Классный час «Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации. Классный час на тему «Государственный флаг России – наша гордость и призвание

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2»

Классный час

Р

оссийский флаг

Учитель: Мурсалимова Надежда Ивановна.

2007 – 2008 учебный год

Классный час (2 класс)

Российский флаг

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

— Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

— Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

— Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Учитель. Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, (слайд 2) а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики. Мама, друг, школа, родина…

Учитель. Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. Прочитайте пословицы и скажите что общего в этих пословицах. (слайд 3)

    Человек без Родины – что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне .

Ученики . В этих пословицах говорится о Родине.

Учитель . Правильно! Молодцы

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Показ слайдов 4,5,6)

Звучит отрывок из песни.

Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница.

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

(Слайд 7)

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель . Подберите синонимы к слову Родина. (Слайд 8)

Ученики. Отечество, отчизна.

Учитель . Молодцы! Наше Отечество, наша родина- матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ученик читает стихотворение Н. Полякова .

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Учитель . А наша Родина – Россия (Слайд 9)

Страна, в которой мы родились, живём, учимся. А какой самый главный город нашей страны?

Ученики. Москва.

Учитель. Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом столицы нашего государства?

На доске слова М оск ва, Р оссия, бе рёза, школ а, учитель . Из выделенных букв составьте слово. (Слайд 10)

Ученик. Кремль.

Учитель. Молодцы! Правильно! А над кремлём развивается государственный флаг. Флаг – это символ государства.

Сейчас мы послушаем сообщение инициативной группы.

Выступают заранее подготовленные дети.

Выступления учащихся. (Слайд 11)

1-ый ученик . Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

2-ой ученик. (Слайд 12) Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. 22 августа День Государственного флага Российской Федерации - один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации.

3-ий ученик. (Слайд 13) По русским обиходным понятиям 17 – 19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, невинность.

4-ый ученик. (Слайд 14) Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях- резиденциях Президента РФ.

Учитель. Сейчас все вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.

Ученики выполняют модель флага. Размеры флага – 18*9см. Полосы – 18*3 см – ученики вырезают из бумаги и в нужной последовательности наклеивают на картонную основу, соединяют с деревянной палочкой.

Учитель. Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.

Викторина.

    От какого слова произошло слово «флаг».

    Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

    Что обозначает красный цвет флага?

    Что обозначает синий цвет?

    Что обозначает белый цвет?

    Где можно увидеть государственный флаг?

Учитель . И в заключении хочу прочитать вам стихотворение В. Крючкова

(Слайд 16)

Россия

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок — состоит из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно ли по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки –

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,

Как берег или река.

Неразделимы ливни.

И ветер, и облака.

Вот так и Россия одна.

У радуги — нет половинок,

И если волна – то волна,

И нету полуросинок,

Учитель . Молодцы! Все активно отвечали. Спасибо за занятие!

Разработала: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Мордвиновская ООШ»

Русакова Марина Семёновна.

Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации.

Цели: дать детям представление о флаге РФ; воспитывать уважение к истории страны; вызвать интерес учащихся к государственной символике; расширить кругозор детей.

Форма: устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор; виды русских пейзажей, знамен, штандартов и флагов.

Оформление: написать на доске название классного часа, эпиграф к нему, названия страничек журнала, а также фразу:

22 августа- День Государственного флага Российской Федерации.

План классного часа:

Вступительное слово.

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации.»

1.Флаг (передовая статья).

2.Первые флаги Руси (интервью с историком).

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

5.Викторина.

III

IV . Подведение итогов

Ход классного часа.

Вступительное слово.

Дорогие ребята, мало кто из нас задумывается о том, что мы, люди ХХ I века- это часть пирамиды, в основании которой миллионы наших предков, живших десятки, сотни лет назад. Мы часть огромной страны,имя которой Россия.

Я понаслышке знаю-

За границей богаче и счастливее живут.

Но ведь нигде так рожь не колосится

И соловьи так звонко не поют.

Нигде так сладко донником не пахнет,

Акация так буйно не цветет,

И лишь у нас крестьянка в русской хате

Такой душистый хлебушек печет.

Нигде таких березок не отыщешь,

Нет выше и бездоннее небес.

И задушевней песен не услышишь,

И лишь у нас- курган Мамаев есть.

Не отыскать нигде таких закатов,

Рассветов нет румяней и милей,

И только наши русские солдаты

Мир удивили доблестью своей.

И нет реки величественней Волги,

Старинней древнерусских городов,

Где, кажется, поныне бродят волхвы

В зеленых травах и среди снегов.

И, лишь прощаясь с русским поднебесьем,

Так жалобно рыдают журавли,

Зато весной, с какой веселой песней

Спешат они к нам из чужой дали!

В какой стране заморской есть частушки

И в тридцать три коленца жгучий пляс?

И столько ягод на лесных опушках-

Лишь только здесь, в России, лишь у нас.

Моя Россия! Матушка святая!

Ну чем заморский край тебя милей?

Пусть россияне, что тебя ругают,

Прислушаются к совести своей.

Моя многострадальная держава,

Ты- боль моя и мой счастливый смех,

Овеянная доблестью и славой,

Ты все равно мудрей и краше всех!

(На экране сменяются виды русских пейзажей).

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и историю. А олицетворяют родную землю, её символы. Символы вызывают у нас определенные представления. Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы и небоскребы.

Символы России- это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов. Московский Кремль, Знамя победы, могила Неизвестного солдата в Москве- это тоже символы России. есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это- Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

22 августа Россия отмечает День Государственного флага Российской Федерации.

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому не безразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Наш класс подготовил выпуск устного журнала, посвященного Дню Государственного флага Российской Федерации.

Передаю слово главному редактору журнала (имя, фамилия).

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации»

Главный редактор. Здравствуйте, ребята. 22 августа в России отмечается День Государственного флага РФ. Этому событию мы посвятили специальный выпуск устного журнала. Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает с доски).

Открываем первую страницу журнала. «Флаг»- так называется передовая статья. В ней наши корреспонденты (имена, фамилии) рассказывают о значении слова «Флаг».

1.Флаг (передовая статья).

Ведущий 1. Флаг- это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству или какой -либо организации.

Ведущий 2. Словарь Ожегова даёт следующее толкование слова «флаг»: Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного
цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Ведущий 1. Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть».

Ведущий 2. Слово «флаг» голландского происхождения означает «корабельное знамя». И действительно, между флагом и знаменем много общего: оба представляют собой полотнища с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру.

Ведущий 1 . Слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак, примета». Знамя - это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Ведущий 2.

Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Бело-синий-красный

Флаг Родины моей.

2. Первые флаги Руси (интервью с историком).

Главный редактор. Когда появились первые флаги на Руси? Об этом вы узнаете из беседы с историком, которую проведет наш корреспондент (имя, фамилия).

Ведущий 3. Государственный флаг- один из символов государства. Чему обязаны флаги своим происхождением?

Историк. Своим происхождением они обязаны военному делу. В древней Руси знамя именовали стягом, а знаменосцы назывались стяговниками.

Стяги были разной формы. Многие знамена были большими и тяжелыми. Их устанавливали, вкапывая древко в землю. Внешний вид знамени, изображения на нем демонстрировали, что это- святыня. Единого государственного флага в России долгое время не было.

Ведущий 3. А были ли предшественники государственного флага?

Историк. В середине Х VII века появились гербовые знамена-предшественники государственного флага.

Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российский земель.

Гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром I был установлен императорский штандарт жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла. А вот свои корабли в конце Х VII века царь выводил под военно-морским бело-сине-красным флагом.

Ведущий 3. Можно ли точно назвать дату рождения российского флага?

Историк. 20 января 1705 года можно считать днем рождения российского флага. В тот день указом Петра I бело-сине-красный флаг, определяющий национальную принадлежность судна, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили иной флаг -Андреевский стяг с лазурным крестом на белом фоне.

В середине Х I Х века был утвержден Государственный флаг России, имевший три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

На рубеже Х I Х и ХХ веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело-сине-красный флаг, а прежний флаг остался лишь символом монархии.

В 1918 году государственным флагом РФ становится красный флаг. Под флагом этого цвета шли в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный флаг стал знаменем Победы.

Показ изображения вышеупомянутых знамен, штандартов и флагов.

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

Главный редактор. А сейчас новости с места события от наших корреспондентов (имена, фамилии).

Ведущий 4. День Государственного флага РФ был установлен на основании указа президента России № 1714 от 20 августа 1994 года. Именно 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг. В этот день верховный Совет РСФСР постановил считать «полотнище из…белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом страны.

Ведущий 5 . В соответствии с законом, флаг постоянно должен быть поднят на зданиях: администрации президента России; Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Государственной думы РФ; правительства РФ; Конституционного суда; Верховного суда; Высшего Арбитражного суда; Генеральной прокуратуры; Центрального банка; счетной палаты; резиденции уполномоченного по правам человека в РФ; Центральной избирательной комиссии РФ.

Ведущий 4. Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздником Российской Федерации.

Ведущий 5. Кроме того, судно, плавающее под государственным флагом или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах Российской Федерации либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу поднимать и нести также российский флаг.

Ведущий 4. 25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета.

4. Прописные истины (В мире интересного).

Главный редактор. Наши корреспонденты (имена, фамилии) раскрыли секреты Государственного флага РФ.

Ведущий 6. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом Российской Федерации.

Ведущий 7. Государственный флаг Российской федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Ведущий 6. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага РФ.

Ведущий 7. Согласно одной из трактовок цветов нашего государственного флага считается, что они символизируют:

Белый- мир, чистоту, непорочность, совершенство, цвет одежд святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами Отечества;

Синий- веру и верность, постоянство;

Красный- энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ведущий 6. Есть особый вид российского флага- президентский штандарт. Он представляет собой квадратное полотнище с золотой бахромой по краям. На трехцветном фоне- герб России.

5.Викторина.

Главный редактор. Последняя страница журнала «Викторина».

Ведущие этой рубрики (имена, фамилии).

Ведущий 8. В нашей викторине мы собираемся закидать вас вопросами о флаге РФ.

Ведущий 9 . Представьте себе, что вы единая команда. сейчас мы будем обстреливать вас своими снарядами-вопросами.

Ведущий 8. А так как снаряды летят быстро, то и ответы нужно давать быстро.

Ведущий 9. Итак, начали!

(Ведущие по очереди задают вопросы, остальные дети отвечают)

Какое отношение имеет Пётр I к российскому флагу(Пётр I является законным отцом триколора)

Флаг - это символ государства?(Да).

С какого года он отмечается? (С 1994 года)

Какого цвета Знамя Победы? (Красного цвета).

Как на Руси называли знамя? (Стяг).

Сколько цветов имеет флаг РФ? (Три).

III . Заключительная беседа «Зачем нам флаг?»

Классный руководитель.

Государственный флаг РФ- один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность: по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

Прочитайте эпиграф к классному часу: « Флаг- это прошлое, настоящее и будущее страны. В.П. Старков». Как вы его понимаете?

(Ответы детей)

Государственные символы Российской Федерации -герб, флаг и гимн РФ- это очень важные элементы жизни нашего народа.

Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, та как отечество у нас одно- любимая Россия!

V . Подведение итогов.

Классный руководитель. Сегодня мы начали с вами очень важный разговор о символике нашего государства, много узнали о флаге РФ. Есть много мнений о том, нужен нам такой флаг или нет. Однозначного ответа нет. Каждый из вас ответит на этот вопрос по-своему. Я же хотела бы выразить своё, которое заключается в нескольких стихотворных строках:

Три полоски флага - это неспроста:

Белая полоска - мир и чистота,

Синяя полоска- это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска- подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак-

Доблестный трехцветный наш российский флаг!


КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Классный час «Флаги России» 4 класс.

Цели занятия:

    воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов РФ;

    закрепление и обобщение знаний детей о видах флагов и их значении;

    развитие конструктивных умений и навыков работы с бумагой.

Наглядные пособия:

    изображения государственного и военно-морского флагов России, Знамени Победы, президентского штандарта и готовые флаги: Андреевский, красный, бело-сине-красный;

    материалы и оборудование, необходимые для детского конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Беседа.

Сегодня поговорим о символах нашего государства. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

    Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)

    А что для нас Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

    Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг).

    Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (Флаг).

    Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт).

    Для чего нужен был флаг? (Флаг - это символ власти, выражающий идею единства и суверенитета государства).

    Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка и полотнища).

    Флаг является отличительным знаком государства. Знамёна - это символ объединения. Мы знаем, что древние флаги - стяги служили для объединения войска. Государственный флаг означает единство страны. Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Почему же российский флаг трёхцветный?

    В давние времена и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - красный цвет, символизирующий мир людей. Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в государственной символике России преобладающим становится красный цвет - цвет революции. В трагические дни августа 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве взметнулось бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа. Бело - сине - красный флаг снова стал государственным.

Сегодня каждый из вас сделает флаг России.

Физ. минутка.

Ход работы.

    Для флага используем альбомный лист, который складываем пополам и разрезаем вдоль (горизонтально). Одну половину плотно сворачиваем и проклеиваем, получается древко. Вторую половину складываем вдвое, чтобы сделать полотнище флажка. Затем, используя шаблон - картонный прямоугольник, вырезаем по одной (приблизительно 3,5 на 30см) или по две (3,5 на 15см) красные и синие полоски, наклеиваем их на полотнище. Складываем листок, наносим клей на внутреннюю сторону, вкладываем внутрь древко и склеиваем полотнище. Флажок готов.

Выставка работ.

Итог:

    Что означают цвета Российского флага?

    Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Государственный флаг Российской ФедерацииОдин из государственных символов Российской Федерации Знаете ли вы, что относится к символам государства? Государственные символы РФГимн Флаг, знамя, стяг, штандартСлово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Слово «знамя» происходит от слова «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. В Древней Руси знамя именовали стягом.Разновидностью знамён являются штандарты. Штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. Рождение российского флагаВпервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером. «Отец» ТриколораПетр I 20 января 1705 года издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг.До 1712 года такой же флаг был и на военных кораблях, пока его не сменил Андреевский. Андреевский флагАндреевский флаг так же появился в эпоху Петра – голубой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. Что такое Триколор?Триколор представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Значения цветов триколораПо одной из версий:белый цвет символизирует благородство,синий - честность, а красный - смелость и великодушие. Флаг Российской империи 1 января 1865 года вышел указ Александра II, в котором государственными цветами России назывались черный, оранжевый (золотой) и белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра. Официальный статус государственного флагаОфициальный статус флаг приобрел в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Революционное красное знамяПосле образования СССР в 1922 г. Государственный флаг представлял собой красное или алое полотнище с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. День Российского флагаЕжегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Автор презентации: Камушкова Наталья Владимировна, МБОУ «СОШ с. Дачное». 2011 г.http://blog.natalyakamushkova.ru/



Классный час в 5 классе на тему «Государственный флаг Российской Федерации»
Цели:
Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики, через знакомство учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
Развитие национального самопознания и гражданственности;
Формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
Воспитание в себе высоких нравственных начал.
Оборудование: флаг Российской Федерации (настольный), мультимедийная презентация, выставка книг о символике Российского государства, три полоски цветной бумаги 30 10 см (белая, синяя, красная).
Форма проведения: рассказ с элементами беседы, сопровождаемый показом презентации.
Ход классного часа
Элементы рассказа (беседы) Слайдыпрезентации
Сегодня наш классный час мы посвящаем одному из государственных символов России – государственному флагу Российской Федерации. 1-й слайд
- Государственные символы России… что это такое? Какие символы Российского государства мы знаем? (Ответы учащихся).
- Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на эти вопросы. 2-й слайд
О символике
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн.
Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.
Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Граждане разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.
3 слайд
- А кто из вас знает, что обозначают слова флаг, знамя? Как ещё можно назвать государственный флаг? (Ответы учащихся) Флаг, знамя, стяг, штандарт
Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя».
Слово «знамя» происходит от слова «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Знамя – это символ объединения.
В Древней Руси знамя именовали стягом.
Разновидностью знамён являются штандарты. Когда-то штандартами называли полковые знамёна. Сегодня штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. 4-й слайд
Трехцветный Государственный флаг России как государственный символ пришел в наши дни из глубины веков. - Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников) Рождение Российского флага
У трехцветного полотнища непростая история.
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В 1667 – 1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плавающих по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трёхмачтового корабля «Орёл» с 22 пушками и четырёх более мелких судов.
Именно на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером, был впервые поднят бело-сине-красный флаг. 5 слайд
«Отец триколора»
Законным же «отцом» триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. До 1712 года такой же флаг был и на военных кораблях, пока его не сменил Андреевский. 6-й слайд
Андреевский флаг
Андреевский флаг так же появился в эпоху Петра – голубой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи.
Но и триколор не был забыт. В 1705 году царь издал указ о том, каким должен быть флаг на торговых судах. Таким образом военный флот ходил под Андреевским флагом, а гражданский торговый – под бело-сине-красным.
7-й слайд
- Ребята, кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может обозначать каждый цвет? (Предположения детей) Для того чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Прослушайте четверостишья, характеризующие цвета нашего флага, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Стихи
1.
Снежинки так прекрасны и легки,Как совершенны у ромашки лепестки,Как на доске строка написанная мелом,Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
2.
Спокойны и чисты рек русских водыПрозрачны и светлы как вечер зимнийИ благородны и просторны неба сводыХудожник их раскрасил в … (синий)
3.
Россия много войн пережилаИ наши деды умирали не напрасноИ верность Родине их к славе привелаПод Знаменем Победы ярко... (красным)
Учитель, после каждого разгаданного цвета, закрепляет на доске полоску цветной бумаги. В итоге складывается триколор.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.
Ответы детей Что такое триколор?
- А вы слышали когда-нибудь такое название – триколор? Что такое триколор? (Ответы детей).
Триколор представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.8-й слайд
Значение цветов триколора
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение.
Кстати, чем руководствовался Петр, подбирая цвета, осталось загадкой. Существует версия о выборе цветов для флага - цвета российского флага, возможно, были подсказаны тем самым голландцем, который построил «Орел», а потом рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях поднимают трехполосный красно-бело-синий флаг.
Смысл выбранных цветов флага России также не был установлен достоверно. По одной из версий, белый цвет символизирует благородство, синий - честность, а красный - смелость и великодушие, присущие русским людям.
Но бело-сине-красный флаг не всегда был государственным символом. Было время, когда его сменяли другие полотнища. 9-й слайд
Флаг Российской империи
Флаги, введённые Петром I, долгое время сохранялись в истории страны. В качестве государственных Пётр выделил белый, синий (голубой), красный, чёрный и золотой цвета. Эта гамма стала основой и для последующих российских государственных флагов.
Однако при приемниках Петра сочетание чёрного и золотого (жёлтого, оранжевого) цветов потеснило российский триколор.
В 1858 г. Император Александр II утвердил новый государственный флаг. Флаг состоял из трёх горизонтальных полос. Верхняя – чёрная, средняя – жёлтая, нижняя – белая. Таким образом, получился второй триколор. А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором государственными цветами России назывались черный, оранжевый (золотой) и белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра.
Однако этот флаг просуществовал всего лишь четверть века. 10-й слайд
Официальный статус государственного флага
В 1883 году Александр III решил вернуть России петровский триколор.
При этом три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий – цвет Богородицы, под покровом которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
Официальный статус флаг приобрел в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой».
Таким образом, трехцветный флаг в России прижился надолго - вплоть до прихода Советской власти. 11-й слайд
Революционное красное знамя
Советская власть, победившая в 1917 году, не сразу отвергла трехцветный символ России. Лишь 8 апреля 1918 года был утверждён декрет о флаге РСФСР: Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Республика».
С тех пор бело-сине-красный российский флаг был в советской России под запретом.
После образования СССР в 1922 г. Государственный флаг СССР, согласно Конституции 1924 г., представлял собой красное или алое полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой.
Красный стяг являлся государственным флагом более 70 лет и таким оставался до 1991 г. 12-й слайд
Государственный флаг Российской Федерации
22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать официальным символом России красно-сине-белый флаг (триколор)
Так «полотнище из. белой, лазоревой, алой полос» стало считаться официальным национальным флагом России.
А 22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России старый триколор, а указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации. - Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как вы его проявляли? (Ответы учащихся) День Российского Флага
В августе 1994 года первый президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором постановил установить праздник – День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его ежегодно 22 августа. 13-й слайд
Итоги
Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственного символа России - государственным флагом Российской Федерации. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Этот флаг, этот стяг, это знамя…Нет дороже его и родней!Над Кремлём полыхает, как пламя,Над домами деревни моейБелый цвет – благородство и слава,Синий – верность Отчизне и честь,Красный – мужество гордой державы –И достоинств сих – не перечесть!
Белым цветом весною сады разлились над рекою,Васильковые, синие очи – примета любимой России!Красной кровью наш флаг обагрили солдаты – герои,Триколор – это мудрость, отвага, народная сила!
Белый цвет – на висках дорогих ветеранов,В синей грусти – колодец, река и родник…Пролетела война над Россиею красным бураном,Весь наш русский народ уважением к флагу проник!
Славься, наше Отечество, дружбой людскою!На колени не станешь вовек, никогда!Весь российский народ так гордится тобою!Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!