Распоряжение о сверке воинского учета в организации. Воинский учет с нуля

Практически в каждой организации трудятся военнообязанные сотрудники. Однако не всегда воинский учет организован в учреждении правильно. А ведь основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Сегодня расскажем, как организовать в учреждении ведение воинского учета, необходимо ли выделять работника для этого, какие документы направлять в военкоматы, а также ответим на некоторые вопросы по данной теме, волнующие наших читателей.

Нормативная база

Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.

Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:

— Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);

— Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);

— Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации?

Помимо нормативных актов, регламентирующих ведение воинского учета в организациях, на основании п. 39 Рекомендаций в организациях разрабатываются (ведутся):

— приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»;

— план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

— журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

— служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

— другие документы.

Какие документы отнести к «другим», спросите вы? Отвечаем. Это всевозможные планы работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (разрабатывается по форме приложения 17 к Рекомендациям и согласовывается с военкоматом), акты приема-передачи документов, необходимых для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций), и пр.

Кого будем учитывать?

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за его состояние отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения).

Первым делом определим, кто подлежит воинскому учету. В соответствии с п. 14 Положения это:

А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

— мужского пола, пребывающие в запасе;

— уволенные с военной службы с зачислением в запас;

— успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные учреждения;

— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Кроме этого, необходимо учитывать женщин, имеющих военно-учетные специальности согласно приложению к Положению (оператор ЭВМ, метеоролог, синоптик, фельдшер, фельдшер-лаборант, младший фармацевт, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант и пр.).

К сведению. Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

В то же время п. 15 Положения установлены категории граждан, которые не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях:

1. Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ.

2. Проходящие военную службу.

3. Отбывающие наказание в виде лишения свободы.

4. Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.

5. Постоянно проживающие за пределами РФ.

6. Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

Ответственный за ведение воинского учета

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс осуществляемых руководителями, другими должностными лицами мероприятий по учету граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части (п. 17 Рекомендаций).

Повторим, что ответственность за ведение воинского учета в организации несет ее руководитель. Конечно, эту обязанность он может делегировать работникам. Чтобы понять, нужен ли человек, который будет заниматься только ведением воинского учета, или достаточно расширить круг обязанностей кадровика, обратимся к Положению и Рекомендациям.

На основании п. 9 Рекомендаций все организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию. А пунктом 12 Положения определено, что число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

— один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

— один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;

— два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;

— один освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.

Если требуется двое и более работников, осуществляющих воинский учет, Положение рекомендует объединять их в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Численность работников, находящихся в организации на воинском учете, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, не забывая про женщин, имеющих военно-учетные специальности.

Обратите внимание! Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Чтобы определить, кто будет заниматься воинским учетом, необходимо издать приказ по форме, приведенной в приложении 4 к Рекомендациям. Отметим, что проект этого приказа в обязательном порядке согласовывается с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет (на территориях, где нет военных комиссариатов) (п. 22 Рекомендаций). Приведем пример такого приказа.

Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница N 3»

(ГУЗ «ГБ N 3»)

Приказ N 16 об организации воинского учета граждан, и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Во исполнение федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановлений Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и от 11.07.1994 N 821 «Об утверждении Основных положений по бронированию граждан Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющей запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»

Приказываю:

1. Начальнику отдела кадров Кудряшовой О. А. организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование граждан, пребывающих в запасе.

2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на заместителя начальника отдела кадров Ермолаеву Г. С.

3. При временном убытии Ермолаевой Г. С. в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, возлагать на делопроизводителя Рассказову Н. Г.

Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, передавать по акту.

4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Главный врач Свешников /Р. Э. Свешников/

С приказом ознакомлены:

Начальник отдела кадров Кудряшова, 13.08.2012 /О. А. Кудряшова/

Заместитель начальника

Отдела кадров Ермолаева, 13.08.2012 /Г. С. Ермолаева/

Делопроизводитель Рассказова, 13.08.2012 /Н. Г. Рассказова/

Согласовано с военным комиссаром Ленинского ОВК г. Саранска:

Полковник Смирнов, 20.08.2012 /Е. Б. Смирнов/

Более того, Рекомендации советуют согласовывать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

К сведению. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации

Обязанности работника, осуществляющего воинский учет в организации, устанавливаются как Положением, так и Рекомендациями. Так, в соответствии с п. 30 Положения лица, осуществляющие воинский учет в организациях, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы должны:

1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:

— наличие в паспортах отметок об их отношении к воинской обязанности;

— наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.

Обратите внимание! Работники, ответственные за ведение воинского учета, определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на такой учет, а также ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет (п. 28 Рекомендаций).

Кроме этого, ответственные за ведение воинского учета на основании п. 32 Положения для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках и документах воинского учета:

— направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений);

— в случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

— направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

— представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (по форме приложения 11 к Рекомендациям), а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (по форме приложения 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400);

— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

— вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

— оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Примечание. Переписка по воинскому учету работников должна храниться в организации в течение трех лет (ст. 690 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).

К сведению. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка по форме, установленной в приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций).

Примечание. Вышеназванные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета, обязательно включаются в его должностную инструкцию и трудовой договор.

Отметим, что формы отчетов, списков и уведомлений, предоставляемых работниками организации в военкоматы, а также иных документов, необходимых для работы лица, ответственного за ведение воинского учета, приведены в приложениях к Рекомендациям. Например, сообщение о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение воинского учета должен составить по форме, установленной приложением 9 к Рекомендациям. Такое сообщение составляется в двух экземплярах: один направляется в военкомат по месту жительства работника, а второй помещается в дело по переписке с военкоматом.

Сообщения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства составляются по форме приложения 13 к Рекомендациям, регистрируются в журнале исходящей документации и направляются в военкомат заказным письмом с уведомлением о вручении.

К сведению. При приеме сотрудника на работу кадровик обязан проверить документы воинского учета (военные билеты, временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу) на соответствие их паспортным данным. При обнаружении неточных или неверных сведений владельца документа отправляют в военкомат.

Необходимо заполнить раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма Т-2 ГС (МС)). Затем в двухнедельный срок нужно сообщить о приеме военнообязанных граждан в военкомат.

Личные карточки

Повторим, что в каждой организации должна быть картотека личных карточек на военнообязанных работников. Как заполнять такие карточки, рассказывать не будем, это предмет отдельной статьи. А вот порядок их хранения требует уточнения.

Итак, личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки:

Первый раздел — личные карточки на офицеров запаса;

Второй раздел — на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Третий раздел — на военнообязанных запаса женского пола;

Четвертый раздел — на призывников.

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.

Если в учреждении состоят на воинском учете более 500 граждан, возможно выделение дополнительного, пятого раздела — для личных карточек военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах об их вручении. Этот раздел составляется по командам (партиям) на основании данных пп. «а» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки, а в командах — по алфавиту.

Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе. При этом в п. 8 раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек данных граждан ставятся соответствующие отметки:

— «снят с воинского учета по возрасту» — у граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;

— «снят с воинского учета по состоянию здоровья» — у граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья.

При увольнении граждан с работы личные карточки военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.

Ответственность за нарушение правил осуществления воинского учета

Соблюдение порядка организации ведения работы по воинскому учету в организации, как и соблюдение норм трудового законодательства, обязательно проверяется. Так, в силу п. 33 Положения контроль за ведением организациями воинского учета осуществляют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления в порядке, определенном Приказом N 500. Военкоматы и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях:

— с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек — ежегодно;

— в остальных — не реже одного раза в три года.

При проверке правильности воинского учета в организациях определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами требований законодательства о воинском учете.

К сведению. Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организации военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна организация. Кроме этого, военный комиссар может принять решение о возбуждении в отношении руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет, дела об административном правонарушении.

Чтобы работодателям было понятнее, за какие нарушения какая ответственность им грозит, составим таблицу.

Норма КоАП РФ Нарушение Ответственность руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет
Статья 21.1 Непредставление в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на учет Штраф от 300 до 1000 руб.
Статья 21.2 Неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение возможности своевременной явки по вызову по повестке Штраф от 500 до 1000 руб.
Статья 21.3 Непредставление в двухнедельный срок сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих на воинском учете Штраф от 300 до 1000 руб.
Статья 21.4 Несообщение в двухнедельный срок сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете Штраф от 300 до 1000 руб.

Подведем итог

Любая кадровая работа требует аккуратности и пунктуальности в составлении и оформлении документов. Чтобы не вызвать претензии контролирующих органов, рекомендуем тщательно анализировать требования законодательства о воинском учете, а также внимательно отнестись к оформлению документов по его ведению.

Мы, как поется в песне, мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим. И если завтра, не дай бог, война, если завтра в поход, то вчерашний замдиректора по коммерческой части г-н Иванов, пиар-менеджер фирмы «Ромашка» Петров и курьер Сидоров превратятся в товарищей лейтенантов, сержантов и рядовых, забыв на время о своих мирных должностях.

Защитники «на гражданке»

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все компании, коммерческие и не коммерческие, вне зависимости от формы собственности обязаны вести воинский учет своих работников для обеспечения полноты и достоверности данных, о сотрудниках, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу. Напрямую этот процесс регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 16.04.2008), а также инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, изданной в 2007 году.

На общем воинском учете состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет. Наличие документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, является обязательным при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).

Сведения о регистрации нового предприятия или об изменении статуса уже зарегистрированного поступают в военкомат в течение пяти рабочих дней с момента их внесения в ЕГРЮЛ. Об этом должен позаботиться регистрирующий орган. Соответственно, проверять компанию на предмет правильности ведения воинского учета будут уже люди в погонах.

В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете при наличии в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря минувшего года менее 500 граждан учет может вести один работник, выполняющий эту работу по совместительству. Если людей больше, заниматься этим должны уже так называемые освобожденные сотрудники, для которых ведение воинского учета будет единственной функцией.

Посчитав людей, необходимо подготовить приказ об организации воинского учета на предприятии и план работ по ведению воинского учета в компании, который в дальнейшем будет согласован с военным комиссариатом. Кроме того, следует подготовить список работников организации, пребывающих в запасе.

Важно!

При приеме на работу нового сотрудника специалисту кадровой службы необходимо:

Убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета - о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

Заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;

Разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;

Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Кроме выше перечисленного, перед началом очередного календарного года необходимо разработать план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Данный план разрабатывают в течение всего календарного года и согласовывают с военным комиссариатом.

К учету годен

Кого же нужно учитывать в обязательном порядке? Согласно п. 14 Положения о воинском учете это:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
  • граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).
  • пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными являются и женщины, имеющие военно-учетные специальности. Перечень профессий и специальностей определен в приложении к Положению о воинском учете. Например, работницы, имеющие диплом врача, связиста, метеоролога, геодезиста и т. д.

Равняйсь! Смирно!

Принимая сотрудников на работу, кадровик должен проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у молодежи, которой везде у нас дорога, – призывные удостоверения. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельца следует направить в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете.

Ну и конечно, бухгалтеру-кадровику необходимо правильно заполнять раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма № Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС). Эти документы должны заполняться четким разборчивым почерком, аккуратно, чернилами, шариковыми, гелиевыми ручками черного или синего цветов, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) делаются простым карандашом. Карточки заполняются в двух экземплярах, один из которых вкладывается в личное дело сотрудника, а другой – в картотеку личных карточек граждан, поставленных на воинский учет. Личные карточки хранят в картотеке по разделам: офицеры запаса; прапорщики, мичманы, сержанты; старшины, солдаты и матросы запаса; военнообязанные женского пола; призывники.

Обо всех принятых на работу и уволенных гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу, необходимо сообщить в военкомат в двухнедельный срок. Разные военкоматы выдвигают разные требования по оформлению и содержанию документов. Но в любом случае в сообщении необходимо указать: воинское звание; фамилию, имя, отчество; год рождения; военно-учетную специальность; состав семьи; место жительства; дату приема (увольнения). В двухнедельный же срок следует известить военкомат об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете. Ежегодно, в сентябре, следует представлять списки работников мужского пола 15–16-летнего возраста, до 1 ноября – списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

Мы проверяем, нас проверяют...

При проведении контроля за ведением воинского учета в компании военкоматы проверяют полноту охвата граждан воинским учетом; достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, и т. д. Результаты ревизий отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ведутся в военных комиссариатах) и доводят до руководителей компаний.

За непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).

За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата и необеспечение возможности своевременной явки по вызову предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, карается штрафом в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Ну а за несообщение сведений о принятых/уволенных сотрудниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организации придется заплатить от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

На сверку становись!

Ответственный за военно-учетную работу оповещает сотрудников о вызовах в военный комиссариат, обеспечивает им возможность своевременной явки, а также не реже одного раза в год сверяет сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов или с учетными данными органа местного самоуправления. Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. По завершении сверки в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования граждан представитель военкомата делает записи о проведении проверки и в случае необходимости вносит замечания.

Согласно требованиям Генштаба руководители организаций должны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, компания несет сама.

С учета снят

Работника, достигшего предельного возраста пребывания в запасе или негодного к военной службе по состоянию здоровья, необходимо снять с воинского учета, как только он получит подтверждение (отметку военкомата по месту жительства) о переводе в отставку. Личная карточка на отставника должна быть изъята из картотеки военнообязанных.

В таблице, составленной консультантом Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» Антоном Агеевым, наглядно представлены данные о предельном возрасте пребывания граждан в запасе. По сути, это список групп лиц, подлежащих снятию с воинского учета в ближайшие 10 лет.

Год
снятия с воинского
учета

Женщины (возраст)

Мужчины (возраст)

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины,
прапорщики
и мичманы

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины,
прапорщики
и мичманы

Младшие
офицеры

Майоры,
капитаны 3-го
ранга,
подполковники,
капитаны 2-го
ранга

Полковники,
капитаны
1-го ранга

Высшие
офицеры


Список документов, которые должны быть разработаны и вестись на предприятии при организации воинского учета:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе». В нем определяют состав и функции работников по ведению учета и бронированию граждан. Назначение, перемещение и увольнение сотрудников, занимающихся военно-учетной работой, необходимо согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации. Это не относится к организациям, имеющим мобилизационные органы;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Юлия Кузьмина

«Город Белгород» по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на основании Методических рекомендаций Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по организации воинского учета в организациях с целью упорядочения работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, работающих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в государственных органах области, органах местного самоуправления и организациях (далее - организации).

Работники организаций, отвечающие за осуществление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны руководствоваться этими рекомендациями при оформлении документов воинского учета.

Все дела, книги и журналы учета должны быть учтены в Номенклатуре дел (книг, журналов), которая подписывается ответственным за военно – учетную работу и утверждается руководителем организации.

В А Р И А Н Т

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ (КНИГ, ЖУРНАЛОВ) ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

на 20____ год

Индекс дела

(книги, журнала)

Наименование дела

(книги, журнала)

дел (томов, частей)

хранения дела и № статьи по Перечню 1

Примечание

заведения

окончания

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Журнал учета входящих документов по воинскому учету

Журнал учета исходящих документов по воинскому учету

Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета

Журнал направления граждан, пребывающих в запасе, в отделы ВКБО при отсутствии отметок в документах воинского учета

Журнал оповещения граждан, пребывающих в запасе, о вызовах в отделы ВКБО

Книга по учету бланков специального воинского учета

Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек

1См: Приказ Минкультуры РФ от 01.01.2001 N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

Ответственный за ВУР: __________________________ ____________________

(подпись) ()

Все документы должны быть сформированы в отдельные папки и внесены во внутреннюю опись папок. Нумерация, название и содержание папок приведены в таблице

папки

Название папки

Документы, находящиеся в папке

Вести воинский учет в организации – это обязанность каждой компании, а далеко не право, как многие считают. Об этом нам говорит Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8). При этом многие организации пренебрегают этой обязанностью, поскольку штрафы за недобросовестное ведение воинского учета в организации или неведение его вовсе, ничтожно малы по сравнению с нарушениями других участков ведения кадрового делопроизводства, и не превышают 1000 рублей по каждому виду нарушения (гл. 21 КОАП РФ). Однако каждая компания рано или поздно приходит к необходимости постановки воинского учета, так как районные военкоматы с определенной периодичностью посещают каждую компанию, осуществляющую свою деятельность на вверенной им территории. Кроме этого, нужно помнить, что штраф может быть наложен за каждый «инцидент» нарушения, а не только за факт нарушения.

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у специалистов по кадрам в ходе проведения работ по организации воинского учета в компании. Ведь, несмотря на наличие точных указаний от Генерального штаба, непосредственно в начале работ, особенно, когда это делается впервые в жизни специалиста, указаний становится недостаточно. Нужен четко сконструированный план. Именно по принципу плана и будет построена наша статья.

Начиная работы по организации воинского учета, прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет так называемая «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ). В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы, поэтому, если вы собираетесь вести воинский учет по всем правилам, то наличие этой папки, прежде всего, в ваших интересах, а потом уже – в интересах прохождения проверки.

Обязанность по ведению воинского учета возложена на руководителя организации «по умолчанию». Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа). Далее готовится пакет документов для постановки организации на воинский учет: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации и военное время, а также список призывников.

Особое внимание следует уделить картотеке личных карточек граждан, пребывающих в запасе. Строится она по форме Т-2, но сортируется по составу:

  • отдельно личные карточки офицеров запаса;
  • отдельно личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
  • отдельно личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
  • отдельно личные карточки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.

При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:

  • Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из данных документа воинского учета: командный, инженерный и технический, военно-гуманитарный,педагогический, юридический, медицинский, ветеринарный.
  • Полное кодовое обозначение ВУС также указано в документе воинского учета, вносится в карточку в полном соответствии с военным билетом.
  • Категория годности к военной службе также представлена на соответствующей странице в военном билете. При этом, если запись о годности отсутствует, то проставляется категория годности «А» (так часто бывает у офицеров запаса).
  • Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете.
  • Графа «Состоит на воинском учете» заполняется по следующим строкам:

а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;

б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).

  • Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.
  • Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет): графы «Категория запаса», «Состав (профиль)», «Полное кодовое обозначение ВУС» и «Состоит на воинском учете» не заполняются. В графе «Воинское звание» делается запись простым карандашом «подлежит призыву».
  • Категория годности к военной службе записывается буквами в соответствии с данными документа воинского учета:
    А — годные к военной службе.
    Б — годные к военной службе с незначительными ограничениями.
    В — ограниченно годные к военной службе.
    Г — временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
    Д — не годные к военной службе (снимаются с воинского учета).

При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Своё требование к заполнению данных полей они мотивируют тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени. Возможно это и так, но нам, кадровикам, это обстоятельство, конечно, работу не облегчает. Особенно, если в компании менее 500 сотрудников – в этом случае воинским учетом сотрудник занимается наряду со своей основной работой. И только тогда, когда ГПЗ более 500, полагается отдельный работник на этот участок работ.

В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.

Последним шагом в этом нелегком деле,организации воинского учета на предприятии с нуля,послужит подготовка рабочей папки, где будет храниться вся исходящая и входящая документация по воинскому учету. Именно в эту папку будут перенесены на хранение уведомления о приеме и увольнении сотрудников, готовящиеся в течение 2-х недель, переписка с военкоматами и так далее. Рекомендуется все исходящие документы готовить в 2-х экземплярах – один для военкомата, второй – для работодателя. На документах необходимо проставлять исходящий номер и дату. Документы, передаваемые в военкоматы напрямую, рекомендуется передавать по описи, а при отправке по почте – обязательно прикладывать опись об отправке. В ином случае будет достаточно трудно доказать, что вы своевременно, в соответствии с требованиями законодательства осуществляли работы по воинскому учету.

Дальнейшее ведение воинского учета осуществляется согласно плану ведения воинского учета в организации с соблюдением сроков, указанных в плане.

* * *

Как вы видите, ничего сложного в ведении воинского учета в принципе нет. Здесь больше однообразной, бумажной работы, которая не каждому человеку приходится по нраву. Кроме этого, работы по постановке и ведению воинского учета достаточно трудозатратны, так как предполагают наличие отдельной картотеки Т-2 военнообязанных, которую также нужно вести, заполнять и пополнять, как и основную.

Вести или нет воинский учет – конечно, компания может решать сама, как и то, платить заработную плату работникам на карту, отчитываясь во все соответствующие фонды, или выдавать её в конвертах, лишая сотрудников будущей пенсии и других льгот. Но, исходя из опыта, если ваша компания уже «засветилась» в военкомате тем или иным образом, товести воинский учёт придётся по всем правилам.

Все знают, что воинский учет должен вестись в каждой организации, даже если в ней только один военнообязанный. Поэтому, как ни крути, придется сначала организовать воинский учет, если его не было, а затем его осуществлять (вести документацию, сдавать отчеты и т.д.). И пусть штрафы за несоблюдение требований законодательства в области воинского учета небольшие, провоцировать их назначение все же не следует. В статье расскажем работодателям, кто должен осуществлять воинский учет в организации и какие обязанности в этой области установлены, какие работники должны состоять на воинском учете, какие сведения представлять в военкомат и какая ответственность предусмотрена для нарушителей.

Кого учитывать?

Прежде всего отметим, что воинскому учету в организации подлежат призывники и военнообязанные работники. Кто относится к таким лицам - установлено п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и п. 14 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение).

Призывники - это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнообязанные - это граждане, пребывающие в запасе. К ним относятся:
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на нее;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на нее или не призванные на нее по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

К сведению. Женщины, имеющие воинские звания , пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.

При этом установлены лица, не подлежащие воинскому учету:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- имеющие воинские звания и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

Документы воинского учета

Документами, подтверждающими постановку на воинский учет, являются:
- военный билет - для граждан, пребывающих в запасе;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета, которое выдается при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности;
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (ч. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ, п. 18 Положения);
- справка, выданная взамен военного билета, которая выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).
Согласно п. 30 Положения в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы сотрудники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Примечание. Штамп об отношении к воинской обязанности проставляется на странице 13 паспорта гражданина РФ. Образец штампа установлен в приложении 8 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее - Рекомендации).

Кроме этого, в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, одним из требований воинского учета является установление военнообязанных и призывников при приеме их на работу.

Обратите внимание! Сведения о принятых на работу граждан, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, должны передаваться в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет. За несообщение об этом ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Порядок организации воинского учета

Порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих воинский учет, требования к хранению документов и др. установлены Положением и Рекомендациями.
Начинается организация воинского учета с определения количества сотрудников, которые будут этим заниматься. В силу п. 12 Положения, если количество подлежащих воинскому учету менее 500, то воинский учет осуществляется одним сотрудником, выполняющим эту обязанность по совместительству. Если количество военнообязанных составляет от 500 до 2 000, для осуществления воинского учета необходимо выделить отдельную ставку для одного работника, а если военнообязанных от 2 000 до 4 000, то две. На каждые последующие 3 000 работников выделяется еще по одному освобожденному сотруднику.
Если воинским учетом предстоит заниматься двум и более сотрудникам, для них следует создать отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Обратите внимание! Общее количество работников, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества находящихся на воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения).

Как правило, обязанность по ведению воинского учета возлагается на кадрового работника. Согласно Положению такая работа должна дополнительно оплачиваться. Для этого не обязательно оформлять совместительство, а можно оформить расширение зон обслуживания или увеличение объема работ в порядке ст. 60.2 ТК РФ и с письменного согласия самого работника.
Затем руководитель организации, в силу п. 9 Положения, издает приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма такого приказа приводится в приложении 4 к Рекомендациям. В приказе указываются состав и обязанности работников по ведению воинского учета.

К сведению. Кандидатуры работников, занимающихся воинским учетом, а также их перемещение и увольнение рекомендовано согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации путем направления военному комиссару проекта приказа.

Если работник, осуществляющий воинский учет, временно отсутствует, руководитель организации своим приказом должен назначить на этот участок работы другого сотрудника. При этом документы воинского учета должны быть переданы вновь назначенному лицу по акту (п. 22 Рекомендаций).
В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих в организациях и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме согласно приложению 17 к Рекомендациям. План также согласовывается с военкоматом.

Обратите внимание! Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года. При проведении контроля проверяются и определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона N 53-Ф3 и Положения (п. 3 Рекомендаций).

В соответствии с п. 39 Рекомендаций помимо приказа об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе, и плана работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации должен вестись журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Форма журнала приводится в приложении 1 к Рекомендациям. Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации.
Кроме этого, в организации должны иметься расписки в получении от работников документов воинского учета, а также справочная информация по воинскому учету и другие необходимые документы.
Особое внимание при проведении воинского учета уделяется личным карточкам военнообязанных работников формы Т-2 и Т-2 ГС (МС). При этом коммерческие организации могут утверждать свою форму личной карточки.
Сведения о воинском учете вносятся в разд. 2 личных карточек. Требования по заполнению этого раздела установлены в приложении 7 к Рекомендациям.
Личные карточки работников, подлежащих воинскому учету, должны храниться отдельно в специальной картотеке, которая состоит из основных четырех разделов (на запаса, на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса, на военнообязанных запаса женского пола и на призывников).
При количестве работников более 500 в картотеке создается пятый раздел. Карточки в картотеке составляются по алфавиту.
Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки.
А при увольнении с работы личные карточки уволенных военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организации и сдаются в архив.
В связи с тем, что при осуществлении воинского учета в организации ведется свой документооборот, в том числе приходится хранить соответствующие документы, личные карточки и т.д., работодатель обязан выделить для сотрудников, ведущих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность бумаг.

Обязанности работников, ответственных за воинский учет

Обязанностей у работников, осуществляющих воинский учет, довольно много, и установлены они Положением и Рекомендациями.
Начиная с приема новых работников в организацию, ответственные лица должны, как уже было сказано выше, проверять у них наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, записей в них и отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, а также наличие мобилизационных предписаний.
В случае отсутствия отметок в паспорте следует отправлять запаса, призывников, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса в военкомат по месту жительства (месту пребывания). Если военкомат в муниципальном образовании отсутствует, указанные лица направляются в орган местного самоуправления (п. 32 Рекомендаций).
Заполнение личных карточек, их ведение и хранение также осуществляются работниками, ведущими воинский учет. При заполнении карточки надо уточнять сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет. В личные карточки также должны вноситься сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания и состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.
Таким образом, если воинский учет осуществляет не кадровый работник, то личную карточку придется заполнять двум сотрудникам. Определенные неудобства возникают и с хранением: личные карточки военнообязанных должны храниться в отдельной картотеке. Некоторые специалисты предлагают вести для военнообязанных дополнительные карточки воинского учета или вторые экземпляры личных карточек. Однако пока никаких разъяснений по данному вопросу в законодательстве нет.
В обязанности работника, осуществляющего воинский учет, также входит разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, контроль их исполнения, а также информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

К сведению. Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военкомата без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с него и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и другие нарушения законодательства о воинском учете влекут для гражданина административный штраф до 500 руб. (ст. 21.5, 21.6 КоАП РФ).

В случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, ответственные за такой учет сотрудники оповещают работников о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления.

К сведению. Неоповещение работников о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, или необеспечение работникам возможности своевременной явки по вызову по повестке влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Помимо обязанностей, связанных с обеспечением документооборота воинского учета и взаимодействием с военнообязанными работниками, сотрудники, осуществляющие воинский учет, должны информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Кроме этого, ответственные за воинский учет сотрудники должны сдавать в военкоматы:
- сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (по форме, установленной в приложении 9 к Рекомендациям). Срок предоставления таких сведений - две недели;
- данные об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, здоровья работников, состоящих на воинском учете (по форме приложения 13 к Рекомендациям). Срок предоставления сведений - те же две недели;
- сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, и о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по форме приложения 10 к Рекомендациям). Предоставляются по запросам военкоматов;
- списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (предоставляются ежегодно в сентябре), а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

К сведению. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих в организации граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением 16 к Рекомендациям.

Военный комиссариат по согласованию с органом исполнительной власти может установить и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках (п. 34 Рекомендаций).
Кроме этого, требуется не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета в военкоматах.

Права работников, состоящих на воинском учете

Законодательством установлены обязанности работодателя по отношению к сотрудникам, состоящим на воинском учете.
В соответствии со ст. 170 ТК РФ и ст. 6 Закона N 53-ФЗ работодатель должен освободить сотрудников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на нее, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на нее, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.
Кроме этого, работодатель в соответствии с п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), должен возместить работнику расходы, связанные:
- с проездом к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно;
- с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на нее, о призыве на военные сборы;
- с прохождением военных сборов;
- с вызовом военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на нее, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
Расходы, понесенные организацией, компенсируются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным постановлением. В силу п. 5 Правил выплата компенсации осуществляется на основании представляемых работодателями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих расходы. Такими документами могут быть справка из военкомата, приказ об освобождении сотрудника от работы в связи с прохождением военных сборов, расчет среднего заработка, платежная ведомость и пр.

Подводя итог, еще раз отметим, что обязанность по сбору, хранению, обновлению и передаче в военкомат сведений о военнообязанных сотрудниках установлена законодательством и избежать ее выполнения не получится. При этом в помощь работодателям изданы методические рекомендации и другие нормативные правовые документы. Если же что-то не понятно, работодатель всегда может обратиться за разъяснениями в военкомат по месту нахождения организации.

Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"