Причины принудительной ликвидации. Законы, регулирующие процедуру

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ , в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ , когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.
Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право. К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).
Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность. Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа. То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).
Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).
Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда такое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетами разных уровней, при этом принимается во внимание отсутствие у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности (п. 1 постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, определение ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14257/13 по делу N А82-13099/2012).

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Судьи считают, что само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса указан перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации юрлица. Однако этот факт не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Ведь нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела оценить вызванные ими последствия и принять решение о ликвидации юрлица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная практика также иллюстрирует затруднения реализации налоговыми органами своего права требования принудительной ликвидации через суд. Например, суд отклонил доводы инспекции о недостоверности сведений, послуживших основанием для регистрации ООО, а также внесения изменений в учредительные документы об учредителе и месте нахождения юрлица, поскольку данные обстоятельства не могут быть отнесены к нарушениям, носящим неустранимый характер. При рассмотрении материалов дела суд отклонил ссылку инспекции на протокол допроса учредителя (по данным ЕГРЮЛ), согласно которому последний им не являлся и не обращался с заявлением о его госрегистрации при создании ООО. При этом никакими другими доказательствами, кроме показаний этого лица, данное обстоятельство не подтверждалось (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-33784/2012).

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

Местонахождение (место госрегистрации) юридического лица должно указываться в его учредительных документах и (или) в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52; п. 2, 3, 5 ст. 54 ГК РФ).
Юрлицо, не находящееся по месту своей регистрации, несет риски, связанные с неполучением почтовой корреспонденции, направленной по этому адресу. При этом почтовые письма будут считаться доставленными ему надлежащим образом.
Налоговый орган наделен возможностью проверить, находится ли в действительности постоянно действующий исполнительный орган по адресу, указанному в представленном заявлении на госрегистрацию, после ее проведения. Критерий достоверного адреса выражается в действительном нахождении организации по заявленному местонахождению.
Если связь с юрлицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (его представители по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.), регистрирующий орган направит этому юрлицу (в т.ч. в адрес его учредителей (у частников) и лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности) уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе. Регистрирующий орган в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Судебная практика не поддерживает позицию налоговых органов в решении принудительной ликвидации в том случае, если не установит, что несоответствие адреса в уставе и в заявлении на регистрацию юрлица повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушение их прав и законных интересов. Суды отклоняют доводы инспекций о том, что существенными нарушениями, достаточными в совокупности для процедуры принудительной ликвидации, являются:

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).

Законодательством не предусмотрено принятие налоговым органом такого ненормативного акта как предписание, обязывающее фирму внести изменения в учредительные документы в части ее место нахождения, а также зарегистрировать их в установленном порядке. Такая позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2014 по делу N А60-16016/2013).
Правовые последствия устранения выявленных налоговым органом нарушений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, могут повлечь к привлечению к административной или уголовной или ответственности.
Обратите внимание: в госрегистрации создаваемого юридического лица может быть отказано, только если в заявлении будет указан несуществующий адрес. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств сведения об адресе юрлица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
При этом у налоговиков нет оснований для отказа в регистрации по заявленному адресу, если постоянно действующего исполнительного органа юрлица там нет, то есть – нет ни офиса, ни представителей организации.
Отметим также: с 1 июля 2014 года при выявлении в ходе оказания госуслуг факта отсутствия в информационной адресной системе госреестра сведений об адресе инспекция не вправе отказать юрлицу в госрегистрации и обязана совместно с уполномоченным органом провести работу по его уточнению либо его внесению в этот реестр (Закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ, письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по сути, достоверность сведений ЕГРЮЛ об адресе организации обеспечивается добросовестностью лица, представляющего заявление о ее регистрации.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

Одним из оснований принудительной ликвидации ООО является уменьшение стоимости чистых активов относительно размера уставного капитала по окончании второго или каждого последующего финансового года.
Чтобы избежать такой ситуации организации следует:

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Судьи считают, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества не всегда является признаком ухудшающегося финансового состояния общества и само по себе не свидетельствует о необходимости ликвидации общества, поскольку может быть исправлено принятием соответствующих мер (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 06АП-4292/2012).
Кроме того, есть судебная практика, согласно которой сделан вывод о том, что само по себе несоблюдение юрлицом установленного законом порядка действий при установлении факта снижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А33-5916/2012).
Стоит отметить, что в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года, пункт 4 статьи 90 Гражданского кодекса изменился как раз в части порядка действий юрлица при снижении чистых активов относительно уставного капитала. Можно предположить, что эти изменения не повлияют на оценку судами споров по таким обстоятельствам, так как арбитрам предписано руководствоваться единым подходом к их разрешению.

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).
Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).
Из смысла статьи 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2014-11-24 13:07:02 2016-03-29 17:56:08 Принудительная ликвидация организации

Бизнесмены, решившие ликвидировать свою организацию, должны знать, каким способом это сделать можно правильно и законно.

Определим 5 самых главных и актуальных способов ликвидации организации и расскажем, в каких случаях действенен и эффективен будет тот или иной вариант.

Добровольная ликвидация

Этот способ закрытия организации - самый желательный. Часто причиной такой ликвидации становится потеря интереса к бизнесу. Как правило, при этом компания окупает все расходы, приносит некую прибыль и планы осуществляются.

К добровольному закрытию стремятся практически все бизнесмены.

Добровольная ликвидация проходит в несколько этапов:

  1. Ликвидация осуществляется обязательно по решению комиссии, управляющей организацией, то есть решить, закрывать или нет фирму, должны все участники-руководители. Бизнесмен должен собрать комиссию.
  2. Далее следует обязательно составить протокол с общего собрания.
  3. Затем необходимо проинформировать ФНС о ликвидации. Срок на уведомление 3 дня.
  4. Вместе с протоколом руководитель организации должен направить заявление, оформленное на бланках Р15001, Р15002.
  5. Предприниматель получает свидетельство, которое означает начало ликвидации. Об этом следует оповестить ФСС и ПФ РФ.
  6. Созывается ликвидационная комиссия, которая публикует в СМИ объявление о закрытии данной компании и выявляет кредиторов (ст.63 ГК РФ). На выявление кредиторов требуется по закону 2 месяца.
  7. В том случае, если имеется задолженность, то по истечении 2 месяцев, информацию об итоговом балансе предприятия передают в ФНС. Как закрыть ООО с нулевым балансом самостоятельно - пошаговая инструкция
  8. В ФНС начальник организации подает заявление на бланке р16001 со всеми необходимыми документами, подтверждающими баланс предприятия, публикацию объявления и протокол собрания.

9. Спустя 5 дней с подачи заявления руководитель должен получить на руки окончательную документацию. В налоговой следует получить свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

10. Автоматически , без обращения начальника компании, организация снимается с учета в Росстате.

Помните, при добровольной ликвидации компании вас будет ожидать полная проверка со стороны налоговой службы и ПФР РФ.

Бухгалтерская и налоговая документация обязательно должны быть в полном порядке!

Принудительная ликвидация

Самый нежелательный способ закрытия предприятия – принудительный. Проблема состоит в том, что осуществляется этот процесс только через судебную инстанцию.

Подать исковое заявление могут:

  1. Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц.
  2. Прокурор.
  3. Налоговые службы.
  4. Антимонопольные органы.
  5. Центробанк РФ.
  6. Госуполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.
  7. Заинтересованные лица в ликвидации фонда, например, учредители или органы, обладающие учредительной документацией.

После обращения представителей указанных выше органов, судом будет рассматриваться дело.

Важно понимать, что для обращения в суд должны быть весомые основания.

Самые распространенные причины, которые приводят к принудительной ликвидации:

  1. Грубые нарушения законодательства, которые принесли или приносят неустранимый характер (ФЗ-31).
  2. Ведение бизнеса без лицензии (ст.61 ГК РФ).
  3. Осуществление противозаконной деятельности (ФЗ-31).
  4. Повторное нарушение законодательства.
  5. Банкротство (ст. 61 и 65 ГК РФ).
  6. Выбытие участников из товарищества (ст.81 и 86 ГК РФ).
  7. Увеличение числа сотрудников в ООО или ОАО выше допустимого предела (ст.88 и 97 ГК РФ).
  8. Нарушение в уплате уставного капитала (ст. 90 ГК РФ).
  9. Проведение банковских операций без лицензии.
  10. Неуплата налогов.
  11. Непредставление отчетности в налоговые органы или ПФР в течение 1 года.

После вынесения решения суда будет ясно - ликвидируют предприятие, или нет.

Ликвидация через банкротство

Этот способ закрытия предприятия напрямую связан с отсутствием возможности выполнить обязательства перед кредиторами.

Банкротство фирмы не наступает моментально. Компании дается время – 3 месяца – на восстановление финансового благополучия.

Если организации не удастся улучшить свое материальное положение, то предусмотрена ликвидация.

Ликвидация через банкротство может проводиться двумя способами:

  1. Добровольным. В этом случае руководитель организации может начать действовать при самых плачевных обстоятельствах, а потом доказать, что вы пытались исправить нарушения.
  2. Принудительным. Этот вариант проходит через судебную инстанцию. В этом случае все ошибки и нарушения вы не сможете решить и ликвидация организации будет единственным решением.

В суде могут назначить конкурсное производство , когда уже нет возможности расплатиться с кредиторами.

Цель такой меры – поиск и выявление имущества должника, ликвидация организации и удовлетворение требований кредиторов.

Примерный срок конкурсного производства – полгода. За это время управлять компанией банкрота будет собрание кредиторов или управляющий, назначенный судом.

После проведения отчетного периода конкурсный управляющий выносит решение о ликвидации или отмене ликвидации предприятия. Он должен подать свое заявление в суд. Затем судья должен либо согласиться с ним, либо отказать.

Если решение было вынесено не в пользу бизнесмена, то в течение 5 дней налоговые органы должны выдать соответствующие документы о ликвидации компании через банкротство.

Реорганизация предприятия

Под этим способом закрытия подразумевается передача прав и обязанностей к третьему лицу или лицам .

Реорганизация – это не ликвидация. Их отличия состоят в том, что при реорганизации права переходят, а в случае закрытия – исчезают.

Существует несколько видом реорганизации компании. Применяются они тогда, когда не хочется дожидаться принудительной ликвидации организации или официальное закрытие нельзя провести.

Перечислим, какие виды есть:

  1. Слияние.
  2. Присоединение.
  3. Преобразование.
  4. Разделение.
  5. Выделение.

По сути, компания не ликвидируется, а продолжает существовать, но - под другим названием, другими юридическими данными, то есть - принимает иную форму.

Помните, что при таком закрытии предприятия за нарушения все равно будет отвечать прежний руководитель.

Реорганизация бывает и принудительная (ст.57 ГК РФ). Например, при неправильной документации, неверной отчетности, функционировании без лицензии и т.п. Надзорные органы могут вынести решение провести реорганизацию, чтобы улучшить работу компании, согласно законодательству.

Ликвидация путем присоединения

В российском законодательстве предусмотрены все возможные случаи, когда производится ликвидация юридических лиц или некоммерческих организаций. Подобная акция может проводиться двумя путями: добровольно или по решению судебных органов. Возможна ликвидация предприятия и путем банкротства, которая также может быть добровольной или принудительной.

Добровольное прекращение деятельности ООО, ЗАО, ОАО осуществляется по решению учредителей. При этом их права и обязанности не переходят к другим фирмам. В этом случае издается документ: решение или протоколо ликвидации предприятия. Основания могут быть следующими:

  • потеря интереса собственников к данному виду деятельности;
  • нерентабельность (убыточность) бизнеса;
  • окончание срока работы компании;
  • полное достижение задач, поставленных перед предприятием.

Процесс добровольной или официальной ликвидации достаточно длителен и трудоемок, поэтому без участия грамотных юристов здесь не обойтись. Завершение ликвидации – регистрация ее окончания в ЕГРЮЛ. После этого данные об организации изымаются из всех официальных реестров и списков.

Основаниями для принудительной ликвидации предприятия могут быть грубые нарушения закона при создании юридического лица, которые носят неустранимый характер, отсутствие лицензии на осуществляемую деятельность, ведение деятельности, запрещенной законом, или с грубыми нарушениями, финансовая несостоятельность (банкротство). Одним из оснований для принудительной ликвидации является срыв сроков сдачи годовой бухгалтерской отчетности, а также подача недостоверных сведений о предприятии.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица могут подать регистрирующие органы, налоговые инспекции, прокуратура, антимонопольные органы, Банк России, Пенсионный фонд. Иск о ликвидации фондов могут подать любые заинтересованные лица, в том числе его учредители и участники.

Особый случай – ликвидация фирм-однодневок, созданных для краткосрочных хозяйственных операций и не ведущих деятельности. Иск об их ликвидации подают, как правило, налоговые органы.

Решение о принудительной ликвидации предприятий выносит арбитражный суд после внимательного изучения деятельности и выявления конкретных нарушений.

Ликвидация предприятий путем банкротства всегда производится по решению арбитражного суда, даже если ее инициаторами выступают учредители самого предприятия. Инициирование процесса банкротства является официальным признанием невозможности дальнейшей работы предприятия, расчета с кредиторами и налоговыми органами.

Для проведения принудительной ликвидации по решению суда назначается независимый арбитражный управляющий. Одна из главных целей его работы – выявить признаки умышленного банкротства, выгодного учредителям. После распродажи имущества предприятия оно частично рассчитывается по налогам и с кредиторами.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется на основании судебного решения. Инициатором судебного процесса может являться в пределах своей компетенции определенный в законе госорган, орган местного самоуправления или в некоторых случаях участник компании. Для подачи иска о ликвидации юрлица требуются весомые причины, перечень которых определен в ст.61 ГК РФ и в некоторых других законах.

Помимо процедуры принудительной ликвидации допускается возможность принудительного исключения компания из ЕГРЮЛ , что в целом влечет аналогичные с ликвидацией последствия. При использовании этого варианта достаточно лишь установить и подтвердить фактическое прекращение организацией своей деятельности. Судебный акт в этом случае не требуется. Инициатором и исполнителем решения становится налоговый орган.

Основания судебной ликвидации

Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.

Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:

  1. Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса - о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс - лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
  2. Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
  3. Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований - неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
  4. Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований - единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты.

В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке. К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера). Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором - либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации.

Процедура ликвидации через суд

В контексте принудительной ликвидации судебный процесс не является формальностью, а наличие оснований для подачи иска не означает, что он в любом случае будет удовлетворен. Суд рассматривает все обстоятельства дела и может отказать истцу, одновременно предоставив ответчику время на устранение выявленных нарушений, либо определить основания иска, характер нарушения как несущественные для принудительного прекращения деятельности компании.

В случае принятия судом решения о ликвидации ООО обязанность осуществления ликвидационных мероприятий, как правило, возлагается на саму компанию, точнее - ее участников или иное лицо (орган), к компетенции которого уставом отнесена ликвидация. И только если эта обязанность не будет исполнена, к процессу принудительной ликвидации привлекается арбитражный управляющий. В любом случае все мероприятия осуществляются за счет средств и имущества ликвидируемого ООО, а при их недостаточности - за счет участников, отвечающих и несущих расходы в данном случае солидарно.

Как закрыть ООО по решению суда? Порядок ликвидации компании определяется судом, либо этот вопрос отдается на решение самого ООО, которое становится обязанным выполнить ликвидационные мероприятия в установленные сроки, но ход процесса определяет самостоятельно.

Избранный судом или самим ООО порядок ликвидации зависит от финансово-экономического состояния компании. Здесь возможны разные варианты:

  1. Основным считается вариант, предусмотренный для процедуры официальной добровольной ликвидации. В этом случае задача ликвидационной комиссии и участников Общества - соблюсти поэтапность, сроки и установленный для этой процедуры порядок (ст. 63 ГК РФ). В такой форме реализация принудительной ликвидации возможна только при условии достаточности у компании имущества и денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами и в целом завершения ликвидационного процесса.
  2. В ситуации, когда на уровне ООО уже начат процесс ликвидации, но по его ходу обнаруживается недостаточность средств и имущества для выполнения обязательств, в зависимости от текущей стадии выбирается процедура банкротства ликвидируемого должника (упрощенная форма) или процедура банкротства в общем порядке.
  3. Если процесс ликвидации еще не начат, но уже выявлены признаки банкротства, то в такой ситуации должно быть подано заявление в арбитраж о признании ООО несостоятельным. Компания будет ликвидирована с соблюдением требований и процедур, установленных соответствующим законодательством о банкротстве.
  4. В крайнем случае, когда принудительная ликвидация ООО невозможна из-за отсутствия для этого финансирования (имущества Общества, денежных средств), в том числе за счет собственников, принимается решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

Ликвидация считается завершенной после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Оставшееся после погашения всех обязательств имущество и денежные средства распределяются между участниками согласно уставу или достигнутому между ними соглашению.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган - единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.

ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.

Предусмотренный порядок принудительного исключения из ЕГРЮЛ позволяет кредиторам, самому Обществу и иным заинтересованным лицам выразить свое несогласие с решением налогового органа. Это станет препятствием для завершения процедуры и потребует судебного решения о принудительной ликвидации либо запуска иного порядка ликвидации, в частности, добровольного прекращения деятельности или банкротства. При отсутствии оснований для судебной ликвидации, равно как и инициирования других процедур прекращения деятельности, Общество сможет продолжить свою деятельность в обычном порядке.