Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека. Понятие потребностей.

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию человеческой мотивации, которая имеет значение в любом аспекте индивидуальной или социальной жизни. Итак, Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.

Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.

Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.

Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.

Потребности в зависимости и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости . Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу).

Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.

Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Исследования психологов и психотерапевтов в области перенанальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.

Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка).

Потребности в самоактуализации

По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала - в том, что Маслоу называет самоактуализацией, - представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как «…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать». Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

Желание знать и понимать

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность . Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:

1. Любознательность часто проявляется в поведении животных.

2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.

3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.

4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, «вести глупую жизнь и заниматься глупой работой».

5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.

6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.

Эстетические потребности

Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым, поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, Маслоу пришел к выводу, что - в строгом биологическом смысле, подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, - человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее . Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего «Я». Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе . Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане, ощущает, что как бы «не заслужил такой чести». Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

Потребности в росте

В потребностях роста (связанных с бытийными ценностями) выражается высшая природа человека, но она нуждается в низшей как в основе, без которой высшая природа «рушится». Человек первоначально мотивирован последовательностью базовых потребностей: когда они удовлетворены, он вернется к уровню высших потребностей, которые начинают побуждать его . Маслоу отметил, что такие люди, вместо того, чтобы бороться или приспосабливаться к жизни, проявляют себя как непосредственные, экспрессивные, естественные и свободные. Внешние ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим. Итак, бытийные ценности по Маслоу: цельность; совершенство; завершенность; справедливость; жизненность; богатство проявлений; простота; красота; добро; индивидуальное своеобразие; непринужденность; склонность к игре; истинность, честность; самодостаточность.

Предпосылками удовлетворения базовых потребностей являются: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок.

Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени.

Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз.

Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности.

Отзывов (7) на «Основные потребности человека»

    Svetlana :

    Потребность в любви

    По теории человеческих потребностей (Маслоу), потребность в любви является одной из базовых потребностей человека. Согласно Маслоу, любовь это — отношения между двумя людьми, включающие взаимное доверие. Собственно говоря, здесь налицо отсутствие страха и падение защит. Любовь часто ослабляется, когда один из партнеров боится, что его слабости и недостатки будут обнаружены.

    В отличие от Фрейда, который рассматривал любовь в одной плоскости с сексуальным влечением, Маслоу не смешивает эти два понятия, а рассматривает сексуальное влечение, как чисто физиологическую потребность. Маслоу констатирует, что отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Клиницисты неоднократно обнаруживали, что младенцы требуют любви. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.

    По мнению Маслоу, любовный голод – это дифицитарное расстройство, как, к примеру, авитаминоз. Никто не сомневается, что организму необходим, к примеру, йод или витамин С, так же мы нуждаемся и в любви.

    Таким образом, очевидно, что любить – это в первую очередь потребность человека, человек нуждается в эмоциональных отношениях,и на этом базируются все остальные факторы желания любить и быть любимым. Именно поэтому каждому так важно испытывать данные чувства, именно поэтому все стремятся найти любовь.

    А тот, кто скажет, что у него нет потребности в любви – покривит душой.

    Yesh :

    По жизни наблюдается интересная тенденция, когда человек удовлетворяет свои основные потребности, у него появляется возможность удовлетворять второстепенные, после удовлетворения второстепенных люди начинают исполнять свои желания, мечты, прихоти… Т.е. «сколько человеку не дай, все мало» получается, хочется все больше и больше… И человек находиться в постоянном процессе удовлетворения себя любимого (даже если он благотворительностью занимается, к примеру), а где же конечная точка? Покой и тихое человеческое счастье? Или нет потребностей — нет человека?

    Veter :

    Наверное во всем хороша мера…

    Для удовлетворения своих потребностей(базовых, скажем так) человек должен иметь:
    пищу — обязательно, одежду — все же по стандартам социума и цивилизации это необходимо, крышу над головой — необходимость, безопасность — или просто станет нервным психом, любовь — почему не знаю, должен и все… и наверное какую-нибудь маленькую радость, как же без этого…

    А вот потребность в чрезмерном увеличении и улучшении удовлетворения этих потребностей — мнимая, скорее навязанная социумом и подогреваемая завистью, и многим доставляет множество неприятностей, зачастую лишая человека покоя и простых житейских радостей, а так же и счастья…

    Yesh :

    Вот ещё интересный факт, на мой взгляд, в жизни человека есть две движущих силы, потребность и лень…

    Если у человека есть потребности, они побуждают его к деятельности и активности. Потребность может проявляется то в виде мотива, то в виде черты. Такие черты могут становиться частью характера.

    Потребность в совокупности с ленью побуждает человека к ещё большей активности;) По себе сужу…

    Svetlana :

    Представленные базовые потребности — это как фундамент, но котором строится многое другое в жизни человека. Желания и мечты человека — это отклик потребностей, если желает женщина выглядеть красивой и ухоженной, то тут «потрудились» потребности в красоте, любви и эстетические потребности, что необходимо для здоровой психики. Если мужчина мечтает о своем деле, тут «отзываются» потребности в росте, безопасности и самоактуализации.

    А вот потребность знать и понимать — это двигатель развития, отсюда и рост и самоактуализация и любовь.

    Вся соль в том, что например человек удовлетворяя свои потребности, забывает жить, у него все по плану: дом построить, жениться, денег заработать… И пока он что-то строит и что-то ищет, жизнь мимо проходит, потому что забыл этот человек улыбнуться красивому небу или порадоваться, что он не один, забыл этот человек, что счастье — это не то, сколько ты всего сделал для себя, а то, что ты сделал для других, в том числе что ты сделал, чтобы твои родные улыбались и радовались. И тогда в постоянной спешке куда-то, такой человек может потерять то, что у него уже было, что он считал должным и не предавал значения и вот когда он это потеряет, тогда бросит бежать и строить, а захочет чтобы ему было тепло внутри и была причина улыбаться.

Потребностью называется определенная нужда действующего субъекта в совокупности окружающих обстоятельств его существования, привязанность к внешним условиям, исходящая из его личностной природы. Это существенное звено в системе отношений с другими людьми выступает причиной жизнедеятельности человека. Потребности распространяются на всю сферу социальной, материальной и органической жизни, указывая на тесные взаимосвязи между этими понятиями.

Проявление потребности

Потребность проявляется в избирательном отношении индивидуума к существующим условиям внешнего мира и является динамической и циклической величиной. Первичные потребности относятся к биологическим нуждам, помимо этого, человек испытывает необходимость пребывания в социуме. Особенность потребности такова, что она является внутренним побуждением и стимулом для деятельности, но одновременно работа становится предметом необходимости.

В то же время занятие каким-либо делом формирует новые потребности, так как нужны определенные средства и затраты для воплощения задуманного в жизнь.

Потребности в обществе

Общество, в котором не развивают и не воспроизводят обречено на деградацию. Нужды людей в разные эпохи соответствуют духу предпринимательства и развития, отражают недовольство и отчаяние, выражают коллективизм, общую веру в последующие дела, обобщают стремления людей, притязания, нуждающиеся в периодическом удовлетворении. Соотношение первичных и вторичных потребностей формируется не только в плане социального положения, но под действием принятого образа жизни, уровня духовного развития, разнообразия социальных и психологических групп в обществе.

Без удовлетворения насущных потребностей общество не может существовать, заниматься воспроизводством общественных ценностей на уровне исторических и культурных стандартов. Насущные потребности в перемещении, общении, владении информацией требуют от общества развития транспорта, средств общения, образовательных институтов. Люди заботятся о том, чтобы удовлетворить первичные и вторичные потребности.


Виды потребностей

Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:

  • по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
  • по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
  • по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
  • по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
  • по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
  • по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).

Первичные потребности

К этой категории относят врожденные физиологические потребности, без которых человек не может существовать физически. К ним относят желание есть и пить, необходимость дышать чистым воздухом, регулярный сон, удовлетворение сексуальных желаний.


Первичные нужды существуют на генетическом уровне, а вторичные возникают с увеличением жизненного опыта

Вторичные потребности

Имеют психологическую природу, к ним относят желание быть успешным, уважаемым членом общества, появление привязанностей. Первичные и вторичные потребности различаются тем, что неудовлетворение желаний второй категории не приведет индивидуума к физической смерти. Вторичные стремления подразделяют на идеальные, социальные и духовные.

Социальные потребности

В этой категории желаний превалирует потребность общаться с другими индивидуумами, проявить себя в общественной деятельности, получить общее признание. Сюда входит стремление принадлежать к определенному кругу или социальной группе, занимать в ней не последнее место. Эти желания развиваются у человека в связи с его собственными субъективными представлениями о структуре данного слоя общества.

Идеальные потребности

К этой группе относят стремления развиваться самостоятельно, проявляющиеся в желании получать новую информацию, исследовать ее и ориентироваться в социуме. Потребность изучать окружающую действительность приводит к осознанию места в современном мире, познание смысла жизни, ведет к пониманию своего предназначения и существования. Переплетаются с идеальными первичные потребности и духовные желания, которые представляют собой стремление к творческой деятельности и осознанию прекрасного.

Духовные стремления

Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.


Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.

Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.

Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.

Классификация потребностей другого порядка

Первичные потребности человека подразделяют на:

  • физиологические, которые заключаются в существовании и воспроизводстве потомства, еде, дыхании, крове, сне и других нуждах тела;
  • являющие собой желание обеспечить комфорт и безопасность проживания, труд для получения благ, уверенность в дальнейшей жизни.


Вторичные потребности, приобретенные в ходе жизненного пути, подразделяют на:

  • социальные стремления получить связи в обществе, иметь дружеские и личные привязанности, заботиться о сородичах, добиться к себе внимания, участвовать в совместных проектах и деятельности;
  • престижные желания (уважать самого себя, получить признание других лиц, достичь успеха, высоких наград, продвинуться по карьерной лестнице);
  • духовные - необходимость самовыражаться, реализовать свой творческий потенциал.

Классификация желаний по А. Маслоу

Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.

К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию - социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.

Постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.

Мотив поведения

О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.


Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.

Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.

Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.


Интересы

Могут проявляться как непосредственные и косвенные. Например, проявленный интерес каждого студента к отдельным аспектам своей дипломной работы, расчетам, чертежам является косвенным. Тогда как непосредственным интересом можно считать защиту полностью оформленной работы. Помимо этого, интересы бывают отрицательного и положительного характера.

Заключение

Некоторые люди имеют мало интересов, их круг ограничен только материальными потребностями, поэтому характеристика личности определяется желаниями человека и степенью его развития. Интересы банковского деятеля могут совсем не совпадать со стремлениями, например, художника, писателя, крестьянина и других людей. Сколько людей на свете, столько различных потребностей, нужд, стремлений и желаний возникает у них.

Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)


Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Первичные (врожденные) потребности человека

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Вторичные (приобретенные) потребности человека

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества. В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.


Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.


Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

Потребности человека.

Отсутствие мотивации - величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность - это нужда, необходимость чего - либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро - и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

Ориентировки,

Любопытства,

Направленного интереса,

Склонности,

Осознанного самообразования,

Творческого поиска.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем - либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что - то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей :

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно - вещные,

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности - пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности - стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности - дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности - уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности - самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности - это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

Тема: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

Кадырова Р.К.

Вопросы:

    Понятие о потребностях.

    Различные теории и классификации потребностей.

    Иерархия потребностей по А. Маслоу.

    Характеристика основных потребностей человека.

    Основные потребности в повседневной деятельности человека.

    Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.

    Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).

    Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей

    Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

Понятие потребностей

Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.

Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.

Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

Основные теории и классификации потребностей

Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.

Эмоция - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:

    Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

    группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)

    группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. схему)

    Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

    Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.

    Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

    Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

V. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.

В настоящее время в странах с высоким уровнем социально – экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться, с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.

Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.

При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.

Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.

Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья.

Потребность в жидкости – это выпивание жидкости, 1,5-2 литра ежедневно - вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушений функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность,

Потребность в сне и отдыхе – при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Вольному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.

Стадия 1 – медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организмам постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.

Стадия 2 медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.

Стадия 3 медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций,

Стадия 4 медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.

Стадия 5 - быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50-90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.

После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.

На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна. Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помещать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

Потребность в движении. Ограниченно подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.

Неподвижность – один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения, диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере, изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.

На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем.

Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.

Необходимо при беседе с пациентом:

    выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространённых её нарушений и дисфункции;

    понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;

    научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.

Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.

Социальные потребности – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.

Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

При тяжелой болезни, нетрудоспособности иди в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых, и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.

Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.

У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему привносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют эточувство, Так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

Потребность в самовыражении – это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.

Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей, медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.