дети по кругу называют по одной профессии на заданную букву.

2. Если называется непонятная профессия, то ведущий просит пояснить, о чём идёт речь.


8.

«Самая, самая …».

Повысить уровень ориентации в мире труда.

1. Предлагаются необычные характеристики профессий, а дети, по очереди должны назвать те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей степени данной характеристики подходят.

2. Если у кого-то возникают сомнения, что названа «самая-самая», то можно задавать уточняющие вопросы.

3. Обсуждение (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать денежной).


9.

«Профессия - специальность».

Повысить у воспитанников уровень осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии.

1. Объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность.

2. Ведущий называет профессии, дети, определяют соответствующие к этой профессии специальности.

3. Обсуждение.

2 Блок




^ Тема занятия

Цель

Содержание

Практический курс: «Я – профессионал»

1.

«Помечтаем о будущей профессии».

Сформировать у участников группы готовность к самостоятельному осознанному выбору профессии.

1. Упражнение «Приветствие».

2. Каждый участник называет своё любимое и нелюбимое дело.

3. Упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»

4. Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить себе профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка.

5. Каждый участник группы делится своими впечатлениями.

6. Ведущий обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь.

7. Каждый высказывает собственные ожидания и опасения.


2.

«Пять шагов».

Повысить готовность воспитанников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив.

1. Игра проводится в круге.

2. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель (поступить учиться, оформиться на работу).

3. Предлагается определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель.

4. Участники должны назвать его основные характеристики (успеваемость, материальное положение и социальный статус).


3.

«Ловушки - капканчики».

Повысить уровень осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям.

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель.

2. В группе выделяется доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека.

3. Каждый участник должен придумать для данного человека препятствия на пути к его профессиональной цели.

4. Обсуждаются варианты преодоления трудностей.

5. Каждый участник выделяет свои трудности и пути их преодоления.


4.

«Три судьбы…».

Помочь воспитанникам разобраться, в чём могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей.

1. В гости приглашаются труженик, «выдающийся лентяй», «удивительная бездарность».

2. Все придумывают для гостей вопросы, чтобы лучше понять этих людей.

3. Главные герои рассказывают о своих судьбах.

4. Обсуждение (кто более счастливый, какие роли удалось сыграть).

5. Определяются критерии труженика, лентяя, бездарности.


5.

«Поговорим о жизненных ценностях».

Способствовать осмыслению жизненных ценностей.

1. Заранее подготавливаются 30 вопросов по теме. Воспитанники отвечают на вопросы.

2. Предлагаются ценности молодых людей состоящих из 15 позиций.

В упражнении рассматриваются ответы рабочих- людей в возрасте 20 лет – выпускников школ, не закончив колледжи и выбравших работу, требующую умеренных способностей и ума. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди ответили 15 позиций.

3. Предлагается задание – расположить эти позиции в том порядке, в каком, как кажется, это сделали бы современники.

4. Заполняется таблица, куда заносятся индивидуальные показатели всех групп.

5. Проводится обсуждение.


6.

«Моё видение будущей профессии».

Способствовать осознанному выбору профессии.

1. Предлагается 10-12 профессий. Ведущий называет каждую из выбранных профессий и говорит: «Покажи, кто он?». Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия.

2. Выступление у микрофона. Представитель одного из учебных заведений предлагает получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы в конце выступления. Представителем по очереди становятся все участники.

3. Обсуждение предпочитаемых профессий.


7.

«У меня всё получится!»

Отработать приёмы уверенного поведения.

1. Ведущий предлагает пройти собеседование у приёмной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет. Приёмная комиссия состоит из трёх человек.

2. Обсуждается поведение и беседа поступающего с комиссией, а также действия (игра) членов «Приемной комиссии».


8.

«Нет проблем!»

Способствовать осознанию своих профессиональных планов.

1. Группа делится на пары: воспитатель - подросток.

2. Задание: провести беседу с воспитателем, аргументировано убедив в целесообразности своих профессиональных планов.


9.

«Личная профессиональная перспектива (ЛПП)».

Составить схему личной профессиональной перспективы.

1. Предлагается раздаточный материал с заголовком ЛПП, состоящий из 14 строк. Каждая строка – это один компонент схемы ЛПП.

2. Группа делится на пары, затем для каждого компонента предлагается придумать по одному своему вопросу/

3. Каждая группа зачитывает по вопросу, остальные отгадывают, к какому компоненту ЛПП может относиться этот вопрос.

4. Обсуждение результатов.

3 Блок




^ Тема занятия

Цель

Содержание



1.

«Мир профессионального образования».

Познакомить с системой профтехобразования.

1. Уровни образования (общее, профессиональное образование), классификация.

2. Формы профессионального образования.

3. Государственные и негосударственные учебные заведения.


2.

«Основные пути продолжения образования после окончания школы».

Познакомить с профессиональными учебными заведениями области.

1. Знакомство с профессиональными учебными заведениями области.

2. Порядок приёма в учебные заведения.

3. Спрос на рынке труда.

4 Блок


3.

«Где и как искать информацию о рабочих и учебных местах».

Информировать воспитанников об имеющихся вакансиях, рынке труда.

1. Основные информационные источники о вакансиях.

2. Средства массовой информации.

3. Государственная служба занятости.

4. Объявления о поиске работы.

5. Поиск работы с помощью телефона.


4.

«Как правильно подготовить себя к действиям на рынке труда».

Способствовать осознанию своих личных и рабочих качеств.

1. Как правильно настроиться на поиск работы.

2. Правила позитивного влияния на работодателя.

3. Установки, которые мешают достигать успеха в ситуациях трудоустройства.


5.

«Как правильно подготовить документы».

Научить респондентов правильно подобрать и оформить документы для приёма на работу.

1. Официальные документы, представляемые работодателю.

2. Подготовка документов, оформление.

3. Основные принципы заполнения личного листка по учёту кадров.

4. Составление автобиографии.


6.

«Технология эффективного собеседования».

Рассказать об общих правилах проведения эффективного собеседования.

1. Подготовка к собеседованию.

2. Встреча с работодателем.

3. Основные принципы ведения деловой беседы.

4. Установление контакта.

5. Выслушивание.

6. Аргументация – демонстрация.

7. Ответы на вопросы.


7.

«А вот и Я!»

Повысить уровень готовности к собеседованию.

1. Игровая процедура предполагает следующие этапы:

Предлагается пройти собеседование при трудоустройстве;

Каждый участник записывает правила поведения поступающего при трудоустройстве;

Разыгрывается сценка собеседования (претендент и руководитель);

Остальные участники оценивают, насколько их действия правильны;

Обсуждение, известные правила, выделенные Д. Карнеги.


8.

«Моя карьера».

Способствовать осознанию необходимых профессиональных качеств

1. Динамика «врастания» нового сотрудника в коллектив, сложности, подстерегающие на пути.

2. Главные рабочие качества человека.

3. Полезные советы удержаться на работе и сделать карьеру.


9.

«Звёздный час …»

Помочь воспитанникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

1. Обсуждаются различные «радости» жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных групп.

2. Участники по очереди говорят о своих представлениях о «звёздном часе» конкретной профессии.

^ Содержание программы


  1. Блок
«В поисках своего призвания»

Цель: определение уровня развития общих способностей воспитанников; знакомство с миром профессий.

Содержание: Изучение базовых понятий курса. Определение профессиональной направленности. Углубление знаний о темпераменте; анализ природного фактора на профессиональное самоопределение. Построение классификаций профессий. Обучение стратегии выбора профессии. Информирование о рынке труда дальнего и ближнего зарубежье, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях. Самоанализ готовности к профессиональному старту.


  1. ^ Блок
«Я профессионал»

Цель: Закрепление профессиональных намерений и установок воспитанников на последующее самоопределение.


  1. ^ Блок
«Мир профессионального образования»

Цель: Знакомство с системой обучения.


  1. ^ Блок
«Подготовка к действиям на рынке труда»

Цель: Информирование о рынке труда.

Использованная литература


  1. А.П. Чернявская «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 96 с.

  2. Е.А. Климов «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: изд-во «Принтер», 1993.

  3. Как построить своё «Я» (под ред. В.П. Зинченко). – М.: Педагогика, 1991. 136 с.

  4. Климов Е.А. «Психолого – педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, сер. Педагог. и псих.».

  5. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.

  6. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно – методическое пособие.Л.М. Митина, Л.В.Брендакова (Под ред. докт. психол. наук Л.М. Митиной). – М.: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 184 с.

  7. Сычугова О.А. «Профессиональная реабилитация сирот и инвалидов в профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 80 с.

  8. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников». – М: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.

Литература для педагогов:


  1. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.

  2. Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.

  3. Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.

  4. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:

  5. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

Литература для детей:


  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.

  2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.

  3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.

  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.

  5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.

  6. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992

  7. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986

  8. Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.

Приложение №1

Опросник

для выявления готовности воспитанников к выбору профессии

(подготовлен профессором В.Б.Успенским)

Цель: определение готовности воспитанников к выбору профессии

^ Ход проведения: воспитанникам предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали профессию.

2. Основной мотив выбора материальные интересы.

3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.

4. Вы выбираете учебное заведение, потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома.

6.Если вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.

7.Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно кем работать, важно как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально важных качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.

14. Как Вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии.

18. Главное в выборе профессии возможность поступить в учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.

23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

В качестве «шпаргалок» для решения этой непростой задачи предлагаем Вашему вниманию размышления семейного и детского психолога Елены Громовой.

Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-то действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

— Надо сказать, что мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят, и не заставлять насильно ходить на те дополнительные занятия, которые ребенок выбрал. Некоторые родители говорят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это сказал? Ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены ГИА в школе, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

— Моему сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста, есть же еще что-то интересное. Я не знаю, посоветуйте .

— Мне кажется, что родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, уже так рано, но определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то, надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку интересно, помимо футбола. Футбол, в крайнем случае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузилось на футболе, то есть риск, что когда у него что-то не заладится на каком-то этапе, это может стать серьезным стрессом в его жизни именно в том случае, когда отступать будет некуда, если больше ничего нет.

Когда моя дочь подросла, и пришло время выбирать профессию, она очень долго затруднялась. Хотелось бы услышать совет психолога — как помочь подростку определиться с будущей профессией.

— Я думаю, что для начала стоит определить, что же все–таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять. Давайте, я о них расскажу немного подробнее.

«Человек- природа» . Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника» . Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система» . Это человек, которому интересно, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек» . К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ» . Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация» . Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя. Хотя надо сказать, что очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше относитесь, ведь это уже поможет Вам сузить круг.

Я бы еще сказала, что есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Есть люди – исполнители, очень хорошие исполнители. Им нужна такая работа, где для них все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой поработать до 12 часов или до 2-х часов ночи. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я больше исполнитель, или я больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

Вообще, при выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. Если совсем затруднительно с выбором, тогда стоит искать запасной вариант. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

— Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать профессию. Помогите, пожалуйста.

— Наверное, здесь все-таки стоит обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, чтобы понять, какие же все-таки есть сильные стороны. Я не верю, что в одном человеке вот так уж подобрано, что не за что зацепиться — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не раскрыто в человеке, потому что каждому из нас даются какие-то способности, но не все их раскрывают. Вероятно, в этом случае девочке не повезло, и она не разглядела — или родители не разглядели, не помогли ей увидеть в себе то, что она может выбрать. Предметы на «три» — это не показатель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть всегда, поэтому главное — разобраться в себе и найти какие-то зацепочки: что же все-таки больше нравится, что лучше получается.

— Посоветуйте, куда может подросток 15-ти лет, самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

— Во-первых, это школа, в которой он учился. В каждой школе есть ответственные за профориентацию, поэтому надо подойти к директору, к завучу, и спросить о том, кто же в школе отвечает за профориентацию. Иногда это бывает психолог, который совмещает эти две должности, иногда социальный педагог, иногда просто отдельный специалист, или просто учитель, который отвечает за профориентацию. Есть государственные бюджетные центры профориентации, где можно пройти бесплатную диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Моей дочке 17 лет, с детства увлекается танцами, поет, хотела бы стать «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Говорит: «Выбирай для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что мне делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…. Посоветуйте.

— Здесь я бы задалась вопросом: действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле, она и поет не очень, и танцует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо получается петь и танцевать, но есть какая-то заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда это уже личностные проблемы, которые надо решать. Если у нее все неплохо получается, может быть, она и решит эти проблемы и пойдет вперед. А потом – ведь стать «звездой», можно и имея высшее образование. Если девочка уже определилась с каким-то художественным направлением танца, пения – может, ей стоит пойти в музыкальное направление, и если ее там признают, возьмут, это будет для нее определённой поддержкой, что все-таки у нее что-то получается, и первым шагом на пути к своим мечтам. Но все-таки я бы сказала, что изначально добиться такого успеха, стать знаменитостью — это все-таки такой инфантильный запрос – в некотором роде детский, нормальный для подростка. Если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было, на что опереться и чем жить.

Я бы не стала рекомендовать маме поддаваться этому ощущению дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выбирай за меня, я пойду учиться, куда скажешь». Ответственность за выбор принимает человек – подросток, в данном случае. И то, что она для себя выберет, какое направление — она будет идти этим путем долгие годы. И очень легко свалить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожалуйста, пошла». Нет, извините, выбор делает все-таки сам человек, который будет этим путем и двигаться вперед. Поэтому маме нужно набраться сил и терпения, чтобы выдержать это и не поддаться на такие провокации. И все-таки необходимо обязательно поддержать дочь, потому что возникает такое ощущение, что дочке не хватает какой-то поддержки в этот момент, она разочарована, ведь ее мечтания и мысли о том, что она будет знаменитой, не воплощаются.

На самом деле, получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить. И я бы еще сказала вот о чем: образование отнюдь не заканчивается дипломом — есть профессии, где нужно учиться, и учиться постоянно. Поэтому переобучиться, пойти другим путем всегда можно, если ты умеешь и любишь учиться.

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач «Мамина школа»

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?