Процедура управления профессиональными рисками офисных работников. Профессиональные риски и специальная оценка условий труда

Сегодня все больше слышится разговоров о том, что будущее охраны труда — это оценка рисков. Безусловно это правильно, но тем, кто работает не в высоких кабинетах министерств, а на «земле» до конца не ясно что же делать с оценкой риска.

Обязательна эта процедура или еще нет? Если обязательна, то какими документами регламентирована? Можно ли сделать оценку риска самим или для этого обязательно нужно нанять стороннюю компанию? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить (по крайней мере, по состоянию государственного нормативного регулирования на дату написания этой статьи, а именно февраль 2018)

***
Нормативное регулирование

Нужно дождаться весны, чтобы увидеть запланированные изменения в 10 главе Трудового кодекса, которые обещают нам новые требования, по систематической оценке рисков работодателем.
Однако уже сейчас мы уже имеем дело с требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий. А для многих компаний это уже давно пройденный этап.
Во-первых, это всем привычная специальная оценка условий труда (СОУТ). Класс условий труда есть не что иное как риск развития у работника профессионального заболевания. Механизм проведения спецоценки достаточно близок к классическому способу оценки рисков. Общими являются следующие процессы: Идентификация опасностей; Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда; Информирование работников об условиях труда; Накопление статистических данных об условиях труда; Включение в трудовой договор характеристики условий труда; Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценивании рисков).
Самое существенное отличие СОУТ от оценки рисков, которое по сути выводит спецоценку из понятия управления риском, это статичность данной процедуры (периодичность проведения СОУТ 1 раз в 5 лет). Но тем не менее при оценке рисков обязательно учитываются результаты специальной оценки.
Во-вторых, для понимания обязаны мы делать что-то по охране труда или это только рекомендованная процедура, мы уже можем обратиться к чек-листам.
Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя наличие системы управления охраной труда (СУОТ). В нем два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При разработке положения о системе управления работодатель должен руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда №438н. Отдельно остановимся на пунктах типового положения регламентирующих процедуру оценки риска.

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (пункт 33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (пункт 34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (пункт 37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (пункт 39).

То есть, согласно положения, система управления охраной труда подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по охране труда в соответствии с выявленными опасностями.

Логично начинать оценку риска с выбора метода оценки

Существует несколько Стандартов описывающих методику выявления опасностей, в том числе в техногенных системах. Здесь мы не будем подробно их анализировать, скажем только, что все методы можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы основываются на данных статистики. Приемлема такая оценка только там, где соответствующая статистика набрана. Метод может быть применим в целом к отрасли, но даже для крупного предприятия метод в лучшем случае не сработает, а в худшем только помешает, ведь факт того, что неприятность еще не произошла, совсем не значит, то что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит (интервью, опрос сотрудников), аудит безопасного поведения, аудит организации рабочих мест и прочее.
Как правило, для удобства оценки принято применять чек-листы. Тут нужно понимать, что, не смотря на определенный приказом Минтруда №438н перечень опасностей (пункт 35), он не является закрытым и не достаточно просто распечатать их на бумаге и обозвать чек-листом.

Опрос работников

На проверочных листах вообще следует остановиться подробнее, потому что неграмотно составленный чек-лист сведет на нет всю работу. На практике очень часто этот процесс представляет собой отправку руководителю подразделения опросника где содержатся пункты следующего содержания: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и в том же духе. Само-собой бригадир ответит утвердительно на все пункты и отправит анкету назад. Получивший ее специалист удовлетворенно зафиксирует низкий уровень риска, что в принципе и было нужно всем участникам процесса. Понятно, что это не имеет ни чего общего с настоящей оценкой риска.
Даже если предположить, что локальный руководитель в полной мере осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией и уровнем вовлеченности, ему как владельцу риска практически невозможно оценить его реальный уровень. Происходит это из-за целого набора психологических и профессиональных барьеров, которые мы уже и не будем сейчас повторяться. Остановимся мы на механизме аудита.
Для проведения грамотной оценки нам нужен человек со стороны (штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт). Его задача осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемый инструмент и познакомиться с рабочими процессами. При этом следует понимать, что, работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать примеры идеально безопасного поведения. Здесь следует обращать внимание на детали. Такие, например, как резкую смену или остановку работы или оперативный поиск СИЗов при вашем появлении.
Но сколько бы времени эксперт не провел в подразделении, он все равно не изучит все возможные варианты выполнения работы. Вот тут кроме интервьюирования работников и их руководителей нам ничего не поможет. Только вопросы следует задавать не «в лоб» типа: «Вы прошли инструктаж?», а спрашивать: «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа начисто разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила - следует вывод о формальности процесса. Анализируя совокупность полученных ответов, мы можем сделать вывод о том, каков уровень риска нарушения правил безопасности в подразделении.

Механизмы визуальной оценки

Мы подобрали в интернете картинки для наиболее яркой иллюстрации примеров для анализа.
Пример анализа используемого инструмента:

Два ножа для распаковки коробок, при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности.

Пример анализа рабочего места:

Свободно болтающиеся провода одна из главных причин падения в офисе.

Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
Пример анализа рабочего пространства:
Нарушение правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только рабочего допустившего нарушение, но и остальных участников рабочего процесса.
Пример анализа рабочего процесса:

Склады традиционно являются самыми наглядными примерами небезопасного поведения.

Отсутствует ограждение места проведения работ. Существует риск наезда транспорта на работника.

Отсутствие средств защиты при проведении работ в комментариях не нуждается.
Конечно это только некоторые и наиболее яркие примеры. На практике все намного сложнее и требует глубокого погружения в изучение работы компании.

Карты риска

Разберем пример составления карты анализа риска для самого распространённого риска - «риска падения».
Форма карты риска разрабатывается исходя из того, что она должна включать в себя следующие основные пункты:
Производственный процесс. Процесс в результате, которого возможна эскалация риска в нашем случае будет носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».
Опасное событие может иметь варианты (необязательно все они должны присутствовать в анализируемом подразделении):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

Могут быть и другие события, связанные с выполнением работы, которые мы не учли.
Меры управления риском. Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.
Обязательно оценивается вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события. Для этой оценки вполне приемлем «матричный метод» о котором мы тоже уже рассказывали.
Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по компании.
Удобно представить их в виде таблицы:

Шапка карты идентификации риска

Наименование

производств-енного

процесса

Опасность Опасное событие Последствия

Условия

возник-новения

опасного

события

Существующие

меры

управления

Оценка риска Ссылка на Карту анализа риска (для средних и высоких рисков)

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника. Исходя от степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4).

Идентификация опасностей – выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Процедура идентификации риска заканчивается составлением перечня и кратким описанием опасностей.

Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, с учетом тяжести этого вреда (статья 2 закона о Техническом регулировании).

Риск – частота реализации опасности (R) . Это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности (N) .

Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (Р 2.2.1766-03. 2.2. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников).

Основные принципы управления профессиональными рисками (Р 2.2.1766-03. 2.2):

  • активное взаимодействие работодателей, работников в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников;
  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников;
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганда здорового образа жизни.

При выборе комплекса мер профилактики (управление риском) следует руководствоваться следующими приоритетами (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»):

  • устранение опасного фактора или риска;
  • борьба с опасным фактором или риском в источнике;
  • снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы;
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.

Принципы обеспечения безопасности :

  1. Гуманизация – при проектировании процессов, оборудования, организации труда центром внимания должны быть человек, его безопасность, удобство работы, тепловой и физиологический комфорт.
  2. Техническиегерметизация, экранирование, слабого звена, прочность и т.д.
  3. Ориентирующие – знаки безопасности, классификации, нормирование и т.п.
  4. Управленческие – контроль, планирование, стимулирование и т.п.
  5. Организационные – защита расстоянием, временем, профотбор, обучение.

Компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Виды компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени ;
  • доплаты за условия труда в соответствии с перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и на основании специальной оценки условий труда ;
  • ежегодные дополнительные отпуска;
  • льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списками № 1 и № 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания.

ГОСТ 12.0.230-2007 «Cистема управления охраной труда. Общие требования», ставит основной задачей переход от реактивного управления охраной труда (компенсации за вред здоровью) к преактивному (предупреждение вреда), т.е. система управления охраной труда должна быть направлена не на реагирование на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания, а на их профилактику.

Тема 2.2 Функционирование системы управления охраной труда на предприятии

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, руководитель должен организовать безопасный труд своих подчиненных и работу по охране труда в руководимом им учреждении. Для этого необходимо:

  • распределить и закрепить приказом обязанности по охране труда среди руководителей и специалистов;
  • создать службу охраны труда;
  • организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и делать в сфере охраны труда;
  • обеспечить работников всем необходимым для выполнения требований охраны труда;
  • организовать контроль, оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами: специальной оценки условий труда, текущего, постоянного и многоступенчатого контроля, внутреннего и внешнего аудита).

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда - предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Решение о создании СУОТ в учреждении должно принимать на добровольной основе его руководство. Она должна быть создана по всем требованиям российского законодательства и международных документов. Основные требования к созданию систем управления охраной труда вытекают из требований трудового кодекса РФ, федеральных законов в сфере охраны труда, ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации». Все они направлены на повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения.

СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого она должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности конкретного учреждения.

Руководитель организации должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с ТК РФ ст.212. При этом необходимо:

Определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятель­ность организации;
-выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определить политику, цели и задачи учреждения в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему менеджмента организации в виде подсистемы.

Финансирование охраны труда – за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных, внебюджетных источников, за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.В ТК РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходы работодателя на мероприятия по охране труда:

  • на замену оборудования,
  • на улучшение условий труда;
  • материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на СИЗ и т. п.);
  • на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на обучение по охране труда);
  • на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Инструкции по охране труда для работника в организации разрабатывает руководитель подразделения. Сроки пересмотра инструкций по охране труда в организации — не реже одного раза в пять лет.

Список документов по охране труда в организации

  1. Приказ о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Приказ о назначении ответственных за охрану труда.
  3. Приказ об организации обучения по охране труда и проверки знаний у специалистов …
  4. Приказ о проведении инструктажей по охране труда.
  5. Приказ об утверждении перечня инструкций по охране труда.
  6. Приказ о выдаче работникам СИЗ.
  7. Приказ о выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
  8. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.
  9. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда с административно-управленческим персоналом и сотрудниками…
  10. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда для уборщика служебных помещений.
  11. Перечень должностей, освобожденных от прохождения первичного (повторного) инструктажа по охране труда.
  12. Перечень рабочих мест …, подлежащих специальной оценке условий труда.
  13. Перечень на I группу по электробезопасности.
  14. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  15. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  16. Журнал учета проведения занятий по охране труда и посещаемости слушателей.
  17. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу ООО…
  18. Журнал учета инструкций по охране труда.
  19. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  20. Журнал предписаний работника службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  21. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
  22. Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала и сотрудников…
  23. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе на ПЭВМ и ВДТ.
  24. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе с копировально-множительным аппаратом.
  25. Инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала …
  26. Инструкция по охране труда для сотрудников, выполняющих служебные задания вне территории и помещений организации.
  27. Инструкция по охране труда для кладовщика.
  28. Инструкция по оказанию первичной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
  29. Инструкция о действиях сотрудников в случае обнаружения пожара.
  30. Личные карточки учета выдачи СИЗ.
  31. Личные карточки учета выдачи смывающих средств.
  32. Распоряжение о назначении ответственного за проведение инструктажа и присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу …
  33. Положение о системе управления охраной труда.

Тема 2.3 Обучение в области охраны труда

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 212) в обязанности работодателя входит обучение работников безопасности труда.

Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда и пожарной безопасности подразделяются на:

  • вводный,
  • первичный инструктаж на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Нормативная база:

Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Повторные инструктажи по охране труда
Работники организаций полгода / квартал +
Повторные инструктажи по пожарной безопасности
Работники организаций год +
Работники организаций, имеющих пожароопасное производство полгода +

Обучение по охране труда

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций можно проводить непосредственно в организации по соответствующей программе (разработанной самостоятельно), либо в обучающей организации, имеющей аккредитацию на обучение по охране труда.

Если обучение проводится внутри организации, то для проведения проверки знаний требований охраны труда у сотрудников создается постоянно действующая комиссия, стоящая минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов комиссий по проверке знаний.

Обучение проводится не реже одного раза в 3 года.

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ

Работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу.

Порядок, форма и периодичность обучения устанавливаются работодателем в зависимости от видов выполняемых работ.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании.

Нормативная база для обучения:

  1. ГОСТ 12.0.004 – 90 «Организация обучения безопасности труда».
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Отраслевые правила по охране труда.
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий в зависимости от видов работ (1 раз в год) + +

Обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим

Работников рабочих профессий в течение одного месяца после приема на работу необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим.

Периодичность – не реже одного раза в год.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании при наличии комиссии по проверке знаний, состоящей минимум из трех уже обученных сотрудников.

Нормативная база для обучения:

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Персонал, причастный к работам на высоте делится на три группы:

  • 1 группа – рабочие, непосредственно выполняющие работы на высоте;
  • 2 группа – руководители работ — мастера, бригадиры; руководители стажировки; ответственные исполнители работ по наряду-допуску;
  • 3 группа – должностные лица (ответственные за безопасную организацию и проведение работ на высоте; ответственные за проведение инструктажей; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр СИЗ; ответственные за выдачу наряда-допуска; ответственные руководители работ по наряду-допуску; руководители и специалисты, утверждающие ППР; специалисты по охране труда; члены аттестационных комиссий и преподаватели учебных центров).

Обучение можно проводить непосредственно в организации при наличии постоянно действующей комиссии по проверке знаний либо в обучающей организации.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, имеющих 3 группу.

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ МЧС от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность 3 года +* +
Руководители и специалисты подразделений взрывопожароопасных производств 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Электробезопасность

Существуют 5 квалификационных групп по электробезопасности.

I группа присваивается неэлектротехническому персоналу. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях.

Группы с II по V присваиваются электротехническому, электротехнологическому и административно-техническому персоналу.

Для организации эксплуатации электроустановок руководитель назначает ответственного за электрохозяйство. Ответственный за электрохозяйство должен иметь IV группу в электроустановках напряжением до 1000 В и V группу — выше 1000 В. Разрешено не назначать ответственного за электрохозяйство, если в компании отсутствует оборудование, питающееся от сети напряжением выше 380 В.

Руководителю организации, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
  2. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Неэлектротехнический персонал (I группа) 1 год +** +
Электротехнический, электротехнологический персонал 1 год +*** +
Административно-технический персонал и специалисты по ОТ, инспектирующие электроустановки 3 года +*** +

** Инструктаж проводит сотрудник компании с группой по электробезопасности не ниже III.

*** Комиссия в составе не менее пяти человек, все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности, причем председатель и не менее двух членов комиссии должны пройти обучение в Ростехнадзоре.

Промышленная безопасность

Должностные лица организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, должны проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Подготовка может проводиться либо в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах, либо в режиме самоподготовки. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Приветствую, уважаемые друзья! Всем, кто хочет подружиться с оценкой рисков и управлением их уровней, да и для тех, кто уже в теме, предлагаю ознакомиться с рабочим материалом, которым поделилась наша коллега и подписчица Екатерина Звягина. Так что не забудьте в конце этой заметки поставить рейтинговую звёздочки и в комментариях сказать мерси или конструктивно обозначить замечания и предложения.

Идентифицируем опасности и управляем уровнем риска в организации

Катя не только скинула пример идентификации опасностей и управления уровнем риска, но и снабдила документы пояснительным сообщением. Цитирую:

Здравствуйте, коллеги!

Сразу хочу отметить, что данный стандарт – это внутренний локальный документ нашей организации, но на его основе, Вы сможете разработать что-то свое, где-то упростить (усложнять его уже некуда)), и ввести эту процедуру в действие у себя на предприятии)). Так как Вас очень много, направляю разработанную карту оценки для образца.

Итак, есть два пути проведения данной процедуры – простой и более точный и правильный:

Простой — определяемся с производственными процессами, которые обязан выполнять Ваш работник в течении рабочего времени (из инструкций), берем инструкции по видам работ и профессии (которые входят в программу первичного инструктажа на рабочем месте) и выписываем от туда опасные и вредные факторы, подстерегающие работника на его рабочем месте (кроме факторов, уже обозначенных в СОУТ) — это у нас «Опасность», каждый фактор делим на возможные последствия в случае возникновения «Опасности» — это у нас «Опасное событие», и далее описываем последствия.

На основании данных карт идентификации в последствии разрабатывается план мероприятий по устранению высоких рисков и снижению уровня средних и низких рисков.

Второй путь — нужно определиться с производственными процессами т.е. начиная с того момента, когда нога работника переступила порог Вашего предприятия (ну либо транспорта, на котором Вы доставляете этого работника к месту производства работ) и заканчивая тем же только в обратном направлении)) и разбираете пошагово, где он ходит и чем занимается (передвижение по скользким поверхностям, нахождение вблизи вращающихся и движущихся механизмов) в общем все, что может его подстерегать, где бы он не находился и что бы не делал в процессе рабочего времени. И далее все как описано в первом варианте.

Знакомим работников под роспись и живем спокойно, так как оповестили их обо всех опасностях и рисках и мерах по снижению.))

Я надеюсь данная информация для вас полезна.

Прошу написать мне в комментариях о своих впечатлениях и размышлениях по этому поводу, если не затруднит)

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Комплект рабочих документов по идентификации опасностей и управления уровнем риска

На этом всё. Про звёздочки говорил 😉

Продолжение следует...

Жизнь человека, как свободного существа, тесно связана с выбором и в результате, неизбежно столкновение с такими явлениями как риск и опасность. Что означает понятие опасности и риска, и как можно управлять ими?

Понятие опасности и риска

Опасность - это возможность либо вероятность возникновения такой совокупности различных факторов, при которой конечный результат окажет негативное воздействие, в данном случае - на человека. Если же говорить проще, то это вероятность того, что произойдет некоторое нежелательное событие. В деятельности человека невозможно достичь абсолютной безопасности в чем-либо, то есть, не может быть ситуации, в которой шанс нежелательного события равен нулю. Для человека может быть два источника опасности: естественный (природные катаклизмы) и искусственный (вызванный деятельностью человека). Закономерно, что с повышением темпов развития цивилизации растет количество искусственных опасностей.

Последствия воздействия опасности

Последствия воздействия опасности на человека могут быть таковы:

  • дискомфорт;
  • заболевание;
  • травма;
  • летальный исход.

Риском называют совокупность вероятности и последствий. Таким образом, чем выше один из этих показателей, тем выше риск.

Риск как мера опасности

Зная вероятность определенного нежелательного события и вероятные его последствия можно определить степень риска, в этом случае это будет прямой показатель опасности.

Оценка риска опасности важна во всех сферах человеческой деятельности, управление риском называют риск-менеджмент и благодаря правильному применению можно максимально обезопасить себя, своих близких, предприятие и тд.

Правильное взвешивание риска дает человеку возможность делать правильный осознанный выбор, четко осознавая что он может при этом потерять. Как правило, люди меньше всего готовы рисковать жизнью и здоровьем, в таких ситуациях выбор может сделан в пользу любого варианта ради избежания такой опасности.

Как научиться управлять риском

Для того, что бы повысить навык риск-менеджмента, необходимо читать соответствующую литературу, обучающие пособия, а также развивать аналитические способности мозга. В совокупности эти навыки помогут вам значительно сократить степени риска во всех сферах жизни.

Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Целью управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Элементы системы управления профессиональными рисками:

I. Политика управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению

II. Планирование работ по управлению профессиональными рисками

III. Процедуры системы управления профессиональными рисками

IV. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

V. Анализ функционирования системы управления профессиональными рисками

Требования к элементам системы управления профессиональными рисками:

1. Требования к политике управления профессиональными рисками, целям и программам

Политика в области управления профессиональными рисками должна:

  • Соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками (СУПР).
  • Включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.
  • Регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии.
  • Быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики в области охраны труда.

Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. Устанавливая цели, работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками. им на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.

Программы в области управления профессиональными рисками должны включать:

  • Установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями.
  • Технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

2. Требования к планированию внедрения системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений.


Планирование должно включать анализ следующей основной исходной информации:

  • Данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании.
  • Результаты анализа производственного травматизма.
  • Результаты анализа профессиональных заболеваний.
  • Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • Результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.

Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя.


Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.


Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.


Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

3. Требования к организации и внедрению системы управления профессиональными рисками

В рамках организации и внедрения системы управления профессиональными рисками на работодателе лежит обязанность по обеспечению функционирования всех необходимых процедур.


Работодатель должен обеспечить функционирование следующих процедур:

  • Обучения и подготовки персонала.
  • Идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков.
  • Управления профессиональными рисками.
  • Документирования системы управления профессиональными рисками.
  • Информирования работников и их участия.
  • Подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

4. Требования к контролю функционирования системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.


Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

  • Мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков.
  • Мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний.
  • Мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на оценку результативности системы управления профессиональными рисками в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.