Какими нпа регулируется. Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Нормативный правовой акт - это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Нормативные акты в России подразделяются:

1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия на:

Общефедеральные;

Нормативные акты субъектов Федерации;

Органов местного самоуправления;

Локальные.

3) в зависимости от срока действия - на:

Неопределенно-длительного действия;

Временные.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

Он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

В идеале он должен выражать волю и интересы народа;

Он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

Он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Ростовской области о муниципальной службе в Ростовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

По субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

По характеру (текущие и чрезвычайные);

По сферам действия (общефедеральные и региональные);

По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

По значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

По объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера);

2) постановления Правительства РФ - обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и Т.п.;

4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):

По истечении срока действия акта, на который он был принят;

В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов.

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Международные нормативные правовые акты

  1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник международных документов. - М.: Норма, 2004. - С. 39-44.
  2. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 163.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 1831.
  5. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. Ст. 127.
  6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. N 2. - С. 19.
  7. Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) // Советская юстиция. 1991. N 20. - С. 19.
  8. Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - М., 2002.
  9. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). // Текст устава официально опубликован не был.
  10. Устав Совета Европы (Лондон, 5 мая 1949 г.) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1390.
  11. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N 5(76) "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" // Российская юстиция. 1997. N 6.
  12. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N 8(78) "О юридической помощи и консультациях" // Российская юстиция. 1997 г. N 6.
  13. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г. "Эффективное предупреждение и расследование внезаконных, произвольных и суммарных казней" // Советская юстиция. 1992. N 7-8. С. 36.
  14. Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.) // Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - М., 2002.
  15. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию" // Российская юстиция. 1997. N 6.
  16. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных" // Текст рекомендации официально опубликован не был.
  17. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; Научный ред. доктор юридических наук В.И. Лысенко. - М.: Весь Мир, 2004 г. - С. 335.
  18. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; Научный ред. В.И. Лысенко. - М.: Весь Мир, 2004 г. - С. 355.
  19. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.) // Советская юстиция. 1992 г. N 6.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

20. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 21 октября 1994 года // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят 22 декабря 1995 года // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

26. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

27. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 5432.

28. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4921.

29. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30 Ст. 3012

30. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).

31. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

32. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

33. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

34. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

35. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

36. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

37. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

38. Федеральный закон от 20.12.2004 N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 23 декабря.

39. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

40. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

41. Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 774.

42. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176.

43. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

44. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. N 22. 1998. Ст. 2331.

45. Федеральный закон от 28.10.2003 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4262.

46. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990

47. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

48. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

49. Закон г. Москвы от 04.10.2006 N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

50. Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998

51. Указ Президента РФ от 25.09.2004 N 1237 "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941

52. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

53. Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3768.

54. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

55. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

56. Федеральный закон от 28 октября 2003 года N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

57. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 22 июля 2008 г.) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

58. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5267.

59. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4011.

60. Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6233.

61. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

62. Закон РФ от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

63. Закон РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" // Вестник Верховного Суда РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

В данной статье подробно рассказывается про примеры нормативно правовых актов, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России принимается большое количество нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность органов власти, предпринимателей, физических лиц. Они необходимы для обеспечения законности совершаемых действий. Во все времена их существование было неотчуждаемым в любом государстве, в том числе и российском. Без них мир наполниться беззаконностью, самоуправством и беспринципностью, которые пагубно скажутся на развитии общества в целом.

Что такое нормативно правовой акт

Знание основных законов и актов необходимо любому человеку. Учиться основам юриспруденции никогда не поздно. Это поможет избежать спорных ситуаций, когда одна сторона считает себя правой, но не имеет на это веских обстоятельств. Так же, знание юридических терминов и основных понятий, поможет не совершить какое-либо противоправное деяния. Что же такое нормативно правовой акт? Этот вопрос не так уж и сложен, поэтому и ответ на него весьма прост.

В настоящее время нормативно правовым актом называют документ, который регламентирует отношения общества. В России существует несколько видов НПА, которые имеют свою классификацию. Их различают согласно некоторым признакам, к которым относятся:

Временной. В зависимости на какое время был принят тот или иной акт, например краткосрочный, на определенный период и долгосрочный, предназначенный для внедрения на неопределенное время;

Субъективный. Он представляет собой такой признак, когда НПА принимаются для определенного круга лиц, например федеральные, для всей России, региональные, для отдельных областей и регионов, административные, для каких-либо муниципальных образований, локальные создаются для отдельных предприятий;

Инициативный. Этот признак определен кругом органов власти, кем был создан НПА, например федеративный, органами гос. власти, административными образованиями и после проведения народного референдума.

Надо заметить, что нормативно правовые акты, созданные высшими органами власти имеют большую юридическую силу, чем законы административных округов и тому подобное.

Основные виды нормативно правовых актов

НПА могут быть созданы в разных видах и разные по юридической силе. Самыми сильными считаются Законы. К ним относятся:

Конституция РФ, которая является самым главным российским законом. Ее несоблюдение влет за собой соответствующую ответственность. Она всегда неотчуждаема и создана на долгосрочный период пользования;

Федеральные законы. Они представляют собой такие НПА, которые регламентируют общественные отношения во всех сферах жизни. Так же к ним относятся конституционные федеральные законы, которые призваны обеспечивать исполнение конституции РФ. Кроме того, федеральным законом можно назвать и различные кодексы РФ, такие, как административный, уголовный, гражданский и другие;

Региональные НПА, к которым относятся субъективные законы регионов России. Их исполнение обязательное, но они не должны противоречить Конституции РФ, а так же другим федеральным законом РФ.

Так же на территории Российской Федерации принимается множество подзаконных актов, которые не должны противоречить основным законам. К ним могут относиться:

  • Различные Постановления Президента, его указы;
  • Распоряжение правительства Российской Федерации, его постановления;
  • Решения органов местного самоуправления;
  • Приказы Министерств. Любых, которые существуют в России;
  • Локальные акты, которые принимаются в организации, например для организации трудовой дисциплины.

На что обращены НПА

Нормативно правовые акты имеют свое призвание и обязаны обеспечить законность всех действий, совершаемых любыми лицами на территории Российской Федерации. Например, Конституция РФ, должна обеспечить права и обязанности человека, личности. Она защищает сохранность его личной, семейной тайны.

Кодексы Российской Федерации направлены на квалифицированнее преступлений и предъявление наказаний в отношении какого-либо преступления. Например, уголовный кодекс РФ призван обеспечить законную ответственность всех уголовных преступлений, к которым относятся, тяжкие по своему составу деяния. Административный кодекс РФ предусматривает ответственность за слабые нарушения.

Принятые федеральные законы не обеспечивают ответственности за преступление, но регламентируют деятельность того или иного лица. Они всегда обязательны для исполнения, но наказание за их игнорирование предусмотрено кодексами РФ.

Нормативно правовые акты обязательные официальные документы, которые имеют разную юридическую силу и обязательные для исполнения всеми лицами, проживающими на территории Российской Федерации.

В этой статье вы узнали, что такое примеры нормативно правовых актов. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.

Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.

Что такое НПА?

Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

Признаки НПА

Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:


Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

НПА в странах романо-германской правовой семьи

Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ - это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

  • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт - НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
  • Согласно субъекту, издающему НПА - акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Законы и подзаконные акты: в чем разница?

Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.

Правотворчество

С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:

  1. Подготовка проекта нормативного акта.
  2. Обсуждение проекта.
  3. Согласование проекта с соответствующими органами власти.
  4. Принятие нормативного акта и его подписание.
  5. Оглашение НПА в официальных источниках.

Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.

Регистрация НПА

В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации.
Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.

Экспертиза актов правотворчества

Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

Международные нормативные акты

Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений.
Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.

Заключение

В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.