Демографическая политика российской федерации в контексте обеспечения национальной безопасности. Реферат демографическая безопасность россии

Президенту России Владимиру Путину предложили учредить концепцию демографической безопасности. Письмо с соответствующей инициативой российскому лидеру направил председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его мнению, без решительных действий к концу столетия население страны может сократиться вдвое, что приведёт к снижению геополитической значимости России.

РИА Новости

Президенту Владимиру Путину предлагают учредить концепцию демографической безопасности, чтобы совместно с Совбезом обеспечить уровень рождаемости, необходимый для самовоспроизводства нации в будущем. Письмо с соответствующей инициативой (есть в распоряжении RT) направил президенту председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов.

Он пояснил, что с 2025 года в стране прогнозируется демографический спад — в репродуктивный возраст вступило сравнительно немногочисленное поколение тех, кто появился на свет в кризисные 1990-е годы (в это время наблюдалось общероссийское падение уровня рождаемости).

По словам Крупнова, российским властям уже сейчас нужно предпринять действия для повышения рождаемости, чтобы обеспечить суверенитет нации в будущем, так как в ближайшие десятилетия мировую политическую повестку станут определять «миллиардные цивилизации» — Китай и Индия, а также западный мир, включающий население Америки, Великобритании и Евросоюза.

«150-миллионной России на этом геополитическом ристалище места попросту может не быть. Вернее, точно не будет. Основным обязательным параметром суверенности нации уже через 20-30 лет станет количество населения», — пояснил он.

Если не предпринять решительных действий по улучшению демографической картины, к концу столетия население России сократится вдвое, уверен Крупнов. По информации Росстата на 2017 год, в нашей стране проживает 146,8 млн человек.

  • Прогноз рождаемости и смертности в России до 2050 года

Владимир Путин неоднократно высказывался о важности демографического развития страны. Так, 3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию он заявил, что долгосрочная, независимая от конъюнктуры повестка работы — сбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов.

16 мая 2017 года премьер России Дмитрий Медведев на встрече с работниками Невского завода рассказал о планах разработать госпрограмму поддержки рождения первенцев.

Стратегическая программа

В концепции демографической безопасности автор инициативы предлагает прописать стратегию государственной политики в демографической сфере на ближайшие десятилетия. Согласно документу, основной целью на ближайшие 20 лет должно стать увеличение количества многодетных семей до половины от всех семей в России. По данным Росстата за 2010 год, в России проживает около 17,5 млн семей. Из них с одним ребёнком — 67,4%, с двумя — 26,8%, а с тремя и более — лишь 5,8%.

Для достижения этой цели Крупнов призывает организовать стратегическую президентскую программу «Сбережение народа: многодетная страна», которая включит в себя введение льгот по ипотеке, «родительских зарплат» и строительство «городков демографического будущего» на выделяемых многодетным семьям землях.

Для стимуляции рождаемости предлагается учредить звание демографического героя России с одноимённой медалью, которая будет вручаться при рождении четвёртого ребёнка. Кроме того, в письме предлагается принять закон «О статусе многодетных семей», который в том числе призван классифицировать семьи в зависимости от количества в них детей и обозначить льготы для каждой группы. При этом Крупнов считает, что в данной системе налог на малодетность «занял бы своё подобающее законодательное место».

RT ранее сообщил, что число семей с тремя и более детьми в стране за шесть лет увеличилось на 25% — с 1,25 до 1,56 миллиона.

  • globallookpress.com
  • Kremlin Pool

Больше многодетных, меньше абортов

Президент Ассоциации многодетных семей Московской области, мать четверых детей Елена Фоминых поддержала предложение утвердить концепцию демографической безопасности. В документе, по её мнению, следует прописать получение безусловных регулярных пособий многодетной матери от государства.

«Материнский капитал — это, конечно, хорошая поощрительная мера. Но это не то, что способно стимулировать рост числа многодетных семей, поскольку маткапитал выдаётся единожды в жизни, а не на каждого ребёнка. Чаще всего многодетная мать не работает, так как вынуждена обслуживать своих детей. А чтобы получить ничтожно маленькие пособия и другие блага, государство требует, чтобы мать была трудоустроена. То есть такой замкнутый круг, которого не должно быть», — пояснила Фоминых.

  • Прогноз численности населения России до 2050 года
  • Институт демографии, миграции и регионального развития

Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина уверена, что в стране следует создать инфраструктуру, чтобы семьи были заинтересованы в рождении детей.

«Большие семьи должны чувствовать поддержку государства, — поясняет депутат. — Задача власти состоит в том, чтобы предоставить родителям стартовые условия и обеспечить им все возможности для самостоятельного заработка. А это значит, что нужно активнее решать жилищные проблемы многодетных семей, развивать дошкольное образование, уделяя особое внимание организации ясельных групп в детских садах».

При этом государственная политика в отношении многодетных семей не должна поощрять социального иждивенчества, отметила Пушкина. Она добавила, что важна инициативность самих родителей, и прежде всего — их общественных объединений, которые должны помогать властям разрабатывать варианты решения их проблем.

Член комиссии общественной палаты России по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова считает, что в концепцию следует включить положения о развитии сети кризисных центров для женщин, желающих сделать аборт.

«Если есть серьёзная сеть кризисных центров, можно сократить число абортов. Таких центров очень мало по стране. Сейчас в России не развита поддержка женщин, которые попадают в подобную ситуацию. Если женщина забеременела от мужчины, а тот её бьёт и выгоняет на улицу, то она должна иметь возможность обратиться в кризисный центр, чтобы там родить, восстановиться и встать на ноги», — подчеркнула член Общественной палаты.

Зимова добавила, что психологи, работающие при клиниках и женских консультациях, должны стараться разубедить женщин делать аборт. Но подобная практика сейчас не развита в нашей стране, и врачи готовы прервать беременность практически по первому обращению.

Подпишитесь на нас

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

  • содержание понятий "демографическая безопасность" и "демографическая экспансия";
  • основные демографические угрозы для развития современного общества;

уметь

  • грамотно пользоваться частными показателями, применяемыми для характеристики различных аспектов демографической безопасности;
  • анализировать состояние и динамику ключевых параметров демографической экспансии;

владеть

  • методами измерения интегрального уровня демографической безопасности общества;
  • приемами оценки процесса и последствий демографической экспансии.

Понятие и основные аспекты демографической безопасности

На протяжении всей истории развития человечество сталкивалось с теми или иными угрозами, которые проявлялись в политической, военной, экономической, социальной и других сферах. В связи с этим постоянно приходилось серьезно задумываться о политической, военной, экономической, социальной и иных видах безопасности общества.

В последние годы в научной литературе, средствах массовой информации (СМИ), публичных выступлениях общественных деятелей из самых различных стран все чаще стала фигурировать терминология, прямо или косвенно связанная с понятием демографической безопасности. В XXI в. острое осознание актуальности и важности демографической безопасности в контексте управления обществом вызвано широким спектром причин .

Прежде всего, в подавляющем большинстве государств наблюдается возрастание роли демографического компонента и усиление его влияния (чаще всего негативного) на развитие общества. Вследствие этого национальные правительства объективно вынуждены признать существование целого ряда демографических проблем, которые достигли статуса серьезных угроз. При этом отдельные страны, например Беларусь, Казахстан, уже активно включились в работу, направленную на разработку и совершенствование законодательства, предопределяющего подходы, принципы и способы обеспечения демографической безопасности общества.

С исторической точки зрения сама идея демографической безопасности как важнейшего фактора социально-экономического развития была высказана еще в начале XVIII в. маршалом Франции Себастьеном де Вобаном. В книге "Проект королевской десятины" он размышлял о том, как величие королей связано с числом подданных, составляющих, по его мнению, силу, богатство и благополучие любой страны. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в письме к графу И. И. Шувалову "О сохранении и размножении российского народа" (1861) утверждал, что величие государства российского будет прирастать не только за счет расширения его пределов, но и за счет роста численности населяющих его народов. А в XX в. известнейший французский демограф Альфред Сови неоднократно и не без оснований обращай внимание мирового сообщества на проблемы народонаселения, которые настолько капитальны, что те, кто их игнорирует, жестоко поплатятся за это.

Чтобы разобраться в содержании категории "демографическая безопасность", в первую очередь необходимо оттолкнуться от собственно безопасности, так как в противном случае трудно понять специфику более частного предмета познания. В обыденном смысле слова безопасность представляется сложной категорией и подразумевает такое состояние любой системы, которое предполагает либо отсутствие самой опасности (как явной, так и скрытой), либо способность успешно противодействовать возникающим угрозам. По существу каждая система безопасна в двух случаях: когда у нее нет никаких опасностей или она имеет необходимый запас прочности, чтобы справиться с негативно воздействующими факторами. Причем все опасности могут носить как внутренний, так и внешний характер. Внутренние опасности, как правило, возникают в самой системе и обусловлены особенностями ее развития. Внешние главным образом находятся вне системы и могут как накладываться на внутренние опасности, так и существовать независимо от них. Одновременно сложный механизм безопасности усугубляется тем обстоятельством, что она может быть рассмотрена на глобальном, государственном, региональном и местном уровнях, интересы которых могут не только совпадать, но и противоречить друг другу.

Специфика демографической безопасности как категории заключается в том, что она пронизывает все без исключения сферы, сегменты и секторы жизнедеятельности. Поэтому ее невозможно представить в отрыве от других разновидностей национальной безопасности (рис. 6.1).

Логика представленного рисунка сводится к тому, что население выступает в качестве основополагающего объекта, без которого политическая, военная, экономическая, социальная, культурная и прочие виды национальной безопасности не имеют практического смысла. Только применительно к людям любая угроза приобретает реальные очертания посредством проявления своего негативного воздействия, а поэтому демографическая безопасность остается многоаспектной, междисциплинарной категорией, взаимодействующей со многими явлениями и процессами, протекающими в современном обществе.

Рис. 6.1.

Таким образом, демографическая безопасность - защищенность социально-экономического развития от демографических угроз, обеспечивающая как минимум сохранение геополитического, экономического, этнического и иного статуса государства.

Чтобы иметь возможность не только рассматривать, но и измерять степень защищенности общества от различных демографических угроз, приходится объективно вести разговор об аспектах демографической безопасности, без которых любые теоретические рассуждения не имеют практического значения. При этом необходимо осознавать, что все важнейшие аспекты демографической безопасности "привязаны" к фактическим условиям места и времени. Таким образом, один и тот же процесс может вызывать не только противоречивые, но и прямо противоположные оценки. Например, рост численности населения для одних государств может являться бедствием национального масштаба, а дія других - желанным результатом.

По аналогии с безопасностью вообще обеспечение демографической безопасности также предполагает защищенность общества как от внутренних, так и от внешних демографических угроз. Внутренние связаны с неблагоприятными демографическими параметрами и тенденциями развития самой популяции, а внешние зависят от динамики демографической обстановки за пределами определенной территории (страны, области и т.п.).

Отличительной чертой демографической безопасности служит ее ориентация на параметры ситуации, сложившейся в сфере населения, а также их тесная взаимосвязь со всеми ключевыми процессами социально-экономической деятельности. Поэтому среди важнейших аспектов потенциальных демографических угроз традиционно выделяются :

  • 1) изменение численности населения;
  • 2) особенности размещения населения;
  • 3) трансформация структуры населения;
  • 4) динамика естественного движения населения;
  • 5) динамика миграционного движения населения;
  • 6) параметры воспроизводства населения.

Численность населения, представляющая количественную характеристику совокупности лиц, проживающих на определенной территории, является важнейшим параметром демографической обстановки. Среди возможных угроз, связанных с уровнем и динамикой числа жителей, присутствуют:

  • депопуляция;
  • быстрый (очень быстрый) рост численности населения;
  • сокращение удельного веса жителей страны в численности населения региона, мира и т.п.;
  • увеличение удельного веса жителей страны в численности населения региона, мира и т.п. и др.

В первую очередь необходимо отметить, что численность населения всегда имеет ярко выраженный международный и геополитический подтекст, особенно с позиций весомости, динамики, места в мире или конкретном регионе планеты. Число жителей нередко выступает серьезным аргументом в решении тех или иных политических вопросов. А достигнутое страной место но численности населения фиксирует се роль не только па демографической, по и на социально-политической, экономической и иных картах земного шара. Рост или сокращение числа или удельного веса жителей того или государства практически всегда рассматриваются с точки зрения успехов или неудач социально-экономического развития. При этом падение численности населения (если только оно не было предопределено целенаправленными мерами демографической политики) может свидетельствовать о проблемах общественного воспроизводства. В зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач, стоящих перед тем или иным государством, увеличение или снижение абсолютной численности жителей страны или их удельного веса в регионе, мире и т.п. могут иметь как позитивные, так и негативные последствия и совершенно по-разному сказываться на темпах и устойчивости социально-экономического развития.

Особенности размещения населения могут проявляться в ряде собственных демографических угроз, среди которых находятся:

  • низкая физическая плотность жителей;
  • высокая физическая плотность жителей;
  • диспропорциональное размещение населения (по территории, между городом и селом, отдельными административно-территориальными образованиями страны);
  • затухание и вымирание сельской популяции;
  • несоответствие фактического размещения населения и задач социально-экономического развития государства и др.

При прочих равных условиях низкая физическая плотность населения из-за дефицита людских ресурсов создает предпосылки для возникновения проблем, касающихся освоения имеющихся природных богатств, полезных

ископаемых, формирования трудовых ресурсов, развития производственной и социальной инфраструктуры и т.д. Правда, и высокая физическая плотность жителей способствует проявлению особых проблем, сопряженных с чрезмерной скученностью людей, наличием нескончаемых транспортных пробок, интенсивным загрязнением окружающей природной среды, утилизацией мусора и др. Диспропорциональность размещения населения страны формирует неблагоприятные условия для эффективного социально-экономического развития. Несоответствие между долями тех или иных административно-территориальных субъектов (стран, округов, областей и т.п.) в населении и территории может порождать серьезные экономические, трудовые, социальные и т.д. диспропорции, которые резко снижают эффективность общественного воспроизводства.

В контексте, связанном с размещением жителей, отдельно требуется остановиться на снижении численности сельского населения, которое, как правило, вызывает падение его удельного веса в обществе. Демографическое затухание сельской популяции способно не только подрывать основы продовольственной безопасности, но и провоцировать комплекс проблем, сопряженных с вымиранием села, расширением заброшенных территорией, влекущих за собой полное разрушение дорожной сети, системы связи и любой другой инфраструктуры бывших населенных пунктов. При этом на повестке дня многих стран все острее встает вопрос о нарастающей степени несоответствия фактического размещения жителей и задач социально-экономического развития. Ситуация нередко складывается таким образом, что подавляющая часть населения проживает в одних регионах, а значительная часть освоенных и разведанных запасов сырья и ископаемых сосредоточена в других регионах страны. В результате разрыв в размещении людских и природных ресурсов сдерживает их использование для достижения тактических и стратегических целей, включая ускорение темпов экономического роста, повышение уровня жизни народа и т.п.

Одним из факторов трансформации социально-экономической обстановки служат сдвиги, происходящие в составе населения. В связи с этим среди разнообразных демографических угроз, сопряженных с последствиями изменения структуры современного общества, чаще всего выделяются:

  • старение популяции;
  • молодость популяции;
  • диспропорциональность полового состава населения;
  • изменения брачно-семейного состава жителей;
  • трансформация этнических (расовых, национальных, религиозных и языковых) пропорций населения и др.

Старение населения , являющееся закономерным демографическим процессом, проявляется в увеличении численности и удельного веса старых людей в обществе и приводит к серьезным социально-экономическим проблемам. Они проступают по нескольким направлениям, например, происходит возрастание давления непроизводительными элементами на лиц, занятых в экономике. Как следствие, все большая часть бюджетов самого различного уровня расходуется на содержание и обеспечение жителей пенсионного возраста, а финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы в целях модернизации и инновационного развития экономики, направляются совсем в другую сторону, что не может не сдерживать темпы поступательного движения общества.

При этом не следует забывать, что демографическая молодость населения вкупе с недостаточно высоким уровнем экономического развития (например, как в развивающихся странах мира) также дает нелицеприятные результаты - дефицит рабочих мест, безработицу, голод и т.н., проступающие в высокой преступности среди молодежи, формировании устойчивых потоков нелегальных эмигрантов. Диспропорциональность полового состава жителей, проявляющаяся в преобладании лиц мужского или женского пола, может создавать определенную напряженность на рынке труда, осложнять брачно-семейную ситуацию, т.е. формировать условия, не всегда способствующие повышению эффективности социально-экономического воспроизводства. Трансформации брачно-семейного состава граждан находят свое выражение в экономическом поведении людей, отражаются па их репродуктивной активности, территориальных перемещениях, влияют на характер социальной ситуации. Поэтому сохранение и укрепление статуса семьи, пропаганда ценностей семейной жизни традиционно рассматриваются в контексте основополагающих принципов существования и устойчивого развития, которые зачастую тесно увязываются с изменениями, происходящими в этнической структуре жителей.

Опыт целого ряда стран убедительно доказывает, что изменения расовых , национальных , религиозных и языковых пропорций населения не всегда протекают безболезненно и иногда превращаются в серьезные социально- экономические потрясения, вызванные отсутствием взаимопонимания между представителями различных этнических групп, религиозных конфессий и т.н. В современном мире принцип толерантности нередко вступает в острое противоречие с действительностью, когда лица иной расы, национальности, языка и религии, создавая свои анклавы и не ассимилируясь с коренным населением, подготавливают почву не только для словесных, но и для силовых противостояний.

Естественное движение жителей, будучи одним из важнейших факторов трансформации демографической ситуации, содержит свои потенциальные угрозы, которые применительно к населению проявляются в следующих вариантах:

  • низкая рождаемость населения;
  • высокая рождаемость населения;
  • высокая смертность населения;
  • высокая смертность детей на первом году жизни;
  • высокая смертность лиц в трудоспособном возрасте;
  • естественная убыль жителей;
  • высокий естественный прирост жителей;
  • низкая интенсивность брачности населения;
  • высокая интенсивность разводимости населения и др.

Рождаемость населения объективно формирует предпосылки для развития общества, так как служит единственным естественным источником пополнения жителей, трудовых ресурсов и лиц, занятых в процессе производства благ и услуг. Следовательно, исходя из демографических позиций, ее уровень либо улучшает, либо ухудшает общественную обстановку, создавая дефицит или избыток подрастающих поколений, которые последовательно замещают детские, школьные и вузовские контингенты, трудовые коллективы, воинские подразделения и т.п. Смертность жителей, корректируя результаты деторождения, наносит прямой удар по эффективности общественного воспроизводства. С одной стороны, смертность жителей в любом возрасте предполагает прямые экономические потери для отдельных семей, трудовых коллективов и государства в целом. Ведь умершие люди имели определенный доход (заработок, пенсию, пособие и т.п.), выполняли конкретные производственные или семейные функции. Причем смертность лиц в трудоспособном возрасте непосредственно сказывается на итогах экономической деятельности, так как усопшие уже не смогут принимать участие в производстве валового внутреннего продукта. С другой стороны, младенческая смертность (смертность детей на первом году жизни) традиционно считается важнейшим индикатором медико-демографического и социального благополучия любой страны. С экономической точки зрения она представляет собой упущенные возможности общества, так как умершие младенцы не смогут в будущем приносить пользу ни своей семье, ни государству в целом.

Взаимодействие процессов рождаемости и смертности, предопределяющее естественную убыль или естественный прирост жителей , содержит свои угрозы для общественного развития, потому что приводит либо к вымиранию популяции, либо к ее росту, не обеспеченному соответствующими атрибутами цивилизации - рабочими местами, достойной оплатой труда, жильем и другими социальными благами. Низкая интенсивность брачности и высокая интенсивность разводимости относятся к тем разновидностям демографических угроз, которые вроде бы непосредственно не отражаются на изменении численности населения. Однако они способствуют формированию в области народонаселения менее благоприятной конъюнктуры, которая в конечном счете имеет нежелательные социально-экономические последствия. Ведь брачность достаточно сильно коррелирует с рождаемостью, а раз водимость отвлекает людей от любой деятельности и зачастую влечет за собой моральные потрясения, явно не укрепляющие здоровье граждан.

Миграция населения, дополняющая естественное движение жителей, содержит свои специфические демографические угрозы, которые сказываются в следующих направлениях:

  • высокая интенсивность прибытия жителей;
  • низкая интенсивность прибытия жителей;
  • высокая интенсивность убытия жителей;
  • низкая интенсивность убытия жителей;
  • положительное сальдо миграции населения;
  • отрицательное сальдо миграции населения;
  • нелегальная миграция населения;
  • внутренние и внешние миграционные потоки, не соответствующие целям и задачам развития государства, и др.

Высокая или низкая интенсивность прибытия и убытия жителей трансформируют не только демографическую обстановку, по и активно сказываются на многих ключевых параметрах социально-экономического развития. В зависимости от конъюнктуры, сложившейся на той или иной территории, миграция способна либо улучшать, либо усугублять ситуацию с занятостью и безработицей, загруженностью транспорта, параметрами потребительского рынка, а также видоизменять криминогенную обстановку, снижать или повышать накал социальной напряженности, включая межнациональные и религиозные противоречия. Причем взаимодействуя между собой, процессы прибытия и убытия граждан не только предопределяют характер и величину сальдо миграции , но и дополняют результаты естественного движения населения, усиливая или смягчая его собственные демографические угрозы. В составе территориальных перемещений жителей особую опасность таят нелегальные мигранты , которые наносят ущерб государству вследствие поддержки теневой экономики, уклонения от уплаты налогов и т.д. Также следует отметить, что внутренние и внешние миграционные потоки , не соответствующие стратегическим целям и задачам общества (и, естественно, усугубляющие уже имеющиеся диспропорции и проблемы), не только резко снижают эффективность социально- экономического развития, но и могут вступать в прямое противоречие с интересами национальной безопасности.

Складываясь в единое целое, демографические процессы формируют параметры и режим воспроизводства населения, которые способны порождать следующие угрозы:

  • суженное замещение поколений популяции;
  • чрезмерно широкое замещение поколений популяции;
  • большие потери в воспроизводстве населения вследствие смертности;
  • низкая средняя продолжительность жизни населения;
  • высокая средняя продолжительность жизни населения и др.

Суженное замещение поколений жителей, как правило, приводит

к неполноценному воспроизводству трудовых ресурсов, которое, создавая трудности на рынке труда, вызывает проблемы обеспечения занятости в экономике и, естественно, сказывается на результатах общественного производства. Однако чрезмерно широкое замещение поколений , в свою очередь, не обязательно служит панацеей от бед подобного рода. Если новые и более многочисленные подрастающие поколения "опережают" возможности экономики и социальной сферы по удовлетворению их потребностей, то возникает обратная ситуация, неблагоприятный характер, связанный с нехваткой мест в детских садах и школах, невозможностью получения всеми желающими среднего и высшего образования, обеспечения полной занятости молодежи и т.п. При этом высокая безработица среди молодого населения практически всегда выливается в повышение социальной напряженности и усложнение криминогенной обстановки. Замещение поколений, связанное с большими потерями в воспроизводстве населения вследствие смертности , как правило, сдерживает темпы развития общества, потому что фактические или потенциальные работники по причине своей смерти не принимают участия в создании благ и услуг. Сюда же примы

кают специфические трудности, связанные с достигнутым уровнем средней продолжительности жизни населения. Если он находится на низкой отметке, то заметно сокращается совокупный объем человеко-лет, которые могли бы быть использованы для достижения более высоких результатов производственной и социальной жизни людей. Одновременно существует и угроза другого рода высокая средняя продолжительность жизни членов общества (особенно увеличение ее отрезка после выхода на пенсию) усиливает давление на экономику, так как все большую часть государственного бюджета приходится направлять на пенсионное обеспечение и социальную защиту граждан.

Если говорить о задачах, возникающих в процессе анализа демографической безопасности на любом уровне управления, то они сводятся к следующим основным моментам:

  • охарактеризовать состояние демографической безопасности;
  • оценить направление, характер, скорость, глубину и т.п. изменений демографической безопасности;
  • исследовать факторы, оказывающие влияние на трансформацию параметров демографической безопасности;
  • построить прогнозы изменения основных индикаторов демографической безопасности.

Отличительная черта перечисленных выше задач заключается в том, что они носят не только чисто прикладной, по и научно-практический характер, так как многие вопросы управления демографической безопасностью в силу своей новизны еще находятся в стадии проработки и алгоритмы их решения нельзя считать совершенными.

В общем, рассмотренный перечень наиболее важных демографических угроз свидетельствует о том, что процессы, протекающие в области населения как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом, способны не только формировать неблагоприятные условия, но и создавать весьма серьезные проблемы для социально-экономического развития государства, существенно снижая эффективность общественного воспроизводства. В связи с этим повышение степени демографической безопасности в самых разнообразных формах ее проявления, безусловно, следует признать одной из ключевых и приоритетных задач в рамках стратегии обеспечения прогресса не только на государственном, но и на региональном уровне.

  • См.: Эпштейн Н. Д, Егорова Е. А., Карманов М. В. и др. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. М.: Финансы и статистика, 2013.
  • См.: Карманов Л. А/.. Карманов Л/. В., Смелов П. Л. и др. Демографическая безопасность как важнейший фактор социально-экономического развития общества // Инновации и инвестиции. 2011. № 1.С. 27-31.

Журнал "Право и безопасность"

Демографические аспекты обеспечения национальной безопасности России

Варламов В.Ю., Министерство экономики Московской области

В статье рассмотрены проблемы численности населения Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Предложены изменения в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2020 г. Решение демографических проблем Российской Федерации должно стать первоочередной задачей федеральных, региональных и муниципальных органов.

Ключевые слова: демографические угрозы национальной безопасности; проблемы увеличения численности населения России; демографическая политика Российской Федерации.

Население (наряду с территорией и наличием государственной власти) является неотъемлемым признаком государства.

Население, его развитие и другие характеристики изучаются науками о населении, к которым относятся социология, демография, социально-экономическая география, социально-экономическая статистика. В демографии население рассматривается как совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Население составляет физическую основу общества, воспроизводство населения — физическую основу воспроизводства общества, саму возможность существования общественных отношений. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим проблемы численности населения Российской Федерации через призму национальных интересов России, с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

В России термин «население» возник в начале XIX в. при выработке в отечественной научной литературе нового понятия, соответствующего утвердившимся к тому времени в западноевропейских языках понятиям population (французский, английский и некоторые другие языки), die Bevolkerung (немецкий язык).

В настоящее время у России существует немало демографических проблем, представляющих угрозу для её национальной безопасности. Как отмечают российские демографы, «в совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства» . Как следует из материалов Википедии, по состоянию на 2009 г. потенциальный мобилизационный резерв составил в России 31 млн человек, в США - 56 млн человек, в Китае - 208 млн человек. По состоянию на 2010 г. организованный мобилизационный резерв в России составлял 20 млн человек. По наиболее вероятному прогнозу, численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 г. сократится в России в 4 раза.

Одной из опасностей для России является старение населения, т.к. известно, что страна, большинство населения которой составляют люди пожилого возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.

По мнению отечественных исследователей, переход от высокого к низкому, а с 1990-х гг. к очень низкому уровню рождаемости обусловил старение населения России: с 1959 по 2005 г. медианный возраст вырос на 10 лет и достиг 34 лет у мужчин и 40 лет у женщин, доля лиц пенсионного возраста обоих полов увеличилась с 12 до 20%, а доля детей сократилась с 31 до 17%.

При падении в начале 1990-х гг. рождаемости в стране смертность в ней, напротив, увеличилась (рис. 1).

Экономические науки/15. государственное регулирование экономики

Аспирантка Станишевская Л.С.

Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», Беларусь

Концептуальные основы демографической безопасности на долгосрочную перспективу

Планирование всего народного хозяйства (производства товаров и услуг, жилищно-коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и прочего) в большой степени опирается на прогнозы будущих изменений численности и структуры населения, разрабатываемых специалистами на основе изучениятенденций демографических процессов и их причинно-следственных связей с другими общественными процессами. Поскольку общество всегда должно держать в поле своего планового воздействия столь важную составляющую социальной сферы, как демографические процессы, проблема демографической безопасности должна быть в поле нашего внимания независимо от состояния демографической ситуации. В этой связи «принципиально важной стратегической задачей является разработка программных сценариев взаимоадаптации социально-экономических и демографических структур не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу развития страны», – считают Никитенко П.Г. и Раков А.А.

В качестве подобного программного сценария развития народонаселения на долгосрочную перспективу, на наш взгляд,может выступить Стратегия демографической безопасности (далее – Стратегия), которая должна будет определить характер демографической динамики на обозримую перспективу, установить ее пороговые значения, наметить приоритеты и обосновать подходы к достижению поставленных целей, сформулировать основополагающие принципы демографической безопасности.

В числе таких принципов могут быть следующие.

Временной горизонт Стратегии должен составлять не менее 30 лет (длина одного демографического поколения), поскольку именно такого периода по оценкам специалистов достаточно для создания оптимальных пропорций таких социально-экономических структур, как профессиональная и образовательная, и некоторых других. «Даже самая энергичная политика в области рождаемости может дать статистический эффект лишь через определенный, порой весьма значительный период времени в силу специфики своего воздействия через систему мнений, особенно при формировании новых эталонов демографического поведения», – утверждает Кваша А.И. В случае реализации уже имеющихся демографических идеалов, также потребуется немалое время, поскольку практически воздействовать можно лишь на только формирующиеся мнения по демографическим вопросам, ибо сложившиеся идеалы у лиц среднего и старшего возраста почти не меняются. В качестве примера, доказывающего результативность учета долгосрочности при разработке демографической политики, может служить национальная стратегия народонаселения, проводимая китайским руководством с начала 70-х годов. В результате почти тридцатилетних усилий в Китае постепенно сформировалась система регулирования роста населения, в том числе и планового деторождения. Осуществляемая с 1970 года по настоящее время демографическая политика, направленная на ограничение числа детей, позволила снизить коэффициент рождаемости с 33 до 15 промилле, коэффициент естественного прироста – с 26 до 9 промилле. Таким образом, одним из принципов демографической безопасности должен стать учет долгосрочных тенденций развития населения .

Связи и отношения, определяющие демографические процессы, необычайно разветвлены и разносторонни. Включение демографических процессов в многообразную сеть социальных процессов и отношений позволяет дать им разнообразную интеграцию: экономическую, социальную, социально-психологическую, биологическую и др. Только в процессе комплексных исследований проблем развития народонаселения можно осветить все многообразие их связей и зависимостей, все их качества и свойства.

Вместе с тем выявить тенденции и проблемы в развитии демографических процессов и разработать пути их решения помогает системный подход, позволяющий из всей совокупности отношений, обуславливающих самовозобновление населения, выделить демографические – как системообразующие. Население, являясь открытой системой, взаимодействует с другими общественными подсистемами. Если в этом взаимодействии существует согласованность, то система находится в устойчивом состоянии, называемом демографическим равновесием. Оно определяется как равновесие между процессами рождаемости и смертности, с одной стороны, и социально-экономическими – с другой. Нарушение демографического равновесия может привести к кризисным явлениям. И тут встает вопрос о безопасности системы и необходимости разработки мер государственного регулирования социально-демографических процессов, направленных на их оптимизацию.

Выход из состояния демографического кризиса в нашей стране возможен лишь при одновременном решении задач стимулирования рождаемости и снижения смертности, сохранения жизни уже родившихся. В условиях сохранения массовой малодетности (1-2 детей в семье) каким бы низким ни был уровень смертности, от поколения к поколению численность населения будет неизбежно сокращаться, ибо на смену двум родителям в среднем будет приходить меньше двух детей. Миграционный способ решения проблем демографической динамики вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, миграционный поток в нашу страну может осуществляться главным образом за счет жителей тех государств, где сохраняется высокий прирост численности и/или большая плотность населения. Как показывает опыт зарубежных стран, активное заселение мигрантами из подобных регионов может привести к социальным и межнациональным конфликтам, а также к кардинальному изменению национального состава населения. Во-вторых, надежда на улучшение демографической динамики только за счет иммиграции будет способствовать ослаблению внимания к решению проблем оптимизации режима воспроизводства населения, и в первую очередь, повышения рождаемости. Вместе с тем, нашей стране для решения социально-экономических проблем необходима продуманная миграционная политика, направленная на привлечение желательного контингента мигрантов.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости соблюдения принципов системности и комплексности при разработке проблемы демографической безопасности.

Все меры вне зависимости от направленности воздействия должны быть концептуально согласованы между собой, поскольку могут влиять одновременно на разные стороны демографического развития.

С целью исключения создания демографической волны, принимаемые меры должны вводиться поэтапно: в первую очередь – в районах с неблагоприятной демографической ситуацией и в последнюю – районах с наилучшей демографической обстановкой.

Реализация вышеуказанных принципов предполагает разработку целей и задач демографической безопасности.

При разработке целей демографической безопасности следует исходить из того, что перед последней стоит задача не только защиты определенного существующего положения (или его совершенствования в той или иной степени), но и создания возможностей для выхода на новый, качественно более высокий уровень развития. Поскольку рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в Беларуси требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями, целью демографического развития на многие последующие десятилетия, должна выступать не только достижение стабильной численности населения, но и создание предпосылок для возобновления поколений все более высокого социального, психического и физического качества.

Один из компонентов качества населения – это здоровье людей, составляющих рассматриваемое население.

На здоровье нации негативно сказывается низкий уровень рождаемости. Согласно известному медицинскому факту – дети первой очередности рождения обладают худшими показателями здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. В связи с этим, возникают вполне обоснованные опасения, что преобладание доли первенцев среди родившихся приведет к существенному ухудшению психофизиологических характеристик населения. Кроме того, в малодетной семье нарушается эффективность механизма семейной социализации, что ведет к социальным патологиям, проявляющимся в инфантилизации общества: из массы однодетных семей происходят дети, у которых искусственно замедляется естественный процесс взросления, поскольку им с детства не о ком заботиться, все важные решения за них принимают взрослые. В результате инфантилы, как правило, очень эгоистичны и легко подпадают под культ гедонизма или насилия, становясь, таким образом, менее человечными, что ведет к обесчеловечиванию общества.

Следовательно, изменение норм детности, переход к 1-2-детной семье оказывает негативное влияние не только на динамику социально-экономических процессов, но и на качественный потенциал населения. Соответственно, целью Стратегии в отношении рождаемости должно стать ее повышение до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения.

Исходя из стратегической цели, необходимо обеспечить изменение суммарного коэффициента рождаемости от 1,21 в настоящее время в направлении уровня простого воспроизводства. Достижение этой цели должно осуществляться поэтапно, так как демографическая политика, в конечном счете, будет направлена на изменение демографического поведения людей, в частности на изменение их отношения к своему малодетному образу жизни и к общественной необходимости эффективного воспроизводства поколений. В соответствии с этим основные направления демографической политики в области рождаемости сводятся к следующему:

è регулирование условий жизни для содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

Акцентирование усилий только в этом направлении не выведет страну из демографического кризиса, поскольку не обеспечит прекращение убыли населения. Согласно демографическому прогнозу НИИ статистики Министерства статистики Республики Беларусь тенденция сокращения численности населения вследствие превышения его естественной убыли над миграционным приростом продолжится в ближайшие 15 лет. Численность населения уменьшится на 1,5 млн. чел. и составит менее 8,5 млн. чел. к 2020 году. При сохранении на неизменном уровне современных показателей рождаемости и смертности и отсутствии миграционного прироста, население страны уменьшится более чем в 2 раза к концу XXI века даже с учетом имеющегося демографического потенциала прошлых лет.

Естественная убыль это еще не обязательное сокращение численности населения, поскольку избежать этого уменьшения можно, во-первых, за счет сокращения масштабов смертности и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, во-вторых, путем формирования положительного миграционного сальдо. За счет снижения уровня смертности до сколь угодно низкого уровня исправить демографическую ситуацию невозможно, ибо как уже говорилось, на смену двум родителям в среднем будет приходить меньше двух детей. Придание же решающего значения миграционной компоненте демографической безопасности в долгосрочной перспективе может привести к возникновению проблем сохранения государственности в том виде, как оно исторически сложилось вследствие притока иммигрантов иной этнической культуры, чем белорусская. Поэтому в центре внимания при разработке Стратегии должны находиться демографические аспекты семьи, поскольку именно от успеха воздействия на тенденции рождаемости зависит эффективность борьбы с депопуляцией.

è регулирование условий жизни для повышения потребности в числе детей до уровня, позволяющего обществу избежать демографической катастрофы.

Сокращение рождаемости и распространение малодетности связано с уменьшением потребности семьи в детях в силу изменения ее функций и снижения престижа в общественном мнении. Следовательно, для повышения рождаемости недостаточно создать условия в семье для рождения третьего ребенка, необходимо, чтобы появилась потребность в нем. Подтверждением тому служат итоги пилотного исследования «Семья и рождаемость», проводившегося в феврале-апреле 2006 года и имевшего своей целью анализ системы ценностных ориентаций на семью и детей, изучение причин снижения рождаемости в зависимости от условий жизни, социального положения и состава семьи, причин распространенности абортов вместо современных методов контрацепции; отношения семей к различным мерам демографической политики в трех субъектах Российской Федерации: Нижегородской и Тверской областях, Республике Марий Эл. Р езультаты исс ледования подтвердили, что для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения недостаточно будет мер демографической политики, направленных на создание семьям условий для того, чтобы они могли иметь желаемое число детей. Необходимо искать и реализовывать пути воздействия на увеличение потребности в детях. Кстати, с этим согласились и сами респонденты, полагая, что если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав, естественно, и необходимые условия для этого.

Обычно, люди думают, что испытывают потребность в трех детях или даже в большем их числе, однако трудности не позволяют полностью реализовать эти желания. На самом деле уровень желаний не достигает рубежа простого воспроизводства, вследствие чего нормой становится малодетность. Исследования показывают, что массовая малодетность с трудом поддается воздействию, поскольку сложившиеся социальные нормы малодетности продолжают свое остаточное влияние на население в течение 30 лет даже в условиях активной демографической политики, направленной на повышение ценности семьи с тремя и более детьми. Однако это не означает необратимости процесса сокращения рождаемости, просто устранение этой негативной тенденции и повышение рождаемости происходит не так быстро, как хотелось бы.

Нормы детности, потребность в детях являются неотъемлемой частью ценностных ориентаций, системы потребностей и связаны с социально-экономическими условиями жизни, культурой, отношением к религии. Следовательно, смена господствующих норм детности возможна только при изменении образа жизни, культуры, характера цивилизации. Для этого потребуется реализация комплекса мер по формированию желательной для общества модели семьи. Задача эта сложная, и ее решение не может быть быстрым, поскольку коснется, скорее всего, 2-3 поколений. В соответствии с этим основными задачами данного направления демографической политики должны стать:

v формирование репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей;

v укрепление семьи, повышение ценности семьи с двумя и более детьми, повышение престижа материнства и отцовства; формирование благоприятных для демографического развития страны брачно-репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения.

Изучение структуры репродуктивного поведения позволяет сказать, что для формирования репродуктивного поведения, ориентированного на 2-3 детей необходимо в комплексе применять как социально-экономические, так и идеологические меры, так как никакое экономическое стимулирование само по себе не способно решить проблему низкой рождаемости, тесно связанной с системой духовно-нравственных координат и социальных ценностей. Единственная позитивная роль такого стимулирования заключается в содействии реализации имеющейся, но не реализованной до настоящего времени потребности населения в детях. По социологическим замерам эта потребность у белорусов пребывает на уровне малодетности, плавно переходящей в массовую однодетность.

Социально-экономическим стимулом формирования репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей, является дифференциация мер социально-экономической поддержки семей в зависимости от числа детей и очередности рождения.

При определении масштабов экономического стимулирования изменения норм детности необходимо усиление адресной социальной поддержки особенно нуждающихся семей с детьми. Под опекой государства должны остаться только те семьи, которые по объективным причинам не способны сами обеспечить свое экономическое и социальное благополучие и нуждаются в социальной защите (матери-одиночки, многодетные семьи, семьи, потерявшие кормильца, семьи пенсионеров, инвалидов, семьи переселенцев и семьи, члены которых остались без работы). Стратегической задачей государства следует считать создание таких экономических условий, когда работающий глава семьи или оба родителя могли бы сами обеспечить своим детям достойную жизнь. Нормальная семья должна иметь возможность жить на доходы от труда и воспитывать 2-3 детей «за свой счет», ибо как говорил К.Маркс: «Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для существования не только отдельного взрослого рабочего, но и рабочей семьи. Выбрасывая всех членов рабочей семьи на рынок труда, машины распределяют стоимость рабочей силы мужчины на всю его семью. Поэтому они понижают стоимость его рабочей силы».

Рост материального благополучия должен сопровождаться формированием в обществе ответственного отношения к семье, материнству и отцовству путем применения мер идеологического (воспитательного, информационного, пропагандистского) характера. К примеру, с целью формирования потребности в большем числе детей, можно акцентировать внимание на том, что однодетность может приводить к одиночеству в будущем, как родителей, так и взрослых детей. Кроме того, по мнению социальных психологов на более полную реализацию потребности населения в детях влияют не столько семейные пособия, сколько изменение общественного климата в пользу семейности под влиянием государственных мер помощи семьям с детьми. Для людей важно не денежное вспомоществование само по себе, а возможность почувствовать внимание к себе, знать, что государство заботится о них и что-то делает для блага их детей. Ощущение, что тебя окружают вниманием и заботой составляет основу психологического воздействия.

Важное место в политике, направленной на повышение рождаемости и укрепление семьи, должна занимать подготовка детей и подростков к семейной жизни.

Значимыми направлениями укрепления семьи является психологическое консультирование молодоженов, организация семейного досуга и отдыха.

Основными задачами содействия укреплению семьи, повышению ценности престижа материнства и отцовства, формированию благоприятных для демографического развития брачно-репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения являются:

§ разъяснение действительных причин нынешних демографических тенденций, их вероятных социально-экономических, политических, культурно-исторических последствий;

§ формирование общественного мнения, благоприятствующего проведению мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости;

§ организация научной экспертизы всех государственных законопроектов с точки зрения их влияния на благосостояние и прочность брака и семьи;

§ распространение демографического образования;

§ повышение уровня освещения демографических проблем в средствах массовой информации, переориентация их на пропаганду положительных образов жизни в семье, кругу детей, родных и близких людей.

Рассмотренные направления и задачи для достижения стратегической цели демографической безопасности вряд ли могут быстро принести ощутимый результат (увеличить долю трехдетных семей). Однако без них невозможно повышение рождаемости в долгосрочной перспективе до уровня, близкого к простому воспроизводству.

Литература:

1. Никитенко П.Г., Раков А.А. Демографические проблемы социума: состояние и тенденции развития в Республике Беларусь. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 112 с.

2. Кваша, А.И. Методология управления демографическими процессами – Мн.: 1979.

3. Баженова, Е.С. Национальная стратегия в области политики народонаселения КНДР / Е.С. Баженова // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / МАКС Пресс; редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С.55–58.

4. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия// Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=19&idArt=322.

5. Белобородов, И.И. Качество или количество / И.И. Белобородов // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2) / МАКС Пресс; редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С.10–14.

6. Шахотько, Л.П. Демографические угрозы устойчивому развитию Беларуси и пути решения демографических проблем / Л.П. Шахотько // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / МАКС Пресс, редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С. 62–70.

7. Краткие итоги пилотного обследования пилотного обследования «Семья и рождаемость» / Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа:

http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=887.

8. Архангельский, В.Н. Факторы рождаемости / В.Н. Архангельский. – Москва: ТЕИС, 2006. – 399 с.

9. Морова, А.П. Достаток в стране – достаток каждой семье / А.П. Морова // Экономика Беларуси. – 2006. – №1(6). – С. 18–25.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.23, М., 1960.

11. Антонов, А.И. О соответствии мер и средств демографической политики ее долгосрочным целям (опыт демографической экспертизы) / А.И.Антонов // Демографические исследования [Электронный ресурс]. – 2006. – №4. – Режим доступа: http :// www . demographia . ru / articles _ N / index . html ? idR =23& idArt =416.

-- [ Страница 2 ] --

Установлены политические детерминанты основных концепций демографической политики в глобализируемом мире;

Выявлены важнейшие компоненты демографического обеспечения национальной безопасности;

Раскрыты сущность и политические последствия демографических процессов в России 1990-2000-х гг.;

Определены тенденции изменений целеполагания демографической политики России в постсоветский период;

Установлены сходства и различия стратегий политических партий России по актуальным проблемам демографической политики;

Выявлены технологии реализации демографической политики РФ и эффективность ее направлений в контексте национальной безопасности России.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту:

  1. Демографическая политика определена как целенаправленная деятельность государственных и муниципальных институтов власти, общественных организаций, социально ответственного бизнеса по управлению народонаселением, его половозрастными и территориальными группами. Демографическая политика включает в себя не только управление ресурсами и их анализ, но и прогнозирование демографических процессов. Такой подход предполагает переориентацию общественной и государственной политики на интересы демографической безопасности, а не подчиненность последней предвыборным, экономическим и другим краткосрочным целям. Оправданность данного определения продиктована демографическим кризисом в России и определяющей ролью демографических процессов для будущего страны. В современной государственной политике РФ демографическая политика становится одним из приоритетных направлений.

Основные направления демографической политики таковы: оптимизация пропорций естественного прироста населения (баланса рождаемости и смертности); влияние на состав трудовых ресурсов и их профессиональную квалификацию; поддержка семей, материнства и детства; поддержка здорового образа жизни; оптимизация миграционных потоков (механического прироста населения). Т.е., демографическая политика неразрывно взаимосвязана с социальной (в узком смысле) и миграционной политикой.

  1. Демографическая безопасность является видом национальной безопасности России, которая как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства нацелена на обеспечение безопасности граждан, реализацию их базовых потребностей и интересов, ликвидацию угроз и рисков; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение как условие существования социума. Институционально-политическое обеспечение данной политики выражает закономерные взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поэтому демографическую безопасность следует рассматривать как политическую категорию, отражающую институциональную взаимосвязь между государственными демографическими интересами и системой получивших легитимацию общественных отношений, политическими институтами, обеспечивающими предотвращение и ликвидацию угроз и рисков для достижения обеспечиваемого политикой демографического баланса в обществе. Обеспечение демографической безопасности является важным атрибутивным направлением системы политики национальной безопасности в постсоветской России.
  2. Российская демографическая проблематика своеобразна тем, что при экономических индикаторах, относящих страну к категории развивающихся, Россия по демографическим показателям близка к постиндустриальным странам Запада. Данная диспропорция объясняется цивилизационной спецификой России и циклической модернизацией экономической, социальной и политической систем России. Велики негативные внутриполитические последствия депопуляции. Основной, хотя постепенно смягченной, тенденцией демографических процессов в Российской Федерации является сокращение численности населения. Небольшой подъем рождаемости в 2003-2012 гг. обусловлен в основном тем, что в репродуктивном возрасте находится наибольшее по численности поколение, родившееся в 1970-80-х гг. Экономическое стимулирование рождаемости оказывает влияние в основном на этнические группы, в которых доминируют отношения традиционного общества, а также на малообеспеченные слои населения.

Для России с ее огромной территорией депопуляция влечет ухудшение ее геополитического положения в мире.Снижение численности населения России и смена этноконфессиональной идентичности общества на фоне демографического взрыва в развивающихся странах является угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Низкая плотность населения многих макрорегионов (Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север) в сочетании с климатическими изменениями может спровоцировать «ползучую миграционную интервенцию» со стороны стран, где отмечается перенаселение. Эта угроза характерна не только для Сибири и Дальнего Востока, но и ряда регионов Европейской части России. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет происходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет миграционное давление на Россию, а, возможно, попытки территориальной экспансии геополитических конкурентов.

  1. Установлено, что в 1992-2005 гг. органы государственной власти России проводили реактивную политику, запаздывая отвечать на вызовы демографического кризиса и недооценивая его угрозу. Отмечается отсутствие целостной стратегии вывода России из демографического кризиса, отсутствие системного подхода к разработке механизмов реализации долгосрочной концепции демографического развития России. В постсоветской России непосредственное регулирование государством демографических процессов сокращается. Внедряется разработка системы мер косвенного влияния государства на демографический рост с учетом ресурсов неправительственных организаций, профсоюзов, этнических и территориальных сообществ. Меры обеспечения демографической безопасности в РФ постепенно трансформируются за 2000-е гг. от реактивной модели к проактивной.
  2. Неотложные меры демографической политики по направленности разделяются на сдерживающие и стимулирующие. Сдерживающие меры призваны уменьшить издержки депопуляции: смертность, низкое качество здоровья населения, чрезмерную неконтролируемую эмиграцию и иммиграцию. Стимулирующие меры включают в себя повышение рождаемости, привлечение «качественных» переселенцев, льготное кредитование молодых семей, поощрение многодетности, улучшение работы спортивных и медицинских учреждений, внедрение системы дешевого социального страхования. С 2006 г. по инициативе Президента РФ проводится активная демографическая политика, ключевым звеном которой должна стать поддержка рождаемости в большинстве регионов, т.к. снижение смертности и заболеваемости – более длительный и затратный процесс. Особенно важно повысить рождаемость в центральных и северных регионах, сельской местности.

Выход – в системном реформировании демографической политики в сферах рождаемости, смертности, улучшения образа жизни, поддержки семьи, уменьшения преступности и других социальных девиаций. Следует закрепить в федеральном законодательстве социальные стандарты и индикаторы, отражающие действительное положение семьи в обществе и позволяющие выявлять итоги демографической политики.

  1. Сравнительный анализ стратегий российских партий в демографической политике РФ (2003-2012 гг.) показал, что во всех партийных документах ориентация на демографическую проблематику сводится к материально-финансовой помощи, к адресной социальной поддержке определенных категорий населения. К ним относят многодетные семьи, семьи матерей-одиночек, инвалидов и других нуждающихся в материальной помощи. Подавляющее большинство партий выделяет в качестве главного объекта демографической политики не семью как институт, а только ее проблемные, кризисные типы, что является отражением государственного патернализма в рамках прогрессистской парадигмы.

Вопросы демографической проблематики занимают незначительное место в социальных блоках партийных программ вследствие «остаточного» (неприоритетного) внимания к данным проблемам. Это является следствием непонимания их остроты и сложности, плодом «узости» мышления, ограниченного рамками предвыборного периода. Ориентация партийных программ только на идеи финансовой поддержки семьи отражает прогрессистский подход, подменяющий стратегию набором эпизодических мер финансовой помощи, что связано с популизмом партийных программ, направленных на удовлетворение запросов, ориентированных на узкий круг текущих проблем.

В программах партий, как правило, не конкретизируется понятие «семья». Важнейший вопрос о выборе объекта политики остается нераскрытым. Акцентирование партийного внимания на отдельных, признаваемых проблемными категориях семей является следствием ориентации на смягчение бедности на заботу о благополучии семьи. Попытки стимулирования роста демографических показателей рождаемости автономны от решения проблемы кризиса семьи. Партии ориентируются в большей степени на меры «латания дыр», нежели на политику, создающую благоприятные условия для нормального функционирования полной стабильной семьи с детьми. Специфика трактовки семейной проблематики в политических программах партий обусловлена отражением господствующих в массовом сознании ослабленных семейных ценностей и ориентаций, в рамках которых многодетная семья ассоциируется с проблемными ситуациями (проявление отсталости, бедности, ограниченности) и с полной зависимостью от помощи извне. Несмотря на принадлежность партий к различным политическим направлениям, вариативность трактовок аспектов демографической политики в их программах невелика и непринципиальна. Она отражает доминирование прогрессистского подхода и лишь в исключительных случаях содержит элементы просемейной теории демографической политики. Это неперспективно с точки зрения эффективности политики обеспечения демографической безопасности.

  1. Для преодоления российского демографического кризиса необходимо доминирование не экономических, а аксиологических детерминант репродуктивного поведения в современной демографической политике. Проводимая государством с 2007 г. демографическая политика принесла позитивные результаты. Предлагается проведение российской инновационной модернизации с учетом необходимости проведения целенаправленной государственной политики стимулирования рождаемости и снижения смертности населения, в условиях второго демографического перехода.

Демографический аспект является одним из основных в стратегии государства, требующий выделения его в направление государственной политики. Демографическая политика российского государства должна базироваться на нормативно-правовых актах, составляющих целостную систему. Необходима оптимизация и кодификация демографического законодательства на федеральном уровне и адаптация его к особенностям в регионах России. Региональные власти и органы местного самоуправления в вопросах демографической политики должны проводить федеральную государственную демографическую политику, действовать как единая система, а также адаптировать ее к региональным особенностям, для чего необходимо совершенствование регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Целесообразна вариативность целей и приоритетов демографической политики с учетом этнорелигиозных, политико-культурных, социально-экономических, геополитических особенностей регионов России.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения и выводы, рекомендации исследования вносят вклад в совершенствование понятийного аппарата и методик анализа государственной демографической политики. Они могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, партий и общественных объединений, средств массовой информации при разработке и реализации государственной демографической политики, а также в учебном процессе высших учебных заведений по направлению подготовки «Политология».

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы докладывались соискателем в виде сообщений на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-правовая системам России: история и современность» (г. Майкоп, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Региональные аспекты социально-экономических и экономических преобразований на Северном Кавказе» (г. Белореченск, 2007 г.), Всероссийской конференции молодых учёных, аспирантов и студентов «Перспектива-2007» (г. Нальчик, 2007 г.), Всероссийской научной конференции «Перспективы политического развития России» (г. Саратов, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Восток-Запад: характеристика политических систем» (г. Армавир, 2007 г.), Международной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов «Перспектива-2008» (г. Нальчик, 2008 г.), региональной научно-практической конференции « Становление и развитие инклюзивного образования в регионе Северного Кавказа» (г. Армавир, 2010 г.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 17 научных публикациях в течение 2006-2012 гг. общим объемом 5,1 п.л., в том числе – 3 статьях в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Структура реализует проблемно-логический принцип «от общего – к частному». Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих статистические таблицы и графики.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования. Характеризуется степень изученности проблемы. Формулируются объект и предмет, хронологические и географические рамки работы, ее цель и задачи. Определена теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Изложена научная новизна. Формулируются основные положения, выносимые на защиту. Определено теоретическое и практическое значение диссертации. Указана апробация исследования, определена его структура.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты исследования демографической политики в контексте национальной безопасности» сравниваются основные концепции и стратегии демографической политики в современном мире, установлен демографический аспект обеспечения национальной безопасности, выявлены параметры демографической ситуации в постсоциалистической России.

В первом параграфе первой главы «Современные концепции и стратегии демографической политики: сравнительный анализ» сравнены теоретические подходы к определению сущности современной демографической политики.

Демографическая политика определена как целенаправленная деятельность государственных и муниципальных институтов власти, общественных организаций, социально ответственного бизнеса по управлению всем народонаселением, его половозрастными и территориальными группами. Демографическая политика включает в себя не только управление ресурсами и их анализ, но и прогнозирование демографических процессов. Такой подход предполагает переориентацию общественной и государственной деятельности на интересы демографической политики, а не подчиненность последней предвыборным, экономическим и другим краткосрочным целям. Оправданность данного определения продиктована демографическим кризисом в России и определяющей ролью демографических процессов для будущего политической системы страны. В современном российском политическом процессе демографическая политика занимает одно из ведущих мест.

Основные направления демографической политики таковы: оптимизация пропорций естественного прироста населения (баланса рождаемости и смертности); влияние на состав трудовых ресурсов и их профессиональную квалификацию; поддержка семей, материнства и детства; поддержка здорового образа жизни; оптимизация миграционных потоков (механического прироста населения). Следовательно, демографическая политика неразрывно взаимосвязана с социальной (в узком смысле) и миграционной политикой.

Во втором параграфе первой главы «Обеспечение национальной безопасности государства: демографический аспект» проведен структурно-функциональный анализ стратегии обеспечения демографической безопасности Российской Федерации, ее компонентов и методов.

Демографическая безопасность является видом национальной безопасности России, которая как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства основана на общей стратегии, целью которой являются безопасность человека, основанная на реализации его потребностей и интересов, ликвидации угроз и рисков, направленных против них; безопасность общества как главное условие реализации потребностей и интересов и основной способ предотвращения угроз и рисков безопасности; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение как естественное условие существования человека. Институционально-политическое обеспечение данной политики выражает закономерные взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поэтому демографическую безопасность следует рассматривать как политическую категорию, отражающую институциональную взаимосвязь между государственным демографическим интересом и системой получивших легитимацию общественных отношений, политическими институтами, обеспечивающими предотвращение и ликвидацию угроз и рисков для поддержания планируемого государственной политикой демографического баланса в обществе. Обеспечение демографической безопасности является важным атрибутивным направлением системы политики национальной безопасности в постсоветской России. Меры обеспечения демографической безопасности в РФ постепенно трансформируются за 2000-е гг. от реактивной модели к проактивной.

В третьем параграфе первой главы «Демографические процессы в постсоветской России как объект государственной политики» выявлены базовые параметры и особенности демографических процессов в постсоветское двадцатилетие, сравнены региональные особенности демографических ситуаций.

Российская демографическая проблематика своеобразна тем, что при экономических индикаторах, относящих страну к категории развивающихся, Россия по демографическим показателям близка к постиндустриальным странам Запада. Данная диспропорция объясняется цивилизационной спецификой России и циклической модернизацией экономической, социальной и политической систем России.