Государственные символы Республики Казахстан: флаг, герб, гимн. Государственный гимн россии Расшифровка герба страны

В Россию ежегодно приезжают миллионы иностранных туристов. Едут для того, чтобы увидеть родину Пушкина и Достоевского, полюбоваться русским балетом и убедиться, что на Красной площади гуляют медведи.

Свое мнение о нашей стране есть и у тех, кого не прельщают северные просторы. Они наблюдают за событиями, сидя на диване, включив телевизор, и наверняка без особых сложностей смогут отличить флаг нашей родины от Юнион Джека. В этой статье мы собрали официальные и неофициальные символы России, которые чаще остальных называют иностранцы.

Официальные символы России

Герб, флаг и гимн – официальные символы любого современного государства. Они закрепляются на законодательном уровне и олицетворяют собой самобытность страны. Без них не обходится ни одна победа наших спортсменов или встреча на высшем уровне.


Герб государства представляет собой отличительный знак, эмблему, на которой изображены предметы национальной гордости. Двуглавый орел на гербе России появился в Средние века. Иван III, женившись на византийской царевне Софии, взял ее родовой герб, рассчитывая что этот жест укрепит позиции нашей страны, подчеркнув передачу могущества павшей Византии российскому государству.


Российский флаг состоит из белой, синей и красной горизонтальных полос. Первыми флагами Древней Руси были военные знамена. На них чаще всего встречалась красная расцветка, как наиболее торжественная и красивая.

В конце 17 века государственными цветами России были признаны белый, синий и красный, а в петровский период был определен и текущий порядок полос на флаге. По легенде, матросам было сложно запомнить порядок цветов, за это их нещадно секли розгами. Чтобы избежать наказания, находчивые моряки придумали слово для запоминания - "бесик" - с ним перепутать цвета невозможно.


С тех пор цвета государственного флага России периодически менялись. Последний раз с 1917 по 1989 год символом советского государства был красный флаг, цвет которого олицетворял кровь, пролитую борцами за светлое будущее. 24 августа 1991 года трехцветный флаг взвился над Кремлем сразу после постановления Чрезвычайной сессией Верховного Совета РСФСР о признании его государственным.


Гимн. «Россия – священная наша держава…» - эти слова, звучащие в самые торжественные моменты, принадлежат Сергею Михалкову (тому самому, который написал «Дядю Степу») и Габриэлю Эль-Регистану. Тест положили на музыку Александра Александрова.

Гимн России (рок-версия). Красивое видео

До XVIII века в России главенствовала религиозная тематика песнопений, и только во времена Петра Великого стала появляться светская музыка. Первым официальным гимном стала «Молитва русских», автором стал поэт В.А. Жуковский.

Интернационал - неофициальный гимн молодой Страны Советов

Неофициальные символы России

Кроме государственных, существуют ещё так называемые неофициальные символы - то, с чем ассоциируется Россия в сознании ее граждан и иностранцев:

Люди, прославившие нашу страну;

Знаменитые места;

Великие достижения;


Природные памятники: высокие горы , полноводные реки, огромные озера ;

Предметы обихода;

Игрушки, музыкальные инструменты, одежда;

Растения и животные.


О некоторых самых популярных символах страны речь пойдёт ниже.

Почему береза - символ России?

Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывали от солнца, а зимой давали огонь, чтобы согреть крестьянские избы. Березовое лыко использовали для плетения лаптей и туесков, на бересте делали первые записи.


С древних времен это дерево наделяли особыми свойствами, считая его символом чистоты и женственности. Наши предки верили, что не только девушки, но и русалки не могут пройти мимо красоты березовых рощ, собираясь в таких местах, чтобы водить хороводы.

С крещением Руси береза стала ассоциироваться с церковным праздником Троицей. Молодыми веточками украшали храмы и жилье.


«Белая берёза под моим окном…» - проникновенные слова Сергея Есенина, особенно почитаемые среди эмигрантов, тосковавших по родине, навсегда возвели это дерево на пьедестал главных символов России.

Красная площадь

Красная площадь – сердце нашего государства и центр Москвы - одного из самых больших городов России . Здесь проходят многие важные события: Парад Победы, концерты по случаю знаменательных дат, а еще здесь находится «алтарь России» - так назвал Московский Кремль Михаил Лермонтов.


Архитектурный ансамбль главной площади страны, причудливая смесь построек разных эпох, органично иллюстрирует историю России. Ее украшение - собор Василия Блаженного - один из самых известных православных храмов нашей страны. Он был возведен в середине XVI века по случаю взятия Казани.

Храм Василия Блаженного - символ России

Алмазный фонд – самый популярный музей Кремля. В нём представлены уникальные драгоценные камни, золотые самородки, предметы искусства, в том числе императорский скипетр, малая и большая императорский короны. Эти ценности являлись официальными символами царской России.


Матрёшка

Это самая знаменитая деревянная кукла-трансформер России. Название, очевидно, происходит от русского имени Матрона, и корень этого слова «матерь» не случаен. Иностранцы ее ласково называют "Babushka doll" с ударением на U. Матрешка символизирует материнство, плодородие, женственность. Появилась она в XIX веке, автором считается художник Сергей Малютин.


В Японии есть похожая игрушка - фигурка мудрого старичка Фукурамы, также состоящая из нескольких кукол, вложенных одна в другую. Она могла быть прообразом русской матрешки.


Русская тройка

Так называют старинную конную упряжку, состоящую из трёх лошадей. Для жителей нашей страны дорога всегда имела особое значение: бескрайние просторы, долгие путешествия в зимнюю пору… Всё это неизменно связано с лошадьми – верными спутниками странствующих. Способ движения в тройках позволял преодолевать большие расстояния на достаточно серьёзной скорости, порядка 50 км в час. Такие упряжки появились 200 лет назад, а с 1840 года стали устраивать соревнования троек.


Цифра «три» также имела сакральное значение для русского народа: праздник Троицы, пословица «Бог любит Троицу», три богатыря , три желания, которые исполняет золотая рыбка.

Балалайка

Этот излюбленный музыкальный инструмент русского народа выполнен в виде треугольника с грифом и имеет 3 струны. Существует более 200 лет. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту Василию Андрееву.


Существующий миф "В России многие с детства играют на балалайке"

Единого мнения о происхождении балалайки нет. Одни исследователи утверждают, что инструмент имеет татарские или киргизские корни, другие настаивают на её славянском происхождении. Балалайка всегда сопровождала крестьянские праздники и минуты отдыха, на них виртуозно играли скоморохи.

Самовар

Он вошёл в обиход русского народа в XIX веке после широкого распространения чая. Символ гостеприимного дома и семейного уюта стал героем пословиц, поговорок и песен. Его родиной считается Урал. В Заречье в 1778 году братья Лисицины изготовили первый самовар, а затем ими была организована фабрика по их производству.


Известно, что на свадьбе Сергея Есенина и Айседоры Дункан на столах стояли самовары, из которых пили не чай, а коньяк. Такая бутафория была связана с действующим на тот момент в США сухим законом, запрещавшим импорт и употребление спиртных напитков.

От лаптей до ушанки

Говоря о символах России, нельзя не упомянуть и предметы национальной одежды. Лапти – обычный вариант обуви крестьян. Они изготовлялись из древесного лыка или берёсты. Крестьяне были бедны и такая дешёвая, но очень недолговечная обувь стала символом нищеты и безграмотности народа. Отсюда и всем известные пословицы и выражения: «лапоть» (о простофиле), «не лаптем щи хлебаем».


Валенки – зимний вариант тёплой и удобной войлочной обуви, символ смекалки русского народа. Впервые упоминаются еще в «Слове о Полку Игореве».


Ушанка – тёплая шапка. Считается, что в русском обиходе она появилась благодаря монголам, которые защищались от холодных ветров шапками из овчины. Назывались они малахаями.


Кокошник – головной убор в виде веера над головой. Обычно женщины надевали его на праздники. Известен со времен древней Руси, был в обиходе всех сословий. В современной России – обязательный атрибут костюма Снегурочки.

С чем еще ассоциируется Россия у иностранцев?

Если спросить у любого иностранца, с чем в его представлении ассоциируется Россия, то, очень вероятно, вы услышите:

Две беды. Многие люди в России и за рубежом знают две главные беды страны: дороги и дураки. И если дураки – это из области шуток, то с дорогами в России складывается, действительно, не самая благоприятная ситуация.


Политические лидеры . Самые известные среди них Владимир Путин, Михаил Горбачев, Иосиф Сталин и Владимир Ленин. Их знают все и всегда вспоминают, если речь заходит о нашей стране. : хохлома, палех, гжель.

Родиной хохломы считают Нижний Новгород, она представляет собой особый способ росписи деревянной мебели и посуды.


Гжель – промысел по производству керамики и её росписи в бело-голубых тонах, возникла в районе «Гжельский куст», недалеко от Москвы.

Палехская миниатюра родом из Владимирской области, представляет собой роспись шкатулок, кубышек, панно, игольниц, пепельниц и других небольших предметов. Русский балет во всем мире ценится за высокое мастерство артистов и самую сильную школу.


Водка – неизменный атрибут России в глазах иностранцев.

Морозы. Самая большая преимущественно северная страна в мире славится своими трескучими морозами и снегом. В Великом Устюге живет хозяин снега и вьюги - Дед Мороз .


Борщ, винегрет, икра и блины. О наших блюдах вспоминают только те иностранцы, которым посчастливилось их отведать. И если борщ или, как они говорят, бортчщт, блины и икра по вкусу большинству, то наш винегрет, окрошка и соления кажутся иностранцам не очень съедобными, а холодец просто противным (ну как можно есть соленое желе)
известными достопримечательностями .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен








Символический язык гербов. Рыцарские гербы были символами, которые на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы. Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции. Создание и изучение гербов называется – геральдикой. Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах.












Смысл изображений Лев – сила, мужество, великодушие Леопард – храбрость, отвага Орёл – власть, господство, прозорливость Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота Собака – верность, преданность, повиновение Кошка – независимость Овца – кротость Единорог – чистота, непорочность Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость Ворон – долголетие Феникс – бессмертие Змея – вечность Дуб – крепость, сила Солнце – свет, богатство, изобилие Звезда – ночь, вечность Посох – духовная власть







Изучая тему «Общество» по программе «Окружающего мира» за 3-й класс, сын очень заинтересовался идеей устройства государства. Ему незамедлительно пришла в голову мысль создать и придумать свою собственную страну, с собственным флагом, с собственной картой, собственными законами и так далее.

Я сама хотела предложить сыну создать такой проект и раздумывала на тем, как бы получше воодушевить его на это. Оказалось, что этого совсем не потребовалось. Все получилось само собой.

С чего начать?

Чего и следовало ожидать, мой юный ученик сразу же пожелал начать создание страны с флага, герба и гимна. Но у меня было другое мнение на этот счет. И при помощи наводящих вопросов и недолгих размышлений мы сошлись на том, что заходить надо с другой стороны.

Флаг, герб и гимн - это символы государства. А символы соответственно должны что-то символизировать. Каждый флаг и герб несут в себе какую-то историю или легенду, цвета и символы что-то означают.

Поскольку мы пока ничего не знаем о нашей новой стране, не знаем ее особенностей, характеристик, уникальных черт - нам очень трудно придумать достойные флаг и герб, которые бы характеризовали именно наше новое государство.

Подумав и поразмыслив, ребенок пришел к выводу, что сначала нужно создать саму страну.

Создаем свою страну

Мы сразу договорились, что не будем сильно стремиться к полной реалистичности в нашем проекте. Климат может не соответствовать климатическому поясу, в котором будет находиться наша страна. То же самое касается флоры и фауны нового государства.

Итак, можно приступать…

1. Где находится страна на карте мира?

Во-первых, определяемся, где на карте мира будет находиться наша страна?

  • Будет ли это остров в океане?
  • Или она чудесным образом появится среди реальных стран на каком-нибудь континенте?
  • Имеет ли она выход к морю, океану?
  • С какими странами граничит?

Наша страна оказалась островом в Индийском океане. Координаты - 32 градуса южной широты и 50 градусов восточной долготы. Имя для страны придумалось сразу - Кавия.

2. Форма страны

3. Формы рельефа, природные зоны и экологические системы в стране

Определитесь с ребенком, будут ли в Вашей стране:

  • горы или горные массивы,
  • пустыни,
  • джунгли,
  • вулканы,
  • большие озера,
  • реки (большие и маленькие),
  • зоны вечной мерзлоты,
  • леса,
  • моря,
  • болота и т.д.

Нанесите всё это на Вашу карту.

4. Цивилизация vs природа

Определитесь, какая часть страны дикая и незаселенная людьми, а какая - разработанная и цивилизованная.

5. Климат и сельское хоз-во

  • Какой климат будет в нашей стране?
  • Длинное ли лето?
  • Есть ли зима и насколько она холодная?
  • Что можно выращивать людям?
  • Сколько урожаев в год можно собирать?
  • Что люди могут делать зимой, а что летом? (пляжный отдых, лыжи, санки и т.д)

6. Населенные пункты и основные достопримечательности.

Придумай и нанеси на карту:

  • столицу государства,
  • 5-10 крупных городов,
  • аэропорт или аэропорты (если есть)
  • морские или речные порты,
  • основные железнодорожные или автомобильные магистрали,
  • основные достопримечательности страны и интересные места для туристов и местных жителей (придумать 5-10 мест)

7. Ресурсы и особенности страны

Придумайте:

  • 3 главных полезных ископаемых (что добывается в стране);
  • 3 главных сельскохозяйственных ресурса (что выращивается в промышленных масштабах);
  • 3 самых известных продукта, которые производятся в стране;
  • 3 любимых праздника;
  • 3 национальных блюда;
  • культура и ремесла (возможно, какой-то особый народный промысел, известный художник или композитор, национальный танец и т.д.)
  • легенды или особые мифы о стране.

У нас вкратце получилось следующее:

В Кавии добывается золото, нефть, железо и камень. Дерева очень мало, поэтому дома и здания преимущественно каменные. В стране растет много всего, но в промышленных масштабах выращивается виноград, пшеница, ананасы, кокосы и бананы. Поэтому Кавия знаменита своим вином, хлебом и экспортирует ананасы, кокосы и бананы по всему миру.

3 национальных блюда - банановая каша, пицца с ананасами и хлеб по-кавски. Приезжающие туристы с удовольствием угощаются этими вкуснейшими блюдами, а сами жители едят их практически каждый день.

3 наиболее популярных, массовых и известных продукта - стекло (так как в Кавии много песка), вино и великолепнейшие золотые украшения.

Любимые праздники кавчан - День Линогора и Новый Год.

Когда-то в Кавии была большая засуха и богатырь Линогор расчистил реку и вода хлынула в долину. Все жители спаслись, богатырь героически погиб, и еще образовалась достопримечательность - Линогорский водопад. В настоящее время это праздник урожая, праздник воды и природы и всего самого хорошего.

Символы государства

Теперь мы располагаем достаточной информацией, чтобы подойти к такой серьезной задаче - разработке символов нашего нового государства. Используя всю имеющуюся информацию, попробуем создать такие флаг и герб, чтобы они характеризовали именно нашу страну. Ну и если у Вас еще не появилось названия для страны, самое время его придумать)))

Что может дать такой проект?

Мне вообще в целом очень нравятся проекты в учебе. Это увлекательно, познавательно, полезно и весело. Это и развивает воображение, и систематизирует знания, и помогает увидеть связи между разными учебными дисциплинами. Это - прекрасный семейный досуг, это возможность пообщаться с ребенком, обсудить с ним важные вещи. Одним словом, мы очень любим проекты.

Именно этот проект тоже был очень интересен и полезен.

  • Ребенок очень четко увидел (не без помощи наводящих вопросов взрослых, предположений и размышлений) взаимосвязи между жизнью человека и местом, где он живет. Что образ жизни человека, его деятельность может зависеть от рельефа местности, климата и природы, которая его окружает.
  • Мы поняли, сколько нужно мудрости правителю, да и каждому человеку, чтобы разумно распорядиться ресурсами, которые даны природой.
  • Мы провели много времени вместе, в совместном творчестве и общении.
  • После завершения проекта, мы пригласили нашего папу на презентацию и сын опробовал себя в роли лектора.
  • Сейчас мы имеем готовую страну для игр и дальнейшего творчества: хоть делай по ней настольные ролевые игры, хоть сочиняй фольклор, хоть пиши книги))))

Конспект урока с использованием ИКТ, технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

Педагог: Донцева М.Н. Предмет: музыка Класс: 2 Тема: «Главная песня страны. Гимн» Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного. Цель урока: ознакомление детей с главным музыкальным символом страны – гимном. Задачи урока:
    дать понятие «гимна»; познакомить детей с особенностями гимна России; укрепить чувство гражданской гордости за свою Родину и российский народ в процессе обращения к историческому и музыкальному прошлому, а также через знакомство с другими символами России; реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни); формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности; расширять эмоционально-образный словарный багаж; закрепить первичные представления об элементах музыкальной грамоты.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, SMART-доска, фортепиано. Материалы к уроку: Гимн России (муз. А.Александрова, слова С.Михалкова); «Патриотическая песня» М.Глинки; «Моя России» Г.Струве; словарь эстетических эмоций В.Ражникова; учебники «Музыка.2 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина) Начало урока: музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем. Ход урока. Учитель: - Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с некоторыми русскими композиторами и их музыкальными произведениями, воспевающими красоту и величие России. Напомните, о чём шла речь?
(Дети вспоминают М.П.Мусоргского и его произведение «Рассвет на Москве-реке», песню Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя») Учитель: - Молодцы. Сегодня речь пойдёт о музыкальном символе нашего государства. Что значит символ? Дети: - Это знак отличия. Учитель: - Какие вы знаете государственные символы России? Дети: - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. (Учитель предлагает воспользоваться страницами 14-15 учебника «Музыка. 2 класс») Учитель: - Правильно. И именно гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. А можете сказать почему? Дети: - Наверно, гимн исполняется на каких-нибудь торжественных праздниках, на Новый Год, на спортивных соревнованиях. Учитель: - Всё верно. Гимн это отражение и истории государства, и характера народа, и его жизни. Согласитесь, много разных песен создаётся народом, но именно в гимне должно воспеваться всё самое лучшее, что есть у этого народа и государства. Не сомневаюсь, что Гимн России вы часто слышали, но я предлагаю его ещё раз прослушать и потом ответить на вопрос:
Какими чувствами наполнена музыка и слова гимна России?
Учитель напоминает детям, что гимн слушают стоя, тем самым подчёркивая важность и торжественность этой песни. (Дети слушают музыку гимна) Учитель: - Какими же чувствами наполнена музыка гимна? Дети: - Чувство гордости, величия. Учитель: - Конечно, ребята, слушая наш гимн, ощущаешь чувство единства, патриотизма, уважения к богатой истории нашей страны. Посмотрите на слайд и выберите подходящие слова, отражающие характер звучания гимна.

(Дети выбирают слова: величаво, торжественно, мужественно, горделиво, победно, твёрдо, смело, мощно) Учитель: - Молодцы. Написал этот гимн композитор Александр Александров на слова поэта Сергея Михалкова. Вы знаете ребята, но в истории России был период, когда музыка гимна была другой и исполнялась без слов. Это была «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И.Глинки.

Давайте послушаем тот гимн и сравним звучание современного гимна с музыкой М.И.Глинки. (Дети слушают «Патриотическую песню» М.И.Глинки) слайд с портретом и названием произведения.) Учитель: - В чём сходство и отличие этой музыки от гимна России? (Дети делятся своими впечатлениями, отмечают общий характер звучания) Учитель: - Молодцы. Знаете, ребята, кроме государственных символов России есть у русских людей и другие дорогие их сердцу, любимые и почитаемые символы. Это и Московский Кремль, и Красная площадь, и Храм Христа Спасителя, Большой Театр оперы и балета.

А для кого-то это просто бескрайние русские просторы – луга, поля, берёзы, широкие реки.
Именно такую Россию можно увидеть на картинах русских художников.


И о такой России поётся и в песне «Моя Россия» композитора Г.Струве.
Послушайте песню и скажите, какие здесь вы услышите символы, с чем и кем сравнивает автор Россию?
(Дети слушают и отвечают на вопросы) Вокально –хоровая работа над песней. Этапы: распевание, разучивание мелодии песни с использованием «ручного нотоносца», разучивание первого куплета песни. Итог урока.
Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомились с главной песней нашей страны. Как она называется? Кто автор музыки и слов? Дети: - Гимн. Слова Сергея Михалкова, музыка Александрова. Учитель: - Музыка ещё каких композиторов прозвучала на уроке? Дети: - Михаила Ивановича Глинки, песня «Моя Россия» Г.Струве. Учитель: Молодцы! До новых встреч!